РМО по предметам Истоки и ОРКиСЭ
На этой странице вы сможете познакомиться с планом РМО по предметам Истоки и ОРКиСЭ. А также с материалами моих выступлений по этим предметам.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План работы РМО учителей ОРКиСЭ
Галичского района Костромской области
на 2017-2018 учебный год
Тема: «Актуализация духовно-нравственного направления деятельности в преподавании курса ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС».
Цель: оказание педагогам теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в общеобразовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики» , совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей курса ОРКСЭ и их компетенций в области учебного курса и методики преподавания на основе создания системы информационно-технического и организационно-деятельностного содержания методической работы
Задачи: организовать деятельность учителей по изучению курса ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС.
- Формировать систему теоретической и методической подготовки педагога в связи с выполнением им современных требований повышения качества обучения.
- Совершенствовать систему подготовки учащихся к выполнению требований государственных стандартов по ОРКСЭ;
- Совершенствовать организацию внеклассной работы по ОРКСЭ на школьном и муниципальном уровне
- Своевременно выявлять и поддерживать способных и одарённых детей через урочную и внеурочную деятельность, через проектную деятельность.
Методическая задача: направить усилия на формирование системы теоретической и методической подготовки педагога в связи с выполнением им современных требований повышения качества обучения в рамках нового содержания образования и использование новых форм оценки знаний учащихся (ФГОС второго поколения).
Направления методической работы:
■ Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учётом основных направлений инновационной работы школы.
■ Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики».
- Обеспечение внеклассной работы по курсу ОРКСЭ.
- Обеспечение контрольно-аналитической экспертизы.
Формы организации научно-методической работы в МО:
- обзоры научной, педагогической и другой литературы;
- творческие отчёты учителей;
- тематические заседания РМО;
- самообразование учителей;
- открытые уроки и взаимопосещение уроков;
- индивидуальные беседы и консультации.
ТЕМАТИКА
заседаний районного методического объединения учителей ОРКСЭ.
Сентябрь 2017г
Тема: Актуальные направления реализации региональной образовательной политики.
Цель: Формировать систему теоретической и методической подготовки педагога в связи с выполнением им современных требований ФГОС.
Задачи: Организовать деятельность учителей по изучению курса ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС.
1. Обсуждение и утверждение плана работы РМО на 2016 - 2017 учебный год.
2 .Проведение анкетирования среди членов РМО с целью создания единой базы данных.
3.Изучение основных подходов к условиям достижения повышения качества преподавания ОРКСЭ.
Ноябрь 2017г
Тема: «Актуализация духовно-нравственного направления деятельности в преподавании курса ОРКСЭ в условиях реализации ФГОС».
Цель: Своевременно выявлять и поддерживать способных и одарённых детей через урочную и внеурочную деятельность, через проектную деятельность.
1.Возрастно-психологические закономерности и особенности развития ценностных ориентаций у школьников по курсу «Основы религиозных культур и светской этики».
2.Пассивные и активные стратегии преподавания уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики».
3.Образование через деятельность на уроках «Основы религиозных культур и светской этики».
4.Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики».
5. Мастер – класс. Внеурочное мероприятие в школе. Сценарий мероприятия.
Январь 2018г
Тема: Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учётом основных направлений инновационной работы школы.
ЦЕЛЬ: формирование системы теоретической и методической подготовки педагога в связи с выполнением им современных требований повышения качества обучения в рамках нового содержания образования и использование новых форм оценки знаний учащихся (ФГОС второго поколения).
1.Организация и участие в конкурсах сочинений, рисунков, посвященных Дням русской духовности и культуры, Рождеству. Все преподаватели ОРКСЭ.
2.Домашние задания как стимул повышения интереса обучающихся к предмету ОРКиСЭ.
3.Вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса рамках учебного предмета ОРКСЭ.
4.Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка.
5. Педагогическая мастерская. Открытый урок.
6.Из опыта работы «Лучший урок по ОРКСЭ». Презентация опыта (каждый учитель)
Апрель 2018г.
Тема: Обеспечение условий для изучения, обобщения и распространения передового опыта в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Цель: совершенствование уровня педагогического мастерства преподавателей курса ОРКСЭ и их компетенций в области учебного курса и методики преподавания на основе создания системы информационно-технического и организационно-деятельностного содержания методической работы.
1.Совокупность средств, способов, приемов, побуждающих учащихся к активной познавательной деятельности.
2.Основные проблемы развития духовно-нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.
3.Выставка творческих работ обучающихся по итогам изучения курса ОРКСЭ. Все преподаватели ОРКСЭ.
4. Творческая мастерская учителя. Открытое учебное занятие.
Май 2018г
Тема: Заседание круглого стола «Результативность работы за год. Проблемы и успехи обучающихся. Задачи на новый учебный год».
1. Анализ работы РМО за 2017-2018 учебный год.
2. Разработка плана работы РМО на новый учебный год.
Индивидуальная работа с учителями в течение года:
1.Консультации в течение года.
2.Собеседования с молодыми учителями.
3.Мастер-классы по предметам
Руководитель РМО ОРКСЭ: Головач И.Г
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации по вопросам преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Включение комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОЭРКСЭ) в школьную программу связано с введением ФГОС нового поколения, нацеленного на обеспечение духовно - нравственного воспитания учащихся, становление их гражданской позиции, овладение духовными ценностями и культурой народов России. Знакомство учеников с основами религиозных культур и светской этики способствует достижению этих целей.
Курс ОРКСЭ состоит из 6 учебных модулей, имеет методологические, содержательные и методические особенности. Как свидетельствует опыт его апробации в ряде субъектах РФ, педагоги испытывают различные трудности в процессе его преподавания. В связи с этим настоящие рекомендации нацелены на оказание методические помощи учителям, которым предстоит преподавание нового предмета.
Различие между преподаванием религиозных культур и обучением религии (религиозным образованием).
Преподавателю ОРКСЭ важно знать различия (по целям, подходам, содержанию) между преподаванием религиозных культур и преподаванием (обучением) религии. «Основы религиозных культур и светской этики» – предмет светский, в рамках которого не предусматривается обучение религии и исполнение религиозной практики. Его преподавание осуществляется в светской школе и светскими учителями, прошедшими соответствующую подготовку. Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим. Культурологический подход нацелен на формирование у школьников представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры и акцентирует внимание на очень важных смыслах: мир культур многообразен; в каждой культуре формируются свои символы и стиль мышления, собственные представления о мире и человеке, нормы и правила поведения; ни одна культура не является лучше другой; каждая культура обладает ценностным содержанием, значимым для развития человечества. Главным предметом изучения курса ОРКСЭ являются знания об особенностях вероучения и культа, нравственных норм и ценностей различных религий как категорий духовно-нравственного и социокультурного характера. В процессе преподавания курса школа реализует разные цели: социальную (формирует толерантность в обществе), культурную (обеспечивает диалог религий и культур, ценностей, обычаев разных народов), но при этом не стремится навязать учащимся какую-либо веру или сформировать негативное отношение к какой-либо из них.
Культурологический подход при изучении религиозных культур в общеобразовательной школе |
1) цель: воспитание мировоззренческой, религиозной и национальной терпимости; |
2) вопрос веры является тайной каждого учащегося, педагога и огласке не подлежит; |
3) обучение и воспитание осуществляется на основе плюрализма мировоззренческих взглядов и представлений (избегается их противопоставление и абсолютизация какого-либо взгляда), ориентированы на общие для всех россиян гражданские нравственные ценности и нормы, а не на |
мировоззренческие и религиозные различия; |
4) главный предмет изучения курса ОРКСЭ - система категорий духовно-нравственного и социокультурного характера; |
5) объективный подход к изучаемым произведениям, искусствоведческая оценка произведений литературы, музыки, изобразительного искусства; |
6) исторический, искусствоведческий методы изучения учебного материала (религиозных текстов, икон, художественных картин, музыкальных произведений); прослеживание связи с народным и светским профессиональным искусством; |
7) посещение религиозных организаций (культовых сооружений) возможно при согласии родителей учащихся и при согласовании с представителями религиозных организаций, при обязательном условии неучастия обучающихся в богослужениях, других религиозных обрядах, церемониях и праздниках; |
8) объяснение материала от третьего лица; |
9) возможно ознакомление с традициями, обычаями, произведениями искусства других мировых религий и религиозных направлений. |
О соотношении науки и религии в курсе ОРКСЭ.
