Мои разработки

Рындина Инна Владимировна

Разрабоки сценариев, уроков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий открытого внеклассного мероприятия

(отчет филологической секции НОУ «Тайны вокруг нас»)

 «Мой дом – моя крепость»

Подготовили и провели: учитель русского языка и литературы, руководитель филологической секции НОУ – Рындина  Инна Владимировна и учащиеся 6 класса.

Вед: Каждому человеку нужно знать и чтить своих предков. Интересуясь своей родословной, человек тем самым показывает уважительное отношение к своим корням, памяти предков, семейным традициям.

Чтец 1: Край мой белый!.. Холмы и долины

Тихих речек зеленая вязь.

Белохатье. Разливы полыни.

Свет берез. Черноземная грязь.

Соловья именитого пьесы

И магнитные чары земли

Осенили мой дух, к поднебесью

Тихо думы мои вознесли.

И, крещеный вселенской любовью,

Перед сущим колени клоню.

И свистят над моею судьбою

Неизбывные звуки – люблю...

И светло мне, и сладко, и грустно

Жить на этой земле не спеша,

Где глаза затуманились Русью

И приблизилась к звездам душа.

И. Чернухин

Вед: Русская история – это история бесконечных испытаний, несмотря на которую народ сохранял и достоинство, и доброту.

Будем любить свой народ, свой город, свое село, свою природу, свою семью.

Чтец 2: На Руси это издавна чтимо,

Это в нашей, наверно, крови,

Чтобы женщина шла за мужчиной

В испытаньях, в скитаньях, в любви.

Чтоб его признавая начало,

Все тревоги в себе затая,

Ту же заповедь утверждала:

Мы не просто вдвоем, мы – семья!

( Рассказы учащихся о себе и своих родителях)

Чтец 3: Родина – мы говорим, волнуясь.

Даль без края видим перед собой,

Это наше детство, наша юность,

Это все, что мы зовем судьбой.

Родина! Отечество святое!

Перелески! Рощи! Берега!

Поле от пшеницы золотое,

Голубые от луны стога.

Родина! Земля отцов и дедов!

Мы влюблялись в эти клевера,

Родниковой свежести отведав

С краешка звенящего ведра.

Родину себе не выбирают,

Начиная видеть и дышать.

Родину на свете получают

Непременно, как отца и мать.

Вед: У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда берет начало его жизнь – отчему дому, родному краю.

Историю страны, города, села создаем и мы. Мы участвуем в ее трудовых делах, защищаем от врагов.

В каждом доме есть свои традиции, хранятся бережно семейные реликвии, талисманы, передаются рассказы о дедах, прадедах.

Чтец 4: Нет без прошлого сегодня,

Без него и завтра нет.

Веселись, расти и пой, -

Родословная с тобой.

Вед: Учащиеся 6 класса составили генеалогическое древо своей семьи. Вот что у них получилось.

(Под фонограмму песни «Родительский дом» смотрим слайды)

Вед: От того, как относимся мы к родной старине, зависит, быть или не быть отечественной культуре. Много забыли, растеряли... Давайте собирать по крохам то, что уцелело. Большое спасибо нашим бабушкам, которые являются главными хранительницами семейных реликвий.

В каждой семье хранятся реликвии, которые являются свидетелями жизни семьи. О своих семейных реликвиях нам расскажут ребята. Предоставим им слово.

(Рассказы учащихся о семейных реликвиях)

Вед: Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина пронизана добром, а это очень важно в наши тревожные дни. Мы подготовили альбом семейных фотографий и смонтировали фильмы о шестиклассниках (демонстрация фильмов).

Чтец 5: Имена, имена, имена

В нашей речи звучат не случайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

(С. Маршак)

Чтец 6: В чем тайна? Собственное имя,

Пусть не впечатано в гранит,

Но в сочетании с другими

Твое отличие хранит;

Оно сливается с тобою,

Хотя подходит не всегда,

Оно становится судьбою

На все грядущие года.

