Открытые уроки
конспект урока. по программе "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_3_klass.docx | 57.52 КБ |
prezentatsiya_otkrytogo_uroka_1.pptx | 937.35 КБ |
prezentatsiya_otkrytogo_uroka_2.pptx | 2.3 МБ |
hod_uroka.docx | 58.98 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx | 1003.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Класс: 3 | ||
Предмет: литературное чтение | ||
Программа: УМК «Перспектива» | ||
Тема: В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. | ||
Тип урока: урок творческого исследования | ||
Цель: формировать понятие литературная (авторская) сказка, навык сравнительного анализа литературной и народной сказках произведений, навык моделирования обложки, обучение работе с текстом, выборочному чтению, умению работать в парах | ||
Задачи: 1. Создать условия для продолжения работы по произведению В. Даля «Девочка Снегурочка», обучения анализу произведения; 2. Способствовать развитию памяти, внимания, речи; 3. Содействовать воспитанию чуткого отношения к окружающим. | ||
Планируемые результаты: | ||
Предметные: | Метапредметные: | Личностные: |
Научатся:
| Познавательные: |
|
| ||
Регулятивные: | ||
| ||
Коммуникативные: | ||
| ||
Образовательные ресурсы: презентация, наглядные пособия, раздаточный материал, модели обложек. |
Организационная структура урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
| Проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. Организовывают рабочее место, садятся за парты. | Личностные: определение общих для всех правил поведения; |
| Закройте глаза. Расслабьтесь. Представьте: Падает первый пушистый снег, Земля одевается в зимний наряд. Слышится лёгкий скрип под ногами. Представьте себе эту картину. (Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года. Зима») | Настраиваются на урок | Личностные: выражают положительное отношение к процессу познания |
| Предлагает детям послушать стихотворение. Белые звёздочки с неба упали Нам на ладошки, но не пропали. А превратились в волшебные снежинки наших желаний на уроке. Какие желания мы с вами можем исполнить на уроке литературного чтения? Давайте скатаем большой ком снега из этих снежинок. А кого можно слепить из комочков? Тогда нам нужен еще один комочек из таких вот снежинок, как вы думаете, подойдет он для нашего урока? Почему? У меня получился вот такой грустный снеговик. Почему? Потому что не хватает каких-то снежинок для работы на уроке. А куда же нам с вами идти? Я и не знаю. А вы, ребята, знаете? (сюрпризный момент появление Снеговика). В руках у снеговика снежинки с надписью «Страна Сказок». | Дети выбирают снежинки, и объясняют, почему выбрали именно их. Имитируют лепку снежных комков. Закрывают глаза. | Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме; Регулятивные: адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; Личностные: умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника; Регулятивные: сохранение учебной задачи; |
| Вот теперь мы отправляемся в путь за новыми знаниями. «Раз, два, три в сказку попади» На какие две группы делятся сказки? Чем они отличаются друг от друга? Вывешивается схема страны Сказок. Страна Сказок город « Народный» город «Литературный» Мы не раз были в гостях в этой стране, подскажите, какого сказочного персонажа лепили из снега. Совершенно верно, в русской народной сказке «Снегурочка». Напомните кратко содержание сказки. -Какие ассоциации у вас возникают при Снегурочке, кроме: снежная, девочка. - У нас в гостях Снегурочка | Делятся на группы. Работают в парах по условным символическим знакам. | Развитие креативного мышления через проблемный вопрос. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие; оценивать правильность выполнения действия. Личностные: умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, проявление эмоциональной отзывчивости на услышанное. |
|
Сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним произведением, в котором героиней является тоже Снегурочка. Посмотрите, кто приглашает нас в гости (на доске портрет В.И. Даля и название сказки «Девочка Снегурочка») Ребята, а вы знаете, кто такой В.И.Даль – русский учёный и писатель, военный врач-хирург. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка». Знал, по меньшей мере, 6 языков. Собиратель сказок, а сегодня вы узнаете, что он не только собирал сказки, но и сочинял свои. Вот одна из них – это «Девочка Снегурочка». Ребята, понравилась вам эта сказка? – Докажите, что это произведение сказка, вспомним “Приметы сказки”. Приметы сказки: Зачин Присказка Волшебство Троекратный повтор Устаревшие слова Концовка Добро побеждает зло Давайте назовем адрес, по которому можно будет её найти в стране Сказок
Предлагает рассмотреть иллюстрацию - Прочитайте выразительно эпизод сказки, который относится к иллюстрации. Объясните значение непонятных слов. - Самая главная снежинка на нашем уроке “сравнивать” и «моделировать». Мы сравним два произведения про Снегурочку. Вывод: Совершенно верно, мы сегодня будем учиться сравнивать и моделировать
- Друг Снегурочки – Снеговик захотел помочь вам и сам выбрал героев каждого произведения, но забыл, откуда они. Помогите разобраться, какие герои, из какого произведения. Мы разделились на поисковые группы, будем работать сообща, в группах, парами. У кого голубые листочки исследовать будут город «Народный», т.е. по русской народной сказке, у кого розовые -исследовать город «Литературный» (авторский), т.е. по сказке В.Даля. - Сейчас мы с вами представим себя в роли художников-оформителей. Каждая пара должна оформить обложку своей книжечки. У вас на столе иллюстрации к сказкам, но они перепутались. Порядок оформления обложки. -главная героиня сказок. -персонажи сказок. -название сказок. Вывод: главная героиня одна и та же Снегурочка, персонажи сказок и названия разные.
