Работа с родителями

Оленич Наталья Владимировна

Различные материалы, которые помогут организовать работу с родителями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам».

Экзамен — проверка знаний ученика

и мудрости преподавателя.

Вопросы для обсуждения:

1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за год.

2.  Подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации — сдаче их детьми экзаменов.

Форма проведения собрания: беседа.

Ход собрания:

1. Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы!

Наступает один из самых важных и ответственных моментов в жизни вашего ребенка. Пройдет совсем немного времени, и он получит документ, в котором будет зафиксирован государственной комиссией результат его пребывания в школе!

Наша с вами задача — помочь пройти ему этот путь с честью, показав все, чему он научился и в чем преуспел за эти годы.  В период подготовки к экзаменам меняется прежний, ставший уже привычным распорядок учебных занятий: в основном они теперь будут проходить в домашних условиях, а резкое нарушение привычного режима требует дополнительных затрат энергии. В течение продолжительного времени учащимся придется выполнять работу с однообразными по характеру операциями (например, чтение, письмо, математические действия и др.), что значительно снижает работоспособность и ускоряет наступление утомления.

Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка из-за продолжительности занятий, существенное ограничение двигательной активности, сокращение в ряде случаев времени сна и пребывания на свежем воздухе, эмоциональные напряжения - все это потребует от учащихся четкого, рационального режима дня и соблюдения гигиенических условий в процессе труда и отдыха, которые обеспечили бы их организму высокую работоспособность в течение продолжительного времени.

Многие учащиеся испытывают страх перед экзаменами. Главная причина такого страха заключается в том, что нервная система подростка не в состоянии справиться с требованиями, которые создает ситуация повышенной ответственности на экзаменах. Обычно это бывает из-за чрезмерно больших, нерационально распределенных нагрузок, ослабления организма после перенесенной до этого болезни, неумения продуктивно работать в режиме повышенных требований и др. Нередко страх вызывается пониманием учащимися своей беспомощности (из-за недостаточности знаний и подготовки) перед надвигающейся неприятностью (низкая оценка на экзамене).

Напряженная умственная работа в этот период сопровождается у подростков отрицательными психоэмоциональными реакциями - беспокойством, тревогой, волнениями, что в значительной мере отражается на аппетите и обменных процессах организма. При этом могут появиться и несвойственные для данного школьника черты поведения в виде необоснованного упрямства, грубости, несдержанности, подавленного мрачного настроения, обидчивости, плаксивости и др.

Многие нарушения организации режима самостоятельных учебных занятий и времени отдыха в этот период связаны с отсутствием у школьников знаний и навыков в планировании своей деятельности. Нередко учащиеся, предоставленные самим себе, непродуктивно работают днем, а потом занимаются до позднего вечера, нерегулярно питаются, мало отдыхают. Все это отрицательно сказывается на их здоровье и качестве подготовки к экзаменам.

«Как же готовиться к экзаменам?» Этот вопрос рано или поздно задает себе каждый старшеклассник, все больше тревожась по мере приближения учебного года к концу. С этим вопросом они обращаются и к учителям, и к родителям, и к старшим товарищам, уже прошедшим это испытание. От каждого из них можно получить ценный совет. Но, как правило, никто из ребят, готовящихся к экзаменам, не обращается за советом к врачу. Некоторые из учащихся скептически улыбнутся: чем же может помочь врач, что он может посоветовать при подготовке к экзаменам? И они ошибутся. Советы врача нужны, и те, кто им последует, без сомнения, сдадут экзамены легко и без особого волнения.

Что советуют врачи?

Прежде всего, режим дня в экзаменационный период не должен отличаться от обычного (если, конечно, раньше он соблюдался), т.к. при его резком изменении развивается болезненное состояние десинхроноз. Это состояние характеризуется нарушением привычного ритма работы большинства органов и систем организма, в первую очередь центральной и сердечно-сосудистой.

1. Вставать нужно, как и в учебное время, в 7.00-7.30 часов утра и не забывать о зарядке.

