"Русская красавица-Матрешка" - педпроект по нравственно-патриотическому воспитанию детей-дошкольников
Тема педагогического проекта на 2018- 2019 уч. год «Русская красавица - Матрешка»
Ц е л ь : формирование нравственно-патриотических чувств у детей посредством знакомства с исконно русской игрушкой – матрёшкой.
З а д а ч и : Расширять представления о многообразии предметов русского декоративно-прикладного искусства. Знакомить детей с разнообразием видов русских матрешек.
Познакомить дошкольников с элементами народной декоративной росписи матрешек. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
Воспитание уважительно отношения к труду народных Русских мастеров. Создание положительного эмоционального климата во время НОД с детьми.
Воспитание нравственно-патриотических чувств через знакомство с русской народной игрушкой – матрёшкой.
Открытый просмотр : Конспект КОМПЛЕКСНОЙ ННД В СТАРШЕЙ ГРУППЕ на тему «РУССКАЯ МАТРЕШКА»
Образовательная область: познавательное развитие.
Цель: формирование представлений детей о русской матрешке как об одном из старинных народных промыслов, развитие интереса к народному творчеству.
Программные задачи:
образовательные:
познакомить детей с историей матрёшки, процессом её изготовления,
познакомить с особенностями росписи семёновской, загорской, полхов – майданской матрёшки;
закрепить знания о составе числа пять,
упражнять в количественном счете,
учить рисовать отдельные элементы (цветы, листочки) с помощью кисточки и ватной палочки;
развивающие:
развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству, умение украшать платок матрёшки разнообразными узорами;
развивать воображение;
формировать чувство цвета, ритма;
воспитательные:
воспитывать аккуратность, эмоциональную отзывчивость, интерес к народному творчеству,
воспитывать умение работать в группе и самостоятельно.
Интегрируемые образовательные области: социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Демонстрационный материал: презентация «Русская матрёшка», матрешка пятиместная, 4 бумажных платочка, домик для Матрёшки, стол.
Раздаточный материал: бумага, гуашь, тонкие кисточки, ватные палочки, баночки для воды.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная система (для демонстрации презентации), песня Железновых «Мы в автобусе сидим», песня Ю. Слонов, Л. Некрасова «Веселые матрешки».
ХОД Н Н Д:
- Дети, мы с вами уже знакомы с русской матрешкой. Давайте сегодня вспомним и еще поговорим о матрешке.
- Вика, расскажи, пожалуйста, что ты помнишь о матрешке.
Матрешка – это русская игрушка, она символ нашей страны. Игрушка эта непростая, а с секретом и внутри неё прячутся маленькие сестрички.
Этой деревянной куколке около ста лет. В России матрешку выточил токарь Василий Звёздочкин. Он выточил из дерева похожие фигурки девочек, они вкладывались одна в другую. А художник Сергей Малютин расписал фигурки на русский лад.
Самую большую куклу матрешку художник одел в русский костюм, в яркий платочек, пестрый фартук. Нарисовал ей круглые глазки, румяные щечки и косу. В руках у неё нарисовал черного петуха. Назвали куклу Матреной – старинным русским именем.
- Лада, а как изготавливают мастера русскую матрешку?
Мастера вытачивают игрушку в основном из липы, дерева мягкого. Готовую деревянную заготовку грунтуют. Её покрывают клеем, чтобы она была гладкая. На деревянную заготовку наносят карандашом рисунок матрешки. И потом на матрёшке рисуют одежду. Дальше начинается роспись матрешки гуашью или акварелью. В конце матрешку покрывают лаком. Лак защищает матрешку от влаги и пыли, и матрешка блестит.
Самые известные три вида матрёшек: семёновская матрёшка, загорская матрёшка и полхов-майданская матрёшка. Матрешек называют по тому месту, где их расписывают.
- Давайте внимательно послушаем Настю о видах матрёшек.
У полохов-майданской матрешки на голове нет платка с завязанными концами, вместо этого на плечах полушалок. Наряд полохов-майданской матрешки весь заполнен цветочной росписью.
А у семеновской матрешки на платке узорная кайма. В руках она держит пышный букет цветов: розы, маки, васильки, ягоды и листья. Отличает Семеновскую матрешку ее цвет: желтый платок, красный сарафан и белый фартук с цветами.