Много событий произошло со Снегурочкой в каждой из сказок. Определите точность последовательности событий. Восстановите содержание сказки, расставив события по порядку “Девочка Снегурочка” Жучка нашла Снегурочку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Старик прогнал Жучку. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Снегурочка в лесу потерялась. Лиса украла кур. “Снегурочка” Снегурочка прыгнула через костёр. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочке весной стало грустно. Девушки развели костёр. Снегурочка превратилась в облако. Снегурочка с подружками пошла в лес. Вывод: основная часть сказок разная.
- К какой сказке подходит вот эта картиночка. - Почему народная сказка “Снегурочка” закончилась печально? Зачитайте. - Ребята, подумайте, бесследно ли исчезла Снегурочка? - А как вы думаете, если бы Снегурочка не пошла в лес и не стала прыгать через костёр, она смогла бы выжить? • Чему учит сказка В.Даля? • Ребята, правильно поступила Снегурочка, что не пошла ни с медведем, ни с волком, ни с лисой? • Можно с чужими людьми куда-то идти? • Как вы поступите, когда к вам подойдет незнакомый человек? • Почему Даль изменил концовку сказки? -Какую характеристику вы бы добавили Снегурочке? | Знакомятся с информацией об авторе сказки. Доказывают жанр произведения, вспоминают приметы сказки. Рассматривают иллюстрации. Находят в тексте отрывки, которые относятся к данным иллюстрациям, объясняют с помощью учителя значение непонятных слов . кокурочка, ветошка, пестовать - Самостоятельно моделируют обложку сказок : Сверяют с образцом
Восстанавливают содержание сказок. Рассматривают слайд. Рассуждают, доказывают. - Отвечают на вопросы. Основная мысль: Расставание с близкими дорогими людьми всегда тяжело, поэтому нужно всегда думать о том, как ваши поступки могут отразиться на близких вам людях. Нужно уважать чувства других людей. Если бы Снегурочка не прыгала через костер, она бы вернулась домой, и все были бы счастливы. /Весной, летом облачко прольётся дождём и на земле распустятся нежные цветы, похожие на Снегурочку. А зимой из облачка пойдёт снег, и старики смогут снова слепить себе дочку Снегурочку./ (Правильно, время снега не вечно. Последний снег тает в лесу позже, чем на открытой местности. Но и туда рано или поздно проникают солнечные лучи.) | Познавательные: ознакомление с автором произведения; - осознанное и произвольное построение высказывания в устной форме; - овладение приёмами понимания прочитанного и прослушанного текста; - овладение основами смыслового чтения текстов, умениями выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза; - построение рассуждений; Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей, планировать своё действие; - оценивать правильность выполнения действия; Личностные: умение высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника, проявление эмоциональной отзывчивости на прочитанное; Коммуникативные: умение формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные: проявлять интерес к культуре и истории своего народа, воспринимают речь учителя (одноклассников); Коммуникативные: - допускать существование различных точек зрения; - договариваться, приходить к общему решению; -использование в общении правила вежливости; -умение формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими. Личностные: применять правила делового сотрудничества, проявлять терпение и доброжелательность, Личностные: уметь проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; |
| - Мы сравнили две сказки. Какой вывод вы сделали? Вывод: Одинаковых сказок нет, даже если у них главный герой один и тот же. Народные сказки рождают авторские. - Почему Снеговик заулыбался? | Ответы детей на поставленный вопрос. | |
| |||
| Составить синквейн. Свое настроение, впечатление можно выразить в синквейне. Синквейн — это небольшое произведение, которое составляется по определённым правилам:
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
снежная девочка
Владимир Иванович Даль
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Ветошка – лоскут старой ткани. Вешнего – весеннего.