Учителю не следует противопоставлять знания, предлагаемые ученикам в рамках преподавания религиозных культур (которые могут иметь мифологический, библейский характер), с теми научными знаниями о мире, которые содержатся в предметах естественнонаучного цикла. Сведения об истоках традиций и культур, представленные в курсе ОРКСЭ, не рассматриваются как конкуренты научных знаний. Наука и религия не противоречат друг другу, а являются относительно самостоятельными сферами общественной жизни и социальной практики. Наука решает задачу накопления точных, рациональных знаний об окружающей действительности, а религия более ориентирована на решение мировоззренческих и нравственных проблем.
Мировоззренческое разнообразие общества представлено в школе. Но педагог не должен на уроке противопоставлять друг другу разные взгляды, подходы, мировоззрения, потому что это может вызывать ценностные и мировоззренческие конфликты в сознании учащихся.
О содержательном компоненте нового курса.
Задачи по ознакомлению учащихся с основами мировых религиозных культур и светской этики на уроках ОРКСЭ требуют от педагогов определенных исторических и религиоведческих знаний. Следовательно, преподавателям ОРКСЭ необходимо вдумчивое усвоение таких аспектов как сущность религии, её роль в современном обществе, история возникновения мировых религий, деятельность их основателей, основы религиозных вероучений, особенности религиозных культов и обрядов народов России как отражение их культурного опыта и духовных ценностей, а также целого ряда других вопросов. Многим педагогам, , имеющим недостаточные теоретические знания, предстоит самостоятельно искать дополнительную информацию по истории религий. Для этого необходимо прежде всего познакомиться с книгой для учителя из УМК по ОРКСЭ. Рекомендуется также обратиться к ряду федеральных и региональных учебных изданий, в которых содержится актуальная информация о традиционных религиях, представленных в России (и указанных в рекомендуемой литературе).
Деятельностный подход в преподавании ОРКСЭ.
Приоритет воспитательных задач в курсе, нацеленных на духовное развитие ребенка, актуализирует деятельностный подход в обучении, который в свою очередь диктует использование широкого спектра современных образовательных технологий. Переход от знаниевой парадигмы (в рамках её приоритетным является передача знаний, монолог учителя и пассивная роль ученика), к деятельностной парадигме (ориентирована на диалог учителя с учениками, они – полноправные участники учебного процесса) предусматривает изменение характера учебной деятельности учащегося. В деятельностной парадигме ребенок находится в центре образовательного процесса, является активным открывателем и создателем собственного знания. Преподавателю ОРКСЭ важно понимать сущность деятельностного подхода в обучении, иметь навыки владения современными образовательными методиками и технологиями, уметь различными педагогическими приемами организовать проблемный диалог, мотивировать учащихся на решение учебной проблемы, вызвать у них через творческую деятельность интерес к предмету.
Работа в современной образовательной парадигме диктует изменение роли учителя, его стиля и модели поведения. Преподаватель ОРКСЭ призван выстраивать свою профессиональную деятельность на принципах сотрудничества, сотворчества, диалога с детьми. Он - не столько информатор и транслятор знаний, сколько координатор, организатор диалога, помощник учащихся, создающий условия для развития их индивидуальных способностей. Для формирования такого психологического климата учитель должен осознать необходимость перехода от статусного общения на личностное, диалоговое общение, что обеспечит решение задач курса.
Диалог – важнейшая часть деятельностного подхода в преподавании. Процесс осмысления нравственных аспектов, что является ключевым в курсе ОРКСЭ, должен быть глубоким и системным - через диалог. Переход к диалоговому общению в современном учебной процессе является требованием ФГОС нового поколения. Диалог рождает творческое начало в личности, стимулирует процесс мыслительной деятельности детей, содействует их взаимодействию, при котором каждый ученик - равноправный участник данного процесса и может проявить свои индивидуальные способности. Организация диалогового пространства требует от педагога коммуникативного опыта и культуры постановки вопросов, предвидения обратной связи, интуиции и импровизации.
Диалогический опыт включает следующие умения: воспринимать и удерживать в сознании контекст множественности, неоднородности; соотносить различные субъективные точки зрения; интересоваться «другим», взаимодействовать с «другим»; определять свое отношение к «другому»; принимать «другое» как необходимое условие своего бытия и др.
Диалогом могут быть пронизаны основные этапы урока. На начальном этапе (формулировка цели урока, постановка учебной задачи) диалоговое общение способствует мотивации и целеполаганию деятельности учащихся. На этапе изучения нового материала с помощью диалога происходит решение проблемы с участием самих учащихся, учитель вопросами и заданиями подводит их к «открытию» нового знания. Через диалоговое общение решается задача первичного закрепления учебного материала, усиливается эффект его усвоения.
Каждый возраст требует специфики моделирования диалогического взаимодействия. С младшими школьниками акцент делается на желании ребѐнка быть хорошим, на характерное внимание к нравственной стороне поступка, его моральной оценке. Педагог может строить канву диалога как сюжетный рисунок сказки, приключения, путешествия, открытия важной тайны, коллективной игры. Выделяют следующие смысловые компоненты диалога по нравственной проблематике. Вывод школьников на проблему (с помощью разных средств: интригующего вопроса, суждения, предложенной для анализа ситуации, игры и т. д.). Построение логической цепочки развития мысли (побудителем данного развития служат вопросы «почему?», «как вы думаете?»; последовательные вопросы цементируют логику смысловой цепочки, выстраивают её пошаговую структуру). Обращение к личности ребѐнка (поворот «на себя») очень важен, он создаѐт условия для развития Я-концепции в контексте данной проблемы, высвечивает перед ними пути нравственного решения непростых вопросов личной жизни).
Резюме диалога как смысловое заключение, побуждающее детей задуматься по поводу обсуждаемой проблемы. Этим финалом педагог подводит детей к самоосмыслению, что стимулирует их нравственное развитие.
Формы и виды учебной деятельности.
Формы и виды учебной деятельности, рекомендуемые для организации занятий в рамках курса ОРКСЭ основываются на оптимальном сочетании различных методов обучения: словесных (они наиболее успешно решают задачу формирования теоретических и фактических знаний, а их применение способствует развитию логического мышления, речевых умений и эмоциональной сферы личности); наглядных (успешно решают задачи развития образного мышления, познавательного интереса, воспитания художественного вкуса, способствуют формированию культурной эрудиции); практических, проблемно-поисковых и методов самостоятельной работы (применение их необходимо для закрепления теоретических знаний, способствует совершенствованию умений практической деятельности в конкретной сфере, развитию мышления и интереса); репродуктивных (они необходимы для освоения фактических знаний, развития памяти, совершенствования навыков учебного труда); индуктивных и дедуктивных (оптимальное их чередование, с преобладанием индуктивных методов, более соответствующих возрастным особенностям младших школьников, обеспечивает сохранение логики содержания, способствует развитию логического и предметного мышления).
