Страничка здоровья

Гатауллина Раиля Искандаровна

Полезная информация о том , как сберечь и укрепить здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_zdorovogo_obraza_zhizni.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья учащихся»

 Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья, данное ВОЗ: «Здоровье — это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Упрямая статистика, основанная на данных Минздрава России, настораживает и предупреждает: в настоящее время к так называемой «первой группе здоровья» (практически здоровых) может быть отнесено лишь 14% школьников, 50% детей имеют функциональные отклонения, 35—40%
хронические заболевания; около 7,5 млн. детей России страдает заболеваниями
нервно-психической сферы, в структуре детской онкологии чаще других
встречаются лейкозы — 36,7%, затем опухоли головного мозга — 19,5%. У
школьников отмечается резкое падение зрения, снижение сопротивляемости
организма к негативным воздействиям окружающей среды. Пагубное влияние
на организм оказывают алкоголь, наркотики, табак. Ежегодно около 300 тыс.
девочек, как правило, школьниц, делают искусственные аборты, возросло число
подростков, заболевших сифилисом, каждая 8-10-я молодая супружеская пара
страдает бесплодием или хуже того — не способно иметь полноценное
потомство. А если процитировать постулат «здоровые родители — здоровые
дети...». Сегодняшние мальчики и девочки, юноши и девушки — это будущие
матери и отцы, носители генофонда нации. Будущее за молодым поколением.
Истина гласит, что только здоровый человек с хорошим самочувствием,
оптимизмом, психологической устойчивостью и физической работоспособностью способен активно жить (высокая жизненная позиция), успешно преодолевать профессиональные и бытовые трудности.

ВОЗ (Всемирная Организация Здоровья) отмечает, что здоровье населения зависит от ряда факторов:

1. от образа жизни — 50%

2. от генетических факторов — 20%

3. от работы органов здравоохранения — 10%

4. от состояния окружающей среды — 20%

Это данные известного ученого, академика РАМН Ю. П. Лисицына, являющегося признанным авторитетом в области профилактической медицины и санологии, они подтверждаются данными отечественных и зарубежных специалистов.

Существует фраза, которая подтверждена жизнью «... человек умирает не от определенной болезни, а от своего образа жизни». Различаем две сферы образа жизни. Эту схему перед началом учебного года мы разобрали во всех классах, где веду уроки:

Здоровый образ жизни

Нездоровый образ жизни

1. Регулярная физическая и двигательная активность

1. Гиподинамия

2. Психофизиологическая удовлетворенность в семье

2. Нарушение семейной ситуации

3. Сбалансированное питание

3. Нарушение режима питания

4. Удовлетворенность работой (учебой), физический и духовный комфорт

4. Неудовлетворенность жизненной ситуацией, переутомление

5. Полноценный отдых

5. Неполноценный отдых

6. Высокая медицинская активность

6. Низкая медицинская активность

7. Экономическая и материальная независимость

7. Злоупотребление алкоголем, курение, наркомания

8. Активная жизненная позиция

8. Социальная пассивность

Мы видим, что здоровье зависит от нас самих. Здоровье держится на трех «китах»:

— рациональном питании;

— физической активности;

— психическом комфорте.

Начнем с рационального питания. Многие дети утром вообще ничего не едят. В столовой не все питаются. На примере своего класса скажу несколько слов. Дети и родители были против питания в столовой. Как я ни говорила, что в нашей столовой готовят лучше, чем в других, ничего не действовало. И только после лекции о здоровом образе жизни и процессах, происходящих при рациональном питании, родители забеспокоились. Стали следить, приходить в школу или звонить — питаются ли их дети или нет. Сейчас они учатся в 9 классе, контроль за посещением столовой ведет староста класса и ответственный за эту работу. Тут как настроят классный руководитель и преподаватели биологии (с медицинской точки зрения), так и будут дети посещать столовую, то есть приобщаться к рациональному питанию. А сколько проведено индивидуальных бесед с детьми, склонными к полноте, о правильном режиме питания. На голодный желудок нет возможности в полную силу заниматься любым трудом, в том числе и умственным. Общение с детьми вне школы дает возможность видеть, какой образ жизни сформирован в семье.

