Материалы для педагогов
Консультации для педагогов
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 «Крепыш» город Новочебоксарск Чувашской Республики
Конспект по ТРИЗ, метод "Эвроритм", или... развиваем мышление и фантазию
Подготовила:
Ефимова Н.Е.
воспитатель
г. Новочебоксарск 2019
Метод"Эвроритм".
Этот метод позволяет развивать мышление и фантазию детей, позволяет детям побыть в роли изобретателя. "Эвроритм" или "ступенчатый эвроритм" дает возможность научить детей системно мыслить, направляет мыслительные действия дошкольников на поиск новых, не шаблонных решений. Работа по эвроритму дает дошкольникам инструмент познания и преобразования мира. Он основан на системном подходе и включает в себя основные мыслительные приемы ТРИЗ, такие как: системный оператор, морфологический анализ, метод фокальных объектов и др.. Эвроритм как метод оптимален тем, что дает возможность осуществлять прогноз развития систем. Он позволяет детям представить и описать необычную ситуацию, и себя в ней ("Что бы ты сделал, если бы твой велосипед вдруг …?"). Метод активизирует речь ребенка, учит его обобщать, конкретизировать и строить умозаключения. Эвроритм имеет высокие потенциальные возможности в развитии мышления у дошкольников. Рекомендуется использовать данный метод в работе с детьми старшего дошкольного возраста, так как малыши только накапливают знания, приобретают опыт работы с объектами. Дети 5 - 6 лет готовы к тому, чтобы задумываться над глубинным смыслом явления. Постепенно, при переходе с одной мыслительной операции на другую, дети усваивают способы анализа любого объекта рукотворного мира.
Для более успешного понимания детьми сути мыслительной операции, необходимо ввести "правило этажа". Например: на втором этаже надо определить главные части и рассказать, для чего они. В соответствии с "правилом этажа", которое впоследствии называют сами дети, выбирается и "код". Кодировка (формула, буква, схема по выбору детей) поможет детям быстро производить мыслительные операции, планировать и обсуждать последующие действия. Для формирования у детей умения разграничивать реальные и фантастические ситуации (события), рекомендуется рассматривать объект на каждом этаже с реальной точки зрения, а затем - с фантастической. Дети учатся сначала создавать необычную ситуацию, а затем рассматривать последствия ее возникновения. При создании объектов детям предлагается отобразить этот предмет в рисунке, лепке, конструировании.
Итак, как же работать с детьми используя данный метод.
Если данную модель немного адаптировать, то получится следующее:
Рассматривается любой объект, НО только рукотворного мира. С данным объектом ребенок путешествует по этажам "Волшебного дома" (пособие и признаки к эвроритму были разработаны и созданы мной).
Последовательность вопросов к детям при прогнозировании развития рукотворного объекта на основе модели «Эвроритм»(алгоритм).
1. Что это? Зачем люди придумали этот объект? (Рождение новой системы, обозначение её функции.) - Дело
2. Из каких частей состоит объект? Как каждая часть помогает выполнять «главное дело» объекта? (Определение составных элементов системы, определение функционально важных частей.) - Части.
3. Какие разновидности нашего объекта вы знаете? (Множество одинаковых или похожих систем, выполняющих одну функцию) - Друзья.
4. Чтобы объектом невозможно стало пользоваться, как он должен испортиться? (Какие изменения в системе могут повлечь за собой невозможность выполнения функции?)- SOS (время повлияло на объект)
5. Объект улучшился, научился выполнять новые «дела». Какие? (Для выполнения новых или дополнительных функций полезно представить ИКР. Система получает новое качество. Рекомендуется обратить внимание на те проблемы, которые мешают пользоваться объектом на шаге №4 – объект САМ решает возникшие там проблемы.) - Волшебник
6. Объект есть, но его «дело» не выполняется. В каких условиях нельзя им пользоваться? (Система есть, но её функция не выполняется из-за невостребованности внешним миром).- Неудачник (объект новый, но им нельзя пользоваться)
7. Если бы во всём мире остался один-единственный экземпляр объекта, какие трудности возникли бы у людей? (Система существует в единичном экземпляре или в ограниченном количестве. Это затрудняет или делает невозможным её использование.) - Один.
8. Наступило время, когда люди научились получать нужную пользу от других объектов. Как люди могут удовлетворить свою потребность без нашего объекта? (Идеальная система: её нет, а функция выполняется.)- Помощник (что может выполнять то же дело).
9. Людям больше не нужно это «дело». Что изменилось в их жизни? (Системы нет, потому что нет потребности в выполнении функции - свертывание функции.)- Дело не нужно.
Например, рассмотрим любой объект, и пусть это будет велосипед.
Путешествуем с велосипедом по этажам "волшебного дома":
1 этаж - дело или функция объекта - Велосипед - чтобы кататься (передвигаться с помощью кручения/движения ног).
2 этаж - части объекта - корпус, цепной механизм, руль (колеса, сидение, багажник).
3 этаж - друзья - велосипед бывает детский, взрослый (дамский, спортивный и т. д).
4 этаж - SOS - как повлияло время на объект? - Велосипед - нет какой - либо части или она испорчена. .
5 этаж - волшебник - объект улучшился, научился выполнять новые "дела" - Велосипед с моторчиком, с обогревателем (чтобы было тепло), самостоятельно накачивающий шины, говорящий, увеличивающийся в размере, самостоятельно выбирающий путь, и т. д.(на этом этаже можно воспользоваться всеми волшебниками, которые используются в типовых приемах фантазирования: увеличение-объединение; всё могу; дели-соедини; оживление-окаменение, и т. д.)
6 этаж - неудачник - объект новый, но им нельзя воспользоваться. - Велосипед не подходит по размеру; на улице выпал снег; колесо спустило; папа меня наказал и т. д.
7 этаж - один - объект остался в единственном экземпляре, какие затруднения возникнут у людей? - Пользоваться нельзя. Чтобы сохранить, можно сфотографировать на память, найти возможность сохранения (оберегать от воды); сделать чертеж, модель для изготовления аналогов и т. д.
8 этаж - помощник - что, или кто может выполнять то же дело, что и велосипед? - Можно кататься на самокате, на роликовых коньках, на скейте и т. д.
9 этаж - дело не нужно - Человек сам может без технических средств выполнять функцию велосипеда.
И вот здесь ребенок начинает фантазировать и придумывает, что произойдет с человеком, когда он сам сможет выполнять функцию велосипеда, какой он станет? Можно нарисовать такого человека, придумать про него историю, снять мультфильм и т. д.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 "Крепыш" города Новочебоксарска Чувашской Республики
Тема: «Художественное вырезывание из бумаги, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Иванова Наталия Евгеньевна
Новочебоксарск 2020
Методика проведения аппликации в разных возрастных группах
Одним из видов изобразительной деятельности в дошкольном учреждении является аппликация. Своеобразие аппликации заключается как в характере ее изображения, так и в технике ее исполнения. Изображение в аппликации обладает большей условностью по сравнению с другими видами плоскостного изображения – рисунком, живописью. Для аппликации характерна обобщенная форма, почти без деталей. Чаще всего используется локальный цвет без оттенков, причем один цвет от другого резко отличается. Процесс выполнения аппликации включает два этапа: вырезание отдельных форм и прикрепление их к фону. Дошкольники овладевают всеми процессами выполнения аппликации – вырезанием (отдельных предметов, сюжетное вырезание, декоративное) и наклеиванием форм (декоративное – из геометрических и растительных форм и предметное – из отдельных частей или силуэтов). Подготовительными упражнениями к освоению этого вида деятельности являются игры с мозаикой, при помощи которой дети, раскладывая готовые геометрические формы, знакомятся с особенностями, цветом, способами расположения, принципами создания узора.
Для аппликационных работ используют белую и цветную бумагу разных сортов. Для фона берут более плотную бумагу – белую из альбомов для рисования, цветную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезают из тонкой бумаги разной фактуры. Если нужных оттенков бумаги нет, ее можно окрасить.
Процесс выполнения аппликации требует довольно большого количества материалов и инструментов (клей, кисточки и подставки для них, клеенка, ветошь, ножницы).
Ножницы должны быть небольшого размера, с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами. Для работы используют как клейстер (сваренный из крахмала или муки, так и клей ПВА (для аппликации из природного материала, ткани, семян растений). Канцелярский клей в дошкольном учреждении не используется.
