Рабочие программы по русскому языку
На этой странице размещены рабочие программы по русскому языку (ФГОС).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса (ФГОС) | 41.38 КБ |
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса (ФГОС) | 45.03 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Г. СУРАЖА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
7 КЛАСС
Разработана учителем высшей категории
Кузьменок Ольгой Сергеевной
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937), на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой к учебнику по русскому языку для общеобразоват. организаций Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича, О.Ф. Вакуровой.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов (из расчёта 5 уроков в неделю).
УМК:
- Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. Программа по русскому языку к учебнику 5 класса общеобразовательной школы Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына. – М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, О.Ф. Вакурова]. – М.: Просвещение, 2017.
- Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс: учебное пособие для учащихся. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2017.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:
- представление о русском языке как языке русского народа;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;
- овладение всеми видами речевой деятельности;
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;
- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
- по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 7 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 7 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 7 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.
Содержание учебного предмета
Введение
Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка.
Текст, его основная и дополнительная информация.
Повторение изученного в 5-6 классах
Морфология
Система частей речи в русском языке
Причастие
Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Морфологический разбор причастия. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в суффиксах причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание НЕ с причастиями.
Деепричастие
Понятие о деепричастии. Способы образования деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия. НЕ с деепричастиями.
Наречие
Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями. Морфологический разбор наречия. Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е). Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.
Предлог
Предлог как часть речи. Предлог как часть речи. Предлоги простые и составные. Правописание предлогов. Правописание предлогов. Морфологический разбор предлога.
Союз
Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Союзы и союзные слова. Союзы в простых и сложных предложениях. Морфологический разбор союза.
Частица
Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы не. Разграничение частиц не и ни.
Междометие
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата поведения | ||||
По плану | По факту | ||||||
Введение (10 часов) | |||||||
1. | Русский язык в современном мире | 1 | |||||
2. | Речь. Речевое общение | 1 | |||||
3. | Речь. Речевое общение. Р.р. Анализ текстов | 1 | |||||
4. | Речевой этикет | 1 | |||||
5. | Сочинение-рассуждение | ||||||
6-7. | Функциональные разновидности языка Р.р. Анализ текстов | 2 | |||||
8. | Текст, его основная и дополнительная информация | 2 | |||||
9. | Тезисы | ||||||
10. | Контрольная работа по теме «Анализ текста» | 1 | |||||
Повторение изученного в 5-6 классах (4 часа) | |||||||
11. | Повторение изученного в 5-6 классах. Морфемика, словообразование, орфография | 1 | |||||
12. | Повторение изученного в 5-6 классах. Морфология, орфография | 1 | |||||
13. | Повторение изученного в 5-6 классах. Синтаксис, пунктуация | 1 | |||||
14. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 классах» | 1 | |||||
Морфология | |||||||
15. | Система частей речи в русском языке | 1 | |||||
Причастие (33 часа) | |||||||
16. | Понятие о причастии | 1 | |||||
17. | Признаки глагола и прилагательного у причастия | 1 | |||||
18-19. | Причастный оборот | 2 | |||||
20. | Действительные и страдательные причастия | 1 | |||||
21. | Р.р. Сжатое изложение | 1 | |||||
22. | Полные и краткие формы причастий | 1 | |||||
23. | Полные и краткие формы причастий. Р.р. Анализ текста | 1 | |||||
24. | Причастия настоящего и прошедшего времени | 1 | |||||
25. | Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | |||||
26. | Образование действительных причастий прошедшего времени | 1 | |||||
27. | Образование страдательных причастий настоящего времени | 1 | |||||
28. | Образование страдательных причастий прошедшего времени | 1 | |||||
29. | Роль причастия в тексте | 1 | |||||
30. | Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | |||||
31. | Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях | 1 | |||||
32. | Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях (практикум) | 1 | |||||
33. | Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных | 1 | |||||
34. | Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных (практикум) | 1 | |||||
35. | Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных | 1 | |||||
36. | Морфологический разбор причастий | 1 | |||||
37. | Употребление причастий | 1 | |||||
38. | Р.р. Комплексный анализ текста | 1 | |||||
39. | Правописание НЕ с причастиями | 1 | |||||
40. | Правописание НЕ с причастиями (практикум) | 1 | |||||
41-41. | Р.р. Подробное изложение по тексту Е. Спасенберга (№139) Р.р. Написание изложения | 2 | |||||
42. | Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени | 1 | |||||
43. | Повторение изученного по теме «Причастие» | 1 | |||||
44. | Повторение изученного по теме «Причастие». Р.р. Анализ текста | 1 | |||||
45. | Тест по теме «Причастие» | 1 | |||||
46. | Контрольная работа по теме «Причастие» | 1 | |||||
47. | Анализ теста и контрольной работы | 1 | |||||
Деепричастие (25 часов) | |||||||
48. | Понятие о деепричастии | 1 | |||||
49. | Понятие о деепричастии. Р.р. Анализ текста | 1 | |||||
50-51. | Деепричастный оборот | 2 | |||||
52-53. | Р.р. Тезисный план текста. Сочинение-рассуждение по тексту Ю. Дмитриева (№165) Р.р. Написание сочинения-рассуждения | 2 | |||||
54. | Правописание НЕ с деепричастиями | 1 | |||||
55. | Правописание НЕ с деепричастиями. Р.р. Анализ текста | 1 | |||||
56. | Деепричастия совершенного и несовершенного вида | 1 | |||||
57. | Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Употребление деепричастий | 1 | |||||
58-59. | Р.р. Сочинение-описание картины Б. Кустодиева «Сирень» Р.р. Написание сочинения | 2 | |||||
60. | Р.р. Рассуждение и его виды. Рассуждение-доказательство | 1 | |||||
61. | Р.р. Рассуждение и его виды. Рассуждение-объяснение | 1 | |||||
62. | Р.р. Рассуждение и его виды. Рассуждение-размышление | 1 | |||||
63. | Р.р. Сочинение-рассуждение | 2 | |||||
64. | Морфологический разбор деепричастия | 1 | |||||
65. | Морфологический разбор деепричастия | 1 | |||||
66. | Употребление деепричастий | 1 | |||||
67. | Повторение изученного по теме «Деепричастие» | 1 | |||||
68. | Повторение изученного по теме «Деепричастие». Р.р. Анализ текста | 1 | |||||
69. | Тест по теме «Деепричастие» | 1 | |||||
70. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие» | 1 | |||||
71. | Анализ теста и контрольного диктанта | 1 | |||||
Наречие (33 часа) | |||||||
72. | Наречие как часть речи | 1 | |||||
73. | Слова категории состояния как часть речи | 1 | |||||
74. | Р.р. Рассказ по картине Н. Рачкова «У калитки» (№ 203) | 1 | |||||
75-76. | Разряды наречий по значению | 2 | |||||
77. | Р.р. Сжатое изложение по тексту И. Петровой (№ 207) | 1 | |||||
78. | Степени сравнения наречий. Формы сравнительной степени | 1 | |||||
79. | Степени сравнения наречий. Формы превосходной степени | 1 | |||||
80. | Р.р. Комплексный анализ текста | 1 | |||||
81. | Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему | 1 | |||||
82. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е) | 1 | |||||
83. | Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е) (практикум) | 1 | |||||
84. | Морфологический разбор наречия | 1 | |||||
85. | Одна и две буквы Н в наречиях на –о(-е) | 1 | |||||
86. | Одна и две буквы Н в наречиях на –о(-е) (практикум) | 1 | |||||
87. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий | 1 | |||||
88. | Буквы о и е после шипящих на конце наречий (практикум) | 1 | |||||
89. | Буквы о и а на конце наречий | 1 | |||||
90. | Буквы о и а на конце наречий Р.р. Анализ текста | 1 | |||||
91. | Дефис между частями слова в наречиях | 1 | |||||
92. | Дефис между частями слова в наречиях (практикум) | 1 | |||||
93. | Дефис между частями слова в наречиях Р.р. Анализ текста | 1 | |||||
94. | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных | 1 | |||||
95. | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (практикум) | 1 | |||||
96. | Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных Р.р. Анализ текста | 1 | |||||
97. | Мягкий знак после шипящих на конце наречий | 1 | |||||
98-99. | Р.р. Сжатое изложение с творческим заданием по тексту В. Астафьева (№ 252) Р.р. Написание изложение | 2 | |||||
100. | Повторение по теме «Наречие» | 1 | |||||
101. | Р.р. Комплексный анализ текста | 1 | |||||
102. | Тест по теме «Наречие» | 1 | |||||
103. | Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» | 1 | |||||
104. | Анализ теста и контрольного диктанта | 1 | |||||
Предлог (17 часов) | |||||||
105. | Предлог как часть речи | 1 | |||||
106-107. | Предлоги производные и непроизводные | 2 | |||||
108-109. | Предлоги простые и составные | 2 | |||||
110. | Р.р. Деловые бумаги (заявление, объявление) | 1 | |||||