В руках у загорской матрешки какой-то предмет: корзинка, узелок, самовар, чайник, гриб. Одета загорская матрешка в яркий русский сарафан. На переднике у нее красивый узор.
- Молодцы, спасибо! Дети, давайте послушаем стихи о русской матрешке, которые знают наши девочки?! Пожалуйста, Настя М., Вика, Лада, Бажена, Соня.
Настя М.
Как в большой-большой матрешке,
Есть поменьше, на немножко,
Ну а в ней – еще немножко,
Ну а в ней матрешка-крошка,
Ну а в крошке - никого.
Их четыре же всего.
В и к а Ш.
Ой, ты барышня-матрешка,
я возьму тебя в ладошки,
Покажи мне тех девчат,
что внутри тебя сидят!
Ой, ты барышня-матрешка,
разноцветная одежка,
Знает весь огромный мир
Этот русский сувенир!
Л а д а Л.
Погляди скорее – щечки розовеют,
Пестренький платочек, платьице в цветочек,
Пухленькие крошки – русские матрешки.
Чуть лишь испугаются, все в кружок сбегаются,
Прячутся друг в дружке шустрые подружки.
Б а ж е н а Ш.
Подарили Маше матрешку - нету краше!
Вся такая ладная: яркая, нарядная!
Интересно с ней играть, можно даже открывать.
Приоткрой ее немножко, там внутри – еще матрешка!
С о н я В.
Только чуть поменьше ростом,
в остальном - двойняшки просто!
Стали третью мы искать,
Оказалось целых пять!
Пять матрешек – вес в одной
Могут спрятаться порой.
- А теперь, дети, давайте поиграем!
Игра «Дружная семья».
(дети под музыку передают матрешку по кругу друг другу, когда музыка остановится, тот, у кого в руках окажется матрешка, – выполняет задание):
У кого в руках матрешка, постирает нам немножко!
(Ребёнок имитирует стирку)
У кого в руках матрешка, тот наварит нам картошки!
(Чистит и варит картошку)
Кто матрешку в руки взял, тот задорно нам сплясал!
(Пляшет)
Кто матрешку в руки взял, в доме пол он подметал!
(Подметает пол)
У кого в руках матрёшка, он погладит в доме кошку!
(Гладит кошку)
У кого в руках матрёшка, ягод наберёт лукошко
(Набирает ягод)
Игра «Матрешки и мышки».
(Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М.Ю.Картушина).
Вот матрешечки гуляли,
«Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали.
«Собирают ягоды».
Под кусточком посидели,
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели.
Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали.
Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так,
Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали.
Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки
Прикладывают поочередно
Побежали по дорожке руки то к одному, то к другому уху
Чьи – то серенькие ножки.
«прислушиваются»
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
- Ребята, а давайте пройдем в мастерскую. Именно в мастерских художники украшают сувениры росписью. Посмотрите, у каждого из вас на столе лежит лист бумаги. Какой он формы? (Квадратной).
- А какой формы платочки у матрешек? (Треугольной).
- Как же сделать из квадратного листа треугольник? (Сложить лист по диагонали и разрезать по линии сгиба, дети выполняют заготовка платочка).
- Дорогие мои мастера, пора приступать к работе. Включайте свою фантазию, будьте аккуратны и помните, что в любом деле лучшие помощники – тишина и терпение.
(Дети расписывают платочки гуашевыми красками по замыслу)
- Вот и готовы наши платочки! И сколько их, красивых, нарядных! Теперь их на все хватит! Матрешка говорит нам большое спасибо, ей очень понравились ваши яркие и нарядные платочки! А нам пора возвращаться домой! Детский сад ждет нас!
(Под музыку дети возвращаются домой.)
- Вот и вернулись мы в с вою группу. Ребята, вам понравилось мастерить платочки для матрешек? (Да)
- А что интересного вы узнали о матрешке? (Узнали её историю, как её изготавливают, какие виды матрешек существуют и др.)
Литература:
1. Петерсон Л. Г., Холина Н. П. Раз – ступенька, два – ступенька. - М., 2011.
2. Клиентов А. Е. Народные промыслы. - М., 2010.