Внеурочная работа.

Олонина Татьяна Александровна
Исследовательская деятельность с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_sneg_polezen_ili_vreden.pptx2.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская работа «Снег полезный или вредный?» Автор работы Ерофеева Ксения, ученица 7 «в» класса; Руководитель : Олонина Татьяна Александровна учитель биологии

Слайд 2

Введение В природе нет ничего лишнего, все взаимосвязано между собой. Но когда однажды зимнем утром мы увидели огромные снежные заносы – последствия бурана, то , придя в школу, мы задали вопрос учителю: «Зачем только этот снег нужен, одни проблемы от него». Тогда мы решили изучить пользу и вред снега для человека в общем, для животных и растений, чтобы ответить на вопрос: действительно он вредный или полезный? Тема нашей исследовательской работы: «Снег полезный или вредный?» Цель исследования: выяснить степень вреда и пользы снега для людей, растений и животных. Задачи нашего исследования: 1.Провести наблюдения за использованием снега в жизни общества. 2.Определить экспериментальным путем свойства снега. 3.Узнать, что такое биотестирование снега. 4. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы. Методы исследования: Теоретический: Изучение энциклопедической литературы по теме; Поиск недостающей информации в Интернет. Экспериментальный: - проверить качество талого снега и выяснить, можно его употреблять в еду или нет; - сравнить температуру снега и воды; - узнать, как зимуют растения под снегом; - что такое биотестирование снега.

Слайд 3

Информация о снеге Снег — форма атмосферных осадков, состоящая из мелких кристаллов льда . Относится к обложным осадкам, выпадающим на земную поверхность. Снег образуется, когда микроскопические капли воды в облаках притягиваются к пылевым частицам и замерзают. Появляющиеся при этом кристаллы льда, не превышающие поначалу 0,1 мм в диаметре, падают вниз и растут в результате конденсации на них влаги из воздуха. При этом образуются шестиконечные кристаллические формы. Основной кристалл воды имеет в плоскости форму правильного шестиугольника. На вершинах такого шестиугольника затем осаждаются новые кристаллы, на них — новые, и так получаются разнообразные формы звёздочек-снежинок .

Слайд 4

Информация о снеге Существует такое многообразие снежинок, что обычно считается, что не бывает двух одинаковых снежинок. Снег является одним из непременных атрибутов зимы. Несмотря на то, что возможны низкие зимние температуры и при отсутствии снега, одно из основных условий климатической зимы — наличие устойчивого (постоянного) снежного покрова, который лежит в течение всей зимы непрерывно или с небольшими перерывами. Снег характеризуется разнообразными параметрами: толщиной покрова, количеством в нём воды, рассыпчатостью и т. д. В нормальных условиях снег тает при температурах воздуха выше 0 °C. Однако в природе значительные объёмы снега испаряются и при отрицательных температурах, минуя жидкую фазу. Этот процесс легко наблюдать самостоятельно. Такой переход от твёрдого состояния к газообразному называется сублимацией или возгонкой. Особенно интенсивно происходит сублимация снега под воздействием солнечного света, однако существуют исследования, демонстрирующие интенсивное испарение снежных частиц в результате их взаимодействия при метелевом переносе снега.

Слайд 5

Информация о снеге Типы снега можно обозначить через форму хлопьев, скорость накопления и способы скопления его на земле. Виды снежных осадков, которые, из-за циклов таяния и замораживания, падают в виде шариков, а не хлопьев, известны как крупа. После того как снег оказывается на земле, он может быть классифицирован как порошкообразный, когда он ещё пушистый, гранулированный, когда он прошёл цикл плавления и замораживания, и, в конце концов, — как превращённый в плотный лёд.

Слайд 6

Виды снежинок.

Слайд 7

Вред снега для людей. Большое количество выпавшего снега может нарушить жизнь общества: это и пробки на дорогах, и гололедица и заносы и большое количество аварий из-за них, это и падение огромных сосулек с крыш, влекущих за собой травмы людей и повреждение автомобилей, это ледяные заторы и ледоходы на реках, следствиями которых является наводнение, это сход снежных лавин с гор, которые разрушают всё на своем пути и очень опасны для людей. Еще к страшным снежным стихиям можно отнести метели, бураны, пургу и вьюгу, когда заметаются дома и дороги, и иногда высота сугробов достигает высоты 4-х метров. Ветер и снег рвут провода, ломают столбы и опоры, прекращается подача электричества, воды и тепла в домах. Во время метели лучше вообще не выходить на улицу, т.к. можно заблудиться и замерзнуть.

Слайд 8

Вред снега для живой природы. Также снег наносит огромный вред и для живой природы: снег, выпавший в большом количестве создает трудности в передвижении и добывания корма для зайцев, лис, волков, оленей. Многие животные не могут перенести лютых холодов и умирают от холода и голода. Под снежным покровом птицам тоже нелегко раздобыть себе пищу. Они вынуждены ютиться под крышами домов и не все переживут зиму. Огромные шапки снега обламывают ветви деревьев, нарушая целостность дерева. Лютые морозы разрушают кору, она трескается и дерево вымерзает за зиму. Все эти факторы доказывают отрицательное воздействие снега на людей, животных и растения.

Слайд 9

Польза снега для общества. Рассмотрим теперь этот вопрос с другой стороны и попробуем выявить его полезные свойства. Снег, который накапливается в горах около засушливых районах, может образовывать естественный резервуар воды. Горные снега являются главным источником питьевой воды примерно для 1 миллиарда жителей нашей планеты Снежный покров не только запас воды, но и гигантское одеяло, прослойка между поверхностью земли и атмосферой. Холодная бесснежная зима- это настоящее бедствие. Многие растения могут не выдержать лютые морозы и погибают. Сугробы, высотой в 50 см гарантируют, что температура почвы не опустится ниже минус 8°С и все растения благополучно перезимуют.

Слайд 10

Польза снега для общества. Большую пользу приносит снег для занятия зимними видами спорта. Езда на санях, лыжах и коньках – общедоступный спорт для любого возраста. Конечно падать во время езды неприятно, зато сколько положительных моментов: вырабатывается адреналин в крови, вырабатывается правильная осанка, укрепляется иммунитет, улучшается работа легких и сердца, прибавляется здоровье и бодрость. Если вы хорошо закалены, то можно зимой обтирать тело снегом. При обтирании сосуды кожи расширяются и она обогащается новой порцией крови. От такой процедуры повышается тонус мышц, усиливается обмен веществ, сгорают лишние жиры и углеводы, улучшается сердечный ритм. Еще один вид закаливания организма зимой – моржевание . Моржевание – это купание в холодной воде. Человеку свойственен страх холодной воды. Мы с детства опасаемся холодных температур, но учеными доказано, что они благоприятно влияют на протекание всех болезней, уменьшают возникновение простудных заболеваний и гриппа. Моржи погружаются в воду лишь на несколько минут, но они при этом испытывают не холод, а жар. В общем, если хочешь быть здоров – закаляйся!

Слайд 11

Практическая часть работы.

Слайд 12

Цель: Узнать , что такое биотестирование снега. В зимнее время автомобильные выхлопные газы оседают на поверхности снега. Весной часть из них проникает в почву, а часть выносится талыми водами в открытые и подземные водоемы. При выполнении этого исследования мы провели анкетирование ребят нашей школы. В опросе приняли участие 50 человек учеников 5 - 7 классов.

Слайд 13

Места взятия проб снега На восточной стороне школы Снег у дороги школы Снег с южной стороны школы в глубине Снег около Д / С №48 Беговая дорожка на пришкольном участке Цвет Чуть темнее белого серый белый Серо-белый Светло- серого Запах нет бензина нет бензина нет Загрязненность фильтра Есть пыль Есть грязь нет Есть грязь Есть пыль Прозрачность да нет да нет да

Слайд 14

Исследование: Исследуя пробы снега, собранного в разных местах, можно получить достаточно полное представление о степени загрязнения окружающей среды на этих участках. Поэтому при решении поставленной задачи дать оценку загрязненности среды на разном расстоянии от автомобильной дороги – мы использовали метод биотестирования, т.е. определение качества окружающей среды с помощью живых организмов. В качестве организма – индикатора (распознавателя) мы выбрали кресс-салат, т.к. его семена быстро прорастают. В качестве показателей учитывали всхожесть семян и скорость роста проростков. Гипотеза: загрязнение снега автомобильными выхлопными газами замедляет прорастание семян и рост проростков.

Слайд 15

Ход работы: 1 . Взяли пробы снега с пяти площадок: дорога около школы, в глубине парка школы. 2. Растопили снег и талую воду использовали для проращивания семян. В каждую пробу взяли по 90 шт. семян кресс-салата. 3. В каждую тарелку с семенами добавили талую воду из разных площадок. Наблюдали прорастание семян и рост проростков в течение 8 дней, добавляя, по мере высыхания, талую воду в одинаковых объемах, полученную из снега с тех же участков 4. Результаты наблюдений по каждой пробе ежедневно заносили в таблицы.

Слайд 17

Всхожесть семян. Хорошо проросли семена в образце №1. Из 90 семян корешки появились у 57, во 2-м образце из 90 семян - только 27. В 3-м образце из 90 появились корешки у 35. Каждый день поливали семена снеговой водой из 3-х образцов.

Слайд 18

18 февраля мы посчитали какова всхожесть семян. Количество всходов в разных стаканчиках разное . Дружно взошли в стаканчике №1, а в стаканчиках №2 и №3 всходы единичные .

Слайд 19

Рост растений кресс-салата «Кольчуга»

Слайд 20

Результаты: Данные исследований представлены в таблицах № 1-3 . Анализируя данные проведенного эксперимента, мы сделали вывод о наибольшей загрязненности снега выхлопными газами вдоль дороги, которая испытывает большую транспортную нагрузку. Наилучшие показатели прорастания и роста проростков дала проба №1, где использовалась талая вода, полученная из снега глубины пришкольного участка, удаленного от автомобильных дорог.

Слайд 21

Таблица 1 : Скорость прорастания семян. Дни Число проросших семян (всего) по площадкам № 1 На восточной стороне школы №2 Снег у дороги школы №3 Снег с южной стороны школы в глубине №4 Снег около Д/С №48 №5. Беговая дорожка на пришкольном участке 1 - 1 - - 2 2 2 4 2 2 4 3 5 6 5 4 8

Слайд 22

Таблица 2. Появление двух первых зеленых листочков. Дни Число проростков с двумя первыми зелеными листочками (всего) по площадкам № 1 На восточной стороне школы №2 Снег у дороги школы №3 Снег с южной стороны школы в глубине №4 Снег около Д/С №48 №5. Беговая дорожка на пришкольном участке 4 2 4 3 2 5 5 5 6 5 4 8 6 6 7 7 7 10

Слайд 23

Таблица 3. Высота надземного побега. Дни Высота надземного побега (минимум – максимум см) по площадкам № 1 На восточной стороне школы №2 Снег у дороги школы №3 Снег с южной стороны школы в глубине №4 Снег около Д/С №48 №5. Беговая дорожка на пришкольном участке 7 1см 2см 1см 1см 2см 8 1см 2см 1см 1см 3см

Слайд 24

Исследование №1

Слайд 25

Исследование №2

Слайд 26

Исследование №3

Слайд 27

Исследование №4

Слайд 28

Исследование №5

Слайд 29

Заключение. Заключение: вывод по итогам исследовательской работы: Полезен снег или вреден? И то и другое, смотря для кого (растений, животных или человека), но все же он приносит больше пользы, чем вреда .