Рабочие программы по литературе

Кузьменок Ольга Сергеевна

На этой странице размещены рабочие программы по литературе (ФГОС).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Г. СУРАЖА  БРЯНСКОЙ  ОБЛАСТИ

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

6 КЛАСС

                                                             

                                             Разработана   учителем высшей категории

                                             Кузьменок Ольгой Сергеевной

                                                 

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературе для 6  класса составлена  в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937),  на основе Примерной  программы основного общего образования по литературе  и авторской программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной к учебнику по литературе для общеобразоват. организаций под редакцией В. Я. Коровиной.

      Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана  на 68 часов (из расчёта 2 урока в неделю).

УМК:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. Авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин, И. С. Збарский; под ред.

В. Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.

  1. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [В. П. Полухина, В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной.  – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2016.
  2. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 6 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2016.
  3. Полухина В. П. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 6 класс. - Москва: Просвещение, 2013.

Планируемые результаты освоения предмета «Литература»

Предметные результаты:

  • адекватное восприятие воспринятых на слух или прочитанных произведений в объеме программы;
  • знание изученных текстов;
  • обогащение навыков анализа литературного произведения (умение охарактеризовать героев, оценить их место в сюжете, роль изобразительных средств в раскрытии идейно-художественного содержания);
  • знание основных теоретических понятий, связанных с героем (литературный герой, имя героя, поступки и характер, речевая характеристика, отношения с другими героями, авторская оценка).
  • овладение техникой составления разных типов плана;
  • овладение различными способами пересказа;
  • обогащение приемов структурирования материала, в том числе с использованием цитирования;
  • умение работать со справочными материалами и интернет-ресурсами;
  • умение подбирать аргументы при обсуждении произведения и делать доказательные выводы.
  • знание наизусть художественных текстов в рамках программы;
  • умение давать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;
  • умение создавать творческие работы, связанные с анализом личности героя: письма, дневники, «журналы», автобиографии;
  • осознанно продолжать формирование собственного круга чтения.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей;
  • умение свои действия соотносить с планируемыми результатами;
  • умение правильно оценивать выполнение учебной задачи;
  • устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения;
  • умение создавать и организовать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; работать в парах, в группе;
  • аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • формировать свои способности в использовании ИКТ.

Личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, Отечеству, чувство гордости за свою страну;
  • формирование ответственного отношения к своему учению;
  • формирование доброжелательного, осознанного,  уважительного отношения к другому человеку;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками, и в различных видах деятельности.

Содержание программы

             Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою. Способы выражения авторской позиции.

УСТНОЕ  НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Обрядовый фольклор. Произведения обрядового фольклора: колядки, веснянки, масленичные, летние и осенние обрядовые песни. Эстетическое значение обрядового фольклора.

Пословицы и поговорки. Загадки — малые жанры устного народного творчества. Народная мудрость. Краткость и простота, меткость и выразительность. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Афористичность загадок.

Теория литературы. Обрядовый фольклор (начальные представления). Малые жанры фольклора: пословицы и поговорки,  загадки.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Повесть временных лет», «Сказание о белгородском киселе».

Русская летопись. Отражение исторических событий и вымысел, отражение народных идеалов (патриотизма, ума находчивости).

 Теория литературы. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Иван Иванович Дмитриев. Рассказ о баснописце.

«Муха». Противопоставление труда и безделья. Присвоение чужих заслуг. Смех над ленью и хвастовством.

Особенности литературного языка XVIII столетия.

Теория литературы. Мораль в басне, аллегория, иносказание (развитие понятий).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о писателе-баснописце. Самообразование поэта.

Басни «Листы и Корни», «Ларчик», «Осел и Соловей». Крылов о равном участии власти и народа в достижении общественного блага. Басня «Ларчик» - пример критики мнимого «механика мудреца» и неумелого хвастуна. Басня «Осел и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.

Теория литературы. Басня. Аллегория (развитие представлений).

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы.

«Узник». Вольнолюбивые устремления поэта. Народно-поэтический колорит стихотворения. «Зимнее утро». Мотивы единства красоты человека и красоты природы, красоты жизни. Радостное восприятие окружающей природы. Роль антитезы в композиции произведения. Интонация как средство выражения поэтической идеи. «И.  И.  Пущину». Светлое чувство дружбы — помощь в суровых испытаниях. Художественные особенности стихотворного послания. «Зимняя дорога». Приметы зимнего пейзажа (волнистые туманы, луна, зимняя дорога, тройка, колокольчик однозвучный, песня ямщика), навевающие грусть. Ожидание домашнего уюта, тепла, нежности любимой подруги. Тема жизненного пути.

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Книга (цикл) повестей. Повествование от лица вымышленного автора как художественный прием.

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Прием антитезы в сюжетной организации повести. Пародирование романтических тем и мотивов. Лицо и маска. Роль случая в композиции повести.

