Методическая работа

Оленич Наталья Владимировна

Выступление на педсоветах, методических объединениях, конференциях, печатные работы.

1.     Выступления на педсоветах:

Протокол № 4  от 09.01.2013г  МКОУ "Масловская СОШ"

Доклад «Учитель – ученик: взаимопонимание, взаимодействие, сотрудничество»

Протокол № 7   от 19.04.2013 г   МКОУ "Масловская СОШ"

Доклад «Профилактическая помощь при работе с семьей»

Протокол №  2  от 06.11.2013г.    МКОУ "Масловская СОШ"

Доклад «Роль классного руководителя в формировании классного коллектива»

Протокол №  3 от   06.11.2014 г   МКОУ "Масловская СОШ"

Доклад «Новости с курсов: ФГОС ООО»

Протокол № 2 от 09.11 2017 г МКОУ "Никольская СОШ"

Современные педагогические технологии, повышающие эффективность урока русского языка.

2.     Выступления на ШМО

Протокол № 2  от 05.11.2013 г   учителей гуманитарно-эстетического цикла МКОУ "Масловская СОШ"

Доклад «Исследовательская и творческая деятельность с обучающимися на уроках гуманитарного цикла и во внеурочное время»

Протокол №  3  от 11.01.2014 г   учителей гуманитарно-эстетического цикла МКОУ "Масловская СОШ"

Доклад «Использование на уроках русского языка и литературы современных технологий, способствующих развитию коммуникативной компетенции учащихся». 

Протокол № 6 от 25.04.2017 года ШМО учителей гуманитарного цикла МКОУ «Никольская СОШ»

Открытый урок в 8 "А" классе на тему "Обособление уточняющих членов предложения"

3. Выступления на РМО

Протокол № 24 от 27.03.2017 года учителей русского языка и литературы 

Выступление "Система подготовки к выпускному сочинению учащихся 11 классов. Из опыта работы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оленич Наталья Владимировна

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»  

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Российская Федерация

Морфемный разбор как одна из форм проверки знаний учащихся

Для того чтобы повысить орфографическую зоркость, культуру речи, развить языковую компетенцию учащихся, необходимо использовать на уроках задания, упражнения, которые направлены на понимание школьниками грамматического строя языка, его структуры, раскрытие внутренней логики предмета. Такие задания связаны с морфемным разбором (учащиеся чаще называют его разбором слова по составу), к которому следовало бы обращаться на каждом уроке. При этом необходимо добиваться от учащихся объяснений того, почему выделена именно эта морфема. В этом случае школьники станут привлекать знания из других разделов курса русского языка. Такой подход к морфемному разбору раскроет учащимся взаимосвязи языковых явлений, полученных ими при изучении не только словообразования, но и лексики, орфографии, морфологии, а учителю даст возможность за короткое время проверить на уроке прочность этих знаний. Хочется отметить, что этот разбор не исключает и другие виды (фонетический, морфологический, синтаксический).

При малом количестве часов в старших классах морфемный разбор становится палочкой-выручалочкой учителя: он не занимает много времени на уроке, но дает учителю представление о знаниях и умениях учащихся не только по словообразованию, но и по другим разделам курса русского языка.

Такую работу следует сделать системной, начиная с 5 класса. Учитывая возрастные особенности школьников, следует предлагать разнообразные виды разборов по составу, этим можно добиться немалого успеха.

В 5 классе целесообразно использовать элементы занимательной грамматики, шарады, с помощью которых необходимо собрать слово.

Следующее задание, которое нравится пятиклассникам, предполагает составление слов из указанных морфем других слов:

Из слова прочитала взять приставку, из слова виновник – корень, из глагола чинить – суффикс, из глагола носил – формообразующий суффикс, из слова вьется – суффикс. Получается слово провинился.[1 С. 25]

Из слова привезти взять приставу,  из слова школьница – корень, из прелестный – суффикс, из огромный – окончание. В результате учащиеся составляют слово пришкольный. [2 С. 91]

Также вызывают интерес у пятиклассников задания, где необходимо к схемам придумать слова. Например, учитель дает учащимся такую схему:

¬∩^□.

Или же предлагает три разных схемы:

  1. ¬∩^□         2) ¬∩^         3) ∩□

Задание: Записать слова в соответствии с их строением.

Шелестят, прояснить, возлагать, направо, чиста, предложить, поредеют, соединить, слева, растет, аллея, гляжу, задрожать. [1 С. 24]

 Задание можно варьировать по-разному: по рядам, по группам.

При решении таких грамматических задач учащиеся опираются на орфографические правила.

Следующее задание связано с лексикой и морфологией. Необходимо составить слово, взяв из указанных слов значимые части:

Прочитать – приставка, дать – корень, рисуют – окончание, открываются – постфикс. В итоге образуется слово продаются, к нему необходимо подобрать однокоренные слова  различных частей речи.

Далее в задания включаются упражнения, связанные с синтаксисом.

  1. Найти сказуемое и взять из него приставу: От радости я расцеловал бабушку.
  2. Добавить корень подлежащего: Среди детских игрушек лежали счеты.
  3.  Добавить суффикс определения: Это был справедливый поступок.
  4. Добавить окончание определения:  красивые цветы стояли в вазе.

С полученным словом (расчетливый) составить словосочетание.

В 7 классе при изучении темы «Причастие как часть речи» полезны будут следующие задания:

Из слова превосходный взять приставку, из слова оценка – приставку, из доля – корень, из слова ночевать – суффикс, из слова колющий – суффикс, пишущий – окончание. С получившимся причастием преодолевающий составить словосочетание так, чтобы оно было главным словом. Затем составить с ним два предложения с разными пунктуационными правилами.

Также необходимо проводить работу с учащимися по определению частей речи, различению причастий и прилагательных, причастий и деепричастий. Практика показывает, что зачастую это вызывает затруднение у учащихся. Поэтому следующие задания помогут школьникам справляться с такими проблемами.

Составить слова с данными значимыми частями:

   ˄       ˄˄      ˄ ˄

- ан -, - ан -, - анн -. [2 С. 94]

Выполняя данное задание, учащиеся учатся различать прилагательные и причастия, формируют навыки написания н и нн в суффиксах данных частей речи.

Придумать и записать слова с данными значимыми частями слова:

- евши, - евший, - ивши, - ивший, - авши, - авший.

Такое задание поможет учащимся различать причастие и деепричастие и усвоить особенности строения данных частей речи.

Объяснение нового материала можно совместить с умением моделировать слова по схемам. Данную работу целесообразно проводить при объяснении написания гласной буквы перед суффиксами причастий прошедшего времени. Учащимся предлагается в два столбика записать слова с разными морфемами: в первом - - ил -, - ел -, - ал -; во втором -  - ивший, - евший, - авший. Проанализировав слова в двух столбиках, учащиеся приходят к выводу, что для написания гласной перед суффиксом - вш – в причастиях прошедшего времени пишется та же гласная, что и в неопределенной форме глагола, от которого образовано причастие.

Необходимо также формировать умение различать морфему и слог. Можно предложить упражнения на разделение слов на слоги и морфемы:

Пере-ход-и-ть (морфемный)  и пе-ре-хо-дить (слоговый).

Очень важно уделять внимание упражнениям на выяснение значения морфем. У учащихся вырабатывается умение осознавать части слова и понимать их грамматическое значение. Так, в словах картинный, былинный учащиеся часто делают ошибки, неверно применяя правило о том, ч то с прилагательных с суффиксов -ин- пишется одно н. Можно предложить следующее задание:

Найти четвертое «лишнее» и объяснить графически написание:

  1. Старинный, равнинный, глубинный, голубиный.
  2. Воробьиный, соловьиный, петушиный, картинный.

Использование на уроках заданий для морфемного разбора при опросе учащихся становится одним из средств повышения орфографической грамотности.

Морфемный разбор не только формирует у учащихся умение устанавливать языковые связи, но и учит сравнивать, сопоставлять, обобщать, способствует формированию навыков монологической устной речи научного стиля. Производя морфемный разбор, школьники учатся свободно использовать лингвистическую терминологию. Таким образом, морфемный разбор становится как формой проверки знаний, так и средством более интенсивного становления грамматических навыков.

Библиографический список.

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / Г.А. Богданова. – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2016 – 176 с.
  2. Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка: Кн. для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1989. – 144 с.


Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 6 классе ( 2 часа).

Тема: Обучение написанию сжатого изложения

Основная цель урока: научить писать сжатое изложение на материале художественного текста.

Вспомогательные цели урока:

  1. Образовательная: обучить учащихся приемам сжатия  текста;
  2. Развивающая:  способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 
  3. Воспитательная:  формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку, воспитание литературного вкуса.

Задачи урока:

  1. Познакомить с приемами сжатия текста.
  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
  3. Познакомить с текстом на литературную тему.
  4. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
  5. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Тип урока: урок приобретения новых знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование урока: раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, толковые словари, орфографические словари.

1-ый урок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Вам нравится пересказывать своим родным и друзьям прочитанные вами книги? А как вы пересказываете: подробно или только главное? Сегодня мы с вами будем учиться пересказывать текст коротко, то есть сжато. И называться эта работа  будет сжатое изложение. Что такое изложение?

(предполагаемый ответ: пересказ текста).

Вы уже знакомы с подробным и выборочным изложением, а сегодня узнаете, как писать сжатое изложение. Как вы понимаете термин «сжатое изложение»?

(предполагаемый ответ: пересказ текста, передающий основное содержание).

  1. Ознакомление с текстом.(Текст распечатан на листках для каждого ученика)

А) чтение текста учителем

     Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Бывает очень радостно, когда одна и та же примета сохраняется в лесах год за годом – каждую осень встречаешь все тот же огненный куст рябины за Лариным прудом или все ту же зарубку, сделанную тобой на сосне. С каждым летом зарубка все сильнее заплывает твердой золотистой смолой. Приметы на дорогах – это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.

     Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны. Огненную рябину заменяет эмалированная синяя табличка с названием улицы. Время узнается не по высоте солнца, не по положению созвездий и даже не по петушиным крикам, а по часам. Предсказания погоды передаются по радио. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.

     Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. В приметах заключено много точного знания и поэзии.[1]

Б) самостоятельное чтение текста учениками.

  1. Работа с текстом.

Определите тему. (Приметы).

Эта тема широкая или узкая? (широкая).

Какова основная мысль текста?  (Приметы помогают человеку ориентироваться в природе).

Давайте попробуем выделить узкие темы.

(Находить приметы или создавать их – интересное занятие.

В городе приметы не нужны.

В приметах заключено много знания и поэзии).

  1. Ознакомление с приемами сжатия текста.

- Исключение.

- Обобщение.

- Замена.

  1. Сжатие текста.

А) исключить всю второстепенную информацию в каждом абзаце.

(Учащиеся исключают второстепенную информацию)

Б) прочитать получившийся текст.

      Чтобы не заблудиться в лесах, надо знать приметы. Находить приметы или самим создавать их – очень увлекательное занятие. Мир примет бесконечно разнообразен. Приметы на дорогах – это не главные приметы. Настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.

      Примет так много, что о них можно было бы написать целую книгу. В городах приметы нам не нужны. В городах большинство наших природных инстинктов погружается в спячку. Но стоит провести две-три ночи в лесу, и снова обостряется слух, зорче делается глаз, тоньше обоняние.

