Учитель года 2021

Рындина Инна Владимировна

Эссе "Я учитель"

Открытый урок русского языка в 5 классе"Антонимы"

Самопрезентация профессиональной деятельности "Работаем по новым стандартам"

Классный час

Презентация к классному часу

Мастер-класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Эссе «Я учитель»

                                                         Учитель - это тонкая работа

                                                        Он - скульптор, он - художник, он - творец

                                                        Не должен ошибаться ни на йоту,

                                                        Ведь человек - труда его венец.

                                                        Любить работу в наше время сложно

                                                        И труд подобный увлечёт немногих,

                                                        Но отказаться просто невозможно

                                                        От выбранной судьбою нам дороги.

                                                        А у работы нашей, без сомненья

                                                        Поверьте, не изменится названье.

                                                        И это - главное, пожалуй, увлеченье,

                                                        Всё потому, что наше в нём призванье.

Я – учитель русского языка и литературы и горжусь своей профессией. Конечно, есть любимая семья - муж, дочь, сын, внуки и им я отдаю большую часть своей любви и заботы. Но  есть еще и любимая профессия, ученики. Именно для них я постоянно стремлюсь к совершенству в профессии.  Потому что  главное для учителя – воспитывать своим примером.

С детства я мечтала стать учителем. Всегда придумывала игры, связанные со школой. Со своей младшей сестрой всегда играли в школу, я – учитель, она и ее одноклассники (импровизированные) – мои ученики. Правда я мечтала стать учителем математики, но так получилось, что я стала учителем русского языка и литературы. Примером для подражания стали мои учителя, профессионалы своего дела: Пискарева Ирина Федоровна – учитель начальных классов, моя первая учительница. Она сразу увидела во мне математические способности, всегда помогала и поддерживала. Голова Римма Николаевна – учитель математики, классная «мама». Именно она показала мне, что эта профессия нужная и важная. Киселева Светлана Ивановна – учитель русского языка и литературы, которая открыла мир современной литературы (очень много читала нам произведения Распутина и Астафьева). Многие преподаватели Борисоглебского государственного педагогического института помогли мне достойно освоить специальность учителя  русского языка и литературы школы.

        Первые годы работы в школе самые трудные. Первые пять лет я часто думала поменять профессию. Что-то меня постоянно останавливало. Теперь думаю, что «кто-то сверху» давал мне правильные советы. Вероятно, было во мне призвание педагога, наставника, друга, советчика. Вместе со своими учениками я шаг за шагом проходила большую школу жизни. Во мне формировались душевные качества, так необходимые учителю: твердость, безграничное терпение, строгость и мягкость, доверие и любовь. Любовь к жизни, к процессу обучения, и, прежде всего, к детям.

Я очень люблю учиться, а работа педагога дает такую возможность. Это задает новый ритм жизни не только на уроке. Ведь если на миг остановишься, то останешься далеко позади. Современные требования к уровню образованности современного человека ставит перед учителем цель – постоянно овладевать новыми информационными технологиями. Обучение – это тяжёлый труд. Для того чтобы урок получился, нужно сделать его интересным для ребят, найти формы и методы, с помощью которых можно объяснить просто и доступно сложный материал. В каждом уроке нужно разглядеть изюминки, заинтересовать ими детей. Вот здесь и приходит на помощь Интернет.  Его колоссальные возможности должны научить школьника думать, анализировать, сравнивать, уметь воспроизводить полученные знания и применять их в новой ситуации. Но чтобы «оторвать» от компьютерных игр и сайтов типа «ВКонтакте», нужно умную машину представить лицевой стороной. А для этого сначала надо овладеть ею самому учителю. Честно скажу, не всё сразу получалось. Теперь понимаю, как я могла без всего этого раньше!

Было чему поучиться у современных школьников. Многие ребята с интересом овладевают знаниями, активно участвуют в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях. Любознательность, неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление экспериментировать – естественное состояние детей.  Они проявляют интерес к исследовательской работе, по своей сути являясь исследователями. Хочется, чтобы таких учеников становилось с каждым годом всё больше.  И мои усилия как педагога также должны быть направлены на достижение данной цели. Общение с учениками требует от учителя огромного труда и совершенствования, заставляет идти в ногу со временем. Ведь педагог в современном мире – это ещё и всесторонне развитая личность, способная ответить на все вопросы ученика, зажечь в нем стремление к изучению нового, привить любовь к своему предмету. А без искорки доброты, любви, тепла этого сделать невозможно.

Доброжелательная атмосфера на уроках, непринужденные беседы на переменах и во внеурочной деятельности помогают «раскрыться» ученику.  Всю свою энергию я направляю на создание вокруг каждого ребенка атмосферы любви и взаимопонимания, так как убеждена, что только это способствует раскрытию индивидуальности. И помогает родной язык, на котором мы говорим с детства.  Он в произведениях писателей русской литературы отличается гуманностью, высокой нравственностью, служением добру. Я думаю, что это всё это помогает мне решать важную воспитательную задачу формировать в своих учениках духовность, нравственность, любовь к Родине и к своему языку. Может быть. Это звучит пафосно, но без этих высоких слов невозможно воспитывать школьников. Прекрасное познается не только чувствами, но и разумом. На уроках литературы я учу своих детей думать о жизни, о человеческих взаимоотношениях, о своих поступках. В тоже время я понимаю, что искусству душевного контакта нельзя научить по учебнику или по своду правил. Чутким и душевным должен быть сам учитель, ему надо быть готовым понять и принять ученика, увидеть другого как себя и себя как другого. То, что говорит любимый учитель, воспринимается совершенно по-другому, чем тот, что говорит презираемый ими, чуждый им человек. Но любимым учителем может быть только учитель любящий.

Я понимаю, что на меня возложена большая ответственность: заложить фундамент личности каждого ребенка, помочь им познать окружающий мир, научить их жить в обществе. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей; глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест; глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что ты для них целая вселенная, что именно ты, закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца.

    Счастье для каждого педагога – увидеть плоды своего труда. Счастлива ли я?.. Счастье у каждого своё, оно складывается из многих показателей. Одно из его составляющих для меня – выбранная профессия.

    Я – счастливый человек. У меня есть любимое дело. Я нахожусь в постоянном поиске. Ведь только творческий учитель может заразить своим теплом, верой, талантом.

     Я счастлива, потому что у меня есть возможность вновь и вновь познавать этот необыкновенный мир вместе со своими учениками.

    Я счастлива, когда детям нравится учиться, когда вижу результаты своего труда.

Я,  счастливый человек, потому что выбрала своё дело и полюбила его на всю жизнь.

Работа педагога – это постоянное саморазвитие, самообразование, непрерывное образование. Посещение различных семинаров, курсов, мастер-классов – ещё одна составляющая моей профессии. И если ты не стремишься к самосовершенствованию, успешным в профессии ты вряд ли станешь.  Хочется верить, что все задуманное мной получится.



Предварительный просмотр:

5 класс    ФИ ______________________________ дата ___________________

1. Кроссворд

1. Будни.
2. Милосердный.
3. Отвратительный.
4. Жадный.

5. Любимый.
6. Безучастие.
7. Раздельный.
8. Погожий.

Подберите к ним слова с непроизносимой согласной, противоположные по значению данным

http://nsc.1september.ru/2009/11/5.gif

2. Охарактеризуйте героев, заполнив таблицу:

- с точки зрения настроения;

- с точки зрения скорости выполнения действий;

- с точки зрения отношения к жизни.

ОХ

АХ

3. Подберите антонимы к выделенным словам. При подборе антонимов не следует упускать из виду явления многозначности и омонимичности.

Свежий хлеб – _______________________  хлеб.

Свежий журнал –_____________________ журнал.

Свежий ветер – ______________________ ветер.

Легкий труд – _______________________ труд.

Легкий путь – _______________________ путь.

Легкий ветер – ______________________ ветер.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Рындина Инна Владимировна учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МКОУ Верхнетишанской СОШ им. В.А. Фуфаева Таловского муниципального района «От тебя зависит твоё счастье, твоего горенья и участья» Т. Полякова

Слайд 2

Тема: развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы и во внеурочное время. Цель: формирование единого коммуникативного пространства у учащихся через уникальные возможности русского языка как общенационального достояния россиян с помощью различных форм и направлений деятельности каждого ребенка в процессе работы над материалами. Задачи: научить каждого ребенка самостоятельно сравнивать, систематизировать, применять в измененных условиях, обобщать свои знания; развивать патриотическое самосознание учащихся через понимание истории своей семьи; развивать творческие способности учащихся, чувства взаимопомощи, коммуникативных умений; воспитать чувство ответственности за сохранение и развитие русского языка как средства российской словесной культуры. «Если у корабля нет цели, то нет и попутного ветра»