«Выстрел». Образ мнимого романтика-мстителя и его критика Пушкиным. Мастерство композиции и повествования: три выстрела и три рассказа о них, переданные разными лицами и в разном освещении. Эпилог повести (из двух повестей изучается одна по выбору учителя и учащихся).

 «Дубровский». Изображение русского барства. Дубровский-старший и Троекуров. Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости. Бунт крестьян. Осуждение произвола и деспотизма, защита чести, независимости личности. Романтическая история любви Владимира и Маши. Авторское отношение к героям.

Теория литературы. Эпитет, метафора, композиция (развитие понятий). Стихотворное послание (начальные представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта.

 «Тучи».  Чувство  одиночества  и  тоски,  любовь  поэта-изгнанника к оставляемой им Родине.  Прием сравнения как основа построения стихотворения. Особенности интонации.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы».  Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

Теория литературы. Антитеза. Двусложные (ямб, хорей) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест) размеры стиха (начальные понятия). Поэтическая интонация (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.

«Бежин луг». Сочувственное отношение к крестьянским детям. Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир. Пытливость, любознательность, впечатлительность. Роль картин природы в рассказе.

Федор Иванович Тютчев. Рассказ о поэте.

Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...». Передача сложных, переходных состояний природы, запечатлевающих

противоречивые чувства в душе поэта. Сочетание космического масштаба и конкретных деталей в изображении природы. «Листья» — символ краткой, но яркой жизни. «С поляны коршун поднялся...». Противопоставление судеб человека и коршуна: свободный полет коршуна и земная обреченность человека.

Афанасий Афанасьевич Фет. Рассказ о поэте.

Стихотворения: «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Еще майская ночь», «Учись у них — у дуба, у березы...». Жизнеутверждающее начало в лирике Фета. Природа как воплощение прекрасного. Эстетизация конкретной детали. Чувственный характер лирики и ее утонченный психологизм. Мимолетное и неуловимое как черты изображения природы. Переплетение и взаимодействие тем природы и любви. Природа как естественный мир истинной красоты, служащий прообразом для искусства. Гармоничность и музыкальность поэтической речи Фета. Краски и звуки в пейзажной лирике.

Теория литературы. Пейзажная лирика (развитие понятия).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта.

 «Железная дорога». Картины подневольного труда. Народ — созидатель духовных и материальных ценностей. Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа. Своеобразие композиции стихотворения. Роль пейзажа. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Значение риторических вопросов в стихотворении.

Теория литературы. Стихотворные размеры (закрепление понятия). Диалог. Строфа (начальные представления).

Николай Семенович Лесков. Краткий рассказ о писателе.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм. Горькое чувство от его униженности и бесправия. Едкая насмешка над царскими чиновниками. Особенности языка произведения. Комический эффект, создаваемый игрой слов, народной этимологией. Сказовая форма повествования.

Теория литературы. Сказ как форма повествования (начальные представления). Ирония (начальные представления).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора. Юмористическая ситуация. Разоблачение лицемерия. Роль художественной детали.

Теория  литературы. Юмор (развитие понятия).

Родная  природа в  стихотворениях русских поэтов

Я. Полонский. «По горам две хмурых тучи...», «Посмотри, какая мгла...»; Е. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Чудный град...»; А. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы...». Выражение переживаний и мироощущения в стихотворениях о родной природе. Художественные средства, передающие различные состояния в пейзажной лирике.

Теория литературы. Лирика как род литературы развитие представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.

«Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А. Платонова.

Александр Степанович Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести. Душевная чистота главных героев. Отношение автора к героям.

Александр Иванович Куприн. Рассказ «Чудесный доктор».

Реальная основа содержания рассказа. Образ главного героя. Тема служения людям.

Теория   литературы. Рождественский рассказ (начальные представления.

Произведения о Великой  Отечественной  войне

К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...»; Н. И. Рыленков. «Бой шел всю ночь...»; Д. С. Самойлов. «Сороковые».

Стихотворения, рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство скорбной памяти о павших на полях сражений и обостряющие чувство любви к Родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний.

Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.

«Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы. Нравственные проблемы рассказа — честность, доброта, понятие долга. Юмор в рассказе. Яркость и самобытность героев (Санька Левонтьев, бабушка Катерина Петровна), особенности использования народной речи.

Теория   литературы. Речевая характеристика героя.

Валентин Григорьевич Распутин. Краткий рассказ о писателе.

«Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени. Жажда знаний, нравственная стойкость, чувство собственного достоинства, свойственные юному герою. Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика.

Теория литературы. Рассказ, сюжет (развитие понятий). Герой-повествователь (развитие понятия).

 Писатели улыбаются

Василий Макарович Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы: «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников. Человеческая открытость миру как синоним незащищённости. Образ «странного» героя в литературе.

          Фазиль Искандер. Краткий рассказ о писателе.

«Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Чувство юмора как одно из ценных качеств человека.

Родная  природа в русской поэзии XX века

А. Блок. «Летний вечер», «О, как безумно за окном...» С. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали...», «Пороша»;

            А. Ахматова.  «Перед весной бывают дни такие...».

