Опубликованные статьи

Савельева Екатерина Александровна

Данная страница содержит материалы научно-практических конференций.

1. Опубликована в сборнике материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (16 апреля 2015 года)

2. Опубликована в сборнике научных статей с Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Современный ребенок. Какой он? Поиски, находки, решения" (30 марта 2015 года)

3. Савельева Е.А. Педагогическая диагностика по определению уровня развития творческого потенциала детей./ Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Модернизация образования и векторы развития современного поколения" (26 февраля 2015 год) - М., 2015 - 251с.

4.Савельева Е.А  "Важнейшие составляющие процесса развития творческого потенциала ребенка"./ Материалы межвузовской научно-практической конференции "Реформирование образования в России: история, современность и перспективы" (22 апреля 2015) - эл. периодическое издание "Преемственность" - выпуск №8

5.Савельева Е.А. "Современные подходы к диагностике творческих способностей у детей дошкольного возраста (из опыта работы)". / Научно-практический журнал "Одаренный ребенок" - 2/2015. 1-144.

6.Савельева Е.А. "Всестороннее развитие дошкольника посредством проектной деятельности. /Сборник научных статей."Современное образование: от теории к практике.ООО Издательство "Люкс", 2019.-307 с

7. Савельева Е.А. "Организация и проведение Недели игры и игрушки в средней группе"/Маиериалы Фестиваля педагогических идей "Открытый урок" 2018/2019 

8. Савельева Е.А. "Проект: Настольный театр своими руками- Ожившая сказка"/"Народный педагогический журнал" выпуск 10(04)2019

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЗНАЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ, ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ И ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА

Савельева Екатерина Александровна/Козилова Лидия Васильевна

Магистрант заочного отделения педагогического факультета  

МГГУ им. М.А.Шолохова, г. Москва

Воспитатель, ГБОУ Школа № 1246 корпус № 2669, г. Москва

Проблема развития творческого потенциала издавна волновала человечество. Человеческую природу отличает особая познавательная активность, которая обуславливает преобразование как внешнего (окружающего), так и внутреннего мира человека. Сегодня в динамично меняющемся мире эта проблема особенно актуальна.

Большинство исследователей сходятся  во мнении, что основными направлениями в развития творческого потенциала ребенка являются не только развитие воображения и качеств мышления, но и развитие эмоционально-волевой и мотивационной сферы ребенка.

Ведь важно отметить, что под творческим преобразованием  обязательно  предполагается  социально ориентированное, положительно заряженное изменение.  Морально – нравственная составляющая должна присутствовать в любом творческом процессе.  Преобразования должны быть ориентированы на высшие человеческие ценности. Иначе,  какой в них общечеловеческий смысл?

В этой связи, морально-нравственные ориентиры – важнейшие компоненты  процесса развития творческого потенциала ребенка.  Это база, «контекст» для развития творческого мышления и творческого воображения.

Такая природа творческих способностей для непосредственного практического выхода требует определенной стратегии работы с детьми.

Конечно, стремление получить похвалу, победить в конкурсе является закономерным результатом вложенного труда и формой общественного признания. Однако в данном случае происходит то, что в психологии называют «сдвигом мотива на цель», а важно, чтобы мотив являлся внутренней потребностью человека. Известный педагог В.А.Сухомлинский подчеркивал как важно не допустить, чтобы удовольствие и радость от похвалы оказались сильнее удовольствия и доброго деяния. Щедрость и бескорыстие, в каких бы формах они не выражались, не должны осмысливаться и переживаться как что-то исключительное, считать хорошее обязательным – одно из  правил воспитания нравственности. И там, где выполняется долг, недопустимо упоение похвалой [4].

История науки дает большое число примеров непременной черты одаренных  личностей – скромность. Казалось бы, эта черта  не имеет прямого отношения к творчеству, но именно она может служить своеобразным индикатором структуры истинно творческой личности. Заметим, эта скромность не пассивная: она не исключает вызов невежеству консерватизму, устаревшим научным представлениям, силам природы и социального зла; она предполагает  мужество, бескорыстие познания как проявление активной жизненной позиции творческой личности. Лишь нравственность может сужать базу социальных деформаций личности, рецедивов мещанской психологии и морали, эгоистических ценностных ориентаций, «размывать» социально психологическую почву страха перед неудачей. Активная жизненная позиция представляет собой синтез мощного интеллекта, нравственности, принципиальности, скромности и человечности. Истинно творческой личностью может быть человек одержимый и увлекающийся, им может быть ученый  - эрудит и человек от станка, но в любом случае личность предполагает высший уровень интеллектуальной активности [1].

Познавательный интерес  должен стать  ведущим  мотивом, подавляющим побочные мотивы. Как говорил С.Л.Рубинштейн, решающим для учения о способностях является вопрос о детерминации их развития, так как это основной вопрос теории любых явлений. Связь проблем способностей и развития позволяет понять, что, с одной стороны, способности не могут быть насажены извне, так как в «индивиде должны существовать внутренние предпосылки, внутренние условия для органического роста, с другой – что они не предопределены, не даны в готовом виде вне всякого развития» [3]. Рубинштейн считал, что взаимосвязь внешних и внутренних условий развития способностей являются отправным пунктом и теоретической основой для решения коренных дискуссионных вопросов теории способностей.