Слайд 3

Направления работы «Чем труднее задача, тем интереснее её решать»

Слайд 4

Содержание работы Работая над проектом, дети учатся сравнивать, анализировать, систематизировать, применять в измененных условиях, обобщать полученные знания Работая над созданием школьной газеты, учащиеся расширяют свой кругозор, развивают самостоятельность, эстетический вкус, пропагандируют широкий спектр знаний, творчество Развивается взаимодействие школы и семьи, формируются новые элементы разных культур: культуры общения, речи, пластики, этики, одежды, отношений Развиваются творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность, ответственности за результаты работы

Слайд 5

На уроках

Слайд 6

Внеклассные мероприятия

Слайд 7

На конкурсах

Слайд 8

«Вместе мы - сила!»

Слайд 9

Активное использование педагогических технологий: игрового обучения, тестовая, ИКТ, проектно-исследо- вательские Показателями эффективности использования современных технологий являются: совер- шенствование системы обуче- ния, воспитания, развития детей; творческий характер совместной деятельности учащихся и учителя результаты Формируется внутренняя потребность личности в самосовершенствовании Активные участники школьных, районных, областных, всероссийских олимпиад, конкурсов, фестивалей

Слайд 10

«В детях величайшие возможности» Л.Н. Толстой



Предварительный просмотр:

Классный час «Подготовка к празднованию 80-летия освобождения г. Воронежа (25.01.2023)»

Задачи:

  • познакомить детей с историей Воронежского сражения;
  • подвести к пониманию того, что Воронежская область внесла заметный вклад в победу над врагом;
  • подготовить выставку рисунков на данную тему.

Учитель:

У городов, как у людей, свои судьбы. В жизни человека бывают события, которые преждевременно множат на его лице морщины и серебрят виски. В истории городов есть периоды, оставляющие глубокий след на их облике и остающиеся в памяти многих поколений. Воронежцы помнят и по сей день глубоко чтят эти 212 дней, когда на улицах и площадях, в парках и скверах, в жилых кварталах и на заводских территориях, в центре и пригородах, днем и ночью шли невиданные по ожесточенности и кровопролитию бои, явившие примеры личного и массового героизма сотен тысяч советских солдат и мирных жителей. Память о погибших хранится в сотнях братских могил, в названиях половины улиц и площадей, в больших мемориалах и скромных монументах, разбросанных по всему городу, в музеях и в застывших с войны руинах. Но главное, она и сегодня хранится в сердце и памяти благодарных воронежцев.

Самого понятия "битва за Воронеж" в истории 2-й мировой войны не существовало. Советские историки расплывчато указывали то на один, то другой фланг фронтов, на перемещения воинских группировок, на стратегические маневрирования, упоминая Воронеж, скорее как географический ориентир. Основной причиной тому явился послевоенный статус города, ставшего центром многих секретных разработок в области радиоэлектроники, электротехники, ракетных двигателей и космических станций и много другого. В годы, когда страна начала отмечать свои города особым титулом "Город-Герой", В.И.Воротниковым, коренным воронежцем и видным партийным руководителем, были представлены документы на присвоение этого почетного звания Воронежу. Городу был присвоен орден "Отечественной войны 1-й степени", а все материалы о ходе боевых действий засекречены. В 2007 году архивы открыли, и Воронеж стал одним из первых "Городов воинской Славы", что вызвало лишь тяжелый вздох у горожан, а заодно и появилось такое понятие - "Битва за Воронеж".

       Сегодня мы начнем с вами подготовку к празднованию 80-летия освобождения Воронежа, который мы отметим 25 января 2023 года.

       Вы уже потрудились, мы подготовили с вами выставку рисунков по этой теме.

      Теперь нам предстоит подготовить сообщения о тех, кто принимал участие в этих событиях.

         Их было много - героев, которые делали всё ради спасения Родины. На улицах Воронежа и на берегах Дона семь воинов закрыли грудью амбразуры вражеских дзотов, одиннадцать лётчиков направили свои повреждённые самолёты в скопления вражеской техники, а шестнадцать совершили воздушный таран. 40 воинов были удостоены звания Героя Советского Союза, а более 600 участников этих сражений стали кавалерами Золотой Звезды.