Чувство радости и печали, любви к родной природе родине  в  стихотворных  произведениях  поэтов  XX век Связь ритмики и мелодики стиха с эмоциональным состоянием, выраженным в стихотворении. Поэтизация родной природы.

Николай Михайлович Рубцов. Краткий рассказ о поэте.

«Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в «тихой» лирике Рубцова.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ (ОБЗОР)

Габдулла Тукай. Слово о татарском поэте.

 Стихотворения: «Родная деревня», «Книга». Любовь к своей малой родине и к своему родному краю, верность обычаям, своей семье, традициям своего народа. Книга в жизни человека. Книга – «отрада из отрад», «путеводная звезда», «бесстрашное сердце», «радостная душа».

Кайсын Кулиев. Слово о балкарском поэте.

«Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был мой народ…».

Родина как источник сил для преодоления любых испытаний и ударов судьбы. Основные поэтические образы, символизирующие Родину в стихотворениях поэта. Тема бессмертия народа, нации до тех пор, пока живы его язык, поэзия, обычаи. Поэт – вечный должник своего народа.

 Теория  литературы. Общечеловеческое и национальное в литературе разных народов.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Мифы Древней Греции.  Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

Геродот. «Легенда об Арионе».

Теория   литературы. Миф. Отличие мифа от сказки.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. «Одиссея», «Илиада» как эпические поэмы. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде». Стихия Одиссея — борьба, преодоление препятствий, познание неизвестного. Храбрость, сметливость (хитроумие) Одиссея. Одиссей — мудрый правитель, любящий муж и отец. На острове циклопов. Полифем. «Одиссея» — песня о героических подвигах, мужественных героях.

Теория литературы. Понятие о героическом эпосе (начальные    представления).

Мигель Сервантес Сааведра. Рассказ о писателе.

Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов. Герой, создавший воображаемый мир и живущий в нём. Пародия на рыцарские романы. Освобождение от искусственных ценностей и приобщение к истинно народному пониманию правды. Мастерство Сервантеса-романиста. Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы. (Для внеклассного чтения.)

Фридрих Шиллер. Рассказ о писателе.

Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах. Любовь как благородство и своевольный, бесчеловечный каприз. Рыцарь — герой, отвергающий награду и защищающий личное достоинство и честь.

Проспер Мериме. Рассказ о писателе.

Новелла «Маттео Фальконе». Изображение дикой природы. Превосходство естественной, «простой» жизни и исторически сложившихся устоев над цивилизованной с ее порочными нравами. Романтический сюжет и его реалистическое воплощение.

Марк Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Сходство и различие характеров Тома и Гека, их поведение в критических ситуациях. Юмор в произведении. (Для внеклассного чтения.)

Антуан де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

«Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча. Мечта о естественном отношении к вещам и людям. Чистота восприятий мира как величайшая ценность. Утверждение всечеловеческих истин. (Для внеклассного чтения).

Теория литературы. Притча (начальные представления).

Тематическое планирование

Тема урока

Коли-чество часов

Дата по плану

Дата факт.

1.

Введение. Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герой. Отношение автора к герою.

1

     2.

Устное народное творчество (3 ч.)

Обрядовый фольклор 

1

     3.

Пословицы и поговорки. Многообразие тем. Прямой и переносный смысл.

1

     4.

Р.р.  Письменная работа по теме «Устное народное творчество»

1

5.

Из древнерусской литературы (1 ч.)

Русская летопись. «Повесть временных лет».

«Сказание о белгородском киселе»

1

6.

Из русской литературы XVIII века  (3ч.)

И. И. Дмитриев. Рассказ о баснописце. «Муха». Противопоставление труда и безделья

1

7.

И.А.Крылов. Краткий рассказ о писателе. Басня «Осел и Соловей»

1

8.

Басни И.А. Крылова «Листы и корни», «Ларчик»

Выразительное чтение басен наизусть.

1

9.

Из русской литературы  XIX века (30 ч.)

А.С.Пушкин. Краткий рассказ о поэте. Лицейские годы. «И.И.Пущину». Светлое чувство дружбы.

1

10.

Выр. чт. стихотворения наизусть. «Узник». Вольнолюбивые устремления поэта.

1

11.

Выр. чт. стихотворения наизусть. Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Двусложные размеры стиха.

1

12.

Дубровский». Изображение русского барства.

Анализ эпизода «Пожар в Кистенёвке».

1

13.

Протест Владимира Дубровского против беззакония и несправедливости.

1

14.

Романтическая история любви Дубровского и Маши Троекуровой

1

15.

Р. р. Анализ эпизодов романа

1

16.

Понятие о композиции.

Р. р. Подготовка к сочинению

1

17.

Вн. чт. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести.

1

18.

М.Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. Ученические годы поэта. «Тучи». Чувство одиночества и тоски.

1

19.

«Листок», «На севере диком...», «Утес», «Три пальмы».  Тема красоты, гармонии человека с миром. Особенности выражения темы одиночества в лирике Лермонтова.

1

20.

