Рабочая программа курса "Домисолька", 4 класс.
Рабочая программа
курса внеурочной деятельности для 4 класса
«Домисолька»
на 2015 - 2016 учебный год
Педагог дополнительного образования Кривоносов А.П.
1. Пояснительная записка.
Данная программа составлена на основе примерного плана вокальных занятий, составленного заслуженным артистом РСФСР, художественным руководителем детской хоровой студии Георгием Струве.
Цель программы:
- Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
- Формирование музыкальных и вокальных данных каждого кружковца;
· Создание постоянного вокального коллектива, способного быстро и качественно разучивать и представлять репертуар.
Задачи программы:
Образовательные:
• Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
• Формировать вокальные навыки детей;
Воспитательные:
• Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
• Привить навыки сценического поведения;
• Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:
• Развить музыкально-эстетический вкус;
• Развить музыкальные способности детей;
Развить память, образное мышление детей;
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Этапы обучения:
1. Организационный - набор детей в кружок.
2. Отборочный - подбор нового материала, прослушивание и отбор фонограмм для учебного процесса, определение диапазона вокалиста.
3. Учебно-репетиционный - развитие вокальных данных, индивидуальные занятия с солистами, хоровые занятия.
4. Постановочный - составление программ, подготовка концертных номеров.
5. Анализ выступления коллектива после концерта, обсуждение недостатков.
6. Постановка новых задач для коллектива. Учиться исполнять произведения под фонограмму. Расширение репертуара.
Педагогическая деятельность организуется со следующими принципами:
-концентричность программного материала, содержание программы и способствование музыкальной деятельности;
-системность, доступность содержания занятий для всех желающих;
-предоставление возможности самовыражения, самореализации.
При необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала. В силу возрастных особенностей, обучения детей пению необходимо вести систематично, начиная с элементарных приемов освоения вокальных навыков. Занятия начинаются с распевания, которое выражает двойную функцию:
-подготовку голосового аппарата;
-развитие вокально-хоровых навыков и эмоциональной отзывчивости;
Особую роль в формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации.
Формы организации вокальной деятельности:
- музыкальные занятия;
- занятия – концерт;
- репетиции;
- творческие отчеты.
Основной формой работы является музыкальное занятие, которое предполагает взаимодействие педагога с детьми и строится на основе индивидуального подхода к ребенку.
Используемые методы и приемы обучения:
- наглядно – слуховой (аудиозаписи)
- наглядно – зрительный (видеозаписи)
- словесный (рассказ, беседа, художественное слово)
- практический (показ приемов исполнения, импровизация)
- частично – поисковый (проблемная ситуация – рассуждения – верный ответ)
- методические ошибки
- методические игры
В ходе реализации программы применяются педагогические технологии известных педагогов – музыкантов: В.В.Емельянова, К.Орфа.
Содержание программы и песенный репертуар подбираются в соответствии с психофизическими и возрастными особенностями детей. Таким образом, каждому ребенку предоставляется возможность в соответствии со своими интересами и возможностями выбрать свой образовательный маршрут. При наборе детей специального отбора не предполагается.
Параллельно с учебной деятельностью проходит воспитательный процесс задачами которого являются:
- создание дружного коллектива;
- взаимодействие между детьми, педагогом и родителями.
Занятия проводятся1 раз в неделю, всего 34 занятия.
2. Содержание изучаемого курса.
Кружок «Домисолька» по своему характеру является развивающе – обучающим и направлен на формирование эстетически развитой личности, на пробуждение творческой активности и художественного мышления, на выработку навыков восприятия музыки, а также на выявление способностей воспитанников к самовыражению через исполнительскую творческую деятельность. Музыка играет важную роль в жизни людей, а для детей первой возможностью выразить себя в мире становятся песни. Песня – не только форма художественного отображения жизни, но и форма общения людей. Пение занимает важное место в жизни человека и принадлежит к основным видам исполнительства. Занятия пением приносят ребенку не только наслаждение красотой музыкальных звуков, которое благотворно влияет на детскую психику и способствует нравственно – эстетическому развитию личности, но и дают специфические знания и умения в этой области искусства.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного курса.
