Сочинение - эссе "Я - учитель..."

Бубекова Наталья Александровна

Моё педагогическое кредо.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_sochinenie.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Сочинение – эссе

«Я – учитель»

Подготовила:

Бубекова Наталья Александровна,

учитель начальных классов

МБОУ «Николаевская ООШ»

Мензелинского муниципального района

Республики Татарстан

Самым важным явлением в школе,

самым поучительным предметом,

самым живым примером для ученика

 является сам учитель.

Адольф Дистервег

   

 В мире существуют огромное количество различных профессий. Как же не заблудиться и сделать правильный выбор? Говорят, человек счастлив тогда, когда он утром с удовольствием идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой. Вот и ищут люди дело своей жизни – кто-то лечит людей, другой строит красивые здания, а третий делает научные открытия. 

А я – Учитель. Сколько раз повторяла эту фразу! Своим ли друзьям, знакомым или вовсе не знакомым людям в самых разных обстоятельствах. А сколько внутренних монологов, когда сомнения переполняли душу, начиналось именно этими словами. И понемногу все успокаивалось, находило свое объяснение, вставало на места. 

Откровенно говоря, в детстве я не мечтала стать учителем. И даже поступив в Мензелинский педагогический колледж им. М.Джалиля по специальности «Преподавание в начальных классах», я не была уверенна, что после его окончания пойду работать в школу. Но все мое мировоззрение поменялось, когда на 3 курсе я впервые попала на школьную практику. Второклассники, с которыми я работала, были такими добрыми и отзывчивыми. Они так радовались, когда я приходила к ним в класс, и я поняла, что общение с ними действительно доставляло мне удовольствие. После окончания педколледжа окончательно для себя решила, что я - Учитель.

И вот я в школе! Мой первый урок, и улыбающиеся лица детей… Это никогда не забудется! Каждый день слышу приветливые голоса детей, вижу их распахнутые удивленные глаза… И так хочется дарить им что-то новое, интересное. Свою педагогическую деятельность я начала в своей родной Николаевской средней школе. На помощь пришли педагоги школы, в частности учитель русского языка и литературы Новикова Валентина Викторовна, которая была примером и наставником в преподавании  уроков русского языка . Своим профессионализмом она во мне раскрыла потенциал  филолога, в результате чего я поступила в Елабужский государственный педагогический университет на филологический факультет, где получила специальность «Преподаватель русского языка и литературы». Но по воле судьбы я работаю с учениками начальных классов. И здесь я нашла для себя лидера и пример для подражания - руководитель ШМО начальных классов  Фуреева Лидия Вячеславовна. Именно у них я училась и учусь общению с детьми, родителями. Мое желание и старание работать и преодолевать трудности оказывает мне добрую услугу в приобретении педагогического мастерства. И вот я уже шестнадцать лет с детьми… С самыми разными: одаренными и чуть ленивыми, жизнерадостно-веселыми и немного стеснительными, спортивно-активными и унылыми молчунами. Каждому надо отдать частичку своего сердца и души, чтобы найти и раскрыть то зернышко, которое потом прорастет и поможет школьнику стать достойным, настоящим человеком.  Как это получается у меня?

На своих уроках я не только учу, но и учусь сама, как правильнее строить процесс воспитания души и сердца детей. Каким вырастет в будущем ребенок, многое зависит от нас, учителей. На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Я считаю, что цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что я отказываюсь от «багажа» знаний. Я просто меняю приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта.

Постоянный поиск чего-то нового, интересного. Школа - это  то место, где ты должен всегда быть готовым к этому новому, порой даже безумному. Необходимо всегда оставаться интересным для учеников, быть вечным двигателем. Быть учителем – это постоянно быть в поиске. Быть учителем – это торопиться жить! Жить мечтами своих учеников, гореть их идеями. Именно дети заставляют быть молодым душой и никогда не уставать от идей. Ни один последующий день учителя не похож на день вчерашний.

Меняется роль учителя: он играет роль наставника или как сейчас модно говорить - тьютора, организует и направляет деятельность учащихся, должен быть готов к изменению и корректировке плана в процессе урока. Усиливается роль алгоритмизации в организации урока. Педагог должен уметь выстраивать алгоритм учебных действий учащихся для достижения поставленных целей.

