Мероприятия по транслированию результатов профессиональной деятельности

Синяковская Марина Евгеньевна

Мероприятия по транслированию результатов профессиональной деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Варьеганская общеобразовательная средняя школа»

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

Нижневартовский район, с. Варьеган, ул. Центральная, 23

8(952)7210093, e-mail: mouvossh@mail.ru

 

Районное методическое объединение учителей родного языка  

Направления работы: «Преподавание родного языка и литературы в     условиях реализации ФГОС»

Тема «Приобщение воспитанников интерната к культуре коренных народов Севера через разнообразные приёмы и методы работы»

(из опыта работы)

  Синяковская Марина Евгеньевна,

воспитатель интерната при школе МБОУ «Варьеганская ОСШ»                            

(слайд № 1)

Добрый день, уважаемые коллеги!

В современных условиях система образования гарантирует единство

образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства.

В соответствии с государственной образовательной политикой приоритетным направлением в развитии образования Югры является удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

В Варьеганском интернате при школе проживает и обучается 27 воспитанников коренной национальности, это: дети аганские ханты – 22 воспитанника, лесные ненцы – 6 воспитанников. Все обучающиеся посещают занятия по изучению родных языков: хантыйского и ненецкого.

Родители воспитанников занимаются оленеводством, ведут традиционные виды деятельности (охота, рыбалка, сбор дикоросов) и имеют родовые угодья.

(слайд № 2)

 Ознакомление с культурой народов Севера является органической частью всей воспитательно – образовательной деятельности, направленной на успешную реализацию поставленных задач:

  1. творческий подход к организации занятий, бесед, игр с детьми;
  2. инновационный подход к использованию разнообразных методов и приемов;
  3. включение игр определенной тематики и содержания, отражающих быт и культуру народов Севера;
  4. организация праздников, встреч с интересными людьми в интернате при школе.

(слайд № 3)

Система работы включает разнообразные формы занятий

        

Также использую разнообразные средства, позволяющие включить ребенка в разные виды деятельности, что объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношений.

Направления развития ребенка осуществляется через использование различных форм деятельности. (слайд № 4)        

Для решения поставленных задач использовала разнообразные

методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Наиболее оптимальной формой работы с детьми, считаю проектную деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые разные виды деятельности.

А теперь хочу остановиться на изучении устного народного творчества, к которому коренные народы Севера, ханты и ненцы относятся с большой любовью и трепетом. Они бережно хранят легенды, предания, сказки, мифы, загадки и передают их из поколения в поколение. Наиболее распространённым жанром являются сказки.

(слайды № 5-6)        

Для ребят были организованы вечера -  встречи со сказителем Айваседа Владимиром Талевичем, в книге «Ненецкие сказки» Владимир Айваседа представил сказки, которые передавались из поколения в поколение в роду Тёт национального села Варьеган, Нижневартовского района.

Воспитанники познакомились со сказками Анны Митрофановны Коньковой «Сказки бабушки Аннэ», со сборником «Сказки народа ханты», в котором собраны лучшие образцы сказочного творчества небольшого и древнего народа ханты.

Ребята также изучают творчество ненецкого и хантыйского поэта и писателя, нашего земляка - Айваседа Юрия Кылевича. Юрий Кылевич наследник и хранитель национальной культуры обско-угорских народов. Его произведения представляют интерес для всех, кто интересуется историей, культурой, бытом, экологией коренных народов Севера.  

Итоговыми занятиями по ознакомлению с народным творчеством были: викторины, конкурсы рисунков, загадок.

(слайды № 7-8)

Ребята ежегодно участвуют и являются победителями районного конкурса Малые Вэлловские чтения «Кладезь народной мудрости», посвященного жизни  и творчеству хантыйского и ненецкого поэта и писателя Ю.К.Вэллы.

В беседах на тему профессия моих родителей говорим о труде и жизни оленеводов, охотников, рыбаков. Это почётная, но трудная работа. 

Оленеводу приходится перегонять оленей с места на место в поисках корма. Человек на стойбище не может прожить без оленя. Поэтому он относится к нему бережно, нежно, как к самому лучшему другу.

А охотники и рыбаки к природным ресурсам относятся экономно, соблюдают заповеди, которые передают своим детям: «А коль настанет пора воспользоваться щедростью природы, человек возьмёт только то, что может взять, чтобы не нанести обиду земле и рекам, зверям и птицам. Не жадничай»

Беседы на тему «Моя семья – моё богатство», «Моё родословное чудо дерево» способствуют активизации желания познавать мир семьи (его прошлое, настоящее), стремление узнать и рассказать о семейных традициях, обычаях; воспитывают у детей умение гордиться своей семьёй; стимулируют желание презентовать свои знания.

