Олимпиады для учащихся

Головач Ирина Григорьевна

Каждый год школьники принимают участие во всероссийских, международных, муниципальных, региональных и школьных олимпиадах.

Каждый год школьники принимают участие в общероссийской олимпиаде по основам православной культуры. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon Благодарственное письмо за организацию и проведение школьного тура общероссийской олимпиады школьников по основам православной к792.17 КБ
Файл Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»» Школьный тур, IV класс, 2017-2018 учебный год433.12 КБ
Файл Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»» Школьный тур, V класс, 2017-2018 учебный год472.38 КБ
Файл Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»» Школьный тур, VI класс, 2017-2018 учебный год181.4 КБ
Файл Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»» Школьный тур, 7 класс, 2017-2018 учебный год71.12 КБ
Файл Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»» Школьный тур, 8 класс, 2017-2018 учебный год308.65 КБ
Файл Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»» Школьный тур, 9 класс, 2017-2018 учебный год284.66 КБ
Файл Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»» Школьный тур, 10- 11кл, 2017-2018 учебный год448.32 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный  тур, IV класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________         Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

  1. Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?
  1. Обряд
  2. Чинопоследование
  3. Таинство
  4. Ритуал

  1. Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?
  1. Александровский
  2. Андреевский
  3. Владимирский
  4. Георгиевский

  1. Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?
  1. Благовещение
  2. Крещение Господне
  3. Покров
  4. Рождество Христово

  1. Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?
  1. Авраам
  2. Давид
  3. Иаков
  4. Ной

  1. На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?
  1. Воскресение
  2. Вторник
  3. Понедельник
  4. Среда

  1. Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?
  1. Двенадцать
  2. Десять
  3. Одиннадцать
  4. Четырнадцать

  1. С греческого языка это слово переводится как «книги»:
  1. Ангел
  2. Апостол
  3. Библия
  4. Евангелие

  1. В Крыму был построен красивейший собор в память погибшего российского императора Александра II. Верхний престол этого храма освящен во имя святого покровителя императора Александра II. О каком храме идет речь?
  1. Владимирский собор (Херсонес Таврический)
  2. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)
  3. Собор святого Александра Невского (Ялта)
  4. Храм Воскресения Христова (Форос)

  1. Как называется день накануне Рождества Христова?
  1. Акафист
  2. День  молитвы
  3. Канон
  4. Сочельник

  1. Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?
  1. Вверху всегда есть крест
  2. На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда
  3. Строение храма всегда кубической формы
  4. Храм всегда обнесен оградой

ЗАДАНИЕ 2.

2.1.        Прочитайте текст о великом русском святом. Ответьте на вопросы.

Монашество в России явило множество удивительных святых, которых Господь прославлял великими чудесами. Одним из таких святых монахов был преподобный Серафим Саровский. Он родился в благочестивой семье купца  Исидора Мошнина в ночь на 20 июля 1754 года. При крещении мальчику дали имя Прохор. Когда Прохору было три года, умер глава семейства. Прохор лишился отца, а его мать Агафья – любимого мужа. Но, несмотря на всё горе, Агафья нашла в себе силы не только воспитывать сына, но и продолжить дело своего мужа: строительство в Курске Божиего храма.

Великое чудо произошло в жизни семилетнего Прохора. Мальчик забрался на колокольню строящегося храма и упал вниз. Его мать бросилась к сыну и нашла его совершенно невредимым. Уже тогда Агафья поняла, что Господь хранит своего избранника, и что Прохора ждёт удивительная судьба. Учился Прохор хорошо, но сердце его не лежало к земному. Прошло время, и когда Прохору исполнилось семнадцать лет, он попросил у матери благословения уйти в монастырь. Мать благословила его большим медным крестом (клеймо № _____), который Прохор всю оставшуюся жизнь с верой и трепетом  носил на груди.

Много Прохор трудился в монастыре, много молился. Он принял монашеский постриг, в котором ему дали имя Серафим. И Господь даровал ему умение помогать людям: исцелять, наставлять на путь истинный. Перед тем, как начать свое служение, преподобный молился 1000 дней и 1000 ночей, стоя на камне (клеймо № _____). После этого молитвенного подвига, старец стал помогать людям. И так велика была его любовь к каждому человеку, что и сегодня верующие ласково называют этого святого просто «батюшка». Много чудес сотворил святой за свою земную жизнь. Батюшка Серафим встречал каждого пришедшего к нему за помощью словами: «Радость моя, Христос воскресе!».

Вопросы

Ответы

Какое чудо случилось в детстве святого?

Какое новое имя получил святой, когда он стал монахом?

В чем заключался молитвенный подвиг старца?

Как святой относился к людям?

Какими словами батюшка встречал каждого человека, приходившего к нему?

2.2.        Рассмотрите икону святого. В самом центре расположено изображение святого, а вокруг располагаются сюжеты из его жизни (каждый сюжет изображен на отдельном клейме). Найдите среди сюжетов те, которые выделены в тексте. В тексте укажите номер клейма, на котором отражен каждый сюжет.

C:\Users\komarovatv\Desktop\задание икона 1.jpg

ЗАДАНИЕ 3.  Русская литература наполнена православными духовными ценностями. Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Стихотворение № 1

Стихотворение № 2

Я помню спальню и лампадку,

Игрушки, теплую кроватку

И милый, кроткий голос твой:

«Ангел-хранитель над тобой!»

