Мероприятия по транслированию результатов профессиональной деятельности
Мероприятия по транслированию результатов профессиональной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10001_10021_10041_merged-szhatyy_1_1.pdf | 2.83 МБ |
Приобщение воспитанников интерната к культуре коренных народов Севера | 64.79 КБ |
Приказ о выступлении на педсовете | 16.38 КБ |
Приказ о выступлении на РМО №461 | 944.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Варьеганская общеобразовательная средняя школа»
Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Нижневартовский район, с. Варьеган, ул. Центральная, 23
8(952)7210093, e-mail: mouvossh@mail.ru
Районное методическое объединение учителей родного языка
Направления работы: «Преподавание родного языка и литературы в условиях реализации ФГОС»
Тема «Приобщение воспитанников интерната к культуре коренных народов Севера через разнообразные приёмы и методы работы»
(из опыта работы)
Синяковская Марина Евгеньевна,
воспитатель интерната при школе МБОУ «Варьеганская ОСШ»
(слайд № 1)
Добрый день, уважаемые коллеги!
В современных условиях система образования гарантирует единство
образовательного пространства на территории Российской Федерации, защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов России в условиях многонационального государства.
В соответствии с государственной образовательной политикой приоритетным направлением в развитии образования Югры является удовлетворение этнокультурных и языковых образовательных потребностей коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
В Варьеганском интернате при школе проживает и обучается 27 воспитанников коренной национальности, это: дети аганские ханты – 22 воспитанника, лесные ненцы – 6 воспитанников. Все обучающиеся посещают занятия по изучению родных языков: хантыйского и ненецкого.
Родители воспитанников занимаются оленеводством, ведут традиционные виды деятельности (охота, рыбалка, сбор дикоросов) и имеют родовые угодья.
(слайд № 2)
Ознакомление с культурой народов Севера является органической частью всей воспитательно – образовательной деятельности, направленной на успешную реализацию поставленных задач:
- творческий подход к организации занятий, бесед, игр с детьми;
- инновационный подход к использованию разнообразных методов и приемов;
- включение игр определенной тематики и содержания, отражающих быт и культуру народов Севера;
- организация праздников, встреч с интересными людьми в интернате при школе.
(слайд № 3)
Система работы включает разнообразные формы занятий
Также использую разнообразные средства, позволяющие включить ребенка в разные виды деятельности, что объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношений.
Направления развития ребенка осуществляется через использование различных форм деятельности. (слайд № 4)
Для решения поставленных задач использовала разнообразные
методы работы, способствующие развитию и обогащение знаний каждого ребенка. При этом немаловажную роль играет эмоциональное отношение детей к тому или иному виду деятельности. Наиболее оптимальной формой работы с детьми, считаю проектную деятельность. Так как именно она позволяет интегрировать самые разные виды деятельности.
А теперь хочу остановиться на изучении устного народного творчества, к которому коренные народы Севера, ханты и ненцы относятся с большой любовью и трепетом. Они бережно хранят легенды, предания, сказки, мифы, загадки и передают их из поколения в поколение. Наиболее распространённым жанром являются сказки.
(слайды № 5-6)
Для ребят были организованы вечера - встречи со сказителем Айваседа Владимиром Талевичем, в книге «Ненецкие сказки» Владимир Айваседа представил сказки, которые передавались из поколения в поколение в роду Тёт национального села Варьеган, Нижневартовского района.
Воспитанники познакомились со сказками Анны Митрофановны Коньковой «Сказки бабушки Аннэ», со сборником «Сказки народа ханты», в котором собраны лучшие образцы сказочного творчества небольшого и древнего народа ханты.
Ребята также изучают творчество ненецкого и хантыйского поэта и писателя, нашего земляка - Айваседа Юрия Кылевича. Юрий Кылевич наследник и хранитель национальной культуры обско-угорских народов. Его произведения представляют интерес для всех, кто интересуется историей, культурой, бытом, экологией коренных народов Севера.