      Приметы связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звездного света. В приметах заключено много точного знания и поэзии.

  1. Итоги урока.
  2.  Домашнее задание: написать изложение в черновик.

2-ой урок.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Дома вы должны были написать изложение по тому тексту, который вы на прошлом уроке сократили.

  1. Чтение изложений.

Прослушивание нескольких изложений учащихся.

  1. Работа по предотвращению речевых и грамматических ошибок.

А) В первом абзаце повторяется слово приметы. Как можно заменить это слово? (местоимениями их, они).

Б) Слово много согласуется с глаголом в единственном числе.

В) Лексическая сочетаемость: слух обостряется, глаз делается зорче

  1. Корректировка работ учащимися.
  2. Работа в тетрадях по развитию речи.
  3. Примерная работа ученика:

    Когда вы отправляетесь в поход, надо помнить о приметах. Находить их или создавать самим  – очень интересное занятие. Мир примет разнообразен. Но настоящими приметами считаются те, которые определяют погоду и время.

     Если собрать все приметы, то получится большая книга. Но в городах приметы нам не нужны. Здесь многие наши инстинкты не проявляются. Но как только человек оказывается на природе, он начинает больше видеть, слышать и чувствовать.

      Приметы связаны с растениями, животными, явлениями природы. В них заключено много знания и поэзии.

  1. Итоги урока.

Использованная литература

  1. Паустовский К.Г. Повести. Издательство «Детская литература». М., 1971 -  317
  2. Русский язык. Русская речь. 6 кл.:учебник/Е.И. Никитина. – 2-ое издание стереотип. – М.: Дрофа, 2014 - 156


[1] Паустовский К.Г. Мещерская сторона. Повести. Издательство «Детская литература». М., 1971-  18с



Предварительный просмотр:

Оленич Наталья Владимировна

Учитель русского языка и литературы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Новоусманского муниципального района

Воронежской области

Методическая разработка урока-заочной экскурсии по мемориальной квартире Александра Сергеевича Пушкина.

Пояснительная записка

Сегодня, к сожалению, не у всех учащихся есть возможность посетить другие города, побывать в музеях писателей, поэтов, художников. Считаю, что такие уроки, как урок-заочная экскурсия помогут учащимся познакомиться со многими музеями. В данной разработке попыталась представить свое видение такого урока. Идея возникла давно, еще в 2009 году, когда сама посетила мемориальную квартиру А.С. Пушкина на Арбате в Москве. Часть использованных в презентации фотографий из личного архива. Можно провести урок по-разному: при наличии технической возможности выхода в сеть Интернет с компьютера в классе во время урока просто показать учащимся виртуальные экскурсии, которые предлагаются в большом количестве в данной сети. Считаю, что если учитель сам расскажет о своем посещении какого-либо музея, покажет свои фотографии, то такая работа оставит у учащихся большее впечатление, к тому же это будет стимулом к организации таких поездок и создании учащимися собственных презентаций-заочных экскурсий. Такой урок не должен быть просто демонстративным. В зависимости от возраста учащихся им предлагаются разные виды деятельности во время экскурсии: заполнить таблицы, записать основные факты из жизни писателя, подобрать произведения этого периода жизни, рассказать об общественной жизни страны в этот период и т.д.


Тема: Урок-заочная экскурсия по мемориальной квартире Александра Сергеевича Пушкина.

Цель: познакомить учащихся с мемориальной квартирой Александра Сергеевича Пушкина.

Задачи:

- формировать устойчивую потребность и навыки общения с музеем;

- развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

- формировать уважение к культуре, готовность понимать и принимать систему ценностей;

- развивать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного наследия.

Класс: 5-6

Оборудование: экран, мультимедиапроектор, презентация.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

В воскресный день с сестрой моей

                  Мы вышли со двора.

                 - Я поведу тебя в музей! -

Сказала мне сестра.

      Ребята, а вы бывали в музеях?

    (беседа с учащимися о разных видах музеев)

  1. Мотивация учебной деятельности.

Сегодня мы отправимся на экскурсию, только она будет не совсем обычная. Мы посетим музей заочно.

  1. Проведение заочной экскурсии.

(Слайды 2-3)

В доме № 53 по улице Арбат находится музей «Мемориальная квартира А.С. Пушкина». В Москве это единственный музеефицированный мемориал великого русского поэта.

23 января 1831 года А.С. Пушкин заключил договор о найме квартиры в особняке на Арбате, который принадлежал дворянской семье Хитрово. 17 февраля 1831 года, накануне свадьбы, на «мальчишник» у поэта собрались его московские друзья. Сюда после венчания в Храме Большого Вознесения у Никитских ворот Александр Сергеевич привез свою молодую жену. Здесь прошли первые три месяца счастливой семейной жизни Пушкиных.
18 февраля 1986 года, в день празднования 155-летия свадьбы А.С. Пушкина и Н.Н. Гончаровой, состоялось торжественное открытие музея. 18 февраля 1999 г. после реставрации «Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате» вновь распахнула двери для посетителей.

Экспозиция музея занимает весь арбатский дом, два его этажа.

(Слайд 4)

 На первом этаже, где располагалась квартира хозяев дома – семейства Хитрово, развернута литературная экспозиция, раскрывающая тему «А.С. Пушкин и Москва». 

(Слайд 5)

Здесь же, на первом этаже, в вестибюле первого этажа  представлен особый раздел экспозиции - два шкафа даров, в которых представлены предметы – портреты знакомых А.С. Пушкина, иллюстрации к его произведениям, декоративно- прикладное искусство, книги, что были подарены Московскому Дому Пушкина почитателями великого русского поэта и благодарными посетителями.