2. Физическая зарядка в период напряженного умственного труда, когда дневная двигательная активность значительно снижена, особенно необходима учащимся. Чтобы зарядка доставляла удовольствие, в нее нужно включить упражнения, которые с охотой выполнялись на уроках физкультуры. Участвовать в упражнениях должны все группы мышц, особенно мышцы плечевого пояса, шеи, спины. Зарядка и душ придают бодрость на весь день. Физические упражнения помогают быстрее ввести организм в деятельное, рабочее состояние, создать хорошее настроение и бодрость, активизировать нервную систему. После гимнастики «период врабатывания», т.е. переход организма из состояния относительного покоя (ночной сон) в состояние оптимальной работоспособности короче, что в свою очередь значительно увеличивает время продуктивной работы.

3. Занятия лучше начинать сразу после завтрака, в то же время, что и уроки в школе, т.е. в 8.00-8.45. Занятия в утренние часы наиболее плодотворны: ведь именно в это время (с 10 до 12 часов) у большинства учащихся отмечается первый подъем уровня работоспособности.

     4.  Режим занятий должен соответствовать индивидуальным особенностям организма учащегося. Так, у части школьников с самого начала дня отмечается достаточно высокая умственная работоспособность, а в процессе занятий восприятие учебного материала постепенно ослабевает. Таким учащимся рекомендуется начинать занятия с самых сложных разделов, а потом (когда усвоение учебного материала ухудшается) перейти к повторению более легких вопросов.

     Другие учащиеся в начале дня обычно ощущают вялость, заторможенность. Но постепенно это состояние проходит и наступает период оптимальной умственной работоспособности. В таких случаях, наоборот, следует идти от простого к сложному, от более легких вопросов к изучению более трудных.

     5.  Одним из главных условий поддержания высокой работоспособности в течение длительного времени является смена видов деятельности. В процессе занятий необходимы кратковременные перерывы для отдыха — примерно через каждые 40-45 минут. Перерывы не должны превышать 10-15 минут, иначе может снизиться настрой на занятия, приобретенный во время работы.

     6.  Отдых не должен быть пассивным. Лучше встать из-за стола, открыть форточку, сделать несколько физических упражнений из комплекса утренней зарядки: потягивания, наклоны в разные стороны. Дать отдохнуть глазам, сделав несколько упражнений:

• быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз;

•  крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считая до 5). Повторить 4-5 раз;

• вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленным движением указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз;

•  в среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

     Легкие физические упражнения и движения, а также прохладный душ во время напряженного умственного труда играют роль «физических стимуляторов».

     Некоторые учащиеся считают, что музыка, шум, разговоры не мешают им во время занятий. Действительно, можно привыкнуть к шуму и не замечать его, но отрицательное влияние этого фактора самым неблагоприятным образом сказывается на работоспособности. Утомление наступает значительно раньше из-за того, что головному мозгу приходится тратить часть своей энергии на то, чтобы «задерживать» посторонние звуки от их проникновения в сферу сознания. Наиболее продуктивная умственная деятельность возможна лишь в условиях тишины.

     Через три часа занятий перерыв должен быть более длительным (30-40 минут) на второй завтрак, после которого можно выйти ненадолго погулять.

     После такого отдыха можно позаниматься ещё 1,5-2 часа.

     После обеда с14.00 до 16.00 отдых, во время которого нужно погулять на улице.

     С 16 до 18 часов возможно ещё многое выучить и повторить. В это время начинается второй подъём работоспособности. Заниматься следует 2,5-3 часа с небольшими перерывами через каждые 40-45 минут. В 19 часов книги и тетради следует отложить до следующего утра.

     После ужина – отдых. Телевидение следует ограничить, а лучше исключить из распорядка дня.

     Спать следует ложиться не позже 10 часов вечера. Продолжительность ночного сна в этот напряжённый период должна быть не менее 9 часов.

     Некоторые учащиеся приобретают вредную привычку занимать поздно вечером и даже ночью.

Ночная работа менее эффективна, чем дневная. Занятия по ночам истощают нервную систему, приводят к хроническому состоянию сонливости.