    Можно привести бесконечное множество героических поступков, которые совершили в те дни верные сыны своей Родины. Вот только некоторые из них:

  1. Черняховский Иван Данилович прибыл в Воронеж в начале лета 1942 года. Армия держала оборону в правобережных окрестностях Воронежа  и большая заслуга воинов армии и её командующего в том, что сорвалась военная операция германского командования по захвату Воронежа.
  2. Генерал-майор Александр Ильич Лизюков, командующий 5-й танковой армией, с 3 по 24 июля не зная ни сна ни отдыха лично руководил сражением, находясь на передовой.
  3. Даниил Куцыгин - комиссар батальона народного ополчения, старший политрук. Участвовал в обороне железнодорожных мостов у Отрожки, особенно проявиле себя в боях за Чижовку. Его ополченцы ворвались в полуразрушенный дом и заняли его, а сам Куцыгин был убит снайпером. Посмертно награжден орденом красного Знамени.
  4.  Куколкин В.И. - разведчик батальона народного ополчения В составе сводного отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку. Группа Куколкина штурмом взяла четыре дома, но в конце сражения его тяжело ранили. Посмертно награжден орденом.
  5. Геннадий Вавилов и Михаил Абызов, которые повторили подвиг Александра Матросова - «шагнули в бессмертие», закрыв грудью амбразуры фашистских дзотов на улицах Воронежа.
  6. Ватутин Николай Федорович (1901-1944) - генерал армии, Герой Советского Союза. В июле — октябре 1942 года командовал войсками Воронежского фронта. Под его руководством армии фронта окончательно остановили фашистов на Верхнем Дону и захватили ряд важных плацдармов
  7. Дзотов Лазарь Александрович  (1920-1942) — лейтенант, командир взвода 454-го стрелкового полка 100-й стрелковой дивизии. Родился в Северной Осетии. Геройски погиб 15 августа 1942 года на Чижовке.
  8. Наводчик установки пулеметного полка Лидия Васильевна Рябцева, которая сбила точным расчётом вражеский «Юнкерс».

        Немало в Воронеже и в других городах памятников, обелисков, мемориальных досок, улиц, названных в честь героев Великой Отечественной Войны: улица Героев-Сибиряков, улицы Перхоровича, Шендрикова, Путиловская и др. Памятники Великой Отечественной войны в Воронеже: Ротонда - купол центральной части бывшей областной больницы, сохранившийся со времён войны, Чижовский плацдарм, на котором застыли фигуры трёх солдат, символизирующих вечную память героям, а также монументы, памятники и мемориальные доски на Московском проспекте, Площади Победы, в Первомайском саду и Песчаном логу.

    Я предлагаю вам выбрать любую личность и памятное место и подготовить небольшое сообщение.

    А сейчас, с помощью викторины, мы посмотрим, что вы знаете об этом событии и что еще хотели бы узнать.

  Проведение викторины, посвященной Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков:

  1. Как называлось укрепление, которое построили первые воронежские стрельцы

а) село
б) крепость                                                                                                                                            в) город

  1. В нашем городе строили первые корабли и поэтому его теперь называют:

а)  кроватка русского флота
б)  колыбель русского флота                                                                                                                                        в)  коляска русского флота

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Когда и куда была скинута первая бомба?
  3. Когда в город ворвались немцы?

а) 1 июня
б) 13 июня

в)  26 июня

  1. Весь ли город был захвачен немцами?
  2. Как долго город оставался фронтовым?
  3. Под чьим командованием город Воронеж был освобожден от захватчиков?
  4. На балконе какого здания Воронежа 25 января 1943 г. было поднято знамя освобождения города от фашистских захватчиков?
    а) Гостиница «Воронеж»
    б) Главпочтамт
    в)  Ж/д вокзал
  5. Чем в мирное время был памятник Великой Отечественной войны Ротонда?
    а) Цирком
    б) Научной библиотекой
    в) Областной больницей.
  6. Какой орден венчает две стелы на площади Победы?
    а) Красного знамени
    б) Отечественной войны 1-й степени
    в)  «Победа».
  7. Что из следующего производится на воронежских заводах?

а) спутники Земли

 б) ракетные двигатели

       в) подводные лодки

  1. На каком заводе производится обувь для машин?

а) на керамическом

       б) на экскаваторном

        в) на шинном.

  1. На какой улице в Воронеже жил котенок Василий из мультфильма?

а) на Южно-Моравской

б) на Лизюкова

в) на Хользунова

  1. Что нарисовано на гербе Воронежа:

а) Перевернутая кастрюля?

б) Перевернутый горшок?

в)  Перевернутый кувшин?

Викторина, посвященная Дню освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков:

  1. Как называлось укрепление, которое построили первые воронежские стрельцы

а) село
б) крепость                                                                                                                                            в) город

  1. В нашем городе строили первые корабли и поэтому его теперь называют:

а)  кроватка русского флота
б)  колыбель русского флота                                                                                                                                        в)  коляска русского флота

  1. Когда началась Великая Отечественная война?
  2. Когда и куда была скинута первая бомба?
  3. Когда в город ворвались немцы?

а) 1 июня
б) 13 июня

в)  26 июня

  1. Весь ли город был захвачен немцами?
  2. Как долго город оставался фронтовым?
  3. Под чьим командованием город Воронеж был освобожден от захватчиков?
  4. На балконе какого здания Воронежа 25 января 1943 г. было поднято знамя освобождения города от фашистских захватчиков?
    а) Гостиница «Воронеж»
    б) Главпочтамт
    в)  Ж/д вокзал
  5. Чем в мирное время был памятник Великой Отечественной войны Ротонда?
    а) Цирком
    б) Научной библиотекой
    в) Областной больницей.
  6. Какой орден венчает две стелы на площади Победы?
    а) Красного знамени
    б) Отечественной войны 1-й степени
    в)  «Победа».
  7. Что из следующего производится на воронежских заводах?

а) спутники Земли

 б) ракетные двигатели

       в) подводные лодки

  1. На каком заводе производится обувь для машин?

а) на керамическом

       б) на экскаваторном

        в) на шинном.

  1. На какой улице в Воронеже жил котенок Василий из мультфильма?

а) на Южно-Моравской

б) на Лизюкова

в) на Хользунова

  1. Что нарисовано на гербе Воронежа:

а) Перевернутая кастрюля?

б) Перевернутый горшок?

в)  Перевернутый кувшин?

  1. Черняховский Иван Данилович прибыл в Воронеж в начале лета 1942 года. Армия держала оборону в правобережных окрестностях Воронежа  и большая заслуга воинов армии и её командующего в том, что сорвалась военная операция германского командования по захвату Воронежа.
  2. Генерал-майор Александр Ильич Лизюков, командующий 5-й танковой армией, с 3 по 24 июля не зная ни сна ни отдыха лично руководил сражением, находясь на передовой.
  3. Даниил Куцыгин - комиссар батальона народного ополчения, старший политрук. Участвовал в обороне железнодорожных мостов у Отрожки, особенно проявиле себя в боях за Чижовку. Его ополченцы ворвались в полуразрушенный дом и заняли его, а сам Куцыгин был убит снайпером. Посмертно награжден орденом красного Знамени.
  4.  Куколкин В.И. - разведчик батальона народного ополчения В составе сводного отряда ополченцев участвовал в боях за Чижовку. Группа Куколкина штурмом взяла четыре дома, но в конце сражения его тяжело ранили. Посмертно награжден орденом.
  5. Геннадий Вавилов и Михаил Абызов, которые повторили подвиг Александра Матросова - «шагнули в бессмертие», закрыв грудью амбразуры фашистских дзотов на улицах Воронежа.
  6. Ватутин Николай Федорович (1901-1944) - генерал армии, Герой Советского Союза. В июле — октябре 1942 года командовал войсками Воронежского фронта. Под его руководством армии фронта окончательно остановили фашистов на Верхнем Дону и захватили ряд важных плацдармов
  7. Дзотов Лазарь Александрович  (1920-1942) — лейтенант, командир взвода 454-го стрелкового полка 100-й стрелковой дивизии. Родился в Северной Осетии. Геройски погиб 15 августа 1942 года на Чижовке.
  8. Наводчик установки пулеметного полка Лидия Васильевна Рябцева, которая сбила точным расчётом вражеский «Юнкерс».

        Немало в Воронеже и в других городах памятников, обелисков, мемориальных досок, улиц, названных в честь героев Великой Отечественной Войны: улица Героев-Сибиряков, улицы Перхоровича, Шендрикова, Путиловская и др. Памятники Великой Отечественной войны в Воронеже: Ротонда - купол центральной части бывшей областной больницы, сохранившийся со времён войны, Чижовский плацдарм, на котором застыли фигуры трёх солдат, символизирующих вечную память героям, а также монументы, памятники и мемориальные доски на Московском проспекте, Площади Победы, в Первомайском саду и Песчаном логу.



Подписи к слайдам:

Слайд 2

Черняховский Иван Данилович

Слайд 5

Куколкин Валентин Иванович



Предварительный просмотр:

Мастер-класс  «Использование современных технологий, методов и приемов на уроках русского языка »

Проводит: Рындина Инна Владимировна  (учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории)

Дата: февраля 2021 года

Участники: учителя-участники конкурса «Учитель года»

 Цель: представить технику применения современных образовательных  

 технологий на уроках русского языка.

Задачи: 
       • передача  своего опыта путем прямого и комментированного показа

  технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка;
       • совместная отработка методических подходов и приемов;
       • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками

мастер-класса.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ МАСТЕР-КЛАССА:

 1. Мотивация учения.

2. Постановка педагогической проблемы.

3. Активные методы обучения.

  4. Практическая демонстрация приемов. Комментарий к приему.

5. Подведение итогов мастер-класса.

  6. Рефлексия.

I.  Мотивация учения

Прием «Яркое пятно».

- Прежде чем мы начнем нашу работу, прошу вас послушать одну притчу.

Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках». Действительно, все в наших руках: творить для других, помогать, отдавать свой опыт и верить, что этим я улучшаю качество жизни других людей; брать у мира новые знания и новый опыт. Находить баланс этих возможностей - вот в чем мудрость нашей жизни.

II. Постановка педагогической проблемы

Современный учитель в условиях введения новых образовательных стандартов использует системно-деятельностный подход в обучении школьников. Реализация данного подхода на уроке заставляет учителя перестроить свою деятельность, уйти от привычного объяснения и предоставить обучающимся самостоятельно, в определенной последовательности открыть для себя новые знания и включить их в свою систему знаний. Именно ученики являются главными «действующими героями» на уроке. И, безусловно, их деятельность на уроке должна быть осмыслена, личностно-значима: что я хочу сделать, зачем я это делаю, как я это делаю, как я это сделал.

Конечная цель обучения русскому языку -  это практическая грамотность, речевая и языковая компетентность учащихся. Эти цели достигаются в процессе использования следующих видов деятельности, приемов работы:

- синквейн;

- кластер;

- алгоритм;

- прием «фишбоун»;

- прием «ассоциативный куст»;

- прием «рисуем словами» и др.

III . Активные методы обучения

На современном этапе развития педагогической науки и школьной практики большое внимание уделяется так называемым «активным» методам обучения. Остановимся более подробно на исследовательском и проблемном методе. При использовании данных методов деятельность учащихся становится более самостоятельной и активной.

Проблемное обучение находит широкое применение в процессе обучения русскому языку. Проблемное обучение – это создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по решению учебной проблемы. Проблемная ситуация – это преднамеренно созданное учителем познавательное затруднение, вызывающее познавательную потребность, интерес учащихся, желание получить информацию для объяснения заинтересовавшего его факта. Проблемная ситуация связана с умственным затруднением, с «озадачиванием». Являясь начальным этапом процесса мышления, она возбуждает мысль, показывает важность изучаемого материала, вызывает активное желание работать (если проблема «принята» учащимися), в конечном итоге облегчает запоминание учебного материала.

Итак, проблемный метод позволяет не только усвоить программный материал, но и формирует творческие способности учащихся.

Исследовательская деятельность учащихся – это специальная учебная деятельность по овладению методами научного познания.

Содержание исследовательской деятельности – это изучение универсальных способов получения знаний и развитие универсальных (общепредметных) умений – коммуникативных, логических, информационных, организаторских. Исследовательская деятельность включает в себя:

  • постановку проблемы;
  • подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  • сбор собственного материала, его анализ и обобщение;
  • оценку результатов;
  • собственные выводы.

Формы исследовательских заданий учащихся при обучении русскому языку могут быть разнообразны: сочинение, практикум, доклад, реферат, публичное выступление, защита проекта, составление кроссворда, викторины, сценария, а также сборника задач и упражнений и др.

Одной из форм исследовательской деятельности является технология проектов, или метод проектов. Метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяет решать задачи формирования и развития интеллектуальных, речемыслительных и коммуникативных умений.

Учебный проект – это результат деятельности учащихся в рамках исследовательской деятельности и, конечно, интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать универсальные умения и навыки, а именно учить:

  • исследованию;
  • целеполаганию и планированию деятельности;
  • поиску и отбору информации и усвоению необходимого знания;
  • проведению исследования (анализу, синтезу, обобщению);
  • представлению результатов своей деятельности.