Вед: У каждого человека есть имя, у иного не одно, а несколько. Имена могут быть древними и совсем новыми. По имени можно определить, откуда человек родом, в каких традициях воспитан и даже – о чем мечтали его родители.

Нередко мы слышим такие образные выражения: у него доброе имя, не позорь моего имени. Это говорит о большом социальном значении личного имени человека. Имена людей – неотъемлемая часть нашей современной жизни. Но еще имена – часть истории и культуры любого народа.

Древнерусские личные имена делились на две группы: внутрисемейные и уличные.

Внутрисемейное личное имя давалось ребенку сразу после рождения, а уличное человек получал уже во взрослом состоянии. Уличные личные имена ученые называют еще прозвищами. (Сохранено в селах до сих пор.)

Древнерусские имена не исчезли из современного русского языка бесследно. Они стали самыми массовыми основами русских фамилий, а произошло это в 15 веке.

Ребята поработали со своими именами и фамилиями, и вот что у них получилось.

(Рассказ учащихся о своих именах, фамилиях.)

Вед: Отчество у русских до сих пор остается живой именной категорией, т.е. мы получаем отчество по имени своего отца.

Русский народ имеет право гордиться своими самобытными традициями, своей национальной культурой. Родина подобно огромному дереву, на котором не сосчитать листьев. И все, что мы не делаем доброго, прибавляет силы ему. Но всякое дерево имеет корни. Без корней его повалил бы даже несильный ветерок.

Корни – это наша история, это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в песнях и сказках.



Предварительный просмотр:

Сценарий театрализованного представления, посвященного 80-летию Таловского района

«История села – часть истории района»

«Уголок России – наш Бирюч»

Действующие лица:

Дед – Мельников Геннадий (ученик 10 класса)

Бабка (мать) – Рындина Валерия (ученица 9 класса)

Военный – Погребняк Алексей (ученик 8 класса)

Мужик – Свиридов Александр (ученик 9 класса)

Внук – Михеев Евгений (ученик 6 класса)

Внучка – Кокшарова Алена ( ученица 4 класса)

Мальчик – Ланцов Игорь (ученик 1 класса)

Исполняет песню Рындина И.В. - учитель МОУ Бирюченской СОШ

Автор сценария – Рындина И.В.

Подготовили выступление – Рындина И.В., Михеева В.А., Шешукова Е.И.

/ Сцена состоит из 2 частей: 1 часть – изба, печка, стол и др. утварь домашнего обихода; 2 часть – воспоминания героев./

Звучит голос:

Хорошеет село Черноземья,

Где родился и где я живу.

И люблю так его до самозабвенья,

Что на город большой не сменю.

Мне в степной стороне жить привольно

И вести по-крестьянски дела.

Здесь при встрече желают здоровья

Каждый житель большого села.

Год от года оно хорошеет.

Как грибы вырастают дома,

Хорошеет село Черноземья,

Хорошеет моя сторона. (В. Фуфаев – местный поэт)

Велика ты, Россия, что море бескрайнее,

И впитала ты всё: и любовь, и страдание,

Сколько здесь городов, полустанков и весей,

Пусть одни незнакомы, другие – известней,

И есть здесь местечко, для нас Богом данное.

И носит названье оно – БИРЮЧ.

Сцена 1.

( Стол. Входят дети, садятся за стол. Бабка у печки. Дед на печи.)

Внук: Дед, а дед, расскажи, почему наше село называется Бирюч, мы задание такое получили в школе.

Дед: И..., внучек, непростой вопрос ты мне задал. Мне мой дед рассказывал, а ему его матушка сказывала о том, как они переселились из Верхней Тишанки на это безлюдное место. Говорила, что их сюда за недоимки выслали. Первые дворы появились в восточной части села, на Городке, их было 6-9 дворов. А было это в 1851 или 1854 году... Первая версия названия села пошло от названия оврага, в котором водились волки, их называли бирюками. Вот и зовут наше село Бирюч...

Внучка: Об этом нам учительница рассказывала, а говорят наша область подвергалась нашествиям татар.