Целенаправленная организация и планомерное формирование творческой деятельности способствует личностному развитию учащихся: реализации творческого потенциала, готовности выражать своё отношение к искусству; становлению эстетических идеалов и самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма.
В результате у школьников формируются духовно-нравственные основания.
Идея развития творческого воображения средствами музыки и других видов искусства в реализации непроста. Это не простое рисование, музицирование или пение. Это творчество более высокого уровня. Это интеграция всех видов искусства, это поиск собственных возможностей и талантов личности, рождение потребности заниматься им не только в рамках музыкальных занятий.
Предложенная тематика занятий – это идея, выраженная в игровой форме. Игра – это эффективный способ обучения детей младшего школьного возраста.
Программа курса обеспечивает коммуникативное развитие: формирует умение слушать, петь, применять выразительные средства в творческой и исполнительской деятельности на музыкальном материале, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми. Личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся, обуславливается характером организации их музыкально-учебной, художественно-творческой деятельности и предопределяет решение основных педагогических задач.
№п/п |
Тема | Тип занятия
| К-во часов по программе | К-во часов по планиров |
1 | Певческая установка. Положение сидя | теория | 1 | 1 |
2 | Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками | теория | 1 | 1 |
3 | Звукообразование | теория | 1 | 1 |
4 | Музыкальные штрихи | теория | 1 | 1 |
5 | Мягкая атака звука | теория | 1 | 1 |
6 | Твёрдая атака звука | Практика | 1 | 1 |
7 | Дыхание. Распевки на формирование навыка певческого дыхания | Практика | 1 | 1 |
8 | Унисон. Распевки на единую манеру исполнения | Практика | 1 | 1 |
9 | Пение диатонических секвенций | Практика | 1 | 1 |
10 | Дикция и артикуляция | Практика | 1 | 1 |
11 | Формирование цепного дыхания | Практика | 1 | 1 |
12 | Мажор | теория | 1 | 1 |
13 | Минор | теория | 1 | 1 |
14 | Формирование навыка придыхательной атаки звука | Практика | 1 | 1 |
15 | Подготовка к выступлению на Новогодних ёлках | Практика | 1 | 1 |
16 | Гомофония. Гомофония в хоровых произведениях | теория | 1 | 1 |
17 | Ритм. Пение и отбивание различных ритмических рисунков | Практика | 1 | 1 |
18 | Ритм. Пение и отбивание различных ритмических рисунков | Практика | 1 | 1 |
19 | Пение интервалов по нотам в пределах терции | Практика | 1 | 1 |
20 | Пение интервалов по нотам в пределах терции | теория | 1 | 1 |
21 | Формирование навыка пения a capella | Практика | 1 | 1 |
22 | Формирование навыка пения a capella | Практика | 1 | 1 |
23 | Развитие навыка кантиленного пения | Практика | 1 | 1 |
24 | Развитие навыка кантиленного пения | Практика | 1 | 1 |
25 | Пение различных ступеней лада | Практика | 1 | 1 |
26 | Пение различных ступеней лада | Практика | 1 | 1 |
27 | Пение различных ступеней лада | Практика | 1 | 1 |
28 | Двухголосие. Пение двухголосных упражнений | Практика | 1 | 1 |
29 | Двухголосие. Пение двухголосных упражнений | Практика | 1 | 1 |
30 | Двухголосие. Пение двухголосных упражнений | Практика | 1 | 1 |
31 | Разделение голосов на партии | Практика | 2 | 2 |
32 | Работа над репертуаром. Подготовка к отчётному концерту | Практика | 1 | 1 |
33 | Работа над репертуаром. Подготовка к отчётному концерту | Практика |
|
|
34 | Отчётный концерт | Практика | 1 | 1 |
| Всего: | 34 | 34 |
3. Календарно-тематическое планирование.
