Биология в стихах

Гатауллина Раиля Искандаровна

Картинки по запросу смайлики смеющиеся

Одним из средств развития познавательного интереса,

воздействующим также на эмоциональную сферу личности школьников,

является художественное слово.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poeziya_na_urokah_biologii_i_vo_vneklassnoy_rabote.docx20.13 КБ

Предварительный просмотр:

Поэзия на уроках биологии и во внеклассной работе

Важнейшие задачи, стоящие перед преподавателем биологии, – научить школьников понимать природу, воспитать потребность в общении с ней. Решение этих задач связано с отбором средств обучения, которые пробуждали бы интерес, наблюдательность, эмоциональные переживания, столь необходимые для воспитания чувств, формирования способности эстетически воспринимать и оценивать явления действительности.

Одним из средств развития познавательного интереса, воздействующим также на эмоциональную сферу личности школьников, является художественное слово. Вчитываясь или вслушиваясь в живое вдохновенное слово поэта или писателя о природе, ребенок испытывает острые эмоциональные переживания, которые способствуют формированию активной жизненной позиции, чувства патриотизма, гуманизма.

Как слова наполнить светом,
Вкусом, запахом и цветом?
Как теплом наполнить души,
Научить друг друга слушать,
Понимать, жалеть, прощать?
Где слова такие взять? –
У костра над смолкшей речкой,
В первых лужах у крылечка,
На лесных путях-дорожках
И в березовых сережках...

_______________________________

Человека, влюбленного в природу, неравнодушного воспитать нелегко.

Жестокость равнодушия – она
Страшнее, чем бетонная стена.
В кровь об нее мы расшибаем лбы –
Она не слышит попросту мольбы. 
Стена из равнодушия – она 
Не виновата в том, что холодна...

_________________________________________

Подготовка учащихся к восприятию поэтического слова на уроках биологии

Стихи на моих уроках учащиеся вначале воспринимали по-разному: часто с нескрываемым удивлением («Не литература ведь!»), иногда – без должного внимания и энтузиазма («Ну, вот, опять литература!»). Но постепенно высокое искусство делало свое дело: затрагивало даже самые «заржавевшие» душевные струны, и эта «ржавчина» отлетала...

Пока в столовке жадно ест собачник,
К его фургону, развевая мрак,
В рубахе белой подкрадется мальчик,
Сорвет засов! И выпустит собак!
Они рванутся в темноту и волю!
Пьянея, с ног спасителя собьют.
Вот, кувыркаясь, по ночному полю
Они уже бегут, бегут, бегут!
Река блеснула. Им не надо брода.
Они плывут. И где-то над рекой
Соединяет радостно свобода 
Крик человека и собачий вой.
Их колет рожь! Их радуют проклятья!
Под каждым стогом есть для них приют.
Но и во сне, обнявшись, словно братья,
Они бегут, бегут, бегут, бегут...

 «Воспитанные в добре выбирают зло не от хорошей жизни. Но воспитанные в зле выбирают зло при любой жизни» – это слова О.С. Газмана, члена-корреспондента Российской академии образования. Смысл своей работы в школе я вижу прежде всего в воспитании порядочного человека, в создании на уроках обстановки, способствующей душевной раскрепощенности, эмоциональной защищенности, развитию творческих способностей, полету фантазии, обретению чувства собственного достоинства. Поэтическое слово как никакое другое помогает в этом! «Не бойся врага – в худшем случае он убъет тебя. Не бойся друга – в худшем случае он предаст тебя. Бойся равнодушного – ибо с его молчаливого согласия совершается и то, и другое». Равнодушие – это, на мой взгляд, самая изощренная форма жестокости. Поэзия же – одно из противоядий!

Когда топорами стучат по березам, 
Когда под копытами падает озимь, 
Когда исчезают из Книги Природы
Веселые птицы и ясные воды,
То мне самому, как природе, несладко:
Душа – как пустая бобровая хатка.

РОЩА

Не трожь человека, деревце, 
Костра в нем не разводи. 
И так в нем такое делается –
Боже, не приведи!

Не бей человека, птица,
Еще не открыт отстрел.
Круги твои – ниже, тише.
Неведомое – острей.

Неопытен друг двуногий. 
Вы, белка и колонок, 
Снимите силки с дороги, 
Чтоб душу не наколол.

Не браконьерствуй, прошлое.
Он в этом не виноват.
Не надо, вольная рощица,
К домам его ревновать.

Такая стоишь тенистая,
С начесами до бровей –
Травили его, освистывали,
Ты-то хоть не убей!

Отдай ему в воскресение
Все ягоды и грибы,
Пожалуй ему спасение,
Спасением погуби.

Критерии отбора стихотворений для использования на уроке

Для подтверждения любой мысли, любой идеи практически всегда можно подобрать соответствующее стихотворение. При этом надо учитывать и возраст учеников, и степень их подготовленности к восприятию художественного слова, и сложившиеся отношения учителя с данным классом. Иначе хорошей, ожидаемой работы с текстом стихотворения, анализа, откровенных, интересных ответов детей можно и не получить. Но даже и в этом случае прочитанное к месту стихотворение улучшит впечатление детей от урока, внесет элемент новизны.
Стихи можно использовать не только для создания эмоционального настроя, но и для последующей беседы или дискуссии, для объяснения нового материала с опорой на прочитанный или прослушанный стихотворный текст, для постановки проблемы или для создания проблемной ситуации, если автором допущены «биологические» или смысловые ошибки. Стихи-загадки хороши на различных этапах любого типа урока, на обобщающих уроках, при повторении изученного: эффективность работы при их использовании заметно повышается. Есть стихи, которые я читаю в классе не всегда, но имеются такие, без которых я просто не могу обойтись.

Стихи – источник информации

При изучении темы «Размножение рыб» в 8-м классе я, например, всегда использую стихотворение Роберта Рождественского:

Горбуша в сентябре идет метать икру... 
Трепещут плавники, как флаги на ветру. 
Идет она, забыв о сне и о еде, 
Туда, где родилась. К единственной воде. 
Угаром, табуном, лавиною с горы! 
И тяжелеют в ней дробиночки икры... 
Горбуша прет, шурша, как из мешка горох. 
Затворы сокруша. И сети распоров. 
Шатаясь и бурля, как брага на пиру, 
Горбуша в сентябре идет метать икру... 
Белесый водопад вскипает, словно пунш, 
Когда в тугой струе – торпедины горбуш. 
И дальше – по камням. На брюхе – через мель! 
Зарыть в песок икру. И смерть принять взамен. 
Пришла ее пора, настал ее черед... 
Здесь – даже не река, здесь малый ручеек. 
В него трудней попасть, чем ниткою в иглу. 
Горбуша в сентябре идет метать икру... 
Потом она лежит – дождинкой на стекле...

Этот отрывок можно прочитать при объяснении особенностей поведения проходных рыб во время их нереста, а потом спросить, что ученики поняли из стихотворения, попросить их сделать некоторые уточнения, разъяснения, дополнения. А можно поступить иначе: кто-то из учащихся заранее готовит небольшое сообщение о миграциях рыб, используя дополнительную литературу, а затем уже учитель читает, сопоставляя при этом взгляды ученого и поэта, стихотворение Р.Рождественского. Но может быть и какой-либо другой вариант использования одного и того же текста.

Создание проблемной ситуации

На первом, вводном, уроке биологии в 9-м классе для перехода к разговору о двойственной, биосоциальной, природе человека, я читаю стихотворение Юлии Друниной:

Человек всемогущ, словно бог, 
Вечно в поиске, вечно в движеньи. 
Он боязнь высоты превозмог 
И планеты родной притяженье.

До чего человек уязвим –
Балансирует вечно на грани: 
Каждый камень, нависший над ним, 
Может сдвинуться, грохнуться, грянуть!

Человек изворотлив, как черт, 
Впрямь владеет он дьявольской силой:
Улыбаясь, к немилой идет, 
Улыбаясь, уходит от милой!

Как же слаб этот черт, этот бог!
Сколько раз от единого слова
Стать несчастным мгновенно он мог
И счастливым мог сделаться снова...

Какие же противоречия имеются в человеческой натуре? Каковы их причины? Какая природа – биологическая или социальная – является ведущей, определяющей у человека? Вопросы, подобные этим, вызывают живой интерес у старшеклассников, и начавшаяся дискуссия нередко продолжается и на следующем уроке. Поднятые проблемы рассматриваются и на внеклассных мероприятиях, чаще всего в литературно-музыкальных гостиных для старшеклассников и учителей («Смысл жизни: в чем он?», «Красота – это понятие биологическое или?..», «Пошумелки, или Вышли мы все из Природы» и др.)

Стихи – источник неполной, требующей дополнения, информации

При изучении темы «Строение и химический состав клетки» в 9-м классе я предлагаю прослушать два небольших стихотворения – и как источник информации, требующей уточнения, и для воспитательного воздействия на учащихся:

Человек состоит из клеток –
Навязло в зубах.
Значит, он состоит из клеток,
Как зоопарк.
И пока твое сердце дымится
(Ты уж поверь!),
В каждой клетке его таится
Какой-нибудь зверь.
Зверь, который в тесном жилище
Быть обречен,
Зверь, который требует пищи,
Разной причем.
Человек от клеток зависим...
Обидней всего,
Если в клетках, которыми мыслим,
Нет никого.

(Роберт Рождественский)

В человеческом организме 
девяносто процентов воды, 
как, наверное, в Паганини
девяносто процентов любви!
Даже если – как исключение –
вас растаптывает толпа,
в человеческом назначении
девяносто процентов добра.
Девяносто процентов музыки,
даже если она беда, 
так во мне, несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя.

(Андрей Вознесенский)