     Если деятельность человека является лишь средством достижения каких-то иных целей, сам процесс труда деформируется. С.Л.Рубинштейн считал, что мышление можно рассматривать с одной стороны, как процесс «образующий реальную основу мыслительной деятельности; с другой – как деятельность, в процессе которой реализуется  отношение человека к миру».  Исследование показало, что только через отношение человека к миру можно понять логику развития мыслительного процесса.

     Данный процесс одновременно указывает не только на развитие процесса познания мира, но и процесса становления его субъекта, самого человека. Ибо он «рождается собственными выборами и усилиями», как точно отметил Фромм (1992). В контексте исследований природы творчества понятие духовной активности, рассматриваемое нами скорее как философское, выступает в качестве синонима в ряду понятий познавательной самодеятельности, ситуативно не стимулируемой продуктивной деятельностью, интеллектуальной активностью. Поскольку такие сущностные компоненты системы, как мировоззрение, система ценностей, направленность личности, то, что мы определяем как «внутренний мир», в интеграции со способностями человека определяют феномены творчества.

В своем исследовании Д.Б. Богоявленская приходит к двум типам мотивации. К первому, обеспечивающему высокий уровень познавательной самодеятельности, относится, прежде всего, доминирование познавательной мотивации, заинтересованность в деле, а не в своем успехе. Второй тип мотивации выступает психологическим барьером для проявления познавательной самодеятельности. Сюда относятся внешние по отношению к познанию мотивы.

Таким образом, в первом случае мотивы стимулируют реализацию способностей, во втором — тормозят. Этим можно объяснить факты, когда при высочайших умственных способностях мы не наблюдаем проявления познавательной самодеятельности, или то, что при одинаковом уровне способностей люди различаются по своему творческому потенциалу.
Хочется думать, что мы можем с полным правом утверждать: внешне не стимулированный выход во второй слой, т.е. продолжение познания за пределами требований заданной ситуации, — не результат произвола. Он отражает только то, что отношение человека к объективному миру опосредуется богатством его внутреннего мира.

Н.А. Бельская также утверждает, что даже очень высокий уровень развития способностей необходимое, но совершенно недостаточное условие творческой активности личности (и творческой самореализации). Главную роль в детерминации и продуктивности творческого поведения играют мотивация, ценности-идеалы, эмоционально-волевая сфера, особые личностные качества. Когнитивная система и вся система задатков в целом — лишь ресурс («могу»), которым будет распоряжаться субъект-носитель в зависимости от индивидуальных особенностей своей мотивационно - потребностной сферы («хочу») [2].

Э. Фромм в работе «Человек для себя» выдвигает тезис: основа характера — специфический вид отношений личности с миром. Эти отношения характеризуются так называемой «ориентацией» — плодотворной или неплодотворной. Один из видов неплодотворной ориентации — «рыночная». Рыночный прессинг, с точки зрения Э. Фромма, придает самореализации оскопленный, ущербный характер; при таком прагматизме субъект не способен показать максимальный КПД и удовлетворяется тем решением, которое можно хорошо продать на данный момент. Создание продукта, имеющего исключительную социально-культурную, непреходящую ценность, здесь практически исключено [5]. С нашей точки зрения, об истинной и перспективной одаренности можно говорить, когда субъект: 1) имеет высокий интеллектуальный и творческий потенциал; 2) безусловно стремится к творческой реализации (она имеет первостепенный, бескорыстный и самоценный характер) и 3) способен ее осуществить не столько благодаря поддерживающей среде, сколько прежде всего вопреки всей сумме неблагоприятных факторов, блокирующих его стремление.

Наконец, остановимся на важнейшем  факторе одаренности — воле. Воля, volo(лат.) — «хочу». Способность «хотеть», возможно, играет главную роль в «появлении на свет» тех самых экстраординарных достижений, факт которых свидетельствует в пользу одаренности уже без всяких сомнений. При этом важна не только активная воля-экспансия, понимаемая как воздействие на среду в целях достижения своих целей, но и прежде всего способность держать прессинг агрессивно-враждебной среды в целях сохранения собственной индивидуальности, своего видения мира, мнения, решения; способность, обозначаемая как личностная резистентность (сопротивляемость) [2].

Таким образом,  нам представляется, что такое понимание творчества предполагает  формирование ценностных ориентиров (морально-нравственных, духовных), развитие эмоционально-волевой сферы как важнейшие составляющие процесса развития творческого потенциала ребенка.

Список литературы

  1. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. Академия, М., 2002.- 320 c.
  2. Бельская Н.А. Одаренный ребенок: Современные подходы к пониманию феномена одаренности и пути решения проблем одаренных детей. М.: Просвещение, 2015.
  3. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. Педагогика, М., 1973.- 424 с.
  4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Просвещение, М.: 1989. — 290 с.
  5. Фромм Э. Человек для себя. Минск: Коллегиум, 1992. 151 с.


