Для Вас, педагоги!

Зиязова Лилия Флидовна

Методический материал для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад « 32 «Золушка»

городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан

Сообщение из опыта работы

для педагогов

на тему:

«Сказка, как средство развития речи

 у детей 3 – 4 лет»

                                                                         Выполнила:  Зиязова Л.Ф, воспитатель

                                                                                                  первой квалификационной категории

                                                                         Согласовано: Скарякина Н.Н, старший воспитатель

                                                                         Дата проведения:

г.Октябрьский

2019г.

     

         Опыт работы в детском саду убедил меня в том, что самое трудное для дошкольников – это развитие связной речи у каждого ребёнка и формирования у него умений общаться с взрослыми и сверстниками.

Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Многие малыши не слышали ни о Колобке, ни о Красной Шапочке, ни о Репке, и очень жаль. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, не перебивая, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читают, то не обсуждаются. А ведь ребенку крайне необходимо общение. В детском саду ребёнок попадает в незнакомую обстановку, где речь не всегда понятна для окружающих. Он растерян. Ему неуютно. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. И малыш замолкает. Очень важно преодолеть этот барьер неуверенности уже в первый день, чтобы такое молчание не затянулось.

 Поэтому,  начиная с младшей группы, работаю над этой проблемой.      Считаю, что речевое общение – это высшая форма сотрудничества педагога, родителя и ребенка.                   

 Сегодня я хочу представить вашему вниманию опыт  работы по теме: «Сказка, как средство развития речи у детей 3-4 лет». 

          Сказка как средство развития речи у ребенка издревле используется в дошкольной педагогике. И не случайно…  Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это позволяет вовлечь ребенка в активную речевую работу. 

           В своей работе по развитию речи при помощи сказки я использую разные формы обучения. И применяю их во всех областях педагогического процесса.

           Начиная с младшей группы, знакомила детей со сказками при помощи  тактильного восприятия.  Как известно, развитие речи напрямую зависит от мелкой моторики. Так, после ознакомления с литературным героям детям давался материал на ощупь. Например ежик колючий, лисичка – мягкая, пушистая и т.д. Так же использовались и тактильные дорожки, где после прочтения сказки предлагалось превратить свои пальчики в зайку, лисичку и т.д. и пройти со словами по дорожке. Так же дети сочиняли сказки, придумывали новых сказочных героев.  Все это способствовало активизации речевой деятельности. Пересказывая сказку дети изображали героев. Например, показать хитрую лису, злого волка, трусливого зайца…

      Для детей в группе, создана предметно - развивающая среда, где ребята с удовольствием играют в настольные игры, театральное лото, разыгрывают сказки по картинкам, на магнитной доске.

      В  центре  речевого развития есть театральная ширма, дидактические игры  по знакомым сказкам.  Здесь же размещены фигурки персонажей знакомых сказок. Все это сразу привлекает внимание детей. Они с радостью рассматривают иллюстрации, пересказывают содержания знакомых сказок, очень любят играть с персонажами кукольного театра, «разговаривать» с любимыми игрушками.

Всё это способствует развитию речевой активностиразвитию доброжелательных отношений друг к другу, развитию творческого воображения, мышления.

           Так как большое место в жизни детей моей группы занимают сказки, мы очень часто читаем их и драматизируем, беседуем о них, рассматриваем иллюстрации, рисуем, лепим. Возможности театрального уголка позволяют детям объединяться в группы и самостоятельно разыгрывать полюбившиеся им сказки, играть в настольный театр.  Играя сказку с детьми, использую различные виды театра.

Включаю сюжеты сказок в различные режимные моменты: умываемся, раздеваемся, засыпаем и просыпаемся вместе со сказкой. 

           Для того, чтобы научить детей рассуждать, нередко использую игру «Хорошо-плохо»; а постановка проблемных вопросов – «А если бы вдруг исчезло солнце, то твои действия…», Если бы ты стал кустом…» - позволяет поставить ребенка в позицию творца и фантазера. Сказка сама подсказывает, какой вопрос или какое задание дать детям. Это позволяет насыщать сказочный материал творческими заданиями, проблемными вопросами, проблемными ситуациями, различными словесными играми.