Как видим, исследовательская и проектная деятельность школьников позволяет решить ряд актуальных для современного педагогического процесса задач, в том числе позволяет на практике применить полученные знания и умения.

IV. Практическая демонстрация используемых технологий и приемов.

Раздел «Лексика»

1. Создание проблемной ситуации.

Учитель:  К нам приезжали гости. По типу одежды определите, к какой нации они относятся и о чем они разговаривали?

 –  Guten Morgen, Anna!

–  Morgen, Tom! Was mőchtest du zum Frühstück essen?

–  Ich mőchte ein Butterbrot und einen Gemüsesalat.

–  Bitte. Und was wirst du trinken?

–  Vielleicht, eine Tasse Milchkafee ohne Zucker. (Анна подаёт).

–  Danke.

–  Guten Appetit!

(Примерные ответы учащихся: О еде).

Учитель:   Из каких языков пришли  данные слова? (Учащиеся находят происхождение этих слов в этимологическом словаре).

Слова-интернационализмы Butterbrot-бутерброд (нем.), Salat – салат   (франц.), Kafee – кофе (голл.), Appetit – аппетит (лат.).

2. Прием «Рисуем словами». Задача – «придать цвет». Но делать это нужно не кистью или карандашом, а словом. Учащиеся вписывают в части рисунка слова, обозначающие тот или иной цвет. При этом нужно использовать только сложные прилагательные.

  1. Путешествуем по станциям, выполняя задания (игровая технология)

или по континентам (межпредметные связи)

Цель  путешествия - собрать языковой материал по теме нашего урока «Род несклоняемых имен существительных». Евразия

Мы отправляемся в путешествие. Слушайте внимательно  и в коротких сообщениях ищите слова -  неизменяемые существительные, записывайте их в путевой дневник:

  «Мы с вами находимся на материке Евразия, самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж - столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню - улице со всех сторон обсаженной деревьями. Отдохнем в парижском кафе и в путь. Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. Затем перенесемся в страну восходящего солнца - Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо, древней спортивной игры. Подкрепимся японским национальным блюдом суши - это вкусное блюдо, приготовленное из креветок, сырой рыбы, морских водорослей, солений и овощей. Если вас не прельщает сырая рыба и водоросли, остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей в сырых лесах Новой Зеландии. Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями и у нее нет крыльев».

  Остановимся и сделаем запись в путевой дневник.

авеню́

кафе́

пальто́

Ка́при

спаге́тти

сумо́

су́ши

ки́ви

       

Произнесем новые слова вслух, правильно делая ударение.

  1. Составление алгоритма (межпредметные связи,  ИКТ), прием «Алгоритм» (всегда приводит к правильному решению)

Рассмотрим языковой материал:

Объездчик, прокатчик, грузчик, разносчик, перебежчик; обойщик, фонарщик, танцовщик, прицепщик, съемщик.

Алгоритм – предназначенное для конкретного исполнителя описание последовательности действий, приводящих от исходных данных к требуемому результату, который обладает свойствами понятности, определенности, результативности.

Разработка алгоритма – непростая задача, требующая от человека глубоких знаний, изобретательности и много времени.

Решение задачи по готовому алгоритму требует от исполнителя только строго следования заданным предписаниям.

Составим алгоритм: (приложение)

1 шаг. Выявить проблему (суффиксы –чик-, -щик-)

2 шаг. Объекты – буквы Ч, Щ

3 шаг. От чего зависит выбор буквы? (после Д-Т, З-С, Ж)

4 шаг. Ответы – да или нет

5 шаг. Если да, то вывод – пиши –чик-, если нет – пиши –щик-

6 шаг. Конец.

V. Подведение итогов мастер-класса.

- Представленные технологии и приемы работы позволяют решать такие  задачи:

●     учить видеть, слышать;

●     пополнять речевую память учащегося;

●     обогащать словарный запас;

●     продуктивно усваивать учебный материал;

●     прививать  эстетический вкус;

●     формировать собственное мнение, высказывать и аргументировать его.

Необходимо помнить, что ИКТ на уроках русского языка лишь разнообразят методы, приемы и формы работы, развивающие разные стороны личности ученика.