№ занятия | Дата проведения | Тема занятия | Виды деятельности | |
1. | 01.09. |
| Певческая установка. Положение сидя | Русская песня – душа народа».рассказ о любви русского народа к песне. Слушание русской народной песни « Во поле береза стояла». Знакомство с оркестром русских народных инструментов (жалейка). |
2. | 08.09. |
| Знакомство с основными вокально-хоровыми навыками | Знакомство детей с лирической песней. Слушание песни «Тонкая рябина». Знакомство с оркестром русских народных инструментов ( рожок, гусли). |
3. | 15.09. |
| Звукообразование | Продолжать знакомство с лирической песней « Тонкая рябина». 2. Знакомство с оркестром русских народных инструментов ( семейство домбр). |
4. | 22.09. |
| Музыкальные штрихи | Знакомство с хороводной песней. Слушание русской народной песни «Ах, улица, улица широкая». Знакомство с игровым хороводом «По – за городу гуляем». |
5. | 29.09. |
| Мягкая атака звука | Продолжать знакомство с хороводной песней. Знакомство с оркестром русских народных инструментов ( балалайка). |
6. | 06.10. |
| Твёрдая атака звука | Продолжать знакомство с хороводной песней. Прослушивание песни «Осень постучалась к нам» в исполнении музыкального руководителя с сопровождением |
7. | 13.10. |
| Дыхание. Распевки на формирование навыка певческого дыхания | Знакомство с плясовой песней «Частушки». Исполнение песни «Осень постучалась к нам» - усвоение детьми мелодии и слов песни. Исполнение песни «Капуста» - выразительное исполнение. |
8. | 20.10. |
| Унисон. Распевки на единую манеру исполнения | Знакомство с оркестром русских народных инструментов. Закрепить названия русских народных инструментов. Исполнение песни «Осень постучалась к нам». |
9. | 27.10. |
| Пение диатонических секвенций | Исполнение песни «Осень постучалась к нам». Определение ритмического рисунка песни. Исполнение ритмического рисунка детьми на ударных инструментах под аккомпанемент музыкального руководителя на аккордеоне. Музыкально-дидактическая игра « Угадай песню» - по ритмическому рисунку. |
10. | 10.11. |
| Дикция и артикуляция | Знакомство с плясовыми частушками. Знакомство с оркестром русских народных инструментов (гармонь-ливенка). Исполнение песни «Осень постучалась к нам» - дикция. |
11. | 17.11. |
| Формирование цепного дыхания | Знакомство с плясовыми частушками. Знакомство с оркестром русских народных инструментов (гармонь-ливенка). Исполнение песни «Осень постучалась к нам» - дикция. |
12. | 24.11. |
| Мажор | Знакомство с современными частушками. Слушание. «Как у наших у ворот». Исполнение песни «Милая мама моя» - дыхание. |
13. | 01.12. |
| Минор | Слушание П. Барчунов «Концертная фантазия» - домбра. Исполнение песни «Милая мама моя» - звукообразование. |
14. | 08.12. |
| Формирование навыка придыхательной атаки звука | Знакомство с колыбельными песнями. Исполнение частушек , дикция. Исполнение новогодних песен, пение с солистом. |
15. | 15.12. |
| Подготовка к выступлению на Новогодних ёлках | Знакомство с колыбельными песнями. Исполнение частушек , дикция. Исполнение новогодних песен, пение с солистом. |
16. | 22.12. |
| Гомофония. Гомофония в хоровых произведениях | Продолжать знакомить детей с колыбельными песнями. Исполнение частушек , дыхание. Исполнение новогодних песен , выразительное исполнение. |
17. | 29.12. |
| Ритм. Пение и отбивание различных ритмических рисунков | Знакомство с особенностями содержания колыбельных песен. Слушание русской народной песни «Не буди меня молоду» в исполнении ансамбля рожечников. Исполнение частушек , ансамбль. |
18. | 12.01. |
| Ритм. Пение и отбивание различных ритмических рисунков | Знакомство с прибаутками. Музыкально-дидактическая игра «Узнай по описанию». Исполнение частушек , выразительное исполнение. |
19. | 19.01. |
| Пение интервалов по нотам в пределах терции | Музыкально-дидактическая игра « Узнай по тембру». Исполнение частушек. Игра «Колечко». |
20. | 26.01. |
| Пение интервалов по нотам в пределах терции | Повторение песни «Милая мама моя» - исполнение с солистом. Игра «Колечко». |
21. | 02.02. |
| Формирование навыка пения a capella | Слушание пьесы «Рассыпуха», в исполнении оркестра гормоник. Исполнение частушек .Пение с музыкальным сопровождением. |
22. | 09.02. |