Многие дети физически неактивны, мало кто делает утреннюю зарядку, стараются достать справки, лишь бы не идти на уроки физкультуры. А известный постулат гласит: «Движение — это жизнь». Дети, например, устные предметы учат лежа, тем портят зрение, за столом сидят неправильно, постоянно делаю замечание (склонность к сколиозу), когда учитель задает вопрос, стараются отвечать сидя, хотя многократно объясняла, почему нужно вставать (не только по правилам, но и из-за двигательной активности).

И третий «кит» — психологический комфорт. Какая обстановка на уроке, сложный предмет, требующий больших усилий, и сама личность преподавателя, как подготовился ученик к уроку, какие взаимоотношения в семье. Все вместе может привести к неудовлетворению в школе, в семье, может возникать стрессовое состояние. Понятие стресс введено в науку в 1938 г. канадским патологом Селье.

Стресс может возникать под влиянием холода, тепла, физической нагрузки, эмоционального напряжения, боли и др. раздражителей. Стресс — состояние организма, возникающее в результате интенсивных и длительных воздействий, независимо от их качественной природы, и характеризующееся напряжением неспецифических адаптационных механизмов. Согласно учению Селье, любой воздействующий на организм фактор вызывает как специфические, так и не специфические или стрессорные реакции, связанные с возникновением состояния напряжения. Стрессорные реакции направлены на повышение устойчивости организма к любым воздействиям и носят защитно-приспособительный характер, т. е. формируется первая фаза стресса -катаболическая. Второй стадией является стадия резистентности, во время которой организм приобретает устойчивость не только к воздействующим, но обычно и к другим факторам. Часто в школе или в семье у детей может возникнуть эмоциональный стресс.

Эмоциональный стресс — это состояние напряжения физиологических функций организма, вызванное длительным воздействием эмоционально значимого для индивида раздражителя. Основной причиной эмоционального стресса являются так называемые конфликтные ситуации, в которых человек (или животное) по тем или иным причинам длительное время не может удовлетворить ведущую жизненно необходимую социальную и биологическую потребность. Это приводит к формированию непрерывного, эмоционального возбуждения отрицательного характера. Это приводит к нарушению ЦНС в форме неврозов, ишемической болезни сердца, поражению желудочно-кишечного тракта. Постоянные и регулярные чередования отрицательных и положительных эмоций являются эволюционно-приобретенной естественной защитой от эмоционального стресса.

Стресс перед экзаменами, контрольными, олимпиадами и т. д. Чаще встречаемое стрессовое состояние — это когда ученик не выполнил домашнее задание и ждет, когда прозвенит звонок. Он весь урок в напряжении. Детям нужно говорить, что, если вы не готовы к уроку, то предупреждайте на перемене учителя (в жизни всякие случаются ситуации) и не переживайте весь урок. А если несколько уроков ребенок переживает?

Есть группы детей, которые постоянно не готовятся к урокам. Из-за внешней бравады все равно видно, что дети переживают, становятся непослушными, теряют интерес к предмету. Рекомендуем начать изучение химии с выработки интереса к предмету, рассказывать историю становления химии, интересные моменты из жизни ученых-химиков, стихи-запоминалки, проводить лабораторные и практические работы с участием самих детей.

П. Я. Чаадаев писал: «Подлинный плодотворный результат любой деятельности... зависит, прежде всего, от золотого запаса благородных людей с обостренной совестью, с высокими духовными качествами, которые нельзя приобрести словесными заклинаниями». Вот такой «золотой запас» выпускников хотим мы подарить обществу. Именно подарить здоровых, умных, знающих выпускников. Будущее за молодым поколением. Только здоровый человек с хорошим самочувствием, оптимизмом, психической устойчивостью и физической работоспособностью способен активно жить, успешно преодолевать жизненные трудности.