Дед: Татары, али нет, я не знаю. Но слово ведь оно как: бирюч – бирич. Вот и думай, что оно значит. Коли не волки, так глашатай, объявлявший чью-то волю.

Внук: А храм или церковь были в селе?

Бабка: Да, храм был, деревянный, носил имя святого покровителя Николая – Никольская церковь. Каждое воскресенье и по великим праздникам из Троицкого храма батюшка на подводах ездил к нам на богослужения. А позже в селе был уже свой священник и псаломщик, которые получали жалование от прихожан и жили в построенных для них деревянных домах. Жил в нашем селе Никита Афанасьевич Фуфаев. Сын крестьянина, имущества не имел никакого, в школе не обучался, был церковным старостой и известным лекарем, к которому ехали за помощью со всей округи.

   Был такой случай: на село напал большой мор, люди погибали целыми семьями. Тогда лекарь пообещал остановить эпидемию. Взяв икону, с молитвами несколько раз обошел вокруг Никольской церкви, и пообещал: после этого умрут всего лишь двое. Так и вышло. Его даже наградили серебряной медалью.

   Ох, а как в деревне праздновали «никольщину». Это был семейный праздник, приглашали в гости родственников, соседей, праздновали дня 3-4.

/Входят в дом гости. Рассаживаются. Угощаются./

/Исполняется песня «Тонкая рябина». Исполняют частушки (см. Приложение 1)

Бабка: Моя матушка сказывала, что целая улица сгорела, ведь на ней все дома стояли окнами к пруду, а не к церкви. Как произошел пожар, никто не знает, кто-то говорил, что загорелся один дом, а за ним и другие, ведь дома были покрыты соломой, и быстро все сгорело. А были и те, кто говорил, что поджег батюшка, чтоб избы повернули окнами к церкви.

Внучка: А что же с храмом произошло?

Дед: В 1936 году храм разрушили, а материал использовали для строительства семилетней школы, она и сейчас стоит на том же месте, и я в неё ходил и батька твой, а тебе вот посчастливилось в новой школе учиться.

Внук: Дед скажи...

Бабка (перебивает): Хватит вам, скажи, скажи. Садитесь за стол, у меня все готово.

(Дед слазит с печки, дети балуются за столом.)

Дед: Вопросы задаете умные, хорошие, историей интересуетесь, прошлым, а вести себя за столом не умеете.

(Дед грозит ложкой. Дети успокаиваются. Все едят.)

Внук: Дед, говорят, что кулаки в селе водились.

Дед: Да какие там кулаки. Работяги...

/В дом входят люди в кожаных куртках, фуражах, кричат./

Военный: Давай, выводи корову и лошадь.

Мужик: Помилуйте, господин хороший военный, тьфу, товарищ военный. Чем же я буду кормить ребяток. Ведь у меня их семеро по лавкам.

Военный: Указ слыхал, на (тычет мужику бумагу в лицо). Все сдать в колхоз, кол-лек-ти-ви-за-ция. А кто не сдаст, будем раскулачивать и ссылать.

Мужик: Я в артель записался, работаю, как все, за что ссылать-то?

Военный: Долговых, Жарковых, Ильинских, Фуфаевых, Козырь тоже говорили, что не кулаки, ничего не сдали. То-то же оно (грозит пистолетом). (Плач, крик.)

(Дед спит, похрапывает на печке.)

Внук: Дед, а дед, ты что, спишь? Что ж раскулачили деда-то?

Дед: Все отдали, голодали они долго, ведь в колхозе-то ничего не платили, а кормилица Зорька сдохла, больно добрая была, скучала, наверное, и сдохла. Эх-хо. Я-то чуть позже родился, вот и выжил. А братья и сестры мои с голода померли.

Внук: А в войну как жили? Расскажи, дед.

Дед: Жили, работали, внучек, и вдруг – как гром среди ясного неба...

(Сцена 2)

/Девочка и мальчик бегают, играют. Звучит сообщение Советского информбюро о начале войны. У девочки в руках лопается шарик. Звучит музыка «Священной войны». Отец собирается на войну, мать плачет, мальчик тоже собирается, вооружается игрушечным пистолетом. Отец его останавливает./

Отец: Сынок, ты остаешься вместо меня, за старшего. Защищай сестру и маму.