Итоговыми занятиями по ознакомлению с народным творчеством были: викторины, конкурсы рисунков, загадок.
(слайды № 7-8)
Ребята ежегодно участвуют и являются победителями районного конкурса Малые Вэлловские чтения «Кладезь народной мудрости», посвященного жизни и творчеству хантыйского и ненецкого поэта и писателя Ю.К.Вэллы.
В беседах на тему профессия моих родителей говорим о труде и жизни оленеводов, охотников, рыбаков. Это почётная, но трудная работа.
Оленеводу приходится перегонять оленей с места на место в поисках корма. Человек на стойбище не может прожить без оленя. Поэтому он относится к нему бережно, нежно, как к самому лучшему другу.
А охотники и рыбаки к природным ресурсам относятся экономно, соблюдают заповеди, которые передают своим детям: «А коль настанет пора воспользоваться щедростью природы, человек возьмёт только то, что может взять, чтобы не нанести обиду земле и рекам, зверям и птицам. Не жадничай»
Беседы на тему «Моя семья – моё богатство», «Моё родословное чудо дерево» способствуют активизации желания познавать мир семьи (его прошлое, настоящее), стремление узнать и рассказать о семейных традициях, обычаях; воспитывают у детей умение гордиться своей семьёй; стимулируют желание презентовать свои знания.
В целях возрождения и сохранения культурных традиций коренных малочисленных народов Севера, приобщения подрастающего поколения к национально-культурному наследию проводились викторины на тему: «Мой округ – Югра», «Знаешь ли ты свой край?», «Югория – моя Родина», «Знаток родного края», воспитанники приняли участие в «Фестивале родов», в муниципальном этапе окружного конкурса-выставки электронных презентаций «Великая Отечественная война в судьбе моей семьи», работа «Их труд приблизил час победы» и т.д.
Практическая деятельность
Приобщение воспитанников к культуре коренных народов Севера происходит путем привлечения их к народно-прикладному творчеству, это работа с бисером. Работа по плетению развивает сенсомоторику, оказывает влияние на умственное развитие, повышает устойчивость внимания, целеустремленность, трудолюбие, аккуратность. С ребятами выполняем простые, несложные узоры и изделия, изготавливаем сувениры к праздничным и памятным датам («Георгиевская ленточка», «Подарок ветерану» и т.д.).
Практикуем работу с природными материалами: сухие листья, мох, береста, дерево. Приняли участие в региональном творческом конкурсе проектов «Край родной – моя Россия. Ханты-Мансийский автономный округ - Югра», творческая работа - «Чум – дом на века» (макет чума из бересты).
(слайды № 9-13)
С воспитанниками была проведена воспитательная работа по выбору кружков по интересам. В рамках внеурочной деятельности ребята посещают кружки, секции: «Национальные виды спорта», «Бисеринка», «Маленький мастер».
Кружки дополнительного образования позволяют привлечь детей в творческие объединения: «Нарсъ-юх», «Театр народной сказки», «Музейное дело», «Краевед».
Приобщение детей к уникальной культуре народов ханты и ненцев,
к их традициям, нравственно-эстетическим ценностям происходит через взаимосвязь с Этнографическим парком-музеем с. Варьеган. Ребята являются частыми гостями и участниками мероприятий, проходившими в музее это: «Нити родства», лекционное занятие; «Жизнь оленевода», выставка; «Мастер – класс по изготовлению изделий из бисера»; «Кукла самокрутка», мастер-класс; «Изготовление кулона», мастер-класс; «Воронята», мастер-класс; «Ночь в музее» и т.д.
(слайд № 14)
В своей работе использую инновационные технологии, которые позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт воспитанников – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Инновационные воспитательные технологии:
- коллективное творческое дело (КТД);
- организационно-деятельностные игры (ОДИ);
- здоровье сберегающая технология;
- создание детских объединений внутри школы;
- информационно-коммуникативные;
- технология проблемного диалога.
