Наши проекты

Ковеза Олеся Анатольевна

         Проектная деятельность в группах раннего возраста

 

        Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.

        Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением, становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Важно учесть, что многие качества личности и формы поведения “невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметны тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социально -психологической зрелости.

        В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного развития детей ясельного возраста. Особое внимание следует уделить формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения.

         В группах раннего возраста вводятся только элементы проектной деятельности. Целесообразнее всего начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В этом возрасте дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей, усваивают фундаментальные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Ранний возраст – это тот период развития ребенка, когда он легко усваивает базовые представления о предметах и явлениях, в игровой форме запоминает нормы поведения в разных ситуациях.

         С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Ранний возраст – это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей. Проектная деятельность будет способствовать:

-активизации познавательной деятельности детей;

-формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;

-развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл letniy_proekt_1_gr_rannego_vozrasta_.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

Летний проект «Веселое лето с потешками»

в 1 группе раннего возраста.

 

Воспитатели:   Ковеза О.А 

Актуальность

В связи с внедрением ФГОС ДО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сделать вывод, что основное внимание разработчиков направлено на решение проблем социализации детей дошкольного возраста. Основная цель работы с детьми раннего возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальнейшей социализации ребёнка. Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, в частности мы хотели бы обратить внимание на потешки. В нынешнее время в большинстве семей, родители практически не используют с детьми малые формы фольклора.В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, многие  помнят лишь несколько загадок и поговорок.

Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.Таким образом, мы решили взять тему летнего проекта «Веселое лето с потешками», так как  работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно.

Продолжительность проекта: среднесрочный (3 месяца)

Тип проекта:музыкально –познавательно - игровой

Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители, воспитатели группы.

Цель: знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.

Воспитывать у детей любовь к книге. 

В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:

 - воспитание звуковой культуры речи:

- обогащение словаря:

- формирование грамматического строя речи

- развитие монологической и диалогической речи

- развитие мелкой моторики.

Наши задачи: 

  • Приучать детей слушать короткие, доступные по содержанию потешки, рассматривать иллюстрации
  • Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из потешек, вызвать у малышей эмоциональный отклик к потешкам
  • Формировать грамматический строй речи
  • Развивать монологическую и диалогическую речь
  • Развивать мелкую моторику детей
  • Воспитывать звуковую культуру речи
  • Вовлечение родителей в образовательный процесс

Предполагаемый  результат:Повысить уровень сформированности у детей знаний потешек. Пополнение словарного запаса, активизация познавательного и умственного развития, ознакомление с окружающим миром, развитие восприимчивости и чувствительности, формирование гуманного отношения к миру у малышей.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей и родителей

I этап – предварительный

 -подобрать фольклорный материал, соответственно возрасту детей

- составить картотеку потешек, пестования для всех режимных моментов;

- подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями.

Работа с детьми:

-наблюдения за детьми, беседы.

-определение уровня речевого развития

Взаимодействие с родителями:

- ознакомить родителей с целями и задачами проекта

- консультации для родителей «Влияние потешки на процесс формирования словаря раннего возраста»«Для чего нужны потешки, прибаутки», раздел в уголке для родителей «Что мы учим».

II этап – целеполагание

На основном этапе необходимо организовать работу, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты

-вовлечение родителей в образовательный процесс;

-активизация деятельности по совместной работе

III этап- Практическая деятельность

Картотека потешек, аудиопотешки («Ладушки», «Водичка, водичка», «Баю, баю, баюшки»)

Включение потешек в режимные моменты (артикуляционная, пальчиковая, утренняя, после сна гимнастики; физминутки, кгн и т.д.)

Заучивание потешек с детьми наизусть

 Наглядная агитация: выставка методической литературы и пособий для родителей

Познавательные беседы.

-Положительное отношение к режимным моментам и сформированность культурно-гигиенических навыков;

-развитие навыков речевого общения;

-расширение круга общения;

-развитие коммуникативных способностей;

-формирование коллективных и партнёрских отношений;

-вовлечение родителей в образовательный процесс;

-активизация деятельности по совместной работе направленная на укрепление развивающей среды.

IV этап - итоговый

- презентация - оформление результата проекта в виде коллажа «Потешки - лучшие друзья»

- итоговое мероприятие с детьми  - Театр игрушек по потешке «Курочка-рябушечка» 

 - взаимодействие с родителями, изготовление книжки своими руками вместе с детьми:  «Книжка – малышка»

 

V этап - анализ результатов проекта

-  рефлексия (анализ проекта)

 - диагностика по проекту

 - практическое применение

Формы работы с детьми

 

Образовательные области

Виды деятельности

Познавательное развитие

Д/и «Чудесный мешочек»; «Дождик – кап –кап-кап»; «Стучит, бренчит»; «Пришёл медведь к броду»;  «Вот они – сандалики у нашей Кати-крошки» и т.д.