     Низкая работоспособность в ночное время имеет и биологическое обоснование. В течение тысячелетий человек привык трудиться в основном в светлое время суток. В связи с этим в его организме выработался слаженный ритм жизненных процессов, и если в дневные часы работоспособность повышается, то в ночные снижается до минимума. Потому-то день и является более благоприятным временем для работы, а ночь - для сна. Таким образом, следует не только отказаться от занятий в вечернее и ночное время, но и по вечерам не менее чем за час до сна прекращать напряженную умственную работу.

     Нередко учащиеся для борьбы со сном и для подъема работоспособности в период подготовки к экзаменам прибегают к всевозможным стимуляторам. Одни пьют крепкий чай или кофе, другие принимают различные фармакологические средства. Эти стимулирующие высшую нервную деятельность средства после кратковременного эффекта приводят к ослаблению функции коры головного мозга.

     За день до экзамена. Психоэмоциональное напряжение особенно проявляется у учащихся накануне экзамена. Поэтому в этот день много заниматься не следует. Планировать расписание занятий нужно так, чтобы в день перед экзаменом заниматься только до обеда. А после обеда нужно хорошо отдохнуть, погулять в парке, во дворе, пораньше лечь спать, приготовив заранее все для следующего дня. Утром рекомендуется проделать все привычные гигиенические процедуры.

     Умение сдавать экзамены требует от учащихся определенных способностей и навыков. Так, некоторые школьники регулярно получают на экзаменах оценки ниже, чем того заслуживают (чрезмерно нервничают, забывают от волнения то, что ранее хорошо знали). Существуют и другие учащиеся, которые меньше знают, но получают высокие оценки. В связи с этим нельзя забывать о психогигиене в период экзаменов. Главное - постараться быть спокойнее. Учащимся, особенно страдающим от страха перед экзаменами, целесообразно провести предварительную репетицию по всем правилам настоящих экзаменов. Роль экзаменатора могут выполнять как одноклассники, так и кто-либо из взрослых. Несколько таких репетиций помогут снизить нервозность и растерянность, а. на подлинном экзамене появятся уверенность и спокойствие.

     В день экзамена. Нередко экзаменующиеся не столько вдумываются в вопрос билета, сколько лихорадочно следят, как спрашивают других. В таком случае лучше не изнывать в ожидании, а идти отвечать первым. Если учащийся, излагая материал, перескакивает с одного на другое без какого-либо смыслового порядка, значит, ему недостает четкости. Стремление отвечать так, будто педагог ничего не знает из сообщаемого, и составление плана ответа помогут ответить более последовательно и логически.

     После сдачи экзамена не следует сразу же приступать к подготовке к следующему. Остаток экзаменационного дня - время для разрядки, отдыха, восстановления сниженной работоспособности.

Как видите, приведенные выше советы просты и легко выполнимы. А об их эффективности можно судить по такому факту: потерпевшие неудачу на экзамене часто приходят к врачу с жалобами на головную боль, головокружение, быструю утомляемость.

     Постепенно в беседе выясняется, что все эти жалобы - следствие неправильно организованной подготовки к экзаменам. «Утром подолгу спал...», «Читал детективы...», «По вечерам долго занимался...», «Допоздна сидел у телевизора... » - вот из чего складывался предэкзаменационный период у этих «горе-учеников».

     Таким образом, правильная организация всего экзаменационного периода (соблюдение привычного режима, чередование труда и отдыха, полноценное питание, спокойная и доброжелательная обстановка) значительно снизит его отрицательное влияние на организм школьника, будет способствовать успешной сдаче экзаменов.

  2. Анализ успеваемости начинается с благодарности родителям, дети которых показывали  отличные и хорошие результаты в учебе. Если учителя-предметники могут принять участие в собрании, то они участвуют. Если по каким-то причинам они быть не могут, то они передают классному руководителю свои рекомендации, и он знакомит родителей с ними.

Результаты успеваемости предоставляются родителям в виде индивидуального информационного листка.

3.Ответы на вопросы родителей, обсуждение текущих дел класса.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

     Уважаемые папы и мамы!

     Для вас и ваших детей наступила ответственная и волнующая пора — пора сдачи государственных экзаменов. Оттого, насколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне.

1. Создайте в своем доме уютную теплую рабочую атмосферу.

2. Составьте расписание рабочего времени своего ребенка на период  экзаменов.

3. Учтите в расписании 15—20-минутные перерывы после часа работы.

4. Соблюдайте режим питания в это ответственное время.

5. Исключите повышенный тон, нервозность в общении со своим ребенком.

6. Чутко реагируйте на его просьбы, если он обращается к вам за помощью или советом.

7. Учтите, что в период подготовки к экзаменам нельзя сидеть взаперти, необходимы ежедневные прогулки на свежем воздухе.

8. Не позволяйте своему ребенку впустую тратить время. В день сдачи учеником экзаменов не забудьте:

^ вовремя его разбудить;

^ приготовить одежду,  соответствующую торжественности случая;

^ положить необходимые учебные принадлежности;

^ пожелать ему удачи и успехов.



Предварительный просмотр:

Психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации

Уважаемые родители!

Помните, что психологическая поддержка подростка в семье, оказавшегося в трудной жизненной ситуации заключается в следующем.

  1. Спокойно проанализируйте и объясните ребенку то, что произошло с ним, в доступной для него форме.
  2. Помогите ему высказать свои чувства, выслушивая ребенка без вынесения каких-либо своих суждений или оценок.
  3. Дайте понять ребенку, что переживание и слезы по поводу чего-то неприятного являются нормальным явлением и свойственны всем людям.
  4. Дайте время ребенку для того, чтобы он мог обдумать происшедшее и более четко определить свое отношение и высказать свои чувства. Домашняя обстановка, возвращение к привычной повседневной деятельности может помочь в преодолении стрессового состояния.
  5. Если ребенок испытывает страх, покажите ему, что его любят и всегда готовы защитить; в этот период очень важно, чтобы вся семья была вместе. Если отход ко сну сопровождается какими-либо отклонениями от привычного поведения, позвольте ребенку, например, спать с включенным светом.
  6. Объясните ребенку, в зависимости от характера проблемной ситуации, что происшедшее не является его виной или же в какой-то степени стало следствием его ошибки или заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем.
  7. Не критикуйте проявления регрессии, т. е. поведения, характерного для более ранних «детских» ступеней развития.
  8. Позвольте ребенку выражать любые свои эмоции и не ждите от него, что он должен быть веселым и жизнерадостным.
  9. Дайте возможность ребенку почувствовать, что он может сам управлять своей жизнью, – в частности, предоставьте ему возможность принимать самостоятельные решения по поводу своей одежды, еды и т. д.
  10.  Для того чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией, будьте достаточно

 сдержанными в плане выражения своих эмоций и чувств по поводу

 происшедшего, какими бы отрицательными они ни были.



Предварительный просмотр:

Рекомендации для родителей

Самое главное в ходе подготовки к экзаменам - это снизить напряжение и тревожность ребенка, а так же обеспечить подходящие условия для занятий.

Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок.

Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате экзамена. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок, в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том что он испытывает стресс.

Признаки стресса:

физические: хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.).

эмоциональные: беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам.

поведенческие: ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимальный режим занятий - 40 минут, 10 минут перерыв. В перерыве лучше заняться не умственной, а физической деятельностью: помыть посуду, громко спеть свою любимую песню, потанцевать, слепить из газеты свое настроение, порисовать. В зависимости от того, кто Ваш ребенок - "жаворонок" или "сова", пусть занимается преимущественно утром или вечером. Днем можно (и нужно) заниматься и "совам", и "жаворонкам".

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Хорошо бы ввести в интерьер для занятий желтые и фиолетовые цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность - достаточно повесить на стену картину, сшить покрывало или подушки, или просто развесить над столом листы цветной бумаги.

Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища, сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга.

Помогите детям распределить темы подготовки по дням.

На этапе подготовки. Очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется – таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях. Гулять, достаточно спать.

После экзамена. С момента окончания экзамена вам уже никак не изменить его результаты. Не занимайтесь анализом результатов своего ребенка. Любой анализ в данной ситуации скорее ухудшает настроение, чем улучшает его. В данной ситуации вы лишь тратите время и энергию. После экзамена ребенок нуждается в отдыхе, подумайте о том, как он может отдохнуть или лучше использовать время.