Увеличились требования к качеству образования. Как преподавать свой предмет без ущерба здоровью? Учитель химии отвечает за себя, несёт ответственность за сохранение здоровья учащихся, за формирование у них умений правильного обращения с веществами, окружающими их в повседневной жизни. Неумелое обращение с химическими веществами может повредить здоровью детей. Стандарт образования по химии требует приобретения умений, навыков проведения лабораторных и практических работ. Химию изучают в подростковом возрасте, для которого характерно стремление к самостоятельности, влечение ко всему тайному, запретному. Эгоцентризм, присущий этому возрасту, основывается на рассуждении: «Со мной этого не может случиться, так как я не похож на других». Некоторые учащиеся самостоятельно экспериментируют с взрывчатыми веществами, либо, увлекаясь химическими опытами, бесстрашно манипулируют веществами в больших количествах зачастую с эффектами взрыва, воспламенения, горения. Поэтому учителю необходимо организовать специальную, целенаправленную работу с учащимися по формированию здорового образа жизни, включающего изучение правил безопасного проведения химических исследований.

Формирование культуры безопасной жизнедеятельности в процессе химического образования, обучения и воспитания в целях сохранения здоровья и жизни учащихся и учителей конкретизируется в следующих задачах:

1. Формирование психологической установки на строгое и неукоснительное
выполнение всех правил безопасности при обучении химии во время учебной и внеклассной работы.

2. Повышение компетентности в области безопасности химического
эксперимента в контексте преодоления страха, возникающего при работе с реактивами и
 оборудованием.

3. Приобретение умений анализировать различные ситуации в учебном процессе с точки зрения безопасности жизнедеятельности, своей и учащихся, и быстро принимать соответствующее решение.

4. Приобретение опыта безопасной постановки эксперимента и принятия
решений в условиях моделирования чрезвычайных ситуаций и оказание первой медицинской помощи.

5. Формирование у учащихся положительной мотивации изучения химии.

Всем этим требованиям из известных методов работы в химической лаборатории отвечает полумикрометод (ПММ)

Полумикрометод (ПММ) имеет ряд преимуществ:

· экономия реактивов, горючего, воды, электричества, времени на уроках;

· безопасность опытов и простота их выполнения;

· меньшая утомляемость учащихся, что связано с большей организованностью организованностью;

· индивидуальность выполнения опытов;

· портативность оборудования;

· возможность работы без вытяжного шкафа и в сочетании с программированным обучением.

Применение полумикрометода решает экологические проблемы, связанные с утилизацией отходов. Легко их довести до предельно допустимой концентрации (ПДК).

С полной уверенностью говорю, что проведение лабораторных работ методом ПММ не причиняет вреда здоровью детей, учителя, лаборанта. Особо опасны органические вещества. Они могут вызвать дерматиты, экземы и другие заболевания. Учащиеся получают различные органические вещества 1—2 раза и в микродозах. При однократном контакте в малых дозах, без попадания на кожу, строго соблюдая правила ТБ, органические вещества на здоровье не влияют.

Кроме выше перечисленных мероприятий, для сохранения здоровья детей проводятся:

· постоянное проветривание помещения;

· разминка для глаз;

· физминутка с музыкальной паузой (шум моря, крики чаек, пение птиц
это так успокаивает, вызывает положительные эмоции);

· озеленение кабинетов, что создает положительный эмоциональный фон, тепло, уют.

Применяются новые здоровьесберегающие педагогические технологии: адаптивная, исследовательская работа, технология Штейнберга, где можно использовать групповые формы обучения. В группе слабый ученик может быстро адаптироваться и с помощью товарищей понять материал и получить хорошую оценку. По словам Монтени на таких уроках идет «оттачивание своего ума об умы других».

Все преподаватели стремятся к тому, чтобы учащиеся хорошо усвоили знания. Предметы естественнонаучного цикла требуют особого напряжения. Увеличиваются умственные нагрузки. Преподаватели химии, биологии, географии работают над проблемой формирования здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья учащихся.

Мы опираемся на межпредметную интеграцию. Учащимся интересно, когда два учителя ведут урок. Примеры  интегрированных уроков:  «география — литература», «биология — информатика», «химия — биология».