Выр. чт. стихотворений М. Ю. Лермонтова наизусть.

Р.р. Анализ поэтического текста.

1

21.

Контрольная работа по творчеству А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова

1

22.

И.С. Тургенев.  Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Бежин луг»

1

23.

Портреты и рассказы мальчиков, их духовный мир.

1

24.

Ф.И. Тютчев. Рассказ о поэте. Стихотворения «Неохотно и несмело...», «С поляны коршун поднялся...»

1

25.

Выр. чт. стихотворений Ф. И. Тютчева наизусть.

«Листья» - символ краткой, но яркой жизни.

1

26.

А.А. Фет. Рассказ о поэте. Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила...» Жизнеутверждающее начало в лирике Фета.

1

27.

Выр.  чт. стихотворений А. А. Фета наизусть.

Природа как воплощение прекрасного.

1

28.

Н.А. Некрасов. Краткий рассказ о жизни поэта. Стихотворение «Железная дорога».

1

29.

Выр. чт. отрывка наизусть. Картины подневольного труда. Своеобразие композиции стихотворения.

1

30.

Трехсложные размеры стиха

1

31.

Контрольная работа по творчеству

Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, И.С. Тургенева,

Н. А. Некрасова

1

32.

Н.С. Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Левша». Сказовая форма повествования.

1

33.

«Левша». Гордость писателя за народ, его трудолюбие, талантливость, патриотизм.

1

34.

А.П. Чехов.  Краткий рассказ о писателе.

«Толстый и тонкий». Речь героев как источник юмора.

1

35.

Вн. чт. Рассказы А.П.Чехова «Лошадиная фамилия», «Пересолил» и др. Роль художественной детали.

1

36.

Родная природа в стихотворениях русских

поэтов XIX века.

1

37.

Выр.  чт. стихотворений наизусть.

Р. р. Анализ стихотворений.

1

38.

Из русской литературы XX века  (18 ч.)

А.С. Грин. Краткий рассказ о писателе.

«Алые паруса». Жестокая реальность и романтическая мечта в повести.

1

39.

Душевная чистота главных героев. 

Р. р. Письменная работа по феерии.

1

40.

А.П. Платонов. Краткий рассказ о писателе.

 «Неизвестный цветок». Прекрасное вокруг нас.

1

41.

А. И. Куприн. Краткий рассказ о писателе. Рассказ «Чудесный доктор». Реальная основа содержания рассказа.

1

42.

Образ главного героя. Тема служения людям.

1

43.

Р.р. Отзыв на один из рождественских

(святочных)  рассказов.

1

44.

Произведения о Великой Отечественной войне.

Выр. чт. стихотворений наизусть.

1

45.

В. П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе.  «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в предвоенные годы.

1

46.

Нравственные проблемы рассказа.

1

47.

В. Г. Распутин.  Краткий рассказ о писателе.  

 «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени.

1

48.

Душевная щедрость, учительницы, ее роль в жизни мальчика.

1

49-50.

Р.р. Сочинение по рассказам В.П.Астафьева и В.Г. Распутина

2

51.

В.М. Шукшин. Слово о писателе.

Рассказы «Срезал» и «Критики». Особенности шукшинских героев-«чудиков», правдоискателей, праведников.

1

52.

Ф.А. Искандер. Краткий рассказ о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера.

1

53.

Родная природа в стихотворениях поэтов XX века . Р. р. Анализ стихотворений.

1

54.

Выр.  чт. стихотворений о природе наизусть.

Р. р. Анализ стихотворений.

1

55.

Из литературы народов России

Г. Тукай. Слово о татарском поэте. Стихотворения. Любовь к своей малой родине.

1

56.

К. Кулиев. Слово о балкарском поэте. Родина как источник сил.

1

57-58.

Из зарубежной литературы (10 ч.)

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. «Скотный двор царя Авгия», «Яблоки Гесперид».

2

59.

Геродот. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки.

1

60.

Гомер. Краткий рассказ о Гомере. Изображение героев и героические подвиги в «Илиаде».

1

61.

«Одиссея» - песня о героических подвигах, мужественных героях.

1

62.

М. Сервантес Сааведра. Роман «Дон Кихот». Проблема ложных и истинных идеалов.

1

63.

Дон Кихот как «вечный» образ мировой литературы.

1

64.

Ф. Шиллер. Рассказ о писателе. Баллада «Перчатка». Повествование о феодальных нравах.

1

65.

П. Мериме. Рассказ о писателе. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни с цивилизованным обществом.

1

66.

А.де Сент-Экзюпери. Рассказ о писателе.

 «Маленький принц» как философская сказка и мудрая притча.

1

67.

Итоговая контрольная работа

1

68.

Итоговый урок за курс 6 класса.