(Слайд 6)

На втором этаже расположен мемориальный центр музея, его сердце – пушкинские комнаты. С января по май 1831 года здесь жил А.С. Пушкин, здесь прошли свадебные торжества и пролетели первые месяцы счастливой и напряженной супружеской жизни. Мемориальные комнаты почти пусты. В просторные, торжественные залы с наборным паркетом внесены немногочисленные элементы декора в стиле ампир: нарядные тяжелые шторы, реконструированные по образцам 1830-х годов, бронзовые и хрустальные люстры, золоченые бра, канделябры, жирандоли, вазы. Но главным в экспозиции второго этажа является то, что помнит А.С. Пушкина: стены дома, проемы окон, печи, пространство комнат, мемориальные предметы поэта и его семьи.

(Слайды 7-8)

Один из залов посвящён архитектурному облику Москвы и городскому быту первой трети XIX века. Представить пестроту московских улиц, услышать многоголосье базаров, шум народных гуляний, выкрики уличных торговцев, перебранку извозчиков, французский лепет разряженных модниц и щеголеватых франтов помогает галерея модных картинок, жанровые сценки  и видовые зарисовки на литографиях и гравюрах 1810 – 1830-х годов.

(Слайд 9)

А в этом зале -  Большой гостиной – парадном зале особняка 17 февраля 1831 года был устроен шумный «мальчишник», на следующий день, 18 февраля, чинно проходил свадебный ужин, а 27 февраля молодая чета Пушкиных принимала гостей, съезжавшихся на их первый семейный бал. На стенах – портреты тех, кто приходил в этот дом, с кем Александр Сергеевич общался в предсвадебные и послесвадебные месяцы. Здесь можно увидеть портрет брата Пушкина Льва, П.В. Нащокина, семьи Вяземских, Дениса Давыдова, графа Н.В.Юсупова.
(Слайды
 10, 11)

В центральном зале экспонируется подлинная пушкинская конторка из собрания Всероссийского музея Пушкина в Петербурге - символ писательской работы, вдохновенного поэтического творчества. Над конторкой – небольшая копия с портрета А.С. Пушкина работы В. Тропинина, выполненная хорошей знакомой поэта А. Елагиной. На конторке – чернильница в виде арапчонка. За ней Александр Сергеевич работал стоя. За три месяца, что Александр Сергеевич прожил в этом доме, он не написал ни одного стихотворения, но активно работал над черновиками, написанными еще в Болдино перед свадьбой.

(Слайды 12,13)

Из центрального зала мы попадаем в угловой зал, где представлен портрет Натальи Николаевны, сделанный художником И. Макаровым в 1849 году и холст неизвестного художника XVII века «Мадонна с младенцем на руках».        

(Слайд 14)

В этом зале представлены прижизненные издания книг и портреты московских писателей и журналистов, с которыми А.С. Пушкин дружил, переписывался, был связан общими литературными интересами.
Здесь воссоздан интерьер рабочего кабинета, здесь экспонируются предметы, рассказывающие о московских изданиях и публикациях произведений А.С. Пушкина.  

(Слайд 15)

В пятом зале собраны исторические реалии, иллюстрирующие обстоятельства жизни А.С. Пушкина в Москве в конце 1830 – начале 1831 года.
Важнейшим творческим событием первых дней 1831 года стал для Александра Сергеевича выход в свет трагедии «Борис Годунов». В зале представлено редкое издание «Бориса Годунова» и отклики на трагедию, появившиеся в петербургских и московских журналах.

(Слайды 16, 17, 18)

А теперь можно просто побродить по залам музея и почувствовать атмосферу пушкинского дома.

  1. Мини-викторина по итогам экскурсии. (можно раздать учащимся на листках вопросы, ответы на которые она фиксируют в течение экскурсии)
  1. Сколько этажей в музее (2)
  2. На каком этаже расположены комнаты, где жили Александр Сергеевич с Натальей Николаевной? (на втором)
  3. Чьи портреты можно увидеть в большом зале? (брата Александра Сергеевича Льва, П.В. Нащокина, Дениса Давыдова, семьи вяземских, графа Н.Б.Юсупова)
  4. В каком году жили Пушкины в этом доме? (1831)
  5. Сколько месяцев они прожили в этом доме? (3)
  6. Какому известному произведению, вышедшему в 1831 году посвящен один залов? («Борис Годунов»)
  7. Сколько новых стихотворений написал Александр Сергеевич за это время? (нисколько, работал над черновиками).
  8. Кто автор портрета Натальи Николаевны, который находится в одной из комнат? (И.макаров)
  1. Рефлексия.

Я сегодня узнал(а)…

Мне понравилось …

Мне запомнилось…

  1. Итоги урока.

Список использованных ресурсов:

  1. http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=14666
  2. http://www.pushkinmuseum.ru/?q=content/memorialnaya-kvartira-pushkina-na-arbate
  3. https://yandex.ru/images/search?text=


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-заочная экскурсия в мемориальный музей Александра Сергеевича Пушкина на Арбате в Москве

Слайд 2

Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате в Москве

Слайд 25

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Слайд 26

https:// yandex.ru/images/search?text Использованные ресурсы Интернет



Предварительный просмотр:

Оленич Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.

СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ПОВЫШАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Сейчас огромное внимание уделяется развитию коммуникативной компетенции учащихся, но орфографическая грамотность на всех этапах развития школы остается по-прежнему важным компонентом подготовки по русскому языку. Почему  же орфография так трудна для школьников? По мнению психологов, методистов, учителей-практиков, причин здесь несколько:

  • большое количество орфограмм, изучаемых за 3 года (5, 6, 7 классы);
  • нехватка времени  на отработку навыков грамотного письма;
  • ухудшение запоминания в связи с наложением нового материала, сходного с уже изученным (трудно различать!);
  • однообразие приемов, используемых при изучении орфографии.