Кокурочка – булочка, булка. Пестовать – нянчить, лелеять, заботливо воспитывать.
Порядок оформления обложки : Главная героиня. Название сказки. Персонажи сказки.
Владимир Иванович Даль «Девочка Снегурочка»
«Снегурочка» Русская народная сказка
Снегурочка Снегурочке весной стало грустно. Снегурочка боится идти летом в лес. Снегурочка с подружками пошла в лес. Девушки развели костер. Снегурочка прыгнула через костер. Снегурочка превратилась в облако. Девочка Снегурочка Лиса украла кур. Старик прогнал Жучку. Снегурочка пошла с подружками в лес. Снегурочка в лесу потерялась. Медведь, волк и лиса хотят проводить Снегурочку домой. Жучка нашла Снегурочку.
- главная героиня – Снегурочка; главная героиня сделана из снега; у стариков не было детей; Снегурочка с подружками уходит в лес; начало – зачин. Сказка «Девочка Снегурочка» – авторская; сказка «Снегурочка» – народная; вернулась домой; растаяла и превратилась в облако. Чем похожи сказки? Различие.
учились помогать друг другу; учились работать в парах . научились сравнивать сказки: авторскую и народную; учились пересказывать; продолжали работу над выразительным чтением; узнали о писателе; смоделировали свою книжечку. Приоритет гуманно-личностой педагогики вижу в: Чем обогатились мы за этот урок ? Итог урока:
Самооценка своего труда: Я доволен собою, я всё запомнил… Я работал хорошо, но надо ещё… Не всё получилось, как хотелось бы…
Предварительный просмотр:
Тема: Эзоп «Лисица и виноград» Иван Крылов «Лисица и виноград» Лента времени. Бродячие басенные истории
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация;
Цель: сравнить две басни, в которых рассказана одна и та же история, на материале басен Эзопа «Лиса и виноград», И.Крылова «Лисица и виноград»
Задачи урока:
Образовательные:
- продолжить знакомство с художественным жанром – басней.
- добиться понимания содержаний басен, умения сравнивать басни по разным
основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски
персонажей, смысл морали, стиль изложения басни (тон, каким разговаривает с нами
автор) и выявить черты сходства и отличия басен.
Развивающие:
- развивать логическое мышление учащихся, творческое воображение, выразительную
речь.
- развивать умения и навыки анализа басен, поиск главного, стиль речи.
- формировать умения сравнивать басни по разным основаниям: сюжет, композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к предмету.
- воспитательные возможности текста.
УУД
Познавательные:
- работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль;
- выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект;
- работать с несколькими источниками информации, текстами;
- проводить сравнительный анализ двух произведений;
- свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей.
Коммуникативные:
- понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
- работать в паре.
Регулятивные:
- осуществлять самоконтроль за ходом выполнения работы и полученного результата;
- читать вслух стихотворный и прозаический тексты на основе передачи их художественных особенностей, выражения собственного отношения и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Оборудование: учебник «Литературное чтение 3 класс 2 часть», учебник «Русский язык 3 класс 2 часть», тетрадь на печатной основе, презентация, карточки для общей таблицы.
Ход урока.
- Организационный момент. (эмоциональный настрой на урок).
Я умею думать,
Я умею рассуждать,
Что полезно для работы.
То и буду выполнять.
У меня получится,
И у тебя тоже. (дети обращаются друг к другу, произнося эти слова)
3. Проверка домашнего задания
- С какими баснями вы познакомились на прошлом уроке?
Дома вы должны были выполнить задание в р.т. упр.2,3
- История, рассказанная Иваном Крыловым, — та же самая, что и в басне Эзопа?
- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов? (Бродячие сюжеты.)
- Два писателя, жившие в разные периоды истории человечества, (Эзоп – Древний мир, Крылов – новое время) неразрывно связаны нитью времени, потому что оба они – баснописцы.
Сегодня, ребята, мы с вами поработает в группах. Мы с вами разделились на 3 группы. Вы должны выбрать лидера, который будет отвечать за дисциплиной за вашим столиком и назначать отвечающих на уроке.
2. Актуализация. Подготовка к учебным действиям.
1) Повторение.
- Что же такое басня? (Басня – это литературное произведение. Это самый доступный и простонародный жанр, где-то очень близкий к сказке. Это забавное, поучительное, потешное произведение. Басня – это народная мудрость )
На доске появляется часть общей схемы…
Басня состоит из двух частей: повествование и мораль.
Каким образом может быть написано повествование? Приведите пример.
Через что может быть выражена мораль басни? (пословица, поговорка)
У каждой басни своя мораль и мудрость.