1



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Г. СУРАЖА  БРЯНСКОЙ  ОБЛАСТИ

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО  ЛИТЕРАТУРЕ

7 КЛАСС

        

                                                                                                                                                 Разработана   учителем  высшей категории

        Кузьменок Ольгой Сергеевной

2017 - 2018 учебный год

Пояснительная записка

      Рабочая программа по литературе для 7  класса составлена  в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937),  на основе Примерной  программы основного общего образования по литературе  и авторской программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной к учебнику по литературе для общеобразоват. организаций под редакцией В. Я. Коровиной.

      Рабочая программа в соответствии с программой литературного образования рассчитана  на 70 часов (из расчёта 2 урока в неделю).

УМК:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы. Авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2014.
  2. Литература. 7 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин]; под ред. В. Я. Коровиной.  – 6-е изд. - М.: Просвещение, 2017.
  3. Ахмадуллина Р. Г. Литература. 7 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2017.
  4. Коровина В. Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы: 7 класс. - Москва: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты освоения  предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литература» в 7 классе являются следующие умения и качества:

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре; чувство гордости за свою Родину, сознание свей этнической принадлежности знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества, усвоение гуманистических ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования  с учетом устойчивых познавательных интересов;

- целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- коммуникативная  компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- формирование основ экологической культуры;

- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результатами изучения курса «Литература» в 7 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока;

– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью;

Познавательные УУД:

–  понимать основную и дополнительную информацию текста, воспринятого на слух;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах;

– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– составлять план, таблицу, схему;

– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;

– работать со справочной литературой ( словарями, справочниками, энциклопедиями);

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения, аргументируя и делая выводы.

Коммуникативные УУД:

– уметь формулировать собственное мнение и аргументировать его;

– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;

– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами монолога и диалога;

– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Предметными результатами изучения курса «Литература» в 7 классе является сформированность следующих умений:

- понимать  связь литературных произведений с эпохой их написания, выявления заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- уметь анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений, давать оценку;

- определять в произведении элементы сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание и роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа), владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

- уметь  интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

- понимать и формулировать  авторскую  позицию и свое отношение к ней;

- уметь пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

- писать сочинения  разных жанров на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

- понимать образную природу литературы как явления словесного искусства, эстетическое восприятие произведений литературы, формирование эстетического вкуса;

- понимать русское слово в его эстетической функции, роли изобразительно выразительных средств в создании художественны образов литературных произведений;

– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах.

Содержание учебного предмета

Введение

Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы. Взаимосвязь характеров и обстоятельств в художественном произведении. Труд писателя, его позиция, отношение к несовершенству мира и стремление к нравственному и эстетическому идеалу.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО

Предания. Поэтическая автобиография народа. Устный рассказ об исторических событиях. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

Пословицы и поговорки

Народная мудрость пословиц и поговорок. Выражение в них духа народного языка. Сборники пословиц. Собиратели пословиц. Меткость и точность языка. Краткость и выразительность. Прямой и переносный смысл пословиц. Пословицы народов мира. Сходство и различия пословиц разных стран мира на одну тему (эпитеты, сравнения, метафоры).

Теория. Афористические жанры фольклора. Пословицы, поговорки (развитие представления).

ЭПОС НАРОДОВ МИРА

Былины

«Вольга и Микула Селянинович». Воплощение в былине нравственных свойств русского народа, прославление мирного труда. Микула - носитель лучших человеческих качеств (трудолюбие, мастерство, чувство собственного достоинства, доброта, щедрость, физическая сила).

Киевский цикл былин.

Киевский цикл былин. «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Бескорыстное служение родине и народу, мужество, справедливость, чувство собственного достоинства - основные черты характера Ильи Муромца.

Новгородский цикл былин. «Садко». Своеобразие былины. Поэтичность. Тематическое различие Киевского и Новгородского циклов былин. Своеобразие былинного стиха. Собирание былин. Собиратели.

Теория. Предание (развитие представления). Гипербола (развитие представления). Былина (начальные представления).

 «Калевала» - карело-финский мифологический эпос. Изображение жизни народа, его национальных традиций, обычаев, трудовых будней и праздников.

 

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок), «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси. Внимание к личности, гимн любви, верности.

Теория. Поучение (начальные представления). Житие (начальные представления).

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

Теория. Летопись (развитие представлений).

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия на Всероссийский nрестол ея Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок). Уверенность Ломоносова в будущем русской науки и ее творцов. Патриотизм. Призыв к миру. Признание труда, деяний на благо родины важнейшей чертой гражданина.

Теория. Ода (начальные представления).

Гавриил Романович Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе. Утверждение необходимости свободы творчества.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА

Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава» («Полтавский бой»), «Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... »), «Песнь о вещем Олеге». Интерес Пушкина к истории России. Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат. Выражение чувства любви к Родине. Сопоставление полководцев (Петра 1 и Карла ХII). Авторское отношение к героям. Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

Теория. Баллада.

«Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя. Монолог Пимена: размышления о значении труда летописца для последующих поколений.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе. Пробуждение человеческого достоинства и чувства протеста.

Теория. Повесть (развитие представления).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Поэма об историческом прошлом Руси. Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Связь поэмы с произведениями устного народного творчества. Оценка героев с позиций народа. Образы гусляров. Язык и стих поэмы.

