Мой учебный кабинет
Кабинет русского языка и литературы
МОУ Ореховской СОШ
По программе модернизации образования в 2012-2013 учебном году в нашу школу поступило новое цифровое оборудование.
В кабинете русского языка и литературы используется следующее техническое оборудование : документ-камера,
интерактивная доска, интерактивный планшет, персональные ноутбуки, мультимедийный проектор, система оперативного контроля знаний. Оборудование активно используется педагогами на уроках и во внеурочной деятельности.
Информационные образовательные ресурсы: электронные приложения к учебникам, электронные наглядные пособия, электронные тренажёры и практикумы, УМК.
Программное обеспечение:
1. Системное программное обеспечение: операционная система Windows, антивирусная программа Касперского, архиваторы.
2. Прикладное программное обеспечение:
- текстовые процессоры,
- табличные процессоры;
- графические редакторы;
- система мультимедиа;
- браузеры интернета;
- почтовые программы;
- приложение общего назначения – текстовые и графические редакторы;
- тренажёры;
- программы для обучения: фонохрестоматия, электронные пособия к учебникам,
электронные учебники, репетиторы
Использование ЦО
компьютер : для выполнения исследовательских и проектных работ, выполнения электронных заданий, создания текстов, презентаций, докладов, сообщений.
документ-камера: демонстрация в реальном времени мелких или существующих в единственном экземпляре текстов, например, страница книги, фотографии, иллюстрации. С помощью документ-камеры всё это становится максимально доступным, наглядным.
интерактивная доска: позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет- ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию
интерактивный планшет: используется на уроке в качестве инструмента доступа к электронным словарям и энциклопедиям ( например, для выяснения незнакомого понятия или места ударения в слове), а также для решения тестов в режиме онлайн.
персональные ноутбуки: для выполнения исследовательских и проектных работ, выполнения электронных заданий, создания текстов, презентаций, докладов, сообщений.
мультимедийный проектор: демонстрация презентаций, фильмов;
система оперативного контроля знаний: контроль знаний учащихся при помощи тестов и словарных диктантов, перфокарт.
1.В своей работе я использую документ – камеру.
Например, на этапе проверки письменного домашнего задания работа в тетради с домашним заданием проецируется на экран, а ученики комментируют своё решение. Это ускоряет процесс проверки, повышается мотивация к обучению, к аккуратному и правильно решенному домашнему заданию.
На этапе закрепления знаний на уроке литературы в 6 классе по басням И. А. Крылова сетку кроссворда с вопросами проецируем на экран, а ученики отгадывают его.
2. Использую следующие формы работы с интерактивной доской:
- работа с текстом и изображениями;
- создание заметок с помощью электронных чернил;
- коллективный просмотр электронных энциклопедий и хрестоматий;
- коллективная работа с заданиями электронных образовательных программ "1С: Репетитор. Русский язык", "Фраза" и др.;
- коллективная работа с электронными образовательными ресурсами;
- создание с помощью шаблонов и изображений собственных заданий для занятий;
- демонстрация и нанесение заметок поверх образовательных видеоклипов;
- демонстрация презентаций, созданных учащимися;
- использование электронных интерактивных образовательных ресурсов.
Например, урок русского языка в 5 класса по теме «Буквы О и А в корнях -лаг-лож»
В данной работе представлены задания, которые предлагались учащимся 5-го класса на уроке по теме «Буквы О и А в корнях –лаг-лож-» с использованием интерактивной доски
Smart ПО Notebook 10 (вариант Power Point ).
Слайд 1. Учащиеся вспоминают, что изучает раздел языкознания «Морфемика», почему он связан с орфографией и орфоэпией. Орфоэпическая разминка.
Слайд 2. Словарный диктант с самопроверкой (непроверяемые безударные гласные в корне слова).
Слайд 3.Учащиеся вспоминают, что безударные гласные в корне слова бывают трех видов и знакомятся на примере опорных слов с правилом написания корней –лаг-лож-. Используется анимация. Закрепляется правило словарной работой «О или А?» Используется анимация.
Слайд 4.Составить и записать словосочетания. Используется функция движения объектов и утилита множественного клонирования.
Слайд 5. Проверка объяснительного диктанта. Используется функция движения объектов и утилита множественного клонирования ( запятая ).
Слайды 6-7. Творческая работа с текстом, создание собственного текста по аналогии (предварительный пунктуационный и орфографический анализ ).
Благодарность за работу на уроке. Используются шторки (убираются).
3. Сферы применения планшета и его преимущества
Для образования интерактивный планшет является отличным решением для проведения уроков, лекций, семинаров. Портативность обеспечивает свободное перемещение в помещении, не прерывая выступление. Работа с ним позволяет организовать работу в любой точке класса. В любой удобный момент устройство может быть передано другому участнику, который может, не вставая с места, внести дополнения к материалу. Использование планшета стимулирует активность группы и обеспечивает общее участие и вовлеченность в динамичный процесс. Кроме всего прочего, на дисплей планшета могут быть выведены результаты проведенных опросов и тестов с помощью системы интерактивного голосования.
С помощью планшета можно выполнять презентации и тренинги.Можно организовать индивидуальную или групповую работу с презентацией. По окончанию работы все файлы можно сохранять на электронных носителях и каждый участник сможет получить копию и самостоятельно использовать и анализировать данную информацию.
4. Очень часто провожу свои уроки с помощью мультимедийного проектора: демонстрирую слайды, созданные в программе Microsoft Power Point.
Использование данной технологии позволяет:
1. Значительно сэкономить время на уроке .
2. Повысить уровень наглядности в ходе обучения.
3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Использование презентаций позволяют учащимся полнее окунуться в атмосферу изучаемого времени, понять личность писателя, художника, общественного деятеля.
5. Я по-разному применяю компьютер или ноутбук в работе: на уроках, на факультативных занятиях, во внеклассной работе по предметам, в исследовательской работе, при обмене информацией с учащимися с помощью электронной почты и т. д. Компьютер использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. При этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу), наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций), индивидуальное информационное пространство, тренажер, средство диагностики и контроля.
Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе: формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, обогащение словарного запаса, овладение нормами литературного языка, знание лингвистических и литературоведческих терминов, формирование общеучебных умений и навыков.
Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся используется обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающегося. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяет формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. Они позволяют повысить интерес учащихся к предмету, успеваемость и качество знаний учащихся, сэкономить время на опрос, дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях, помогают и учителю повысить уровень своих знаний.
Методика преподавания русского языка и литературы с использованием компьютера как технического средства обучения, позволяет интенсифицировать процесс обучения:
· повысить темп урока;
· увеличить долю самостоятельной работы учащихся;
· проверить усвоение теоретических знаний у всех учащихся;
· углубить степень отработки практических умений и навыков;
· вести дифференцированную работу с каждым учеником;
· выявить пробелы в его грамотности;
· выработать умение составлять алгоритмы.
С помощью компьютера я организую выполнение всех известных типов упражнений (вставка орфограмм, постановка знаков препинания, редактирование текстов и др.). Особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля над усвоением знаний и формированием навыков учащихся.
Можно систематизировать, где и как целесообразно использовать информационные технологии в обучении, учитывая, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения, достаточно большие объемы полноэкранного видео, качество которого не уступает телевизионному:
1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);
2) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);
3) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", «Фраза», энциклопедии, развивающие программы);
4) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;
5) тренировка конкретных способностей учащегося (внимание, память, мышление и т.д.).
При помощи компьютера или ноутбука на уроках можно выполнить:
Творческие проекты: совместная газета; сочинение; видеофильм; драматическая постановка; праздник; статья; альманах; альбом; мультимедийный компьютерный проект.
Практико-ориентированные (прикладные) проекты: справочный материал; словарь; наглядное пособие.
Исследовательские проекты: выявление и постановка проблемы исследования; формулирование гипотезы; планирование и разработка исследовательских действий; сбор данных; сопоставление данных и умозаключений, их проверка; подготовка и написание (оформление) сообщения; выступление с подготовленным сообщением; переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы; построение выводов, заключений; оформление результатов.
6. В своей деятельности я использую следующие виды оперативного контроля:
- выступление с опорой на мультимедиа презентацию;
- компьютерное тестирование;
- использование электронных образовательных ресурсов.