1 младшая группа
Программные задачи:
Формировать у воспитанников представления о (об):
- изобразительном характере аппликации;
- свойствах материалов и элементарных приёмах их использования.
Формировать умения:
- аппликационной деятельности (без наклеивания; с наклеиванием; с использованием дополнительного материала);
- составлять образ из отдельных частей;
- создавать цветовое и композиционное решение предметной аппликации в сотворчестве со взрослым.
Методика работы:
Основной методический прием - показ способа действия на фоне игры.
Используется фланелеграф и готовые формы или фигурки. По образцу воспитателя малыши выкладывают подготовленные формы на поверхности фланелеграфа. Показ сопровождается рассказом. В работе с детьми 2-3 летнего возраста педагог подводит их к пониманию того, что вещи, существующие в окружающем мире, можно не только узнать в вырезанных из бумаги или картона силуэтах, но с ними (силуэтами) можно интересно играть, передвигая по поверхности фланелеграфа; можно создавать сюжетные картинки, а декоративными элементами украшать другие предметы (платочек, салфетку, сапожки и т. д.).
Прикрепляя силуэт женской фигуры к фланелеграфу, воспитатель говорит: «Это я. Я иду в детский сад. А вот выбежал котенок, а за ним собачка. Нужно помочь котенку. Я возьму его на руки. Спрячу под зонтик. Собачка бегает. Ищет котенка (фигурка перемещается по фланелеграфу). Не нашла, побежала дальше».
Можно предложить детям сходить друг к другу в гости; навестить бабушку; поиграть с шариками и т. д. (всё при помощи отдельных форм на фланелеграфе).
2 младшая группа
Программные задачи (аппликация):
Формировать у воспитанников представления о (об):
- аппликационной деятельности (предметная, сюжетная, декоративная);
- цветовых сочетаниях элементов и фона;
- материалах аппликации.
Формировать умения:
- наклеивать простые формы, использовать способ обрывания;
- составлять узоры на различных геометрических формах, используемых в качестве фона, создавать из готовых форм простые предметы и элементарные сюжеты, украшать изделие (машина, солнышко, я еду на поезде, плывут кораблики, жар-птица, шапочка для куклы);
- создавать аппликации из разных материалов (бумаги, ткани);
- видеть и использовать в аппликации сочетание цвета деталей фона.
Помимо этих задач, решаются задачи познавательного развития: ориентация дошкольников в пространстве (правая-левая сторона, определение объектов на листе бумаги – в середине листа, сверху, снизу); закрепление геометрических форм (круг, квадрат, треугольник); цвета, величины предметов.
Методика работы:
Развитие двигательных функций руки у детей четвертого года жизни еще не совершенно, поэтому они не могут пользоваться ножницами. Навык работы с ножницами формируется в семье и индивидуальной работе с ребенком.
Овладение навыками выполнения аппликации начинается с наклеивания нескольких готовых форм в один ряд на полоске бумаги. Это несложное задание вызывает у ребенка затруднение. Поэтому для наклеивания вначале предлагается несколько одинаковых по размеру и цвету кругов.
На первых занятиях ребенка обучают технике наклеивания: правильно держать кисточку, набирать немного клея, аккуратно намазывать форму с обратной стороны, пользуясь при этом клеенкой, раскладывать формы на нужное место намазанной стороной, прижимать их ветошью, не сдвигать, класть кисточку только на подставку. Дальнейшее усложнение происходит за счет введения кругов другого цвета и расположения их по чередованию цветов. Затем вводится новая форма – квадрат. Постепенно усложняется композиция аппликаций – расположение форм по углам квадрата и по краю круга.
Наклеивают дети сначала изображение, состоящее из одной части, затем из двух-трех (например, гриб, флажок, снеговик, домик и др.).
Для детей данного возраста важно, чтобы каждое задание по аппликации было связано тс конкретным образом.
Задача воспитателя –ко всем декоративным заданиям по наклеиванию геометрических форм подобрать соответствующие предметные названия: «Украсим платочек» (квадрат, «Распишем тарелку» (круг) и др.
Для воспитанников второй младшей группы большое значение имеет материал для работы. Каждому ребенку дают готовые формы яркого цвета. После объяснения задания и раздачи форм дети сначала раскладывают их на листе, и только после проверки воспитателем правильности выполнения задания на столы ставят клей. В дальнейшем все оборудование и инструменты, кроме цветных форм, можно подготовить заранее.