111-112. | Правописание предлогов | 2 | |||||
113. | Правописание предлогов (практикум) | 1 | |||||
114. | Самостоятельная работа по теме «Правописание предлогов» | 1 | |||||
115-116. | Употребление предлогов в речи (практикум) | 2 | |||||
117. | Морфологический разбор предлога | 1 | |||||
118. | Повторение по теме «Предлог» | 1 | |||||
119. | Р.р. Комплексный анализ текста | 1 | |||||
120. | Контрольная работа по теме «Предлог» | 1 | |||||
121. | Анализ контрольной работы | 1 | |||||
Союз (21 час) | |||||||
122. | Союз как часть речи | 1 | |||||
123. | Разряды союзов. Сочинительные и подчинительные союзы | 1 | |||||
124. | Разряды союзов. Простые и составные союзы | 1 | |||||
125. | Сочинительные союзы | 1 | |||||
126. | Подчинительные союзы | 1 | |||||
127. | Сочинительные и подчинительные союзы (практикум) | 1 | |||||
128. | Правописание союзов | 1 | |||||
129. | Правописание союзов (практикум) | 1 | |||||
130. | Самостоятельная работа по теме «Правописание союзов» | 1 | |||||
131-132. | Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту А. Мигдала (№316) Р.р. Написание сочинения-рассуждения | 2 | |||||
133. | Союзы и союзные слова | 1 | |||||
134. | Союзы и союзные слова (практикум) | 1 | |||||
135. | Союзы и союзные слова Р.р. Анализ текста | 1 | |||||
136-137. | Союзы в простых и сложных предложениях (практикум) | 2 | |||||
138. | Морфологический разбор союза | 1 | |||||
139. | Повторение по теме «Союз» | 1 | |||||
140. | Р.р. Комплексный анализ текста | ||||||
141. | Контрольная работа по теме «Союз» | 1 | |||||
142. | Анализ контрольной работы | 1 | |||||
Частица (16 часов) | |||||||
143. | Частица как часть речи | 1 | |||||
144. | Разряды частиц. Формообразующие частицы | 1 | |||||
145. | Разряды частиц. Смысловые частицы | 1 | |||||
146. | Правописание частиц | 1 | |||||
147. | Правописание частицы НЕ | 1 | |||||
148. | Правописание частицы НЕ с различными частями речи (практикум) | 1 | |||||
149. | Самостоятельная работа по теме «Правописание частицы НЕ». Р.р. Анализ текста | 1 | |||||
150. | Разграничение частиц не и ни | 1 | |||||
151. | Разграничение частиц не и ни (практикум) | 1 | |||||
152. | Самостоятельная работа по теме «Разграничение частиц не и ни» | 1 | |||||
153-154. | Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту Г. Андреева (№368) Р.р. Написание сочинения-рассуждения | 2 | |||||
155. | Повторение по теме «Частицы» | 1 | |||||
156. | Тест по теме «Частицы» | 1 | |||||
157. | Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» | 1 | |||||
158. | Анализ теста и контрольного диктанта | 1 | |||||
Междометие (3 часа) | |||||||
159. | Междометие как часть речи | 1 | |||||
160. | Морфологический разбор междометия | 1 | |||||
161. | Р.р. Междометия в художественной речи | 1 | |||||
Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (14 часов) | |||||||
162. | Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Фонетический разбор слов | 1 | |||||
163. | Лексика и фразеология. Орфография | 1 | |||||
164. | Морфемика и словообразование. Орфография | 1 | |||||
165-166. | Морфология. Морфологический разбор слов | 2 | |||||
167. | Синтаксис. Синтаксический разбор словосочетаний и предложений | 1 | |||||
168. | Пунктуация. Пунктуационный разбор предложений | 1 | |||||
169. | Обобщающее повторение за курс 7 класса | 1 | |||||
170. | Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за курс 7 класса | 1 | |||||
171. | Итоговое тестирование за курс 7 класса | 1 | |||||
172. | Анализ теста и контрольного диктанта | 1 | |||||
173-175. | Р.р. Комплексный анализ текста (резерв) | 3 |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3
Г. СУРАЖА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
6 КЛАСС
Разработана учителем высшей категории
Кузьменок Ольгой Сергеевной
2016-2017 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937), на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой к учебнику по русскому языку для общеобразоват. организаций Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской, А. Г. Нарушевича.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов (из расчёта 5 уроков в неделю). Из них 35 на развитие речи.
УМК:
- Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. Программа по русскому языку к учебнику 5 класса общеобразовательной школы Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына. – М.: Просвещение, 2012.
- Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич]. – М.: Просвещение, 2016.
- Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик. Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс: учебное пособие для учащихся. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2016.
Планируемые результаты освоения предмета
Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;
- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
- осознание эстетической ценности русского языка;