         Во время образовательной деятельности часто с детьми разыгрываем   знакомые сказки с простым сюжетом. Это следующие  русские народные сказки:  «Колобок», «Бычок - Смоляной бочок»,  «Заюшкина избушка», «Репка» «Теремок».

    Настольными книгами у детей почти всегда являются сказки. Мы слушаем сказки в аудиозаписи, смотрим мультфильмы по сказкам. 

В своей деятельности я использую моделирование с целью развития связной речи и с целью научить детей использовать модели для пересказа сказок. Моделирование ускоряет процесс запоминания и рассказывание сказки, так как схемы в значительной степени облегчает детям процесс овладение грамоты выстроенной речи, кроме того, наличие зрительного плана + схема делают сказки четкими, связными и последовательными. 

В своей работе, я использую следующие виды моделей:

  1. Готовые модели. В роли готовых моделей выступают игрушки, различные театры. Такие модели можно использовать начиная с младшей группы, пользуясь ими до подготовительной.
  2. Опорные картинки. Можно использовать в той же последовательности, как и готовые модели. К таким картинкам относятся: предметные (бабка, курица); сюжетные; серии сюжетных картинок.

 Сначала читала детям сказку, а потом эту же сказку рассказывала с помощью картинок, характеризующих действие или героя из этой сказки. Детям очень понравилась такая игра. Они стали сами пробовать составлять и даже придумывать сказки из картинок. Со временем картинки я начала менять на символические изображения предметов, потому что если не развивать идею это быстро наскучит. Это силуэты, контуры. Сейчас начинаю использовать пиктограммы. Знакомство с данным видом моделирования начинаю с того, что рассказываю сказку и сопровождаю рассказ условными заместителями. Использую геометрические фигуры разной формы, размера и цвета.

          Для детского творчества и проявления их инициативы и самостоятельности я изготовила модель-дерево «Полезные сказки». На каждом кармане изображен сюжет сказки. В карманах могут быть помещены как предметные изображения данной сказки, так и символические. Ребенок может по желанию воспользоваться любым карманом и собрать сказку по сюжету, может объединить героев из нескольких сказок и придумать свою. (Дерево) Использование моделирования сказки заметно облегчает детям овладение связной речью, построение диалога. Помогает выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служит основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей. Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

         И конечно большое значение имеет индивидуальная работа с детьми. Для этой работы я изготовила лепбук (книга на коленях).

        Особая роль в работе отводится просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок. Я разъясняю значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании речи и положительных эмоций ребенка. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создаст теплую, задушевную атмосферу в доме.

         

         При реализации работы видно, что у детей повысилась речевая активность, обогатился словарь, повысился интерес к сказкам и играм со сказочным сюжетом. Дети стали активнее участвовать в образовательной деятельности. Застенчивые ребята обрели друзей, стали более уверенными в себе. Мой опыт работы показывает, что сказка является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Сказка, как средство развития речи у детей 3 -4 лет»


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов: « Моделирование сказки с применением карт В.Я. Проппа»

В процессе непосредственно образовательной деятельности в детском саду, в основном, задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.

В исследованиях многих психологов (Л. А. Венгер, Д.Б. Эльконин и др.) отмечается доступность метода моделирования детям дошкольного возраста. Она определяется тем, что в основе моделирования лежит принцип замещения — реальный предмет может быть замещен в деятельности детей другим знаком, предметом, изображением.

Значение моделирования заключается в том, что оно развивает мышление ребенка с помощью специальных знаков символических средств. Когда ребенок в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

В дидактике выделяются следующие виды моделей:

Предметные модели. Они наиболее просты для восприятия детей, т к. модель аналогична предмету, воспроизводит его главные части, пропорции, соотношение в пространстве (например: глобус, игрушки по типу дергунчика, модель хищной птицы, предложенная Николаевой).

Предметно-схематические модели. Они представляют собой предмет- заместитель наряду с графическими символами (например: модель длинных, коротких «ног» и покровительственной окраски).