/Мальчик возвращается, подходит к маме, которая сидит на стуле. Стоят рядом с матерью./

Голос за сценой: Отца забрали на войну.

...Мальчишка – шпингалет,

Но враз прибавила ему

Война так много лет.

Мальчик:

Так что же, мать?

Так, значит, мать,

Я в доме голова?

Ты начинай белье стирать,

А я - колоть дрова!

Ты говоришь:

Дровец чуток

Осталось.

Так и быть,

Продай слона (протягивает),

Продай свисток!

Без них ведь можно жить!

Продай матроску, говорю!

Теперь не до тряпья.

Ты только, мама,

Не горюй!

Не брошу я тебя! (А. Брагин)

/Мама берет детей за руки, они прижимают игрушки к себе, уходят./

Дед: Помню, как провожали мужей, сынов, отцов, братьев, а еще помню – похоронки. Приходили они чаще, чем письма. Дядька мой – Петр Дьячков, в одной части служил с Александром Матросовым, участвовал в бое за деревню Чернушки Псковской области.

  Я знаю, никакой моей вины в том, что другие не пришли с войны, речь не о том, но все же, все, все же...

Внучка: Дедушка. А когда в селе свет появился. Учительница рассказывала, что в нашем селе у одних из первых. Правда?

Дед: Да. В тот год селяне сдали много молока, за это были премированы дизелем, который сняли с корабля...

/ За столом сидят мужики./

1-й: Слыхали, мужики, говорят обещанный нам дизель, хотят оставить у себя начальники в Боброве. Надо телеграмму писать, товарищу Маленкову. Пиши Петр.

2-й: Что писать-то?

Товарищу Маленкову. Обещанный дизель не получили. Труженики колхоза «Дружба».

1-й: Ну, Петр Юдин. Возвращай колхозное имущество. Нам позарез как нужен этот дизель, ведь говорят все, ох как хорошо. Я у сына в городе был, красота. Не то, что раньше бывало. Вон радио есть, а других прелестей нет. Тебе как бывшему фронтовику это под силу. И телевизор появится в селе.

2-й: А что это такое?

1-й: Увидишь, как свет будет. Можно не только слышать, но и видеть, кто говорит, и кино дома смотреть по вечерам.

/Все уходят. Изба. Печка. Дед с внуком сидят за столом./

Дед: Да, кажется, вчера все было. А нынче вон как всё. Мы много работали, чтоб вам внучек жилось лучше, чем нам. Только вот никто сейчас не хочет оставаться в деревне-то.

   Тяжело говорят. А где легко-то? Разве нам легко было? Кто хлеб растить будет, коров доить, мясом государство обеспечивать? То-то и оно. Не знаем мы ответа с тобой? Может, кто подскажет?

Ученик читает:

Поставьте памятник деревне

На Красной площади в Москве,

Там будут старые деревья,

Там будут яблоки в траве.

И покосившаяся хата

С крыльцом, рассыпавшимся в прах,

И мать убитого солдата

С позорной пенсией в руках.

И два горшка на частоколе,

И пядь невспаханной земли,

Как символ брошенного поля,

Давно лежащего в пыли.

Пусть рядом встанут дети,

Что в деревнях еще растут.

Наследство их на белом свете -

Все тот же черный рабский труд.

Присядут бабы на скамейку,

И всё в них будет, как всегда, -

И сапоги, и телогрейки,

И взгляд потухший ... в никуда.

Ломали кости, рвали жилы,

Но ни протестов, ни борьбы.

Одно лишь «Господи помилуй!»

И вера в праведность судьбы.

Поставьте памятник деревне,

Чтоб показать хотя бы раз

То, как покорно, как безгневно

Деревня ждет свой смертный час.

(Н. Мельников)

Приложение 1.

Частушки

1: Карие глазеночки

Стояли у сосеночек,

Стояли, улыбалися,

Кого-то дожидалися.