«Когда волнуется желтеющая нива ... », «Молитва», «Ангел».

Теория. Фольклоризм литературы (развитие представлений).

Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе. «Тарас Бульба». Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Патриотический пафос повести.

Особенности изображения людей и природы в повести.

Теория. Литературный герой (развитие понятия). Роды литературы: эпос (начальные представления).

Иван Сергеевич Тургенев.  Краткий рассказ о писателе.

«Бирюк». Изображение быта крестьян, авторское отношение к бесправным и обездоленным. Характер главного героя. Мастерство в изображении пейзажа. Художественные особенности рассказа.

Стихотворения в прозе. «Русский язык». Тургенев о богатстве и красоте русского языка. Родной язык как духовная опора человека. «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

Теория. Стихотворения в прозе. Лирическая миниатюра (начальные представления).

Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы. Величие духа русских женщин, отправившихся вслед за осужденными мужьями в Сибирь.

«Размышления у парадного подъезда», «Вчерашний день часу в шестом...». Боль поэта за судьбу народа. Некрасовская муза.

Теория. Поэмы (развитие понятия). Трехсложные размеры стиха (развитие понятия).

Алексей Константинович Толстой. Слово о поэте. Исторические баллады «Василий Шибанов» и «Князь Михайло Репнин».  Воспроизведение исторического колорита эпохи. Правда и вымысел.

Теория. Историческая баллада (развитие представлений).

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества. Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика. Осуждение покорности мужика. Сатира и юмор в «Повести ...».

«Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

Теория. Гротеск (начальное понятие). Ирония (развитие представления).

Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

Теория. Автобиографическое художественное произведение (развитие понятия). Герой-повествователь (развитие понятия).

Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. Смысл названия рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.

«Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

Теория. Сатира и юмор как формы комического.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор)

Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. А. Жуковский. «Приход весны»; И.А.Бунин «Родина»; А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест».  Поэтическое изображение родной природы и выражение авторского настроения, миросозерцания.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  ХХ ВЕКА

Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

«Лапти». Душевное богатство простого крестьянина. (Для внеклассного чтения).

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести. Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. Вера в творческие силы народа.

«Старуха Изергиль» («Легенда о Данко»), «Челкаш». (Для внеклассного чтения.)

Теория. Понятие о теме и идее произведения. Портрет как средство характеристики героя.

Владимир Владимирович Маяковский. Краткий рассказ о писателе. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Своеобразие стихотворного ритма, словотворчество Маяковского.

«Хорошее отношение к лошадям». Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

Теория. Лирический герой (начальные представления). Обогащение знаний о ритме и рифме. Тоническое стихосложение (начальные представления).

Леонид Николаевич Андреев. Краткий рассказ о писателе. «Кусака». Чувство сострадания к братьям нашим меньшим, бессердечие героев. Гуманистический пафос произведения.

Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». Главный герой произведения, его непохожесть на окружающих людей, душевная щедрость. Любовь и ненависть окружающих героя людей. Юшка - незаметный герой с большим сердцем. Осознание необходимости сострадания и уважения к человеку.

Борис Леонидович Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака.

На дорогах войны (обзор)

Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях поэтов-участников войны (А. Ахматова «Клятва», «Песня мира», К. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины ... », стихи А. Твардовского, А. Суркова, Н. Тихонова и др.). Ритмы и образы военной лирики.

Теория. Публицистика. Интервью как жанр публицистики (начальные представления).

Федор Александрович Абрамов. Краткий рассказ о писателе. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственно-экологические проблемы, поднятые в рассказе.

Теория. Литературные традиции.

Евгений Иванович Носов. Краткий рассказ о писателе. «Кукла» («Акимыч»), «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим людям, природе. Осознание огромной роли прекрасного в душе человека, в окружающей природе. Взаимосвязь природы и человека.

Юрий Павлович Казаков. Краткий рассказ о писателе. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев - сельского и городского мальчиков, понимание окружающей природы. Подвиг мальчика и радость от собственного поступка.

"Тихая моя родина…" (обзор)

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий,

Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы. Общее и индивидуальное в восприятии родной природы русскими поэтами.

Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют синие ... », «Июль - макушка лета.. », «На дне моей жизни … ». Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.

Теория. Лирический герой (развитие понятия).

Дмитрий Сергеевич Лихачев. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодежи.

Теория литературы. Публицистика (развитие представления). Воспоминания, мемуары как публицистические жанры (начальные представления).

Михаил Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Песни на слова русских поэтов XX века

А.Н.Вертинский. «Доченьки»;  И.А.Гофф. «Русское поле»; Б.Ш.Окуджава. «По Смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Теория литературы. Песня как синтетический жанр искусства (начальные представления).

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей родине». Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. 

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс. Особенности творчества. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом. Своеобразие романтической поэзии Байрона. Байрон и русская литература.

Японские хокку (хайку) (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Теория литературы. Рождественский рассказ (развитие представлений).

