Наставничество
Являлась наставником учителей географии и биологии Сулеймановой Г.Ф. и учителя биологии Мубараковой Л.В. С 2023 года наставник учителя географии Рузметовой А.А.
Результативность деятельности педагога:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Рекомендации молодым педагогам
Домашние задания
Перегрузку учащихся могут вызывать:
• чрезмерно большое домашнее задание;
• чрезмерно трудное домашнее задание;
• несформированность у учащихся умений, необходимых для выполнения определенного вида задания;
• неумение учащихся правильно оформить выполненное задание.
Основная причина перегрузки — объем домашних заданий, не согласованный с заданиями по другим предметам.
Необходимо предупредить излишнее увлечение домашними заданиями, которое может привести к перегрузке учащихся: исключить задания, рассчитанные только на механическую работу, слишком громоздкие задания, отнимающие много времени, но не дающие нужного положительного эффекта, а также задания, о приемах выполнения которых учащиеся не имеют ясных представлений. Постановка четкой цели каждого домашнего задания, отбор их видов и реальная оценка всех возможностей учащихся предупредит опасность перегрузки.
Объем домашней работы не должен превышать 30 % объема работы, выполненной в классе.
Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. Если учитель может организовать работу так, что учащиеся осваивают весь необходимый учебный материал на уроке, он может отказаться от домашних заданий на какой-то период.
Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которое уже выполнялись учащимися на уроке самостоятелен. Домашнее задание должно быть посильным для большинства учащихся класса.
По степени трудности домашнее задание должно быть примерно равным или несколько легче тех, что выполнялись на уроке.
Содержание задания должно быть понятно каждому ученику, т.е. все учащиеся должны точно знать, что и как делать.
Домашнее задание может быть фронтальным, дифференцированным или индивидуальным.
Методика проверки домашней работы учащихся должна быть чрезвычайно гибкой, а ее формы разнообразны, поскольку задача учителя заключается в том, чтобы взять под контроль не только систематичность выполнения каждым учеником домашнего задания, но и степень самостоятельности ученика при его выполнении, а также уровень усвоения учебного материала в процессе домашней работы.
Домашние задания теряют смысл, если их регулярно не проверять. Проверка домашних заданий проводится учителем постоянно и, как правило, связывается с изучаемым материалом. В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или в конце урока.
Предварительный просмотр:
Памятка молодому учителю при подготовке к уроку
1. Определите учебно-воспитательные задачи целой темы.
2. Продумайте, какие из них будут решаться на данном уроке, что главное в материале урока.
3. Изучите методические пособия к проведению урока.
4. Серьезно продумайте методические задачи учебника и возможного сочетания темы с задачами урока.
5. Не забудьте, что УВП в целом и его важнейшая часть - урок, подчиняются объективным законам дидактики и педагогической психологии.
6. Решите, какие умения и навыки будете отрабатывать на данном уроке.
7. Все ли вами отработано из повторения для более глубокого изучения усвоения нового материала.
8. В плане четко отразите методы, приемы, средства обучения, композицию урока - это будет вашим творчеством.
9. Не забудьте о межпредметных связях, об основных знаниях, которые являются стержневыми в данном курсе.
10. Пусть ориентиром для вас служит обязательный минимум содержания образования по предмету. Нормы оценки знаний, умений и навыков должны быть известны и ученикам.
11. Показателем подготовленности к уроку служит выполнение домашней работы учеником.
12. Постарайтесь "примерить" свой урок не только ко всему классу, но и к разным ученикам. Как ликвидировать пробелы в их знаниях, как предупредить ошибки - это и есть индивидуальный подход, без которого не добиться глубоких и прочных знаний.
13.Подумайте, что завтрашние занятия были связаны со своей системой изучения той или иной темы. Пусть каждый урок - законченное целое, но он - звено всего учебного и воспитательного процесса.
УСПЕХА!
Предварительный просмотр:
ДИАГНОСТИКА
ЗАТРУДНЕНИЙ И ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
№ | Название диагностируемой позиции | да | отчасти | нет |
І. Испытываю проблемы | ||||
1. Моделирование | ||||
а) | «целеполагания»: | |||
- цели и задач мероприятия; | ||||
- путей мотивации учащихся. | ||||
б) | «содержания»: | |||
- «порций» подачи материала; | ||||
- структуры содержания; | ||||
- формы подачи содержания. | ||||
в) | «организации»: | |||
- адекватно цели, задач и содержанию; | ||||
- позитивной коммуникативной с участниками образовательного процесса. | ||||
г) | «методики»: | |||
- методов (наблюдение, эвристическая беседа, проблемная ситуация, частично-поисковый, исследовательский, проектов и др.); | ||||
- средств (наглядных, технических и др.); | ||||
- приёмов: активизации познавательной деятельности; активизация мыслительной деятельности; активизация творческой деятельности. | ||||
2. Реализация: | ||||
а) | «целеполагания»: | |||
- определение места предъявления целей и задач (начало – конец) мероприятия; | ||||
- определение способа предъявления целей и задач (педагог – обучаемый) мероприятия; | ||||
- «увязывание» целей и задач мероприятия с потребностями обучаемых на основе использования результатов социально-педагогической диагностики | ||||
б) | в предъявлении содержания: | |||
- с использованием технологий (элементов): французских педагогических мастерских; проектной; игры; развивающего обучения; развития критического мышления; другие. | ||||
в) | в проведении занятий: | |||
- знакомство с новым содержанием; | ||||
- отработка умений и навыков; | ||||
- коррекционных; | ||||
- итоговых; | ||||
- комбинированных; | ||||
- других. | ||||
г) | в организации работы: | |||
- парной; | ||||
- групповой; | ||||
- по само- и взаимоконтролю; | ||||
- по оценке и самооценке; | ||||
- другое. | ||||
д) | в применении на занятии: | |||
- технических средств обучения; | ||||
- электронно-вычислительной техники; | ||||
- изготовление и применение наглядных средств; | ||||
- другое. | ||||
3. Рефлексия | ||||
а) | в выборе: | |||
- оснований для самоанализа; | ||||
- критериев для анализа деятельности обучающихся; | ||||
- показателей для анализа результатов деятельности обучающихся. | ||||
б) | в проведении: | |||
- анализа и самоанализа. | ||||
в) | в определении эффективности мероприятия в т.ч.: | |||
- степени влияния на личностное развитие обучаемых; | ||||
-содержания мероприятия; | ||||
- организации и формы его проведения; | ||||
ІІ.Есть затруднения: | ||||
- знание концепций, образовательных стандартов по предмету, норм оценки результатов учебной деятельности учащихся, нормативной базы; | ||||
- подготовка учащихся к олимпиадам, турнирам, соревнованиям, творческим конкурсам; | ||||
- подготовка учащихся к продолжению образования; | ||||
- знание психолого-возрастных особенностей учащихся; | ||||
- знание эффективных методик и технологий взаимодействия с учащимися; | ||||
- умение использовать современные средства ИКТ | ||||
ІІІ. Хотелось бы: | ||||
- послушать: | ||||
- изучить: | ||||
- обсудить: | ||||
- увидеть: | ||||
- попробовать: | ||||
IV.Могу предложить: |
Предварительный просмотр:
КОМПЛЕКС ПРОБЛЕМ,
С КОТОРЫМИ СТАЛКИВАЕТСЯ МОЛОДОЙ УЧИТЕЛЬ В СВОЕЙ РАБОТЕ
Проблемы в отношениях с учащимися
Недостатки в работе молодого учителя | Реакция учащихся на недостатки | Способы преодоления недостатков |
Неумение поддерживать внимание школьников | Отсутствие дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются, шумят | Увлекательный рассказ; активизация учения школьников |
Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися | Наличие аритмии в овладении знаниями | Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов |
Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся | Неприязненное отношение к учителю | Сочетание требовательности с доверием |
Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться | Безответственное поведение | Соблюдение меры в требованиях |
Неискренность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях | Несерьезное, неуважительное отношение к учителю | Тщательная обдуманность поступков |
Неумение концентрировать внимание на главном, существенном | Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении | Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации |
Неумение определять степень важности учебной информации | Ощущение постоянной перегрузки | Ориентация на овладение обязательной информацией (в соответствии с учебником) |
Неумение определять учебные, развивающие и воспитательные цели урока | Неумение выделять главное, определять суть информации | Постоянно помнить о главной цели урока, соотносить с ней все излагаемое на уроке |
Игнорирование самостоятельной работы учащихся | Потеря ответственности и целеустремленности | Чередование различных видов работы, отказ от роли «диктатора» и единственного источника знаний |
Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации | Скука, безразличное отношение к информации учителя, «потеря» стержня учебного материала | Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации для ее осмысления |
Неумение опираться на коллектив учащихся | Пассивное поведение части учащихся | Постоянная конкретизация заданий с учетом интересов и возможностей учащихся |
Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся | Потеря ответственности в выполнении установки педагога | Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися заданий учителя |
Механическое перенесение чужого опыта в свою работу | Потеря внимания и интереса к личности учителя, а затем и к излагаемому им материалу | Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации |
Проблемы в учебной работе и способы их устранения
Деятельность педагога | Мотивы поведения и состояния учащихся | Пути устранения недостатка |
Однообразная структура урока | Притупление интереса и пытливости | Структура урока, соответствующая целям обучения школьников |
Одергивание и угроза - основные стимулы обучения | Неприязненное отношение к требованиям учителя | Эмоционально-волевое влияние в сочетании с доверием к ученику |
Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике | Отсутствие внимания, скука | Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию |
Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика (несвоевременное вмешательство в ответ, подталкивание или одергивание | Нервозное состояние отвечающего ученика | Внимание к логически законченной информации (вербальной, средствами акцентов на главном, составление плана) |
Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихся | Притупление интереса в учении | Творческий подход к заданиям (усложнение или временное облегчение) |
Отсутствие индивидуального подхода к учащимся | Потеря уверенности в знаниях | Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся; стимулирование их интеллектуального роста |
Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся | Замедление интеллектуального развития учащихся, потеря интереса к учению, необходимость преодолевать неоправданные трудности | Создание атмосферы творческой активности |
Нерациональное распределение времени на уроке | Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении | Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями (при опросе, изложении нового, закреплении) |
Противопоставление себя классу | Конфронтация с учителем | Разумная требовательность, установление деловых отношений |
Предпочтение одного метода (словесного, иллюстратив-ного и пр.) | Снижение интереса к информации учителя | Знакомство с палитрой методических приемов лучших педагогов |
Неумелое использование наглядных пособий | Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний | Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности (по Л. В. Занкову) |
Формальное отношение к оценке знаний учащихся | Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению | Ознакомление учащихся с критериями оценок |
Перегрузка учащихся дополнительной информацией | Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой | Тщательный отбор дополнительной информации |
Обезличенный подход к учащимся, безразличие к их внутреннему миру. | Неуважение педагога как несерьезного и чуждого человека | Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношениях и в общении |
Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала | Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению | Переосмысление обязательной информации с учетом доступности овладения его учащимися; дополнительные индивидуальные занятия (в особых случаях) |
Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении | Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий | Изменение типа мышления, проектируемого содержанием и методами обучения; развитие у учащихся научно-теоретического мышления (по В. В. Давыдову) |
Классификация ошибок, допускаемых начинающим учителем
Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учащимися
- проявление невнимания к одаренным детям;
- проявление невнимания к отстающим детям;
- предъявление непосильных требований к учащимся;
- необдуманность принимаемых решений в отношении недисциплинированных учащихся;
- нетребовательность к учащимся в стремлении завоевать «дешевый» авторитет;
- проявление фактов грубого обращения с детьми;
- стремление установить контакт и взаимопонимание путем сокращения расстояния «учитель - ученик»;
- неуверенность в себе, в правильности своего поведения в тех или иных случаях;
- незнание психологии детского возраста, непонимание причин того или иного поступка учащимися;
- невыполнение данных учащимся обещаний;
- неоправданная апелляция по мелочам к руководству школы;
- излишняя придирчивость, чрезмерная суровость в отношении к детям;
- жалобы на детей родителям, классному руководителю, учителям.
Ошибки, связанные с взаимоотношениями с учителями
- неуважение к опыту и мудрости старших;
- бестактность в обращении со старшими;
- стремление уединиться, чтобы не участвовать в жизни коллектива;
- пренебрежение к сложившимся традициям коллектива;
- неблагодарность за помощь, которую оказывает учитель;
- обсуждение учителей «за глаза» или вместе с детьми.
Ошибки, связанные с взаимоотношениями молодых учителей между собой
- необъективная оценка результатов работы своих товарищей;
- отсутствие критического отношения к поведению товарищей;
- нетребовательность друг к другу;
- неумение преодолеть сложившиеся в студенческой среде отношения в новой обстановке (вместо «Вы» - «ты», вместо «Геннадий Иванович» - «Гена»).
Ошибки, связанные с недостаточным уровнем воспитанности и общей культуры молодого учителя
- стремление переложить порученное дело на другого;
- невыполнение прямых обязанностей;
- отсутствие инициативы и творческого начала в работе;
- недисциплинированность;
- нарушение норм и правил этикета.
Ошибки, связанные с недостаточной общей и «технической» подготовкой молодого учителя к самостоятельной работе
- недостаточное знание предмета и методики изложения;
- неумение управлять своим состоянием;
- отсутствие навыков общения;
- неотработанная дикция, жесты, мимика, движение;
- неумение правильно действовать в различных ситуациях;
- медленная реакция, рассеянность на уроке;
- мышечные зажимы, скованность.
Ошибки, связанные с переоценкой начинающим учителем своих сил и возможностей
- самоуверенность и высокомерие, выражающиеся в неприятии советов, рекомендаций учителей;
- формальное отношение к выполнению своих обязанностей.
- категоричность суждений.
Затруднения учителей в подготовке современного урока
Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.
Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.
Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Причины этих трудностей
Первая. Изменилось соотношение деятельности учителя и учащихся в учебном процессе, что требует поисков новой схемы взаимодействия учителя и учащихся. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников. Увеличилась информативность учебного материала, а также активизировалась деятельность учеников: они выполняют много учебно-практических работ (анализируют, обсуждают, решают задачи, ставят опыты, пишут различные рефераты, доклады), а частные методики еще слабо оказывают помощь учителю в этом.
Вторая. Научная организация труда еще не вошла в практику школы должным образом.
Третья. На молодых учителях, как ни странно, лежит «груз» инерции: они стараются преподавать так, как преподавали им, не учитывая изменений в образовательной системе.
Четвертая. Изложение учебного материала в учебниках (даже в последних) остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий для творческой деятельности учащихся как при изучении нового материала, так и при применении полученных знаний и умений.
Пятая. Нет целенаправленной работы учителя над развитием творческих способностей.
Советы молодому учителю при подготовке к уроку (алгоритм действий)
Учет особенностей учащихся класса:
- успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т. п.);
- отношение учащихся к предмету;
- темп работы;
- сформированность учебных умений;
- общая подготовленность учащихся;
- отношение к разным видам учебной деятельности;
- отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;
- общая дисциплина учащихся.
Учет своих индивидуальных особенностей:
- тип нервной системы;
- коммуникативность;
- эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;
- управление восприятием нового учебного материала учащимися;
- умение преодолеть плохое настроение;
- уверенность в своих знаниях, умениях;
- наличие умений импровизации;
- умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.
Соблюдение правил, обеспечивающих успешное преодоление урока.
Общие
1. Определить место урока в теме, а темы - в годовом курсе, выделить общую задачу урока.
2. Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока: научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.
3. Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.
4. Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.
5. Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.
6. Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.
7. Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.
8. Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.
9. Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.
Частные
1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.
2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.
3. Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.
4. Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требование.
5. Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания - сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.
6. Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.
7. Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.
8. Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.
9. Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства.
10. Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.
Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя
1. Разработка системы уроков по теме или разделу.
2. Определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы.
3. Отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка.
4. Выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке.
5. Формулирование учебных задач урока.
6. Разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем.
7. Нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся.
8. Планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях.
9. Подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.).
10. Проверка оборудования и технических средств обучения.
11. Планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях.
12. Предусматривание объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности.
13. Приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения в систематизации знаний.
14. Составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания.
15. Продумывание форм подведения итогов урока.
16. Планирование внеклассной работы по данной теме.
17. Запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.
Тема урока
1. Дидактическая цель и задачи урока.
2. Тип, структура урока.
3. Общие методы. Приемы работы учеников.
4. Средства наглядности. Источники информации, ТСО, ЭВТ.
5.Ход урока (Желательно расписать предполагаемые ответы детей, особенно выводы к этапам урока и итоговый вывод)
Примерная схема календарно-тематического плана
Общие вопросы плана: 1 - дата: 2 - номер урока по теме; 3 - тема урока; 4 - тип урока; 5 - триединая задача урока; 6 - методы обучения; 7 - повторяемый материал, актуализирующий опорные знания и умения учащихся; 8 - виды контроля знаний и обратной связи; 9 - определение знаний, умений и навыков, формирование которых планируется на уроке. Частные вопросы, решаемые на уроке: 1 - реализация воспитательного потенциала урока; 2 - осуществляемая связь учебного материала с жизнью, с практикой; 3 - дидактические средства урока; 4 - самостоятельная работа учащихся на уроке; 5 - методы закрепления пройденного на уроке; 6 - домашнее задание (репродуктивного характера и творческое).
Примерное содержание разделов поурочного плана
Повторение опорных знаний
1. Какие ранее изученные понятия, законы надо активировать в сознании учащихся, чтобы подготовить их к восприятию нового материала.
2. Самостоятельная работа учащихся (ее объем, смысл).
3. Способы развития интереса учащихся к теме, к предмету.
4. Формы контроля над работой класса, отдельных учащихся.
Усвоение новых знаний
1. Новые понятия, законы и способы усвоения.
2. Что должны узнать или усвоить ученики. Познавательные учебные задачи.
3. Самостоятельная работа и ее содержание (дидактическое назначение).
4. Проблемные и информационные вопросы.
5. Варианты решения проблемы.
6. Варианты закрепления изученного.
Формирование умений и навыков
1. Конкретные умения и навыки для отработки.
2. Виды устных и письменных самостоятельных работ, упражнений.
3. Способы «обратной связи».
4. Фамилии учащихся, которые будут опрошены.
Домашнее задание
1. Что повторять и приготовить к уроку.
2. Творческая самостоятельная работа.
3. Объем и время выполнения домашнего задания (сообщить учащимся).
Основные этапы современного урока
- организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью ученика к уроку;
- проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу);
- проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала;
- постановка цели и задач урока перед учащимися;
- организация восприятия и осмысления новой информации, т. е. усвоение исходных знаний - это центральное звено урока;
- первичная проверка понимания нового материала;
- организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу (возможна смена вариантов);
- творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений;
- обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее усвоенных знаний;
- домашнее задание к следующему уроку, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы;
- подведение итогов урока, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.
