Наши проекты
Проектная деятельность в группах раннего возраста
Ранний возраст – особый возраст, призванный обеспечить полноценное развитие маленького ребенка в неповторимый и самый уязвимый период его жизни. Чтобы ребенок ясельного возраста был здоров, развит, деятелен и жизнерадостен, необходимы условия, продиктованные особенностями и тенденциями развития маленьких детей в современных условиях.
Подражание окружающим людям, родителям, наблюдение за их поведением, становятся одним из основных источников личностной социализации ребенка раннего возраста. Положительная, эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей, поступков и личностных качеств ребенка порождает у него уверенность в себе, веру в свои способности и возможности. Важно учесть, что многие качества личности и формы поведения “невидимы” у детей ясельного возраста и становятся заметны тогда, когда человек в целом уже достиг значительного уровня социально -психологической зрелости.
В раннем возрасте состояние ребенка неустойчиво, зависит от настроения других детей, самочувствия малыша. Создание и поддержание в группе атмосферы любви и доброжелательности, спокойного ритма жизни, продуманной системы интересных дел и занятий – условия успешного развития детей ясельного возраста. Особое внимание следует уделить формированию умений занять себя и навыкам самообслуживания, развитию речи, формированию доступных правил поведения.
В группах раннего возраста вводятся только элементы проектной деятельности. Целесообразнее всего начинать использовать метод проектов в работе с родителями. В этом возрасте дети являются лишь наблюдателями, помощниками родителей, усваивают фундаментальные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Ранний возраст – это тот период развития ребенка, когда он легко усваивает базовые представления о предметах и явлениях, в игровой форме запоминает нормы поведения в разных ситуациях.
С рождения ребёнок является первооткрывателем и исследователем мира, который его окружает. Поэтому познавательная активность детей в дошкольном возрасте очень высокая: каждый ответ педагога на детский вопрос рождает новые вопросы. Ранний возраст – это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение и многое другое. Самостоятельно ребёнок не может найти ответы на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги и родители. Большинство навыков и знаний приобретается детьми из игры. Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей. Проектная деятельность будет способствовать:
-активизации познавательной деятельности детей;
-формированию у них специфических умений и навыков коммуникативного характера;
-развитию творческой активности детей в процессе игровой и познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
letniy_proekt_1_gr_rannego_vozrasta_.docx | 30.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Летний проект «Веселое лето с потешками»
в 1 группе раннего возраста.
Воспитатели: Ковеза О.А
Актуальность
В связи с внедрением ФГОС ДО изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. Опираясь на принципы ФГОС по дошкольному образованию, можно сделать вывод, что основное внимание разработчиков направлено на решение проблем социализации детей дошкольного возраста. Основная цель работы с детьми раннего возраста заключается в формировании и развитии речевых навыков. Чем лучше будет сформирован речевой ряд, тем легче пройдут процессы адаптации и дальнейшей социализации ребёнка. Особую роль в развитии детей раннего возраста играют малые фольклорные формы, в частности мы хотели бы обратить внимание на потешки. В нынешнее время в большинстве семей, родители практически не используют с детьми малые формы фольклора.В семьях все меньше и меньше знают данные произведения устного народного творчества, многие помнят лишь несколько загадок и поговорок.
Детскими психологами было уже давно доказано, что потешки способствуют быстрому развитию речи ребенка, в том числе развитию памяти, логики, мышления. Потешки представляют собой самую коротенькую форму стишка складного, они быстро запоминаются и оставляют свой отпечаток на восприятии малыша. Наравне с этим, развивается и творческая сторона малыша, он может давать волю своим детским фантазиям. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.Таким образом, мы решили взять тему летнего проекта «Веселое лето с потешками», так как работа по использованию малых форм фольклора организована недостаточно.
Продолжительность проекта: среднесрочный (3 месяца)
Тип проекта:музыкально –познавательно - игровой
Участники проекта: дети группы раннего возраста, родители, воспитатели группы.
Цель: знакомить детей с потешками, развивать речевые навыки ребёнка, память, воображение, мышление; активизировать познавательное и умственное развитие.
Воспитывать у детей любовь к книге.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- воспитание звуковой культуры речи:
- обогащение словаря:
- формирование грамматического строя речи
- развитие монологической и диалогической речи
- развитие мелкой моторики.