И если первые три причины объективны, то четвертую можно преодолеть, стараясь разнообразить форму подачи орфографического материала. Какие же приемы и формы работы могут использоваться  при изучении орфографии?

1. Орфографическая пятиминутка

С нее начинается почти каждый урок. Эта, казалось бы, нехитрая рутинная работа преследует сразу несколько целей:
1) обучающая: повторить какую-либо орфограмму;
2) развивающие:

  • уметь анализировать, синтезировать, классифицировать слова (а значит развивать мышление);
  • уметь объяснить свой принцип классификации (а значит развивать научную речь);
  • уметь вступить в полилог с другими учащимися (а значит развивать коммуникативные навыки).

Рассмотрим сущность такой работы на примере. Детям диктуются сразу все слова, и они записывают их без предварительного объяснения (думают сами!), например, делаешь, из-за туч, молодежь, шалаш, хорош, беречь, с крыш, речь, меч, могуч.
Далее задается вопрос: что вы можете сказать? Возможны следующие варианты ответов:

–  Я заметил, что все эти слова на орфограмму «Мягкий знак на конце слов после шипящих».
–  Я бы поделил эти слова на две группы: 1-я: 
делаешь, молодежь, беречь, речь. Эти слова пишутся с ь; 2-я: из-за туч, шалаш, хорош, с крыш, меч, могуч (без ь).
–  Я бы поделил эти слова на три группы, так как эта орфограмма встретилась нам в глаголах, существительных и кратких прилагательных.
–  Я согласен с мнением одноклассника, что здесь нужно учитывать части речи, но я бы поделил эти слова на четыре группы: 1-я: глаголы 
делаешь, беречь (пишутся с ь); 2-я: существительные 3-го склонения молодежь, речь (пишутся с ь); 3-я: существительные 1 и 2 склонений из-за туч, шалаш, с крыш, меч (пишутся без ь); 4-я: краткие прилагательные хорош, могуч (без ь).

Плюсы такой работы еще и в том, что здесь присутствует элемент соревнования: каждому хочется высказаться, быть активным. Дети не боятся ошибаться (их поправят или с ними поспорят); их не будут ругать за то, что они не знают правила.

2. Игра «Четвертое лишнее»

Среди способов, средств и методов преподавания особое место приобретают игровые формы обучения, которые применимы как для младшего школьного возраста, так и для учащихся среднего звена. Они могут применяться на разных этапах урока, в зависимости от цели. Игры бывают обучающими, контролирующими и обобщающими. Мы чаще используем игру «Четвертое лишнее» как контролирующую. Покажем это на примере изучения темы «Н и НН в суффиксах имен прилагательных» (6 класс). Выяснение, какое же слово лишнее и почему, происходит после написания каждой строки.

1. Глиняный, стеклянный, земляной, серебряный.

Сначала дети находят общее (все эти слова – имена прилагательные; все они на одну орфограмму; у всех в суффиксе есть гласная Я). Затем называют лишнее слово (стеклянный) и объясняют, почему оно лишнее. Обязательное условие к моменту проверки – графическое обозначение орфограммы и подчеркивание лишнего слова.

Первая строка всегда несложная, поэтому в работу активно включаются слабые учащиеся. Для них создается ситуация успеха, в которой, к сожалению, они бывают не всегда. А сильные учащиеся в это время успевают придумать свою строчку слов на эту орфограмму и обменяться тетрадями.

Далее можно усложнить задание и дать такие слова:

2. Соловьиный, орлиный, гостиный, машинный.

Слабым учащимся обязательно напомним: выделите корень (чтобы предупредить возможные ошибки). Зато сколько у них радости, когда лишнее слово найдено! Можно поставить себе заветный плюсик.

Затем усложняем подбор слов и даем следующие:

3. Станционный, лимонный, авиационный, экскурсионный.

Здесь  поиск лишнего слова идет не по способу написания, а по морфемному принципу, поэтому в полной мере происходит развитие мышления.
Дети любят игру «4-е лишнее», это видно по их реакции. Конечно, можно сказать так: «Дети, сейчас мы с вами будем повторять орфограмму Н и НН в суффиксах имен прилагательных». Но мы говорим: «А сейчас мы будем играть в «Четвертое лишнее», будем искать слова, разгадывать загадки нашего языка». Улыбки на лицах ребят, их горящие глаза говорят нам о том, что они верят: у них получится, им интересно, ведь они так любят «искать» и «разгадывать».

3. Микротаблицы, обобщенные схемы

Одной из причин, затрудняющих запоминание правил правописания слов, является обилие этих самых правил. Сколько усилий прилагает учитель, чтобы ученик мог удержать в уме то или иное орфографическое правило, правильно применить его на практике! Мы тоже пытаемся решить эту проблему и используем для этого маленькие таблицы (микро-) и большие (обобщающие).
Вначале остановимся на микротаблицах. Они помогают преодолеть пугающий объем правила, обилие предложений, из которых нужно выстроить связное высказывание в научном стиле. Поэтому предлагаем учащимся запоминать не правило, а микротаблицу. Почему микро-? Потому что в ней привлекает именно малый объем. Ее легко выучить, переписав 2-3 раза (помогает механическая память), а то и просто запомнить с первого раза по записи на доске и в справочнике (помогает зрительная память).

