Главные вкладки
Дистанционное обучение
В апреле 2020 года вся страна перешла на дистанцонное обучение. При этом возникло много вопросов. Методом проб и ошибок пришлось осваивать работу на дистанте. При работе полезными были следующие сайты
https://www.yaklass.ru/ - портал для проверки знаний учащихся
https://edu.skysmart.ru/ - интерактивная тетрадь по русскому языку издательства «Просвещение»
https://resh.edu.ru/ - портал с разработками уроков и контрольных работ для учащихся
https://cifra.school/#lessons – портал с разработками уроков по дистанционному обучению школьников (Моя школа в on-line)
https://testedu.ru/ - образовательный сайт с интерактивными тестами по разным предметам и классам
https://znaika.ru/ - видеоуроки по русскому языку
Предлагаю несколько разработок уроков для дистанционного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
разработка урока литературы для дистанционного обучения | 22.15 КБ |
obosoblennoe_dopolnenie_8_klass.docx | 16.4 КБ |
vidy_glagola_5_klass.docx | 18.97 КБ |
ne_s_glagolami_5_klass.docx | 17.12 КБ |
budushchee_vremya_glagola_5_klass.docx | 32.86 КБ |
povtorenie_po_teme_imya_prilagatelnoe_5_klass.docx | 16.43 КБ |
ukazatelnye_mestoimeniya_6_klass.docx | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никольская СОШ»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Оленич Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Урок литературы 9 класс
Тема: М. А. Шолохов. «Судьба человека».Сложность человеческих судеб в годы Великой Отечественной войны.
Цель: вспомнить некоторые факты из жизни и творчества Михаила Александровича Шолохова, рассмотреть историю создания рассказа «Судьба человека», особенность построения, смысл названия рассказа, понаблюдать за образом Андрея Соколова.
Предполагаемые результаты:
Углубление знаний о творчестве М. А. Шолохова: особенности авторского повествования в рассказе ‹Судьба человека»; композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования; смысл названия рассказа; широта типизации; значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа; реализм Шолохова в рассказе-эпопее. Углубление понятия о реалистической типизации.
Ход урока
Рассмотреть материал на сайте: https://resh.edu.ru/subject/lesson/2176/main/
Прочитайте материалы учебника о М. А. Шолохове на с. 169-170.
Установите соответствие в таблице.
Произведение | Факт |
«Поднятая целина» | всемирно известный роман-эпопея о трагедии народа вгоды Гражданской войны |
«Тихий Дон» | рассказ, сюжет которого был подсказан писателю разговором со случайным собеседником, бывшимфронтовиком |
‹Судьба человека» | роман, в котором официальная критика увидела лишьвосхваление колхозного строя |
Запомните. Важно
Композиция (от лот. compositio — составление, соединение) — расположение частей, построение произведения.
Paccказчик — лицо, ведущее рассказ (автор произведения, герой или какой-то другой персонаж, а также вымышленное лицо).
Реализм — художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих сути самой жизни, создаваемых посредством типизации фактов действительности и индивидуализации характеров.
Обратите внимание
М. А. Шолохов — лауреат Нобелевской премии по литературе за роман- эпопею «Тихий Дон».
В «Словаре литературоведческих терминов» С. П. Белоусовой указаны следующие черты реализма:
«В центре внимания реализма находятся не просто факты, события, люди и вещи, а те закономерности, которые действуют в жизни, взаимоотношения человека и среды, героя и времени».
«Писатель не отрывается от реальности, с наибольшей точностью отбирает присущие жизни черты и тем самым обогащает читателя знанием жизни».
«Отбор явлений жизни, их оценка, умение представить их как важные, характерные, типические — всё это связано с точкой зрения художника на жизнь и зависит от его мировоззрения, от умения уловить движения эпохи»
«В основе реалистического художественного метода лежат историзм мышления (видение исторической перспективы, взаимодействие прошлого, настоящего и будущего), социальный заказ (изображение явлений в их конкретной социальной обусловленности), социальная типизация».