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Теория литературы. Фантастика в художественной литературе (развитие представлений).

Тематическое планирование

Тема урока

Количество часов

Дата по плану

Дата факт.

1.

Введение. Изображение человека как важнейшая идейно-нравственная проблема литературы

1

Устное народное творчество

6

2.

Предания. Поэтическая автобиография народа. «Воцарение Ивана Грозного», «Сороки-ведьмы», «Пётр и плотник».

1

3.

Былины. «Вольга и Микула Селянинович». Прославление мирного труда.

1

4.

Былина «Садко». Тематическое различие Киевского  и Новгородского циклов былин.

1

5.

Вн.чт. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник». Основные черты характера Ильи Муромца.

1

6.

«Калевала» - карело-финский мифологический эпос.

1

7.

Народная мудрость пословиц и поговорок. Прямой и переносный смысл пословиц.

Р. р. Подготовка к сочинению по теме «Устное народное творчество».

1

Из древнерусской литературы

3

8.

«Повесть временных лет». Отрывок «О пользе книг». Формирование традиции уважительного отношения к книге.

1

9.

«Поучение» Владимира Мономаха (отрывок).  Нравственные заветы Древней Руси.

1

10.

«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Внимание к личности, гимн любви, верности.

1

Произведения русских писателей XVIII века

2

11.

М. В. Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «К статуе Петра Великого», «Ода на день восшествия…»

1

12.

Выр. чт. отрывка из оды наизусть.

Г. Р. Державин. Краткий рассказ о поэте. «Река времен в своем стремленьи ... », «На птичку ... », «Признание». Размышления о смысле жизни, о судьбе.

1

Произведения русских писателей XIX века

27

13.

А. С. Пушкин. Краткий рассказ о поэте. «Полтава» («Полтавский бой»). Мастерство в изображении Полтавской битвы, прославление мужества и отваги русских солдат.

1

14.

«Медный всадник» (вступление «На берегу пустынных волн ... ») Сопоставление полководцев (Петра I и Карла ХII). Авторское отношение к героям.

1

15-16.

Выр. чт. отрывка наизусть.

Летописный источник «Песни о вещем Олеге». Особенности композиции. Своеобразие языка. Основная мысль стихотворения. Смысл сопоставления Олега и волхва. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси.

2

17.

Выр. чт. отрывка наизусть.

 «Борис Годунов» (сцена в Чудовом монастыре). Образ летописца как образ древнерусского писателя.

1

18.

«Станционный смотритель». Изображение «маленького человека», его положения в обществе.

1

19.

Р.р. Письменная работа по творчеству А. С. Пушкина.

1

20.

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о поэте. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».  Поэма об историческом прошлом Руси.

1

21.

Картины быта XVI века в поэме. Бой на Москве-реке: честь против бесчестия, человеческое достоинство против произвола и деспотизма.

1

22.

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным.

Р.р. Письменная работа. Характеристика главных героев.

1

23.

Выр. чт. стихотворений М. Лермонтова наизусть.

 «Молитва»,  «Ангел», «Когда волнуется желтеющая нива».

1

24.

Н. В. Гоголь. Краткий рассказ о писателе. Повесть «Тарас Бульба». Тарас Бульба, Остап и Андрий. Характеристика героев. Образ матери. Анализ I–ой главы. Антитеза.

1

25.

Образ Запорожской Сечи, её нравы и обычаи. Боевое товарищество козаков.

Противопоставление Остапа Андрию, смысл этого противопоставления. Анализ II-V глав.

1

26.

Прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Анализ VI – XII глав.

1

27.

Выр. чт. отрывка из повести наизусть.

Р.р. Подготовка к сочинению по  повести «Тарас Бульба». Характеристика литературного героя.

1

28.

И. С. Тургенев. Краткий рассказ о писателе. «Бирюк». Изображение быта крестьян.  Характер главного героя.

1

29.

Стихотворения в прозе. «Русский язык», «Близнецы», «Два богача». Нравственность и человеческие взаимоотношения.

1

30.

Выр. чт.  стихотворений в прозе наизусть.

Р. р. Анализ лирических миниатюр.

1

31.

Н. А. Некрасов.  Краткий рассказ о писателе. «Русские женщины» ("Княгиня Трубецкая"). Историческая основа поэмы.

1

32.

 «Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. «Вчерашний день часу в шестом...». Некрасовская муза.

1

33.

Выр.чт.  отрывка наизусть.

А. К. Толстой. Слово о поэте. Баллады «Василий Шибанов», «Князь Михайло Репнин».

1

34.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Нравственные пороки общества.

1

35.

Вн.чт. «Дикий помещик». Художественное мастерство писателя-сатирика в обличении социальных пороков.

1

36-37.

Л. Н. Толстой. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Главы из повести: «Классы», «Наталья Савишна», «Маman» и др. Взаимоотношения детей и взрослых. Проявления чувств героя, беспощадность к себе, анализ собственных поступков.

2

38.