Как уже говорилось выше, одной из причин низкой эффективности обучения является сходство заучиваемого материала. Подсчитано, что в школьном курсе русского языка существует 8 правил на орфограмму «О – Ё после шипящих», 7 – на орфограмму «НЕ с разными частями речи», 5 – на орфограмму «Н и НН в суффиксах прилагательных и причастий». Как не «утонуть», не запутаться в этом объеме правил! Здесь на помощь приходят обобщающие таблицы.
В отличие от микротаблиц, обобщающие таблицы включают в себя не одно правило, а несколько. Мы составляем их вместе с учащимися и обязательно «подкрепляем» алгоритмом. Психические и умственные способности у всех детей разные, и ребята сами выбирают, что им удобнее: работать по обобщающей таблице или по алгоритму.
При  обучении по традиционной программе от детей требуется слишком много знаний и умений. А если он плохо знает части речи и не «дружит» с морфемным разбором слов? Он обречен на неуспех. А это является одной из причин отрицательного отношения к орфографии и к изучению русского языка в целом. Кроме того, надо учить слова-исключения на данное правило. При работе же над обобщенной схемой-таблицей нужны всего 3 умения:

  • подбирать однокоренные слова (отработано в начальной школе);
  • находить в слове корень (также отработано в начальной школе);
  • видеть, обозначает слово действие или нет (это специальное умение, ему учим отдельно).

Следовательно, освоение норм правописания на основе схем и таблиц позволяет не только существенно уменьшить количество изучаемых правил, но и выйти на более высокий качественный уровень обучения грамотности.

4. Грамматическое домино предназначено для повторения теоретических сведений по русскому языку. Позволяет за короткий промежуток времени повторить много материала. Каждый учащийся получает карточку, состоящую из двух частей: вопроса и ответа. Два ученика получают карточку только с вопросом и только с ответом. Начинает учащийся, у которого на карточке только вопрос. Он зачитывает вопрос. Ему отвечает учащийся, на карточке которого есть ответ на заданный вопрос. В работу включаются все, так необходимо услышать вопрос, знать на него ответ, быстро найти нужное в своей карточке.

5. Творческий диктант.

Творческий диктант – такой вид работы, при котором орфографические умения и навыки становятся коммуникативно обусловленными, коммуникативно значимыми. Творческий  диктант - это такая запись текста, при которой учащиеся вставляют в текст слова или словосочетания определенной грамматической категории или заменяют одни грамматические формы слов другими, близкими по значению, в результате чего текст расширяется. В первую очередь ученик работает над орфограммами во вставляемых словах, в то же время он вносит грамматические, орфографические или стилистические изменения в каждое предложение по заданию учителя.
Творческие диктанты требуют хорошего знания теоретического материала, заставляют ученика задуматься над выбором слов и выражений, т.е. проводится работа с синонимами, чрезвычайно полезная для школьников.

 Использование принципов проблемного обучения

Известно, что репродуктивные методы не дают желаемых результатов, поскольку не обеспечивают активной познавательной деятельности и в основном ориентируют ученика на запоминание. Более эффективными являются поисковые методы. Ситуация поиска обусловливает заинтересованность в познании нового и побуждает учащихся к самостоятельному творческому выбору способа решения. Следовательно, чтобы урок был эффективным, результативным, на нем надо создавать ситуацию интеллектуального затруднения или проблемную. Успешное разрешение проблемных ситуаций способствует формированию мышления школьников. Это положительно влияет на развитие активности, самостоятельности, языкового чутья учащихся, на повышение их грамотности, общее развитие, пробуждает интерес к предмету. 
Приём «открытия» опирается на особенности детского восприятия, на естественное желание разгадать загадку. Психологи отмечают, что самая высокая исследовательская активность у детей наступает к 9-11 годам. В этом возрасте они задают очень много разнообразных поисковых вопросов. Любимая  игра школьников – превратиться в ученых-лингвистов и вывести правило самостоятельно. Таким же образом мы получаем теоретические знания в результате наблюдения над языковым материалом. Последовательность работы примерно такова:

  • Постановка проблемы: «Почему… ?»
  • Самостоятельное наблюдение учащихся над языковым материалом и запись первичных выводов (это заставляет работать всех).
  • Зачитывание выводов, их обсуждение.
  • Получение окончательных правильных результатов.
  • Краткая (схематичная, табличная) запись результатов наблюдений.
  • Воспроизведение (устное) результатов по краткой записи.
  • Сопоставление своих выводов с выводами учебника.
  • Начало закрепления. Применение полученных знаний на практике.

Обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что необходимо вовлекать учащихся в активную учебную деятельность, а не давать готового решения вопроса. Разбирая проблемные ситуации, школьники учатся самостоятельно переносить ранее усвоенные знания и умения в непривычную ситуацию, видеть новую, неожиданную функцию объекта, осознавать взаимосвязь явлений языка, его структуру, закономерности.

Выше говорилось о необходимости изменения подходов к образованию. Движущей силой учебного процесса должны стать противоречия между задачами, которые мы ставим перед учащимися, и их знаниями, умениями. А значит, каждый урок должен быть эффективным.

Эффективный урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Никольскяа средняя общеобразовательная школа»

Новоусманского муниципального района Воронежской области

Доклад на РМО учителей русского языка и литературы

«Система подготовки к выпускному сочинению в 11 классе»

Подготовила:

Оленич Наталья Владимировна,

учитель русского языка и литературы , I КК

Пос. Масловский 2017 г

      В 2014-2015 учебном году многие из нас столкнулись с итоговым сочинением выпускников. Необходимо было в короткий срок подготовить учащихся к написанию сочинения. Даны были пять направлений и больше ничего. Помогли курсы учителей русского языка и литературы, на которых специалисты из Москвы дали направление работы. Теперь я использую это со своими выпускниками.

       Первоначально обсуждаем направления.

