Методическая копилка
На данной странице вы можете увидеть материал из опыта работы, методические разработки, исследования, выступления на конференциях, участие в профессиональных конкурсах
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные технологии подготовки обучающихся к ГИА
Выступление РМО учителей физики
Ибрагимовой В.Н.
Государственная итоговая аттестация проводится уже не первый год, и каждый учитель вырабатывает свою систему подготовки к ЕГЭ и ОГЭ, применяя различные формы, методы и приемы работы, которые показывают свою эффективность при подготовке к государственной итоговой аттестации обучающихся.
Важна система подготовки в целом, которая должна осуществляться обдуманно, планомерно и давать ученику определенные ориентиры в выполнении заданий ОГЭ, ЕГЭ разного уровня. Выработать такую систему может только сам учитель, учитывая свойства своих учеников.
Я представляю опыт собственной деятельности по подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации по физике в форме ОГЭ и ЕГЭ.
Подготовку учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по физике осуществляю по следующим направлениям:
1. Информационная работа.
2. Содержательная подготовка.
3. Психологическая подготовка.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОДГОТОВКА
В течение учебного года с учащимися и их родителями проводится изучение нормативно-правовых документов по итоговой аттестации.
Изучение Положения о формах и порядке проведения государственной итоговой аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы основного и среднего общего образования. Учащиеся и родители знакомятся с Порядком проведения ОГЭ и ЕГЭ, особенностями проведения государственной итоговой аттестации. У каждого ученика имеется Инструкция для учащихся - участников ОГЭ и ЕГЭ в день сдачи экзамена, Памятка выпускника, рекомендации психолога по поведению до и в момент экзамена, график индивидуальных занятий по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, расписание выпускных экзаменов. Проводятся родительские собрания по изучению нормативно-правовой базы итоговой аттестации и об оказании помощи детям в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ. На собраниях выступают представители администрации школы. Родители имеют возможность получить ответы на все вопросы, связанные с особенностями итоговой аттестации.
В кабинете физики имеется информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с ОГЭ и ЕГЭ, а также материалы по ОГЭ и ЕГЭ по физике: демонстрационный вариант КИМ, инструкцию по выполнению работы, инструкцию по заполнению бланков, спецификацию экзаменационной работы по физике единого государственного экзамена, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ по физике (рекомендации для выпускников), расписание экзаменов, график индивидуальных занятий по подготовке к ЕГЭ, список литературы и адреса сайтов.
СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА
Начинать готовить выпускников к ОГЭ и ЕГЭ по физике с сентября очень поздно, надо начинать подготовку как только ученики начинают изучать предмет. Как? Просто учить так, чтобы дети полюбили предмет, оценили возможности дальнейшего применения полученных знаний, а главное – овладели методикой работы с тестовыми заданиями различных уровней, не «гадали», выбирая ответ, а знали и умели прийти к правильному.
Что же касается непосредственной подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, считаю очень важным понять и довести до выпускников структуру тех тестовых заданий, которые встречаются в контрольно – измерительных материалах (КИМах). Подготовку к итоговой аттестации обязательно начинаю со знакомства учащихся с формой проведения ЕГЭ и ОГЭ, КИМами, бланками, критериями оценивания.
Готовлю детей к сдаче ОГЭ и ЕГЭ в рамках изучения физики на уроках, элективных курсах и дополнительных занятия.
В самом начале работы я с детьми рассматриваю кодификатор. Подробно рассматриваем следующие разделы: Перечень элементов содержания, проверяемых на основном государственном экзамене по физике (ОГЭ); Перечень элементов содержания, проверяемых на едином государственном экзамене по физике (ЕГЭ); Перечень требований к уровню подготовки обучающихся, освоивших общеобразовательные программы основного общего образования по физике (ОГЭ);
Перечень требований к уровню подготовки, проверяемому на едином государственном экзамене по физике.
Вторым шагом является изучение спецификации. Здесь особое внимание уделяем на назначение КИМ, документы, определяющие содержание КИМ, подходы к отбору содержания, разработке структуры КИМ, распределение заданий КИМ по содержанию, видам умений и способам действий, распределение заданий КИМ по уровню сложности, продолжительность экзамена по физике, дополнительные материалы и оборудование и на систему оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в целом.
И особое внимание уделяем на порядок заполнения бланков ответов.
При подготовке к экзамену использую и рекомендую учащимся приобрести: учебники, имеющие гриф Министерства образования РФ;
- пособия, включенные в перечень учебных изданий, допущенных Министерством образования РФ;
- пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к единому государственному экзамену.
Далее отрабатываю тесты. Для отработки использую как «бумажный» вариант, так и компьютерное тестирование. Все будущие экзаменуемые имеют тренировочные варианты работ «Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий (ФИПИ)». Подготовка к ЕГЭ «Просвещение». Но все же считаю, что самая лучшая форма подготовки – это самоподготовка.
Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами, показываю как зайти на сайт, если нужно зарегистрироваться на данном сайте, как выполнять тест.
Моя же роль сводиться к тому, чтобы верно направлять самостоятельную работу учащихся, помогать им в этой работе и контролировать.
Многократно возвращаюсь к уже повторенному материалу, предлагаю новые варианты вопросов. Фиксирую пробелы в знаниях для каждого ученика. Работаю по ликвидации этих пробелов индивидуально с каждым.
Оценка подготовки предполагает выявление уровня обученности учащихся по предмету. Выявить реальный уровень подготовки мне помогают тексты диагностических и тренировочных работ, предлагаемых ЮЗГУ. Работы провожу придерживаясь их графика. Тексты работ за прошедший учебный год сохраняю и также использую для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ в текущем учебном году.
При подготовке учащихся к выполнению заданий экзаменационной работы ОГЭ и ЕГЭ обращаю внимание на работу с заданиями разных типологических групп, классифицированных
- по структуре;
- по уровню сложности (базовый и повышенный);
- по разделам курса физики («Механика», «МКТ и термодинамика», «Электродинамика», «Квантовая физика»);
- по проверяемым умениям (Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики: знание и понимание смысла понятий; смысла физических величин; смысла физических законов, принципов, постулатов. Умение описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов. Владение основами знаний о методах научного познания. Умение решать задачи различного типа и уровня сложности. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни);
- по способам представления информации (словесное описание, график, формула, таблица, рисунок, схема, диаграмма)
Самое трудное в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ,— это как раз научить решать физические задачи.
При систематическом решении задач первой части лучше запоминаются формулы, отрабатываются качественные задания, повторяется теория, встречаются «обратные задачи»; задачи, которые на уроках отрабатывались мало, или вообще не встречались. Поэтому, для повторения изученного материала и запоминания формул, начиная с сентября детям 9 и 11 класса я выдаю задачи первой части, подобранные по темам: кинематика, законы сохранения, влажность, расчет цепей и т.п. Эти задания учащиеся решают в тетрадях, проверяю работу, затем разбираем «массовые» ошибки на консультациях, при большом количестве ошибок выполняется работа над ошибками с обязательными комментариями, что формирует умение анализировать решение задачи, раскрывать физический смысл условия, объяснять чертёж, решать задачу сначала в общем виде, а потом производить математический расчёт.
В процессе подготовки использую больше заданий на построение и интерпретацию графиков, таблиц, уделяю особое внимание экспериментальным задачам. На этом этапе, применяю "правило спирали" - от простейших типовых заданий до заданий повышенного уровня сложности. Благодаря этому методу повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса физики, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний и умений учащихся и их перенос на более высокий уровень.
В заключении отмечу, что, выбрав экзамен, нужный для поступления в ВУЗ, ученик и учитель становятся единой командой, одинаково заинтересованной в успехе.
Помните!
Самое главное - это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.
Предварительный просмотр:
Ибрагимова В.Н.,
учитель физики
МБОУ СОШ №4 г. Татарска
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Главная цель обучения и воспитания
«дать человеку деятельность,
которая бы наполнила его душу.»
К.Д. Ушинский.
Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует внедрение в современную школу системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, который, в свою очередь, связан с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются и технологии обучения.
Одной из базовых целей общего образования является создание условий для формирования у молодых людей способности нести личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества, формирование социальной мобильности и адаптации. Применительно к основной школе данная цель конкретизируется следующим образом: сформировать способности к осуществлению ответственного выбора собственной индивидуальной образовательной траектории.
Для достижения поставленной цели подросток, выполнивший данную основную образовательную программу, должен:
- видеть и понимать ценность образования, быть мотивированным к его продолжению в тех или иных формах, независимо от конкретных особенностей выбираемого им дальнейшего жизненного пути;
- обладать соответствующими учебно-предметными и ключевыми компетентностями на определенном уровне их реализации;
- иметь определенный социальный опыт, позволяющий ему более или менее осознанно ориентироваться в окружающем его быстро меняющемся мире;
- уметь делать осознанный выбор, по крайне мере на уровне, той информации и того опыта, которые у него имеются, и нести ответственность за него.
В связи с этим основная образовательная программа (ООП) основного общего образования прежде всего обеспечивает базовые (общие) требования к результатам освоения ООП основного общего образования:
– сквозные образовательные результаты продолжают быть объектом особого внимания на ступени основного образования и измеряются через:
- образовательную самостоятельность, подразумевающую умения обучающегося создавать и использовать средства для собственного личностного развития;
- образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную траекторию, умение создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;
- образовательную ответственность – умение принимать для себя решения о готовности действовать в определенных нестандартных ситуациях.
– предметные знания должны стать инструментальными, чтобы обучающийся мог в состоянии пользоваться ими для того, чтобы:
- вычислять взаимосвязанные параметры системного объекта;
- взаимосогласовывать разные процессы при изменениях объекта;
- манипулировать со сложными зависимостями;
- определять и задавать условия сохранения и превращения сложных объектов;
- решать задачи в нестандартных условиях;
- строить инициативную пробу самостоятельного продвижения в разделах определенной предметной области (образовательный интерес и образовательная амбиция).
– в области понимания и мышления у обучающихся должно появиться:
- позиционное видение изучаемых объектов;
- умение соотносить разные знаковые формы описания объектов, выражающееся в умении переводить одни знаки в другие и фиксировать смысловые изменения при изменении знаковых форм;
– в области действия должно возникнуть умение преобразовывать собственный способ действия, выражающееся в умении:
- строить ситуации проверки суждения;
- достраивать ситуацию действия до полноты условий его выполнения;
- ограничивать суждения условиями рассмотрения объекта;
- определять условия возможности достижения результата и ограничения достижений в зависимости от условий действия.[1]
Перечисленные выше требования к результатам находят свое отражение в частных образовательных результатах по предметным областям.
Условием достижения этих результатов образования является построение ООП с учетом возрастных особенностей обучающихся на основе множественности видов деятельности ребенка - «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.
УУД направлены на достижение планируемых результатов образования, достичь которых возможно при условии применения в образовательной деятельности современных образовательных технологий:
- проектно - исследовательской;
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо;
- проблемной;
- информационно – коммуникационной;
- уровневой дифференциации;
- проблемно – диалоговой;
- технологии оценивания;
- технологии продуктивно чтения;
- технологии продуктивного диалога;
- учебной ситуации;
- технологии дискуссий.
Подробнее хотелось бы остановиться на методе проектов (проектная деятельность).
Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, добросовестно выполняющие домашние задания, все требования учителя. Они ценой своего здоровья добиваются максимально возможных для себя успехов, а 85 % учащихся остаются вне школьного образования. Многие педагоги задают вопрос: "Почему не все дети включаются в учебный процесс?" Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является « Метод проектов». Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний и повышения качества обучения.
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике. Под методом проектирования понимается обобщённая модель определённого способа достижения поставленной цели, система приёмов, определённая технология познавательной деятельности. Метод проектов один из главных методов, так как позволяет ученику стать субъектом обучения и собственного развития.
Учебно-исследовательская и проектная деятельность имеют следующие особенности:
1) цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как их личностными, так и социальными мотивами. Это означает, что такая деятельность должна быть направлена не только на повышение компетентности подростков в предметной области определённых учебных дисциплин, на развитие их способностей, но и на создание продукта, имеющего значимость для других;
2) учебно-исследовательская и проектная деятельность должны быть организованы таким образом, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении с группами одноклассников, учителей и т. д. Строя различного рода отношения в ходе целенаправленной, поисковой, творческой и продуктивной деятельности; подростки овладевают нормами взаимоотношений с разными людьми, умениями переходить от одного вида общения к другому; приобретают навыки индивидуальной самостоятельной работы и сотрудничества в коллективе;
3) организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности.
При построении учебного проектно-исследовательского процесса учителю важно учесть следующие моменты:
— тема исследования должна быть на самом деле интересна для ученика и совпадать с кругом интереса учащегося;
— необходимо, чтобы обучающийся хорошо осознавал суть проблемы, иначе весь ход поиска её решения будет бессмыслен, даже если он будет проведён учителем безукоризненно правильно;
— организация хода работы над раскрытием проблемы исследования должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика друг перед другом и взаимопомощи;
— раскрытие проблемы в первую очередь должно приносить что-то новое ученику, а уже потом науке.
Итогами проектной и учебно-исследовательской деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для исследования или проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать, уяснение сущности творческой исследовательской и проектной работы, которая рассматривается как показатель успешности (неуспешности) исследовательской деятельности.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Основные этапы работы над проектом | Структура учебной деятельности | |
1 | Принятие решения о выполнении проекта | Учебные мотивы |
2 | Определение цели деятельности | Учебная цель |
3 | Определение задач деятельности | Учебная задача |
4 | 1) Составление плана действий 2) Составление программы | Учебные действия и операции
|
5 | Поверка программы на «реализуемость» | |
6 | Выполнение программы | |
7 | Предварительный контроль | |
8 | Презентация продукта |
В оценке результата проекта (исследования) учитывается:
- участие в проектировании (исследовании): активность каждого участника в соответствии с его возможностями; совместный характер принимаемых решений; взаимная поддержка участников проекта; умение отвечать оппонентам; умение делать выбор и осмыслять последствия этого выбора, результаты собственной деятельности;
- выполнение проекта (исследования): объем освоенной информации; ее применение для достижения поставленной цели;
- также могут оцениваться: корректность применяемых методов исследования и методов представления результатов; глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей; эстетика оформления проекта (исследования).
Возможны следующие типы и виды проектов, проектных форм учебной деятельности.
1. Учебные монопроекты
Такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы в ходе учебного блока. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле конкретного знания. Подобный проект требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате.
2. Межпредметные проекты
Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочные время. Это – либо небольшие проекты, затрагивающие два-три учебных предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Как правило, подобные проекты реализуются в рамках часов, отведенных на занятия-лаборатории во второй половине дня.
3. Социальные (практико-ориентированные) проекты
Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности, ориентированный на социальные интересы их участников. Такой проект требует хорошо продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие выходы и участие каждого в оформлении конечного продукта
Данный вид проектов может реализовываться в рамках внеучебной деятельности школьников во второй половине дня.
4. Персональный проект
На последнем году обучения в основной школе каждый учащийся выполняет персональный проект в течение года, который выносится на защиту в рамках государственной итоговой аттестации. Персональный проект (в большинстве случаев) принимает форму отдельных, зафиксированных на бумаге исследований. Помимо такой формы презентации проекта, учащиеся могут выполнять его и другими способами (учебное пособие-макет, организация выставки или концерта, творческая работа по искусству).
Персональный проект должен удовлетворять следующим условиям:
- наличие социально или личностно значимой проблемы;
- наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика»;
- самостоятельный и индивидуальный характер работы учащегося;
- проект межпредметный, надпредметный, т.е. не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины.
Проектно – исследовательская деятельность направлена на развитие УУД: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.
В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе.
Возьму на себя смелость высказать суждение о том, что метод проектов, методика сотрудничества при организации работы учащихся в значительной мере соответствуют обозначенным положениям. Изучая и анализируя результаты работы коллег, я попыталась организовать и провести подобную работу на уроках физики.
Главная цель любого проекта – формирование различных ключевых компетенций, под которыми в современной педагогике понимаются комплексные свойства личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации.
Этапы работы над проектом
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационно- подготовительный | Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп. | Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах. |
Поисковый | Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. | Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Итоговый | Оформление проекта, подготовка к защите. | Подготовка выступающих, помощь в оформлении проекта. |
Рефлексия | Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» | Оценивание каждого участника проекта. |
Например:
Урок физики 8 класс.
Тема: «Повторение по теме «Тепловые явления»».
Этапы | Деятельность учащихся | Деятельность учителя |
Организационно- подготовительный | Разбиваются на группы, (кол- во групп соответствует видам теплопередачи) разрабатывают основные идеи, цели своей работы, составляют план | Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах |
Поисковый | Сбор, анализ и систематизация собранной информации о свойствах и признаках четырехугольника, запись материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль. | Консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка. |
Итоговый | Оформление своего проекта, защита его | Оказывает помощь в оформлении |
Рефлексия | Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?» | Оценивание каждого участника проекта. |
В итоге общим итогом деятельности всех участников и групп становится создание классификации видов теплопередачи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основная образовательная программа основного общего образования является программой действий всех участников образовательного процесса по достижению запланированных результатов и предусматривает, в частности:
- использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;
- обновление содержания основной образовательной программы основного общего образования, методик и технологий ее реализации в соответствии с динамикой развития системы образования, запросов обучающихся и их родителей (законных представителей);
- эффективное использование профессионального и творческого потенциала педагогических работников школы, повышения их профессиональной, коммуникативной, информационной и правовой компетентности;
- эффективное управление образовательным учреждением с использованием информационно-коммуникационных технологий, современных механизмов финансирования;
- наличие современных обновленных школ (зданий с их современным технологичным и безопасным наполнением). Смею предположить, что таковых по стране не более десяти процентов.
СПИСОК ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ:
- https://kopilkaurokov.ru/fizika/presentacii/sovriemiennyie-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-na-urokakh-fiziki
- https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2013/11/06/sovremennye-obrazovatelnye-tekhnologii
- http://aneks.spb.ru/index.php?catid=65&id=1710&Itemid=25&option=com_content&view=article
[1] Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа./ Сост. Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011.
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Педагогические чтения по теме: «Совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования»
Секция: Совершенствование системы подготовки обучающихся к ГИА как условие повышения качества образования
Тема: Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Ибрагимова Валентина Николаевна,
МБОУ СОШ №4, учитель физики
2019 г
В свое время А. Эйнштейн говорил: «Умеет учить тот, кто учит интересно». Есть три силы, заставляющие детей учиться: послушание, увлечение и цель. Послушание подталкивает, цель манит, а увлечение движет. Для того чтобы дети не были равнодушны к учебе, необходимо преобразовать учебный труд в радостный, выполняемый с охотой. Если это удается сделать, то это чаще всего гарантия успеха.
Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности, обеспечивают распространение информационных потоков в обществе, образуя глобальное информационное пространство. Неотъемлемой и важной частью этих процессов является компьютеризация образования.
Широкое применение компьютерных технологий в сфере образования в последнее десятилетие вызывает повышенный интерес в педагогической науке. Большой вклад в решение проблемы компьютерной технологии обучения внесли российские и зарубежные ученые: Г.Р. Громов, В.И. Гриценко, В.Ф. Шолохович, О.И. Агапова, О.А. Кривошеев, С. Пейперт, Г. Клейман, Б. Сендов, Б. Хантер и др.
Различные дидактические проблемы компьютеризации обучения в нашей стране нашли отражение в работах А.П.Ершова, А.А.Кузнецова, Т.А.Сергеевой, И.В.Роберт; методические - Б.С.Гершунского, Е.И.Машбица, Н.Ф.Талызиной; психологические - В.В.Рубцова, В.В. Тихомирова и др. [2]
Ирэна Веньяминовна Роберт – академик Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, дважды лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования – под средствами современных информационных и коммуникационных технологий понимает:
- программные, программно-аппаратные и технические средства, а так же устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники;
- современные средства и системы транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей (в том числе глобальных). [3]
Изучив справку педагога-психолога школы по учету индивидуальных особенностей выпускников, я пришла к выводу, что необходимо обратить внимание на подготовку обучающихся с учетом индивидуальных особенностей. В своей работе я решила уделить большое внимание подготовке обучающихся с применением информационных технологий.
Тема моего выступления «Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ». Актуальность темы заключается в том, что современный ребенок живет в мире электронной культуры. Информационная деятельность и информационные технологии становятся неотъемлемыми компонентами практически всех видов профессиональной деятельности. Меняется при этом и роль учителя. Он должен стать координатором информационного потока. В настоящее время перед школьным образованием стоит проблема – подготовить школьников к жизни в современном обществе и к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий. Что позволяет разнообразить и комбинировать средства педагогического воздействия на обучающихся, усилить мотивацию учения и улучшить усвоение нового материала, дает возможность качественно изменить самоконтроль и контроль над результатами обучения, а также своевременно корректировать и обучающую деятельность, и деятельность учения.
Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Действительно, сегодня современный урок невозможно представить без использования информационных технологий. Они дают возможность при организации урока решать актуальные задачи современного образования, в том числе и вопросы подготовки обучающихся к ГИА.
Исходя из этого, целью своей педагогической деятельности считаю создание условий для формирования и развития информационной культуры обучающихся на уроках физики и в ходе внеклассной работы по предмету.
Для достижения поставленной цели решаю следующие задачи:
- сформировать положительную мотивацию детей к обучению;
- организовать совместную деятельность, способствующую развитию учебных возможностей и способностей обучающихся;
- сформировать у обучающихся умения работать с методической и дополнительной литературой по предмету;
- подготовить обучающихся 9, 11 классов к успешному прохождению итоговой аттестации по предмету;
- повысить свой профессиональный уровень через участие в методической работе школы, района, региона.
При подготовке к ГИА я применяю различные виды информационных технологий, структурированные по области методического назначения (приложение1).
Работу по подготовке обучающихся к ГИА я начинаю с седьмого класса, а в выпускных классах ее продолжаю, не зависимо от того есть ли учащиеся, которые сдают ГИА по физике. Поэтому я как учитель-предметник ежегодно, знакомлюсь с информацией об Итоговой Аттестации; с открытым банком заданий по своему предмету на сайте ФИПИ и затем, в соответствии с возрастными особенностями своих учеников, использую эти задания на уроках.
На уроках компьютерного тестирования тестовые программы позволяют быстро оценивать результат работы и точно определить темы, в которых есть пробелы в знаниях. Выполняя подобные задания обучающийся получает объективную оценку знаний и умений
Например, на уроках в 7, 8 классах я использую презентации-тесты https://testedu.ru/test/fizika, https://learningapps.org/myapps.php - моё приложения на сайте LearningApps.org. При помощи этих тестов обучающиеся начинают учиться, как правильно их выполнять, начинают понимать, что ответ теста не угадывается, а сначала задание теста решается (аналитическим или математическим способом) и только потом выбирается правильный ответ.
Уроки с использованием интернета дают возможность свободного выхода в глобальную сеть, где обучающиеся могут быстро найти нужную информацию и проверить свои знания.
Так как часов, отведенных на итоговое повторение в 9 или в 11 классах отводится, по программе не много, то во внеурочной деятельности в течение всего учебного года мои учащиеся получают дополнительное домашнее задание по заданиям ГИА. Для этого подбираю материалы из баз данных https://phys-oge.sdamgia.ru, https://phys-ege.sdamgia.ru, http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege и http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge.
Теоретические факты советую учащимся найти на сайтах https://rosuchebnik.ru/catalog/predmet-fizika, http://11klasov.ru/giaoge и http://11klasov.ru/ege/egefizika (учебники).
При подготовке к экзамену использую пособия, рекомендованные ФИПИ для подготовки к основному и к единому государственному экзамену. Пользуюсь как «бумажным» вариантом заданий, так и компьютерным тестированием. Но все же считаю, что самая лучшая форма подготовки – это самоподготовка.
Для самостоятельной подготовки дома рекомендую сайты с онлайн-тестами. Моя же роль сводиться к тому, чтобы верно организовать самостоятельную работу учащихся, помогать им в этой работе и контролировать, своевременно производя коррекцию выявленных пробелов.
Многократно возвращаюсь к уже повторенному материалу, предлагаю новые варианты вопросов. Фиксирую пробелы в знаниях для каждого ученика. Работаю по ликвидации этих пробелов индивидуально с каждым.
Проведение тренировочных и пробных экзаменов помогает выявить реальный уровень подготовки к ЕГЭ. В кабинете имеется библиотека материалов по подготовке к ГИА, которая пополняется с помощью обучающихся, выполняющих проектную деятельность по предмету. В 2018-2019 учебном году обучающиеся 10б класса начали проектную работу по созданию сборника разноуровневых заданий ЕГЭ по теме «Механика».
При подготовке обучающихся к выполнению заданий экзаменационной работы ОГЭ и ЕГЭ обращаю внимание на работу с заданиями разных типологических групп (приложение 2).
Самое трудное в подготовке к ГИА — это как раз научить решать физические задачи.
При систематическом решении задач первой части лучше запоминаются формулы, отрабатываются качественные задания, повторяется теория, встречаются «обратные задачи»; задачи, которые на уроках отрабатывались мало, или вообще не встречались. Поэтому, для повторения изученного материала и запоминания формул, начиная с сентября, детям 9 и 11 класса я выдаю задачи первой части, подобранные по темам: кинематика, законы сохранения, влажность, расчет цепей и т.п. Эти задания учащиеся решают в тетрадях, проверяю работу, затем разбираем «массовые» ошибки на консультациях, при большом количестве ошибок выполняется работа над ошибками с обязательными комментариями, что формирует умение анализировать решение задачи, раскрывать физический смысл условия, объяснять чертёж, решать задачу сначала в общем виде, а потом производить математический расчёт.
В процессе подготовки использую больше заданий на построение и интерпретацию графиков, таблиц, уделяю особое внимание экспериментальным задачам. На этом этапе, применяю "правило спирали" - от простейших типовых заданий до заданий повышенного уровня сложности. Благодаря этому методу повторяемый материал рассматривается с разных сторон, выявляются связи его с другими разделами курса физики, что способствует более полной и глубокой систематизации знаний и умений учащихся и их перенос на более высокий уровень.
В заключении отмечу, что при подготовке обучающихся 9, 11 классов к успешному прохождению итоговой аттестации по предмету – растет средний балл сдающих экзамен (приложение3).
Методическая активность по теме «Применение информационных технологий при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ»:
- выступления на школьном методическом объединении;
- в 2016 году победила в региональном конкурсе молодых педагогов в номинации «Мой лучший урок»;
- в 2017 году выступила на заседании методического объединения учителей физики района по теме «Технологии оценивания образовательных результатов в рамках ФГОС»;
- ноябрь 2018 года – выступления на районном методическом объединении учителей физики по теме «Современные технологии подготовки обучающихся к ГИА»;
- январь 2019 повышение квалификации на курсах «Современные подходы к оцениванию результатов обучения»;
- февраль 2019 – выступления на районном методическом объединении учителей физики – мастер-класс «Практикум решения физических задач по разделу «Электродинамика» для обучающихся 11 классов»;
- состою в профессиональном сообществе учителей физики Новосибирской открытой образовательной сети - http://www.edu54.ru/community/group/35/.
Мои наработки по темам курса физики для 7-8 классов, опубликованные в моем приложении https://learningapps.org/myapps.php - на сайте LearningApps.org могут использовать учителя в своей педагогической деятельности.
Таким образом, использование информационных технологий в преподавании значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает совершенствовать различные формы и методы обучения, повышает заинтересованность в глубоком изучении материала.
Современные информационные технологии предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции. Применение их зависит от умения включать информационные технологии в систему обучения, от профессиональной компетенции педагога, создавая положительную мотивацию и психологический комфорт, способствуя развитию умений и навыков.
В качестве вывода могу сказать, что средств информационных технологий для помощи в подготовке выпускников к итоговой аттестации много. Остается лишь один момент – положительная мотивация учащихся на данную подготовку. Дети относятся к компьютеру с интересом, поэтому он помогает создать подлинно познавательную мотивацию, без которой невозможно подготовить учащихся к итоговой аттестации. Но применение информационных технологий при изучении различных предметов в первую очередь требует высокой подготовки учителя. Выпускаемые программные продукты разного уровня требуют затрат времени на их просмотр и сортировку.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ НАПИСАНИИ РАБОТЫ ЛИТЕРАТУРЫ
- Зайцева С. А. Иванов В. В. «Информационные технологии в образовании»
- Петухова Е.И. Информационные технологии в образовании // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10.
- Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М.:Школа-Пресс, 1994.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ НАПИСАНИИ РАБОТЫ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ.
- http://nsportal.ru/shkola/fizika/library
- http://fiz.1september.ru
- http://ifilip.narod.ru
- http://demo.home.nov.ru
- https://kopilkaurokov.ru/fizika
Приложение 1
Классификация средств ИКТ по области методического назначения:
Приложение 2
Классификация заданий разных типологических групп:
- по структуре;
- по уровню сложности (базовый и повышенный);
- по разделам курса физики («Механика», «МКТ и термодинамика», «Электродинамика», «Квантовая физика»);
- по проверяемым умениям (Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики: знание и понимание смысла понятий; смысла физических величин; смысла физических законов, принципов, постулатов. Умение описывать и объяснять физические явления и свойства тел, результаты экспериментов. Владение основами знаний о методах научного познания. Умение решать задачи различного типа и уровня сложности. Умение использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни);
- по способам представления информации (словесное описание, график, формула, таблица, рисунок, схема, диаграмма).
Приложение 3
Количественный анализ результатов ОГЭ за 3 года
«5» | «4» | «3» | «2» | Сдали ОГЭ, чел/% | Успешность («4» и «5»), чел/% | Средний балл ОГЭ по предмету | Подтвердили годовую отметку (отметка за экзамен = или выше годовой), чел/% | |
2015-2016 уч.г | 0 | 3 | 7 | 0 | 10/100 | 3/ 30 | 19 | 2 / 20 |
2016-2017 уч.г | 0 | 0 | 4 | 2 | 4/67 | 0/0 | 11 | 2/33 |
2017-2018 уч.г | 0 | 3 | 5 | 0 | 8 /100 | 3/38 | 17 | 2 /25 |
ДИНАМИКА | Результаты не стабильны |
Приложение 3
Количественный анализ результатов ЕГЭ за 3 года
Ряд 1 – средний балл ЕГЭ
Ряд 2 – достигли ТБ2 и выше
Сдали ЕГЭ, чел/% | Средний балл ЕГЭ по предмету | Достигли ТБ2 и выше* | |
2015-2016 уч.г | 4/80 | 38 | 0 |
2016-2017 уч.г | 9/100 | 47 | 0 |
2017-2018 уч.г | 10/100 | 48 | 1 /10 |
ДИНАМИКА | + | + | + |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 г. Татарска
МАСТЕР – КЛАСС УЧИТЕЛЯ ФИЗИКИ
Ибрагимовой Валентины Николаевны
по теме «По ступеням творчества»
Без сомнения, все наше знание начинается с опытов.
(Кант Эммануил. Немецкий философ)
Цель: показать развитие исследовательской активности учащихся через эксперимент
Образовательная: мотивирование учителей на применение занимательных опытов и исследований в личной практике
Развивающая: развивать умение наблюдать, видеть проблему, вдумчивость, любознательность, ставить цель, добывать знания, понимать, оценивать и соотносить свою точку зрения с мнением других, проводить самоанализ и самооценку.
Воспитывающая: воспитывать раскованность чувств и движений, сочетающихся с умением выдерживать нормы поведения, умение вести диалог, слушать других.
Методы, приемы, способы:
- обмен мнениями, групповое обсуждение, дискуссия;
- эксперимент.
Оборудование: компьютер и презентация, карточки с заданиями.
Ход мастер-класса:
- Введение в мастер-класс.
Здравствуйте, уважаемые коллеги.
«ДА-НЕТ»
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет.)
Сегодня, я как учитель физики хочу показать вам удивительный мир физики и ряд опытов, которые может провести обычный человек, выступая в роли волшебника и повелителя над природными явлениями, развивая творчество и исследовательские умения каждого ученика.
Ребенок – недописанная книга, в которой есть чистые листы, ожидающие нашего вмешательства. В зависимости от того, что мы нарисуем в этой книге, и зависит результат достижения поставленной цели.
Задания конкурса эрудитов.
- Что с земли не поднимешь (тень)
- Как бросить предмет по прямой линии, чтоб он вернулся в ту же точку сам (подбросить вверх)
- Какой кулон нельзя повесить на шею (единицу электрического заряда Кулон)
- Какое поле нельзя засеять (электрическое, магнитное)
- Какая моль не поедает одежду (единица количества вещества Моль)
- Какой проводник не принесет вам чая в поезде (электрический)
- Бывает белый, красный, черный (фосфор)
- Прибор, определяющий погоду (барометр)
- Какое вещество Леонардо-Да-Винчи назвал соком жизни (вода)
- Прибор с намагниченной стрелкой (компас)
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | 1 | 4 | 6 | 5 | 3 | 3 | 7 | 1 | 2 |
Т В О Р Ч Е С Т В О
(Каждому учителю, который дал правильный ответ дается лист бумаги и право написать на нём букву из отгаданного слова. Потом составляем слово - творчество)
«Физика – это волшебство, волшебство – это физика, а вместе – магия».
Волшебство и творчество связаны друг с другом.
Так давайте развивать творчество с помощью волшебства науки.
II Освоение и углубление знаний.
Вкусного чая налейте скорей
С медом, с вареньем,
С плюшкой, с печеньем,
Вот как на Руси принимают гостей
У вас на столах достаточно много оборудования. Проверьте, оно волшебное? Возьмите чашки и налейте кипятка. Опустите в чашку с кипятком пакет чая. Что видите? (вода окрашивается). Почему? Что происходит? (диффузия, явление взаимного проникновения молекул одного вещества между молекулами другого). Ваши гипотезы!
Вытрите руки салфеткой, салфетки лежат на столе. Почему не вытираете салфетками из фольги? Целлофана? ( Не смачиваются салфетки эти водой - силы притяжения молекул воды и тела больше сил притяжения молекул воды и фольги) Итак, молекулы притягиваются и отталкиваются - взаимодействуют.
У вас 2 кружки: в одной горячий чай, в другой - холодный. Как бы вам напиться теплого чаю? Используйте все приборы, которые есть на столе. Возможные гипотезы: - смешать холодный с горячим; - перелить в блюдце; - подуть и т.п. (анализируем вместе).
«То, что вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникает необходимость»
Деятельность наблюдения при изучении физики особенно важна, так как именно наблюдение является одним из основных методов научного и учебного познания. Это умение не приходит само собой. Ему надо обучать.
Этапы правильно организованного наблюдения:
- выделение главного, существенного в наблюдаемом явлении, его характерных признаков;
- установление связей наблюдаемого явления с другими известными явлениями;
- выявление закономерностей в изучаемом явлении;
- познание его природы.
Пусть целью вашего наблюдения будет проверка гипотезы о том, что испарение зависит от площади поверхности. При испарении уменьшается температура тела, чай охладится быстрее. Что значит испарение? (Парообразование с поверхности жидкости). Что ощущаем при выходе из воды? Зачем развешиваем стираное белье, не оставляя его скомканным в тазу? Почему собака бегает с высунутым языком в жаркую погоду?
- Выделите главное, существенное в наблюдаемом явлении, его характерные признаки.
- Установите связи наблюдаемого явления с другими подобными явлениями.
- Выявите закономерности в изучаемом явлении.
- Познание его природы.
Специальные приемы развития творческих способностей
А сейчас проведём небольшое физическое соревнование. Предлагаю аудитории сделать из листов бумаги самолетики с условием, чтобы дальность полета получилась максимальной. После запуска обсуждаем, почему результаты опыта не могут быть признаны легитимными. Это позволяет совместно выработать правила выполнения конструкторских заданий.
Применительно к физике речь идет о творческой деятельности двух видов:
- Исследовательской
- Конструкторской
Конструкторская деятельность
Этот вид деятельности развивает техническое творчество учащихся, их умение мыслить и находить нестандартные решения задач, важных для общества.
Задания конструкторского характера могут успешно выполняться при соблюдении следующих правил: Прежде чем приступить к разработке конструкции, хорошо уясните себе, каково ее назначение и каким требованиям она должна отвечать.
- Конструирование основывается на использовании физических законов, а не интуиции.
- Не торопитесь разрабатывать первую пришедшую на ум идею, найдите у нее слабые места. Подумайте, нет ли других, более интересных и удачных идей решения.
- Простота - одно из главных достоинств конструкции.
Исследовательская деятельность:
- Не спешите приступать к выполнению исследования. Рассмотрите все пути и выберите лучший.
- Постарайтесь предусмотреть все, что может повлиять на правильность и точность результатов.
- Всякое исследование требует многократной проверки. Нельзя делать вывод на основании только одного опыта.
- Составьте план исследования в письменном виде.
- Подробно опишите ход исследования.
- По окончании исследования должны быть сделаны выводы.
III Практическое применение знаний.
Исследовательское задание. (слайд )
Опыт 1. На стекло с помощью пипетки поместите каплю воды и спирта комнатной температуры.
Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему? Какая зависимость процесса испарения?
Ответ: Спирт испарится быстрее т.к. силы сцепления между молекулами спирта меньше чем у воды. Наблюдается зависимость от рода вещества.
Опыт 2. Капните спирт на стекло и салфетку.
Вопрос: Что вы наблюдаете? Почему? Какая зависимость процесса испарения?
Ответ: Капля с салфетки испарилась быстрее. Чем больше площадь поверхности, тем большее число молекул одновременно вылетают из жидкости. Наблюдается зависимость от площади поверхности.
Опыт 3. На стакан с горячей водой положить стекло.
Вопрос: Что вы наблюдаете?
Ответ: явления: испарение, конденсация, образование насыщен пара.
Вывод: во всех опытах демонстрировалось от чего зависит процесс испарения.
Обратная связь.
Благодарю всех за отличную работу. И в заключение хочу сказать:
Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.
В заключение я хочу сказать, что физика – это наука о природе
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
На чистом листе напишите мне отзыв – «Что вы чувствовали, где было трудно, где было легко, какое чувство у вас после урока».
Заключение
Сегодня я попыталась показать вам, что создание эксперимента на уроках физики не только формирует ту систему физических знаний, умений, которая предусмотрена программой, но и самым естественным образом развивает у учащихся творческую активность. Ситуация затруднения в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Нельзя заставлять ребёнка слепо штудировать предмет в погоне за общей успеваемостью. Необходимо давать ему возможность экспериментировать и не бояться ошибок. Я всегда с удовольствием наблюдаю, как ребята не только усваивают новое для себя, но и переживают этот процесс как «открытие» ещё чего-то неизвестного: кто сдержанно (старшеклассники), а кто с нетерпением и восторгом (семиклассники), торопясь, чтобы его не опередили в «открытии», и обижаясь иногда на себя, если не сумел быть первым, а иногда на меня «почему выбрала другого, а не меня». А мне на каждом уроке приходится думать о том, как ободрить его, заставить поверить в свои силы, снова увидеть горящие глаза. Именно это заставляет меня искать что-то новое, всегда быть в поиске.