УМК

Олонина Татьяна Александровна
Компоненты УМК.

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon 10-11.pdf349.87 КБ
PDF icon biologiya_5-9_klass.pdf849.16 КБ
Файл rabochaya_programma_profil_10-11_kl._dymshits_1.docx257.37 КБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

H:\скан подписей к рабочим программам 001.jpg

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя        школа        №18»

Рабочая программа по        биологии

10 - 11класс Профильный уровень

Разработала: учитель биологии Олонина Т.А.

г.Заволжье

2019

           Основная идея программы

           Курс биологии в 10-11 классах на профильном уровне направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее  системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. На профильном уровне учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие  культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований, значимых для будущего биолога. Основу структурирования содержания курса биологии в  старшей школе на профильном уровне составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

Большое внимание в программе уделяется рассмотрению вопросов о хронологии жизни на Земле, о биологическом разнообразии как результате эволюции, о биоразнообразии как проблеме устойчивого развития биосферы, о сохранении биологического разнообразия на Земле, т.к. прогнозирование климата, получение лекарств, обеспечение пищей, создание высокопродуктивных сортов культурных растений и пород животных, устойчивых к болезням, сохранение редких и исчезающих видов, рациональное использование биологических ресурсов нашей планеты — решение этих вопросов зависит от наших знаний о биологическом разнообразии.

            В данной программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени среднего (полного) общего образования:

  • освоение знаний об основных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся частью современной ЕНКМ, о биологических системах (клетка, организм, популяция, вид, биоценоз, биосфера), об истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке, о методах научного познания;
  • овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии, устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества, обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; самостоятельно проводить наблюдения и исследования, находить и анализировать информацию о живых объектах;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру, сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации, проведения экспериментальных исследований, моделирования биологических объектов и процессов;
  • воспитание убеждённости в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к своему здоровью, уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью, выработка навыков экологической культуры, правил поведения в природе.

         Методы достижения целей                                                                                                                                            

    Данная программа реализуется при сочетании разнообразных форм и методов обучения:

  • Виды обучения: объяснительно-репродуктивный, проблемный, развивающий, алгоритмизированный.
  • Формы обучения: групповые, фронтальные, индивидуальные.
  • Методы обучения: словесные, наглядные, практические и специальные.
  • Программа предусматривает большой цикл обзорных лекций, которые позволяют учащимся более глубоко осмыслить эволюцию живой природы на Земле, необходимости гуманного и рационального отношения к нашим богатствам
  • Рабочей программой предусмотрены уроки обобщающего повторения, которые проводятся с целью систематизации знаний по темам, для достижения результатов уровня обученности, для осуществления тематического контроля.

      Данные формы, методы, виды обучения используются согласно индивидуальной технологии учителя и направленности класса. Все это позволяет учителю варьировать типы уроков, методические приёмы.

  • Для проверки знаний, умений и навыков учитель использует разные формы контроля: текущий, промежуточный, итоговый; репродуктивный и продуктивный.
  • Использование ИКТ .

       Система оценки достижений обучающихся

  • Регулярный тематический контроль с помощью разноуровневых  тестов, биологических задач, творческих заданий позволяет закреплять теоретические знания на высоком уровне, а лабораторные и практические работы формируют основные биологические умения и навыки, а также метапредметные компетенции, необходимые при подготовке к ЕГЭ
  • в конце изучения каждой темы предусмотрены контрольные работы
  • Зачёты за первое полугодие в 10-11 классах и переводной экзамен в 10 классе позволяют учащимся лучше подготовиться к выпускному экзамену в форме ЕГЭ.
  • Обязательным для учащихся является создание проекта по биологии, который они защищают в рамках «недели биологии».

Тематический  и итоговый контроль проводится с использованием мониторингового инструментария (тестов), заложенного в содержание УМК.

В программе представлены темы возможных рефератов, творческих и исследовательских работ, которые могут использоваться для углубления и обобщения знаний

 В качестве демонстраций, лабораторных работ, контрольных тестов могут использоваться компьютерные модели, компьютерные тесты и лабораторные работы, как при самостоятельном изучении материала учащимися, так и при дистанционном общении с преподавателем.

В программе приведён список основной, дополнительной и специальной литературы для учителя и учащихся, методической литературы для преподавателей.

      На изучение биологии на профильном уровне отводится в 10 - 11 классах отводится 204 часа, в том числе в 10 классе – 102  часа, в 11 классе – 102 часа. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объёме 3 часов в неделю в 10 классе и 3 часов в неделю в 11 классе

      Рабочая программа рассчитана на сдвоенные уроки.

        Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа  предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на профильном уровне являются: сравнение объектов,  анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации, творческая деятельность.

Результаты обучения 

Требования на профильном уровне направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов: овладение содержанием, значимым для продолжения образования в сфере биологической науки, освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение биологическими методами исследования. Приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на профильном уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, самостоятельный поиск информации в различных источниках.

             

Планирование  составлено  на  основе  государственной  программы  

по биологии для 10-11 классов общеобразовательных учреждений профильного уровня  

авторского  коллектива: О.В.Саблиной, Г.М.Дымшица.

Учебник:  П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др.,

                 Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов    

                 общеобразовательных учреждений, профильный уровень; часть 1,

                 Москва; Просвещение; 2014год.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

по программе профильного обучения среднего (полного) общего образования

В результате изучения биологии на профильном уровне ученик должен

знать /понимать:

  • основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции, теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В.И. Вернадского о биосфере); сущность законов (Г.Менделя; сцепленного наследования Т.Моргана; гомологических рядов в наследственной изменчивости; зародышевого сходства; биогенетического); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г.Менделя; экологической пирамиды); гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);
  • строение биологических объектов: клетки (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет, клеток прокариот и эукариот; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов и явлений: обмен веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтез, пластический и энергетический обмен, брожение, хемосинтез, митоз, мейоз, развитие гамет у цветковых растений и позвоночных животных, размножение, оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных, индивидуальное развитие организма (онтогенез), взаимодействие генов, получение гетерозиса, полиплоидов, отдаленных гибридов, действие искусственного, движущего и стабилизирующего отбора, географическое и экологическое видообразование, влияние элементарных факторов эволюции на генофонд популяции, формирование приспособленности к среде обитания, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере, эволюция биосферы;
  • современную биологическую терминологию и символику;

уметь:

  • объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории, законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции видов, человека, биосферы, единства человеческих рас, наследственных и ненаследственных изменений, наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций, устойчивости, саморегуляции, саморазвития и смены экосистем, необходимости сохранения многообразия видов;
  • устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза; движущих сил эволюции; путей и направлений эволюции;
  • решать задачи разной сложности по биологии;
  • составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
  • описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; готовить и описывать микропрепараты;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных, отличительные признаки живого (у отдельных организмов), абиотические и биотические компоненты экосистем, взаимосвязи организмов в экосистеме, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своего региона;
  • исследовать биологические системы на биологических моделях (аквариум);
  • сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
  • осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет) и применять ее в собственных исследованиях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • грамотного оформления результатов биологических исследований;
  • обоснования и соблюдения правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам, поведению в природной среде;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Содержание  тем учебного курса

Биология.10 класс

(102 ч,  3 ч в неделю; 2 ч — резервное время)

Введение (2 ч)

       Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: понятие биологических систем; уровни организации живой природы; методы познания живой природы.

Раздел I

БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ (98 ч)

Тема 1. Молекулы и клетки (12 ч)

      Цитология — наука о клетке. История изучения клетки. Клеточная теория. Многообразие форм и размеров клеток в зависимости от их функций. Клетка как целостная система. Прокариоты и эукариоты. Методы изучения клетки.

       Химический состав клетки. Макро- и микроэлементы. Роль ионов в клетке и организме. Роль воды. Гидрофильные и гидрофобные молекулы.

       Биополимеры. Регулярные и нерегулярные полимеры.

       Строение белков. Аминокислоты. Пептидная связь. Уровни организации белковой молекулы. Биологические функции белков.

       Углеводы. Моносахариды: рибоза, дезоксирибоза, глюкоза. Дисахариды: сахароза, лактоза. Полисахариды: крахмал, гликоген, целлюлоза, хитин. Функции углеводов.

       Липиды. Химическое строение липидов. Насыщенные и ненасыщенные жирные кислоты. Жиры, воски, фосфолипиды. Функции липидов.

       Нуклеиновые кислоты. Строение нуклеиновых кислот. Типы нуклеиновых кислот. Функции нуклеиновых кислот.

       АТФ, макроэргические связи.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: элементный состав клетки, строение молекул воды; молекул углеводов, липидов, белков, молекул ДНК, РНК и АТФ; строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Пространственная модель молекулы ДНК.

Тема 2. Клеточные структуры и их функции (6 ч)

      Биологические мембраны. Строение и функции плазматической мембраны.

       Мембранные органеллы. Ядро. Вакуолярная система клетки. Митохондрии. Пластиды.

       Опорно-двигательная система клетки. Рибосомы. Клеточные включения.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение плазматической мембраны, строение клеток животных и растений, прокариотической и эукариотической клеток. Динамическое пособие «Строение клетки».

Тема 3. Обеспечение клеток энергией (8 ч)

      Обмен веществ и превращения энергии в клетке. Понятия метаболизма, анаболизма, катаболизма.

       Источники энергии для живых организмов. Автотрофы и гетеротрофы.

       Фиксация энергии солнечного света растениями. Хлорофилл. Строение хлоропласта. Фотосинтез. Световая фаза фотосинтеза. Фотолиз воды. Темновая фаза фотосинтеза. Хемосинтез. Роль хемосинтезирующих бактерий на Земле.

       Расщепление полисахаридов — крахмала и гликогена. Анаэробное расщепление глюкозы.

       Цикл Кребса. Окислительное фосфорилирование. Роль кислорода. Аэробы и анаэробы.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: обмен веществ и превращения энергии в клетке; строение хлоропласта; процесс фотосинтеза; строение митохондрии; процесс хемосинтеза. Выделение кислорода водорослями (в аквариуме) на свету.

Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке (14 ч)

      Белки — основа специфичности клеток и организмов. Генетическая информация. Матричный принцип синтеза белка. Транскрипция.

       Генетический код и его свойства.

       Транспортные РНК. Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции.

       Удвоение ДНК. Принципы репликации. Особенности репликации ДНК эукариот. Теломераза.

       Современные представления о строении генов. Геном. Строение хромосом.

       Генная инженерия.

       Строение вирусов. Размножение вирусов. Вирус иммунодефицита человека. Обратная транскрипция.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: процесс репликации; генетический код; биосинтез белка; регуляцию транскрипции у прокариот; строение вируса; строение хромосомы. Динамическая модель синтеза белка на рибосоме.

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов (12 ч)

      Деление клеток про- и эукариот. Жизненный цикл клетки (интерфаза и митоз). Фазы митоза. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Амитоз.

       Периоды онтогенеза. Развитие зародыша животных. Дифференцировка клеток. Эмбриогенез растений.

       Постэмбриональное развитие животных и растений. Апоптоз. Многоклеточный организм как единая система. Стволовые клетки. Регенерация. Взаимодействие клеток в организме. Контроль целостности организма. Иммунитет.

       Мейоз. Определение пола у животных. Половое и бесполое размножение. Соматические и половые клетки. Чередование гаплоидной и диплоидной стадий в жизненном цикле. Партеногенез.

       Образование половых клеток у животных и растений. Оплодотворение у животных и растений.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: строение тканей растений и животных; способы бесполого размножения; оплодотворение у растений и животных; стадии развития зародыша позвоночного животного; постэмбриональное развитие. Динамические пособия «Деление клетки. Митоз и мейоз», «Гаметогенез у животных».

Раздел II

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ (46 ч)

Тема 6. Основные закономерности явлений наследственности (14 ч)

      Наследственность — свойство живых организмов. Генетика. Работы Г. Менделя. Гибридологический метод изучения наследственности.

       Аллели. Генотип и фенотип. Доминантные и рецессивные признаки. Единообразие гибридов первого поколения. Закон расщепления. Гомозиготы и гетерозиготы.

       Дигибридное и полигибридное скрещивания. Закон независимого наследования. Анализирующее скрещивание.

       Взаимодействие аллельных генов. Неполное доминирование. Кодоминирование. Взаимодействие неаллельных генов. Полигенные признаки. Статистическая природа генетических закономерностей.

       Сцепленное наследование. Кроссинговер. Карты хромосом. Современные методы картирования хромосом.

       Наследование, сцепленное с полом. Инактивация Х-хромосомы у самок. Признаки, ограниченные полом.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие: моногибридное и дигибридное скрещивания и их цитологические основы; перекрест хромосом; неполное доминирование; сцепленное наследование; взаимодействие генов. Семена гороха с разным фенотипом (гладкие, морщинистые, желтые, зеленые). Динамические пособия «Моногибридное скрещивание», «Дигибридное скрещивание».

Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости (12 ч)

      Изменчивость — свойство живых организмов. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Комбинативная изменчивость.

       Мутационная изменчивость. Геномные, хромосомные, генные мутации. Генеративные и соматические мутации. Закон гомологических рядов Н. И. Вавилова.

       Внеядерная наследственность. Митохондриальные и хлоропластные гены.

       Причины возникновения мутаций. Мутагенные факторы среды. Экспериментальный мутагенез.

       Взаимодействие генотипа и среды. Качественные и количественные признаки. Норма реакции признака. Модификационная изменчивость.

Демонстрации

       Схемы, таблицы, фотографии и комнатные растения, иллюстрирующие: различные мутации (разные породы собак, частичный альбинизм и необычная форма листьев у комнатных растений, если есть возможность — культуры мутантных линий дрозофилы); механизм хромосомных мутаций; модификационную изменчивость; центры многообразия и происхождения культурных растений. Гербарный материал злаков с гомологической изменчивостью (остистые, безостые, высокие, карликовые растения и т. д.).

Тема 8. Генетические основы индивидуального развития (10 ч)

      Функционирование генов в ходе индивидуального развития. Детерминация и дифференцировка. Дифференциальная активность генов. Действие генов в эмбриогенезе. Перестройки генома в онтогенезе. Иммуноглобулиновые гены млекопитающих. Мобильные генетические элементы.

       Множественное действие генов. Летальные мутации.

       Наследование дифференцированного состояния клеток. Химерные и трансгенные организмы. Клонирование.

       Генетические основы поведения. Генетические основы способности к обучению.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие взаимодействие генов и механизм хромосомных мутаций.

Тема 9. Генетика человека (10 ч)

      Методы изучения генетики человека. Близнецы. Кариотип человека и хромосомные болезни. Картирование хромосом человека. Возможности лечения и предупреждения наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование.

Демонстрации

       Схемы и таблицы, иллюстрирующие исследования в области биотехнологии. Динамические пособия «Генетика групп крови», «Наследование резус-фактора».

                                         Тематический план

                                        (102 часа, 3 ч. в неделю)

РАЗДЕЛ I. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ – 68 часов

РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ – 34 часов

Подготовка к ЕГЭ

3 часа

Итого:

102

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. П.М Бородин, Л.В. Высоцкая, Г.М. Дымшиц и др. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; части 1и 2. – М.; Просвещение. - 2014.

  1. Г.М. Дымшиц, О.В. Саблина, Л.В. Высоцкая, П.М. Бородин. Общая биология: практикум для учащихся 10 – 11 кл. общеобразовательных учреждений; профильный уровень

Методические пособия и дополнительная литература

  • Для учителя
  1.   Сборник нормативных документов. Биология \ составитель Э.Д. Днепров, А. Г.  

  Аркадьев. – М.; Дрофа, 2006

2.     Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии. – М.; «Оникс 21 век», - 2005

3.    А.В. Пименов. Уроки биологии в 10 – 11 классах, развёрнутое планирование (в 2  

        частях. – Ярославль, - Академия развития, 2006

4.      Медников Б.М. Аксиомы биологии. – М.: Знание, 1982

5.     Общая биология. 10-11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.А.

         Каменский, А.Е. Крискунов, В.В. Пасечник. – М.: Дрофа, 2005. – 367 с.

6.     Захаров В.Б, Мамонтов С.Г., Сонин Н.И. Общая биология. 10-11 кл. - М.: Дрофа, 2005.

7.    Сивоглазов В.И., Пасечник В.В. Биология: Программы элективных курсов: 10-11

       классы: Профильное обучение - М: Дрофа, 2005 - 128 с.

8.    Спрыгин С.Ф. Биология: Подготовка к ЕГЭ: Учебно-методическое пособие - Саратов:

       Лицей, 2005. - 128 с.  

9.    Батуев А.С., Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. и др. Биология: Большой справочник для

       школьников и поступающих в вузы. - М: Дрофа, 2004.

10.  Валовая М.А., Соколова Н.А., Каменский А.А. Биология: Полный курс

        общеобразовательной средней школы: Учебное пособие для школьников и  

       абитуриентов - М: Экзамен, 2002. - 448 с.

  • Для учащихся

1.      А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по ис­пользованию информационно-коммуникативных технологий в школе есте­ственнонаучного профиля// ВНИК на базе ПГУ. Биология. – Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004.

2.      А.А.Акулов, А.В.Клинов, К.А.Князев. Методические рекомендации по ис­пользованию информационно-коммуникативных технологий в цикле естест­веннонаучных дисциплин в общеобразовательной школе// ВНИК под науч­ным руководством Е.К. Хеннера. - Пермь: Изд-во ПРИПИТ, 2004.

3.      Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика. В 3-х томах. – М.: Мир, 1987.

4.      Алексеев С. В., Груздева Н. В., Гущина Э. В. Экологический практикум школьника: Учеб. пособие для учащихся (Элективный курс для старшей профильной школы).  - Самара: Федоров: Учебная литература, 2005. - 304 с.

5.      Анастасова Л.П. Самостоятельная работа учащихся по общей биологии: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1989. – 175с.

6.      Беркинблит М.Б., Глаголев С.М., Фуралев В.А. Общая биология: Учебник для 10-го класса средней школы. Ч. 2. – М.: МИРОС, 1999.

7.      Биология: Общие закономерности: книга для учителя / Сивоглазов В.И., Сухова Т.А., Козлова Т.А. – М.: Издательский дом “ГЕНЖЕР”, 1999. – 184с.

8.      Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. Эволюция органического мира (факультативный курс): Учебное пособие для 10-11 классов средней школы. – М.: Наука, 1996.

9.      Высоцкая М.В. Биология: 5-11 классы: Исследование, интегрирование, моделирование. Нетрадиционные уроки.- Волгоград: Учитель, 2004. - 80 с.

10.  Готовимся к экзамену по биологии / Сергеев Б.Ф., Добровольский А.А., Никитина В.Н., Бродский А.К., Харазова А.Д., Краснодембрийский Е.Г. Под ред. Батуева А.С. – М.: Рольф. 1999. – 416с.

11.  Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология. В 3-х томах. – М.: Мир, 1996.

12.  Жеребцова Е.Л. Биология в схемах и таблицах: Пособие для школьников и абитуриентов - СПб: Тригон,  2005. - 128 с.

13.  Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сивоглазов В.И. Биология: общие закономерности: Учебник для 10–11 кл. – М.: Школа-Пресс, 1996.

14.  Инге – Вечтомов С.Г. Генетика с основами селекции. -  М.: Высшая школа, 1989.

15.  Козлова Т.А., Кучменко В.С. Биология в таблицах: 6-11 классы: Справочное пособие. - М: Дрофа, 2005. - 240 с.

16.  Леви Э.К. Руководство к работе над курсом «Дарвинизм». – М.: Просвещение, 1986. – 96с.

17.  Лемеза Н.А., Камлюк Л.В., Лисов Л.Д. Биология в вопросах и ответах. - М.: Рольф. 1999. – 496с.

18.  Мамонтов С.Г. Биология: Пособие для поступающих в вузы. – М.: Высшая школа, 1992.

19.  Мамонтов С.Г., Захаров В.Б., Козлова Т.А. Основы биологии: Книга для самообразования. -  М.: Просвещение, 1992.

20.  Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни. – М.: Просвещение, 1994.

21.  Одум Ю. Экология. В 2-х томах.  – М.: Мир, 1986.

22.  Павлов И.Ю., Вахненко Д.В., Москвичев Д.В. Биология. Пособие-репетитор для поступающих в вузы. – Ростов - на - Дону: Феникс. –1996. – 576с.

23.  Программно-методические материалы. Биология. 6-11 кл. М.: Дрофа, 1999. – 157 с.

24.  Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Биология. 5-11 класс. М.: Дрофа, 1999. – 224 с.

25.  Суравегина И.Т., Сенкевич В.М. Как учить экологии: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1996. – 96с.

26.  Флинт Р. Биология в цифрах. – М.: Мир, 1992.

27.  Фоули Р. Еще один неповторимый вид (экологические аспекты эволюции человека). – М.: Мир, 1990.

28.  Шалапенок Е.С., Камлюк Л.В., Лисов Н.Д. Тесты по биологии. – М.: Рольф, 2001. – 384с.

29.  Экологические очерки о природе и человеке / Под. ред. Б. Гржимека. – М.: Прогресс, 1988.

30.  Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 10 класс: Поурочные тесты: Тематический контроль. Учебно-методическое пособие - Мн: Юнипресс, 2004. - 192 с.

31.  Юркова И.И., Шимкевич М.Л Общая биология: 11 класс: Поурочные тесты: Тематический контроль. Учебно-методическое пособие - Мн: ЮНИПРЕСС, 2004. - 192 с.

32.  Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. – М.: Высшая школа, 1989.

33.  С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Т.А. Козлова. Основы биологии (курс для    .

        самообразования). – М.; Просвещение, 1992

34.  О.Б. Гигани. Общая биология, 9 – 11.  таблицы, схемы. – М.; - Владос, - 2007

35.  Г.М Дымшиц, О.В. Саблина. Новейшая биология. Учебное пособие для 10 -11 классов

        общеобразовательных учреждений (профильный уровень). Новосибирск, 2007

35.  Региональный компонент:  материалы периодической печати, проспекты с выставок

        Краеведческого музея, НИИ «Юго-восток», СГУ, Музея Н.Вавилова СГАУ и др.

Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии

Multimedia – поддержка курса «Общая биология»

  1. Лабораторный практикум. Биология 6 – 11 классы (учебное электронное пособие.    

     Республиканский мультимедиа центр, 2004

  1. Открытая биология (версия 2,6). Физикон, 2006
  2. «Кирилл и Мефодий. 10 кл. Общая биология»
  3. «Кирилл и Мефодий. 11 кл. Общая биология»
  4. Основы общей биологии, 9 класс («1С: Образование», 2007)
  5. Биология, 10 класс («1С: Образование», 2008)
  6. Экология, общий курс («Новый диск», 2002)
  7. Электронные учебники А.В.Пименова
  8. Авторские  цифровые образовательные ресурсы  
  9. Электронное учебное издание « Общая биология 10 класс»
  10. Другие ЭОР на усмотрение учителя

Интернет-ресурсы

  1. http://www.bio.1september.ru – газета «Биология», приложение к «1 сентября»
  2. http://www.bio.nature.ru – научные новости биологии
  3. http://www.eidos.ru – Эйдос-центр дистанционного образования
  4. http://www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
  5. http://school-collection.edu.ru/catalog/search  - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
  6. http://biology.asvu.ru/ - Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека.
  7.  http://window.edu.ru/window/  - единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернет по биологии.
  8. http://www.5ballov.ru/test  - тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии.
  9.  http://www.vspu.ac.ru/deold/bio/bio.htm  - Телекоммуникационные викторины по биологии - экологии на сервере Воронежского университета.
  10.  http://bio.1september.ru/  - Газета «Биология» и сайт для учителя «Я иду на урок биологии».
  11.  http://college.ru/biology/  - Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты.
  12.  http://www.informika.ru/text/database/biology/  - Электронный учебник, большой список Интернет-ресурсов.
  13.  http://kenunen.boom.ru/  - Членистоногие - Фотографии нескольких видов бабочек, стрекоз и пауков.
  14.  http://www.herba.msu.ru/russian/index.html  - ботанический сервер Московского университета. Цифровая коллекция изображений различных растений.
  15.  http://www.lichenfield.com/  - Сведения и базы данных о лишайниках. Статьи и книги.
  16. http://www.school.ecologia.ru/  - Школа Юннатов. Проект посвящен всем, кто любит природу и стремится понять ее.
  17. http://www.rdb.or.id/  - Каталог исчезающих и редких пернатых юго-восточной Азии. Изображения птиц каждого вида и краткие сведения о них: предполагаемая численность и распределение по странам региона.
  18.  http://school.holm.ru/predmet/bio/  - Школьный мир. Биология. Ссылки на Ресурсы Интернет в области биологии. К сожалению, не все ссылки работают.
  19.  http://www.informika.ru/text/inftech/edu/edujava/biology/  - бесплатные обучающие программы по биологии.
  20.  http://nrc.edu.ru/est/r4/  - биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском Государственном Открытом университете.
  21.  http://www.zin.ru/Animalia/Coleoptera/rus/index.htm  - Тематический сайт о жуках, а также об ученых и любителях, изучающих жуков.
  22.  http://nature.ok.ru/  - Редкие и исчезающие животные России (проект Экологического центра МГУ им М.В. Ломоносова)
  23.  http://www.kozlenkoa.narod.ru/  - Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно, биологии, химии, другим предметам.
  24. http://chashniki1.narod.ru/uchutil45.htm  - Каталог ссылок на образовательные ресурсы Интернета по разделу "Биология".
  25.  http://www.bril2002.narod.ru/biology.html  - Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: Общая биология, Ботаника, Зоология, Человек.
  26.  http://nasekomie.h10.ru/index.html  - О насекомых для школьников - описание
  27. основных видов, рисунки на nasekomie.h10.ru
  28.  http://ic.krasu.ru/pages/test/005.html  -тесты по биологии.
  29.  http://learnbiology.narod.ru/  - Сетевой ресурс биология в Интернете на

        learnbiology.narod.ru. Включает статьи, ссылки, ботанические и зоологические    

        сайты.

  1.  http://dronisimo.chat.ru/homepage1/ob.htm  - электронный учебник по биологии

        педагогических идей (план проведения недели биологии в школе).

  1.  http://www.kokch.kts.ru/cdo/  - тестирование On-line по биологии для учащихся 5-11классов.
  2. Другие интернет- ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся

Ресурсы дистанционного обучения

  1. http://www.science.up-life.ru/biologiya.html  - Школа интерактивного обучения, виртуальные лабораторные работы
  2. http://www.informika.ru/  - обучающих программ по биологии и химии.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 11 класса

      В результате изучения биологии на профильном уровне учащиеся должны
      
знать: 

  основные положения биологических теорий (клеточная теория; хромосомная теория наследственности; синтетическая теория эволюции; теория антропогенеза); учений (о путях и направлениях эволюции; Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений; В. И. Вернадского о биосфере);

  сущность законов (Г. Менделя; сцепленного наследования Т. Моргана; гомологических рядов наследственной изменчивости; зародышевого сходства; Харди — Вайнберга); закономерностей (изменчивости; сцепленного наследования; наследования, сцепленного с полом; взаимодействия генов и их цитологических основ); правил (доминирования Г. Менделя; экологической пирамиды); принципов репликации, транскрипции и трансляции; гипотез (чистоты гамет, сущности и происхождения жизни, происхождения человека);

  имена великих ученых и их вклад в формирование современной естественно-научной картины мира;

  строение биологических объектов: клеток прокариот и эукариот (химический состав и строение); генов, хромосом, женских и мужских гамет; вирусов; одноклеточных и многоклеточных организмов; структуру вида и экосистем;

  сущность биологических процессов и явлений: хранения, передачи и реализации генетической информации; обмена веществ и превращения энергии в клетке; фотосинтеза и хемосинтеза; митоза и мейоза; развития гамет у цветковых растений и позвоночных животных; размножения; оплодотворения у цветковых растений и позвоночных животных; индивидуального развития организма (онтогенеза); взаимодействия генов; искусственного, движущего и стабилизирующего отбора; географического и экологического видообразования; влияния элементарных факторов эволюции на генофонд популяции; формирования приспособленности к среде обитания; круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; эволюции биосферы;

  использование современных достижений биологии в селекции и биотехнологии (гетерозис, полиплоидия, отдаленная гибридизация, трансгенез);

  современную биологическую терминологию и символику;

      уметь: 

  объяснять роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественно-научной картины мира и научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; взаимосвязи организмов и окружающей среды; эволюцию видов, человека, биосферы; единство человеческих рас; возможные причины наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций; причины устойчивости и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

  решать биологические задачи разной сложности;

  составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

  описывать микропрепараты клеток растений и животных; представителей разных видов по морфологическому критерию; экосистемы и агроэкосистемы своей местности;

  выявлять приспособления организмов к среде обитания; ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных; отличительные признаки живого (у отдельных организмов); абиотические и биотические компоненты экосистем; взаимосвязи организмов в экосистеме; источники мутагенов в окружающей среде (косвенно); антропогенные изменения в экосистемах своего региона;

  сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий, экосистемы и агроэкосистемы); процессы и явления (автотрофный и гетеротрофный способы питания; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений и позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро- и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;

  анализировать и оценивать различные гипотезы происхождения жизни и человека; глобальные антропогенные изменения в биосфере; этические аспекты современных исследований в биологической науке;

  осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, интернет-ресурсах) и применять ее в собственных исследованиях;
      
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для профилактики различных заболеваний (инфекционных, врожденных, наследственных), а также никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости; для оценки опасного воздействия на организм человека различных загрязнений среды; для осуществления личных действий по защите окружающей среды; для оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

Краткое содержание тем курса.

Введение.
      Биология как наука. Биологические дисциплины, их связи с другими науками. Единство живого. Основные свойства живых организмов. Уровни организации живой материи. Методы познания живой природы.

 Возникновение и развитие эволюционной биологии .  Возникновение и развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Жизнь и труды Ч. Дарвина. Основные принципы эволюционной теории Дарвина. Формирование синтетической теории эволюции. Работы С. С. Четверикова и И. И. Шмальгаузена. Палеонтологические, биогеографические, сравнительно-анатомические, эмбриологические и молекулярные свидетельства эволюции.
Демонстрации
      Схемы, таблицы и фотографии, иллюстрирующие: формы сохранности ископаемых растений и животных; атавизмы и рудименты; аналогичные и гомологичные органы; доказательства эволюции органического мира. Палеонтологические коллекции.

 Механизмы эволюции .      Популяция — элементарная единица эволюции. Внутривидовая изменчивость. Генетическая структура популяций. Уравнение и закон Харди — Вайнберга. Мутации как источник генетической изменчивости популяций. Случайные процессы в популяциях. Дрейф генов. Популяционные волны. Борьба за существование. Естественный отбор — направляющий фактор эволюции. Формы естественного отбора. Половой отбор. Адаптация — результат естественного отбора. Миграции как фактор эволюции.
      Понятие вида. Критерии вида. Пути видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.
      Микро- и макроэволюция. Генетические и онтогенетические основы эволюции. Направления эволюции. Ароморфоз, идиоадаптация и общая дегенерация. Дивергенция, конвергенция и параллелизм. Биологический прогресс. Единое древо жизни — результат эволюции.

. Возникновение и развитие жизни на Земле. Сущность жизни. Определения живого. Гипотезы возникновения жизни. Опыты Ф. Реди и Л. Пастера. Современные представления о возникновении жизни.
      Атмосфера древней Земли. Абиогенный синтез органических веществ. Образование и эволюция биополимеров. Роль ДНК и РНК в образовании систем с обратной связью. Образование и эволюция биологических мембран. Образование первичных гетеротрофов.
      Изучение истории Земли. Палеонтология. Методы геохронологии. Изменение климата на Земле. Дрейф континентов. Развитие жизни в криптозое. Симбиотическая теория образования эукариот. Вспышка разнообразия животных в конце протерозоя. Развитие органического мира в палеозое. Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое.

Возникновение и развитие человека — антропогенез  Место человека в системе живого мира. Сравнительно-морфологические, этологические, цитогенетические и молекулярно-биологические доказательства родства человека и человекообразных обезьян.
      Палеонтологические данные о происхождении и эволюции предков человека. Австралопитеки. Первые представители рода Homo. Неандертальский человек. Место неандертальцев в эволюции человека. Кроманьонцы.
      Биологические факторы эволюции человека. Социальные факторы эволюции человека — мышление, речь, орудийная деятельность. Роль социальной среды в формировании человеческих индивидуумов. Соотношение биологических и социальных факторов в эволюции человека.
      Человеческие расы. Роль изоляции и дрейфа генов в формировании расовых признаков. Критика расистских теорий.
Селекция и биотехнология.      Селекция как процесс и как наука. Одомашнивание как первый этап селекции. Центры происхождения культурных растений. Происхождение домашних животных и центры их одомашнивания.
      Искусственный отбор. Массовый и индивидуальный отбор.
      Явление гетерозиса и его применение в селекции. Использование цитоплазматической мужской стерильности. Полиплоидия и отдаленная гибридизация в селекции растений. Экспериментальный мутагенез и его значение в селекции.
      Клеточная инженерия и клеточная селекция. Хромосомная инженерия. Применение генной инженерии в селекции.
      Крупномасштабная селекция животных.
      Успехи селекции.
ОРГАНИЗМЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ.
Организмы и окружающая среда Взаимоотношения организма и среды. Экологические факторы. Закон толерантности. Приспособленность. Популяция как природная система. Структура популяций. Динамика популяций. Жизненные стратегии. Вид как система популяций. Экологическая ниша. Жизненные формы.
Сообщества и экосистемы. Сообщество, экосистема, биоценоз. Компоненты экосистемы. Энергетические связи. Трофические сети. Правило экологической пирамиды. Межвидовые и межпопуляционные взаимодействия в экосистемах. Конкуренция, симбиоз, альтруизм.
      Пространственная структура сообществ. Динамика экосистем. Стадии развития экосистемы. Сукцессия. Устойчивость экосистем. Земледельческие экосистемы.

Биосфера.      Биосфера. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Биомы. Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере. Биосфера и человек. Глобальные антропогенные изменения в биосфере. Проблема устойчивого развития биосферы.

Биологические основы охраны природы.      Сохранение и поддержание биологического разнообразия. Причины вымирания видов и популяций. Сохранение генофонда и реинтродукция. Сохранение экосистем. Биологический мониторинг и биоиндикация.

Тематическое планирование.

Тема

Кол-во часов

1

Введение.

2

2

Эволюция органического мира.

31

3

Микроэволюция.

11

4

Возникновение и развитие жизни на Земле.

14

5

Антропогенез.

10

6

Селекция и биотехнология.

9

7

Организмы и окружающая среда. Одновидовые системы.

8

8

Сообщества и экосистемы

7

9

Биосфера                          

10