       Затем класс делится на пять групп, каждая группа получает направление, таблицу, которую необходимо заполнить. Учащиеся в рамках своего направления формулируют темы сочинений, подбирают цитаты, произведения. Таким  образом, учащиеся сразу включаются в работу над сочинением. Впоследствии все собранные данные оформляются в таблицы по каждому направлению, далее таблицы пополняются.

Затем проводится работа над обдумыванием темы, т.е. её логический анализ: способ формулировки темы, её грамматическое (синтаксическое) оформление.

Формулировки тем рассуждения  можно свести к трём видам: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение.

Тема-суждение – самая лёгкая: в формулировке прямо выражено идея рассуждения. Самостоятельность и оригинальность пишущего выражается в этом случае только в подборе аргументов для обоснования идеи рассуждения расположении материала.

Тема-вопрос предполагает бо'льшую самостоятельность пишущего.

Тем не менее, вопрос предполагает конкретный ответ, который и станет тезисом будущего сочинения. Причём разные авторы могут по-разному ответить на один и тот же вопрос, следовательно, у каждого будет «своя» идея, каждый подберёт «свои» аргументы, каждый «по-своему» расположит материал внутри главной части, и, таким образом, появятся оригинальные, не похожие одно на другое рассуждения на одну и ту же тему.

Тема-понятие – самая трудная и самая интересная, в ней не содержится прямого указания на идею рассуждения. Она даёт широкий простор для самостоятельности. Автор рассуждения сам определяет проблему, заключённую в теме, сам формулирует основную идею рассуждения, проявляя, таким образом, свою творческую индивидуальность.

Чтобы пишущий мог проявить свою творческую индивидуальность в работе над сочинением-рассуждением, он кроме знания материала должен иметь ясное представление о взаимосвязи между темой, идеей и содержанием рассуждения.

Тема рассуждения всегда содержит проблему, которую пишущий обязан разрешить. Разрешение этой проблемы и есть идея рассуждения. Основная идея должна быть сформулирована в сочинении чётко, ясно, категорично. Тезис рассуждения представляет собой, таким образом, прямой ответ на вопрос темы.

Напомню, что темы могут быть сформулированы по-разному: в виде вопроса, понятия или готового суждения. Если тема дана в виде понятия, значит, содержание темы не выявлено, потому что в понятии ничего не отрицается и ничего не утверждается. Следовательно, надо выявить содержание понятия. А как это сделать? Надо перевести понятие в плоскость вопроса. Ответ на этот вопрос и станет тезисом (суждением), которое потом будет доказываться в сочинении. Тема-суждение представляет собой грамматически оформленное предложение, что-то утверждающее или что-то отрицающее относительно предмета суждения.

Таким образом, как бы ни была сформулирована тема сочинения, правила построения рассуждения одни и те же, т.к. отражают лишь отдельные этапы в раскрытии темы-понятия. (Понятие – вопрос – суждение). Это позволит им избежать «незачёта» по такому важному критерию оценивания сочинения, как «Соответствие теме».

Если тема является цитатой, следует указать, кому принадлежит высказывание, когда, по какому поводу, в какой ситуации оно было сделано.

Эти положения, на мой взгляд, являются принципиальными в плане овладения методикой написания сочинения. Учащиеся должны иметь чёткие представления об этапах работы над темой.

 Это:

1) определить тип темы;

2) сформулировать задачу, которую ставит тема перед пишущим, т.е. сформулировать вопрос, заключённый в теме;

3) дать точный ответ на вопрос темы, сформулировав тезис рассуждения;

4) найти в формулировке тезиса слово или словосочетание, в котором заключена мысль, требующая доказательства;

5) подобрать аргументы для обоснования тезиса суждения.

Следующий критерий оценивания экзаменационного сочинения – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Главная часть рассуждения представляет собой логическое доказательство. Доказательство – это процесс доказывания истинности какой-либо мысли. Доказательство состоит из трёх частей: тезиса, аргументов, способа доказывания, способа развёртывания аргументов. Надо определить, как можно расчленить мысль, заключённую в предложенной теме, на составные части.

Итак, учащиеся должны чётко представлять, что такое рассуждение. Рассуждение – это такое сочинение, в котором автор утверждает определённую мысль и обосновывает её ценность. Далее, чтобы мысль в главной части развёртывалась чётко и ясно, пишущий должен знать, что такое доказательство и из каких частей оно состоит. Доказательством называется установление истинности какого-либо суждения с помощью других суждений, истинность которых ими была доказана раньше, или настолько очевидна, что не требует доказательств.

Экзаменуемый обычно имеет дело с темой, допускающей дедуктивный путь её раскрытия. Значит, главную часть сочинения он строит как  доказательство с заранее сформулированным тезисом рассуждения.

Какие аргументы могут быть в распоряжении автора экзаменационного сочинения? Их много: факты, составляющие содержание художественного произведения, собственные суждения, появившиеся в результате чтения литературы или от соприкосновения с окружающей жизнью, теоретико-литературные понятия, высказывания выдающихся деятелей литературы и науки, положения литературно-критических статей.  Поэтому очень важно при изучении произведений художественной литературы обращаться к литературной критике.

Подбирая аргументацию, учащийся должен соблюдать следующие правила:

1) тезис, для обоснования которого подбираются аргументы, должен оставаться одним и тем же на протяжении всего доказательства;

2) в качестве аргументов могут быть использованы только такие суждения, истинность которых легко доказать в рамках данного сочинения, или такие, которые не требуют доказательства, воспринимаются как аксиомы.

Вступительная и заключительная части сочинения-рассуждения

Вступительная и заключительная части сочинения-рассуждения могут быть правильно написаны только при одном условии: если главная часть содержит основные элементы рассуждения – тезис и аргументы.