 

Речевое развитие

 «Мишка косолапый»; «Прилетели птички, Принесли водички»;  «Зайчишка – трусишка»; «Гуси, Гуси га – га..»; «Ладушки, ладушки!..»; «Петушок, петушок...», «Большие ноги...»;  «Водичка, водичка...»; «Баю-бай, баю-бай..»;  «Киска, киска, киска, брысь!..»; «Божья коровка». 

Рассматривание иллюстраций книг «Потешки для малышей» 

Словесные игры «Кто как кричит?»; «Назови кто это» и др.

 

Социально-коммуникативное развитие

Сюжетные игры «Зайчик в гости к нам пришёл» («Развитие и обучение детей раннего возраста» с. 102) и т.д.

Игра-потешка с куклами-подружками (УМП с. 146-148) 

Настольные игры «Собери картинку, узнай потешку» 

 

Художественно-эстетическое развитие

Театр игрушек по потешке « Курочка-рябушечка», «Утка – утенка» 

Рисование «Божья коровка, улети на небо»; «Прилетели птички, принесли водички» (пальчиками); «Солнышко»

(Е. А. Янушко стр. 78) 

Лепка «Ладушки, ладушки, Испекли оладушки»; «Покормим курочку» (Е. А. Янушко стр. 25); «Дождик кап-кап-кап» 

Конструирование «Построим домик для кошечки» (Л.В. Куцакова стр. 14 ); «Построим заборчик для божьей коровки» (Л.В. Куцакова стр. 19) и др.

 

Физическое развитие 

Пальчиковые игры «Зайчик »;  «Сорока»; «Пальчик о пальчик»и т.д.

Подвижные игры «Мыши водят хоровод»; «Мишка, мишка полно спать..»; «Раздувайся пузырь..» ; «По ровненькой дорожке»; «Где же наши ручки?»;  «Большие ноги шли по дороге» и т. д.

Хороводные игры по потешкам «Заинька, походи» и др. 

Физминутки; утренние, после сна гимнастики: «Зайка серенький сидит»; «Божья коровка»; «Неваляшка» и т.д. 

 

Итоговое мероприятие 

Театр игрушек по потешке « Курочка-рябушечка» 

 

Взаимодействие с родителями:

- Консультации «Развитие речи в раннем возрасте»; «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»

- Создание книжек – малышек «Потешки для малышей»

- Буклет «Читаем детям»

 

Примерный список литературы для чтения детям (от 2 года до 3 лет) 

Русский фольклор - песенки, потешки, заклички:«Наша Маша маленька ..»; «Наши уточки с утра..»; «Пошел котик на Торжок.. »; «Чики, чики, кички»; «Солнышко, ведрышко»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор»; 

«Огуречик, огуречик.»; «Заяц Егорка.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.». 

Русские народные сказки«Козлятки и волк», обр. К.Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова. 

Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Котауси и

Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева;  «Горкой, горкой, горушкой», белорус, обр. Л. Елисеевой; «Ты, собачка, не лай.», молд., пер. И. Токмаковой. 

Произведения поэтов и писателей разных стран :Д. Биссет «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака; 

С. Капутикян. «Маша обедает», «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой. 

Произведения поэтов и писателей России 

А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет» (из «Сказки о царе Салтане.»); 

М. Лермонтов. «Спи, младенец» (из стихотворения «Казачья колыбельная»); 

3. Александрова. «Прятки»;

А.Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»; 

В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский. «Мышка», «Песня машиниста»; 

Б. Заходер. «Ежик»; 

Г. Лагздынь. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»; 

С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; 

Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Шкулева. «Лисий хвостик.», «Надувала кошка шар.»; 

Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; Г. Сапгир. «Кошка»; 

К. Чуковский. «Путаница», «Федотка». 

Проза

Л. Толстой. «Три медведя»; «Спала кошка на крыше.»;  «Был у Пети и Миши конь.»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Н. Павлова. «Земляничка»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу». 

 

Литература: 

- А. Н Печёрская «Хрестоматия для детского сада» Группа раннего возраста Москва «Русское слово» 2016 г. 

- Т. В Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г. 

- Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» Творческий Центр «СФЕРА» 2012 г. 

 - Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года» Москва Г И Ц «ВЛАДОС» 2016 г 

- «Карамелька» для малышей (песенки, потешки, сказки, стихи).-М.:Омега, 2007