Методы обучения
Реализация целей обучения осуществляется мною через систему методов И.Я. Лернера, М.И. Скаткина. Метод обучения – система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия педагога и учащихся, применяемая для определённого круга задач обучения, развития и воспитания.
Объяснительно-иллюстративный метод применяю, как правило, при изучении нового материала в форме рассказа, лекции о писателе, особенностях его творческого и жизненного пути, исторической эпохе, в которой он жил, историю возникновения произведения.
Фрагмент конспекта урока по литературе с использованием объяснительно-иллюстративного метода.
Класс: 9
Тема:«Жизнь и творческий путь А.П. Чехова. Художественные особенности рассказов Чехова».
1 .Составление плана-конспекта ( выделенное курсивом на слайдах записать в тетрадь).
Слайд 1. «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» - так сказал А.П. Чехов и всю свою жизнь стремился соответствовать этой высокой планке. Запишите в тетрадь эпиграф нашего урока.
Слайд 2. Чехов родился в городе Таганроге в 1860 году и прожил там без малого 19 лет.
Слайд 3. Отец -Павел Егорович Чехов – был человеком интересным и творческим и старался привить любовь к искусству своим детям. Он имел в Таганроге бакалейную лавку, будучи купцом 3-й гильдии, но занимался торговлей без особого рвения, больше уделяя внимание посещению церковных служб, пению и общественным делам. Обстановка в доме Чеховых была традиционно - патриархальной: дети воспитывались в строгости, часто применялись и телесные наказания, бездельничать никому не дозволялось. Помимо учебы в гимназии, сыновьям Павла Егоровича приходилось иногда замещать отца в лавке, конечно в ущерб занятиям. По вечерам пели хором. Отец прекрасно играл на скрипке, пел, Маша аккомпанировала на фортепиано, в общем, устраивались целые музыкальные семейные представления.
Слайд 4. Мать писателя - Евгения Яковлевна, прекрасная хозяйка, очень заботливая и любящая, жила исключительно жизнью детей и мужа. Но, при этом, страстно любила театр, хотя и посещала его нечасто. В ранней молодости она была отдана в таганрогский частный пансион благородных девиц, где обучалась танцам и хорошим манерам. Евгения Яковлевна оказывала огромное влияние на формирование характеров своих детей, воспитывая в них отзывчивость, уважение и сострадание к слабым, угнетённым, любовь к природе и миру. Антон Павлович Чехов впоследствии говорил, что «талант в нас со стороны отца, а душа - со стороны матери».
Слайд 5. В 1876 году семья Чеховых переехала в Москву. В Москве семья Чеховых долго, почти три года, живет в тяжкой бедности. Несмотря на это, все дети продолжали учиться, а Антон, зарабатывая на жизнь репетиторством, остается до окончания учебы в гимназии в Таганроге и приезжает в Москву только в 1879 году для того, чтобы сразу поступить на медицинский факультет Московского университета.
Слайды В 1880 году в N9 10 журнала «Стрекоза» появляется его первое печатное произведение. С этого времени начинается непрерывная литературная деятельность Антона Павловича Чехова. ( запишем в тетрадь)
Он сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в основном в жанре короткого рассказа, юморески, сценки, подписываясь псевдонимом - Антоша Чехонте или Человек без селезенки.
- Что такое ПСЕВДОНИМ? Запишем определение в тетрадь. ( Псевдо – ложный, мнимый)- вымышленное имя, которое иногда принимают писатели, артисты.
-Зачем писатели используют псевдоним вместо своего имени?
- Каких писателей, использовавших псевдоним, вы знаете? ( Максим Горький, Марк Твен (Сэмюэль Клеменс), Саша Черный, Демьян Бедный).
В 1884 году вышла первая книга театральных рассказов Чехова «Сказки Мельпомены».
Слайд После окончания университета Чехов начинает практику уездного врача в Воскресенске (сейчас - город Истра.)
В 1887 году ставится первая пьеса Чехова «Иванов». Реакция публики была неоднозначной: кто-то громко аплодировал, кто-то шикал, некоторые вскакивали с мест и топали ногами, а на галерке просто началось побоище. Но в целом спектакль имел успех, хотя и пестрый. Чехова заметили, драматургия и замысел пьесы оказались новыми и интересными. Началась официальная драматургическая деятельность писателя.
Слайд В 1890 году Чехов отправляется в Сибирь, чтобы затем посетить остров Сахалин -место ссылки осужденных на каторгу. Путешествие по сибирским рекам и дорогам писатель во всей полноте отобразил в очерках «По Сибири».
Он произвел перепись населения острова, составив около 10 тысяч статистических карточек. Было собрано огромное количество документального материала о труде, быте сахалинских каторжников и местных жителей, о тюремных начальниках и чиновничьем произволе. Чехов посещал тюрьмы, подробно изучал их техническое и санитарное состояние, встречался и беседовал со множеством людей. После возвращения с Сахалина Чехов систематизировал свои записи и написал книгу «Остров Сахалин».
Слайд В 1892 году Чехов покупает имение в Мелихово. Давняя мечта жить в деревне, быть землевладельцем осуществилась. Усадьба была в запущенном состоянии, но сразу начались работы по обустройству дома, территории. Чехов с огромным энтузиазмом взялся за дело, новая жизнь увлекала его.
Слайд Мелиховский период - это не только вдохновенный литературный труд Чехова и активная медицинская практика, это колоссальная общественная деятельность писателя. Во время холерной эпидемии Чехов работает земским врачом, обслуживает 25 деревень. Открывает на свои средства в Мелихове медицинский пункт, принимая множество больных и снабжая их лекарствами. В Мелихове и его окрестностях Чехов строит три школы для крестьянских детей, колокольню и пожарный сарай для крестьян, участвует в прокладке шоссейной дороги на Лопасню, ходатайствует, чтобы на лопасненской железнодорожной станции стали останавливаться скорые поезда и там же добивается открытия почты и телеграфа.
Слайд По состоянию здоровья переехал в Ялту в сентябре 1898 г. В октябре приобрел участок земли за пределами Ялты, в деревне Аутка.
1 мая 1904 г. покинул Ялту, выехал в Москву, а затем в Германию на лечение. Умер в г.Баденвейлер 15 июля 1904 г. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Обобщение. (1)
Итак, повторим, что нового вы узнали о жизни А.П. Чехова?
- Где родился А.П. Чехов? В какой семье? Кто были его родители?
- Сколько детей было в семье Чехова? Чем увлекался молодой Чехов?
- Кем он был по профессии? В какое время началась его литературная деятельность?
-Какие произведения он писал? Каким псевдонимом подписывался?
- О каких качествах человека можно говорить, вспоминая такие поступки Чехова, как поездка на О. Сахалин, строительство школ для детей, благотворительная врачебная практика?
Сделаем вывод: Чехов предстает перед нами человеком умным, ответственным, честным и порядочным, бескорыстным и отзывчивым, самоотверженным, в то же время остроумным и веселым.
Он обладал неуёмной творческой энергией, легкостью – это позволило ему создать множество рассказов о жизни, показывающих ее со стороны.
Инструктивно-репродуктивный использую тогда, когда на уроке целесообразно организовать деятельность учащихся по образцу, заданному плану, а также работу по таблицам, памяткам, карточкам, выполнение типовых заданий. В использовании данного метода имеется минус: постепенно снижается активная деятельность школьников. В таком случае стараюсь задействовать все возможности мотивационного обеспечения учеников.
Фрагмент урока по русскому языку с использованием инструктивно-репродуктивного метода
Класс: 6
Тема «Разряды местоимений»
В предложении могут быть подлежащими, дополнениями, определениями, иногда обстоятельствами.
- По значению и грамматическим особенностям все местоимения делятся на 9 разрядов. Посмотрите на таблицу.
- Названия каких разрядов вам знакомы? Определите разряд местоимений, которые встретились нам в тексте. Подробно с разрядами местоимений и их грамматическими особенностями мы будем знакомиться на следующих уроках. Но к этой таблице мы сегодня еще будем обращаться.
Личные-я, ты, он, она, оно, мы, вы, они
Возвратное - себя
Притяжательные-мой, твой, свой, ваш, наш, его, её, их
Вопросительные-кто? что? какой? чей? где? который? откуда? сколько? каковой? каков? зачем?
Относительные - кто, что, какой, который, чей, сколько, каковой, каков, зачем, когда
Указательные - тот, этот, столько, такой, таков, сей, там
Определительные - всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой, весь
Отрицательные- никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего, незачем
Неопределенные - некто, нечто, некоторый, несколько, кто-то, что-нибудь, какой-либо, всегда и пр.
Запишите в таблицу:
Метод проблемного обучения применяю тоже чаще на этапе изучения нового материала. Этот метод в наибольшей степени позволяет активизировать умственную и познавательную деятельность учащихся.
Фрагмент урока по русскому языку с использованием метода проблемного обучения
Класс:5
Тема урока: «Буквы з-с на конце приставок»
У нас есть возможность отправить текст СМС-сообщением в службу МЧС. Сможем ли грамотно напечатать это сообщение и достаточно ли у нас знаний о том, как пишутся слова с приставками, оканчивающимися на буквы З-С?
Теперь мы сможем написать сообщение о помощи без ошибок?
Предлагаю поторопиться и отправить сообщение в МЧС о терпящем бедствие экипаже судна «Грамотей»..Вставим пропущенные буквы в сообщение для МЧС.
Помогите, мы попали в чре..вычайное прои..шествие, не смогли и..бежать столкновения с рифом и потерпели крушение. Наше судно ра..билось в 41°46´северной широты, 56°14´западной долготы. Мы ра..положились на близлежащем острове, ра..били лагерь и ра..считываем на помощь. Хотя женщины и дети и..пуганы, но не ..даются и проявляют чре..мерную выдержку. Ждем помощи! Экипаж судна «Грамотей».
- Надеюсь, теперь нашу записку в МЧС прочитают правильно, и люди, терпящие бедствие, будут спасены.
Эвристические методы: результатом их применения всегда является создаваемая учениками образовательная продукция: идея, гипотеза, закономерность, эксперимент, знаковое или текстовое произведение, картина, поделка, план своих занятий и т.п. При этом познавательные вопросы и задачи ставятся и решаются самими учащимися. Учитель в данном случае выполняет роль помощника, направляющего. Цель эвристического обучения – показать многообразие приемов решения проблемных, творческих, нестандартных, креативных задач в условиях неопределенности.
Фрагмент урока по русскому языку с использованием эвристического метода обучения
Класс: 5
Тема: «Орфоэпия»
Для проверки, достигнуты ли нами цели, поставленные перед данным уроком, предлагаю к примеру провести игру «Вася, ты не прав»:
- Ребята, представьте, что живет мальчик Вася и вот как-то раз:
Вася по лесу гулял,
Шишки ножкою пинал.
«Не пойду я на урок,
Ну, какой мне в этом прок!
Без того я и умен,
На работу очень скор,
Маме, папе помогаю,
А учиться не желаю.
Разговаривать и так
Без учёбы я мастак.
Что ещё учить слога,
Ударенья – чепуха!
Проживу без ваших правил!
Пусть хоть кто меня поправит!»
Домашнее задание: Придумайте ответ Васе, не обязательно в стихах, который бы начинался так: «Вася, ты не прав!»
Исследовательский метод. Организую самостоятельную деятельность учащихся с целью получения новых знаний (поиск новых фактов, сведений, анализ и систематизация информации, практическая работа по созданию собственных текстов
Фрагмент урока по литературе с использованием исследовательского метода обучения
Класс:7
Тема: «Душа обязана трудиться» (по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться!»)
1)Подбор антонимов:
бездушие (без сочувствия ко всему живому), бессердечие (без мягкости и сердечности в отношениях) - могут перейти в жестокость.
2)Подбор эпитетов (чтобы они начинались составляющими слово «душа» буквами):
Д – доброжелательная, добропорядочная, деликатная
У – умиротворенная, умная, увлекающаяся
Ш - широкая
А – артистичная, активная-Как вам видится, а что же такое душа?
-Каково лексическое значение слова «душа»? Однозначным или многозначным является это слово?
(Душа - это то, что находится внутри человека; то, что мы не видим, но чувствуем; душа-человек - это добрый человек. Слово является многозначным.)
-Проверим правильность ваших ответов по толковому словарю.
1.Душа - внутренний психический мир человека, его сознание.
2.То или иное свойство характера, а также человек с теми или иными свойствами.
3.Вдохновитель чего-нибудь, главное лицо.
4.В старину: крепостной крестьянин.
5.О человеке (в устойчивых словосочетаниях).
Группы предлагают свои определения
А) « Душа – поле борьбы добра и зла.» ( Л.Н. Толстой)
Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
В) Душа – это человек. ( Христианство)
- Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова и словосочетания, которые вам удалось записать в ходе работы в своей группе и по ходу выступлений товарищей.
Составляется одно общее определение.
(Примерно получилось такое:
Душа – это внутренний, психологический (психо – душа) мир человека, его сознание, мышление, это то, что может помочь, вдохновить человека, то, что руководит поступками.)
А сейчас при помощи глаголов постараемся описать состояние души
-Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души.
Для работы предлагается заполнить два столбика:
Веселится Гневается
Успокаивает Завидует
Помогает Подталкивает
Защищает Губит
Возрождает Убивает
Мирит Ссорит
Радуется Злится
Умиротворяет Заботится
Трудится Ленится
Последние два слова может добавить учитель, если у детей их не появится.
Слово «трудится» помогает нам самосовершенствоваться, а слово«ленится» приближает нас к бездушным роботам.