Разбираем вместе
Прочитайте фрагмент рассказа «Судьба человека» с начала до слов
«...такой я её и во сне всегда вижу» (с. 170-175). Какие детали подмечает рассказчик во внешности мужчины и мальчика? Перескажи историю жизни Андрея Соколова до ухода на фронт. Что он вспоминает из своей семейной жизни и как это его характеризует? Озаглавь эту часть рассказа.
Продолжи чтение рассказа со слов «Только не пришлось мне и года повоевать» до слов «Однако поделили без обиды» (с. 175-185). Расскажи, как Соколов попал в плен (до разговора с Мюллером). Какие детали повествования указывают на черты характера Соколова? Как он характеризует Мюллера? Какие черты характера героя проявились в его поединке с Мюллером? Озаглавь эту часть рассказа.
Продолжи чтение рассказа со слов «Вскорости перебросили нас…» до слов
«Вспомнил и поехал в Урюпинск» (с. 185-189). Как герой выбрался из лагеря? Какие детали говорят о состоянии героя, попавшего на родную землю? Как герой узнал о гибели своей семьи? Покажи, как автор использует приём психологизма.
Продолжи чтение рассказа со слов «Приятель мой и жена его...» до конца рассказа (с. 189-193). Как в портрете мальчика выражено отношение Соколова к нему? Как автор передаёт психологическое состояние героев? Что произошло с героями после их встречи? Озаглавь эту часть рассказа.
Сделайте самостоятельно
Дополни таблицу цитатами из рассказа «Судьба человека».
Средства создания образа героя | П римеры |
Портрет героя | |
Социальное положение героя, род его занятий | |
Окружение героя, художественные детали | |
Поступки героя, раскрывающие его характер | |
Способы изображения внутренней жизни героя:осознание мотивов собственных поступков; прямые авторские оценки (открытый психологизм); позы, жесты, выражение лица (скрытый психологизм); речь (лексика, синтаксические конструкции, интонации) | |
Оценка героя другими персонажами и автором |
Продолжи ряд цитат на тему «Стойкость человека в суровых испытаниях»:
«Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду?».
«Упади я, и он бы пришил меня к земле очередью».
«И я из последних сил, но пошёл...».
Как эти цитаты характеризуют Андрея Соколова и автора?
Список использованных источников
Литература 9 класс: в 2 ч. Ч 2: учебник-хрестоматия/авт-сост. Т. Ф. Курдюмова, С.А. Леонов, О.Б. Марьина, Е.Н.Колокольцев; под ред. Т.Ф.Курдюмовой. – М.: Дрофа, 2014.
https://cifra.school/topics/lit/9/?complexity=0
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никольская СОШ»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Оленич Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Урок русского языка 8 класс
Тема: Обособленное дополнение
Цель: научить узнавать обособленные дополнения, научить правильно расставлять знаки препинания для выделения обособленных дополнений, развивать языковое чутье и логическое мышление, воспитывать интерес к русскому языку.
Планируемые результаты:
Узнать, что такое обособленные дополнения и каковы их отличительные особенности. Закрепить понятие обособления и выделительных знаков препинания. Узнать правила обособления дополнений. Уметь применять полученные знания на практике.
Ход урока
- Посмотреть видеоурок по ссылке https://yandex.ru/video/preview/?filmId=1933523159117879697&text
- Внимательно прочитать параграф 195 в учебнике "Теория"
- Подведем итоги прослушанного и прочитанного
Обособленное дополнение | Чем выражено | Примеры |
сущ. с предлогами кроме, вместо, помимо, сверх, исключая, за исключением, включая, наряду с и др. | Лекарь второпях, вместо двенадцати капель, налил целых сорок. |
- Поработаем вместе
Разберем упражнение 365 из учебника.
Задание: Запишите предложения, расставляя недостающие знаки препинания и раскрывая скобки.
Ничего не было слышно, кроме журчания ручья. – Предлог кроме указывает на то, что в предложении есть обособленное дополнение, которое необходимо выделить запятой. Ничего пишется слитно, так как отрицательные местоимения с не всегда пишутся слитно. Не было пишется раздельно, так как это глагол.
Со всеми на пароходе, не исключая и молчаливого буфетчика, Смурый говорил отрывисто. – Производный предлог не исключая указывает на обособленное дополнение, а так как оно стоит в середине предложения, то выделяется с двух сторон запятыми. Не исключая пишется раздельно, так как производный предлог образован от деепричастия.
