Конкурсы педагогического мастерства
Материалы участников и победителей конкурсов педагогического мастерства "Учитель года", "Педагогический дебют", "Самый классный классный"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Беседа с обучающимися. Наумова Н.В. Победитель муниципального этапа конкурса "Учитель года-2015" | 95.03 КБ |
esse_naumova_n.v.docx | 18.85 КБ |
esse_kovtun_r.i._mou_sosh_no3.docx | 20.19 КБ |
esse.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Наумова Н.В.
Всегда ли дружба важнее всего? (для 5-6 кл.)
Есть у горских народов обычай. Вы, я думаю, поймете его, когда прослушаете легенду. | |
Легенда | Жили 2 неразлучных друга. С детства они дружили, всегда были вместе: и в горе, и в радости, и соседям помогали, и незнакомым людям. И вдруг поссорились друзья. Так крепко поссорились, что схватились за кинжалы. Вот, вот ударят друг друга, ничего не замечают вокруг. Тут подошла пожилая женщина и бросила между ними белый платок. Очнулись друзья, опустили руки, бросили кинжалы, а в глазах слезы. Обнялись друзья. |
(мать, которая хочет мира, белый-символ чистоты) | - О каком обычае говорит легенда? - Почему в легенде говорится о пожилой женщине и белом платке. |
Терпимость Бескорыстие Уважительность Надежность Верность Честность Справедливость | - Как будут жить друзья после этого? (мирно, дружить, помогать ) - Чему нас учит эта легенда? (Для настоящих друзей дружба важнее всего) - Какими чертами должен обладать друг? |
-Какого друга вы бы хотели видеть рядом с собой? - Что должны делать вы сами, чтобы сохранить дружбу? - Легко ли воспитать в себе эти качества? (нелегко, чтобы стремиться быть настоящим другом нужно верить ему, несомневаться) | |
-А у вас есть друзья? Какое место занимает в вашей жизни дружба?(ссоритесь?) | |
Ситуация Произошла у меня в классе. Вывод. Для настоящего друга дружба важнее всего. Успехи друга – это твои успехи. | Кирилл и Егор были друзьями. Вместе они посещали кружки. Однажды, когда проходила городская олимпиада по биологии, участниками которой были оба мальчика, Кирилл занял первое место. В этот день многие восхищались им и поздравляли его. И только Егор молчал и был спокоен, как будто ничего не произошло. - А вы поняли, что произошло с другом? (ответ: зависть) - Важна ли дружба для Егора? Настоящий он друг? |
Вывод Если дружба не прекратилась, то она выдержала испытания. | Сашу мама попросила помочь ей по дому, а в этот момент ему позвонил друг Егор и попросил помочь с домашним заданием. Как вы считаете, как должен поступить Саша? Какое решение поможет сохранить дружбу, а какое наоборот разрушит? |
- Вспомните легенду, какой цвет у дружбы? - С каким цветом у вас ассоциируется дружба? | |
вывод | Ситуации бывают разные, но в любой ситуации вы должны найти такой выход, чтобы сохранить цвет дружбы. |
Репортер Представьте, что к нам в класс пришел репортер попросил дать интервью для газеты | Какими чертами должен обладать друг? Что должны делать вы сами, что бы сохранить дружбу! Если Вы хотите иметь настоящего друга, прежде всего сами станьте таким настоящим другом! Всегда нужно начинать с себя, а не требовать от других того, чего Вы сами не делаете. |
Предварительный просмотр:
Наумова Н.В.
Эссе «Моя педагогическая философия»
Я учитель русского языка и литературы. Вся моя деятельность - это работа со словом. Слово - это как связующее звено между прошлым и будущим, учеником и учителем. Ребята старательно выводят буквы, пишут слова. Ловлю себя на мысли: это настоящие педагогические, жизненные истины.
Каждый урок для меня – это новый поиск, открытие, с которым хочется поделиться с ребятами, это творчество, как в алфавите буква АЗЪ. Коренным смыслом этой буквы в русском алфавите – «начинать или начало». Поэтому основное для меня - постижение души ребенка, его интересов, его открытий в мире знаний. Конечно, педагогика, психология дает понимание внутреннего мира ребенка, но смогу ли я увидеть его душу, одаренность? Поэтому главная задача - «раскрыть» и «увидеть» внутренний мир ребенка.
И вновь размышляю над смыслом букв - знаков: Буки – значит «быть», «будет» чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме.
Что бы я хотела бы видеть в своих учениках? Творческое мышление, умение решать проблемы, способность самовыражаться и еще много других очень важных качеств. Главное, чтобы каждый из них стал яркой индивидуальностью, стал личностью. Поэтому для каждого урока стараюсь находить интересные идеи.
А вот и следующая буква - «Веди». У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Что должен знать и чем владеть педагог? Я считаю, что педагог – это личность, педагог-профессионал, психолог, исследователь. Это тот, кто всегда учится творчеству, сотворчеству и творит себя как личность. На нем огромная ответственность за каждое прикосновение словом, мыслью. Ребенку нужен учитель не информатор, а соратник, друг, способный бескорыстно дарить знания, доброту.
Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы-слова Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь.
Главное оружие учителя – это слово. Вадим Шефнер писал в стихотворении «Слова»:
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
В современном мире уже не обойтись без компьютерных технологий, но учитель должен уметь владеть словом и увлечь детей за собой в мир знаний, в мир прекрасного. Путь учителя – это поиск. Я пытаюсь найти те слова воздействия на ученика, которые затрагивают тайные струны души ребенка. Не только поэт, но и учитель должен «глаголом жечь сердца» детей. На своих уроках я ищу применение знаний в жизни, и как радостно становится на душе, когда ребята, удивляясь, находят ответы на свои вопросы.
А вот и следующие буквы – Добро, Есть, Живете. Для меня смысл таков: добро есть жизнь. Только добрым словом, терпением, сотворчеством я могу помочь овладеть Словом, узнать его великое значение. Зачастую в добром слове нуждаются и родители. Как начинают светиться их глаза, когда вместо ожидаемой критики в адрес Алеши или Вовы, они вдруг слышат историю о том, как выразительно он прочитал стихотворение Пушкина. Я уверена, что Добро, Истина, Родитель, Ребенок, Учитель – это явления одного порядка. И результата в педагогическом поиске можно достичь, когда они соединятся.
Каждый раз я убеждаюсь, что мудрость, заложенная в алфавите предками, актуальна и сейчас. Земля – девятая буква старославянской азбуки, значение которой представляется как «земля» или «страна».
Школа - это «маленькая страна», живущая по определенным правилам. Интересно ли будет жить в этом государстве, много ли у ребенка будет друзей, зависит от меня, от того, что я вложу в мысли и уста ребенка. Можно много говорить об исторической святыне – алфавите, но важно, чтобы сегодня дети поняли, что им есть чем гордиться: предки передали в наследство бесценное сокровище – Слово. Я стремлюсь сделать так, чтобы школа стала центром притяжения учеников, родителей, благодаря мудрому слову, профессионализму ее ключевой фигуры - УЧИТЕЛЯ.
Предварительный просмотр:
МОУ СОШ №3
Сочинение-эссе.
Тема: «Моя педагогическая философия».
Автор: учитель русского языка и литературы
Ковтун Римма Ивановна.
Карталинский муниципальный район
Конкурс «Учитель года» – 2014 год.
Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.
(У. Уорд)
Размышления «у парадного подъезда».
В классе тишина! Лишь кое-где раздаётся сопение или горестные вздохи. Это напряжённо трудятся мои шестиклашки: пишут сочинение о природе, творят! Я же тихо, как мышка, сижу за своим столом, делаю вид, что проверяю тетради, а сама исподволь наблюдаю за ними. На их шкодных мордашках, ставших для меня уже такими родными и любимыми, отражается напряжённый мыслительный процесс. Однако, не всем свойственны муки творчества. На некоторых личиках ну просто написана такая откровенная скука, что самой зевать хочется. Почему-то вдруг вспоминаются известные строки:
…Где народ, там и стон. Эх, сердечный,
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснёшься ль, исполненный сил?..
Да простит меня, многоуважаемый Николай Алексеевич Некрасов, глубоко обеспокоенный в своё время судьбой многострадального русского народа, но сегодня это точно про моих Лёшу, Богдана и им подобных. Глядя на их откровенно скучающие лица, задумываюсь о том, что я опять сделала не так, чего не учла, не предусмотрела. Ведь сколько готовилась к уроку, массу интересного материала нашла, полночи с презентацией сидела! А сколько времени потратила на то, чтобы задания для них подготовить, разные, увлекательные, чтобы заинтересовать даже самых «одарённых». И что же, всё зря, получается? А ведь как всё хорошо начиналось! Когда сказала про то, что сегодня на уроке будет мастерская, весь класс дружно закричал: «Ура!». Пока шёл подготовительный этап, работали так, что прямо душа пела. Те же Леша, Богдан и иже с ними руки тянули и отвечали, в общем, неплохо: что надо и как надо. Смотрела на них и радовалась: «Кажется, получилось! Смогла-таки заинтересовать, вдохновить своих ребятушек на творческие подвиги!» Ан, нет, рано радовалась! Как только дело дошло до сочинения, тут-то мои деточки и сникли; смотрят с опаской на тетрадь и ручку, будто обжечься боятся. «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день»! – как говорили когда-то на Руси. Ну, что ж, сама виновата: значит, чего-то всё же не учла, где-то опять не доработала. Зато есть пища для размышлений.
Совсем недавно, вот так же готовясь к очередному уроку, совершенно случайно наткнулась на американское изречение: «Дети должны получить от нас, во-первых, корни, а во-вторых, крылья». Зацепило! Думаю: «Здорово сказано! По поводу корней, то это, наверно больше к родителям. А вот что касается крыльев, то здесь и от нас, учителей, многое зависит!» Теперь постоянно думаю о том, как сделать так, чтобы и у моих «птенцов» крылья выросли, особенно у таких, как Лёша с Богданом. Да, «нелёгкая это работа – из болота тащить бегемота», но кто-то же должен это делать! Так, почему, собственно, не я?
Прерываю свои размышления, тихонечко встаю и прохожу по классу. Осторожно заглядываю в тетради, выхватываю взглядом отдельные фрагменты сочинений и внутренне ликую: «Просто умнички! Ведь пишут, и как пишут! Нет, всё же мои усилия не пропали даром! Растут потихоньку крылышки-то, растут!»
А вот и Лизавета-егоза! Как всегда в своём репертуаре: покрутилась-повертелась (как же без этого?) да и принялась за работу. Причём строчит так, что, кажется, рука за мыслью не поспевает. А на лице такое вдохновение, что хоть картину с неё пиши. Улыбаюсь собственным мыслям: «Получилось! Зажгла-таки! Пусть не всех, но большую часть-то сумела зажечь, вдохновить. Только ради таких вот моментов можно и нужно жить и работать!»
Давным-давно один очень мудрый человек по фамилии Плутарх сказал замечательные слова: «Ребенок — не сосуд, который нужно наполнить, а огонь, который нужно зажечь». И как же здорово, когда это получается!
Потихоньку дохожу до своих «одарённых», и, о чудо! Даже они что-то пытаются начертать в тетрадях. Видимо, поскучали, погоревали, украдкой на часы посмотрели, поняли, что времени до звонка совсем немного и решили всё же за дело взяться. Ну, что ж, ещё одна моя победа, пусть маленькая, но всё-таки победа: ведь совсем недавно могли в конце урока и девственно чистые тетради сдать.
Возвращаюсь к своему столу, смотрю на своих драгоценных деток и мысленно к ним обращаюсь: «Пишите, мои дорогие, пишите, а я сделаю всё, что от меня зависит, чтобы эти лёгкие, невесомые «крылышки вдохновения» появились у всех у вас и не на одном уроке».
Получится ли? Не знаю, но буду очень стараться.
И ещё! Не скажу ничего насчёт великого и даже выдающегося учителя (манией величия никогда не страдала), но стремлюсь быть не просто учителем, а хорошим, и даже очень хорошим учителем. А получается ли это у меня – судить, прежде всего, им, моим ученикам.
Предварительный просмотр:
Моя педагогическая философия
В душе каждого ребёнка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат.
В.А. Сухомлинский
Осень. За окном холодный ветер и дождь.
В доме тепло и уютно, весело потрескивают в печи дрова. Какой контраст! Вспомнились пушкинские строки: «Стихи и проза, лёд и пламень», урок литературы и слова учеников: « Мы не поняли, о чем «Он» писал. И вообще, это произведение неинтересное». Как можно было не понять! Глупость какая! Не хотели читать, вот и придумали отговорку! Возмущению нет предела!
Огонь в печи разгорался всё ярче и ярче. А если представить, что «печь» - это мой урок, «дрова» - мои знания, желание ребят читать - «огонь». А он-то и не разгорается, погорит немного и гаснет. Вроде бы и «дрова» не сырые, а тяги нет…
В такой ситуации каждый поступает по-своему. Одни выбирают другую профессию, навсегда уходят из педагогики, обидевшись на «этих несносных детей». Остаются те, кто умеет «живого слова вековую мудрость души огнем зажечь и подарить. Учить творить, мечтать и думать. И больше слушать, меньше говорить».
Я учитель русского языка и литературы, поэтому, как никто другой, знаю, насколько важно привить в детях любовь к «живому слову» и научить понимать его «вековую мудрость».
Ребята старательно выводят буквы, размышляют о добре и дружбе, соглашаются, отвергают, доказывают своё мнение, подбирают ассоциативные слова. А если такие слова-ассоциации подобрать для определения урока. Я думаю, на первом месте будут слова с морфемой СО-: сотворчество, сотрудничество, содружество, современный, сострадание.
Я не приемлю определения «Мой урок. На моем уроке». Урок – это результат совместного творчества учителя и учеников. Наш урок! Урок, где интересно всем. Учитель не тот, кто стоит над учениками, а тот, кто вместе с ними. Когда-то мой учитель географии Тамара Григорьевна Алентьева сказала: «Ученики не прощают одного - фальши». Урок - это содружество учителя и учеников. Я дорожу доверием детей, ведь любая фальшь может глубоко ранить, разочаровать, она никогда не пройдет незамеченной.
Новое время требует новых знаний. Учитель должен совершенствоваться, изучать инновационные технологии, чтобы идти в ногу со временем. Современный урок не обходится без компьютерных технологий. Но как сказал Феликс Кривин в одной из лингвистических сказок, «чтобы ПРИдать чему-то новый смысл, необязательно ПРЕдать старый». Личность учителя всегда будет на первом месте, его умение владеть словом, умение увлечь за собой в мир прекрасного, умение быть профессионалом. Умение не только дать определённую сумму знаний, но, что не менее важно, показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни.
На уроках ребята соприкасаются с неповторимой красотой языка произведений русской литературы. И моя задача с помощью этого языка воспитывать в детях любовь, доброту, отзывчивость, понимание, сострадание, справедливость.
Размышляю дальше. Слова, начинающиеся с ПО-: понимание, похвала, победа. Дети острее чувствуют дефицит внимания, доверия. И важно выслушать, дать возможность высказать свое мнение, пусть отличное от других. А как начинают светиться глаза детей, когда вместо критики они слышат похвалу за ответ на уроке, за выразительно рассказанное стихотворение, потому что для кого-то это настоящая победа. Победа, заставляющая поверить в себя, в свои силы. Это ощущение триумфа от победы на олимпиаде или в конкурсе, от написанного приятно меня удивившего сочинения, восторг от самостоятельно сделанного правильного вывода, от найденного ответа на вопрос.
Один из моих учеников сказал после изучения произведения «Маленький принц »: «Теперь я понимаю, что значит быть с одной планеты. И почему говорят, что они с разных планет ».
Школа-это тоже своеобразная планета. Насколько комфортно будет её жителям, какой будет климат, зависит от всех: и учителей, и учеников, и их родителей.
И пусть за окном снова холодная осень, ветер и снег, но пока «огонь души», заставляющий творить, мечтать и думать, не гаснет, на этой маленькой планете, под названием школа, будет тепло и уютно.
Бердникова Алевтина Васильевна
Учитель русского языка и литературы
МОУ Новокаолиновая СОШ