2). Игра « Найди пару». «Найди пару» Слайд № 10
Сейчас мы поиграем в игру. Представьте на минутку, что вы баснописцы, которым надо сочинить басню на заданную тему. Вам надо подобрать пословицу, которую можно использовать для формулирования морали басни. Составьте пары мораль - тема.
МОРАЛЬ | ТЕМА |
Проголодаешься, так достать хлеба догадаешься. Без ума голова, что фонарь без свечи. Лесть без зубов, а с костьми съест. В ком добра нет, в том и правды мало. На языке мед, а под языком лед. | Об уме и глупости. О льстецах и лицемерах. Об осмотрительности и осторожности. О находчивости, догадке, смекалке. О добре и зле. |
( Дети находят пары. Отвечают. На слайде появляются стрелки-соединения.)
4. Определение темы урока. Постановка учебной задачи.
- Сегодня ребята, мы с вами продолжим «набираться житейской мудрости» и познакомимся еще с двумя баснями.
- О ком эти басни вы узнаете , если отгадаете загадку.
Хвост пушистый,
Мех золотистый,
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса.)
- Лисица часто становилась главной героиней сказок и басен. Выберите основные признаки, присущие лисице, кроме: хитрая, рыжая. (предоставить ученикам листочек с изображением лисы, каждый должен написать признак, капитан команды зачитывает полученный результат)
- итак, о ком мы с вами будем читать басни.
- У нас два произведения с одинаковым названием. Авторы разные. Как вы думаете, какой будет цель нашего урока?
Цель: исследовать и сравнить басни (слайд6)
Сегодня мы с вами не простые ученики, а исследователи.
5. Работа по теме урока. Чтение и анализ басен.
Откройте учебник на с. 21 и прочитайте басню Эзопа про себя.
- Прочитаем басню вслух.
- Какое слово не понятно? (слайд 7)
(Лоза - длинный тонкий гибкий стебель некоторых кустарников …обычно винограда и корзиночной ивы)
- Кто герой? (Лисица.)
- Какая история с ней произошла?
- Кого же обманывает лисица, говоря, что виноград зелен?
- Найдите мораль. Где она находится? Прочитайте.
- Как вы её понимаете?
- Что значит «винить обстоятельства»? (слайд 8)
- Прочитайте на плакате Летучей Мыши объяснение значения слова «обстоятельства». (вставить карточку в таблицу на доске)
- А теперь попробуйте объяснить значение выражения «винить обстоятельства».
- На какие обстоятельства лиса свалила свою неудачу?
- Были ли у вас такие случаи в жизни, когда вы винили обстоятельства?
- На с.23 у вас есть пословицы, прочитайте и обсудите в группах, можно ли эти пословицы использовать в качестве вывода с басне.
- Чему же учит нас басня Эзопа «Лисица и виноград»?
6. Физкультминутка
«Басенные строки в движении». Я называю строку из какой-либо знакомой вам басни, а вы изображаете движениями услышанное.
- Велел отец сыновьям принести веник и сказал: «Сломайте!»
- На ту беду лиса близёхонько бежала..
- Но лебедь рвётся в облака…
- Рак пятится назад..
- Плутовка к дереву на цыпочках подходит.. Вертит хвостом…
- Ты всё пела? Это дело. Так поди же, попляши!
7. Продолжение работы над темой урока.
- Прочитаем еще одну басню с таким же названием. Кто ее автор? Послушайте басню. (Слайд11, аудиозапись басни)
- Понравилась вам басня?
- Прочитайте басню еще раз про себя.
- Какие слова требуют объяснения? (Слайд 11)
- Где можно найти значение этих слов? (в словарике)
- Найдите и прочитайте их значение.
Рделись - выделялись красным цветом, краснели
Яхонты – старинное название рубина и сапфира
- Вы узнали в этой басне Крылова историю, рассказанную Эзопом? Сюжет в них одинаковый или разный?
- Как называются такие истории, которые путешествуют во времени и известны у разных народов?
- Какую басню вам интереснее читать: написанную в прозе или в стихах? Почему?
Будем читать их и сравнивать?
Работа в парах.
Внутри группы мы разделимся на команду «Эзопы» и «Крыловы»
1 гр. Найдите в баснях описание виноградной кисти.
- Какая из басен помогает вам лучше представить виноградные кисти? Прочитайте и сравните.
2 гр. Найдите в баснях поведение лисицы и внешний вид.
- Какая из басен помогает вам лучше представить образ лисицы. Прочитайте и сравните.
3гр. Найдите в баснях речь лисицы.
- Где выразительнее речь лисицы? Прочитайте и сравните.
