Использование методов и технологий развивающего обучения на уроках татарского языка и литературы для детей с ограниченными возможностями здоровья
Использование методов и технологий развивающего обучения на уроках татарского языка и литературы для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В МБОУ «Лицей №78 «Фарватер» Приволжского района г. Казани наряду со здоровыми детьми обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Я считаю, необходимо сделать все для того, чтобы дети с ОВЗ получали прочные знания, умения и навыки по предмету, умели их применять на практике. Обучение будет успешным, если знания и умения усваиваются обучающимися в строгой последовательности, постепенно, в порядке вырастающей трудности и сложности тем, чтобы обучающийся поднимался по ступеням. Содержание нового урока должно базироваться на предыдущих знаниях. Школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждение своей социальной значимости.
В своей деятельности я стараюсь строить обучение таким образом, чтобы максимально учитывать различия в развитии и способностях учеников. С этой целью использую на уроках дифференцированные, разноуровневые задания. Так, на уроке в 4 классе при изучении темы: «Зоопаркта» на этапе проверки ранее изученного материала использую разноуровневые задания.
1 группа.(Соединить стрелками картины и слова)
Фил-(картина с изображением слона)
1 группа. Составить предложение по картине.(Фил иң зур хайван.)
3 группа. Составить небольшой рассказ по картине.
Бу фил. Аның колаклары зур. Ул җылы якларда яши.Фил иң зур хайван.
Во время работы над текстом для пересказа прочитанного некоторым учащимся я раздаю карточки- помощники с вопросами.(А если у ученика проблемы со слухом, то иллюстрированные картинки)
На уроке использую активные виды деятельности: слушание детьми образцовой речи с многократным повторением, озвучивание текстов (сказок, рассказов) в сопровождении музыкальных произведений, занимательные упражнения.
Для обогащения словарного запаса у обучающихся, применяю на уроке картинки, рисунки, таблицы, ребусы, кроссворды.
Изучение татарского языка идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения материала с использованием различных методов, приемов. Выбор методов осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности. Живая татарская речь играет ведущую роль при обучении татарскому языку. Только при успешном изучении татарской речи решаются коммуникативные цели: формируется личность, умеющая понимать, говорить, читать, писать на изучаемом языке. А в том случае, если учитель и ученик работают творчески, результаты будут прекрасны. В процессе диалогической речи, дети начинают знакомиться и с формулами этикета на татарском языке. Намечаю следующие основные этапы работы над диалогом: слушание и понимание диалогического образца, воспроизведение образца на разных уровнях: путём имитации по памяти, с видоизменением внутри ситуации и др.
При работе с детьми с ОВЗ, обращаю внимание и на обучение монологической речи. В обучении татарскому монологу, работу начинаю с развития умения высказать одну законченную мысль по данной теме, об указанном предмете, с составления предложения по картине. На следующем этапе высказывания должны состоять из серии предложений различной структуры (составление небольшого рассказа, описания, краткий пересказ прослушанного и др.) На третьем этапе учатся доказывать правильность какого-либо факта, обосновывать своё отношение, давать оценку, уметь рассуждать, аргументировать. При выполнении этих упражнений высказывания обучающихся должны соответствовать заданной теме, быть правильно оформлены и последовательны по содержанию. Количество предложений в высказывании должно быть достаточным для раскрытия содержания речи.
Как и устная речь, письменная речь является средством общения и объединяет такие виды речевой деятельности, как чтение и письмо. Развитие письменной речи тесно связано с развитием устной речи. Эти две стороны единого процесса овладения татарским языком взаимосвязаны и подкрепляют друг друга. Рассмотрим пути обучения чтению и письму на татарском языке для детей с ОВЗ. В каждом учебнике даются тексты для чтения с переводом на русский язык. Тематика текстов приближена к темам уроков. Имеется несколько уровней понимания текста: понимание отдельных слов текста, понимание отдельных словосочетаний и предложений, понимание общего содержания текста, понимание деталей текста. Полное понимание текста настает при наличии всех перечисленных уровней. Назову примеры упражнений на выявление понимания прочитанного текста:
Выберите из текста определённые абзацы или предложения (по заданию учителя).Найдите в тексте предложения, которые могут служить заголовком текста. Разделите текст на части и озаглавьте их. Найдите в тексте предложения, которые явились бы ответами на вопросы преподавателя. С опорой на текст ответьте на вопросы преподавателя. Выделите основную мысль в тексте. Составьте последовательную серию вопросов к тексту. Составьте план пересказа текста. Выскажите своё суждение по поводу прочитанного.
Наряду с этим имеется группа упражнений по проверке понимания текста. Очень важно, чтобы при чтении татарских текстов учащиеся не боялись незнакомых слов и стремились понять их общее содержание. Поэтому при чтении учащиеся не спешат заглядывать в перевод, а стараются самостоятельно вникнуть в читаемый текст. Особенно трудно дается детям с речевыми нарушениями, чтение вслух, поэтому на уроке использую чтение про себя, так как оно более экономно по времени.
В письменной речи наблюдается неразборчивость почерка, дисграфия. Это связано со слабостью слухоречевой памяти, недостаточностью модально-специфических видов внимания, восприятия, памяти, фонематического восприятия, кинестетического и зрительного анализа, бедностью сенсорного опыта, ограничением или нарушениями двигательной сферы. В усвоение правописания татарских слов строится в основном практическим путём с учетом слухового, зрительного, моторно-двигательных факторов. На уроках провожу орфографические упражнения как подготовительного характера, направленные на преодоление трудностей татарской орфографии (произношение и написание слов по образцу, вставка пропущенных букв, дописывание предложений, перевод с русского языка на татарский и т.д.), так и основные упражнения (простое и осложнённое заданием списывание и диктанты: предупредительный, объяснительный, словарный и др.). Из работ, направленных на формирование у учащихся умений излагать свои мысли на заданную тему, можно назвать сочинение и деловые бумаги. Практикую написание сочинений-миниатюр на данную учителем тему, а также писем товарищу, знакомым. Одним из важнейших моментов урока считаю, использование игровых технологий. Даже застенчивые дети охотно включаются в подобные игры. При этом надо чётко представлять себе, какую именно дидактическую нагрузку несёт содержание игры, и постепенно совершенствовать эту дидактическую основу. В ситуации весёлой, увлекательной дидактической игры дети более успешно усваивают знания, чем в процессе учебных занятий. Важную роль в развитии внимания, восприятия, памяти, словом, многих психических процессов, на мой взгляд, играют развивающие коррекционные физминутки. Так, например, на уроках татарского языка, я использую пальчиковую физминутку и физминутку , направленную мышечную релаксацию.
Первая- пальчиковая или разминочная. Например:
Бу бармак-бабай,
Бу бармак-әби,
Бу бармак-әти,
Бу бармак-әни,
Бу бармак-малай(кыз)
Аның исеме ничек?
Аның исеме......
Повторяя стихотворение, мы одновременно разогреваем пальчики, готовимся к письму.
Вторая физминутка в средних классах направлена на мышечную релаксацию. Например, медленные повороты головы назад, потягивание вперед руками, расслабление спины, плечевого пояса, гимнастика для глаз, с использованием мультимедийных технологий.
А вот на уроках татарского чтения вначале урока в начальном звене провожу мимическую гимнастику. Например “Мимический кубик”
Ребенок с помощью мимики изображает эмоциональное сочстояние, схематически представленное на выпавшей грани кубика.
“ Какой овощ или фрукт едят дети?”
Дети изображают мимикой эмоциональное состояние по заданию взрослого.”Сез ачы лимон ашыйсыз” Один ребенок показывааетҐ, а остальные угадывают. «Миша нинди алма ашый?»
Таким образом, к каждой интонационной задаче мы подбираем ряд игр, входе которых усвоение учебного материала проходит довольно легко и прочно. Дети готовы играть в такие игры по несколько раз подряд, что позволяет повторять учебное задание многократно.
В старших классах в качестве физминуток использую кинезиологические упражнения, развивающие межполушарное взаимодействие (мозолистое тело). Эти упражнения развивают работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, память и внимание, облегчают процесс чтения и письма. Например:
1. " Уши" Цель - энергизация мозга. Расправить и растянуть внешний край каждого уха одноименной рукой в направлении вверх-наружу от верхней части к мочке уха ( пять раз) Можно закреплять слова (алга, артка, өскә, аска)
2. "Кулак-ребро-ладонь". Цель- развитие межполушарного взаимодействия, произвольности, самоконтроля. Ученик сначала медленно выполняет следующие движения: три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга (ладонь, сжатая в кулак. ладонь ребром, распрямленная ладонь) Упражнение сначала выполняется правой рукой, потом- левой, затем-двумя руками. При затруднении можно помогать себе вслух или шепотом командами "Кулак-ребро-ладонь
Использование современных информационных средств на уроках татарского языка также помогает усвоению языковых норм. Дети с удовольствием просматривают специальные диски по обучению татарскому языку, выполняют на компьютерах тестовые задания, а также задания занимательного характера. Один метод не может быть ведущим в течение всего урока татарского языка; методы и приемы обучения, сочетаясь друг с другом, должны варьироваться, обеспечивая разнообразие видов учебной деятельности учащихся с ОВЗ и разнообразие используемых источников познания. При таком подходе осуществляется реализация словесных, наглядных и практических методов обучения татарского языка, что позволяет школьникам лучше усвоить учебный материал. Вовлечение детей с ОВЗ на участие в различные внеклассные мероприятия, проводимых на татарском языке, также даёт свои результаты. Дети с ОВЗ совместно со здоровыми детьми инсценируют произведения, рассказывают стихи, исполняют песни, танцы, принимают участие в республиканских конкурсах. Таким образом, при изучении татарского языка с опорой на ситуации общения, учащиеся чувствуют практическую значимость изучения языка, появляется эмоциональная приподнятость и обеспечивается мотивация процесса обучения татарскому языку. Используя данные методы, приемы, технологии не занимают много времени в процессе инклюзивного образования, но позволяют сделать работу интересной, насыщенной, увлекательной и разнообразной. Как показывает практика, такие технологии помогают достичь большого результата в работе с детьми, имеющими ограниченные возможности. Я стараюсь создать вокруг ребенка реабилитирующее пространство, в котором возможна компенсация и коррекция нарушений, укрепление физического и нервно-психического здоровья.