Графические модели представлены в виде рисунков, схем (например: модели птиц, рыб, а также календари природы).

Метод наглядного «моделирования» используется во всех видах детской деятельности и образовательных областях – это источник развития умственных способностей и творчества в дошкольном детстве.

Разработаны модели для формирования природоведческих знаний, развития речи, звукового анализа слов, конструирования, изобразительной деятельности. В данном случае схемы построек…

Схемы-модели могут обозначать различные среды обитания живых существ (наземную, воздушную и др.) С помощью картинок-моделей можно обозначать условия жизни, потребности живых организмов.

Предметные картинки, схемы, таблицы для обобщения, классификации и взаимосвязей предметов и явлений.

Схемы-описания картин, предметов и т. д. Опорные схемы для составления описательных рассказов о животных, временах года, природных явлений и т. д.

С использованием опорных схем может проходить обучение составлению творческих рассказов, рассказов по сюжетной картине.

Также при использовании схем можно учиться составлять различные предложения.

Остановимся подробнее на использовании наглядного моделирования в формировании связной речи, а именно, процесса творческого рассказывания, у детей дошкольного возраста.

Что же такое творческое рассказывание?

Под творческим рассказыванием мы понимаем речевую деятельность, результатом которой является придуманный детьми рассказ самостоятельно созданными новыми образами, ситуациями, действиями, с естественно развивающимся сюжетом, логически построенную и определенную словарную форму, соответствующую содержанию.

Если мы обращаемся к художественной литературе, то замещаемыми объектами будут герои детских сказок, люди, звери, гномы, волшебники. Иногда придется замещать и предметы, с которыми они действуют. В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадратики, различающиеся по цвету и по величине. Первая задача — научить ребенка правильно использовать заместители Замещение основывается на каком-либо различии между персонажами.

Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Когда ребенок уже овладел. Разыгрыванием сказок с помощью заместителей, можно приступить к конспектированию. Это развивает у детей умение осмысленно запоминать не только отдельные слова, но и целые тексты.

Вы берете приготовленный заранее лист бумаги и карандаш и рисуете квадрат (рамку). Вместе с ребенком вспомните, о чем говорится в начале сказки. Например, сказка репка: посадил дед… В квадрате-рамке вы схематично рисуете деда и говорите ребенку, что так можно записать начало сказки. Затем вы рисуете еще одну квадратную рамку, рядом с первой и говорите, что в этом квадрате нужно записать то, что было дальше. Посадил дед что? Репу…дальше, кого дед позвал на помощь? И так далее, делая упор и рисуя в квадратах только те изображения на которые вы считаете нужным акцентировать внимание, которые будут служить ребенку опорой и которые легко запоминаются.

Так вы можете записать несколько сказок или рассказов. В дальнейшем такие записи может делать и ребенок, сначала с вашей помощью, а затем самостоятельно. Основой для пересказа может служить и серия иллюстраций к сказке. Но на иллюстрациях много второстепенных деталей. Они отвлекают внимание ребенка от основной сюжетной линии.

При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок широко используются карты Проппа. Так как Владимир Яковлевич Пропп был фольклористом, то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками.

Прежде чем приступить к сочинению сказок по картам, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции. В этом и помогут карты Проппа, своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах. Определённый комплекс мотивов или повторяющихся элементов- функций действующих лиц (31 функция по Проппу) образует строгую схему народной сказки.

Позднее эти три десятка функций были урезаны различными учеными до 28 карт с описанием элементов-функций сказок.

Дж. Родари сократил число этих функций до 20: запрет или предписание, нарушение, вредительство, отъезд героя, задача, встреча с дарителем, волшебные дары, появление героя, сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа, возвращение домой, прибытие домой, ложный герой, трудные испытания, ликвидация беды, узнавание героя, изобличение ложного героя, наказание ложного героя, свадьба или счастливый конец

Карты, используемые в начале работы, в младшем и среднем возрасте должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции, смысл которой был бы понятен детям.

Предварительно играем с детьми в игры, которые помогут освоить карты.

