О писателях и произведениях
Биографии писателей и поэтов, анализ произведений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая копилка | 710.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Михаил Васильевич Ломоносов – поэт и реформатор
С именем Михаила Васильевича Ломоносова (1711 – 1765 гг.) связан новый этап в развитии русской литературы. А.С. Пушкин назвал Ломоносова «первым нашим университетом», имея в виду многогранность его научной и культурной деятельности. Ему принадлежат труды, относящиеся к разным областям науки: химии, физике, астрономии, истории, языкознанию и другим. Ломоносов выступил как реформатор русского литературного языка и стихосложения. Эта энциклопедичность, широта и разносторонность интересов проявилась и в литературном творчестве Ломоносова, поэта и учёного одновременно. Ломоносов вырос в крестьянской семье в деревне Мишанинская Архангельской губернии на берегу Северной Двины. Ему рано пришлось приняться за тяжёлый труд рыбака. Но он упорно и настойчиво стремился учиться. С детства ему была хорошо знакома народная культура русского Севера. Здесь жили грамотные люди, передававшие из поколения в поколение рукописные книги. Крестьяне этих мест не были крепостными: их жизнь была нелегка, но свободна от унизительного гнёта помещика. Чувство собственного достоинства, вера в свои возможности, уважение к человеку – вот качества, присущие Ломоносову и многим его землякам. Впоследствии ученому пришлось преодолеть немало трудностей из-за его "низкого", крестьянского происхождения. Его решение оставить родную деревню и отправиться в Москву, чтобы поступить там учиться в Славяно-греко-латинскую академию, крупнейшее учебное заведение того времени, было очень смелым. Главными предметами в Академии были церковно-славянский, греческий и латинский языки и литература на этих языках. Юноше пришлось столкнуться с нуждой: из своих скудных средств он мог покупать в день "на денежку хлеба и на денежку кваса, прочее на бумагу, обувь и другие нужды". Ломоносову было 19 лет, а начинать учёбу в Академии пришлось с "малыми ребятами", которые смеялись над ним. Но будущий поэт и учёный много и серьёзно работал, и в 1735 году в числе лучших был послан в Петербургскую академию наук, а затем в Германию, где обучался математике, горному делу, физике, химии. В это же время он начал писать стихи. Вернувшись в Россию в 1741 году, Ломоносов до конца жизни работал в академии наук, не прекращая и литературного творчества. Много внимания он уделял подготовке молодых русских учёных. Учёный составил проект, по которому в 1755 году был открыт первый в России университет (ныне Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова). Любовь к своей стране, забота о её благе, гордость за её успехи - вот что вдохновляло Ломоносова. В его поэзии главное место занимает ода. Ода – торжественное стихотворное произведение, обычно приуроченное к какому-нибудь значительному событию. Оды сочиняли по случаю придворных праздников или побед. Ломоносов следовал обычаю своего времени и обращался к царям с похвальными одами. Но главный смысл его од был вовсе не в похвалах. Он писал о том, что его волновало как патриота и гражданина. Характерна в этом отношении «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 года». Поэт начинает её с прославления «тишины», то есть мира. В мирное время государство становится богаче. Обращаясь к «возлюбленной тишине», Ломоносов рисует картину народного покоя и благосостояния. Ода – рассказ о судьбе России. Поэт вспоминает о делах Петра Первого, который сумел свою страну «возвысить до небес». Петр Первый в изображении Ломоносова – просвещённый государь, заботящийся о благе подданных. Этот идеализированный образ должен был служить примером для других царей. Посвящая оду Елизавете, дочери Петра Первого, Ломоносов развёртывает перед ней целую программу полезной деятельности. Он говорит о необходимости освоения пространства России. Мысли Ломоносова-учёного воплощаются в поэтические образы. В оде предстают картины Родины: долины, по которым протекают Волга, Днепр, Обь; сибирские леса, величественная река Лена, зелёные берега Амура, Уральские горы. Только с помощью науки все эти природные богатства могут послужить на пользу человека. Это одна из основных идей стихотворения. Здесь выражена и другая, очень важная для Ломоносова мысль. Он говорит о необходимости развивать отечественную науку, твёрдо верит, что из среды русской молодёжи выйдут замечательные учёные. Ко многим поколениям обращены слова Ломоносова: О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать. О характере и задачах поэзии Ломоносова мы можем судить по его стихотворению «Разговор с Анакреонтом». Произведение построено как диалог - разговор двух собеседников: Анакреонта и Ломоносова. Анакреонт – древнегреческий поэт, воспевающий в своих стихах весёлые пиры и любовь. В стихотворении идёт спор о темах поэзии. Анакреонт воспевает свою возлюбленную, Ломоносов же – подвиги героев. Возражая древнему автору, он пишет: Хоть нежности сердечной В любви я не лишён, Героев славой вечной Я больше восхищён. Поэт не отвергает жизнелюбивой лирики Анакреонта, но более достойным считает другой путь. Беспечному Анакреонту Ломоносов противопоставляет древнего героя Катона, который «старался весть в республику порядок» и отдал свою жизнь ради республики. Анакреонт просит живописца написать портрет своей любимой девушки. Ломоносов хочет, чтобы художник изобразил его «возлюбленную мать» – Россию. Он представляет её себе в образе женщины, исполненной величия и благородства: Изобрази Россию мне, Изобрази ей возраст зрелый И вид в довольствии весёлый, Отрады ясность по челу И вознесённую главу… «Разговор с Анакреонтом» завершается темой Родины – важной для всего творчества Ломоносова. Стихи Ломоносова пронизаны любовью к своей стране, заботой о счастье соотечественников. Самоотверженный труд учёного, его энергия, достижения в науке и литературе – всё это проникнуто глубоким патриотическим чувством, стремлением служить России. Стихи Ломоносова звучны, плавны, торжественны. В его одах мы не найдём просторечных слов и выражений. Он считал, что о серьёзных, важных предметах следовало и писать возвышенным слогом. Ломоносов разработал теорию «трёх штилей» применительно к русскому языку. К высокому штилю относятся оды, героические поэмы; к среднему – дружеские письма, сатиры; к низкому – комедии, песни, эпиграммы. Для высокого штиля характерно употребление славянизмов – славянских слов, хорошо понятных современникам Ломоносова. Ломоносов стремился сохранить языковую культуру, связанную с национальными традициями Древней Руси. Вместе с тем он отказывался от устарелых слов даже в высоком штиле. В среднем же штиле Ломоносов рекомендовал употреблять славянские слова «с великой осторожностию», чтобы слог не казался «надутым». Просторечные слова допускаются в среднем штиле, но тоже с ограничением. Эти «низкие» слова свободно использовались в низком штиле, из которого исключались соответственно славянские слова. Реформа Ломоносова помогла упорядочить разнородность русского языка начала 18 века. Нормы литературной речи, введённые Ломоносовым, способствовали развитию языка новой русской литературы. |