Вместе: Кабы, кабы да кабы

На носу росли грибы,

Сами бы варилися

Да и в рот катилися.

2: Меня милый провожал,

У крылечка постоял,

Сколько звездочек на небе,

Столько раз поцеловал.

3: Скоро, скоро снег растает,

Вся земля согреется.

Скажи верное словечко:

Можно ли надеяться.

4: Ты зачем же завлекала,

Когда я тебе не мил?

Ты бы с осени сказала,

Я бы зиму не ходил.

5: В нашей маленькой деревне

Два колодца рядом;

Отчего все девки рябы?

Их побило градом.

6: - Девушки-беляночки,

Где вы набелилися?

- Мы вчера коров доили,

Молочком умылися.

7: Мамочка не родная,

Похлебочка холодная,

Кабы родная была,

Щей горячих налила.

Виктор Фуфаев

* * *

Селянам мил, как солнца луч,

Как голос уличной тальянки...

Стоишь красавец наш, Бирюч,

На берегу Сухой Тишанки.

Вокруг тебя поля, пруды

принарядились снеговеем,

Близ неминуемой весны

готова к встрече юбилея.

Твой юбилей - сто пятьдесят -

Во все года твои, поныне:

Русь в лихолетье защищал

И был кормильцем для России.

Богат ты славными людьми,

Трудом заслуженным всех меришь...

А бирючаночки твои

под стать божественной Венере!

Ты сед и юн, родной Бирюч,

В людском девятом поколенье,

Тобой, степной орел, горжусь!

И поздравляю с юбилеем!



Предварительный просмотр:

Ведущий 1: Как только мы появляемся на свет, нам дают имя, и соответственно, мы получаем фамилию. Она достается нам от наших родителей. Конечно, нас интересует значение и происхождение фамилии, которую носим. И это не удивительно: хочется же знать её родословную, историю происхождения, значение своей фамилии. К этому стремятся многие люди. Немало книг написано для того, чтобы облегчить решение этой проблемы.

Ведущий 2: Привычное, обыкновенное кажется простым, естественным. В том числе, и наши фамилии. Когда мы пришли в школу и познакомились друг с другом, то оказалось, что какие-то фамилии слышим впервые, какие-то кажутся даже причудливыми. Ученые утверждают, что многие фамилии своими корнями уходят вглубь веков. Оказывается, существует наука, которая изучает происхождение фамилий, и называется она антропонимика.

Чтец 1: Фамилия судьбой дана не просто так,
она совсем не прихоть-названье человека,
записанное в паспорте, казалось  бы, пустяк -
придуманное слово, дошедшее от предка.
Я слышу иногда, как говорят:  "Отныне
меня зовут не так, я стал совсем другим,
фамилию сменил, а с отчеством и имя
и прошлое моё ушло, как серый дым.

Чтец 2: Все данные теперь, созвучны, как поэма,
не будет стыдно детям и внукам на веку! "
Не понял человек, что память предков предал,
и этим в Мирозданье свой Род перечеркнул.
Давайте ж будем чтить своих отцов и дедов,
фамилию нести, как гордость, сквозь века,
и может в час лихой направит нас к победе
незримая, но сильная РОДимая рука...

Ведущий 1: Само слово "фамилия" - латинского происхождения: "famulus" значит "раб", "слуга". И первоначально "фамилией" в Древнем Риме называли всех рабов в доме. Достаточно долго это слово имело похожий смысл в Европе и России. Это позднее однокоренное слово "familia" стало обозначать семью, род. И лишь впоследствии - имя родовое, семейное. Вот и с английского "family" - "семья". Только к XIX веку в русском языке слово "фамилия" приобрело своё второе значение, которое сегодня стало основным. Заглянем в "Толковый словарь русского языка" С.И.Ожегова: "Фамилия - наследственное семейное именование, прибавляемое к личному имени".