«Волшебные имена» — перечисляем с детьми всех волшебных героев

«Кто на свете всех злее (милее, умнее?» — выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.

«Хороший- плохой» — в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя.

Например:

Емеля, его отрицательные качества — он ленивый, положительные — добрый и отзывчивый.

«Что в дороге пригодится?» — вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных

(Скатерть- самобранка, волшебное кольцо, клубочек, волшебная палочка.)

«Волшебные или чудесные вещи» — в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого- либо героя.

На столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребенок выбирает в соответствии с символом

Важно помнить: в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. Приведём совсем простой пример на анализе потешки.

Огуречик, огуречик!

Не ходи на тот конечик.

Там мышка живёт.

Тебе хвостик отгрызёт.

Что мы здесь имеем: варианты ответов педагогов

  • Герой – огуречик.
  • Запрет – нельзя ходить на другой конец деревни.
  • Вредитель – мышка.
  • Вредительство – хвостик отгрызёт.
  • Мораль – не послушался – остался без хвоста.

Даже в такой малой фольклорной форме присутствуют элементы сказки.

Сегодня мы с вами попробуем придумать и составить свои карты, на примере сказки «Кот, петух и лиса». Попробуем ее проанализировать. Зачин сказки? Обозначаемый картой жили были…

Вспоминаем продолжение сказки и рисуем схематически, какие карты последуют дальше. На это задание 3 минуты.

Ваши карты получились интересные, а теперь посмотрим на готовые карты.

Этапы работы с картами

-Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).

-Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок. Читаем сказку вслух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

- Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).

- Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 — 4 карты).

- Работа с индивидуальным набором карт (в начале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

А далее происходит самая интересная работа- дети сочиняют сказку сами, используя карты Проппа. Можно сочинить сказк, опираясь на схематические изображения, здесь нам приходят на помощь уже знакомые мнемоквадраты.

На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами.

Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»

Педагог может взять не все 20, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например: жили были, особое обстоятельство, запрет, нарушение запрета, враг начинает действовать, погоня, получение волшебного средства, герой вступает в битву с врагом, герою дается новый облик, счастливый конец.

А сейчас давайте сочиним свою сказку…  Для этого мы разделимся на две команды, и используя наши любимые мнемоквадраты-помощники по заданной мною схеме из карт Проппа, сочиним свои сказки на новый лад.

Интересные у вас получились сказки, вы молодцы и теперь сможете применить полученные навыки в работе с детьми.

В заключении, небольшой совет. При работе с детьми лучше использовать диктофон, так как сказки собственного сочинения могут перетечь в проект «Моя книга», где дети могут выступать не только в качестве авторов, но и в качестве художников-иллюстраторов, оформителей, декораторов

Карты Проппа, как один из видов развивающей технологии, наглядного моделирования, развивают не только монологическую речь, но и навыки творческого рассказывания.

Результат:

  • умение определять жанр произведения;
  • запоминать последовательность событий;
  • выделять основное содержание сказки;
  • выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа;
  • пересказывать знакомые и сочинять новые сказки;
  • чувствовать красоту и образность родного языка.



Предварительный просмотр:

Карты Проппа

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa1.jpg

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa2f.jpg

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa3.jpg

Жили-были

Запрет

Нарушение запрета

 https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa4.jpg

 https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa5.jpg

 

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa6.jpg

 Вредительство

 Герой покидает дом

 Задача

 https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa7.jpg

 https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa8.jpg

 

 https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa9.jpg

 Даритель волшебных даров

 Трудные испытания

Вызов на бой вредителя

 https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa10.jpg

 https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa11.jpg

 

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa17.jpg

 Борьба

 Победа

Погоня

 https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa13a.jpg

 https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa12.jpg

 

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa14.jpg

Ликвидация беды 

Возвращение домой

 Героя не узнают

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa15.jpg 

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa16.jpg 

 https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa18.jpg

Ложный герой (самозванец) 

Изобличение и наказание самозванца

Счастливый конец 

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa19.jpg

https://mama-pomogi.ru/images/OldImages/2017/karty-proppa20.jpg

 

            Особое обстоятельство                                       Мораль