КТД – это организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям, это стремление к общению, к познавательной деятельности. Результатом осуществления КТД является позитивная активность воспитанников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства.
(слайд № 15)
Вот некоторые виды коллективных дел. Которые мы проводили с воспитанниками:
- Трудовые КТД («Трудовой десант», Акции «Милосердия», «Забота», «Ветеран живёт рядом», «Памятный знак», «Георгиевская ленточка», участие в районных экологических субботниках «Чистый двор, чистое село».
- Творческие КТД (изготовление сувениров, поздравительных открыток ко Дню пожилых людей, Дню Матери, Дню инвалида, Дню Семьи, 23 февраля, 9 мая.
- Художественные КТД (подготовка концертной программы ко Дню пожилых людей, Дню матери, Дню Семьи).
- Спортивные КТД («Игры народов севера», «Веселые старты» и т.д.).
Здоровье - сберегающая технология детям, проживающих в районах крайнего Севера, просто необходима для сохранения физического и психического здоровья, для этого проводится: утренняя зарядка, физкультминутки, гимнастика для глаз, беседы на тему: «Правила здорового питания»; обеспечение двигательной активности, прогулки, национальные игры на свежем воздухе.
Организационно-деятельностные игры (ОДИ)
Чтобы процесс формирования мотивации к изучению многогранной культуры коренного населения был результативным, необходимо организовывать процесс обучения в игровой форме, так как игра - это ведущий вид деятельности детей. Для решения поставленных задач применяю следующие активные формы работы, способствующие расширению кругозора детей, обогащению знаний о народном быте и формированию представлений о мире народной культуры:
- игры-разминки (загадки, ребусы, задачи на смекалку, викторины);
- ролевые игры;
- игры-соревнования (звездный час, КВН, «Поле чудес», умники и умницы);
- дидактические игры: «Бабушкин сундучок» (семейные реликвии)
- конкурсы творческих работ др.
Живой интерес у детей вызывает разгадывание кроссвордов, загадок, ребусов, викторин: «Угадай орнамент», «Следы на снегу», «Птичьи голоса», «Приметы природы»; игры головоломки: «Оленёнок в корале», «Лошадь и жеребёнок»; «Щёл» - игра с палочками, хантыйская юла. Подобные занятия развивают сообразительность и наблюдательность. Дети были познакомлены с подвижными играми народов Севера: «Смелые охотники», «Удачные рыболовы», «Олени в упряжках» и т.д.
Создание детских объединений внутри школы
Воспитанники интерната при школе активно участвуют в волонтерском движении, принимали участие в акциях: «Марафон добрых и полезных дел», «Покормите птиц зимой», «Сбор макулатуры», «Сбор батареек», «Дети войны», оказывали адресную помощь отдельным категориям граждан.
Информационно-коммуникативные технологии
В связи с компьютеризацией стало возможным использование ИКТ в воспитании и организации коллектива. В воспитательных часах возможны различные формы использования информационных технологий, а именно:
- презентации;
- участие в олимпиадах;
- поиск и обработка информации в сети Интернет;
- электронные ресурсы медиатеки.
В процессе применения ИКТ можно наблюдать развитие у ребят самостоятельность, уверенность в себе, способность к самореализации.
Технология проблемного диалога.
Технология проблемного диалога используется в воспитательной работе при ознакомлении с народным творчеством.
Например.
1.Читается сказка, предлагаются вопросы для обсуждения.
2. Читается сказка без окончания, предлагается обсудить, чем она могла бы закончиться.
В заключении хочется отметить, что воспитательная работа, направленная на приобщение детей к национальной культуре народов Севера необходима, она содействует воспитанию человека-патриота, знающего и любящего свой родной край, уважающего коренной народ, культуру и традиции, осознанию себя как коренного жителя, наследника богатой истории и культуры Югры, желающего внести свой вклад в его развитие.