Важное место в реализации задач курса занимает работа в группах. Она может быть эффективна при соблюдении определенных правил - отсутствия принуждения, организационной и содержательной поддержки со стороны учителя; чёткого инструктажа, владения учителем приемами установления и регулирования взаимоотношений между учащимися, поощрения самостоятельности и инициативности. Вовремя групповой работы эффективным является использование игровых методик, включение в учебное целеполагание элементов состязательности. Но групповая работа может быть эффективной при условии существования благоприятной общей атмосферы в классе, установки на взаимоподдержку, заинтересованности содержанием предмета и результатом собственной учебной деятельности.
Учителю важно определить педагогическую идею урока. Эта идея, написанная на доске, может быть выражена словами выдающихся людей (композиторов, философов, поэтов и др.).Глубокий смысл будут нести в себе уроки, если их нравственным «стержнем» станут идеи: «Нельзя открыть новый мир, не ознакомившись со старым» (С. Рахманинов); «Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. Чрезвычайно важно, чтобы растение начиналось именно с корней» (Д. Лихачев) и т. д.
Неотъемлемым компонентом изучения курса ОРКСЭ являются домашние задания. Они должны иметь творческий, поисковый или проблемный характер. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнил несколько творческих и поисковых работ за период изучения курса. Задания этого типа могут быть равномерно распределены на протяжении курса.
Методики и технологии преподавания курса ОРКСЭ.
Педагогам целесообразно использовать различные образовательные методики и технологии, позволяющие решать основные задачи курса. Важнейшим показателем профессионализма учителя является такое обучение, при котором новые учебные знания предлагаются не в готовом виде, а открываются под руководством педагога самими ребятами в процессе их поисковой, мыслительной и других видов деятельности. К таким моделям обучения можно отнести проблемное обучение, основанное на идее диалога. Технология проблемного обучения заключается в том, что учитель создаѐт проблемную ситуацию, направляет учащихся на еѐ решение и организует поиск решения. Ученик становится субъектом учебного процесса обучения, он овладевает новыми способами действия, и у него образуются новые знания. Ключевым в проблемном обучении является возникновение проблемной ситуации. Для этого могут быть использованы различные приёмы: учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его решения; излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос; предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций; побуждает обучаемых делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации; ставит конкретные вопросы на обобщение, конкретизацию; ставит проблемные задачи (с недостаточными, ошибочными данными) и др. Для реализации проблемной технологии необходим набор действий: отбор актуальных задач; определение различных видов учебной работы; личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать заинтересованность учащихся в деле и др. Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся идти путём самостоятельных находок и открытий. При этом и учитель, и учащиеся становятся относительно равноправными участниками совместной учебной деятельности.
Использование информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе является не только требованием современной методики, но и обеспечивает ориентацию обучения на интересы и возможности сегодняшних школьников. Грамотное использование ИКТ-технологий помогает оптимизировать процесс обучения. Важным преимуществом применения ИКТ-технологий на уроке является их адресность, возможность гибкого учета потребностей и возможностей конкретной аудитории учащихся, а также задач, выдвигаемых учителем. В сети Интернет учащиеся могут найти необходимый иллюстративный материал для уроков, самостоятельно его оформить. Обращение в рамках компьютерной презентации к памятникам живописи, скульптуры, архитектуры, принадлежащим той или иной религиозной культуре, позволяет максимально сконцентрировать внимание учащихся на ключевых характеристиках изучаемого материала. Но мультимедийная презентация к уроку не должна быть перегружена материалом. На минимальном объеме информации необходимо достигнуть максимального уровня обобщения. Иллюстративный материал урока должен быть разнообразным по форме и единообразным по содержанию. Структура мультимедийной презентации должна отражать логику познавательной деятельности учащихся и «работать» на общую концепцию урока. Ресурсы сети Интернет являются также незаменимым источником для проведения заочных экскурсий, поиска справочной информации по теме. Но ИКТ в учебном процессе выступают лишь в качестве одного из возможных средств обучения. Педагог также обязан оградить детей от возможности знакомства с нежелательными ресурсами Интернета. В связи с этим целесообразным представляется ориентировать детей и их родителей на работу с рекомендуемыми сайтами.
Особое внимание преподавателю ОРКСЭ следует обратить на проектный метод, технологию работы с текстом, методику использования наглядно-иллюстративных материалов и музыкальных произведений, игровые технологии, а также другие методики и технологии современного образовательного процесса
Использование притч в преподавании нового курса.
Притчи - важная часть духовной традиции народа и их анализ может занимать важное место на уроках ОЭРКСЭ. Притчи выполняют несколько функций: 1.функцию зеркала - человек может сравнить свои мысли, переживания с тем, о чем рассказывается в истории, и воспринять то, что соответствует его психическому состоянию; 2. функцию модели - отображение конфликтных ситуаций с предложением возможных способов их разрешения, указание на последствия тех или иных вариантов решения конфликтов; 3. функцию опосредования - между двумя людьми (учеником – учителем, взрослым – молодым) при существующем внутреннем противостоянии появляется посредник в виде истории, от имени которого можно в щадящей форме сказать другому человеку то, что могло бы быть агрессивно воспринято при прямом указании; 4. функция хранения опыта - истории являются носителями традиций, они становятся посредниками в межкультурных отношениях, через них облегчается процесс возвращения человека на более ранние этапы индивидуального развития, они несут альтернативные концепции. Существуют разные способы использования притч в учебном процессе: 1. обсуждение основной идеи и смысла истории; 2. Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться;
3. Иллюстрировать рассказ (предложить рисунки, картинки, изображения); 4. сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы; 5. выделить ключевые понятия; 6. инсценировка по рассказу (истории); 7. загадка, на которую нужно дать ответ (отгадать); 8. найти пропущенные словаи др.
Внеурочная работа в рамках изучения курса ОРКСЭ.
Влияние внеклассного мероприятия на стимулирование познавательной активности учащихся очень велико. Можно выделить наиболее оптимальные формы для включения учащихся во внеурочную деятельность — экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, тематические вечера и др. Их проведение должно проходить на основе четко продуманного плана (сценария). Включение ребят в различные виды внеурочной работы обогащает их личный опыт, способствует развитию интереса к различным видам деятельности и желания активно участвовать в них, сотрудничать друг с другом. В организации и проведении внеурочных мероприятий могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и родители, а также представители других учреждений и организаций.
Оценивание учебной деятельности учащихся.
На уроках ОРКСЭ предусматривается безотметочная система оценивания учащихся. В конце изучения курса предполагается подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Подготовка и презентация проекта позволят дать качественную оценку работе ученика и выставить ему итоговую оценку за весь курс. Результаты подготовки и защиты творческих проектов могут учитываться при формировании портфолио учеников.
О работе с родителями.
Без взаимодействия с семьей, с родителями изучение предмета «Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Поэтому необходима активная работа по включению родителей в школьную жизнь ребенка. Накануне введения курса, в процессе преподавания и по завершению курса рекомендуется провести родительские собрания. На собраниях (кроме первого) могут принять сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях и достижениях, с презентацией своих промежуточных или итоговых образовательных результатов. Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения необходимой информации. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала, фотографий или фрагментов видеофильмов к урокам. При изучении тем, связанных к бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях (традиционные праздники, любимые блюда, подарки для детей и др.) Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников. Родители и члены семей учеников могут быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс ОРКСЭ. Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям.
Преподавание курса ОРКСЭ может быть более продуктивным, если руководствоваться некоторыми полезными советами:
Главной заповедью педагога должен быть принцип — «не навреди»; Для успешного обучения необходимо свои требования превратить в желания ребенка (вопрос о мотивации на уроке – первостепенный!);
Уважение и сотрудничество – основа образования;
Нельзя приобрести гражданские качества, слушая указания и распоряжения;
Важно не столько научить ребенка, сколько развить у него желание учиться;
Не следует сравнивать между собой детей, но необходимо быть щедрыми на похвалу за успехи и достижения.