Помимо подберезовиков и подосиновиков, в его корзине было и несколько белых грибов. – Предлог помимо указывает на то, что в предложении есть обособленное дополнение, которое необходимо выделить запятой.
Остальное выполните самостоятельно.
Упражнение 364. Составьте предложения со следующими сочетаниями слов, используя их в качестве обособленных уточняющих дополнений.
Примеры предложений:
Я потратил на визит к другу несколько часов, включая время на дорогу.
Мой друг заинтересовался живописью, наряду с увлечением хоккеем.
Туристов просто провели по некоторым улицам города, вместо предполагаемой экскурсии по музеям.
Продолжите своими предложениями.
- Самостоятельная работа: Выполните упражнение 363.
Список использованных источников
Бабайцева В.В., Русский язык: Теория. 5-9 кл.: учебник/ В.В.Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015
Русский язык: Практика. 8 кл.: учебник / Пичугов Ю.С., Еремеева А.П., Купалова А.Ю. и др.; под ред. Ю.С. Пичугова. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2017
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никольская СОШ»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Оленич Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Урок русского языка 5 класс
Тема: Виды глагола
Цель:
познакомиться с понятием «виды глаголов».
Задачи:
- научиться определять виды глагола;
- научиться различать глаголы совершенного и несовершенного вида;
- развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости.
Предполагаемые результаты:
Знать, какие бывают виды глагола; уметь определять вид глагола, правильно употреблять глаголы совершенного и несовершенного вида; уметь образовывать видовые пары.
Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и другие. «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях. Часть 2. § 108
Ход урока
- Познакомимся с новой темой по ссылке https://znaika.ru/catalog/5-klass/russian/Vid-glagola.html
- Попробуем всю информацию, услышанную из видеоурока и прочитанную в книге, оформить в виде таблицы
Виды глагола | |
совершенный | несовершенный |
Отвечают на вопросы | |
Что сделать? Что сделал? Что сделаю? | Что делает? Что делал? Что будет делать? |
Указывают на | |
- результат действия - однократность, начало, окончание действия | - продолжительность, повторяемость действия - незаконченность действия |
прыгнуть опоздать | прыгать опаздывать |
Время глагола | |
прошедшее Написал | Писал |
настоящее – | Пишет |
будущее Напишет | Будет писать |
Запомни! Глагол совершенного вида начинается с приставки с-!
Совершенный вид – Что сделать?
Обрати внимание!
Многие глаголы могут иметь совершенный и несовершенный вид. Два вида одного и того же глагола образуют видовую пару.
Видовая пара глаголов часто образуется с помощью образования одного вида от другого, например:
говорить - поговорить
читать - дочитать
решать - решить
Некоторые видовые пары имеют разные основы, но обозначают одно и то же действие:
Несовершенный вид | Совершенный вид |
брать | взять |
Отдельные видовые пары глаголов различаются только ударением:
засыпа́ть - засы́пать
разреза́ть - разре́зать
отреза́ть - отре́зать
Некоторые глаголы, в зависимости от предложения, в котором они употребляются, могут быть как несовершенного вида, так и совершенного:
Анна сейчас (что делает?) телеграфирует сестре о времени приезда. (настоящее время, несовершенный вид)
Она завтра (что сделает?) телеграфирует о своём отъезде. (будущее время, совершенный вид)
Такие глаголы называются двувидовыми, к ним относятся: телеграфировать, овладевать, ночевать, ранить, женить, казнить и некоторые другие.
- Разбираем вместе. Определите вид глагола: написал, писал, буду рисовать
Написал
- Зададим вопрос к глаголу – что сделал? Глагол совершенного вида, так как вопрос начинается с приставки с-.
- Какое действие обозначает глагол? Написал обозначает сделал до конца. Значит, глагол совершенного вида.
Писал
- Зададим вопрос к глаголу – что делал? Вопрос несовершенного вида.
- Что обозначает действие писал? Продолжительность. Значит, глагол несовершенного вида.
Буду рисовать
- Зададим вопрос к глаголу – что буду делать? Вопрос несовершенного вида.