- уважительное отношение к родному языку;
- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
- стремление к речевому самосовершествованию;
- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);
- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;
- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;
- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;
- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.
Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:
- по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;
- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;
- по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);
- по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;
- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с однородными членами предложения, с обращениями, стилистически оправданно употреблять их в речи.
Содержание учебного предмета
Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:
- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;
- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.
Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в тематическом планировании.
Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции
Речь и речевое общение
- Речь и речевое общение. Речевая ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
- Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.
Речевая деятельность
- Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
- Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.
Текст
1. Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид переработки текста.
2. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.
Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции
Общие сведения о языке
- Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
- Осознание роли языка в жизни человека, важности умения общаться..
Фонетика и орфоэпия
- Фонетика как раздел лингвистики.
Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.
Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.
- Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.
Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.
Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.
Графика
- Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного. Способы обозначения [ j ].
- Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.
Морфемика и словообразование
- Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.
Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.
Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.
Возможность исторических изменений в структуре слова.
Понятие об этимологии. Этимологический словарь.
Словообразование как раздел лингвистики.
Морфемный словарь
- Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.
Применение знаний по морфемике в практике правописания.
Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.
Лексикология и фразеология
- Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.
Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.
Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.
Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).
Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.
- Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения экспрессивной окраски и стилевой принадлежности.
Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.
Проведение лексического разбора слов.
Морфология
- Морфология как раздел грамматики.
Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.
Самостоятельные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки имени существительного, имени прилагательного, имени числительного, местоимения, глагола, наречия.
Служебные части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки предлогов и союзов.
- Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.
Применение морфологических знаний и умений в практике правописания.
Синтаксис
- Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Словосочетание как синтаксическая единица.
Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.
Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.
Сложное предложение.
Способы передачи чужой речи.
- Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.
Применение синтаксических знаний и умений в практике правописания.
Правописание: орфография и пунктуация.
- Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.
Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.
Слитные, раздельные и дефисные написания.
Употребление прописной и строчной буквы.
Перенос слов.
Орфографические словари и справочники.
Пунктуация как система правил правописания.
Знаки препинания и их функции.
Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении. Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.
- Формирование орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.
Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.
Тематическое планирование