Бывало, раздевает няня

И полушепотом бранит,

А сладкий сон, глаза туманя,

К ее плечу меня клонит.

Ты перекрестишь, поцелуешь,

Напомнишь мне, что он со мной,

И верой в счастье очаруешь...

Я помню, помню голос твой!

Я помню ночь, тепло кроватки,

Лампадку в сумраке угла

И тени от цепей лампадки...

Не ты ли ангелом была?

Иван Бунин

В тихом безмолвии ночи

С образа, в грусти святой,

Божией Матери очи

Кротко следят за тобой.

Пусть тебе в годы сомненья,

В пору тревог и невзгод,

Служит примером терпенья

Наш православный народ.

Спи же! Еще не настали

Годы смятений и бурь!

Спи же, не зная печали,

Глазки, малютка, зажмурь!..

Тускло мерцает лампадка

Перед иконой святой...

Спи же беспечно и сладко,

Спи, мой сынок, дорогой!

К.Р.

Вопросы

Ответы

К кому обращается автор стихотворения № 1?

К кому обращается автор стихотворения № 2?

Какие наставления дает автор в стихотворении № 2?

Какое из двух стихотворений можно назвать колыбельной?

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Личность № 1:

______________________________________

Личность № 2:

 ______________________________________

Является ли этот человек святым?  _________

Является ли этот человек святым?  _________

Ему принадлежат строки: «В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор».

Был язычником, но принял христианство.

Он учился в знаменитом Царскосельском лицее.

Был князем, который крестил Русь.

Жил во время правления императора Николая I.

Его бабушку звали великая княгиня Ольга.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов



Предварительный просмотр:

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный  тур, V класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________         Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

  1. Как называется действие, в котором особым тайным образом человеку дается благодать Святого Духа?
  1. Обряд
  2. Чинопоследование
  3. Таинство
  4. Ритуал

  1. Какое название носит крест, изображенный на флаге военно-морского флота РФ?
  1. Александровский
  2. Андреевский
  3. Владимирский
  4. Георгиевский

  1. Какой из перечисленных праздников не является двунадесятым?
  1. Благовещение
  2. Крещение Господне
  3. Покров
  4. Рождество Христово

  1. Как звали ветхозаветного праведника, с которым связана история всемирного потопа?
  1. Авраам
  2. Давид
  3. Иаков
  4. Ной

  1. На какой день недели всегда приходится празднование Пасхи?
  1. Воскресение
  2. Вторник
  3. Понедельник
  4. Среда

  1. Сколько двунадесятых праздников в православном календаре?
  1. Двенадцать
  2. Десять
  3. Одиннадцать
  4. Четырнадцать

  1. С греческого языка это слово переводится как «книги»:
  1. Ангел
  2. Апостол
  3. Библия
  4. Евангелие

  1.  В Крыму был построен красивейший собор в память российского погибшего  императора Александра II. Храм был двухпрестольный: нижний престол освящен во имя святого вмч. Артемия, в день памяти которого, 20 октября, скончался император Александр III, а верхний – в честь святого покровителя обоих императоров. О каком храме идет речь?
  1. Владимирский собор (Херсонес Таврический)
  2. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)
  3. Собор святого Александра Невского (Ялта)
  4. Храм Воскресения Христова (Форос)

  1. Как называется день накануне Рождества Христова?
  1. Акафист
  2. День  молитвы
  3. Канон
  4. Сочельник

  1. Какой признак отличает православные храмы от всех остальных архитектурных сооружений?
  1. Вверху всегда есть крест
  2. На входе в храм над дверью всегда Вифлеемская звезда
  3. Строение храма всегда кубической формы
  4. Храм всегда обнесен оградой

ЗАДАНИЕ 2.
2.1.        Прочитайте фрагмент текста из книги Софьи Куломзиной «Священная история в рассказах для детей». Ответьте на вопросы.

«Вокруг Иоанна собиралась большая толпа людей. Он говорил им, что недостаточно видеть в себе народ Божий, который Бог особенно любит. Нужно жить так, как велит Бог.

—        Что же нам делать? — спрашивали люди. И Иоанн учил их, что надо оставить все дурные дела, раскаяться в содеянном зле, нужно быть добрыми и отзывчивыми, делиться всем, что послал Бог, с другими, никого не обижать, не требовать себе самим ничего лишнего... Чтобы подтвердить, что они действительно хотят очистить себя от всего плохого, люди крестились: входили в воду реки Иордана, омывались ею, а Иоанн молился при этом Богу.

Когда Иоанна спрашивали: — Ты ли тот Спаситель, Которого мы ждем? — он отвечал:

—        Нет, я не Христос. Я крещу вас в воде, но стоит среди вас Кто-то, Кого вы не знаете. Идущий за мной сильнее меня.

На другой день после того, как Иоанна спрашивали “кто он?”, увидал он вдруг Иисуса Христа среди людей, толпившихся на берегу Иордана.

Он сразу узнал Его, и, когда Иисус Христос захотел принять крещение, Иоанн стал отказываться. Он говорил:

—        Я крещу людей, чтобы они пожалели обо всем плохом, что совершили. Это я должен креститься у Тебя, а не Ты у меня. Я не смею даже развязать ремня на обуви Твоей.

Но Иисус сказал:

—        Мы призваны всё совершить по правде Божией.

И послушался Иоанн и крестил Иисуса Христа. Когда Иисус Христос выходил из воды, увидел Иоанн, что из отверстого неба Дух Святой, как голубь, сошел на Него. И услышал он голос Божий:

—        Ты Сын Мой, Которого Я люблю, в Котором Мое благоволение...