| Формирование навыка пения a capella | Исполнение песен на патриотическую тему. Выразительно исполнять с солистом. Исполнение песни «Мой папа». Исполнять с музыкальнымсопровождением. |
23. | 16.02. |
| Развитие навыка кантиленного пения | Беседа о празднике «Масленица», о традициях, обрядах. Слушание русской народной песни « По улице мостовой». |
24. | 01.03. |
| Развитие навыка кантиленного пения | Прослушивание песен «Вдоль по улице молодчик идет», «Блины». Исполнение песни «Мой папа». Исполнение с солистом. Игра «Метелица». |
25. | 15.03. |
| Пение различных ступеней лада | Исполнение песни «Вдоль по улице молодчик идет», «Блины» - дикция. Исполнение песни «Мой папа»- с движениями. Исполнение песни «Масленица» - ансамбль. |
26. | 29.03. |
| Пение различных ступеней лада | Исполнение песни «Вдоль по улице молодчик идет», «Блины» - дикция. Исполнение песни «Мой папа»- с движениями. Исполнение песни «Масленица» - ансамбль. |
27. | 05.04. |
| Пение различных ступеней лада | Слушание русской народной песни « Степь да степь кругом». Прослушивание русской народной песни « Виноград в саду цветет». Исполнение песни « Мой папа», «Масленица» - дыхание. |
28. | 12.04. |
| Двухголосие. Пение двухголосных упражнений | Слушание пьесы «Камаринская» в исполнении оркестра русских народных инструментов. Исполнение песни «Милая мама моя»- дикция. Исполнение песни « Масленица», «Блины» - звукообразование. |
29. | 19.04. |
| Двухголосие. Пение двухголосных упражнений | Исполнение песни «Масленица»- дыхание. Исполнение песни « Милая мама моя» - ансамбль. Исполнение весенних песен. Исполнять с музыкальным сопровождением. |
30. | 26.04. |
| Двухголосие. Пение двухголосных упражнений | Обучение детей необходимым музыкальным терминам. Исполнение песен, звукообразование. Исполнение весенних песен - выразительное исполнение. |
31. | 10.05. |
| Разделение голосов на партии | Слушание русской народной песни «Коробейники» в исполнении оркестра русских народных инструментов. Прослушивание русской народной песни « Ой, сад во дворе» в исполнении музыкального руководителя. Исполнение песни «Виноград в саду цветет» - ансамбль. Игра «Мак». |
32. | 17.05. |
| Работа над репертуаром. Подготовка к отчётному концерту | Исполнение песни «Ой, сад во дворе» - дикция. Исполнение песни «Виноград в саду цветет» - выразительное исполнение. Исполнение песни « Вдоль по улице молодчик идет» - исполнение с солистами. Исполнение песни «Комарочек» с шумовыми инструментами. |
33. | 24.05. |
| Работа над репертуаром. Подготовка к отчётному концерту | Прослушивание русской народной песни « Я рассею свое горе». Исполнение песни «Ой, сад во дворе» - ансамбль. Игра «Ворон». |
34. | 24.о5. |
| Отчётный концерт | Исполнение песни «Я рассею свое горе» - ансамбль, выразительное исполнение. Исполнение песни «Вдоль по улице молодчик идет». Исполнение песни «Капуста». |
4. Ожидаемые результаты и способы определения из результативности.
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, культурных событиях региона и др.
В результате освоения содержания программы происходит гармонизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представление о мире, развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса:
Личностные результаты:
× формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;
× формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
× формирование эмоциональное отношение к искусству;
× формирование духовно-нравственных оснований;
× реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Метапредметные результаты:
× регулятивные УУД:
× планировать свои действия с творческой задачей и условиями её реализации;
× самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели урока;
× выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.
× коммуникативные УУД:
× участвовать в жизни микро - и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);
× уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке;
× применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;
× познавательные УУД:
× использовать знаково-символические средства для решения задач;
× осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.
Предметные результаты:
× знать:
× элементарные способы воплощения художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;
× нотную грамоту;
× правильную певческую установку;
× особенности музыкального языка.