Вступление в сочинении-рассуждении нужно, во-первых, для того, чтобы подготовить читающего наше сочинение к восприятию рассуждения, во-вторых, без него бывает невозможно раскрыть тему. Иногда вступление может отсутствовать, т.е. сочинение-рассуждение можно начать прямо с утверждения тезиса. Но чаще всего без вступительной части построить рассуждение нельзя.  Необходимость вступления определяется самой логикой: в самом тезисе (в его формулировке) есть такое понятие, которое требует предварительного  выяснения. Вступительная и заключительная части вводят в само рассуждение и заканчивают, завершают его.

Виды вступления.

Вид вступления

Особенности

Темы сочинений

Историческое

Дается характеристика соответствующей эпохи, анализ ее социально-экономических, нравственных, политических и культурных отношений.

«Судьбы молодых дворянских интеллигентов в преддекабристскую эпоху (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)».

Во вступлении может быть дан анализ особенностей России первой  четверти XIX века (война 1812 года, царствование Александра, его реформы, отношения с европейскими государствами).

Аналитическое

Содержит рассуждение о ключевых понятиях, проблемах, вынесенных в заглавие сочинения. Демонстрирует способность к критическому мышлению.

«Гражданственность и народность лирики Н.А. Некрасова».

Разумеется, самое уместное начать сочинение с характеристики понятия «гражданственность», с описания его признаков. Это сразу даст возможность доказать, что лирика Н.А. Некрасова обладает всеми названными признаками

«Проблема гуманизма и особенности ее художественного воплощения в романе А.А. Фадеева «Разгром»». 

Поразмышляйте о том, как содержание понятия «гуманизм, то есть любовь к людям», зависит от конкретной социально-политической ситуации.

Биографическое

Содержит сведения из биографии писателя: факты его жизни, характеристика его окружения, история создания того или иного произведения, эволюция взглядов художника.

«Любовь — это сердце всего» (В.В. Маяковский).

Здесь будет уместно вспомнить об отношениях поэта с Лилей Брик и ее влияние на творчество В.В. Маяковского.

Сравнительное

Позволяет, вспомнив предшествующие анализируемому произведению литературные традиции, поразмышлять, как в них вписывается предмет, рассматриваемый в сочинении.

«Лишние люди в произведениях А.С. Пушкина и Лермонтова».

Можно начать с рассказа о поэме Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда, в котором впервые появился герой, разочарованный в жизни и в людях, оскорбленный в своих лучших чувствах, ставший одним из родоначальников галереи» лишних людей» в мировой литературе.

Лирическое

Является универсальным, связывающим тему сочинения с Вашим личным жизненным или духовным опытом.  Затем можно сказать несколько слов о том, какое колоссальное влияние оказал на Вас поэт или писатель, исторический или культурный деятель его личность и творчество.

«Мой любимый современный писатель, поэт или драматург».

Предложим учащимся средства оформления вступления.

Средства оформления вступления

Примеры

Назывное предложение или ряд назывных предложений

Счастье… Кто из нас не мечтал о нем! Иногда оно кажется недостижимым, иногда будто манит нас близостью, но обманывает и растворяется.

Риторический вопрос

Что дает миру стремительное развитие техники? Высвобождает время или делает человека рабом искусственного интеллекта?

Риторическое восклицание

Милые годы детства! Счастье беззаботности, первый опыт дружбы, тепло родительского дома! Да, поистине мы все родом из детства!

Вопросно-ответное единство

Что такое красота? Наверное, это – одно из самых загадочных понятий в истории культуры. Над этой загадкой бились многие поколения людей. Художники, скульпторы, поэты стремились постичь тайну красоты, гармонии. О том, что такое красота и какова ее роль в жизни человека, заставляют задуматься высказывания В.Сухомлинского.

Цитата

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам –

эти бессмертные строки А.С.Пушкина вспоминались мне, когда я читал текст Ф.Искандера «Дедушкин дом».

Афоризм

«О времена! О нравы!» - воскликнул Марк Туллий Цицерон. Кажется, будто эти слова произнесены сегодня. Вслед за великим политиком и ритором о времени рассуждает автор прочитанного мною текста.

Виды заключения

Вид

Содержание

Пример

Заключение-вывод

Важная мысль, вытекающая из всего, ранее сказанного

Заключение-следствие

Литературно-исторические или общественно-исторические сведения о месте, занимаемом анализируемым произведением в литературном процессе, в творчестве автора, его влиянии на общественную ситуацию, на художественную деятельность современников

Обращаю внимание учащихся на ключевые слова темы и вступления. Использование общих ключевых слов темы (слов одной семантической группы) во вступлении, основной части и заключении придаёт цельность сочинению, не позволяет «уйти» от темы.

Учащийся должен иметь, на мой взгляд, чёткий алгоритм действий, приступая к работе над сочинением.

Алгоритм действий учащихся, приступающих к написанию сочинения

1. Определить тип темы (тема-понятие, тема-вопрос, тема-тезис). Обратить внимание, есть ли метафоры в формулировке темы; выделить ключевые слова в теме.

2. Определить круг вопросов, которые необходимо рассмотреть в данной теме (ставить все возможные вопросы к каждому слову в формулировке темы сочинения).

3. Отобрать литературный материал, на котором будет раскрываться тема.

4. Сформулировать  основную мысль (идею) сочинения.

5. Составить план будущего сочинения.

6. Продумать вступление, заключение.

7. Отредактировать готовое сочинение.

Самостоятельность рассуждений – неотъемлемая черта сочинения. Хотя от ученика не требуется, чтобы в выпускной работе он делал научные открытия, но он должен излагать свои суждения с позиции истин так, как он их понимает и оценивает. Сочинение всегда предполагает творческий подход к теме, даже если она традиционна.