- Что обозначает действие буду рисовать ? Продолжительность. Значит, глагол несовершенного вида.
- Выполните самостоятельно.
А) упражнение 680 из учебника
Б) упражнение 681 из учебника
В) найдите и образуйте видовые пары глаголов, укажите вид глаголов. Обозначьте морфемы, с помощью которых образованы видовые пары.
Косить, завершать, мелькнуть, объединять, сделать, завершить, мелькать, скосить, делать, объединить.
Список использованных источников
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никольская СОШ»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Оленич Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Урок русского языка 5 класс
Тема: Не с глаголами
Цель: сформировать навыки и умения написания НЕ с глаголами
Задачи:
- формировать умение выделять глагол среди других частей речи по морфологическим признакам и его значению;
- повторить правописание частицы не с глаголами.
Предполагаемые результаты:
Знать и уметь применять правило написания НЕ с глаголами.
Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и другие. «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях. Часть 2. § 105
Ход урока
- Вы помните из начальной школы, что не с глаголами пишутся раздельно.
Повторите еще раз этот материал: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7697/main/263612/
- Закрепим ещё раз: Не пишется с глаголами раздельно. Исключение составляют те глаголы, которые не употребляются без не.
Обратите внимание на следующую информацию:
Сравните написание:
не досмотреть спектакль – недосмотреть за попугаем
часто не доедать суп – в военное время все недоедали
Нужно отличать случаи употребления отрицательной частицы не (отрицается возможность досмотреть спектакль, доесть суп) и приставки недо- (значение неполноты, недостаточности действия, антоним приставки пере-)
- Разбираем вместе.
Выпиши глагол. Определи, слитно или раздельно он пишется с не.
Кто мать сыру землю любит, тот голоден (не)будет.
Найдём глагол. Это глагол (не)будет. Употребляется ли глагол без не? Да, употребляется. Следовательно, пишем не с глаголом раздельно – не будет.
Мне (не)здоровится.
Найдём глагол. Это глагол (не)здоровится. Употребляется ли глагол без не? Нет, не употребляется. Слова «здоровится» не существует. Следовательно, пишем не с глаголом слитно – нездоровится (искл.).
Упражнение 656 из учебника. Замените выделенные слова и словосочетания глаголами, которые пишутся с НЕ слитно.
Он возмущался. – Он негодовал.
Нельзя его принуждать. – Нельзя его неволить.
Брат удивлялся. – Брат недоумевал.
Я чувствую себя не совсем хорошо. – Я недомогаю.
Шторм бушевал. – Шторм неистовствовал.
- Выполните самостоятельно.
А) Спишите текст. Определите, в каких случаях не с глаголами пишется слитно, а в каких раздельно.
1) Отец стал сильно (не)домогать. 2) Егорка (не)осознавал, что с ним происходило. 3) Метель (не)утихала, небо (не)прояснялось. 4) Последнее время мне очень (не)здоровилось. 5) Внук (не)стал будить дедушку. 6) Правда в огне (не)горит и в воде (не)тонет. 7) (Не)гордись званием, а гордись знанием. 8) Сильно (не)взлюбил он своего земляка.
Б) Напишите не с глаголами
Не будет
… может
…был
… бывает
Ненавидеть
…годовать
…удивляться
…поетряешь
…доумевать
…сможешь
…сделаешь
…собираешься
…взлюбить
…домогать
…боишься
…играть
В) Выполните упражнение 655 из учебника.
Список использованных источников
https://cifra.school/topics/rus/5/?complexity=0
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 5 кл.: пособие для учащихся / Л. А. Ахременкова. – 10-е изд. – М.: просвещение, 2007.
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никольская СОШ»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Оленич Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Урок русского языка 5 класс
Тема: Будущее время глагола
Цель: научить правильно образовывать и употреблять будущее время глагола
Задачи:
- рассмотреть будущее время глагола;
- уделить внимание простому и сложному будущем времени:
- выяснить, какие глаголы образуют форму будущего простого времени, а какие – будущего сложного;
- поразмышлять о том, что о будущем времени нужно знать, чтобы не делать ошибок.
Предполагаемый результат:
Распознавать глаголы будущего времени, уметь образовывать простую и сложную форму будущего времени; правильно употреблять глаголы в речи.
Учебник: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. «Русский язык. 5 класс». В 2-х ч. Ч. 2. § 114
Ход урока
Просмотреть видеоурок по теме «Будущее время» по ссылке https://videouroki.net/video/87-budushchee-vremya.html
Прочитать учебник стр 136-138.
Обобщим всё увиденное и прочитанное:
Запомни. Важно
Глаголы будущего времени показывают, что действие происходит после момента речи. Они отвечают на вопросы: что будешь делать? что сделаешь? что будут делать? и т. д.
Формы будущего времени
простая
образуется от глаголов совершенного вида
построю
Обрати внимание
сложная
образуется от глаголов несовершенного вида
буду строить
Глаголы будущего времени изменяются по лицам и числам. В сложном будущем времени изменяется глагол быть.
Лицо | Простое будущее время | Сложное будущее время | ||
ед. ч. | мн. ч. | ед. ч. | мн. ч. | |
1-е | прочитаю, найду | прочитаем, найдём | буду читать, буду искать | будем читать будем искать |
2-е | прочитаешь, найдёшь | прочитаете, найдёте | будешь читать, будешь искать | будете читать, будете искать |
3-e | прочитает, найдёт | прочитают, найдут | будет читать, будет искать | будут читать, будут искать |
Разбираем вместе
Найди глаголы в будущем времени, определи форму глаголов: напишу, рисовала, 6уду петь.
Напишу:
Зададим вопрос к глаголу: что сделаю? — напишу.
Определим вид глагола по вопросу: что сделаю? — вопрос совершенного вида - глагол совершенного вида.
Определим значение глагола, в какой момент речи происходит действие: действие происходит после момента речи - глагол будущего времени.
Глагол будущего времени состоит из одного слова и образуется от глагола совершенного вида простая форма будущего времени.
Рисовала:
Зададим вопрос к глаголу: что делала? — рисовала.
Это вопрос прошедшего времени, есть суффикс -л-, действие происходит до момента речи —глагол прошедшего времени.
Буду петь:
Зададим вопрос к глаголу: что буду делать? — буду петь.
Определим вид глагола по вопросу: что буду делать? — вопрос несовершенного вида - глагол несовершенного вида.
Определим значение глагола, в какой момент речи происходит действие: действие происходит после момента речи - глагол будущего времени.
Глагол будущего времени состоит из двух слов, образуется от глагола несовершенного вида - сложная форма будущего времени.
Запомни! Это важно!
НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ
Глаголы, которые в силу фонетических или семантических особенностей, не имеют отдельных личных форм, называют недостаточными.
1. По фонетическому признаку к ним относят глаголы, которые не имеют формы 1-го лица единственногочисла: бдеть, бороздить, бузить, внять, возродить, ворсить, галдеть, громоздить, дерзить, дудеть, ерундить, загалдеть, зарысить, затмить, затмиться, зашелестеть, кадить, косить, костить, кудесить, лисить, лихорадить, мерзить, минуть, мутить, набузить, надерзить, наерундить, накудесить, начудесить, начудить, нашкодить, обезлесить, обезлошадить, обрусить, обуржуазиться, объять, отчудить, очутиться, парусить, переубедить, переубедиться, перешерстить, победить, побудить, погалдеть, подудеть, почудить, пошелестеть, предубедить, причудиться, приять, продудеть, прорысить, прошелестеть, разубедить, разубедиться, рысить, тмить, тмиться, тузить, убедить, убедиться, угобзить, угораздить, умилосердить, чудесить, чудить, шелестеть, шерстить, шкодить.
Нельзя сказать!: дудю, разубедю и так далее
2. По семантическому признаку — это глаголы, которые не употребляются в формах 1-го и 2-го лица ед. и мн. числа, и в частности, обозначают действия или процессы, которые не могут быть отнесены к говорящему лицу и его собеседнику, т. е. к человеку, например, такие как:
- доиться, жеребиться, телиться, щениться (со значением процессов, свойственных миру животных);
- колоситься, куститься, набухнуть, осыпаться, отпочковаться, разрастись (со значением процессов, протекающих в растительном мире);
- впитаться, капать, мерцать, протекать, сквозить, струиться, течь (со значением процессов, происходящих в неживой природе);
- горчить, отпороться, пригореть, продырявиться, рассохнуться, ржаветь, ужариться (со значением процессов, относящихся к конкретным предметам);
- гноиться, заживляться, отняться, рассосаться, слипнуться (со значением процессов, совершающихся в организме человека);
- гласить, заключаться, явствовать (с отвлеченным значением)
Сделай самостоятельно
Упражнение для самостоятельной работы!!!