Средняя группа
Программные задачи:
Формировать у воспитанников представления о (об):
- различных приёмах и формах вырезания;
- материалах для аппликационной деятельности.
Формировать умения:
- создавать предметную, сюжетную, декоративную аппликацию из различных материалов: бумаги, ткани, природного материала (предметная: самолет, автобус, одуванчик, букет цветов, натюрморт (овощи, фрукты); сюжетная: полёт ракеты, весёлый хоровод, листопад, заюшкин огород; декоративная: платочек, варежки, флажки);
- подбирать узоры из различных форм, цветовую гамму, создавать коллажи;
- вырезать формы, наклеивать, использовать способ обрывания, элементы флористики;
- создавать работы с использованием техники прямолинейного и криволинейного вырезания.
(из раздела «Детский дизайн»: экспериментировать с различными художественными материалами и техниками, использовать доступные виды изобразительной деятельности – аппликация)
Методика работы:
В средней группе педагоги должны развивать у воспитанников умение составлять предмет из нескольких частей, распознавать в узоре несколько форм, развивать чувство цвета, учить различать цвета по контрасту. В процессе аппликации у дошкольников формируется умение видеть формы по величине, ребята знакомятся с формой овала, треугольника, трапеции. Педагоги продолжают формировать у воспитанников представления о пространственных ориентирах на листе бумаги (середина - центр листа, вверху посередине, внизу посередине, слева, справа, между, в уголках вверху, в уголках внизу).
Основное усложнение заданий заключается в развитии композиционных умений (наклеивание формы в различных сочетаниях) и освоение навыка пользования ножницами.
Расположение элементов зависит от содержания задания. Так, бусы или флажки изображаются на изогнутой нити, а части Снеговика (пирамидки) постепенно уменьшаются в размерах.
Композиция узора остается элементарной: заполнение углов, краев. Появляется и новая, более сложная задача - украшение центра формы.
Усложняются композиционные задачи и в наклеивании предметов, состоящих из отдельных частей. В изображение вводится больше деталей, так как дети этого возраста способны выделять из общей формы основные части, например, окна, дверь.
Освоение навыка вырезания ножницами - новая задача. Дети учатся разрезать бумагу по прямой полосе шириной 3-4 см (чтобы результат достигался после 1-2 движений лезвий ножниц). Нарезанные кусочки бумаги дети используют сначала в играх, затем при наклеивании.
После овладения резания по прямой линии дети учатся вырезать округлые формы.
Обучение способам вырезания, где основным методическим приемом является показ, проводится в два этапа: 1 – показ со словесным сопровождением, 2 – только визуальный.
Воспитатель берет в руки бумажный квадрат, ножницы и говорит: «Сейчас я вам покажу, как из этого квадрата вырезать круг. Начинаю резать с середины квадрата. Ножницы «бегут» навстречу уголку. Видите – уголок упал, а ножницы оказались на середине другой стороны квадрата. Таким же образом я срежу второй уголок, третий, четвертый. А теперь снова все глазки смотрят только на мои руки. Показываю еще раз». Повторный показ проходит молча и быстро.
Проблемные задачи по аппликации могут быть направлены на овладение процессом построения композиций с подготовленных форм, способами вырезания, обрывания и др. Примерные задания: «У каждого из вас есть цветной лист бумаги. Представим, что это частичка земли, а над ней светит солнышко. Что солнышко видит с высоты? Из вещей, лежащих на подносе (на подносе – силуэты различных вещей, нужно выбрать те, которые может увидеть солнышко, и украсить ими «землю». Подумайте, как лучше разместить вещи, солнышко же смотрит сверху». Или: «Ночью была метель. Всё замело снегом. Нам нужно подготовить «снег» и показать, как он укутал землю, деревья, крыши домов. Каким способом лучше сделать «снег» - вырезать ножницами либо оборвать пальцами и почему?»
В средней группе в конце занятия воспитатель вместе с детьми анализирует, правильно ли выполнена аппликация (похода она на предмет или нет, аккуратно ли наклеены формы (остался ли чистым фон, не видно и следов клея).
Старшая группа (5-6 лет)
Программные задачи:
Формировать у воспитанников представления об изобразительных возможностях аппликационной деятельности, свойствах материалов.
Формировать умения:
- создавать предметную (веселые портреты, цветные зонтики, машины, листочки, весенний букет, сюжетную (наш город (коллективная, стайка дельфинов, аквариум, цветущий луг, декоративную (альбом, галстук для папы, узор для рушника, поздравительная открытка) аппликации из разных материалов: бумаги, ткани, природного материала;
- использовать техники изображения (приемы: прямолинейное и криволинейное вырезание; способы: симметричное, парносимметричное, силуэтное; способ обрывания; полуобъемная аппликация, элементы флористики).
(из раздела «Детский дизайн»: свободно экспериментировать с различными художественными материалами и техниками).
У воспитанников старшей группы формируются дальнейшие представления о геометрических фигурах и формах, а также умения их видоизменять.
Методика работы:
В старшей группе педагоги формируют у детей умение вырезать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое и в несколько раз. Вначале вырезание прямоугольных и округлых форм продолжается в тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой). Затем водятся предметы с более мелкими частями. Использование приёма вырезания предметов из бумаги, сложенной вдвое (а в конце учебного года - в несколько раз, позволяет создать интересные и выразительные композиции, облегчает получение симметричной формы и экономии время. Освоение данного приема требует развитого восприятия и аналитического мышления, в частности умения расчленять предмет на половины. Поэтому рекомендуется при первом ознакомлении детей с этим приемом вырезать формы по заранее нарисованному контуру на согнутой пополам бумаге.
В старшей группе у детей развивается умение компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических форм. В декоративные композиции также включаются разнообразные растительные формы - листья, цветы.
На занятиях дошкольники изображают предметы, имеющие различные сочетания, симметричные и несимметричные формы в статичном положении или с передачей несложного движения. В композициях используются новые цвета (оранжевый, фиолетовый, дети учатся различать светлые и темные оттенки, развивается умение красиво сочетать эти оттенки в узоре. Опираясь на представления детей и используя натуру (или заменяющую ее картинку, воспитатель проводит анализ строения предмета, вычленяя отдельные части, обрисовывая их формы и отмечая их соотношения друг с другом.
Образец используют в тех случаях, когда дети впервые изображают предмет. Но даже и здесь уже следует предоставлять детям инициативу в выборе цвета, размеров, расположения форм на листе и др. У воспитанников старшей группы формируется умение выполнять аппликацию из различных материалов (бумага, ткань, природный материал). Некоторые аппликационные работы выполняются детьми коллективно. Распределение обязанностей между детьми воспитатель проводит в соответствии с их желаниями.
Старшая группа (6-7 лет)
Программные задачи:
Формировать у воспитанников представления о (об) использовании средств выразительности аппликации (предметной, сюжетной, декоративной).
Формировать умения:
- в технике вырезания: владение приемами (прямолинейное и криволинейное) и способами (симметричное и парносимметричное) вырезывания, обрывания;
- создавать аппликации новыми материалами: соломка, ткань, семена растений;
- вырезать новым способом – силуэтным;
- создавать полуобъемную аппликацию; владеть техникой коллажа.
(из раздела «Детский дизайн»: свободно экспериментировать с различными художественными материалами и техниками).
Методика работы:
С воспитанниками 6-7 лет продолжается работа по уточнению их представлений об окружающем мире, закрепляются различные способы и приемы вырезания.
Оборудование и материал для проведения аппликации
Формы для наклеивания (должны быть правильными, яркими по цвету и достаточно твёрдыми) Размер и количество форм зависит от возраста детей, содержания работы. Бумага для фона (плотная, белая или цветная, пастельных светлых тонов). Клеёнчатые подкладки 10/12 для смазывания форм клеем (для каждого ребёнка). Небольшие мягкие тряпочки для прижимания форм бумаги (для каждого ребёнка). Клей (клейстер) (заваривают перед занятием, крахмальный или мучной). Кисточки для клея (для каждого ребёнка). Баночки для клея. Ножницы (размер 10 см, с тупыми концами и хорошо раздвигающимися лезвиями, в средней группе впервые вводится вырезание).
Порядок расположения материала и оборудования на столе должен быть постоянным во всех возрастных группах: фон располагается непосредственно перед ребёнком; клеёнчатая подкладка находится в левом нижнем уголке стола; тряпочки для прижимания форм бумаги находятся в правом нижнем уголке стола; кисточки в верхнем правом уголке стола на подставке; поднос и клей посередине.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 «Крепыш» город Новочебоксарск Чувашской Республики
Консультация для воспитателей по теме «Развитие сюжетно-ролевой игры в детском саду для старших и подготовительных групп»
Подготовила:
Ефимова Н.Е.
воспитатель
г. Новочебоксарск 2021г.
В первые семь лет ребёнок проходит большой путь развития. Дошкольнику предстоит много узнать и многому научиться за этот дошкольный период. От того, как освоит ребёнок эти знания об окружающем его мире, о себе самом зависит успешность ребёнка в дальнейшей жизни, в школьном обучении.
В последние годы, учителя начальных классов отмечают, что30-40% первокласников не справляются с программой начальной школы. Причина очевидна: эти дети не готовы к обучению в школе. И дело не в том, что они не читают и не пишут (именно это ставится часто критерием оценки готовности к школе, а в том, что эти дети недостаточно играли в детском саду или дома. Ведь именно в игровой деятельности у ребёнка есть все необходимые условия для успешного освоения окружающей действительности. Именно в игре ребёнок получает возможность обучения коммуникативному общению со сверстником и взрослым.
Игровая деятельность всегда была и остаётся ведущей для детей дошкольного возраста. Успешное освоение воспитательных и образовательных задач детьми дошкольного возраста, несомненно, происходит в игровой деятельности, т. к. игра для ребёнка - способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Существует несколько видов игр: подвижные, театрализованные, дидактические, строительные, сюжетно-ролевые игры.
И сейчас я хочу остановиться на сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Именно в сюжетно - ролевых играх ребёнок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того, в игре ярко проявляется особенности мышления и воображения ребёнка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.
Сюжетно-ролевая игра по своему характеру - деятельность отражательная. Основной источник, питающий игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Отечественные ученые (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, А. П. Усова и др.) рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную в раннем и дошкольном детстве форму социализации ребенка.
Свободная сюжетная игра - самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. Ее привлекательность объясняется тем, что в игре ребенок испытывает субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений - всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, дается с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации, «понарошку».
Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего, в игре развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребенок воссоздает интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем - изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, «в уме»).
Игра имеет значение не только для умственного развития ребенка, но и для развития его личности: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребенок проникается их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми.
На основе многочисленных исследований установлено, что в возрастном диапазоне 1,5-3 года ребята могут осуществлять условные действия с сюжетными игрушками и предметами-заместителями, выстраивая их в простейшую смысловую цепочку, вступая в кратковременное взаимодействие со сверстником; в 3 - 5 лет - принимать и последовательно менять игровые роли, реализовывать их через действия с предметами и ролевое взаимодействие с партнером-сверстником; в 5 - 7 лет - развертывать в игре разнообразные последовательности событий, комбинируя их согласно своему замыслу и замыслам двух-трех партнеров-сверстников, реализовывать сюжетные события через ролевые взаимодействия и предметные действия.
Сюжетная игра не возникает у детей спонтанно, сама собой, а передается другими людьми, которые уже владеют ею - «умеют играть». Естественным образом «втягивание» в игру происходит, когда ребенок входит в разновозрастные группы (дворовые группы, группы братьев и сестер разного возраста в одной семье).
В современном обществе воспитателю приходится заменять дошкольнику недостающих старших братьев и сестер, помогать ребенку овладевать игровыми умениями, втягивать его в игру.
Таким образом, можно сформулировать принципы организации сюжетной игры в детском саду.
1 принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми, т. е. встать на позицию «играющего партнера» (не «учителя»).
2 принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Взрослый, играя с ребятами, должен пояснять действия сам («я буду купать мишку, это у меня мыло» и т. п.) и стимулировать к этому ребенка («Ты чем кормишь мишку?» и т. п.).
3 принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам — взрослому или сверстнику.
На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двухчастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.
В 1-ой младшей группе воспитатель начинает формировать простейшие взаимоотношения между детьми, используя любые «катающиеся предметы», которые стимулируют детей к взаимоподражательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга (нужны скамеечка, банкетка или ковровая дорожка длиной не менее 1,5 м). Другой формой предметного взаимодействия может быть совместная постройка из кубиков (поочередно).
Формируя игровые умения, воспитатель действует в следующей последовательности:
1) привлечь ребенка к условному действию со сложной игрушкой (кормить куклу ложкой);
2) привлечь ребенка к условным действиям с заместителем и воображаемым предметом (палочка вместо ложки, градусника);
3) ориентировать ребенка на продолжение, дополнение игрового действия партнера-сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий («сколько каши наварил, угости и Диму»).
Во 2-ой младшей группе на первый план выходит умение развертывать специфическое ролевое взаимодействие (ролевой диалог).
Задача воспитателя - внимание ребенка перевести от действий с игрушками на взаимодействие с партнером. Следует начинать совместную игру с детьми, используя взаимодополнимые роли ( например: мама - дочка, доктор - больной, продавец - покупатель и т. п.). Смещается акцент игры с предметного действии на ролевое взаимодействие - ролевой диалог. Для развития речевого взаимодействия эффективно использовать такой методический прием как «телефонный разговор». Первоначально организуется игра по мотивам стихотворения К. Чуковского «Телефон». Через 1-2 дня можно приступить к свободной игре «телефонный разговор» с парами детей. (Воспитатель берет ведущую роль «врач», а дети одинаково дополнимыми «пациентами»; мама звонит папе, просит, чтобы он позвонил дочери).
Еще одним приемом является игра воспитателя с небольшой подгруппой детей по мотивам известных сказок.
Большую роль играет предметно-игровая среда (деревянные складные рамы, ширмы).
В средней группе задача воспитателя в работе с детьми 5-го года жизни - переводить их к более сложному ролевому поведению в игре: формировать умение изменять свое ролевое поведение в соответствии с разными ролями партнеров, умение менять игровую роль и обозначать свою новую роль для партнеров в процессе развертывания игры.
Решение этой задачи возможно в совместной игре воспитателя с детьми, где взрослый является не руководителем и оценивателем, а участником, партнером детей в этом творческом процессе. Игра должна развертываться особым образом, чтобы для ребенка «открылась» необходимость соотнести его роль с разными другими ролями, а также возможность смены роли в процессе игры для развертывания интересного сюжета. Это возможно при соблюдении воспитателем двух условий:
1) использование многоперсонажных сюжетов с определенной ролевой структурой, где одна из ролей включена в непосредственные связи со всеми остальными (состав ролей принимает вид «куста») :
- пациент
например: врач - медсестра
- другой врач
2) отказ от однозначного соответствия числа персонажей (ролей) в сюжете количеству участников игры: персонажей в сюжете должно быть больше, чем участников:
- дополнительная роль 1
например: основная роль
- дополнительная роль 2
- матрос (доп. роль 1)
например: капитан
- пассажир (доп. роль 2)
На первом этапе игра строится таким образом, чтобы у ребенка была основная роль в сюжете; взрослый последовательно меняет свои роли во время игры. Воспитатель не рассказывает ребенку предварительно сюжет, а сразу начинает игру, предлагая ему основную роль, ориентируясь на тематику, привлекающую ребенка.
Играя с ребенком, воспитатель использует минимальное количество игрушек, чтобы манипуляции с ними не отвлекали внимания от ролевого взаимодействия. Меняя свои роли в ходе игры, взрослый все время фиксирует на этом внимание ребенка («Я теперь тоже шофер, я уже не пассажир», активизирует его ролевую речь своими вопросами и репликами из каждой новой роли, стимулирует ролевые обращения к последовательно появляющимся персонажам. С детьми, у которых менее развито ролевое поведение, целесообразно развертывать игру по мотивам сказочных сюжетов, хорошо им известных. Они чувствуют себя в ней более уверенно, так как уже ожидают появления того или иного персонажа.
В ходе игры воспитатель со многими детьми вступает в ролевое взаимодействие, активизирует ролевой диалог, «замыкает» детей на ролевом взаимодействии друг с другом.
Старшая и подготовительная группы.
К 5-ти годам у детей сформированы такие способы построения сюжетной игры, как условные действия с игрушками, ролевое поведение. Для того чтобы переводить детей на новую, более высокую ступень сюжетной игры, в которой дети могли бы реализовать свои творческие возможности и действовать согласованно, необходимо овладение новым, более сложным способом построения игры - совместным сюжетосложением (игра-придумывание).
Игра-придумывание воспитателя с детьми в ходе педагогической работы строится в следующей последовательности
1) совместное «вспоминание» (пересказ) известной сказки, например: Иван-царевич и Серый волк;
2) частичное преобразование известной сказки, например: не Иван-царевич, а слуга отправляется не за Жар-птицей, а за ёлкой;
3) придумывание новой сказки с соединением сказочных и реалистических элементов, например: Иван-царевич захотел учиться в школе, он отправляется ее искать;
4) развертывание нового сюжета с разноконтекстными ролями в процессе «телефонных разговоров» (необходимость в объединении разноконтекстных ролей возникает у детей очень часто в игре со сверстниками, когда играть хочется вместе, а роли, привлекающие каждого из партнеров, - совсем разные);
5) придумывание новых историй на основе реалистических событий (с дальнейшим развертыванием игры по мотивам придуманной истории).
На каждом возрастном этапе педагогический процесс по отношению к игре должен быть двухчастным, состоящим из ситуаций формирования игровых умений в совместной игре взрослого с детьми, где взрослый является «играющим партнером», и самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для нее.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №34 «Крепыш» город Новочебоксарск Чувашской Республики
Консультация для воспитателей «Знакомство старших дошкольников с родным краем посредством музейной педагогики»
Подготовила:
Ефимова Н.Е.
воспитатель
г. Новочебоксарск 2022г.
Изучение родного края, патриотическое воспитание представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.
Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина, Отечество, Отчизна.
Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон, деревня, город. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, детскому саду, народу. Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
На каждом возрастном этапе проявления патриотизма, патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.
Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка проектов, методических рекомендаций. Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные проекты, является музейная педагогика.
Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей, что оказывает существенное влияние на воспитание детей. Музейная педагогика дает возможность ребенку целостную картину мира, позволяет раскрыть и развивать свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом, именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду.
Интерес к окружающему миру, к культуре пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения.
Средства музейной педагогики, взаимное партнерство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно – образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями, воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, мышление т. д.).
Поэтому в нашем детском саду разработаны планы работы с музеями города и мы посещаем: Музей краеведения и истории Новочебоксарска (краеведческий музей, где работники музея проводят с детьми беседы, экскурсии по истории нашего города). Дети проживают определенную тематическую, историческую ситуацию или исторический период, расширяют свои знания об особенностях природы нашей республики, совершают «путешествия» в далекое прошлое .
Наши музеи ждут посетителей.
• Художественный музей Новочебоксарска
• Музей гидроэнергетики
И еще множество музеев в республике разной тематики и направления, в которых проводятся экскурсии. Очень любят дети экскурсии - прогулки по родному городу с красивыми улицами, скверами, разноцветными клумбами, цветочными композициями, фонтанами. С удовольствием гуляют в парке, где знакомятся с природой родного города.
Детей также знакомим с историческими и культурными памятниками города. В своих конструкциях, формах, декоративных оформлениях памятники раскрывают жизненный уклад, региональные условия, эстетическую сторону времени.
В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в детском саду создаются «мини – музеи». Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики.
Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников, состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, и истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками.
Содержание, оформление и назначение мини – музеев отражают специфику возраста детей. Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей, свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.
Важная особенность мини – музеев – участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею, они приносят из дома экспонаты, рассказывают о них, внимательно слушают взрослых, которые тоже принесли какую – нибудь старинную вещь.
В нашем детском саду существует национальный мини-музей , где педагоги активно проводят интересные мероприятия – рассказывают и показывают народные сказки, организуют «посиделки» часто вместе с родителями, рассматривают одежду, предметы быта, проводят квесты, слушают чувашскую музыку, читают стихи, загадывают загадки, учат пословицы и поговорки, поют частушки, лепят птичек, рисуют и просто играют и общаются. Детям очень нравится в детсадовском музее
Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города, поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Формирование исторических знаний по истории родного края – это сложный педагогический процесс, предполагающий совместную деятельность родителей, педагогов и воспитанников.
Воспитание уважительного отношения детей к родному краю формирует представления о моральных ценностях, способствует осознанию и развитию таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение.