Самообразование
Развивающие технологии наглядного моделирования, как средство обучения детей дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geobord.docx | 20.98 КБ |
karty_proppa.docx | 21.99 КБ |
karty_proppa.docx | 185.1 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование метода моделирования в обучении старших дошкольников математике».
Одним из приоритетных методов развития математических способностей детей старшего дошкольного возраста является метод моделирования.
Предлагаемый подход к изучению математики позволяет эффективно формировать у ребенка такие операции мышления как классификация, сравнение, анализ и синтез, обобщение, и стимулирует интенсивное развитие словесно-логического мышления. Фактически данный подход как раз и обеспечит формирование и развитие того, что называют математическим стилем мышления.
Моделирование — это одно из средств познания действительности. Модель используется для изучения любых объектов (явлений, процессов, для решения различных задач и получения новой информации.
Модель выполняет функции замещения, представления, интерпретации и исследования. Поэтому она должна отображать обобщенный образ и подходить к группе объектов, а также раскрывать существенное в объекте. Модель должна быть многофункциональной и понятной детям.
Особое место в дошкольном детстве занимают игры, так как игра это ведущий вид деятельности, важнейшая сфера самовыражения ребенка. Поэтому и весь образовательный процесс с детьми проходит в игре.
А в своей работе при обучении детей математике я использую игру – математический планшет «Геоборд»
Геоборд состоит из плоского поля и гвоздиков, расположенных на поле равноудалено друг от друга по горизонтали и вертикали. Для работы с геобордом нужны резинки. Это могут быть обычные латексные канцелярские резинки или тонкие цветные резинки для волос. Надевая резинку на гвоздики, получаются изображения различных фигур.
Игры с геобордом - это развитие:
мелкой моторики, координации движений и ловкости обеих рук; подготовка руки к письму, и, как следствие, развитие речи;
- представлений о свойствах предметов: цвет, размер, форма;
- математических представлений (геометрические фигуры, длина, понятия «один-много», счет, изображение цифр, знакомство с понятиями площади, периметра, угла);
- фантазии и воображения;
- логического и пространственного мышления, зрительной памяти;
- умения моделировать и ориентироваться на плоскости, знакомство с понятиями направления («справа, слева, вверху, внизу»);
- умения создать изображение по
образцу;
- развивает усидчивость и внимание;
- навыков конструирования.
Приемы работы с геобордом при обучении старших дошкольников математике разнообразны.
• Повторить изображение по схеме
• По словесной инструкции:
• Упражнения математического содержания «Найди пропущенное число», «Какое число после…», составляем геометрические фигуры и предметы, состоящие из геометрических фигур.
• Просто фантазировать, придумывая собственные изображения.
Перспективное планирование по работе с математическим планшетом «Геобордом»
месяц | игры | цели |
сентябрь | 1.Знакомство с геобордом. | Познакомить детей с игрой, показать как пользоваться планшетом, как одевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности. |
сентябрь | 2.Геометрические фигуры. | Развивать представление детей о геометрических фигурах, развивать представление детей о том, как из одной формы сделать другую; формировать умение моделировать фигуры. |
сентябрь | 3.Геометрические фигуры. | Формировать умение соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами |
сентябрь | 4.Угадай-ка. | Развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (предметов разного цвета, размера, формы, назначения); анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию. |
октябрь | 1.Столбики. | Совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по высоте; отражать результаты сравнения в речи. |
октябрь | 2.Линии. | Совершенствовать умение сравнивать несколько предметов по длине. |
октябрь | 3.Угадай и проверь. | Совершенствовать умение ориентироваться на ограниченной территории; развивать глазомер; формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей. |
октябрь | 4.Узор по образцу. | Развивать способность детей к выкладыванию узора по образцу. |
ноябрь | 1.Часть и целое. | Развивать глазомер. Формировать понятие о том, что предмет можно разделить на несколько равных частей; формировать умение называть части, полученные от деления, сравнивать целое и части, понимать, что целый предмет больше каждой своей части, а часть меньше целого. |
ноябрь | 2.Мы разделяем пополам. | Предложить детям разделить геометрические фигуры резиночками на части и выделить, получившиеся сегменты, отмечая их форму, величину, а также предложить их сосчитать. |
ноябрь | 3.Пространственное ориентирование. | Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, понимать смысл пространственных отношений (вверху, внизу, влево, вправо); закреплять знания названий геометрических фигур |
ноябрь | 4.Диагональ. | Формировать первичные представления о понятии «диагональ» |
декабрь | 1.Деление круга на части | Развивать умение делить предмет на несколько равных частей; правильно обозначать части целого, устанавливать соотношение целого и части размера частей; познакомить детей с понятиями «диаметр», «радиус». |
декабрь | 2.Угол. | Познакомить с понятиями «угол», «параллельные линии», «перпендикулярные линии». |
декабрь | 3.Изучаем цифры и буквы. | Познакомить детей со схемой; развивать способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, схемы; формировать умение воспроизводить картинки по уже готовой схеме. |
декабрь | 4.Новогодняя елка | Познакомить детей с возможностью создавать собственные схемы. |
январь | 1.Сколько гвоздиков внутри. | Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. |
январь | 2.Симметрия. | Познакомить с понятием «симметрии». |
январь | 3.Загадки. | Развивать умение создавать множества (группы предметов) из разных по качеству элементов, анализировать форму предметов в целом и из отдельных частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, развивать фантазию. |
январь | 4.Снежинки. | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме. Закрепить понятие о симметрии |
февраль | 1.Транспорт | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме. |
февраль | 2.Геометрические фигуры. | Познакомить детей с системой координат и умением создавать шифр схемы. |
март | 1. Букет для мамы | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме. |
март | 2.Домашние животные. | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме. |
март | 3. Воздушный транспорт | Познакомить детей с возможностью создавать собственные схемы. |
март | 4.Угадай-ка. | Воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию. |
апрель | 1.Посуда. | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме |
апрель | 2.Космос. | Познакомить детей со схемой; формировать умение воспроизводить картины по уже готовой схеме |
апрель | 3.Одежда. | Продолжить формировать умения создавать собственные схемы и шифры. |
апрель | 4.Зоопарк. | Продолжить формировать умения создавать собственные схемы и шифры. |
май | 1.Сказка. | Познакомить детей с возможностью коллективной работы по работе с готовыми схемами и сформировать умение проговаривать созданные работы; развивать фантазию. |
май | 2.Сказка. | Познакомить детей с возможностью коллективной работы по работе с готовыми схемами и сформировать умение проговаривать созданные работы; развивать фантазию. |
май | 3.Сказка. | Продолжить формировать умение создавать собственные схемы и шифры; формировать умение работать «в команде». |
Использование метода моделирования помогает решать в работе с детьми комплекс важных задач.
Предварительный просмотр:
« Моделирование сказки с применением карт В.Я. Проппа»
В процессе непосредственно образовательной деятельности в детском саду, в основном, задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения — реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.
Значение моделирования заключается в том, что оно развивает мышление ребенка с помощью специальных знаков символических средств. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
В дидактике выделяются следующие виды моделей:
Предметные модели. Они наиболее просты для восприятия детей, т к. модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, пропорции, соотношение в пространстве (например: глобус, игрушки по типу дергунчика, модель хищной птицы, предложенная Николаевой).
Предметно-схематические модели. Они представляют собой предмет- заместитель наряду с графическими символами (например: модель длинных, коротких «ног» и покровительственной окраски).
Графические модели представлены в виде рисунков, схем (например: модели птиц, рыб, а также календари природы).
Метод наглядного «моделирования» используется во всех видах детской деятельности и образовательных областях – это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.
Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности. В данном случае схемы построек…
Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.
Предметные картинки, схемы, таблицы для обобщения, классификации и взаимосвязей предметов и явлений.
Схемы-описания картин, предметов и т. д. Опорные схемы для составления описательных рассказов о животных, временах года, природных явлений и т. д.
С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине.
Также при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.
Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи, а именно, процесса творческого рассказывания, у детей дошкольного возраста.
Что же такое творческое рассказывание?
Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.
Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок, люди, звери, гномы, волшебники. Иногда придется замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и по величине. Первая задача — научить ребенка правильно использовать заместители Замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.
Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Когда ребенок уже овладел. Разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступить к конспектированию. Это развивает у детей умение осмысленно запоминать не только отдельные слова, но и целые тексты.
Вы берете приготовленный заранее лист бумаги и карандаш и рисуете квадрат (рамку). Вместе с ребенком вспомните, о чем говорится в начале сказки. Например, сказка репка: посадил дед… В квадрате-рамке вы схематично рисуете деда и говорите ребенку, что так можно записать начало сказки. Затем вы рисуете еще одну квадратную рамку, рядом с первой и говорите, что в этом квадрате нужно записать то, что было дальше. Посадил дед что? Репу…дальше, кого дед позвал на помощь? И так далее, делая упор и рисуя в квадратах только те изображения на которые вы считаете нужным акцентировать внимание, которые будут служить ребенку опорой и которые легко запоминаются.
Так вы можете записать несколько сказок или рассказов. В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно. Основой для пересказа может служить и серия иллюстраций к сказке. Но на иллюстрациях много второстепенных деталей. Они отвлекают внимание ребенка от основной сюжетной линии.
При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок широко используются карты Проппа. Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклористом, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.
Прежде чем приступить к сочинению сказок по картам, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции. В этом и помогут карты Проппа, своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах. Определённый комплекс мотивов или повторяющихся элементов- функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую схему народной сказки.
Позднее эти три десятка функций были урезаны различными учеными до 28 карт с описанием элементов-функций сказок.
Дж. Родари сократил число этих функций до 20: запрет или предписание, нарушение, вредительство, отъезд героя, задача, встреча с дарителем, волшебные дары, появление героя, сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа, возвращение домой, прибытие домой, ложный герой, трудные испытания, ликвидация беды, узнавание героя, изобличение ложного героя, наказание ложного героя, свадьба или счастливый конец
Карты, используемые в начале работы, в младшем и среднем возрасте должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции, смысл которой был бы понятен детям.
Предварительно играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты.
«Волшебные имена» — перечисляем с детьми всех волшебных героев
«Кто на свете всех злее (милее, умнее?» — выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.
«Хороший- плохой» — в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя.
Например:
Емеля, его отрицательные качества — он ленивый, положительные — добрый и отзывчивый.
«Что в дороге пригодится?» — вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных
(Скатерть- самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)
«Волшебные или чудесные вещи» — в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого- либо героя.
На столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребенок выбирает в соответствии с символом
Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.
Огуречик, огуречик!
Не ходи на тот конечик.
Там мышка живёт.
Тебе хвостик отгрызёт.
Что мы здесь имеем: варианты ответов педагогов
- Герой – огуречик.
- Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
- Вредитель – мышка.
- Вредительство – хвостик отгрызёт.
- Мораль – не послушался – остался без хвоста.
Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют элементы сказки.
Этапы работы с картами
-Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
-Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок. Читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.
- Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
- Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 — 4 карты).
- Работа с индивидуальным набором карт (в начале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).
А далее происходит самая интересная работа- дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. Можно сочинить сказку, опираясь на схематические изображения, здесь нам приходят на помощь уже знакомые мнемоквадраты.
На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.
Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»
Педагог может взять не все 20, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например: жили были, особое обстоятельство, запрет, нарушение запрета, враг начинает действовать, погоня, получение волшебного средства, герой вступает в битву с врагом, герою дается новый облик, счастливый конец.
Карты Проппа, как один из видов развивающей технологии, наглядного моделирования, развивают не только монологическую речь, но и навыки творческого рассказывания.
Результат:
- умение определять жанр произведения;
- запоминать последовательность событий;
- выделять основное содержание сказки;
- выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
- пересказывать знакомые и сочинять новые сказки;
- чувствовать красоту и образность родного языка.
Предварительный просмотр:
Карты Проппа
Жили-были | Запрет | Нарушение запрета |
|
|
|
Вредительство | Герой покидает дом | Задача |
|
|
|
Даритель волшебных даров | Трудные испытания | Вызов на бой вредителя |
|
|
|
Борьба | Победа | Погоня |
|
|
|
Ликвидация беды | Возвращение домой | Героя не узнают |
|
|
|
Ложный герой (самозванец) | Изобличение и наказание самозванца | Счастливый конец |
|
Особое обстоятельство Мораль