Предварительный просмотр:

Савельева Е.А.

 Воспитатель, ГБОУ Школа № 1246 корпус № 2669, г. Москва

ДУХОВНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕБЕНКА

Аннотация: В статье рассматривается духовно-нравственное воспитание как необходимый компонент процесса развития творческого потенциала ребенка. Актуальные вопросы формирования духовно развитой личности. Взаимопроникновение духовной и творческой деятельности.

Ключевые слова: творческая личность, духовность, развитие, ребенок, нравственность, творческий акт, страна, Россия.

Во все времена прогресс человечеству обеспечивали люди смело мыслящие и активно действующие. Люди, которые умеют видеть проблему и из множества вариантов решений выделить оптимальное. Таких ярких, незаурядно мыслящих людей часто называют «творческая личность».

Сегодня наша страна остро нуждается в таких творческих личностях. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года предусмотрено одной из главных задач государства формирование инновационного социально ориентированного типа экономического развития. Первым направлением указывается развитие человеческого потенциала России. Это предполагает создание благоприятных условий для развития способностей каждого человека. Переход от системы массового образования, характерной для индустриальной экономики, к необходимому для создания инновационной социально ориентированной экономики непрерывному индивидуализированному образованию для всех, развитие образования, неразрывно связанного с мировой фундаментальной наукой, ориентированного на формирование творческой социально ответственной личности [4].

Проблема творческих способностей издавна волновала человечество. Человеческую природу отличает особая познавательная активность, которая обуславливает преобразование как внешнего (окружающего), так и внутреннего мира человека.

Но важно отметить, что под таким преобразованием  обязательно  предполагается  социально ориентированное, положительно заряженное изменение.  Морально – нравственная составляющая должна присутствовать в любом творческом процессе.  Преобразования должны быть ориентированы на высшие человеческие ценности. Иначе,  какой в них общечеловеческий смысл?

В этой связи, духовность – важнейший компонент  процесса развития творческого потенциала ребенка.  Это база, «контекст» для развития творческого мышления и творческого воображения.

Духовность есть интериоризация сознанием индивида высших общественных ценностей моральных, эстетических, научных и др. [3]. А это означает, что формирование духовного возможно только во взаимодействии ребенка со взрослым. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека [2].

К базовым национальным ценностям относятся: патриотизм, семья, труд и творчество, наука, искусство и литература, природа, религия, человечество.
Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания ребенка. Для организации такого пространства и его полноценного функционирования требуются согласованные усилия всех социальных субъектов — участников воспитания: семьи, общественных организаций,  культуры и спорта, СМИ, традиционных российских религиозных объединений. Ведущая, содержательно определяющая роль принадлежит субъектам образовательного процесса.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания детей, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом [2].

Обязательным требованием Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Одна из главных задач – объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Средства массовой информации также признаются участниками воспитательного процесса [2]. С раннего детства человек оказывается в окружении большого количества информации. Печать, кино (в том числе для детей), мультфильмы, телевидение активно пропагандируют идеологию общества, его нормы и ценности, которые регулируют жизнедеятельность личности. Однако зачастую эта функция выполняется недобросовестно, во главе выступает коммерческий интерес. Большое количество иностранной продукции не способствует формированию гражданской идентичности, персонажи, их внешний вид, речь часто не только примитивны, но и агрессивны, что навязывает соответствующее поведение ребенку. На наш взгляд, сегодня эта проблема стоит очень остро.  Развитие социально-педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики [2].

Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного включения в решение проблем более взрослого сообщества. Полноценное духовно- нравственное развитие происходит, если воспитание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка. Сегодня наблюдается некая оторванность детей от «взрослой» жизни. Родители чаще предпочитают все решить и сделать сами. Это формирует у детей инфантильность, затрудняет социализацию и мешает раскрытию творческого потенциала. Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сделать таким мир вокруг себя. Программы духовно нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, села, района, города, области, республики, России.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно - волевой сферы, жизненных приоритетов, способности ставить проблему, видеть пути ее решения и выбирать наиболее оптимальный, в т.ч. в соответствии с  нравственными убеждениями, моральными нормами и духовными ценностями.  

        Высшим видом духовной деятельности выступает создание новых смыслов и значений, возникающих как акты переживания и осмысления.  Ценность духовности есть способность к творению и претворению ценностей. Способность к творчеству ценностей,  связана со свободным нестереотипным характером отношений субъекта с миром, субъективной интерпретацией их взаимосвязей. Что также представляет собой творческий акт. Претворение ценностей в практическое явление выступает важнейшим выражением духовной деятельности [1].

Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, раскрытие его творческого потенциала, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Список литературы

1.Баева Л.В. Ценностные основания индивидуального бытия:  Опыт экзистенциальной аксиологии: Монография.М.:Прометей. МПГУ, 2003

2. Данилюк А.Я. , Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Москва: Просвещение,2009

3. Интернет-ресурс http://vslovare.ru/slovo/filosofskiij-slovar/duhovnost

4.Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями)
Система ГАРАНТ:
http://base.garant.ru/194365/#ixzz3Pr6ZnmHj

5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155