Проектная деятеятельность
Содержимое данной страницы помогает осуществлять проектно-исследовательскую деятельность, как в рамках элективного курса "Индивидуальный проект", так и при работе на уроках и во внеурочной деятельности по физике
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4 Г. ТАТАРСКА
ПРИНЯТО решением методического объединения учителей математики, физики, информатики протокол от 26.08.2017 №_1_ | СОГЛАСОВАНО _29.08.2017___________ Зам. директора по УВР____________ Захаринская И.А. |
Рабочая программа
элективного курса
«Индивидуальный проект»
10 класс
Срок реализации – 1 год
Составитель:
Ибрагимова В.Н., учитель физики
2017
- Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» рассчитана на учащихся 10 класса, которые, с одной стороны, владеют программным материалом основной школы, а, с другой стороны, проявляют определённый интерес к исследовательской деятельности.
Актуальность программы обусловлена её методологической значимостью, так, как знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности при обучении в вузах, колледжах, техникумах.
Рабочая программа курса «Индивидуальный проект» рассчитана на 36 часов из расчета 1 час в неделю, однако этим работа учащихся не ограничивается - в связи со спецификой данного вида деятельности ученики в большей степени получают знания самостоятельно.
Цель: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоения ими методов научного познания и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности.
Основные задачи:
• формировать научно-материалистическое мировоззрение обучающихся;
• развивать познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности;
• воспитывать сознательное отношение к труду;
• развивать навыки самостоятельной научной работы;
• научить школьников следовать требованиям к представлению и оформлению материалов научного исследования и в соответствии с ними выполнять работу;
• пробудить интерес школьников к изучению проблемных вопросов мировой и отечественной науки;
• научить культуре работы с архивными публицистическими материалами;
• научить продуманной аргументации и культуре рассуждения.
В течение учебного года осуществляется текущий и итоговый контроль за выполнением проекта и оценивается «зачтено-незачтено».
2. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса социальный проект
Личностные:
- сформированность основ гражданской идентичности личности;
- готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации, в том числе готовность к выбору направления профильного образования;
- сформированность социальных компетенций, включая ценностно-смысловые установки и моральные нормы, опыт социальных и межличностных отношений, правосознание.
Метапредметные:
- способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
- способность к сотрудничеству и коммуникации;
- способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
- способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
- способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Предметные:
- способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов;
- способность самостоятельно ставить цели эксперимента и проводить необходимые измерения;
- Способность анализировать полученные результаты.
Система оценки предметных результатов предполагает выделение базового уровня достижений как точки отсчёта при построении всей системы оценки и организации индивидуальной работы с обучающимися.
По окончании изучения курса «Индивидуальный проект” обучающиеся должны научиться:
- основам методологии проектной деятельности;
- структуре и правилам оформления проектной работы.
По окончании изучения курса «Индивидуальный проект” обучающиеся получат возможность научиться:
- формулировать тему исследовательской и проектной работы, доказывать ее актуальность;
- составлять индивидуальный план исследовательской и проектной работы;
- выделять объект и предмет исследовательской и проектной работы;
- определять цель и задачи исследовательской и проектной работы;
- работать с различными источниками, в том числе с первоисточниками, грамотно их цитировать, оформлять библиографические ссылки, составлять библиографический список по проблеме;
- выбирать и применять на практике методы исследовательской деятельности адекватные задачам исследования;
- оформлять теоретические и экспериментальные результаты исследовательской и проектной работы;
- рецензировать чужую исследовательскую или проектную работы;
- наблюдать за биологическими, экологическими и социальными явлениями;
- описывать результаты наблюдений, обсуждения полученных фактов;
- проводить опыты в соответствии с задачами, объяснять их результаты;
- проводить измерения с помощью различных приборов;
- выполнять письменные инструкции правил безопасности;
- оформлять результаты исследования с помощью описания фактов, составления простых таблиц, графиков, формулирования выводов.
3.Содержание курса
Введение (2 ч.)
Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию. Долгосрочные и краткосрочные проекты. Социальный проект.
Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности (34ч)
Виды школьных проектов. Основные технологические подходы. Особенности монопроекта и межпредметного проекта. Структура учебного проекта. Алгоритм работы над проектом. Методы исследования. Этапы работы над проектом. Технология составления плана работы. Портфолио проекта. Паспорт проектной работы. Возможные выходы проектной деятельности. Определение темы, цели, задач проекта. Обоснование актуальности выбранной темы, определение объекта исследования. Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге, поиск по индексу статей периодики. Работа с электронным каталогом библиотеки. Алгоритм работы с ресурсами интернета. Составление глоссария по теме теоретической части проекта. Подбор теоретического материала по выбранной теме. Компьютерная обработка теоретического материала. Определение целей, задач и хода эксперимента. Подбор методик проведения экспериментов. Практическая работа «Составление анкет, вопросов интервью».
Проведение работы над проектом.
Практическая работа «Проведение анкетирования, интервью».
Практическая работа «Проведение работы над проектом».
Первичная обработка результатов. Подведение итогов экспериментальной работы. Компьютерная обработка результатов экспериментальной работы. Что такое плагиат и как его избегать в своей работе. Цитирование. Правила оформления цитат. Рецензирование, отзыв о работе. Реферат по проблеме исследования. Эссе по проблеме исследования.
Практическая работа «Подготовка презентации по теме исследования» - 2ч.
Защита реферата по теме исследования – 2 ч.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Основные виды деятельности |
Введение | ||
1 | Введение. Особенности проектной деятельности. Основные требования к исследованию. | способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов |
2 | Долгосрочные и краткосрочные проекты. Социальный проект | |
Общая характеристика проектной и исследовательской деятельности | ||
3 | Виды школьных проектов. Основные технологические подходы | способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции |
4 | Особенности монопроекта и межпредметного проекта | способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов; |
5 | Структура учебного проекта. Алгоритм работы над проектом | |
6 | Методы исследования | |
7 | Этапы работы над проектом | |
8 | Технология составления плана работы | способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции |
9 | Портфолио проекта | способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале |
10 | Паспорт проектной работы | |
11 | Возможные выходы проектной деятельности | |
12 | Определение темы, цели, задач проекта. | способность самостоятельно ставить цели эксперимента и проводить необходимые измерения |
13 | Обоснование актуальности выбранной темы, определение объекта исследования | |
14 | Виды источников информации. Алгоритм работы с литературой | способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции |
15 | Работа в библиотеке: работа в тематическом каталоге, поиск по индексу статей периодики | |
16 | Работа с электронным каталогом библиотеки | |
17 | Алгоритм работы с ресурсами интернета. Составление глоссария по теме теоретической части проекта | |
18 | Подбор теоретического материала по выбранной теме | способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития |
19 | Компьютерная обработка теоретического материала | |
20 | Определение целей, задач и хода эксперимента. Подбор методик проведения экспериментов | способность самостоятельно ставить цели эксперимента и проводить необходимые измерения |
21 | Практическая работа «Составление анкет, вопросов интервью» | способность к сотрудничеству и коммуникации; способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику |
22 | Проведение работы над проектом | |
23 | Практическая работа «Проведение анкетирования, интервью» | |
24 | Практическая работа «Проведение работы над проектом» | |
25 | Первичная обработка результатов | способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития |
26 | Подведение итогов экспериментальной работы | |
27 | Компьютерная обработка результатов экспериментальной работы | |
28 | Что такое плагиат и как его избегать в своей работе | способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на изучаемом учебном материале, с использованием способов действий, релевантных содержанию учебных предметов |
29 | Цитирование. Правила оформления цитат. | |
30 | Рецензирование, отзыв о работе | |
31 | Реферат по проблеме исследования | |
32 | Эссе по проблеме исследования | |
33 | Подготовка презентации по теме исследования | способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития |
34 | Подготовка презентации по теме исследования | |
35 | Защита реферата по теме исследования | |
36 | Защита реферата по теме исследования |
Требования к содержанию
учебно-исследовательской работы
Структура | Требования к содержанию |
Титульный лист | Содержит: – наименование учебного заведения, где выполнена работа; – Ф. И. О. автора; – тему работы; – Ф. И. О. руководителя; – город и год |
Оглавление | Включает наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал |
Введение | Содержит: – актуальность; – объект проекта; - цель работы; – задачи; – методы исследования; – практическая значимость; – апробация; – база исследования |
Основная часть (не более | Состоит из глав, в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме |
Выводы | Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работе |
Список | Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы |
Приложения | Содержит список приложений, на которые автор ссылается в работе |
Учебно-методическое обеспечение
Рекомендуемая литература
- Сергеев И. С. «Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений»-2е изд., испр. и доп.- М.: Аркти, 2005.
- Под редакцией В.С. Рохлова «Метод учебных проектов в естественнонаучном образовании»-М.: МИОО,2006
- Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и объективная оценка
результатов // Директор школы, 1998, №4, с. 3 — 11. - Щербакова С.Г. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении, Волгоград, Корифей, 95 с.
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические
рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч, № 6, 2005, с. 4 -29
Предварительный просмотр:
5. Требования к содержанию итогового индивидуального проекта.
5.1. Индивидуальный проект должен содержать:
титульный лист;
оглавление;
введение;
основную часть;
заключение;
список литературы (библиографический список);
приложения.
5.2.Титульный лист должен содержать:
название работы, ее вид;
сведения об авторе (фамилия, имя, образовательное учреждение, класс);
сведения о руководителе или консультанте (фамилия, имя, отчество, должность,
место работы, ученая степень);
указание места расположения ОУ и года выполнения работы.
5.3. В оглавление должны быть включены:
введение;
названия глав и параграфов;
заключение;
список используемых источников;
приложения и соответствующие номера страниц.
5.4. Введение должно включать в себя формулировку поставленной проблемы
- обоснование актуальности темы;
- определение цели и задач, поставленных перед исполнителем работы;
- краткий обзор используемой литературы и источников;
- степень изученности данного вопроса;
- описание собственного опыта работы в решении избранной проблемы.
5.5. Основная часть должна содержать информацию, собранную и обработанную
исследователем, а именно:
- описание основных рассматриваемых фактов;
- гипотезу;
- характеристику методов решения проблемы;
- сравнение известных автору ранее существующих и предлагаемых методов
решения;
- описание собственного исследования или обоснование выбранного варианта
решения (эффективность, точность, простота, наглядность, практическая
значимость и т. д.).
Основная часть делится на главы.
5.6. В заключении в лаконичном виде формулируются выводы и результаты,
полученные автором, направления дальнейших исследований и предложения по
возможному практическому использованию результатов исследования.
5.7. В список используемых источников заносятся публикации, издания и
источники, использованные автором.
5.8. Информация о каждом издании должна быть оформлена в строгой
последовательности:
- фамилия, инициалы автора;
- название издания;
- выходные данные издательства;
- год издания;
- № выпуска (если издание периодическое);
- количество страниц.
Все издания должны быть пронумерованы и расположены в алфавитном порядке.
Список использованной литературы и других источников составляется в
следующей последовательности:
- законы, постановления правительства
- официальные справочники
- художественные произведения
- специальная литература
- периодические издания
- Интернет-источники.
5.9.Необходимо соблюдение разработчиком проекта норм и правил цитирования,
ссылок на различные источники.
6. Требования к оформлению.
6.1. Текст печатается на стандартных страницах белой бумаги формата А4 (210 х
297 мм, горизонталь 210 мм). Шрифт Times New Roman, размер 14 пт,
межстрочный интервал 1,5. Поля: слева 25 мм, справа 10 мм, снизу и сверху20
мм.
6.2. Допустимо рукописное оформление отдельных фрагментов (формулы,
чертежный материал и т.п., которые, выполняются черной пастой (тушью).
6.3. Текст работы от 10 до 20 печатных страниц (не считая титульного листа).
6.4. Приложения могут занимать до 5 дополнительных страниц. Приложения
должны быть пронумерованы и озаглавлены. В тексте доклада автор должен на
них ссылаться,
6.5. Работа и приложения скрепляются вместе с титульным листом
(рекомендуются скоросшиватели и пластиковые файлы).
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Введение Актуальность проекта: Если задуматься, то большое количество информации мы получаем именно благодаря распространению звуковых волн и рецепторов организма, воспринимающих эти волны. Разве это неудивительно? Наша речь, музыка, раздающаяся из наших наушников, шум ветра и воды – все это звуки, которые мы слышим постоянно, и даже не задумываемся о том, каким образом все это работает? Я считаю данный проект более чем актуальным, так как он «проливает свет» на такое важное явление как звук.
Цель исследования: объяснить явление звук с точки зрения физики и определить взаимосвязь колебаний и резонансов с процессом создания музыки. Задачи: Используя дополнительные источники информации изучить «природу» звука. С точки зрения физики объяснить процесс «образования» звука. Выяснить, какое влияние звук может оказывать на организм человека. Провести практические работы «Зависимость частоты звука от длины струны» и «Выявление зависимости громкости звука от амплитуды колебаний» сделать выводы, на основе полученных результатов. Сделать общие выводы .
Звук с точки зрения физики Понятие "звук" тесно связано с понятием "волна". Волна — это изменение состояния среды, распространяющееся в ней и несущее с собой энергию. Важно, что независимо от природы волны перенос энергии осуществляется без переноса вещества . Звуковая волна (звуковые колебания) — это передающиеся в пространстве механические колебания молекул вещества . Таким образом, привычное для всех понятие "звук" означает всего лишь набор звуковых колебаний, воспринимаемый слуховым аппаратом человека . Скорость распространения звуковых колебаний зависит от среды, в которой эти колебания распространяются. На нее влияют такие факторы, как упругость среды, ее плотность и температура .
Влияние звука на организм человека В настоящее время, в результате скрупулезных опытов доказано, что каждый орган человеческого организма резонирует с определенной частотой колебаний. Приведем резонансы некоторых органов: 20-30 Гц (т.е. 20-30 колебаний в секунду) – резонанс головы; 40-100 Гц – резонанс глаз4 0.5-13 Гц – резонанс вестибулярного аппарата; 4-6 Гц – резонанс сердца; 2-3 Гц – резонанс желудка; 2-4 Гц – резонанс кишечника4 6-8 Гц – резонанс почек; 2-5 Гц – резонанс рук; Например , низкий Бета-ритм частотой 15 Гц представляет нормальное состояние бодрствующего сознания. Альфа-ритм частотой 10,5 Гц вызывает состояние глубокой релаксации. Все аспекты имеют прямое отношение к воздействию музыки на организм человека . Звуковые волны с частотой 6-8 Герц (6-8 биений звуковой волны в секунду), вообще являются оружием. Фронт звуковой волны с данной частотой вызывает такое перераспределение первичных материй при своём прохождении, что вызывает необратимые процессы у высокоорганизованных клеток, которыми являются нейроны мозга. В результате этого возникает перегрузка мозга и нейроны разрушаются, что в итоге приводит к их смерти…
Исследовательский опыт «Исследование зависимости частоты звука от длины струны» Номер опыта Номер лада Частота, Гц 1 0 82, 5 2 1 87 3 2 93 4 3 98 Цель: найти зависимость частоты от натяжения струны. Оборудование: акустическая гитара, прибор для измерения частоты звука . Таблица «Исследование зависимости частоты звука от длины струны» Вывод: Из результатов данного опыта можно наблюдать прямую зависимость частоты колебаний от длины струны: чем больше длина, тем меньше частота, и наоборот. Таким образом, нам удалось найти зависимость частоты от натяжения струны.
Исследовательский опыт «Выявление зависимости громкости звука от амплитуды колебаний» Номер опыта Громкость, дБ 1 59 2 65 3 70 Цель: найти зависимость громкости звука от амплитуды колебаний. Оборудование: акустическая гитара, прибор для измерения громкости звука. Таблица «Исследование зависимости громкости звука от натяжения струны» Вывод: Из результатов данного опыта можно наблюдать прямую зависимость громкости звука от амплитуды колебаний: чем больше амплитуда, тем громче звук. Таким образом, нам удалось найти зависимость громкости от амплитуды колебаний.
Вывод Главной целью данной работы было, понять природу звука, изучить данное явление и попытаться объяснить его с точки зрения физики, что у нас получилось сделать. Опираясь на полученные знания, мы выполнили две практические работы, доказывающие справедливость теоретического материала. Надеюсь, что проделанная работа, будет полезна не только в ознакомительном плане, но также пробудит у слушателей интерес к физике – науке, объясняющей общие и частные законы окружающего нас мира.
Список источников https :// foxford.ru/wiki/informatika/fizika-zvukovoy-volny http :// tubastas.ru/theme/music-in-terms-of-physics https ://ru.wikipedia.org/wiki/ Звук
Спасибо за внимание!