А. П. Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хамелеон». Живая картина нравов. Осмеяние трусости и угодничества. «Злоумышленник», «Размазня». Многогранность комического в рассказах А. П. Чехова.

1

39.

«Край ты мой, родимый край…» (обзор) Стихотворения русских поэтов XIX века о родной природе.

В. А. Жуковский. «Приход весны»; И.А.Бунин «Родина»; А. К. Толстой «Край ты мой, родимый край…», «Благовест».  

1

Произведения писателей XX века

18

40.

И. А. Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Цифры». Воспитание детей в семье. Герой рассказа: сложность взаимопонимания детей и взрослых.

Вн. чт. «Лапти». Душевное богатство простого крестьянина

1

41.

Максим Горький. Краткий рассказ о писателе. «Детство». Автобиографический характер повести.

«Невыразимо странная жизнь». (Главы I, II).

1

42.

 Дед Каширин. «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» (Алеша, бабушка, Цыганок, Хорошее Дело). Изображение быта и характеров. (Главы III-VII).

1

43.

Изображение «свинцовых мерзостей жизни». Вера в творческие силы народа.  (Главы VIII-XIII)

1

44.

Р.р. Характеристика героев повести. Подготовка к домашнему сочинению по повести М. Горького «Детство».

1

45.

Вн.чт.  «Старуха Изергиль» («Легенда о Данко».

1

46.

Л. Н. Андреев «Кусака». Гуманистический пафос произведения.

Р.р. Отзывы учеников о рассказе «Кусака».

1

47.

В. В. Маяковский. «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче». Мысли автора о роли поэзии в жизни человека и общества. Словотворчество Маяковского.

1

48.

Выр.чт. стихотворения наизусть.

 «Хорошее отношение к лошадям». 

Два взгляда на мир: безразличие, бессердечие мещанина и гyманизм, доброта, сострадание лирического героя стихотворения.

1

49.

А. П. Платонов. Краткий рассказ о писателе. «Юшка». 

Незаметный человек с большим сердцем. Проблема сострадания и уважения к человеку.

1

50.

Б. Л. Пастернак. Слово о поэте. «Июль», «Никого не будет в доме…». Картины природы, преображённые поэтическим зрением Пастернака.

 

1

51.

Выр. чт. стихотворений наизусть.

 А.Т. Твардовский. Краткий рассказ о поэте. «Снега потемнеют сини ...», «Июль - макушка лета… », «На дне моей жизни … ». Размышления поэта о взаимосвязи судьбы человека и народа.

1

52.

На дорогах войны. Интервью с  поэтом-участником Великой Отечественной войны. Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны в стихотворениях.

1

53.

Ф. А. Абрамов. «О чём плачут лошади». Этические и экологические проблемы рассказа.

1

54.

Е. И. Носов. «Кукла», «Живое пламя». Сила внутренней, духовной красоты человека. Протест против равнодушия, бездуховности, безразличного отношения к окружающим, людям, природе.

1

55.

Ю. П. Казаков. «Тихое утро». Взаимоотношения детей, взаимопомощь, взаимовыручка. Особенности характеров героев.

1

56.

Р.р. Письменная работа (сочинение) по рассказу Ю. Казакова.

1

57.

Д. С. Лихачёв. «Земля родная» (главы из книги). Духовное напутствие молодёжи. Публицистика.

1

Писатели улыбаются

1

58.

М. М. Зощенко. Слово о писателе. Рассказ «Беда». Смешное и грустное в рассказах писателя.

Вн. чт. Рассказы М. М. Зощенко.

1

«Тихая моя родина»

3

59-60.

"Тихая моя родина…" (обзор)

Стихотворения о родине, родной природе, собственном восприятии окружающего (В. Брюсов, Ф. Сологуб, С. Есенин, Н. Заболоцкий,

Н. Рубцов). Человек и природа. Выражение душевных настроений, состояний человека через описание картин природы.

Выр. чт. стихотворений наизусть.

Р.р. Анализ стихотворений.

2

61.

Песни на слова русских поэтов XX века. А.Н.Вертинский. «Доченьки»;  И.А.Гофф. «Русское поле»; Б.Ш.Окуджава. «По Смоленской дороге…». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

1

Из литературы народов России

1

62.

Выр.чт. песни наизусть

Расул Гамзатов. Краткий рассказ об аварском поэте. «Опять за спиною родная земля…», «Я вновь пришёл сюда и сам не верю…», «О моей родине». Возвращение к истокам, основам жизни.

1

Из зарубежной литературы

6

63.

Роберт Бёрнс. «Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности.

1

64.

Джордж Гордон Байрон. «Душа моя мрачна…». Ощущение трагического разлада героя с жизнью, с окружающим его обществом.

1

65.

Японские хокку (хайку) (трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времён года.

1

66.

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

1

67.

Рэй Дуглас Брэдбери. «Каникулы». Мечта о чудесной победе добра.

1

68.

Обобщение за курс 7 класса

1

69.

Контрольная работа за курс 7 класса

1

70.

Итоговый урок за курс 7 класса

1