- Что означает выражение «оскомину набьёшь»?
(Оскомина – боль на зубах от обильного жевания кислого яблока).
- Так почему же басню Крылова читать интереснее?
После того как мы с вами провели исследование, ребята, вы можете дать еще какие-то признаки, присущие лисе, напишите, приклейте.
- Вернемся к басне И.А.Крылова?
- Можно ли сказать, что лиса в басне Крылова тоже винит обстоятельства? Какие?
- Если в басне мораль?
- Все согласны, что у Крылова нет морали?
-Найдите пословицу в басне Крылова. Она может служить моралью? (слайд 15)
- Как вы ее понимаете?
- Такая мораль называется скрытой.
- Чему учит эта басня?
Работа с иллюстрацией по учебнику. С.25
- Рассмотрите иллюстрацию Валентина Серова к басне. Что вы видите?
- Какие подробности говорят о том, что лисица находится в саду, вблизи человеческого жилья? С.25.
Инсценирование басни: (один уч-ся читает, один ученик от каждой команды изображает лису)
Рефлексия.Сравнение басен. (Прием «сводная таблица»)
- Так как мы свами сегодня исследователи, сравнили басню Эзопа с басней И.А. Крылова
- Предложите ваши линии сравнения.
Эзоп «Лисица и виноград» | Линия сравнения | И.А.Крылов «Лиса и виноград» |
Проза | Форма | Стихотворная |
Лисица | Главная героиня | Кума-лиса |
Голодная лиса увидала виноградную лозу | Вступление | Голодная кума- лиса залезла в сад |
хотела добраться, не смогла, сказала | Развитие действия | глаза и зубы разгорелись, кисти горят, висят высоко, пробившись попусту час целый, пошла и говорит |
иные не могут, добиться успеха, а винят в этом обстоятельства | Мораль | скрытая |
Язык басни: Сравнение | как яхонты горят | |
Устойчивое выражение | Хоть видит око, Да зуб неймет | |
Устаревшие слова | рделись, око, неймет, отколь |
Подводятся итоги работы групп во фронтальной беседе.
-Какая из басен все же звучит выразительнее?
- Как вы думаете, почему И.Крылов обратился к этому сюжету?
- Понравилась ли вам роль исследователя?
Оценивание результатов «ПИРАМИДА УСПЕХА».
- Как ты оцениваешь свою работу?
Если вы считаете, что вы справились с ролью исследователя и поняли позицию автора, поднимите красный смайлик, если возникли трудности-зеленый,.
Дом. задание:
1гр. Выразительно прочитать
2гр. Выучить наизусть.
3 гр. Сочинить свою басню (возможно на основе жизненных ситуаций), оканчивающуюся моралью «Любишь кататься, люби и саночки возить» или «Плохо тому, кто добра не делает никому». Возможен свой вариант. Учитывайте правила построения басни.
Прозвенел опять звонок и закончился урок!
Много нового узнали, чуть мудрей, добрее стали.
Это нужно детворе для учёбы, при игре.
Будем басни впредь читать,
А может, и свои писать.
Всем спасибо за урок! Накопили знаний впрок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Времен связующая нить… И.А.Крылов (1768 – 1844) Эзоп ( VI век до н. э.)
Что такое басня? ВНИМАНИЕ!
НАЙДИ ПАРУ. МОРАЛЬ Проголодаешься, так достать хлеба догадаешься. Без ума голова, что фонарь без свечи. Не верь чужим речам, а верь своим очам. Лесть без зубов, а с костьми съест. В ком добра нет, в том и правды мало. На языке мед, а под языком лед. СЮЖЕТ Об уме и глупости . О льстецах и лицемерах. Об осмотрительности и осторожности. О находчивости, догадке, смекалке. О добре и зле.
Набираемся житейской мудрости
Отгадайте загадку. Хвост пушистый, Мех золотистый, В лесу живет, В деревне кур крадет.
хитрая рыжая
Цель : исследовать и сравнить басни
Басня «Лисица и виноград»
Рделись – краснели. Яхонты – драгоценные камни. Неймёт – не берёт. Отколь - откуда. Око – глаз. Оскомина - ощущение вяжущей, терпкой кислоты во рту. Словарная работа
Заполним «ПИРАМИДУ УСПЕХА» Нужно всё изучить снова Затрудняюсь Справлюсь Легко Ура!
Прозвенел опять звонок и закончился урок! Много нового узнали, чуть мудрей, умнее стали. Это нужно детворе для учёбы, при игре. Будем басни впредь читать, а может, и свои писать. Всем спасибо за урок! Накопили знаний впрок!
Спасибо за внимание!