В тот день воистину произошло откровение Святой Троицы: Бог Отец с неба сказал о Сыне Своем, Который крестился в Иордане, и Дух Святой явился в виде голубя. Вот почему и день, когда мы празднуем Крещение Господне (19-го января по новому стилю), называется Богоявлением. В этот день во всех храмах Божиих освящают воду. А мы приносим домой святую “богоявленскую” воду, храним ее дома, пьем ее с молитвой к Богу, и помогает она при всех недугах».

Вопросы

Ответы

Почему праздник Крещения Господня называют Богоявлением?

На какое число приходится праздник (по новому стилю)?

Как звали пророка, крестившего Спасителя?

Какое значение имеет слово «благоволение»?

Что пророк сказал Спасителю, когда Он пришел к нему креститься?

Описываемое событие было до или после того, как Иисус Христос начал учить людей? Обоснуйте свое мнение.

Какая традиция существует в праздник Крещения?

* Какой двунадесятый праздник в календаре предшествует Крещению?

2.2.        Какая из приведенных икон является иконой описываемого праздника?

Ответ: __________

http://icons.pstgu.ru/img/base/origin/00005606.jpg

№ 1

http://crimea-eparhia.ru/images/new_format/2016/01janury/15/ikona-kreshhenie-gospodne-andrey-rublev.jpg

№ 2

http://www.nsad.ru/pic/20_1345189370.jpg

№ 3

ЗАДАНИЕ 3.

Прочитайте стихотворения двух русских поэтов. Ответьте на вопросы.

Отец людей, Отец Небесный!

Да имя вечное Твое

Святится нашими сердцами!

Да прийдет Царствие Твое,

Твоя да будет Воля с нами,

Как в небесах, так на земли!

Насущный хлеб нам ниспошли

Твоею щедрою рукою,

И как прощаем мы людей,

Так нас, ничтожных пред Тобою,

Прости, Отец, Своих детей;

Не ввергни нас во искушенье

И от лукавого прельщенья

Избави нас...

А.С. Пушкин

Целя недуг, врачуя муку,

Везде Спасителем Он был,

И всем простер благую руку,

И никого не осудил.

То, видно, Богом Муж избранный!

Он там, по oнпол Иордана,

Ходил как посланный небес,

Он много там свершил чудес,

Теперь пришел Он, благодушный,

На эту сторону реки,

Толпой прилежной и послушной

За Ним идут ученики…

Алексей Толстой

Какая православная молитва легла в основу стихотворения А.С. Пушкина?

____________________________________________________________________________________

Где в Священном Писании можно прочитать текст этой молитвы?

____________________________________________________________________________________

Кто оставил данную молитву людям?

____________________________________________________________________________________

О Ком пишет в своем стихотворении Алексей Толстой?

____________________________________________________________________________________

Какая логическая связь присутствует в двух приведенных стихотворениях?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Личность № 1:

______________________________________

Личность № 2:

 ______________________________________

Является ли этот человек святым?  _________

Является ли этот человек святым?  _________

Именно он благословлял Дмитрия Донского перед  Куликовской битвой.

Погиб на дуэли.

Ему принадлежит знаменитая поэма «Бородино».

Недалеко от села Радонеж основал монастырь, со временем ставший лаврой.

В юношестве он поступил  в кавалерийскую школу, по окончании которой начал служить в Гусарском полку.

До принятия монашества его звали Варфоломей.

Ему принадлежат стихотворные строки «Белеет парус одинокий…»

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов



Предварительный просмотр:

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный  тур, VI класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________         Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

  1. Преподобный Исаак Сирин писал: «Нет греха непростительного, кроме греха…»
  1. Гордыни
  2. Нераскаянного
  3. Осуждения
  4. Смертного

  1. Как называется часть храма, где в древности молились ожидающие крещения люди?

А. Алтарь                В. Придел

Б. Амвон                 Г. Притвор

  1. О каком Евангельском событии писала А.А. Ахматова:

«Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел»?

  1. Взятие Христа под стражу
  2. Вознесение
  3. Крестное Распятие
  4. Погребение

  1. С греческого языка это слово переводится как «общее дело»:
  1. Анафора
  2. Евхаристия
  3. Епитрахиль
  4. Литургия

  1. С греческого языка это слово переводится как «благая весть»:

А. Ангел                В. Библия

Б.  Апостол                Г. Евангелие

  1. Этот собор в Крыму был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, храм-памятник, увековечивающий память о принятии на Руси христианства при князе Владимире. О каком храме идет речь?
  1. Владимирский собор (Херсонес Таврический)
  2. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)
  3. Собор святого Александра Невского (Ялта)
  4. Храм Воскресения Христова (Форос)

  1. У князя Константина Романова есть стихотворение, которое начинается словами: «Они засветили лампады свои; На встречу они Жениху поднялися толпою На радостный праздник любви. Их пять было мудрых и пять неразумных». Как называется стихотворение?
  1. «Из Апокалипсиса»
  2. «На Страстной неделе»
  3. «Притча о десяти девах»
  4. «Рождество Христово»

 

  1. Кто из апостолов (учеников Христа) не был автором Евангелия?