Тем не менее ИКТ на уроке способствуют:

●     экономии времени;

●     глубине погружения в учебный материал;

●     повышению мотивации обучения;

●     расширению возможностей урока;

●     интегративному подходу в преподавании.

●     возможности одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа-материалов.

VI. Рефлексия. Прием «Все в твоих руках»

Уважаемые педагоги, на листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение. Поставьте галочки на тех пальцах, позиции которые соответствуют вашему внутреннему ощущению.

БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным.

УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности.

СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации.

БЕЗЫМЯННЫЙ не все приёмы работы с текстом представлены ясно.

МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

VII . Спасибо за партнерское взаимодействие.

                                                                                          Приложение


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Верхнетишанская средняя общеобразовательная школа им. В.А. Фуфаева Мастер – класс «Использование современных технологий, методов и приемов на уроках русского языка» Выполнила: Рындина И.В. 2021 год

Слайд 2

Цель: представить технику применения современных образовательных технологий на уроках русского языка. Задачи: • передача своего опыта путем прямого и комментированного показа технологий, методов, приемов, используемых на уроках русского языка; • совместная отработка методических подходов и приемов; • рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер-класса.

Слайд 3

Прием «Яркое пятно»

Слайд 4

Активные методы обучения Проблемное обучение – это создание цепи проблемных ситуаций и управление деятельностью учащихся по решению учебной проблемы . Исследовательская деятельность учащихся – это специальная учебная деятельность по овладению методами научного познания.

Слайд 6

– Guten Morgen, Anna! – Morgen, Tom! Was mőchtest du zum Frühstück essen? – Ich mőchte ein Butterbrot und einen Gemüsesalat. – Bitte. Und was wirst du trinken? – Vielleicht, eine Tasse Milchkafee ohne Zucker. ( Анна подаёт ). – Danke . – Guten Appetit !

Слайд 7

Butterbrot бутерброд (нем.) аппетит (лат.) Salat салат (франц.) Kafee кофе (голл.) App etit Слова-интернационализмы

Слайд 8

Прием «Рисуем словами»

Слайд 9

Прием «Рисуем словами» Светло-серый Темно-зеленый Светло-коричневый Ярко-розовый

Слайд 10

Евра́зия — самый большой материк на Земле. В Евразии представлены все природные зоны . Это связано с большими размерами материка и протяжённостью с севера на юг. Животный мир Евразии очень разнообразен. Евразия

Слайд 11

«Мы с вами находимся на материке Евразия, самом большом из всех континентов. Отправимся в Европу, а именно в Париж - столицу Франции. Пройдемся неторопливо по широкой авеню - улице со всех сторон обсаженной деревьями. Отдохнем в парижском кафе и в путь. Нас ждет Италия, здесь жарко и пальто придется снять. На острове Капри нас угостят вкусным спагетти. Затем перенесемся в страну восходящего солнца - Японию. Мы остановимся на минутку, чтобы посмотреть на борцов сумо, древней спортивной игры. Подкрепимся японским национальным блюдом суши - это вкусное блюдо, приготовленное из креветок, сырой рыбы, морских водорослей, солений и овощей. Если вас не прельщает сырая рыба и водоросли, остановимся на островах Океании, полакомимся спелым киви, фруктом, названным так по имени птицы киви, обитающей в сырых лесах Новой Зеландии. Тело этой птицы покрыто волосовидными перьями и у нее нет крыльев». авеню́ кафе́ пальто́ Ка́при спаге́тти сумо́ су́ши ки́ви

Слайд 12

Алгоритм Объезд чик , прокат чик , груз чик , разнос чик , перебеж чик ; обой щик , фонар щик , танцов щик , прицеп щик , съем щик .

Слайд 13

Суффиксы –чик-, - щик- Буквы Ч, Щ После Д-Т, З-С, Ж Да Нет Пиши –чик- Пиши –щик- конец

Слайд 14

Прием «Всё в твоих руках» БОЛЬШОЙ ПАЛЕЦ – для меня было многое важным и интересным. УКАЗАТЕЛЬНЫЙ – использованные приемы в мастер-классе буду применять в своей деятельности. СРЕДНИЙ – для меня было недостаточно данной информации. БЕЗЫМЯННЫЙ - не все приёмы работы с текстом представлены ясно. МИЗИНЕЦ - данные приёмы мне известны, но я их не применяю.

Слайд 15

Спасибо за партнерское взаимодействие! «Всякий вправе творить по-своему…» Гораций