Типология уроков
Классические типы уроков:
1 - вводный;
2 - тренировочный;
3 - контрольный (проверочный);
4 - закрепление знаний, умений, навыков;
5 - урок самостоятельной работы;
6 - с использованием ТСО и ЭВТ;
7 - урок практической работы;
8 - комбинированный урок;
9 - повторительно-обобщающий;
10 - урок повторения;
11 - овладения знаниями, умениями, навыками;
Структура традиционного урока
Структура урока изучения нового материала:
1 - первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой мыслительной активности учащихся;
2 - указание на то, что учащиеся должны запомнить;
3 - мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
4 - сообщение, либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
5 - первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов;
6 - контроль результатов первичного запоминания;
7 - регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
8 - внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
9 - частное включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Структура урока формирования умений и навыков:
1 - постановка цели урока,
2 - повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой,
3 - проведение проверочных упражнений,
4 - ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования,
5 - упражнения на их освоение,
6 - упражнения на их закрепление,
7 - тренировочные упражнения по образу и подобию, алгоритму, инструкции,
8 - упражнения на перенос в сходную ситуацию,
9 - упражнения творческого характера,
10 - итог урока,
11 - задание на дом.
Структура урока закрепления и развития знаний, умений и навыков:
1 - сообщение учащимися цели предстоящей работы;
2 - воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
3 - выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
4 - проверка выполненных работ;
5 - обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
6 - задание на дом (если это необходимо).
Структура урока контроля и коррекции знаний, умений и навыков:
1 - сообщение темы, цели и задач урока;
2 - показ использования приобретенных знаний, навыков, умений в жизненных ситуациях;
3 - проверка знаний фактического материала, фронтальная беседа, индивидуальный опрос;
4 - проверка знаний основных понятий, законов и умений объяснить их сущность, письменная работа;
5 - проверка глубины осмысления знаний и степени их обобщения, самостоятельное сопоставление обобщенных таблиц, письменный опрос;
6 - применение учащимися знаний, практические задания;
7 - выполнение комплексных творческих работ;
8 - итоги урока;
9 - домашнее задание.
Структура урока проверки знаний:
1 - организация начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
2 - постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, что учащиеся обязательно сами проверяют работы;
3 - изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
4 - подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
5 - определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения. Совершенствование знаний и умений.
Структура урока обобщения и систематизации знаний:
1 - сообщение темы, цели и задач урока;
2 - повторение и обобщение отдельных фактов, событий, явлений;
3 - повторение и обобщение понятий и усвоение соответствующей системы знаний;
4 - повторение и систематизация основных теоретических положений и ведущих идей науки.
Структура комбинированного урока, который, как правило, имеет две или несколько дидактических целей:
1 - организация начала урока;
2 - проверка домашнего задания, постановка цели урока;
3 - подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний и практических и умственных умений;
4 - изучение нового материала, в том числе и объяснение;
5 - закрепление изученного материала на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
6 - обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
7 - подведение итогов и результатов урока;
8 - задание на дом;
9 - подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).
Нетрадиционные типы уроков:
1 - ролевые игры; 2 - исполнение сказочного сюжета; 3 - урок фантазирования; 4 - деловая игра; 5 - круглый стол или конференция; 6 - пресс-конференция; 7 - урок открытых мыслей; 8 - урок-соревнование; 9 - урок-КВН; 10 - викторина; 11 - следствие ведут знатоки; 12 - аукцион знаний; 13 - урок-диспут; 14 - урок-турнир; 15 - урок-эврика; 16 - волшебный конверт; 17 - межпредметный интегрированный урок; 18 - урок-конкурс; 19 - урок творчества; 20 - математический хоккей; 21 - урок-спектакль; 22 - смотр знаний; | 23 - урок-игра; 24 - урок-зачет; 25 - урок-путешествие; 26 - урок-состязание; 27 - урок взаимообучения; 28 - урок-восхождение; 29 - урок-диалог; 30 - мозговая атака; 31 - урок-брифинг; 32 - актуальное интервью; 33 - имитационно-ролевое моделирование; 34 - моделирование мышления учащихся; 35 - ролевая деловая игра; 36 - урок-лекция: 1) проблемная; 2) лекция; 3) лекция вдвоем; 4) лекция-пресс-конференция; 5) лекция-консультация; 6) лекция-провокация; 7) лекция-диалог. |