Наши задачи:
- Приучать детей слушать короткие, доступные по содержанию потешки, рассматривать иллюстрации
- Стимулировать детей повторять за воспитателем слова и фразы из потешек, вызвать у малышей эмоциональный отклик к потешкам
- Формировать грамматический строй речи
- Развивать монологическую и диалогическую речь
- Развивать мелкую моторику детей
- Воспитывать звуковую культуру речи
- Вовлечение родителей в образовательный процесс
Предполагаемый результат:Повысить уровень сформированности у детей знаний потешек. Пополнение словарного запаса, активизация познавательного и умственного развития, ознакомление с окружающим миром, развитие восприимчивости и чувствительности, формирование гуманного отношения к миру у малышей.
Этапы проекта
Деятельность педагога
Деятельность детей и родителей
I этап – предварительный
-подобрать фольклорный материал, соответственно возрасту детей
- составить картотеку потешек, пестования для всех режимных моментов;
- подобрать иллюстрированную литературу с фольклорными произведениями.
Работа с детьми:
-наблюдения за детьми, беседы.
-определение уровня речевого развития
Взаимодействие с родителями:
- ознакомить родителей с целями и задачами проекта
- консультации для родителей «Влияние потешки на процесс формирования словаря раннего возраста», «Для чего нужны потешки, прибаутки», раздел в уголке для родителей «Что мы учим».
II этап – целеполагание
На основном этапе необходимо организовать работу, с использованием фольклорных произведений на протяжении всего дня, включая их в различные режимные моменты
-вовлечение родителей в образовательный процесс;
-активизация деятельности по совместной работе
III этап- Практическая деятельность
Картотека потешек, аудиопотешки («Ладушки», «Водичка, водичка», «Баю, баю, баюшки»)
Включение потешек в режимные моменты (артикуляционная, пальчиковая, утренняя, после сна гимнастики; физминутки, кгн и т.д.)
Заучивание потешек с детьми наизусть
Наглядная агитация: выставка методической литературы и пособий для родителей
Познавательные беседы.
-Положительное отношение к режимным моментам и сформированность культурно-гигиенических навыков;
-развитие навыков речевого общения;
-расширение круга общения;
-развитие коммуникативных способностей;
-формирование коллективных и партнёрских отношений;
-вовлечение родителей в образовательный процесс;
-активизация деятельности по совместной работе направленная на укрепление развивающей среды.
IV этап - итоговый
- презентация - оформление результата проекта в виде коллажа «Потешки - лучшие друзья»
- итоговое мероприятие с детьми - Театр игрушек по потешке «Курочка-рябушечка»
- взаимодействие с родителями, изготовление книжки своими руками вместе с детьми: «Книжка – малышка»
V этап - анализ результатов проекта
- рефлексия (анализ проекта)
- диагностика по проекту
- практическое применение
Формы работы с детьми
Образовательные области | Виды деятельности |
Познавательное развитие | Д/и «Чудесный мешочек»; «Дождик – кап –кап-кап»; «Стучит, бренчит»; «Пришёл медведь к броду»; «Вот они – сандалики у нашей Кати-крошки» и т.д.
|
Речевое развитие | «Мишка косолапый»; «Прилетели птички, Принесли водички»; «Зайчишка – трусишка»; «Гуси, Гуси га – га..»; «Ладушки, ладушки!..»; «Петушок, петушок...», «Большие ноги...»; «Водичка, водичка...»; «Баю-бай, баю-бай..»; «Киска, киска, киска, брысь!..»; «Божья коровка». Рассматривание иллюстраций книг «Потешки для малышей» Словесные игры «Кто как кричит?»; «Назови кто это» и др.
|
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетные игры «Зайчик в гости к нам пришёл» («Развитие и обучение детей раннего возраста» с. 102) и т.д. Игра-потешка с куклами-подружками (УМП с. 146-148) Настольные игры «Собери картинку, узнай потешку»
|
Художественно-эстетическое развитие | Театр игрушек по потешке « Курочка-рябушечка», «Утка – утенка» Рисование «Божья коровка, улети на небо»; «Прилетели птички, принесли водички» (пальчиками); «Солнышко» (Е. А. Янушко стр. 78) Лепка «Ладушки, ладушки, Испекли оладушки»; «Покормим курочку» (Е. А. Янушко стр. 25); «Дождик кап-кап-кап» Конструирование «Построим домик для кошечки» (Л.В. Куцакова стр. 14 ); «Построим заборчик для божьей коровки» (Л.В. Куцакова стр. 19) и др.