Профессия «учитель» была, есть и будет одной из самых нужных и сложных. Учитель – это образ жизни! От того как педагог будет думать, жить, дышать, что говорить – зависит будущее его учеников. Учитель – это некий жизненный эталон, который должен идти в ногу со временем. Сегодняшняя эпоха многие ценности пересмотрела и изменила.

У школьника меняется мотивация. Она направлена на саморазвитие. При организации урочной деятельности ведущую роль играет системно-деятельностный подход.

 Учитель, ориентируясь на виды УУД, отбирает нужное содержание, определяет виды деятельности на уроке, формы организации учащихся, отбирает оптимальные  методы, приёмы, технологии. Уроки носят чаще интегрированный характер.

На учителя равняются ученики, и он не может не оправдать их ожидания. Каждое слово, каждый жест и вздох тут же взвешиваются учениками… 

 Поэтому задача учителя – создать условия для саморазвития ребенка, чтобы после окончания школы он мог работать, учиться, служить, чувствовать вкус к жизни, имея для этого силы, желание, здоровье. 

Я считаю, основными результатами  начального образования : формирование опорной системы знаний, предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;  индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.

Трудности существуют в любой профессии, но профессия учителя – особая. Самая большая трудность, по-моему, состоит в том, чтобы проложить тропинку к душе ребенка. И эта связь порой бывает настолько хрупкой, что достаточно неосторожного слова, чтобы порвать ее навсегда. Но если учителю удалось наладить эту связь, появляется ощущение легкости и свободы. Когда входишь в класс и видишь эти глаза, ты понимаешь, что должен сделать очень многое, чтобы в этих глазах не появилась скука, страх или раздражение; чтобы эти глаза не отвернулись от тебя и не потеряли интерес. Часто бывает, что просто физически ощущаешь эту незримую связь, какое-то чувство единения и восторг от того, что дети понимают тебя и очень стараются, а ты, в свою очередь, осознаешь, как много зависит от тебя. Поэтому приходится постоянно критически оценивать себя и искать что-то новое, более интересное, совершенствоваться в своем предмете. 

Я считаю, что, если на занятиях царит атмосфера добра, взаимоуважения и взаимопомощи, то дети открываются, видят в педагоге, прежде всего взрослого друга  и помощника. И если ребенок ощущает понимание и поддержку со стороны взрослых, то он осознает свою нужность, верит в то, что его принимают со всеми его недостатками и достоинствами. Необходимо научиться любить своих (таких разных!) учеников. Любить всех. В нашей профессии любовь есть вера. Любить своих учеников - это верить в них. Верить в возможности ученика, служить раскрытию этих возможностей, показывать, что каждый из них талантлив  по-своему и в своем! Вера в ученика - это что-то, что растет вместе со мной. Я верю в учеников и принимаю их веру. Через море жизненных трудностей она ведет нас к тому прекрасному, ради которого работает каждый учитель - результату. 

Перед педагогом встаёт новая цель обучения и воспитания -  формирование универсальных учебных действий (УУД).  Происходит  смена целевой установки урока «дать образование» на установку «образование как самореализация». Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным  является формирование мотивации к дальнейшему обучению.

Мне и моим коллегам небезразлично, каким вырастет будущее поколение, которое будет строить будущую жизнь нашей страны. Пусть не все станут великими людьми, но самое главное, чтобы из них выросли настоящие граждане: добрые, отзывчивые, трудолюбивые. Поэтому стараюсь своим личным примером показывать, как должны проявляться в человеке эти качества. Кроме того, стараюсь быть профессионалом и личностью, не просто занимать рабочее место, но и украшать своим личным примером, что составляет смысл моей работы. Чтобы быть профессионалом, стремлюсь хорошо знать свой предмет, повышать свое педагогическое мастерство, изучать психологические особенности школьников. Как личность, пытаюсь быть интересной, принципиальной, деловитой, творческой.

Размышляя о своей профессии, соглашусь со словами: «Проживи одну свою жизнь и тысячу жизней своих учеников - и ты проживешь вечность!» А у меня впереди сто дорог, сто дверей, за каждой из них новая жизнь, которую я смогу прожить вместе с моими учениками. Интересуюсь успехами, отслеживаю результаты своих выпускников, восхищаюсь удачами, радуюсь победам. Моя мечта, увидеть результаты своего труда. Все ли у них получится в жизни, как задумали?...

Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.

«Расскажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Вовлеки меня, и я научусь»

                                                           Китайская мудрость