Литература
1. Виноградова Н.Ф., Власенко В.И., Поляков А.В. Основы духовнонравственной культуры народов России. Учебник для учащихся 4 классов. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2012.
2.Данилюк А.Я. Основы религиозных структур и светской этики».
Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы».
М.:Просвещение, 2010.
- История религий: Учебное пособие для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений // Под ред. А.Н.Сахарова М.: Русское
слово, 2008 и др.;
- Кулаков А.Е. Религии в России. Учебник. М.: Аст-Пресс, 2007.
- Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. М., : АПК и ПРО, 2006 и др.
- Религии России. Учебное пособие для учителя. 2-е изд.// Авторысоставители: В.К.Романовский, В.А.Сомов, Гречухин Г.Б. и др. Нижний Новгород.: НИРО, 2010 и др.
- Шемшурина А.И. Этическая грамматика в начальных классах: в помощь учителю. М. : Школа-Пресс, 1998; Она же: Основы этической культуры. Книга для учителя. М.: Владос, 2001; Она же Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. — М., 2006 и др.
Предварительный просмотр:
Формирование духовной нравственности учащихся на уроках ОРКСЭ
Добрый день, уважаемые коллеги! Приятно видеть знакомые лица.
Тема моего выступления –формирование духовной нравственности учащихся на уроках ОРКСЭ. Хочется немного поделиться своим опытом работы в этом направлении.
Федеральный государственный стандарт общего образования духовно-нравственное образование и воспитание обучающихся определяет как задачу первостепенной важности, отмечая, что школа сегодня призвана к воспитанию свободной, творческой, инициативной, саморазвивающейся личности.
Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?»
Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живём. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело».
Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Мы живём ради детей, ради того, чтобы всё хорошее и светлое, что есть в нас самих, вложить в сына или дочь. Через 10-15 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями и нигилистами или будут истинными патриотами своей страны, духовно-нравственными людьми, знающими и любящими своё отечество, дорожившими традициями - это зависит от нас. Поэтому школа, кроме того, чтобы давать знания детям, взяла на себя роль главного воспитателя. И, в первую очередь, как бы ни менялся мир, мы обязаны прививать ребятам ценностные ориентиры.
Можно сказать: «Мы и так воспитываем детей, воспитательный элемент присутствует в каждой теме любого урока, а во внеурочной деятельности и подавно». Но откуда тогда страшные случаи детской жестокости? К терактам вообще скоро иммунитет выработается. Таких примеров множество. Часто страшные слова говорят и совершают античеловеческие поступки вполне благополучные и, вроде, незлые дети. Но разве они в этом виноваты? Конечно, нет. Их нужно воспитывать.
Является ли курс ОРКиСЭ требованием времени? Наверное, все понимают, что является. Нужен ли он детям, школе, а следовательно, и обществу в том виде, в котором предложен межведомственной комиссией? Думаю, здесь однозначного мнения нет и быть не может. Я, как и многие другие, прекрасно понимаю, что данный курс является требованием времени.
Цель учебного курса ОРКСЭ — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Одна из важнейших задач курса «Основы религиозных культур и светской этики»- это доверительное общение между родителями и детьми с опорой на нравственные основы семейной жизни.
Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка. Современная школа нуждается в материалах, развивающих душу детей. Замечательно, что такая возможность появилась в школе на уроках ОРКСЭ. Для проведения успешного и результативного урока в нашей школе имеется учебно-методический комплекты к модулям ОРКиСЭ, который включает в себя: программу, книгу для учителя, учебник, книгу для родителей, диски.
Введение в школе курса в 2010 году «Основы религиозных культур и светской этики» вызывало множество опасений со стороны родителей учащихся нашей школы. После проведения родительского собрания, на которой мы постарались раскрыть цели и задачи курса, содержание модулей, родители положительно поддержали введение нового учебного курса. Родительские собрания, книги для родителей, беседы с учителями, преподающими данный курс, развеяли сомнения. Я веду уроки ОРКиСЭ седьмой год. Работать нравится- дети заинтересовались новым предметом, с удовольствием слушают, выполняют задания, думают, анализируют. Уроки пролетают незаметно. В работе используем учебники и диски, художественную литературу, отрывки из фильмов, презентации, проекты. Также дети выполняют в тетрадях творческие задания. Постоянно приглашала родителей на свои уроки, проводила консультации. Говоря об УМК, хотелось бы отметить, что большую методическую помощь оказывает электронное приложение к учебнику, в котором есть интерактивные модели по темам, иллюстративный ряд, разделы «Это интересно», «Золотое слово», «Контроль» и «Тренажер», «Исторические факты». Нравится то, что на диске дан материал для каждого урока. Часто для иллюстрации поведения и для доказательства привожу примеры из художественных произведений, так как в наших учебниках их мало, а материал для воспитания нравственности очень подходит.
Я вывожу текст на экран или распечатываю, дети читают, затем анализируют. Очень нравится детям и приводить свои примеры из жизни. Также в рамках курса рассматриваются и непосредственно связанные с ним семейные ценности, которые закладывают основу для формирования нравственных идеалов принятых в обществе, чувство гордости за свою Родину, свой народ. Например, результатом урока «Россия-наша Родина» стали сочинения учащихся на тему «Традиции нашей семьи», которые заставили некоторых родителей задуматься о своих культурных ценностях, взглянуть на свою семью по-новому. Таким образом, сотрудничество семьи и школы- необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
В качестве наиболее важных механизмов, способствующих освоению содержания курса, которые я использую, выступают следующие методы:
Метод дискуссий – создание доступной для понимания школьников проблемной ситуации, имеющей отношение к реальной жизни, включающей два или более вопросов.
Эвристические методы – методы и приёмы познания, используемые для решения творческих задач в процессе открытия нового.
Исследовательский метод – при котором учащиеся самостоятельно выделяют гипотезу, подтверждают или опровергают ее, исходя из известных данных, делают выводы и обобщения, постигают ведущие понятия и идеи, а не получают их в готовом виде.
Успешно применяю технологию критического мышления, основные виды коммуникативной деятельности, работу по группам, технологию проектной деятельности, различные творческие задания, головоломки, современные формы и приемы обучения. Стараюсь проявлять творчество при проведении динамических пауз, физминуток, при составлении кроссвордов, презентаций к урокам, использовать ресурсы интернет. Дети с интересом работают над заданием, исправляют друг друга, спорят, составляют сами такие же задания.
Ученики много рассуждают, доказывают, не боятся ошибиться. На уроках часто просто направляю беседу. Дети сами задают вопросы, самостоятельно ищут на них ответ. Меня радует, когда на уроках возникает дискуссия, значит, тема занятия интересна учащимся. Например, на одном уроке («Проповедь Христа») некоторых ребят возмутила заповедь «…кто ударит тебя в правую щёку, обрати к нему и другую…». Они бурно выражали свое несогласие покорно переносить обиды. На занятии возникла проблемная ситуация: как быть? каким быть? В ходе самостоятельного поиска родилась мысль: месть ожесточает и опустошает человека.
Ребята очень неплохо работают с книгой. Они с увлечением рассматривают иллюстрации, читают тексты. Пытаются анализировать то, что узнали.
Домашние задания дети выполняют в тетрадях- записывают свои впечатления, составляют вопросы, рисуют рисунки на заданную тему, для этого есть папки, куда собираются работы, подбирают материал к урокам, готовят сообщения, делятся своими знаниями. Это очень подстегивает, заставляет учителя самосовершенствоваться. Особый интерес у детей вызвала такая форма работы как интервью. Ребята брали интервью у своих родственников, знакомых.