 В целях возрождения и сохранения культурных традиций коренных малочисленных народов Севера, приобщения подрастающего поколения к национально-культурному наследию проводились викторины на тему: «Мой округ – Югра», «Знаешь ли ты свой край?», «Югория – моя Родина», «Знаток родного края», воспитанники приняли участие в  «Фестивале родов», в муниципальном  этапе окружного конкурса-выставки электронных презентаций «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», работа «Их труд приблизил час победы» и т.д.

Практическая деятельность

Приобщение воспитанников к культуре коренных народов Севера происходит путем привлечения их к народно-прикладному творчеству, это работа с бисером. Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. С ребятами выполняем простые, несложные узоры и изделия, изготавливаем сувениры к праздничным и памятным датам («Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану» и т.д.).

Практикуем работу с природными материалами: сухие листья, мох, береста, дерево. Приняли участие в региональном творческом конкурсе проектов «Край родной – моя Россия. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра», творческая работа - «Чум – дом на века» (макет чума из бересты).

(слайды № 9-13)

С воспитанниками была проведена воспитательная работа по выбору кружков по интересам. В рамках внеурочной деятельности ребята посещают кружки, секции: «Национальные виды спорта», «Бисеринка», «Маленький мастер».

 Кружки дополнительного образования позволяют привлечь детей в творческие объединения: «Нарсъ-юх», «Театр народной сказки», «Музейное дело», «Краевед».

Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и ненцев,

к их традициям, нравственно-эстетическим ценностям происходит через взаимосвязь с Этнографическим парком-музеем с. Варьеган. Ребята являются частыми гостями и участниками мероприятий, проходившими в музее это: «Нити родства», лекционное занятие; «Жизнь оленевода», выставка; «Мастер – класс по изготовлению изделий из бисера»; «Кукла самокрутка», мастер-класс; «Изготовление кулона», мастер-класс; «Воронята», мастер-класс; «Ночь в музее» и т.д.

(слайд № 14)

В своей работе использую инновационные технологии, которые позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт воспитанников – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

Инновационные воспитательные технологии:

  • коллективное творческое дело (КТД);
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);
  • здоровье сберегающая технология;
  • создание детских объединений внутри школы;
  • информационно-коммуникативные;
  • технология проблемного диалога. 

КТД – это организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям, это стремление к общению, к познавательной деятельности. Результатом осуществления КТД является позитивная активность воспитанников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.

(слайд № 15)

Вот некоторые виды коллективных дел. Которые мы проводили с воспитанниками:

  • Трудовые КТД («Трудовой десант», Акции «Милосердия», «Забота», «Ветеран живёт рядом», «Памятный знак», «Георгиевская ленточка», участие в районных экологических субботниках «Чистый двор, чистое село».
  • Творческие КТД (изготовление сувениров, поздравительных открыток ко Дню пожилых людей, Дню Матери, Дню инвалида, Дню Семьи, 23 февраля, 9 мая.
  • Художественные КТД (подготовка концертной программы ко Дню пожилых людей, Дню матери, Дню Семьи).
  • Спортивные КТД («Игры народов севера», «Веселые старты» и т.д.).

Здоровье - сберегающая технология детям, проживающих в районах крайнего Севера, просто необходима для сохранения физического и психического здоровья, для этого проводится: утренняя зарядка, физкультминутки, гимнастика для глаз, беседы на тему: «Правила здорового питания»; обеспечение двигательной активности, прогулки, национальные игры на свежем воздухе.

Организационно-деятельностные игры (ОДИ)

Чтобы процесс формирования мотивации к изучению многогранной культуры коренного населения был результативным, необходимо организовывать процесс обучения в игровой форме, так как игра - это ведущий вид деятельности детей. Для решения поставленных задач применяю следующие активные формы работы, способствующие расширению кругозора детей, обогащению знаний о народном быте и формированию представлений о мире народной культуры:

  • игры-разминки (загадки, ребусы, задачи на смекалку, викторины);
  • ролевые игры;
  • игры-соревнования (звездный час, КВН, «Поле чудес», умники и умницы);
  • дидактические игры: «Бабушкин сундучок» (семейные реликвии)
  • конкурсы творческих работ др.

Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторин: «Угадай орнамент», «Следы на снегу», «Птичьи голоса», «Приметы природы»; игры головоломки: «Оленёнок в корале», «Лошадь и жеребёнок»; «Щёл» - игра с палочками, хантыйская юла. Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность. Дети были познакомлены с подвижными играми народов Севера: «Смелые охотники», «Удачные рыболовы», «Олени в упряжках» и т.д.

        

Создание детских объединений внутри школы

Воспитанники интерната при школе активно участвуют в волонтерском движении, принимали участие в акциях: «Марафон добрых и полезных дел», «Покормите птиц зимой», «Сбор макулатуры», «Сбор батареек», «Дети войны», оказывали адресную помощь отдельным категориям граждан.

