Методы обучения

Бородихина Анна Вадимовна

 

 Реализация целей обучения осуществляется мною через систему методов И.Я. Лернера, М.И. Скаткина. Метод обучения – система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определённого круга задач обучения, развития и воспитания.

 Объяснительно-иллюстративный метод применяю, как правило, при изучении нового материала в форме рассказа, лекции о писателе, особенностях его творческого и жизненного пути, исторической эпохе, в которой он жил, историю возникновения произведения.

Фрагмент конспекта урока по литературе с использованием объяснительно-иллюстративного метода.

Класс: 9  

Тема:«Жизнь и творческий путь А.П. Чехова. Художественные особенности рассказов Чехова».

1 .Составление плана-конспекта ( выделенное курсивом на слайдах записать в тетрадь).

Слайд 1.  «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - так сказал А.П. Чехов и всю свою жизнь стремился соответствовать этой высокой планке. Запишите в тетрадь эпиграф нашего урока.

Слайд 2.  Чехов родился в городе Таганроге в 1860 году и прожил там без малого 19 лет.

Слайд 3.  Отец -Павел Егорович Чехов – был человеком интересным и творческим и старался привить любовь к искусству своим детям. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно - патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.

Слайд 4. Мать писателя - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».

Слайд 5.  В 1876 году семья Чеховых переехала в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета.

Слайды    В 1880 году в N9 10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. ( запишем в тетрадь)

 Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом - Антоша Чехонте или Человек без селезенки.

- Что такое ПСЕВДОНИМ? Запишем определение в тетрадь. ( Псевдо – ложный, мнимый)- вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.

-Зачем писатели используют  псевдоним вместо своего имени?

- Каких писателей, использовавших псевдоним, вы знаете? ( Максим Горький, Марк Твен (Сэмюэль Клеменс), Саша Черный, Демьян Бедный).

В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены».

 Слайд   После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (сейчас - город Истра.)

В 1887 году ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех, хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя.

Слайд   В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин -место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».

 Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин».

Слайд  В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба была в запущенном состоянии, но сразу начались работы по обустройству дома, территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его.

 Слайд  Мелиховский период - это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа.

Слайд  По состоянию здоровья переехал в Ялту в сентябре 1898 г. В октябре приобрел участок земли за пределами Ялты, в деревне Аутка.

1 мая 1904 г. покинул Ялту, выехал в Москву, а затем в Германию на лечение. Умер в г.Баденвейлер 15 июля 1904 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Обобщение. (1)

Итак, повторим, что нового вы узнали о жизни А.П. Чехова?

- Где родился А.П. Чехов?  В какой семье? Кто были его родители?

- Сколько детей было в семье Чехова? Чем увлекался молодой Чехов?

- Кем он был по профессии? В какое время началась его литературная деятельность?

-Какие произведения он писал?   Каким псевдонимом подписывался?

- О каких качествах человека можно говорить, вспоминая такие поступки Чехова, как поездка на О. Сахалин, строительство школ для детей, благотворительная врачебная практика?

Сделаем вывод: Чехов предстает перед нами человеком умным, ответственным, честным и порядочным, бескорыстным и отзывчивым, самоотверженным, в то же время остроумным и веселым.

Он обладал неуёмной творческой энергией, легкостью – это позволило ему создать множество рассказов о жизни, показывающих ее со стороны.

 

Инструктивно-репродуктивный использую тогда, когда на уроке целесообразно организовать деятельность учащихся по образцу, заданному плану, а также работу по таблицам, памяткам, карточкам, выполнение типовых заданий. В использовании данного метода имеется минус: постепенно снижается активная деятельность школьников. В таком случае стараюсь задействовать все возможности мотивационного обеспечения учеников.

Фрагмент урока по русскому языку с использованием инструктивно-репродуктивного метода

Класс: 6

Тема «Разряды местоимений»

В предложении могут быть подлежащими, дополнениями, определениями, иногда обстоятельствами.

- По значению и грамматическим особенностям все местоимения делятся на 9 разрядов. Посмотрите на таблицу.

- Названия каких разрядов вам знакомы? Определите разряд местоимений, которые встретились нам в тексте. Подробно с разрядами местоимений и их грамматическими особенностями мы будем знакомиться на следующих уроках. Но к этой таблице мы сегодня еще будем обращаться.

Личные-я, ты, он, она, оно, мы, вы, они

Возвратное - себя

Притяжательные-мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их

Вопросительные-кто? что? какой? чей? где? который? откуда? сколько? каковой? каков? зачем?

Относительные - кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков, зачем, когда

Указательные - тот, этот, столько, такой, таков, сей, там

Определительные - всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь

Отрицательные- никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем

Неопределенные - некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо, всегда и пр.

Запишите в таблицу:

 

 

 Метод проблемного обучения применяю тоже чаще на этапе изучения нового материала. Этот метод в наибольшей степени позволяет активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся.

Фрагмент урока по русскому языку с использованием метода проблемного обучения

Класс:5

Тема урока: «Буквы з-с на конце приставок»

У нас  есть возможность отправить текст СМС-сообщением в службу МЧС. Сможем ли грамотно напечатать это сообщение и достаточно ли у нас знаний о том, как пишутся слова с приставками, оканчивающимися  на буквы  З-С?

Теперь мы сможем написать сообщение о помощи без ошибок?

Предлагаю поторопиться и отправить сообщение в МЧС о терпящем бедствие экипаже судна «Грамотей»..Вставим пропущенные буквы в сообщение для  МЧС. 

Помогите, мы попали в чре..вычайное  прои..шествие, не смогли и..бежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно ра..билось в 41°46´северной широты, 56°14´западной долготы. Мы ра..положились на близлежащем  острове, ра..били лагерь и ра..считываем на помощь. Хотя женщины и дети и..пуганы, но не ..даются и проявляют чре..мерную выдержку. Ждем помощи! Экипаж судна  «Грамотей».

 - Надеюсь, теперь нашу записку  в МЧС прочитают правильно, и люди, терпящие бедствие, будут спасены.

Эвристические методы: результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, знаковое или текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т.п. При этом познавательные вопросы и задачи ставятся и решаются самими учащимися. Учитель в данном случае выполняет роль помощника, направляющего. Цель эвристического обучения – показать многообразие приемов решения проблемных, творческих, нестандартных, креативных задач в условиях неопределенности. 

Фрагмент урока по русскому языку с использованием эвристического метода обучения

Класс: 5

Тема: «Орфоэпия»

Для проверки, достигнуты ли нами цели, поставленные перед данным уроком, предлагаю к примеру провести игру «Вася, ты не прав»:

 - Ребята, представьте, что живет мальчик Вася  и вот как-то раз:

Вася по лесу гулял,

Шишки ножкою пинал.

«Не пойду я на урок,

Ну, какой мне в этом прок!

Без того я и умен,

На работу очень скор,

Маме, папе помогаю,

А учиться не желаю.

Разговаривать и так

Без учёбы я мастак.

Что ещё учить слога,

Ударенья – чепуха!

Проживу без ваших правил!

Пусть хоть кто меня поправит!»

 

Домашнее задание: Придумайте ответ Васе, не обязательно в стихах, который бы начинался так: «Вася, ты не прав!»

 

Исследовательский метод. Организую самостоятельную деятельность учащихся с целью получения новых знаний (поиск новых фактов, сведений, анализ и систематизация информации, практическая работа по созданию собственных текстов

Фрагмент урока по литературе с использованием исследовательского метода обучения

Класс:7

Тема: «Душа обязана трудиться» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»)

 1)Подбор антонимов:

бездушие (без сочувствия ко всему живому), бессердечие (без мягкости и сердечности в отношениях) - могут перейти в жестокость.

2)Подбор эпитетов (чтобы они начинались составляющими слово «душа» буквами):

Д – доброжелательная, добропорядочная, деликатная

У – умиротворенная, умная, увлекающаяся

Ш - широкая

А – артистичная, активная-Как вам видится, а что же  такое душа?

-Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово?

(Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек - это добрый человек. Слово является многозначным.)

-Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю.

1.Душа - внутренний психический мир человека, его сознание.

2.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.

3.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.

4.В старину: крепостной крестьянин.

5.О человеке (в устойчивых словосочетаниях).

Группы предлагают свои определения

А) « Душа – поле борьбы добра и зла.» ( Л.Н. Толстой)

Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)

В) Душа – это человек. ( Христианство)

- Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова и словосочетания, которые вам удалось записать в ходе работы в своей группе и по ходу выступлений товарищей.

Составляется одно общее определение.

(Примерно получилось такое:

Душа – это внутренний, психологический (психо – душа) мир человека, его сознание, мышление, это то, что может помочь, вдохновить человека, то, что руководит поступками.)

А сейчас при помощи глаголов постараемся описать состояние души

-Что может происходить в душе каждого из нас?  Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души.

Для работы предлагается заполнить два столбика:   

                                                             

Веселится                                Гневается

Успокаивает                              Завидует

Помогает                               Подталкивает

Защищает                                     Губит

Возрождает                                 Убивает

Мирит                                           Ссорит

Радуется                                       Злится

Умиротворяет                             Заботится

Трудится                                     Ленится

Последние два слова может добавить учитель, если у детей их не появится.

 Слово «трудится» помогает нам самосовершенствоваться, а слово«ленится» приближает нас к бездушным роботам.