Через игровые задания пополняется словарный запас наших учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация
Дети сами готовят презентации. На итоговые уроки мы приглашением родителей. Многие родители приходят и делятся своими впечатлениями о прочитанном в учебниках. Родители помогают своим детям готовить домашние задания, создают вместе с детьми небольшие презентации, проекты к урокам. Ребята выступают перед своими одноклассниками и родителями по ранее изученным материалам на разные темы: «Мои домашние питомцы», «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много», «Традиции счастливой семьи?», «Дорогой сердцу уголок», «Наша семья».
Мною были проведены в рамках школы открытые уроки по предмету.
Программа духовно-нравственного воспитания реализуется также через внеклассные мероприятия. Стали уже традиционными походы в лес вместе с родителями, рождественские и Пасхальные выставки поделок, конкурс газет и рисунков «Наша семья», « Любимый праздник нашей семьи», «Моя малая Родина».
В личностном плане можно отметить проявление у детей таких качеств как доброжелательность, внимание к другим людям, зачатков анализа и контроля собственного поведения в разных жизненных ситуациях. Когда слышишь, как дети в замечаниях друг другу говорят: «А совесть твоя где?», вселяет надежду, что уроки не прошли даром.
В метапредметном плане особенно ярко проявилось умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий, осмысление текстов различных стилей и жанров, осознанное построение речевых высказываний, готовность слушать собеседника, вести диалог, развивается умение учиться в процессе решения учебных задач данного курса, проектной деятельности, в том числе – коллективной;
В предметном плане заложены основы принятия и понимания детьми основных нравственных ценностей.
Действительно, наши ученики с радостью приходят на эти уроки, ждут, когда будет следующий. В классе проведен опрос детей по вопросам:
1. Необходим вам данный курс для изучения?
2. Нравится урок ОРКиСЭ?
3. Что ты узнал нового на уроках ОСЭ?
Все из 9 опрошенных ответили на все вопросы – да!
Такие ответы детей говорят о том, что уроки ведутся в правильном направлении. Таким образом, уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России. Хочется верить, что эти уроки добра, понимания, общения сдвинут с места стену равнодушия, невежества и непонимания. Но, чтобы они были таковыми, нам педагогам, необходимо совершенствоваться, учиться, встречаться и делиться опытом.
Ведь только сообща можно добиться качественных и эффективных результатов.
Желаю неиссякаемого оптимизма! Спасибо за внимание
Литература:
1.Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138-2 .
2.Кураев, А. В. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразоват. учреждений / А. В. Кураев. – М.: Просвещение, 2011. - 95 с.: ил.
3.Уроки нравственности. Полные тексты бесед, общие методические рекомендации, методические разработки каждого урока: книга для учителя / Российский детский фонд; авт. акад РАО А. Лиханов. - М.: Издательский, образовательный и культурный центр "Детство. Отрочество. Юность", 2004. - 256 с., 10 фотогр. - ISBN 5963900107.
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-023273-9.
5. Якунина, И. В. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения / И. В. Якунина // Дополнительное образование и воспитание. - 2011. - № 1. - С. 19 - 21.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Протокол № 1 заседания РМО по предмету ОРКиСЭ
от 5 ноября 2015 года
Присутствовали: человек
Повестка дня
- Корректировка плана работы на 2015 – 2016 учебный год
- Выступление по теме « Методические рекомендации по вопросам преподавания курса ОРКиСЭ как составляющая духовно – нравственного воспитания учащихся»
- Сбор данных для формирования « Банка данных о кадровом составе и основных направлений работы педагогов РМО»
- Участие во всероссийской олимпиаде Свято – Тихоновского университета по ОПК и светской этике ( школьные туры для 1 – 11 классов)
- Проведение осеннего школьного тура по ОПК и ОРКиСЭ в 4 классе
Заочные муниципальные туры среди 5 – 11 классов ( на базе своих школ)
По первому вопросу слушали Головач И.Г., руководителя РМО, которая ознакомила рабочую группу с планом работы по предмету ОРКиСЭ на 2015 – 2016 учебный год
По первому вопросу постановили: утвердить план мероприятий
По второму вопросу выступила Головач И.Г., руководитель РМО, которая дала рекомендации по вопросам преподавания курса ОРКиСЭ
Задачи по ознакомлению учащихся с основами мировых религиозных культур и светской этики на уроках ОРКСЭ требуют от педагогов определенных исторических и религиоведческих знаний. Следовательно, преподавателям ОРКСЭ необходимо вдумчивое усвоение таких аспектов как сущность религии, её роль в современном обществе, история возникновения мировых религий, деятельность их основателей, основы религиозных вероучений, особенности религиозных культов и обрядов народов России как отражение их культурного опыта и духовных ценностей, а также целого ряда других вопросов. Многим педагогам, , имеющим недостаточные теоретические знания, предстоит самостоятельно искать дополнительную информацию по истории религий. Для этого необходимо прежде всего познакомиться с книгой для учителя из УМК по ОРКСЭ. Рекомендуется также обратиться к ряду федеральных и региональных учебных изданий, в которых содержится актуальная информация о традиционных религиях, представленных в России (и указанных в рекомендуемой литературе).
По второму вопросу постановили: довести информацию с РМО до учителей ОРКСЭ общеобразовательных организаций, ознакомить с методическими и содержательными особенностями преподавания курса ОРКСЭ
Предложение: с целью создания методической копилки курса ОРКСЭ запланировать и распределить темы для методической разработки между педагогами общеобразовательных организаций.
Третий вопрос : создание « Банка данных о кадровом составе и основных направлений работы педагогов ОРКиСЭ»
По четвёртому вопросу выступила Головач И., руководитель РМО, которая напомнила об участии во всероссийской олимпиаде Свято – Тихоновского университета по ОПК и светской этике ( школьные туры для 1 – 11 классов)
Олимпиада проводится для учащихся 1 – 11 классов. Для учащихся 4-5 классов, изучающих «Основы религиозных культур и светской этики», олимпиада проводится по модулям «Основы православной культуры» и «Основы светской этики».
Олимпиада проводится с 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. В 2014-2015 уч. году в Олимпиаде приняли участие свыше 500 тысяч школьников из 84 регионов России, а также Литвы, Белоруссии, Украины и Киргизии, Грузии, Италии и других стран.
Организация и методическое сопровождение проведения всех этапов Олимпиады осуществляется через официальный сайт www. pravolimp.ru. Время проведения олимпиады: 1 сентября 2015 года – 1 апреля 2016 года. Регистрация школ для участия в Олимпиаде с августа 2015 г.. Старт школьного этапа – сентябрь 2015 года, ведущая тема учебного года «Русский мир православной культуры». В задания олимпиады включены материалы, связанные с отечественной литературой и русским присутствием на Афоне, 1000-летие которого будет отмечаться в 2016 году. Далее – муниципальный этап (до 10 ноября 2015 г.), победители и призеры которого могут принять участие в финальном региональном этапе.
По четвёртому вопросу постановили: информацию принять к сведению.
По пятому вопросу прошло обсуждение о проведении осеннего школьного тура по ОПК и ОРКиСЭ в 4 классе и заочных муниципальных туров среди 5 – 11 классов ( на базе своих школ)
Руководитель РМО Головач И.Г.
Секретарь
Предварительный просмотр:
Протокол № 2 заседания РМО по предмету ОРКиСЭ
от 28 марта 2016 года
Присутствовали: человек
Повестка дня
1.Семинар для учителей ОРКСЭ по теме: «Формирование духовно-ценностных ориентиров младших школьников на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности»
2..Применение интерактивных методов обучения на уроках по предмету « Истоки» и ОРКСЭ.
3.Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребёнка.
3.Обмен опытом
По первому вопросу слушали Головач И.Г., руководителя РМО, которая познакомила рабочую группу с формированием духовно-ценностных ориентиров младших школьников на уроках ОРКСЭ и внеурочной деятельности на своих уроках.
Ирина Григорьевна сказала, что вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.
В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе, спад культурно-досуговой работы с детьми и молодежью; резкое снижение физической подготовки молодежи, что ведёт к табакокурению, алкоголизму, наркомании, аморальному поведению. Замечательно, что такой курс появился в школе.
Вместе с тем, введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» - это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания. При этом светская и религиозная этика не противопоставляются, а дополняют друг друга. Нравственные качества человека будущего общества должны закладываться уже сегодня, именно на уроках ОРКСЭ, основанных на идеях добра, совести, справедливости, патриотизма, достоинства, уважения и т.д.
Таким образом, уроки ОРКСЭ помогают формировать порядочного, честного, достойного гражданина, уважающего культурные традиции России.
По первому вопросу постановили: информацию принять к сведению.
По второму вопросу выступила Акатова Ирина Анатольевна, учитель МОУ Степановской СОШ, которая рассказала об использовании интерактивных форм организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКиСЭ
Ирина Анатольевна сказала, что учитель выступает в роли модератора личностного развития учащихся, а также служит гарантом того, что каждый учащийся вовлечен в учебный процесс и достигает необходимых результатов.
Очень хорошо влияет на развитие познавательного интереса у учащихся и интерактивные экскурсии. В ходе экскурсии (по Мекке, буддийским и православным храмам) ребята не только видят объекты, на основе которых раскрывается тема, слышат об этих объектах необходимую информацию, но и овладевают практическими навыками самостоятельного наблюдения и анализа.
В своей практике я применяю различные формы и методы работы:
1. Организация диалога с детьми, дискуссии позволили совершенствовать живое общение, совместное заинтересованное обсуждение детьми тех или иных жизненных, общественных, нравственных, исторических проблем.
2. Для развития образного мышления, познавательного интереса использовались мультимедийные пособия (аудио- и видеоматериалы, презентации, слайды, электронные энциклопедии и т.д.), материалы педагогов – новаторов в сети Интернета.
3. Воспитанию художественного вкуса и формированию культурной эрудиции способствовала организация творческой работы учащихся (рисунки, подготовка сообщений, создание презентаций и т.д.).
4. Работа с дополнительными письменными источниками информации (отрывки из литературных произведений и др.) давала возможность совершенствовать навыки работы с источниками информации.
При работе с дополнительными письменными источниками информации используются основные виды чтения:
• ознакомительное чтение (извлечение основной информации или выделение отдельных фрагментов);
• изучающее чтение (извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста);
• поисковое чтение (нахождение конкретной информации или факта);
• рефлексивное чтение (сопоставление различных точек зрения и разных источников информации, сопоставление иллюстративной информации с информацией текста).
5. Применение печатных пособий (репродукций, иллюстраций и т.д.) было направлено на формирование образного восприятия изучаемого материала, на установление внутренних связей курса не только на теоретическом, но и на визуальном уровне.
6. Работа с текстами учебника способствовала пониманию сути изучаемых явлений и фактов. Учитывая возрастные особенности и уровень подготовки учащихся 4 классов, оптимальным можно считать использование текстов небольшого объема дидактико-аллегорического содержания (пословицы и поговорки, притчи, рассказы, басни, стихотворения и др.).
Использование различных заданий к отдельным темам направлено на формирование общеучебных коммуникативных умений и навыков:
- задания на составление вопросов к тексту;
- задания на поиск информации в тексте (с кратким ответом в виде предложения, словосочетания или слова);
- задания с выбором ответа (тестового характера
- составление плана текста;
-задания логического характера(подбор синонимов, продолжи цепочку слов);
-работа с деформированным текстом (вставить слово; восстановить последовательность предложений и др.);
- задания на перекодирование текста в другой формат (составление схемы, таблицы, иллюстрирование и пр.);
- задания к тексту (ответы на вопросы, озаглавливание, самостоятельное составление вопросов).
По второму вопросу постановили: довести информацию с РМО до учителей ОРКСЭ общеобразовательных организаций, ознакомить с методическими и содержательными особенностями преподавания курса ОРКСЭ
Предложение: с целью создания методической копилки курса ОРКСЭ запланировать и распределить темы для методической разработки между педагогами общеобразовательных организаций.
По третьему вопросу выступила Дягтерёва Татьяна Геннадьевна, учитель ОРКиСЭ Красильниковской школы
Татьяна Геннадьевна заметила, что ребёнку нравится то или иное, он это понимает, но не умеет правильно выразить свои мысли, не может найти человека, который его поймёт, поддержит, объяснит причину его поступков и действий. Необходима рефлексия - важный этап в осознании ребёнком своей личности и её места в окружающем мире. У подростка появляются первые друзья и люди, с которыми возникают проблемы в общении. Всё больше поступков ребёнок совершает самостоятельно, без первоначальной оценки взрослых. Некоторые психологи считают, что ребёнок должен сам пройти свой путь, и он вправе ошибаться. Но я считаю, что в данный момент очень важна своевременная помощь взрослого. Родители и педагоги должны научить ребёнка обращаться к своему внутреннему миру, к своему опыту мышления, деятельности, переживаниям, ко всему тому, что он видел, слышал, читал, делал, думал и чувствовал и к тому, как, почему и зачем он так видит, делает, думает, чувствует. Но, к сожалению, современные дети не умеют делиться своими переживаниями. Это происходит потому, что родители мало уделяют время своим детям. Они часто заняты домашним бытом. Нехватку общения в семье детям заполняют компьютер и телевизор.
А ведь именно в семье закладывается фундамент общечеловеческих ценностей. Именно семья учит отличать хорошее от плохого. В православии есть мудрая заповедь Иисуса Христа «возлюби ближнего как самого себя». Значит, не нужно делать то, что не желаешь себе. Здесь важно научиться обращаться к своему внутреннему миру, «увидеть» свои поступки по-новому и начать их анализировать. Не правы те, которые равнодушно смотрят на то, как ребёнок идёт по ложному пути. Ведь зачастую бывает так, что уже поздно что-либо исправить, время уже упущено. Дети перестают считаться со своими родителями и полностью попадают в зависимость дурных компаний, сект, теряются, совершают преступления, кончают жизнь самоубийством. Заметим, что больше половины суицид совершают подростки 14-16 лет. Мне кажется, именно этот курс «Основа религиозных культур и светской этики» поможет наладить отношения между детьми и родителями, снимет проблему отцов и детей, поможет развивать коммуникативные способности. Роль взрослых в этом случае сводится не к раздаче рекомендаций, а в создании условий, способствующих развитию у школьников рефлексивных навыков. Так считает и известный специалист института теоретической педагогики и международных исследований в образовании Российской Академии образования Богин В.Г. Таким образом, владение рефлексивными умениями - необходимый этап в процессе самосознания личности и формирования мировоззрения. Поэтому очень важно научить детей внутреннему рассуждению и оценке своих практических действий.
По третьему вопросу постановили: информацию принять к сведению.
Затем рабочая группа обменялась опытом разработок уроков, проектов и др.
Руководитель РМО Головач И.Г.
Предварительный просмотр:
Протокол заседания РМО учителей духовно – нравственной культуры народов России и ОРКиСЭ
Галичского района Костромской области
От 30 марта 2017г
Тема заседания : Обеспечение условий для непрерывного совершенствования профессионального мастерства учителя с учётом основных направлений инновационной работы школы.
ЦЕЛЬ: формирование системы теоретической и методической подготовки педагога в связи с выполнением им современных требований повышения качества обучения в рамках нового содержания образования и использование новых форм оценки знаний учащихся (ФГОС второго поколения).
Повестка дня:
1.Организация и участие в конкурсах сочинений, рисунков, посвященных Дням русской духовности и культуры, Рождеству.
2.Домашние задания как стимул повышения интереса обучающихся к предметам духовно – нравственной культуры народов России и ОРКиСЭ.
3.Вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса рамках учебных предметов духовно – нравственной культуры народов России и ОРКСЭ.
4.Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка.
5. Особенности курса ОРКСЭ (модуль ОПК) авторов Т.А.Костюковой, О.В.Воскресенского, Савченко, Шапошниковой. (Издательство «Дрофа»).
6. Из опыта работы. «Лучший урок по духовно – нравственной культуре народов России или ОРКСЭ». Презентация опыта (каждый учитель)
По первому вопросу выступила Архипова Екатерина Николаевна
( Курьяновская школа). Она рассказала об организации и участии в конкурсах сочинений, рисунков, посвященных Дням русской духовности и культуры, Рождеству.
Как же оценивать личностный рост ребёнка по предмету ОРКСЭ, а в дальнейшем подводить итоги проделанной работы? Екатерина Николаевна предложила конкурс сочинений.
С ребятами выбираем общую для всех тему, которая даётся на полугодие или год. Тема должна быть ёмкой, неоднозначной, но главное – интересной для самих ребят. Вот несколько тем, которые выбирали учащиеся в разные годы: «Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?», «Возможен ли подвиг в мирное время?»,
«В каком случае солдат может быть назван миротворцем?», «Рождество в моей семье», «Пасха в жизни православного христианина».
Сочинения оформляем красочно на отдельном листке (можно написать от руки или набрать текст на компьютере). Приветствуются рисунки, оригинальное оформление, за это выставляются дополнительные баллы. Ребята должны не только написать сочинение (за авторством следят несколько экспертов, которых выбирают сами ребята), но и презентовать своё сочинение. Структура сочинения такая же, как в сочинении-рассуждении: введение, тезис, 2-3 аргумента, вывод (выразить своё отношение)
По второму вопросу выступила Дегтярёва Татьяна Геннадьевна ( МОУ Красильниковская ООШ) по теме «Домашние задания как стимул повышения интереса обучающихся к предметам духовно – нравственной культуры народов России и ОРКиСЭ.»
Татьяна Геннадьевна отметила, что добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном условии – перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать что-то еще: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу. Так же она дала рекомендации к домашним заданиям ( доклад прилагается)
По третьему вопросу выступила Актова Ирина Анатольевна ( МОУ Степеновская СОШ) с темой «Вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса рамках учебных предметов духовно – нравственной культуры народов России и ОРКСЭ.», которая рассказала, что с первого дня работы с детским коллективом и коллективом родителей добивалась того, чтобы и дети и родители понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье в рамках предмета ОРКСЭ. Ирина Анатольевна пояснила , что во взаимодействии с коллективом родителей необходимо проявлять учтивость и корректность, умение сдерживать свои эмоции. Главными направлениями сотрудничества с родителями она выбрала: просвещение по вопросам ОРКСЭ, формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству, диагностику, индивидуальную и групповую работу: родительские собрания, вечера вопросов и ответов, семейный поиск. ( доклад прилагается)
По четвёртому вопросу выступила Смирнова Тамара Владимировна
( МОУ Пронинская СОШ) «Рефлексия как неотъемлемый аспект духовно-нравственного развития личности ребенка.» . Тамара Владимировна объяснила, что на основах религиозных культур ребёнок учится состоянию осмысленной духовности, овладевает умением слушать и слышать партнера, высказать своё мнение; что, в дальнейшем, позитивно сказывается на его развитии. Постепенное осознание устойчивых духовных потребностей, формирует нравственное становление личности. Знание основ и понимание смысла базовых этических понятий: этика, добро и зло, совесть и стыд, долг, честь, любовь, свобода и ответственность. Приобщение к православным традициям, иерархичность отношений с взрослыми, воспитание чувства ответственности за свои дела, умение дать оценку своим действиям и поступкам окружающих. В личностном плане у детей проявляются такие качества, как отзывчивость и внимание к другим людям, ребёнок начинает анализировать и контролировать собственное поведение в разных жизненных ситуациях. ( доклад прилагается)
По пятому вопросу выступила Головач Ирина Григорьевна ( МОУ Ореховская СОШ)
«Особенности курса ОРКСЭ (модуль ОПК) авторов Т.А.Костюковой, О.В.Воскресенского, Савченко, Шапошниковой. (Издательство «Дрофа»)».
Ирина Григорьевна познакомила с новым учебником и тетрадью по ОРКСЭ
( модуль Православная культура), по которым работает первый год. В заключении отметила:
- В основе построения учебника общение, обогащение знаниями, сравнение опыта, приобщение к духовной реальности, которой насыщена жизнь ребёнка.
- Тексты в учебнике достаточно просты для восприятия детьми.
- Сложные понятия трактуются доступным для детей языком,
- Включение в учебник сквозных героев и ситуаций, в которых они рассуждают о сложных понятиях, сопровождаются иллюстрациями, близкими и понятными ребятам.
В заключении семинара все присутствующие обменялись опытом работы
( «изюминками уроков») и поделились накопленными знаниями по предметам духовно – нравственной культуры народов России и ОРКиСЭ.
Руководитель РМО Головач И.
Предварительный просмотр:
ПРОТОКОЛ №2
заседания районного методического
объединения учителей предметов Истоки и ОРКиСЭ
от 23 марта 2015 года
Всего учителей предметов Истоки и ОРКиСЭ:
Присутствовали:
Повестка заседания:
Тема: Взаимодействие педагога и родителей в рамках учебного предметов Истоки и ОРКиСЭ.
1.Домашние задания как стимул повышения интереса обучающихся к предметам Истоки и ОРКиСЭ.
Акатова И.А – учитель ОРКиСЭ МОУ Степановская СОШ
2.Вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса рамках учебного предмета ОРКСЭ.
Дектярёва Т.Г. – учитель ОРКиСЭ МОУ Красильниковская ООШ
3.Методика проведения родительского собрания.
Головач И.Г. – учитель ОРКиСЭ МОУОреховская СОШ, руководитель РМО
4.Презентация опыта.
5. Подведение итогов работы секции, принятие рекомендаций
Головач И.Г. – учитель ОРКиСЭ МОУОреховская СОШ, руководитель РМО
По первому вопросу слушали Акатову Ирину Анатольевну – учителя ОРКиСЭ МОУ Степановской СОШ. Она подчеркнула, что курс «Основы религиозных культур и светской этики» является, прежде средством формирования у школьников основ российской гражданской идентичности, развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Духовно- нравственное воспитание направленно усвоение подрастающим поколением умений, обеспечивающих самоорганизацию, самоопределение, саморазвитие личности во всех сферах жизнедеятельности. Многие виды деятельности в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи. Добросовестное выполнение домашних заданий формирует у ребенка самостоятельность, волевые качества, умение рационально организовывать учебный труд. Все это возможно при одном условии – перегрузок быть не может. Должно оставаться время и желание сделать что-то еще: придумать свое толкование слову, почитать дополнительную литературу. И такая самостоятельная творческая работа ребенка должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.
Рекомендации к домашним заданиям.
Домашнее задание должно быть:
1.Четко структурированным. Учитель должен тщательно продумать, что именно из изучаемого материала следует предложить детям для заучивания, что - для пересказа, что – для ознакомления, о чем надо научиться рассуждать, на какие вопросы отвечать, какие умения детей при этом будут задействованы. 2.Дифференцированным по уровню трудности. Домашнее задания нужно дифференцировать по уровню трудности с делением на группы, где одна группа выполняет задание повышенной сложности (по желанию), другая – задание средней сложности (этих детей учитель может назвать), а остальные (ими окажутся самые слабые ученики, но они об этом не услышат) получат третий вид задания (о том, что оно самое простое, говорить не нужно).
3. Разумным по объему и реальным для запоминания. Лучше, если задание будет иметь обязательную и необязательную часть; обязательная должна быть посильной для самого слабого ученика, необязательная – яркая, интересная, познавательная – должна быть привлекательной для всех, ее выполнение должно поощряться (призами, участие в интересном разговоре, в игре) Большинство количество мелких заданий к уроку нежелательно, так как дает повод для конфликтов, связанных с еще недостаточной произвольностью действий детей, выражающейся в излишней исполнительности. Учителю следует четко формулировать основное задание, а мелкие дополнительные считать необязательными или же найти способ тактично напоминать о них детям.
4.Увлекательным. Домашнее задание должно содержать элемент новизны, творчества, быть неожиданным, удивительным, даже веселым: подготовка к празднику, путешествию на машине времени, рисование, создание презентации, портрета, подготовка к конкурсу кроссвордов, к диспуту.
Домашние задания по ОРКСЭ предполагают работу с учебником:
-Чтение (целевое, ознакомительное, чтение-погружение)
-Заучивание (минимального количества дат, терминов, имен)
-Подготовка пересказов (подробных, выборочных, кратких, обобщенных)
-Составление опорных конспектов к пересказам (по желанию), планов, конспектов, выписки.
Формы домашних заданий по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»:
1)проблемные задания, исследовательская деятельность
2)работа со средствами информации, поиск информации
3)творческие задания
Виды домашних заданий по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»:
- Соотнеси начало пословиц и поговорок с их продолжением. Учитель предлагает на дом первую часть пословицы, а вторую часть пословицы дети должны найти.
- Кроссворд наоборот. Учитель предлагает готовый кроссворд, а ребята по желанию находят в словарях определения к словам (по выбору).
- Интервью.
- Создание рекламного буклета или мини- книжки.
- Обсуди высказывание
-Составь рассказ, используя слова: народ, нация, культура, уважение, толерантность, федерация.
- Составь ребус
- Подготовить рисунок
- Напиши эссе
- Подобрать иллюстративный материал
- Придумать рекламу: «Спешите делать добро»
-Подготовить кроссворд или викторину по понятиям
На уроках школьники получают домашние задания в виде вопросов, обсуждение которых происходит на следующем уроке. Одна часть этих вопросов непосредственно связана с содержанием урока, и ответы на них позволяют учителю определить, как усвоен пройденный материал. Другая - имеет нравственно-развивающий, творческий характер. Для ответа школьнику уже недостаточно знать материал учебника. Система творческих вопросов-заданий построена так, что для их подготовки школьник обращается к опыту своих родителей, бабушек и дедушек, узнает их точку зрения по тому или иному вопросу, знакомится с традициями семейной жизни.
Домашнее задание важный элемент урока, поэтому его можно выдавать учащимся исходя из контекста урока
Второй вопрос: Вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса рамках учебного предмета ОРКСЭ.
По этому вопросу выступила Дектярёва Т.Г. – учитель ОРКиСЭ МОУ Красильниковской ООШ
Татьяна Геннадьевна рассказала, что сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка. Без взаимодействия с семьей, общности с родителями, без эмоциональной и этической поддержки со стороны семьи изучение предмета "Основы религиозных культур и светской этики» будет неполноценным и недостаточно эффективным. Включение родителей в школьную жизнь становится для ребенка подтверждением значимости его учебной деятельности, что позитивно отражается на желании ребенка учиться, преодолевать трудности и стремиться к успеху. Ориентируясь на новые задачи образования и воспитания, школа должна создавать условия для сокращения разрыва между различными сферами жизни ребенка - семьей, школой, досугом.
Включение родителей и членов семей учащихся в школьную жизнь детей предполагает, прежде всего, нахождение общего языка, общих интересов и общего поля действия, где все происходит в интересах развития ребенка. Приобщение родителей к школьной жизни предполагает также и поиск согласия с семьей по всем вопросам образования и развития ребенка, взаимодействие в области как учебной, так и внеурочной деятельности
Привлечение родителей и членов семей школьников к учебной и внеурочной деятельности в рамках курса "Основы религиозных культур и светской этики» предполагает:
• создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
• активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
• углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного, духовного и житейского опыта.
Введению курса "Основы религиозных культур и светской этики» должна предшествовать подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования или пресс-конференции. Главная задача этих мероприятий - создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
После изучения первой части программы для констатации позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании, своих достижениях, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов.
Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают обращение ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например, выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии. Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстративного материала к урокам, материала для галереи образов. Возможно, некоторые родители посещали культовые оста, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные религиозные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.
При изучении тем, связанных с бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут выступить с рассказом о семейных традициях:
как отмечаются в семье традиционные праздники,
какие готовятся любимые блюда,
какие подарки преподносятся детям,
других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.
Рассказы о семье, прозвучавшие в классе, могут стать еще одним объединяющим фактором в ученическом взаимодействии. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для родителей, родители для детей или сборные команды взрослых и учеников.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки. Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном. Темами итоговых творческо-исследовательских работ учащихся могут стать и семейные традиции, и семейные хроники, и рассказ о своих предках. Такую работу ученик не сможет выполнить без поддержки и помощи со стороны семьи. Родители и члены семей учен быть приглашены на итоговое мероприятие, завершающее курс "Основы религиозных культур и светской этики» Возможно даже, что они станут не просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций.
Желательно привлечение родителей и к внеурочным мероприятиям - организации и проведению экскурсий, праздников и т.д. Мера активности родителей в совместной работе определяется периодом предварительной подготовки: характером оповещения - приглашения, информацией о теме разговора, настроем детей, установкой на своеобразный праздник общения, а также искренним интересом педагога к мнению родителей и их суждениях о детях и школьных проблемах. Учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики» предоставляет школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
По третьему вопросу выступила Головач И.Г. – учитель ОРКиСЭ МОУ Ореховской СОШ, руководитель РМО, которая рассказала о методике проведения родительского собрания в выборе модуля по курсу ОРКиСЭ.
Ирина Григорьевна познакомила, как вести работу с родителями ( подготовительный этап).
Родительское собрание №1
- выступление администрации;
- педагог знакомит родителей с вопросами: психологических особенностей младших подростков;
- необходимости изучения курса для формирования и развития у детей духовно-нравственных ценностей норм поведения и успешной социализации;
- показывает приоритет воспитательной функции курса;
- подчеркивает культурологическую направленность курса;
- Учитель знакомит родителей с содержанием всех модулей курса и показывает общую основу всех модулей.
Родительское собрание №2
- педагог более подробно рассказывает родителям о роли старших родственников в изучении курса,
- объясняет особенности выполнения домашних заданий, значимость активного участия родителей в проектной деятельности детей,
- показывает значимость личного примера родителей и членов семьи в формировании нравственных ценностей детей
- РОДИТЕЛИ ВЫБИРАЮТ МОДУЛЬ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ!
- Пишут индивидуальное заявление на имя директора.
- Выбор фиксируется в протоколе.
- Заполняется бланк сводной информации о выборе модулей в классе.
( заполняется протокол родительского собрания)
Затем все члены методического объединения поделились опытом своей работы.
По пятому вопросу обсудив предложения, приняли методические рекомендации.
Рекомендации:
1.Домашнее задание важный элемент урока, поэтому его можно выдавать учащимся исходя из контекста урока.
2.Сотрудничество семьи и школы - необходимое условие для создания оптимальных условий для духовного, нравственного и интеллектуального развития ребенка.
3. Строго соблюдать методику проведений родительских собраний при выбора модуля курса ОРКиСЭ.
Руководитель РМО: И.Г.Головач