Методические материалы.

Щебетина Вера Геннадьевна

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

      

Пояснительная записка

Источники составления программы.

Рабочая программа по «Технологии» для учеников 10-11 класса (базовый уровень) составлена на основе примерной программы основного общего образования по технологии (Письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. №03-1263), в соответствии со следующими нормативными документами: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004);

Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089);

Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования (Приказ Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.12.2005г. №302).

Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской  Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных  учреждениях на 2017-2018 учебный год, с учетом требований к оснащению общеобразовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования.

Цели изучения учебного предмета «Технология»

Изучение технологии на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о составляющих технологической культуры, ее роли в общественном развитии; научной организации производства и труда; методах творческой, проектной деятельности; способах снижения негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека; путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;
  • овладение умениями рациональной организации трудовой деятельности, проектирования и изготовления личностно или общественно значимых объектов труда с учетом эстетических и экологических требований; сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;
  • развитие технического мышления, пространственного воображения, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса в ходе проектирования материальных объектов или услуг; навыков делового сотрудничества в процессе коллективной деятельности;
  • воспитание уважительного отношения к технологии как части общечеловеческой культуры, ответственного отношения к труду и результатам труда;
  • формирование готовности и способности к самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг, продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Общая характеристика учебного предмета«Технология»

Программа составлена на основе авторской программы  по  технологии (базовый уровень) В.Д.Симоненко  для 10-11 класса общеобразовательной школы, М. Издательский центр  «Вентана - Граф» 2013;

Программа включает в себя следующие разделы: «Производство, труд и технологии», «Технология проектирования и создания материальных объектов», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Творческая проектная деятельность». Обучение старшеклассников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда. Изучение материала программы, связанного с практическими работами предваряется необходимым минимумом теоретических сведений.

В программе нашли отражение современные требования к уровню подготовки учащихся в технологическом образовании, которые предполагают переход от простой суммы знаний к интегративным результатам, включающим межпредметные связи. Обучение ставит своей целью не просто передачу учащимся некоего запаса знаний, но формирование мотивированной к самообразованию личности, обладающей навыками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

Настоящая программа и поурочно-тематический план отражают актуальные подходы к образовательному процессу — компетентностный, личностно ориентированный и деятельностный. В процессе обучения у старшеклассников должно быть сформировано умение осознавать и формулировать свои взгляды и мнения. Особое место отводится решению проблемы подготовки учащихся к профессиональному самоопределению, трудовой деятельности в условиях рыночной экономики.

Обучение направлено на формирование умения самостоятельно действовать и принимать решения, защищать свою позицию, планировать и осуществлять личные планы, находить нужную информацию, используя различные источники (справочную литературу, интернет-ресурсы, СМИ, научные тексты, таблицы, графики, диаграммы, символы), осмысливать полученные сведения и использовать их на практике.

Метод творческого проекта, принятый авторами за основу обучения, предусматривает получение важнейшего результата учебной деятельности в виде самостоятельно спроектированного продукта труда — изделия или услуги. Этот метод способствует развитию инициативы, физических и умственных способностей учащихся, выработке у них творческого подхода к решению задач.

В целом программа направлена на освоение учащимися социально-трудовой, ценностно-смысловой, личностно-развивающей, коммуникативной и культурно-эстетической компетенций. Система учебных занятий планируется с учётом возрастной специфики старших классов. В развёрнутом поурочно-тематическом плане отражены цели, задачи и планируемые результаты обучения.

Рабочая программа составлена с учетом опыта трудовой и технологической деятельности, полученного учащимися при обучении в основной школе.

Основным предназначением образовательной области «Технология» в старшей школе на базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений; воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности; уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда.

Программа включают в себя также разделы «Производство, труд и технологии», «Технологии проектирования и создания материальных объектов и услуг», «Профессиональное самоопределение и карьера», «Проектная деятельность».

Обучение школьников технологии строится на основе освоения конкретных процессов преобразования и использования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. Независимо от направления обучения, содержанием программы по технологии предусматривается изучение материала по следующим сквозным образовательным линиям:

  • культура и эстетика труда;
  • получение, обработка, хранение и использование информации;
  • основы черчения, графики, дизайна;
  • творческая, проектная деятельность;
  • знакомство с миром профессий, выбор жизненных, профессиональных планов;
  • влияние технологических процессов на окружающую среду и здоровье человека;
  • перспективы и социальные последствия развития технологии и техники.

