Транслирование в педагогическом сообществе результатов своей профессиональной деятельности
Имея огромный профессиональный опыт, охотно делюсь своими наработками с молодыми педагогами, даю открытые уроки, публикаю свои материалы на образовательных порталах сети интернет, участиую в различных конкурсах по своей профессиональной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Грачева Людмила Аркадьевна,
учитель географии
МАОУ «Средняя школа №5»
Урок географии в условиях реализации
ФГОС нового поколения
В условиях принятия Федерального Государственного Образовательного Стандарта к современному образованию предъявляются новые требования, связанные с умением выпускников средней школы ориентироваться в потоке информации; творчески решать возникающие проблемы; применять на практике полученные знания, умения и навыки. Поэтому задача учителя - научить творчески мыслить школьников, т. е. вооружить таким важным умением, как уметь учиться.
География - предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика- умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать и т.д. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии - основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.
Основной принцип моей профессиональной деятельности заключается в том, чтобы научить ребенка учиться, для того чтобы он понимал - что он делает и для чего он это делает. Чтобы он не привыкал получать знания в готовом виде, а приучался добывать их сам, и это было бы для него увлекательно и интересно. Поэтому, для формирования знаний, умений, навыков по географии, я стала применять довольно большой спектр форм обучения, способствующих развитию познавательного интереса, а также формированию глубоких и прочных знаний.
На своих уроках я активно использую современные средства информационных компьютерных технологий. Это дает возможность значительно расширить диапазон операционных действий учащихся при выполнении практических и самостоятельных работ по географии. Система работы позволяет создавать между мною и учащимися атмосферу сотрудничества и взаимодействия, учит взаимоконтролю и самоконтролю, приемам исследовательской деятельности, умению добывать знания, обобщать и делать выводы, воздействовать на эмоциональную сферу личности ребенка.
В своей работе реализую исследовательский подход (с учетом возрастных особенностей обучающихся) в обучении на уроках и во внеурочной деятельности.
География, как учебная наука, обладает уникальными возможностями в воздействии на развитие интеллектуальных, нравственных, эстетических качеств личности. И формирование этих качеств я стараюсь начинать с начальных курсов географии.
Весь период организации исследовательской деятельности делится на несколько этапов, на каждом из которых решаются определенные задачи: от диагностирования и выявления учеников, склонных к исследовательской деятельности, до формирования у учащихся навыков самостоятельного исследования, определения перспектив дальнейшей работы и самоанализа.
I этап – подготовительный, 5-7 класс.
Цель: выявить учащихся, обладающих развитыми творческими способностями и склонных к исследовательской деятельности.
Задачи:
1.Разработка системы практических работ с элементами творческих заданий и работ с элементами исследования.
Содержание деятельности:
- Разработка практических работ в соответствии с содержанием курса географии 5-7 класса
- Введение в практические работы заданий разного уровня сложности
1 уровень. Вопросы и задания предполагают применение знаний и умений в знакомой ситуации. Контроль умений переноса изученного материала из теоретической плоскости в область практического применения.
2 уровень. Задания связаны с творческим применением знаний и умений в новых учебных условиях и ситуациях. Контроль умений нахождения нестандартных решений.
3 уровень. Задания исследовательского характера, требующие интеграции знаний, полученных на разных предметах и вне учебного процесса. Контроль умений вырабатывать программу действий и создавать собственный продукт труда.
II этап – обучающий, практический, 8-10 класс.
Цель: осуществить теоретическую подготовку учащихся на уровне, позволяющем им самостоятельно выполнять реферативные работы и планировать свои дальнейшие исследования.
Задачи:
- Организовать изучение теоретического материала по выполнению реферативных и исследовательских работ.
- Проводить элективные курсы (приложение 17)
- Научить формулировать тему работы, цели и задачи исследования.
- Осуществить написание реферативных работ каждым членом микро группы.
Содержание деятельности:
- Теоретическая подготовка учащихся включает в себя:
- знакомство с источниками информации;
- изучение способов сбора, обработки и хранения информации;
- изучение видов и методов исследования;
- знакомство с видами научных работ;
- знакомство со структурой работы и требованиями к ее оформлению;
- Индивидуальные консультации с учащимися, родителями.
- Обучение умениям определять перспективные направления работы, формулировать темы реферативной работы.
- Руководство учащимися по написанию реферативной работы:
- подбор первоисточников;
- составление картотеки;
- обработка теоретической информации;
- анализ информации;
- формирование доказательной базы, аргументов;
- составление собственного заключения по теме;
- оформление работы;
- Защита рефератов на конференции. Анализ результатов участия. Рефлексия.
- Выбор направлений дальнейших исследований учащимися. Формирование темы исследования, постановка цели, определение задач. Консультации.
III этап – практический, исследовательский, 10-11 класс.
Цель: формирование у учащихся навыков исследовательской деятельности на уровне, позволяющем выполнять им под руководством учителя научно-исследовательские работы.
Задачи:
- Продолжить теоретическую подготовку учащихся, сосредоточив внимание на требованиях к исследовательским работам.
- Осуществлять руководство учащимися по выбору темы исследования, постановке целей и задач.
- Осуществлять мониторинг интересов и склонностей учащихся в динамике.
- Осуществить написание научно-исследовательской работы каждым членом группы.
Содержание деятельности:
- Расширение и углубление теоретических знаний учащихся о видах и методах исследования.
- Ознакомление учащихся с активными способами сбора информации: тестирование, анкетирование, интервьюирование и т. д.
- Руководство учащимися по составлению графика работы.
- Руководство учащимися по формулированию темы исследования, постановки цели и задач.
- Руководство учащимися по написанию исследовательской работы:
- подбор литературных источников;
- составление картотеки;
- составление плана работы;
- разработка опросных листов, тестов и т. д.( Приложение 12)
- написание работы;
- подготовка иллюстративного и демонстрационного материала;
- формулирование выводов и предложений в соответствии с поставленной задачей;
- оформление работы согласно требованиям;
- Написание отзывов научным руководителем на работы учащихся.
- Руководство учащимися по подготовке к защите работы, написанию аннотаций и тезисов работы к публикации.
- Защита учащимися работ на конференции. Анализ результатов. Рефлексия.
- Совместно с психологом осуществить мониторинг интересов и склонностей учащихся с целью дальнейшей их профориентации.
IV этап – исследовательский, рефлексивный, 11 класс.
Цель: самоопределение учащихся на жизненном пути через организацию их самостоятельной, научно-исследовательской деятельности.
Задачи:
- Продолжать теоретическую подготовку учащихся, уделив внимание формам работы с большой аудиторией.
- Осуществлять контроль написания научно-исследовательской работы учащимися на всех этапах ее подготовки.
- Проводить работу по профориентации.
- Осуществлять мониторинг эффективности научно-исследовательской деятельности учащихся.
Содержание деятельности:
- Обучение учащихся правилам ведения дискуссий, участия в диспутах.
- Организация “круглых столов”, тренингов для приобретения учащимися практических навыков ведения полемики, дискуссий со сверстниками и педагогами.
- Контроль научно-исследовательской деятельности учащихся на всех этапах:
- подготовка работы;
- написание и оформление;
- составление доклада, аннотации, тезисов;
- защита работы;
- анализ результатов;
- Совместно с психологом осуществление мониторинга профессиональной ориентации учащихся.
Из вышесказанного я могу сделать вывод: для того чтобы выполнить исследовательскую работу, ученик должен обладать следующими личностными качествами и общешкольными умениями, это:
- Достаточный уровень базовых знаний, умений, навыков.
- Исследовательский подход к оценке явлений природы, событий общественной жизни, экспериментальных результатов.
- Грамотное и свободное владение устной и письменной речью.
- Экологическая грамотность.
- Знание основных достижений культуры.
- Способность к самообразованию.
- Осознанные познавательные интересы и стремления реализовать их.
- Способность использовать полученные знания на практике, в нестандартных ситуациях, для решения возникающих проблем.
- Коммуникативность, культура общения.
- Бережное отношение к общечеловеческим ценностям.
- Честность, принципиальность, умение отстаивать свое мнение.
- Оптимизм, настойчивость в определении трудностей.
Предложенная система по организации исследовательского метода формирует у учащихся эти качества.
Таким образом, мой принцип обучения построен на индивидуально-личностном подходе к каждому ребенку. Я стараюсь акцентировать внимание на положительных результатах и достижениях, а свой урок построить таким образом, чтобы на нем было интересно и сильным ученикам, и ученикам с проблемами в обучении. Для меня каждый ученик - личность, которая заслуживает уважительного отношения. И на своих уроках я стараюсь научить их уважительно относиться друг к другу, умению выслушать и сопереживать, умению работать в парах и группах не подавляя, а поддерживая друг друга.