Нейропсихологические приёмы на логопедических занятиях
На логопедических занятиях традиционно применяются так называемые физкультминутки. Их задача: способствовать снятию психического
(интеллектуального и эмоционального ) перенапряжения, лёгкому переключению с одного вида деятельности на другой, повышению общей работоспособности и т.д .
Упражнения, которые проводятся на разных этапах логопедического занятия.
1. «Растирание ушных раковин» - активизирует все системы организма.
2. «Перекрёстные движения» - активизируют оба полушария головного мозга, готовят к усвоению знаний.
3. «Качание головой» - улучшает мыслительную деятельность и мозговое кровообращение.
Дышать глубоко, уронить голову вперёд, плечи расправить. Головой медленно качать из стороны в сторону до тех пор, пока не уйдёт напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию.
4. «Рисование в воздухе обеими руками одновременно симметричных рисунков» - активизирует зрительно-моторную координацию, облегчает процесс письма.
5. «Ленивые восьмёрки» - активизируют структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания.
6. «Лобно-затылочная коррекция» - улучшает мозговое кровообращение. Упражнение выполняется в течение 1 мин., сидя с закрытыми глазами. Правая рука кладётся на лоб, левая – на затылок.
7. «Барабанчики» и «Вилочки» - улучшает мозговое кровообращение. Лёгкое постукивание пальцами в области бровей, растирание указательным и средним пальцами вокруг ушей.
8. «Дыхательные упражнения» - развивают навыки правильного дыхания, речевого дыхания, что способствует профилактике заболеваний верхних дыхательных путей.
9. «Элементы массажа лица, губ, шеи, рук» - способствуют улучшению кровообращения мышц артикуляционного аппарата, мозгового кровообращения, а так же способствует профилактике заболеваний лор органов.
10. «Развитие глазодвигательной сферы» - снимает напряжение глаз, тренирует глазные мышцы, способствует профилактике нарушения зрения.
11. «Развитие сенсомоторных координаций» - активизирует оба полушария головного мозга.
12. «Развитие тонкой моторики кисти и пальцев руки» - готовят руку к письму, способствует речевому развитию.
13. «Поза дерева» - снимает статическое напряжение с позвоночника. Сесть за парту, ноги вместе, стопы прижаты к полу, руки опущены , спина прямая . Сделать спокойный вдох и выдох . Руки плавно поднять вверх , ладонями друг к другу . Потянуться всем телом . Сосредоточить всё внимание на позвоночнике . Представить себя деревом . Организм , как дерево , наливается силой , бодростью , здоровьем . Удерживайте позу 15-20 сек. Это упражнение можно выполнять и стоя .
14. «С носка на пятки» - улучшает кровоснабжение всего организма, способствует снятию напряжения. Подняться на носки и резко опуститься на пятки . Выполнить 3 раза .
Всё эти приёмы способствуют:
· привлечению в учебный процесс наибольшего числа анализаторов: слуховых, зрительных, тактильных;
· преодалению воздействия информационно-психогенных факторов (использование элементов релаксации, щадящий режим подачи информации);
· преодаление комплекса факторов доминантной моторно-закрепощённой и статической позы (работа стоя, сидя, в движении; проведение динамических физминуток ) ;
· позволяет учитывать особенности состояния нервно-психической сферы детей, имеющих ММД, сложные речевые нарушения и др.;
· помогают поддерживать интерес к логопедическим занятиям.
Список используемой литературы:
- Т.Н.Захарова, Т.Н.Суровикина, С.Г.Оводо и др. «Формирование здорового образа жизни у младших школьников». Волгоград «Учитель» 2007 год.
- М.В.Антропова, Л.М.Кузнецова, Т.М.Параничева «Режим дня младшего школьника». Москва «Вентана-Граф» 2003 год. Центр образования и здоровья Минестерства образования РФ.