Ведущий 2: Мы не раз на уроках говорили о фамилиях. О некоторых из них находили информацию в Интернете.... О каких-то строили собственные предположения... Возможно, что наши версии ошибочны: мы ведь еще так мало знаем! Оказывается, разгадать фамилию непросто. Но это ОЧЕНЬ интересно! Фамильные приставки и окончания обычно в переводе обозначают слово "сын" или "дочь". Указывают на принадлежность, формируя прилагательные формы (чей? какой?). В русском языке и некоторых других славянских языках женские фамилии, как правило, отличаются по форме от мужских (он - Миронов, она - Миронова). А есть народы, у которых одинаково звучат как мужские, так и женские фамилии: сказочник Андерсен, ученый Дарвин. Каждая фамилия - своего рода загадка! Нам очень захотелось разгадать свои фамилии.

Ведущий 1: Первые фамилии в известном сейчас нам смысле возникли в Х - ХI веках в Северной Италии. В это же время они стали появляться во Франции. Затем в Англии  в ХI - ХV веках и в Дании в ХV-ХVI веках. Вот один из известных исторических фактов: в 1526 году король приказал всем датским дворянам обзавестись фамилиями. Позже, в ХIХ веке - Германия. А уже из Германии и Дании фамилии перешли к шведам.

Ведущий 2: Так как же появились российские фамилии? Итак, фамилия - наследственное имя семьи. В России она существует всего несколько веков. Первыми право иметь фамилии получили ещё в ХIV - ХV веках князья и бояре. С XVI века фамилии стали иметь и дворяне.

Начало XVIII века - российский император Петр I издает Указ: "Записать всех людей, проживающих в местностях, по именам с отцы и с прозвищи". Дальше всё было так: ХVIII-ХIХ веках - служивые и торговые люди,  ХIХ век - русское духовенство,  конец ХIХ века - крестьяне. До этого крепостным крестьянам на Руси фамилия не полагалась. На вопрос: "Чьи вы?" - отвечали: "Мы Шереметьевы", т.е. принадлежат ЭТОМУ помещику. Известны факты, когда крепостные получали фамилию своего господина.

Ведущий 3: Самая большая группа фамилий - образованные от христианских мужских крестильных имен, то есть получаемых при крещении: Сергеев, Абрамов, Тимофеев, Селиванов, Касаев, Макеев, Казьмин, Михеев, Алиев.

Благодаря помощи учителя и наших родителей мы узнали очень много интересного о своих фамилиях. Выяснилось, что большинство фамилий нашего класса образовано от мужских имен: Осипов, Фанзиева, Фролов.

Осипов: Моя фамилия произошла от крестильного имени Иосиф, Есип, что значит, божья награда с древнееврейского языка, общеупотребительная форма - Осип. 

Фанзиева: А моя фамилия, возможно, образована от имени Фазил, диалектного варианта мужского тюркского имени Фазыл, которое в переводе с арабского означает «превосходящий других, совершенный, достойный», «степень, ранг, авторитет», «честный, человечный», «обладающий большими знаниями, ученый; талантливый».

Фролов: Моя фамилия произошла от формы церковного мужского имени Фрол, в переводе с латинского – «цветущий». От латинского «флос» — цветок. Флер — просторечный вариант этого имени. Поговорка о неудачливом муже: «Флор плачет, а жена скачет».

Ведущий 4: Существуют также фамилии, сохранившие в своей основе имена мирские и прозвища. Мирские имена - это те, которые давались без участия церкви.

В фамилиях различных лиц, порою нам знакомых,
Звучат названья рыб и птиц, зверей и насекомых... (С.Михалков)

В старину часто человек в качестве прозвища получал названия животных, птиц. Вот откуда фамилии маршала Жукова, президента Медведева?.. А вот ещё... Наверное, должно быть обидно, когда умница и работяга, который всегда встает утром ни свет ни заря, носит фамилию Поздняков? Может быть, кто-то из его дедушек вечно куда-то опаздывал? Есть и у нас такие фамилии – это Куринный, Киреев, а фамилия Долгов является самой распространенной в нашем селе, её носят 32 человека, Черноухов – эта фамилия  занимает 2 место - 26 человек имеют эту фамилию.