Спиши текст, вставив пропущенные буквы. Найди глаголы будущего времени, определи их форму.
МАЙ
Светлые волокна обл..ч..ков плывут по чистому небу и та..т в пр..зрачной синеве. Голубые дубравы насквозь пр..свечива..т..ся со..нцем. Нежными тонами лилове..т осиновые вершины.
Зелене..т, цветёт, звенит и веселит..ся всё в пр..роде. Л..скает со..нце бе..листые берёзы, что-то наш..птыва..т им ветер. Но не тороп..т..ся берёзы распускат..ся. Ждут они, когда наступ..т надёжное тепло, набухн..т дерево соком и прысн..т сладкими брызгами.
(По Д. Зуеву)
Произнеси и запомни глаголы на стр 137 в зеленой рамочке.
Выучи слова на стр 138 в зеленых рамочках.
Выполнить ПИСЬМЕННО (для проверки) упражнение 706.
Список используемых источников
https://cifra.school/topics/rus/5/?complexity=0
https://udarenieru.ru/index.php?article=_1
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никольская СОШ»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Оленич Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Урок русского языка 5 класс
Тема: Систематизация и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»
Цель: повторить и систематизировать изученный ранее материал по теме «Имя прилагательное»
Задачи:
- повторить орфограммы, изученные в теме «Имя прилагательное»;
- развивать навыки грамотного письма, орфографической зоркости;
- повторить морфологический разбор имени прилагательного.
Предполагаемые результаты:
обобщить информацию по теме «Имя прилагательное»;
систематизировать знания;
повторить орфограммы, изученные в теме «Имя прилагательное».
Учебник: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и другие. «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях. Часть 2. § 103
Ход урока
- Вспомним, что повторили в этом году: Имя прилагательное как часть речи. Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.
Вспомним, что узнали новое: Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных после шипящих. Прилагательные полные и краткие. Отсутствие мягкого знака на конце кратких прилагательных мужского рода.
Повторим изученное по видеоуроку: https://resh.edu.ru/subject/lesson/7696/main/265162/
- Развитие связной речи.
Проработаем над тем, как правильно отвечать на контрольные вопросы и задания
Вопрос 1. Дайте определение имени прилагательного.
Ответ: Прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы: какой? чей?
Вопрос 2. Что общего между полными и краткими именами прилагательными и чем они различаются?
Ответ: Полные прилагательные имеют окончание из двух или трёх букв: добрая, красивого. Краткие прилагательные имеют нулевое окончание или окончание, состоящее из одной буквы: добра, красив. Краткие имена прилагательные не склоняются, но изменяются по числам, а в единственном числе – по родам.
Вопрос 3. Какие орфограммы вы изучили в разделе «Имя прилагательное»?
Ответ: В разделе «Имя прилагательное» мы изучили орфограмму Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных после шипящих и Отсутствие мягкого знака на конце кратких прилагательных мужского рода.
Остальные ответы на вопросы 4, 5, 6 запишите самостоятельно.
- Для того чтобы проверить, как усвоен вами материал, выполните тренировочные задания https://resh.edu.ru/subject/lesson/7696/train/265166/
IV. Выполните самостоятельно:
А) Напишите ответы на вопросы 4, 5, 6 на стр 113-114, руководствуясь образцом выше.
Б) Выполните упражнение 648.
Образец выполнения:
Ясен – прилагательное в краткой форме, м.р, ед.ч.
Древесные – прилагательное в полной форме, мн.ч, В.п.
В) Замените полную форму имен прилагательных на краткую
Жгучий – жгуч
Пахучий –
Колючий –
Пригожий –
Могучий –
Горячий –
Хороший –
Неуклюжий –
Похожий –
Г) Подготовьтесь к контрольному тесту по теме «Имя прилагательное»
Список использованных источников
Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус.яз.: 5 кл.: пособие для учащихся / Л. А. Ахременкова. – 10-е изд. – М.: просвещение, 2007.
Предварительный просмотр:
МКОУ «Никольская СОШ»
Новоусманского муниципального района
Воронежской области
Оленич Наталья Владимировна,
учитель русского языка и литературы
Урок русского языка 6 класс
Тема: Указательные местоимения
Цель: познакомиться с указательными местоимениями, их синтаксической ролью, значением, употреблением в речи.
Задачи:
научиться употреблять указательные местоимения;
расширить лексический запас.
Предполагаемый результат
Уметь находить в тексте указательные местоимения, использовать их как средство связи предложений в тексте.
Учебник: Баранов М. Т., Ладыженская Т. А., Тростенцова Л.А. и др. «Русский язык. 6 класс». В 2-х ч. Ч. 2. § 84.
Ход урока
1.Познакомьтесь с темой урока по ссылке https://resh.edu.ru/subject/lesson/7004/main/260544/
2.Обобщим изученное
Падежи | Единственное число | Множественное число | ||
м. р. | cp. р. | ж. р. | ||
Им. п. | этот тот такой | это то такое | эта та такая | эти те такие |
Р. п. | этого того | этой той | этих тех | |
Д. п. | этому тому | этой той | этим тем | |
В. п. | этот, этого тот, тoгo | это то | эту ту | эти этих те тех |
Тв. п. | этим тем | этой той | этими теми | |
П. п. | об этом o том | об этой о той | об этой о той | об этих о тех |
Указательные местоимения тот, этот, такой, таков, столько указывают на определенное лицо, признак, предмет, количество. Часто такие местоимения связывают предложения между собой.
Местоимения тот, этот, mакoй изменяются по родам, падежам и числам. Местоимение maков изменяется по родам и числам.
Обрати внимание
В русском языке есть указательные местоимения сей, оный, таковой, этакий. Они являются устаревшими.
Местоимение столько склоняется так же, как и сколько.
Выбор предлога о — об зависит от того, с какой буквы начинается следующее слово. Если оно начинается с согласной, то пишется предлог о, если с гласной, то предлог об: Об этом событии ходят легенды. Мы говорили о том рисунке.
В предложении указательные местоимения могут быть определением, дополнением или частью составного сказуемого: Эта (определение) девочка очень капризная. Мы не заметили ошибку, а ведь Ваня на то (дополнение) указывал. Сыр выпал — с ним была плутовка maкoвa.(сказуемое).
3.Разбираем вместе
Прочитай диалог. Что делает его непонятным? Замени некоторые место имения собственными или нарицательными существительными.
- А он схватил его, поднял и оземь... Тогда тот сел на него верхом и давай
в спину барабанить... Мы его из-под него за ноги вытащили.
- Кто кого?
- Известно кого... На ком верхом сидел...
- Кто?
- Да этот самый, про кого сказываю.
(А. Чехов)
Часто местоимения разных разрядов приближают текст к разговорной речи, делают его более экспрессивным, но за выражением эмоций нередко можно потерять смысл высказывания. Чрезмерное употребление местоимений приводит к недопониманию участников речи. Чтобы слушателю стало понятно, о ком говорится в вашем рассказе, необходимо в начале речи ввести действующие лица, назвав их по имени или дав им чёткие характеристики: Миша, Пëmp, забияка, драчун. Тогда рассказ станет гораздо понятнее: А хулиган схватил Диму, поднял и оземь...
Сочетание двух местоимений, относящихся к разным лицам, в одном предложении тоже мешает восприятию рассказа. Обычно местоимением заменяется собственное или нарицательное существительное, которое было названо последним в предыдущем предложении. Тогда тот (т. е. Дима) сел на хулигана верхом и давай в спину барабанить...
4. Выполните самостоятельно
А) Выполните упражнения 484, 485 из учебника.
Б) Выполните задания по теме «Указательные местоимения» на сайте ЯКласс.ру
Список использованных источников
https://cifra.school/topics/rus/6/?complexity=0