Информационно-коммуникативные технологии

В связи с компьютеризацией стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации коллектива. В воспитательных часах возможны различные формы использования информационных технологий, а именно:

- презентации;

- участие в олимпиадах;

- поиск и обработка информации в сети Интернет;

- электронные ресурсы медиатеки. 

В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у ребят самостоятельность, уверенность в себе, способность к самореализации.

Технология проблемного диалога. 

Технология проблемного диалога используется в воспитательной работе при ознакомлении с народным творчеством.

Например.

1.Читается сказка, предлагаются вопросы для обсуждения.

2. Читается сказка без окончания, предлагается обсудить, чем она могла бы закончиться.

В заключении хочется отметить, что воспитательная работа, направленная  на приобщение детей к национальной культуре народов Севера необходима, она содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в его развитие.

Использованная литература и интернет сайты.

1. Бугаева А. Л. Традиционная педагогическая культура ханты и манси. —

М., 1994

2. Волков Г.Н. Проблемы совершенствования воспитательной работы // Просвещение на крайнем Севере. Л., 1981. Вып. 19

3. Инновации в общеобразовательной школе: методы обучения: сб. науч. тр. / РАО, Гос. науч. учреждение Ин-т содержания и методов обучения. – М., 2006.

4. Мунгалова  А. Н.  О некоторых этнопедагогических особенностях

физического воспитания детей коренных народов Сибири //Образование

в Сибири. — Томск, 1996

5. Прокопенко Этнопедагогика народа ханты: физическое

воспитание и игры: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.

2005 – 296 с.: ил.

6.Рейнеон-Правдин А. Н. Игра и игрушка народов Обского Севера

(социальные корни игры) // Советская этнография — 1949 — № 3

7.  http://www.hantymansiiskao.ru/folk/  



Предварительный просмотр:

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

(Тюменская область)

АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВАРЬЕГАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

СРЕДНЯЯ ШКОЛА»

ПРИКАЗ

ул. Центральная, 23 , с. Варьеган,  Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
 (Тюменская область), 628638
Тел./факс: 8(952)7210093, e-mail: mouvossh@mail.ru

02.02.2020   39-о

О проведении педагогического совета

       На основании плана работы школы на 2020/2021 учебный год

ПРИКАЗЫВАЮ:  

  1. Провести  педагогический совет по теме «Эффективность профессиональной деятельности педагогов по реализации стратегии развития воспитания в РФ»  08 февраля 2020 г. в 14.00 час.
  2. Назначить ответственными за подготовку вопросов по повестке дня:

2.1 «Воспитательная работа в школе как важное условие реализации стратегии развития воспитания в РФ (2015-2025) в условиях мультипрофильного комплекса. Организация воспитательной работы обучающихся в условиях перехода на ФГОС» – Курманалиеву Гузель Хайрулловну, заместителя директора по воспитательной работе.  

2.2 «Российское движение школьников: перспективы развития, основные мероприятия» – Черноножкину Ольгу Михайловну, педагога-организатора.

2.3 Основные направления воспитательной программы школы:

      - Духовно-нравственное воспитание -  Галкину Инну Станиславовну, учителя начальных классов;

      - Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Проекты «Билет в будущее», «Проектория», «Урок цифры» – Романову Ольгу Валерьевну, педагога-психолога;

      - Ученическое самоуправление и детские объединения - Черноножкину Ольгу Михайловну, педагога-организатора;

        - Приобщение к культурному наследию – Куклину Маргариту Павловну, воспитателя интерната;

       - Поддержка семейного воспитания – Синяковскую Марину Евгеньевну, воспитателя интерната;

       - Интеллектуально-познавательное воспитание – Минибаеву Лилию Ахуняновну, учителя математики;

       - Профилактика правонарушений – Ковпака Ирина Лукинична, социального педагога;

        - Физическое развитие и культура здоровья – Оносову Людмилу Васильевну, учителя физкультуры;

        - Гражданско-патриотическое воспитание – Фотеева Андрея Васильевича, педагога – организатора ОБЖ;

        - Экологическое воспитание - Галкину Инну Станиславовну, учителя начальных классов.

3. Защита проекта. «Воспитательная система: единые подходы к организации деятельности в рамках программы воспитания» (разработка рабочей программы воспитания).

4.         Лебедевой Валентине Борисовне, секретарю, в срок до 15.02.2020 года предоставить протокол педагогического совета.

5.         Контроль за исполнением приказа возложить на Курманалиеву Гузель Хайрулловну, заместителя директора по воспитательной работе.  

Директор                                                                                         С.Л.Антропова

С приказом ознакомлены:

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021__________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021__________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021__________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________

«___» ___________ 2021 __________  _______________



Предварительный просмотр: