Автоматизация звука [Ш]
ТЕМА: Автоматизация [Ш] в слогах, словах и предложениях
1-й класс. Речевое заключение: ОНР (III уровень), при дизартрии
Цели: 1) Отработка умений произносить звук (Ш) слогах прямых и обратных, а так же в словах и предложениях с опорой на слоговой анализ.
2) Развитие умения согласовывать слова и числительные.
3) Развитие фонематического восприятия.
4) Воспитание навыков самоконтроля и интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: картинки-эмоции, Шарик на шнурке, предметные картинки, артикуляционный профиль, слоговые таблицы, текст чистоговорки, сухой бассейн для пальчиков.
Ход занятия: (помыли руки).
1.Орг. момент.
-Дима, посмотри, сколько пришло гостей к нам сегодня.
-Поздоровайся с ними.
-А теперь настраивайся на занятие.
2.Развитие общей моторики и речевого дыхания.
-Исходное положение: встали, руки опустили, ноги на ширине плеч.
*Поднимаем плечи - вдох через нос (2 раза),
опускаем – выдох через рот.
*Сводим лопатки - вдох через нос (2 раза),
развести – выдох через рот.
*Наклон в одну сторону - вдох через нос,
выпрямились – выдох через рот.
Наклон в другую сторону - вдох через нос,
выпрямились – выдох через рот.
*Вращение головы: полный поворот - вдох через нос,
полный поворот – выдох через рот. Повторить ещё раз.
*Вращение головы то же.
Выдох – А – Э – И – О – У.
*«Листья шумят».
Вдох – руки вверх, поднялись на носки. Задержали дыхание.
Выдох – Ш –Ш –Ш…
*Сели правильно (возле зеркала).
Сморщили лицо – растянули лицо.
*Обе брови поднять одновременно (2 раза).
*Один уголок рта подняли – опустили.
Второй уголок рта подняли – опустили.
*Оба уголка рта подняли – опустили.
*Один уголок опустили – подняли.
Второй уголок опустили – подняли.
*Картинки – эмоции.
Придай лицу радостное выражение.
*Придай лицу удивлённое выражение.
*Массаж лица расслабляющий:
1.От середины лба к волосам.
2.От бровей к волосам.
3.Вниз через всё лицо к шее и плечам.
3.Артикуляционная гимнастика.
-Чтобы язычок был послушным, выполним зарядку (шарик на шнурке):
1) – Сели правильно, шарик двигаем язычком горизонтально: в одну сторону, затем в другую.
2) – Шарик двигаем вертикально, падает шарик свободно (2 раза).
3) – Поймай шарик в «Чашечку» (2 раза).
4) – Ловим шарик губами, затем с силой выталкиваем (2 раза).
5) – Обхватить шарик губами, двигаем шарик от щеки к щеке.
6) – Устал язычок: «Наказать непослушный язычок».
7) – Отдохнул язычок и стал шагать через верхние зубки (губы в улыбке). Затем через нижние.
8) – Захотелось язычку попить чай из «Чашечки» (удерживать, считая до 10).
9) – Попил язычок из чашечки и стал дуть на пчёлку так, чтобы крылышки у неё задрожали.
- Молодец!
4. Выделение и характеристика звука.
– Посмотри, кто пришёл к нам на занятие (картинки называет логопед: Мартышка, Петушок, Лошадка и Мишутка).
- Какой общий звук в этих словах ты услышал? (Ш)
- Произнесём его красиво: Ш –Ш –Ш…
- В каком положении органы речи ? (Артикуляционный профиль).
- Дай характеристику звуку (Ш).
- Молодец!
5. Работа на уровне слога.
1) – Мартышка просит повторить за ней слоги с радостью:
Ша- шо-шу
Шу-ша-ши
Ше-ши-ше
2) – Атеперь с удивлением:
Аш-ёш-уш
Яш-ыш-уш
Ош-аш-ёш
- Молодец!
3) – Мартышка просит тебя поиграть для своих друзей (отстукивание ритмических рисунков пальцами по крышке стола, произнося при этом правильно слоги: ши,аш).
- Молодец!
6. Работа на уровне слога.
1) – У Мартышки День Рождения.
- Внимательно рассмотри картинку, назови, что подарил Петушок? (шары, хлопушки).
- Что подарила лошадка? (матрёшку, машинку).
- Что подарил Мишутка? (неваляшку, шоколадку).
Молодец! Ты правильно и красиво произносил слова!
- Какой звук встречался во всех словах? (ш).
2) – Все подарки Мартышка повесила на пальму.
- Дома нарисуй по точкам и заштрихуй эти подарки.
3) – Мартышка просит назвать на карточках, какая картинка лишняя?
- Объясни, почему ты так думаешь? (2 шапки, 1 шляпа, 1 шуба)
4) – Что есть у этой шапки? (шнурки).
- Что у этой шапки? (бамбошка).
- Что у этой шапки? (уши).
- Что есть у шубы? (опушка).
- Молодец!
- Во всех словах какой звук встречался? (ш).
7. Работа на уровне предложения.
1) – Мартышка просит: «Посчитай все шапки на картинке»(6 шапок).
- Сколько шуб? (6 шуб).
- Сколько шарфов? (6 шарфов).
- Сколько рубашек? (6 рубашек).
- Сколько шорт? (6 шорт).
- Молодец! В слове «шесть» какой звук ты произносил? (ш).
2) – Мартышка написала стишок, прочти его:
(читает по карточке) «Шапка и шубка – вот наш Мишутка».
- Прочти ещё раз, выделяя звук (Ш).
- Прочти ещё быстрее, чётко произнося наш звук.
- Кто такой Мишутка? (мальчик).
- Молодец!
- Д/з: «Выучить чистоговорку, произнося слова быстро и чётко.
8. Итог.
- С каким звуком чаще всего произносились слова? (Ш).
- Мартышка просит произнести ещё раз её любимый звук красиво.
- Найди в сухом бассейне сюрприз от Мартышки. Что это? (шоколадка).