Использованная литература и интернет сайты.
1. Бугаева А. Л. Традиционная педагогическая культура ханты и манси. —
М., 1994
2. Волков Г.Н. Проблемы совершенствования воспитательной работы // Просвещение на крайнем Севере. Л., 1981. Вып. 19
3. Инновации в общеобразовательной школе: методы обучения: сб. науч. тр. / РАО, Гос. науч. учреждение Ин-т содержания и методов обучения. – М., 2006.
4. Мунгалова А. Н. О некоторых этнопедагогических особенностях
физического воспитания детей коренных народов Сибири //Образование
в Сибири. — Томск, 1996
5. Прокопенко Этнопедагогика народа ханты: физическое
воспитание и игры: Учеб. пособие. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та.
2005 – 296 с.: ил.
6.Рейнеон-Правдин А. Н. Игра и игрушка народов Обского Севера
(социальные корни игры) // Советская этнография — 1949 — № 3
7. http://www.hantymansiiskao.ru/folk/
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
(Тюменская область)
АДМИНИСТРАЦИЯ НИЖНЕВАРТОВСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВАРЬЕГАНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ПРИКАЗ
ул. Центральная, 23 , с. Варьеган, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
(Тюменская область), 628638
Тел./факс: 8(952)7210093, e-mail: mouvossh@mail.ru
02.02.2020 № 39-о
О проведении педагогического совета |
На основании плана работы школы на 2020/2021 учебный год
ПРИКАЗЫВАЮ:
- Провести педагогический совет по теме «Эффективность профессиональной деятельности педагогов по реализации стратегии развития воспитания в РФ» 08 февраля 2020 г. в 14.00 час.
- Назначить ответственными за подготовку вопросов по повестке дня:
2.1 «Воспитательная работа в школе как важное условие реализации стратегии развития воспитания в РФ (2015-2025) в условиях мультипрофильного комплекса. Организация воспитательной работы обучающихся в условиях перехода на ФГОС» – Курманалиеву Гузель Хайрулловну, заместителя директора по воспитательной работе.
2.2 «Российское движение школьников: перспективы развития, основные мероприятия» – Черноножкину Ольгу Михайловну, педагога-организатора.
2.3 Основные направления воспитательной программы школы:
- Духовно-нравственное воспитание - Галкину Инну Станиславовну, учителя начальных классов;
- Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение. Проекты «Билет в будущее», «Проектория», «Урок цифры» – Романову Ольгу Валерьевну, педагога-психолога;
- Ученическое самоуправление и детские объединения - Черноножкину Ольгу Михайловну, педагога-организатора;
- Приобщение к культурному наследию – Куклину Маргариту Павловну, воспитателя интерната;
- Поддержка семейного воспитания – Синяковскую Марину Евгеньевну, воспитателя интерната;
- Интеллектуально-познавательное воспитание – Минибаеву Лилию Ахуняновну, учителя математики;
- Профилактика правонарушений – Ковпака Ирина Лукинична, социального педагога;
- Физическое развитие и культура здоровья – Оносову Людмилу Васильевну, учителя физкультуры;
- Гражданско-патриотическое воспитание – Фотеева Андрея Васильевича, педагога – организатора ОБЖ;
- Экологическое воспитание - Галкину Инну Станиславовну, учителя начальных классов.
3. Защита проекта. «Воспитательная система: единые подходы к организации деятельности в рамках программы воспитания» (разработка рабочей программы воспитания).
4. Лебедевой Валентине Борисовне, секретарю, в срок до 15.02.2020 года предоставить протокол педагогического совета.
5. Контроль за исполнением приказа возложить на Курманалиеву Гузель Хайрулловну, заместителя директора по воспитательной работе.
Директор С.Л.Антропова
С приказом ознакомлены:
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021__________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021__________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021__________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________
«___» ___________ 2021 __________ _______________