Преодоление нарушений чтения и письма
Процесс письма представляет собой сложную форму речевой деятельности и обеспечивается согласованной работой 4-х анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Отставание в развитии зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений ведёт к нарушению процесса овладения письменной речью.
1. Замена графически сходных рукописных букв:
· по оптическому сходству (с-е, о-с, л-и, у-д-з, м-ш, в-д);
· по кинетическому сходству (о-а, б-д, и-у, т-п, У-Ч, П-Т,л-м, Л-М, х-ж, ч-ъ, Г-Р, н-ю, и-ш, л-я, Н-К, а-д).
2. «Зеркальное письмо».
3. Пропуск элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент.
4. Нарушение размеров букв по их величине; высоте и ширине (высота букв не соответствует высоте рабочей строки, буквы располагаются выше или ниже рабочей строки, не используются надстрочное или подстрочное пространство строки).
5. Неправильное написание строк (несоблюдение полей, несоблюдение и пропуск строки, зубчатость, выгнутость, вогнутость строки).
6. Искажение почерка (нестабильность графических форм).
7. Тремор, который проявляется в дополнительных штрихах, дрожащих линиях, а при сильном треморе – в «бисеринках» утолщении на линии письма.
8. Трудность выполнения связных движений, «печатание» букв.
9. Неумение правильно «надавливать» на ручку.
10. Очень медленный темп письма, низкая плотность работы.
Для предупреждения и преодоления нарушений письма, обусловленных нарушениями некоторых неречевых функций была разработана серия занятий на которых я использовала разные методы и приёмы, игры и упражнения, наглядный материал.
Работа велась по следующим направлениям:
1. Развитие зрительного восприятия, узнавание форм и величины (зрительного гнозиса).
2. Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
3. Формирование пространственных представлений .
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
5. Развитие мелких движений рук.
С целью развития зрительного гнозиса эффективны следующие приёмы:
1) Игра «Узнай какая буква?»:
1-й вариант игры: ребёнок закрывает глаза, затем по его ладони обратной стороной ручки пишется логопедом буква
2-й вариант игры: ребёнок указкой пишет букву в воздухе, логопед отгадывает её.
3-й вариант игры: ребёнок на ощупь определяет пластмассовую букву, лежащую в мешочке.
4-й вариант игры: ребёнок на ощупь определяет начертание буквы, вырезанной из наждачной бумаги и наклеенной на картон.
2) Игра «Кто быстрее?». Учащиеся соревнуются между собой в зачёркивании предложенной буквы на листке из старой детской книжки.
3) Игра «Узнай букву»:
1-й вариант игры: на какие предметы может быть похожа буква печатная или письменная?
2-й вариант игры: прочитай слоги с такими буквами.
4) Игра «Мягкие буквы». Из шнурка на листе бархатной бумаги дети выкладывают заданную строчную букву.
5) Игра «Сосчитай буквы»:
1-й вариант игры: посчитать заданные письменные буквы на карточке, где изображены и заданные буквы, и сходные по написанию буквы.
2-й вариант игры: посчитать заданные печатные буквы на карточке, где изображены и заданные буквы, и сходные по написанию.
6) Игра «Назови буквы»:
1-й вариант игры: буквы печатные или письменные написаны точками.
2-й вариант игры: буквы печатные или письменные перечёркнуты линиями.
3-й вариант игры: наложенные друг на друга буквы печатные или письменные.
7) Игра «Обведи букву»: дети обводят объёмную букву либо из пластмассы, либо из наждачной бумаги в тетрадях.
8) Игра «Какая буква появляется чаще?»: на карточке в клетках изображаются разные буквы, найти ту, которая встречается чаще остальных.
9) Игра «Какая буква лишняя?»:
1-й вариант игры: исключение буквы по высоте.
2-й вариант игры: исключение печатной буквы среди письменных или наоборот.
Для развития зрительной памяти эффективны следующие виды работ:
1. Игра «Что изменилось?»: Логопед раскладывает от 4 до 6 карточек на доске. Дети запоминают, закрывают глаза. Логопед меняет расположение карточек, а дети восстанавливают первоначальное расположение.
2. Игра «Телевизор»: показ букв по телевизору. Дети называют, что показали.
3. Конструирование фигур, букв из палочек после показа.
4. В течение 5 секунд дети запоминают расположение фигур, букв. Затем рисунок закрывается и дети должны воспроизвести их в пустых квадратах.
Большое внимание уделяется работе по формированию пространственных представлений:
· Определение схемы собственного тела (латеральных частей тела).
· Определение схемы тела стоящего лицом к тебе.
· Определить последовательность предметного или буквенного ряда.
· Используются графические обозначения направлений.
· Уточняются пространственные расположения фигур, букв.
Работа ведётся в указанной выше последовательности.
Для развития пространственных ориентировок хорошо подходят следующие задания:
1) На магнитной доске дети располагают картинки справа и слева.
2) Дети выполняют упражнения на выработку умения пользоваться предлогами в устной речи (на, под, над, за и др.)
3) По рисункам дети определяют правый и левый рукав куртки, лежащей спинкой вверх, спинкой вниз. Определяют у брюк правый и левый карманы.
4) Записывают в тетрадях заглавную письменную букву слева на следующей строчке, а строчную букву справа на этой же строчке.
5) Узнают правильную букву среди зеркальных.
6) Находят букву в ряду сходных рукописных или печатных букв.
7) Находят спрятавшуюся букву в картинках-схемах.
8) Выбирают и подчёркивают те буквосочетания и слова, написанные до черты (буквы могут быть письменные или печатные).
9) Читают слова или предложения, в которых стёрта верхняя часть или нижняя часть.
10) Собирают «вершки» и «корешки». На карточках, разрезанных по середине, написаны слова - «вершки» , а у логопеда «корешки» (или наоборот). Дети подбирают «вершки» к «корешкам» (даваться может 5-6 слов).