× уметь:
× применять полученные знания и приобретённый опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;
× исполнять одноголосные произведения с недублирующим вокальную партию аккомпанементом, правильно распределять дыхание в длинной фразе;
× выражать образное содержание музыки через пластику;
× создавать коллективные музыкально-пластические композиции;
× исполнять вокально-хоровые произведения.
Планируемый результат:
наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях, участие в концертах);
· владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового аппарата;
· проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и ясно произносить слова – артикулировать при исполнении);
· уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на сцене;
· стремление передавать характер песни, умение правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать кульминацию во фразе.
По итогам обучения воспитанники должны
знать:
- основы вокально – хоровых навыков;
- правила пения;
- виды дыхания;
- муз.штрихи;
- средства муз. выразительности.
уметь:
- применять правила пения на практике;
- петь чисто ансамблем в унисон;
- применять упражнения на дикцию, дыхание, артикуляцию в работе над репертуаром;
- сценически оформлять концертный номер.
Способы отслеживания результатов освоения образовательной программы
Для оценки уровня развития ребенка и сформированности основных умений и навыков 1 раз в полугодие проводятся контрольные занятия (занятия – концерты).
Отслеживание уровня сформированности вокально – слуховых представлений детей проводится с помощью диагностики и анализа исполняемых произведений.
Отслеживание развития личностных качеств ребенка проводится с помощью методов наблюдения и опроса.
Основной формой подведения итогов работы являются концертные выступления.
5. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной деятельности.
Алиев Ю.Б. Настольная книга, школьного учителя-музыканта. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. - М., 1983.
Добровольская Н.Н., Орлова Н.Д. Что надо знать о детском голосе. - М., 1972.
Емельянов ВВ. Развитие голоса. Координация и тренаж. - Санкт -Петербург, ] 997.
Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль, 1997.
Спутник учителя музыки./ Сост. Т.В. Челышева. - М., 1981.
Работа с детским хором. / Под ред. В.Г. Соколова. М., 1981.
Струве Г.А. Ступеньки музыкальной грамотности. Хоровое сольфеджио. -СПб.: Изд-во «Лань». 1997.
Струве Г.А. Хоровое сольфеджио. - М., Советский композитор, 1988.
Сафарова Н.Э. Игры для организации пианистических движений. -Екатеринбург, 1994.
Программа «Хор». / Под ред. Овчинниковой Т.Н. - М., Просвещение, 1986. / Сб. Программы для внешкольных учреждений.
Программа «Вокально - инструментальный ансамбль» ВИА. / Под ред. С.С. Кутелева. - М., Просвещение. 1986. / Сб. Программы для внешкольных учреждений.
Программа «Сольное пение». / Под ред. В.И. Лейбсона. - М., Просвещение, 1975. / Сб. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ.
Юдина Е.И. Азбука музыкально- творческого саморазвития. - М., 1994.
Литература для детей:
Барабошкина Л., Боголюбова Н. Музыкальная грамота для детей, кн. 1. Изд. 6-е. Ленинград: Музыка, 1972.
Гульянц Е.И. Детям о музыке. М.: Аквариум, 1996.
Дейнс Э. Первая энциклопедия музыки. М.: Махаон, 1999.
Журавленко Н.И. Уроки пения 1-3 классы. Минск: Полиграфмаркет, 1998.
Королева Е.А. Музыка в сказках, стихах и картинках: Книга для учащихся и учителей. М.: Просвещение, 1994.
Петрушин В.И. Слушай. Пой. Играй. Пособие для музыкального самообразования. М.: «Владос», 2000.
Рыцарева М.Г. Музыка и я: Популярная энциклопедия для детей. М.: Музыка, 1994.
Шакирова И. Музыка в сказке. М.: Лист, 2000.
Финкельштейн Э. Музыка от А до Я. Ленинград: Советский композитор, 1991.
Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству.
Компьютер,синтезатор, микрофоны, микшер;
Аудио-, видеоматериалы.
Интернет-ресурсы:
- Детям о музыке – http://www.muz-urok.ru/
- Искусство слышать– http://iskusstvo.my1.ru/
- Классическая музыка– http://classic.ru
- Музыка и я - http://musicandi.ru/