|
Физическое развитие | Пальчиковые игры «Зайчик »; «Сорока»; «Пальчик о пальчик»и т.д. Подвижные игры «Мыши водят хоровод»; «Мишка, мишка полно спать..»; «Раздувайся пузырь..» ; «По ровненькой дорожке»; «Где же наши ручки?»; «Большие ноги шли по дороге» и т. д. Хороводные игры по потешкам «Заинька, походи» и др. Физминутки; утренние, после сна гимнастики: «Зайка серенький сидит»; «Божья коровка»; «Неваляшка» и т.д.
|
Итоговое мероприятие | Театр игрушек по потешке « Курочка-рябушечка» |
Взаимодействие с родителями:
- Консультации «Развитие речи в раннем возрасте»; «Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей раннего возраста»
- Создание книжек – малышек «Потешки для малышей»
- Буклет «Читаем детям»
Примерный список литературы для чтения детям (от 2 года до 3 лет)
Русский фольклор - песенки, потешки, заклички:«Наша Маша маленька ..»; «Наши уточки с утра..»; «Пошел котик на Торжок.. »; «Чики, чики, кички»; «Солнышко, ведрышко»; «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»; «Из-за леса, из-за гор»;
«Огуречик, огуречик.»; «Заяц Егорка.»; «Бежала лесочком лиса с кузовочком.».
Русские народные сказки«Козлятки и волк», обр. К.Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.
Фольклор народов мира «Три веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Котауси и
Мауси», англ., обр. К. Чуковского; «Бу-бу, я рогатый», лит. обр. Ю. Григорьева; «Горкой, горкой, горушкой», белорус, обр. Л. Елисеевой; «Ты, собачка, не лай.», молд., пер. И. Токмаковой.
Произведения поэтов и писателей разных стран :Д. Биссет «Га-га-га!», пер. с англ. Н. Шерешевской; П. Воронько. «Обновки», пер. с укр. С. Маршака;
С. Капутикян. «Маша обедает», «Все спят», пер. с арм. Т. Спендиаровой.
Произведения поэтов и писателей России
А. Пушкин. «Ветер по морю гуляет» (из «Сказки о царе Салтане.»);
М. Лермонтов. «Спи, младенец» (из стихотворения «Казачья колыбельная»);
3. Александрова. «Прятки»;
А.Барто. «Мишка», «Слон», «Лошадка», «Кораблик», «Грузовик» (из цикла «Игрушки»); «Кто как кричит»; А. Барто, П. Барто. «Девочка-ревушка»;
В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; А. Введенский. «Мышка», «Песня машиниста»;
Б. Заходер. «Ежик»;
Г. Лагздынь. «Петушок», «Зайка, зайка, попляши!»;
С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»;
Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Шкулева. «Лисий хвостик.», «Надувала кошка шар.»;
Н. Саконская. «Где мой пальчик?»; Г. Сапгир. «Кошка»;
К. Чуковский. «Путаница», «Федотка».
Проза
Л. Толстой. «Три медведя»; «Спала кошка на крыше.»; «Был у Пети и Миши конь.»; В. Бианки. «Лис и мышонок»; Н. Павлова. «Земляничка»; В. Сутеев. «Кто сказал «мяу».
Литература:
- А. Н Печёрская «Хрестоматия для детского сада» Группа раннего возраста Москва «Русское слово» 2016 г.
- Т. В Галанова «Развивающие игры с малышами до трёх лет» Пособие для родителей и педагогов. Ярославль «Академия развития» 1997 г.
- Л.В. Куцакова «Конструирование и художественный труд в детском саду» Творческий Центр «СФЕРА» 2012 г.
- Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста 1-3 года» Москва Г И Ц «ВЛАДОС» 2016 г
- «Карамелька» для малышей (песенки, потешки, сказки, стихи).-М.:Омега, 2007