Ведущий 3: Но вернемся к нашим фамилиям. Интересно было узнать, что существуют фамилии, образованные от имён-оберегов. Вот и возникли такие фамилии, как Некрасов, Ненашева, Найденов и даже... Дураков. Они не ругательные, а защитные! Эти имена давались детям для того, чтобы уберечь их, обмануть злых духов, которые якобы охотились за детьми. Есть и у нас такие фамилии: Лепехин, Невзоров, Злобин.

Злобин: Моя фамилия происходит от нецерковного мужского личного имени Злоба, нередкого в XV-XVI веках. В старину были популярны «охранительные» имена и прозвища. Такое имя говорило не о характере и могло принадлежать как раз доброму и покладистому человеку. Имя Злоба могли дать ребенку в качестве защитного, оберегающего имени. Была в старину такая традиция, например имена Некрас, Дурак, Черт. Основа фамилии Злобов — Злоб, что могло быть вариантом такого имени.

Ведущий 4: Мы предлагаем вашему вниманию рассказ «Проблема».

Чтец 3: У Раисы Михайловны фамилия Белоконь. А у Николая, наоборот, Рябоконь. Ну и что, скажете вы, в чём проблема? А проблема в том, что решили они пожениться, ну, расписаться как бы. Ну так что, многие так поступают, тут большого ума не требуется. Но дело в том, что при регистрации брака, как оказалось, невесте надо выбрать, какую фамилию носить. То ли мужнину взять, то ли на своей родной остаться. А Раиса Михайловна – женщина строгая, принципиальная. Не желаю, говорит, Рябоконем быть! Мне, говорит, моя фамилия нравится, останусь на своей, дескать. А тут уже Николай в позу стал. То есть как это так, говорит. Жена должна мужнину фамилию носить. Иначе – неуважение, говорит. Я на такое, говорит, пойти не могу. Если, говорит, она сразу так, то что, говорит, дальше будет. В общем, нашла коса на камень. В ЗАГСе и так их уговаривали, и так – ни в какую, никто уступать не хочет. Поженились бы, говорят, детей нарожали, тем более, в державе народу не хватает, в смысле населения, а вы капризничаете. Да и фамилии у вас, говорят, почти одинаковые, чего вы, мол, артачитесь? Нет, говорит Раиса Михайловна, одинаковые, да не одинаковые, рябой быть не хочу. А им говорят, мол, если так не хотите, то пусть жених жёнину фамилию возьмёт, такое бывает. Ни в коем случае, Николай говорит. Мне, говорит, моя фамилия от отца досталась, я ею горжусь. Так и не поженились, представляете? И что вы думаете? Николай уже три раза женился, причём строго следит каждый раз, возьмёт ли жена его фамилию, а Раиса Михайловна всё харчами перебирает, ждёт фамилию, чтоб со вкусом. А вы говорите – проблема.

Ведущий 3: Фамилии, образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто из них, чем занимался.

У Гончарова прадед знал гончарный круг и глину...
С пилою Пильщиков дружил, мял кожи Кожемякин.
В атаки Воинов ходил, Стрельцов сражался тоже. (С.Михалков)

И такие фамилии есть у нас – это Кузнецов, Распопов, Закурдаев, Погребняк, Толкачев, Курындин, Добрынин, Рындин, Шешуков, Мякшева.

Рындина: Рында — царский телохранитель в допетровские времена. Однако фамилия может быть и моложе: в пензенских и саратовских говорах «рында» — верзила, долговязый человек; вероятно, отражение этого, что в рынды брали рослых. Отчество от старинного русского слова рында — «оруженосец, телохранитель», но в этих значениях оно давно вышло из употребления и получило новые значения: «нескладный верзила, долговязый». В. И. Даль записал диалектное рындать: архангельское — «провалиться в болоте или сквозь лед, снег», псковское — «шлёндать по грязи», нижегородское — «падать, валиться, сыпаться, нестись». А также слово «рында» - это колокол на корабле. Могли человеку, который звонил в него, дать эту фамилию.

Шешуков: Прозвище Шешук восходит к коми-пермяцкому глаголу «шешкыны», который означает «шепелявить». Очевидно, это прозвище указывало на особенности речи предка.
Первые документальные упоминания об однокоренных именованиях датируются XVI веком.

Мякшева: Возможно, эта фамилия восходит к прозвищу Мякиша. Мякиной на Руси называли отбросы, получаемые при молотьбе хозяйственных растений и состоящие из обломков колосьев, стеблей и другого мусора, употреблявшиеся как корм скоту. Поэтому прозвище Мякиша мог получить крестьянин. Однако так могли называть также полного, пухлого, либо доброго человека. Выпадение гласного «и» объясняется историческими изменениями в языке.

Ведущий 4: Существуют фамилии, образованные от названия местности, откуда родом был один из предков. Основой таких фамилий становились разные географические названия - Новгородцев, Москвина, Муромов, Полесская, Белозерцев, Кокшарова.

Белозерцев: Возможно, моя фамилия произошла от названия древнего русского города Белозерск.

Кокшарова: Первая версия происхождения моей фамилии - в русских наречиях северян крестьян называли кокшарами, отсюда видимо и фамилия, а на севере и Урале очень много людей с такой фамилией. Вторая - в этих краях есть река Кокша, и возможно она дала фамилии тем, кто проживал на ее берегах. И третья версия, в одной исторической справке сказано, что князь Василий Третий Темный воевал с северными народами кокшарами и взял их под свою руку, видимо все эти 3 версии можно объединить, был народ кокшары, такой как и древляне, смоляне, и, возможно,в основе своей жили в основе реки Кокша, а позднее, когда все славянские племена объединились в русскую нацию и племенные названия стерлись из памяти, остались кокшары - земледельцы, а это основной вид деятельности в 16 -19 веках.

Ведущий 3: Интересна группа российских фамилий от названия одежды: Фуфаев, в нашем селе эта фамилия третья по численности её носителей – 21 человек.

Ведущий 4: В нашем классе учится 9 человек. Все, конечно же, разные! Но мы сильны своей дружбой! Чтобы систематизировать и обобщить накопленный материал, создали проект "8 класс. Наши фамилии". Где не только узнали, что значат наши фамилии, но и составили наши родословные.

Чтец 4: Фамилия – это не средство,
Фамилия – это не цель,
Фамилия – это соседство,
И предков сырая постель.

Фамилия – это не повод,
Фамилия – это не роль,
Фамилия – это не сговор,
От деда кривая мозоль.

Чтец 5: Фамилия – морось и холод,
Фамилия – тризна и брак,
Фамилия – метод и довод,
Отца незлобивый кулак.

Фамилия – якорь и берег,
Фамилия – подпись и штамп,
Фамилия – старенький велик,
Надгробие, бирка, почтамт.

                        (Юрий Пурга)

Ведущий 3: С самого первого дня новорожденному родители дают имя и передают по наследству фамилию, которая остается с человеком до конца дней и имеет свое значение и может охарактеризовать личность. Именно поэтому происхождение и значение фамилии являлись целью нашего проекта, мы попытались расшифровать и проанализировать тайный смысл, проникнуть в глубь наших семейных историй, познать, кем были наши предки, чем занимались, из каких краев пришли.  Трудно  представить себе современное общество без фамилий. Она говорит  о принадлежности к определенной семье, дает возможность приобщиться  к истокам своего рода. В настоящее  время все больше и больше людей  стремятся выяснить ее значение и смысл, каким образом фамилия могла  быть сформирована, каковы ее корни.

Ведущий 4: Поставленной цели мы достигли, но не считаем, что нам больше нечего делать в этой теме. Безусловно, мы согласны с Сергеем Владимировичем Михалковым, что

"...может некий Комаров иметь характер львиный,

И некий Барсов или Львов умишко комариный...
А Грибоедов, Пирогов прославились навеки.
...Вывод, стало быть, таков: Все дело не в фамилии, а в ЧЕЛОВЕКЕ!"

Вашему вниманию мы предлагаем спектакль по рассказу Антона Павловича Чехова «Лошадиная фамилия».