А.        Андрей                 В.  Лука

Б.        Иоанн                Г.   Марк

  1. Как называются врата в самом центре иконостаса?
  1. Господские
  2. Императорские
  3. Царские
  4. Центральные
  1. Какой Двунадесятый праздник является первым в церковном году?
  1. Введение во храм Пресвятой Богородицы
  2. Пасха
  3. Рождество Пресвятой Богородицы
  4. Рождество Христово

ЗАДАНИЕ 2.
2.1.        Прочитайте отрывок из рассказа Валерия Николаевича Лялина. Ответьте на вопросы.

«Эта ночь была тихая, всю округу леса, поля и стальной рельсовый путь осветила луна. Я мирно помолился, лег и незаметно уснул. И Бог этой ночью послал мне удивительный сон. Как будто темный лес раздвинулся, рельсовый путь стал широким, и с восходом солнца медленно движется по рельсам большая каменная церковь. Крест так и сияет на солнце, двери храма раскрыты, и оттуда слышится чудное пение: «Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися, Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи, слава Тебе». И такая у меня была сладость на сердце, что проснулся я весь в слезах.

В канун праздника мороз разукрасил окна белыми пальмами и цветами. Я вымыл лампадки, налил в них свежего масла, смахнул пыль с икон и протер их растительным маслом, как это делала покойная мать. И они у меня заблестели, краски оживились, стали яркими, сочными. Поверх божницы повесил расшитое полевыми цветами полотенце. Вымыл пол, снял в углах паутину. В Сочельник приготовил сочиво из риса, изюма и меда. И вечером, когда на небе показалась первая звезда, ел его. С темнотой зажег все лампадки, свечки и читал по Следованной Псалтири Царские часы и Великую вечерню. В домике было празднично, тепло, и на тумбочке красовалась наряженная елка».

Вопросы

Ответы

О каком празднике повествует автор?

Какого числа празднуется этот праздник (по новому стилю)?

Что такое Сочельник?

Назовите тип выделенного в тексте молитвенного песнопения.

Какая традиция в Сочельник описана автором?

Как эта традиция связана с появлением первой звезды на небе?

2.2.        Прочитайте стихотворения. Ответьте на вопросы.

Стихотворение № 1

Стихотворение № 2

Стихотворение № 3

Благословен тот день и час,

Когда Господь наш воплотился,

Когда на землю Он явился,

Чтоб возвести на Небо нас.

Благословен тот день, когда

Отверзлись вновь врата Эдема;

Над тихой весью Вифлеема

Взошла чудесная звезда!

К.Р.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник,

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран:

С ней несут цари Востока

Злато, смирну и ливан.

А. Фет

…Мы пойдем во тьме кромешной,

Огонек прикрыв рукой.

Мы за радостью нездешней

Потечем людской рекой.

Отодвинув тьмы завесы,

Мы услышим – смерти нет!

Жив Господь! Христос воскресе!

И "Воистину" в ответ!

Н. Волохова

Какое из приведенных ниже стихотворений не посвящено празднику, описываемому в рассказе? ______________________

О каком празднике пишет автор этого стихотворения? ______________________

Является ли этот праздник двунадесятым? Да/Нет  ______________________

ЗАДАНИЕ 3.

Перед вами схема архитектурного сооружения. Напишите тип данного сооружения.

Подпишите на схеме части и элементы внутреннего устройства сооружения, используя предложенные наименования: паперть, Царские врата, южные двери иконостаса, северные двери иконостаса, иконостас, притвор.

На рисунке в четырех прямоугольниках напишите части света.

Тип архитектурного сооружения: _________________________________

C:\Users\komarovatv\Desktop\олимпиада опк 2017\Задания для 2017 года\схема храма.jpg

В стихотворении великого русского поэта Ивана Бунина есть такие строки:

«А на селе с утра идет обедня в храме:

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен…».

Заштрихуйте то место на схеме, о котором пишет автор в выделенном фрагменте стихотворения.

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Личность № 1:

______________________________________

Личность № 2:

 ______________________________________

Является ли этот человек святым?  _________

Является ли этот человек святым?  _________

В 2008 году этот великий князь и полководец был выбран символом России.

Шел в Москву вместе с рыбным обозом.

Создал Московский государственный университет (МГУ), который и по сей день носит его имя.

Участвовал в Ледовом побоище.

Жил во время правления императрицы Елизаветы.

Противостоял Ливонскому ордену.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов



Предварительный просмотр:

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный  тур, VII класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________         Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

  1. Преподобный Исаак Сирин писал: «Нет греха непростительного, кроме греха…»
  1. Гордыни
  2. Нераскаянного
  3. Осуждения
  4. Смертного

  1. Как называется часть храма, где в древности молились ожидающие крещения люди?

А. Алтарь                В. Придел

Б. Амвон                 Г. Притвор

  1. О каком Евангельском событии писала А.А. Ахматова:

«Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел»?

  1. Взятие Христа под стражу
  2. Вознесение
  3. Крестное Распятие
  4. Погребение

  1. С греческого языка это слово переводится как «общее дело»:
  1. Анафора
  2. Евхаристия
  3. Епитрахиль
  4. Литургия

  1. С греческого языка это слово переводится как «благая весть»:

А. Ангел                В. Библия

Б.  Апостол                Г. Евангелие

  1. Этот собор в Крыму был заложен в 1861 году. На церемонии присутствовала царская семья. Первый камень в основание собора заложил император Александр II. Это одно из самых выдающихся архитектурных сооружений города Севастополя, храм-памятник, увековечивающий память о принятии на Руси христианства при князе Владимире. О каком храме идет речь?
  1. Владимирский собор (Херсонес Таврический)
  2. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)
  3. Собор святого Александра Невского (Ялта)
  4. Храм Воскресения Христова (Форос)

  1. У князя Константина Романова есть стихотворение, которое начинается словами: «Они засветили лампады свои; На встречу они Жениху поднялися толпою На радостный праздник любви. Их пять было мудрых и пять неразумных». Как называется стихотворение?
  1. «Из Апокалипсиса»
  2. «На Страстной неделе»
  3. «Притча о десяти девах»
  4. «Рождество Христово»

 

  1. Кто из апостолов (учеников Христа) не был автором Евангелия?

А.        Андрей                 В.  Лука

Б.        Иоанн                Г.   Марк

  1. Как называются врата в самом центре иконостаса?
  1. Господские
  2. Императорские
  3. Царские
  4. Центральные

  1. Какой Двунадесятый праздник является первым в церковном году?
  1. Введение во храм Пресвятой Богородицы
  2. Пасха
  3. Рождество Пресвятой Богородицы
  4. Рождество Христово

ЗАДАНИЕ 2.
Прочитайте отрывок из рассказа Валерия Николаевича Лялина. Ответьте на вопросы.

«К моменту погружения креста вода успела затянуться тонкой корочкой льда, так как январь 1920 года выдался морозный. Но тяжелый крест, с хрустом проломив хрустальную преграду, продолжая в движении сокрушать хрупкие льдинки, чертил в холодной темной воде себе же подобное изображение.

Во время пения слов «И Дух, в виде голубине, извествоваше словесе утверждение...» Никифор Крынин, сунув руку за пазуху, вынул белого голубя и подбросил его вверх. Голубь, вспорхнув, сделал круг над прорубью, полетел к небу. Крестьяне провожали голубя восторженными, по-детски обрадованными взглядами, как будто в самом деле в этом голубе увидели Святого Духа. Как только закончился молебен и отец Петр развернулся с крестным ходом, чтобы вернуться в церковь, толпа весело загомонила, бабы застучали ведрами и бидонами, а мужики пошли ко второй проруби, вырубленной в метрах двадцати выше по течению, чтобы окунуться в Иордань. Речка Пряда в этот день преобразилась в Иордань, протекающую за тысячи верст отсюда, в далекой и такой близкой для каждого русского сердца Палестине.

Пономарь Степан, подбежав к отцу Петру, сконфуженно зашептал:

— Батюшка, благословите меня в Иордань погрузиться.

— Да куда тебе, Степка, ты же простывший!..

— В Иордани благодатной и вылечусь от хвори, — с уверенностью произнес Степан. В глазах его светилась мольба, и отец Петр махнул рукой:

— Иди...

Подул восточный ветер. Снежная поземка, шевеля сухим камышом, стала заметать следы крестного хода. Когда подошли к церкви, белое марево застило уже все кругом, так что ни села, ни речки внизу разглядеть было невозможно».

Вопросы

Ответы

О каком празднике повествует автор?

Как по-другому называется этот праздник в православии?

Какого числа празднуется этот праздник (по новому стилю)?

Как называется молитва, выделенная в тексте?

Какие традиции праздника описаны автором?

ЗАДАНИЕ 3.

Перед вами выражения, имеющие в своей основе сюжеты Священного Писания.

Распределите выражения на две группы.

По какому принципу вы сгруппируете данные выражения?   ______________________________

Из какой книги взяты эти выражения?  ____________________________________________

Какое название имеют эти выражения? ___________________________________________

В поте лица

Вавилонское столпотворение

Внести свою лепту

Допотопные времена

Зарывать талант в землю

Манна небесная

От лукавого

Терновый венец

Труба иерихонская

Хлеб насущный

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Личность № 1:

______________________________________

Личность № 2:

 ______________________________________

Является ли этот человек святым?  _________

Является ли этот человек святым?  _________

В 2008 году был выбран символом России.

Литературным творчеством занимался с юных лет. Работал вместе со своими двоюродными братьями Жемчужниковыми.

Поэт, прозаик, драматург. Родился в знатной дворянской семье в 1817 году.

Участвовал в Ледовом побоище.

Его дальний родственник написал роман «Война и мир».

«Простым рожден я быть певцом, глаголом вольным Бога славить». Это слова Иоанна Дамаскина, главного героя одного из произведений этого автора.

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов



Предварительный просмотр:

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный  тур, VIII класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________         Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

  1. Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения»?
  1. Александра Федоровна Романова
  2. Елизавета Федоровна Романова
  3. Император Николай II
  4. Святой Иоанн Кронштадтский

  1. У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный». Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?

А. Великий                    В. Рождественский

Б. Петровский            Г. Успенский

  1. Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…
  1. Дальний Восток
  2. Кавказ
  3. Краснодарский край
  4. Крым

  1. Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог»?

А. Ахматова А.А.            Г. Мандельштам О.Э.

Б. Гумилев Н.С.            Д. Цветаева М.А.

  1. В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?
  1. В память десятой годовщины с момента гибели Александра II
  2. В честь вступления на трон Александра III
  3. В честь наступления нового столетия
  4. В честь чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда

  1. В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?
  1. В том, что он является усыпальницей адмиралов
  2. В том, что сам император участвовал в строительстве
  3. В том, что это единственный храм в городе
  4. В том, что этот храм построен в честь князя Владимира и является единственным в Крыму храмом этого святого

  1. Кто автор поэтических строк:

«Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?

  1. А.К. Толстой
  2. А.С. Пушкин
  3. Вел. князь К.К. Романов (К.Р.)
  4. М.Ю. Лермонтов

 

  1. Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?
  1. Вознесенский собор
  2. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву
  3. Спас на Крови
  4. Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших

  1. Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?
  1. Елеуса
  2. Одигитрия
  3. Оранта
  4. Митра

  1. «Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля (по старому стилю) — дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?
  1. Именины
  2. День венчания на царство
  3. День рождения
  4. День рождения первого наследника

ЗАДАНИЕ 2.

Рассмотрите два изображения: икону и фотографию, сделанную в  Вознесенской церкви на Городке.

http://xn--b1algoccq.xn--p1ai/%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0/%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%88%D0%B0%D1%8F/82bf2aac1150b2053f9037fc0efe4ad8.jpghttp://www.voznes.ru/images/galery/080428-15.jpg

Какой момент Евангельской истории изображен на иконе?

_____________________________________________________________________________________

Какой момент Литургии отражен на фотографии?

_____________________________________________________________________________________

Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой эти два изображения.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3.

Внимательно прочитайте отрывок из стихотворения А.Л. Мея «Слепорожденный». Ответьте на вопросы.

Узрев народ, учитель сел
На холм возвышенный средь поля;
По манию его руки
К нему сошлись ученики,
И он отверз уста глаголя...
Не передать словам людей
Его божественных речей:
Нема пред ними речь людская...
Но весь народ, ему внимая,
Познал и благ земных тщету,
Познал и мира суету,
Познал и духа совершенство,
Познал, что истое блаженство
Себе наследует лишь тот,
Кто духом нищ, кто слезы льет,
Кто правды алчет, правды жаждет,
Кто кроток был и незлобив,
Кто сердцем чист, миролюбив,
Кто от людей невинно страждет,
Кого поносят в клеветах
И злобным словом оскорбляют,
Кого за правду изгоняют -
Им будет мзда на небесах!..

3.1. О каких заповедях идет речь в стихотворении?

_____________________________________________________________________________________

3.2. Кем и при каких обстоятельствах были даны эти заповеди?

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

3.3. Каково количество этих заповедей?

_____________________________________________________________________________________

3.4. Пользуясь текстом стихотворения, попытайтесь восстановить текст заповедей так, как он записан в Священном Писании.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4. (Исторический портрет)

Перед вами факты из жизни двух знаменитых исторических личностей. По приведенным фактам определите, о ком идет речь. Для каждого факта укажите, к какой личности он относится.

Личность № 1:

______________________________________

Личность № 2:

 ______________________________________

Является ли этот человек святым?  _________

Является ли этот человек святым?  _________

До принятия монашества его звали Прохор Мошнин.

Его отец служил в кавалергардском полку, а мать, Варвара Петровна, происходила из богатой дворянской семьи.

«Я видел себя юношей, почти мальчиком в низкой деревенской церкви» - этими словами начинается его стихотворение в прозе.

Несколько раз в жизни ему являлась Пресвятая Богородица.

Был знаком с А.С. Пушкиным, В.А. Жуковским, А.В. Никитенко, А.В. Кольцовым, М.Ю. Лермонтовым.

Приветствовал людей словами: «Христос воскресе, радость моя!».

Он написал свой знаменитый роман «Отцы и дети».

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов



Предварительный просмотр:

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный  тур, IX класс, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________         Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

  1. Кто автор слов: «Как счастлив дом, где все – дети и родители, без единого исключения – вместе верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом, как преддверие Неба. В нём никогда не может быть отчуждения»?
  1. Александра Федоровна Романова
  2. Елизавета Федоровна Романова
  3. Император Николай II
  4. Святой Иоанн Кронштадтский

  1. У А.А. Ахматовой есть такие сроки: «Я в этой церкви слушала Канон Андрея Критского в день строгий и печальный». Каким постом читается канон, о котором написано в стихотворении?

А. Великий                    В. Рождественский

Б. Петровский            Г. Успенский

  1. Излюбленным местом летнего отдыха царской семьи Романовых был…
  1. Дальний Восток
  2. Кавказ
  3. Краснодарский край
  4. Крым

  1. Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог»?

А. Ахматова А.А.            Г. Мандельштам О.Э.

Б. Гумилев Н.С.            Д. Цветаева М.А.

  1. В закладке первого камня собора святого Александра Невского 1 марта 1891 участвовала императрица Мария Феодоровна. Освящение собора происходило 4 декабря 1902 года в присутствии императора Николая II и его семьи. В память какого события был заложен этот храм?
  1. В память десятой годовщины с момента гибели Александра II
  2. В честь вступления на трон Александра III
  3. В честь наступления нового столетия
  4. В честь чудесного спасения императорской семьи во время крушения поезда

  1. В чем особенность Владимирского собора на Центральном городском холме в Севастополе?
  1. В том, что он является усыпальницей адмиралов
  2. В том, что сам император участвовал в строительстве
  3. В том, что это единственный храм в городе
  4. В том, что этот храм построен в честь князя Владимира и является единственным в Крыму храмом этого святого

  1. Кто автор поэтических строк:

«Научи меня, Боже, любить

Всем умом Тебя, всем помышленьем,

Чтоб и душу Тебе посвятить

И всю жизнь с каждым сердца биеньем»?

  1. А.К. Толстой
  2. А.С. Пушкин
  3. Вел. князь К.К. Романов (К.Р.)
  4. М.Ю. Лермонтов

 

  1. Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?
  1. Вознесенский собор
  2. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву
  3. Спас на Крови
  4. Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших

  1. Какое из понятий не относится к типу иконографии Пресвятой Богородицы?
  1. Елеуса
  2. Одигитрия
  3. Оранта
  4. Митра

  1. «Церемония освящения основания Большого Ливадийского дворца была приурочена к 23 апреля (по старому стилю) — дню тезоименитства императрицы Александры Федоровны». Как по-другому можно назвать этот день?
  1. Именины
  2. День венчания на царство
  3. День рождения
  4. День рождения первого наследника

ЗАДАНИЕ 2. Рассмотрите иконы святых Апостолов. 

Каждый из них изображен пишущим Евангелие. 

В Новом Завете на первом месте обычно располагают Евангелие того Апостола, рядом с которым на данных иконах изображен Ангел. В других случаях вместо Ангела изображен человек — в ознаменование того, что в этом Евангелии повествуется о происхождении Спасителя по человечеству.

На втором месте располагают Евангелие того Апостола, рядом с которым изображен лев, т.к. это Евангелие начинается словами о «гласе вопиющего в пустыне».

На третьем — того, рядом с которым телец, т.к. это Евангелие начинается рассказом о жертвоприношении Захарии.

На четвертом — того, рядом с которым орел — в ознаменование высоты богословия пролога этого Евангелия.

Под каждым изображением подпишите имя Апостола.

Евангелист Иоанн

Евангелист Матфей

Евангелист Марк

Евангелист Лука

Имя:

Имя:

Имя:

Имя:

Каким другим словом можно назвать этих четырех Апостолов?

_______________________________________________________

Один из этих Апостолов за проповедь Евангелия был сослан на остров Патмос. Впишите его имя в стихотворение «Патмос» архиепископа Иоанна Сан-Францисского. В этом стихотворении упоминается животное, изображаемое на иконах рядом с этим Апостолом.

Здесь _____________ свою пещеру,

Как землю новую, обрёл,

И из пещеры вынес веру

На крыльях медленных орёл,

И всё кружил над пеной белой,

И отлетел в свой Горний Град.

С тех пор на Патмосе закат

Стоит средь волн осиротелых.

ЗАДАНИЕ 3. Продолжите логический ряд.  Для каждой логической цепочки напишите обобщающее слово.

(в логическом ряду семь позиций) Покаяние, Елеосвящение, Венчание…

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Обобщающее слово: _______________________

(в логическом ряду двенадцать позиций) Вход Господень в Иерусалим, Рождество Христово, Богоявление…

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Обобщающее слово: _______________________

ЗАДАНИЕ 4. Прочитайте факты о Крыме царских времен.

Факт: Императрица Мария Александровна пожелала назвать будущий храм в Ливадии в честь одного из наиболее почитаемых двунадесятых православных праздников. Этот праздник связан со следующими событиями: в IV веке мать византийского императора Константина, Елена, совершила паломничество в Иерусалим, где обрела подлинный Крест, на котором был распят Иисус Христос, и вновь воздвигла его на горе Голгофе — там, где совершилось распятие.

Напишите название воздвигнутого в Ливадии храма: __________________________

Факт: Однако на последующие Высочайшие приезды в Крым уже легла тень постоянной угрозы жизни членам царской семьи от рук террористов: имение стало более тщательно охраняться, и допуск посетителей во время пребывания Императора по распоряжению Министра Двора Адлерберга ограничили.

О каком императоре идет речь? ___________________________________________________

Факт: Именно то, что в этом выдающемся сыне России «струилась царская кровь», стало причиной полного забвения его имени на многие десятилетия. Несколько поколений советских людей, слушая шедевры мировой вокальной культуры — романсы Чайковского и Глазунова «Растворил я окно», «Сирень», «Повеяло черемухой», «О дитя, под окошком твоим», не знали, что музыку к ним великие композиторы сочиняли на его стихи.

О каком князе идет речь? _________________________________________________________

Факт: За всю историю императорского южнобережного имения только один раз Романовы встречали в нем Рождество и Новый год — зимой 1900/1901 гг. Есть что-то символическое в том, как начался XX век для царской семьи: обстоятельства, заставившие их остаться в Крыму, сама обстановка встречи первого года нового столетия как будто предрекали трагические события последующих лет...

Напишите название имения, где императорская семья встретила новое столетие:

_______________________________________________________________________________

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов



Предварительный просмотр:

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

при поддержке Министерства образования и науки РФ, Российского Союза ректоров, Российского совета олимпиад школьников, Синодального отдела религиозного образования и катехизации РПЦ,

Фонда президентских грантов

Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет

Олимпиада «Основы православной культуры. «Русь Святая, храни веру Православную!»»

Школьный  тур, X-XI классы, 2017-2018 учебный год

Работу выполнил ________________________________________________         Класс __________

Время на выполнение работы 45 минут

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ:

  1. Из какой книги взяты слова «все суета сует и томленье духа»?
  1. Бытие
  2. Песнь песней царя Соломона
  3. Псалтирь
  4. Экклезиаст

  1. В Москве в районе Сокольников есть храм, который обращен алтарем на юг, в сторону Палестины, т.к. там проходила земная жизнь Спасителя, и там Он пострадал. А куда обычно обращены алтари православных храмов?

А.        На Восток           В.     На Север

Б.        На Запад                  Г.     На Юг

  1. С греческого языка это слово переводится как «благодарение».
  1. Анафора
  2. Евхаристия
  3. Епитрахиль
  4. Литургия

  1. Какое другое название имеет храм Василия Блаженного, расположенный недалеко от московского Кремля?
  1. Вознесенский собор
  2. Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву
  3. Спас на Крови
  4. Храм Всех святых, в Земле Российской просиявших

  1. Кому принадлежат строки «Целому морю - нужно все небо, Целому сердцу - нужен весь Бог»?
  1. Ахматова А.А.
  2. Гумилев Н.С.
  3. Мандельштам О.Э.
  4. Цветаева М.А.
  1. В Крыму в память чудесного спасения Императора Александра III во время крушения поезда был возведён храм…
  1. Владимирский собор (Херсонес Таврический)
  2. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)
  3. Собор святого Александра Невского (Ялта)
  4. Храм Воскресения Христова (Форос)

  1. Собор в Крыму, называемый «усыпальницей адмиралов». В нем захоронены многие известные адмиралы русского флота и среди них — знаменитые адмиралы П.С. Нахимов, В.А. Корнилов, В.И. Истомин, М.П. Лазарев.
  1. Владимирский собор на Центральном городском холме в Севастополе
  2. Владимирский собор (Херсонес Таврический)
  3. Петро-Павловский кафедральный собор (Симферополь)
  4. Собор святого Александра Невского (Ялта)

 

  1. Какого ангельского чина не существует?
  1. Господства
  2. Наставники
  3. Престолы
  4. Херувимы

  1. У кого из членов последней императорской семьи день тезоименитства приходился на 23 апреля (по старому стилю)?
  1. Императрица Александра
  2. Император Николай
  3. Княжна Ольга
  4. Княжна Татьяна

  1. «Личность новой владелицы прекрасного имения в Крыму — одна из самых привлекательных в истории династии Романовых. Редкий случай, когда воспоминания всех людей, окружавших или встречавшихся с нею, сходятся в едином мнении — императрица была человеком незаурядным и по своему уму, и по высоким нравственным качествам. На одной из лучших работ художника Ф. Винтерхальтера, удачно передано подмеченное современниками то «высшее изящество всего ее существа, которое гораздо лучше красоты». О ком идет речь?
  1. Александра Фёдоровна
  2. Елизавета Фёдоровна
  3. Мария Александровна
  4. Мария Фёдоровна

ЗАДАНИЕ 2.

Составьте вопросы, ответами на которые служат следующие понятия:

Богоявление

Иконостас

Рождество

Монах

Пасха

Патриарх

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Для выделенных жирным шрифтом слов найдите обобщающее понятие:

_____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 3.

Одним-двумя предложениями опишите, чем связаны между собой изображения и литературные произведения, вошедшие в каждую группу.

Группа № 1

«Пусть на земле ничто

средь зол и скорби многой

Твою не запятнает чистоту,

И всякий, увидав тебя, прославит Бога,

Создавшего такую красоту!»

К.Р.

Стихи К.Р.

https://i.ytimg.com/vi/Q86zCAGloZI/maxresdefault.jpg

Группа № 2

«За Отрока — за Голубя — за Сына,

За царевича младого Алексия

Помолись, церковная Россия!»

М. И. Цветаева

http://mtdata.ru/u16/photo8993/20721995696-0/original.jpg

http://serafim-library.narod.ru/IkonySerafima/images/CarstvMuch.jpg

Группа № 3

«Тонка эпох связующая нить -

Её дано нам сохранить,

Как очагов погасших дым

Вдоль троп, пересекавших Крым...»

Виссарион Петербургский

http://im5.kommersant.ru/Issues.photo/WEEKEND/2013/047/KMO_139133_00042_1_t222_220240.jpg

http://www.tour.crimea.com/sites/default/files/1-7.jpg

Группа № 1

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Группа № 2

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Группа № 3

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

ЗАДАНИЕ 4.

4.1.        Прочитайте стихотворение великого князя Константина Романова «На Страстной неделе». Заполните таблицу.

Жених в полуночи грядет!

Но где же раб Его блаженный,

Кого Он бдящего найдет,

И кто с лампадою возженной

На брачный пир войдет за Ним?

В ком света тьма не поглотила?

О, да исправится, как дым

Благоуханного кадила,

Моя молитва пред Тобой!

Я с безутешною тоской

В слезах взираю издалека

И своего не смею ока

Возвесть к чертогу Твоему.

Где одеяние возьму?

О, Боже, просвети одежду

Души истерзанной моей,

Дай на спасенье мне надежду

Во дни святых Твоих Страстей!

Услышь, Господь, мои моленья

И тайной вечери Твоей,

И всечестного омовенья

Прими причастника меня!

Врагам не выдам тайны я,

Воспомянуть не дам Иуду

Тебе в лобзании моем,

Но за разбойником я буду

Перед Святым Твоим крестом

Взывать коленопреклоненный:

О, помяни, Творец вселенной,

Меня во царствии Твоем!

Притчи, упомянутые в стихотворении

Евангельские события, упомянутые в стихотворении

Личности, упомянутые в стихотворении

4.2.        Напишите значения выделенных в стихотворении слов.

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Сумма баллов