Исходя из необходимости учета образовательных потребностей личности школьника, его семьи и общества, достижений педагогической науки, конкретный учебный материал для включения в программу должен отбираться с учетом следующих положений:

• распространенность изучаемых технологий в сфере производства, сервиса и домашнего хозяйства и отражение в них современных научно-технических достижений;

• возможность освоения содержания на основе включения учащихся в разнообразные виды технологической деятельности, имеющих практическую направленность;

• выбор объектов созидательной и преобразовательной деятельности на основе изучения общественных, групповых или индивидуальных потребностей;

• возможность реализации общетрудовой, политехнической и практической направленности обучения, наглядного представления методов и средств осуществления технологических процессов;

• возможность познавательного, интеллектуального, творческого, духовно-нравственного, эстетического и физического развития учащихся.

Каждый раздел программы включает в себя основные теоретические сведения, практические работы и рекомендуемые объекты труда (в обобщенном виде). При этом предполагается, что изучение материала программы, связанного с практическими работами, должно предваряться необходимым минимумом теоретических сведений.  

Основной принцип реализации программы – обучение в процессе конкретной практической деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников. Основными методами обучения являются упражнения, решение прикладных задач, практические и лабораторно-практические работы, моделирование и конструирование, экскурсии.

В программе предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. Соответствующая тема по учебному плану программы дается в конце каждого года обучения. Вместе с тем, методически возможно построение годового учебного плана занятий с введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала или с середины учебного года. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно связать эту деятельность с их познавательными потребностями.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций, с химией при характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с историей и искусством при выполнении проектов, связанных с воссозданием технологий традиционных промыслов.

При изучении раздела «Производство, труд и технологии» целесообразно организовать экскурсии школьников на производство с передовыми технологиями и высоким уровнем организации труда, а при изучении раздела «Профессиональное самоопределение и карьера» - в Центры трудоустройства и профконсультационной помощи. При отсутствии возможностей для проведения экскурсий необходимо активно использовать технические средства обучения для показа современных достижений техники и технологий: видеозаписи, мультимедиа продукты, ресурсы Интернет.  

Основными результатами освоения учащимися образовательной области “Технология” являются:

  • овладение знаниями о влиянии технологий на общественное развитие, о составляющих современного производства товаров и услуг,  структуре организаций, нормировании и оплате труда, спросе на рынке труда.
  • овладение трудовыми и технологическими знаниями и умениями, необходимыми для  проектирования  и создания продуктов труда в соответствии с их предполагаемыми функциональными  и эстетическими свойствами;
  • умения ориентироваться в мире профессий, оценивать свои профессиональные интересы и склонности к изучаемым видам трудовой деятельности, составлять жизненные и профессиональные планы;
  • формирование культуры труда, уважительного отношения к труду и результатам труда, самостоятельности, ответственного отношения к профессиональному самоопределению;
  • развитие творческих, коммуникативных и организационных способностей, необходимых для последующего профессионального образования и трудовой деятельности.

Место предмета «Технология» в базисном учебном плане

Программа предполагает двухлетнее обучение ( в 10-11 классах) в объеме 68 часов, из расчета в каждом классе 34 часов в год, 1 час в неделю.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение технологии в 10 классе отводится не менее 34 часа,  из расчета 1 ч. в неделю.

Планируемые результаты. Планируемые результаты.

 В результате изучения технологии ученик должен

Знать/понимать:

влияние технологий на общественное развитие; составляющие современного производства товаров или услуг; способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду: способы организации труда, индивидуальной и коллективной работы; основные этапы проектной деятельности; источники получения информации о путях получения профессионального образования и трудоустройства. Определять потребности человека, которые могут быть удовлетворены посредством проектирования и изготовления изделия; как использовать подходящую информацию для  дизайн-проектов; как определять критерии по выбору дизайн-предложений; технологию изготовления изделия; как производить расчет себестоимости изделия

Уметь:

оценивать потребительские качества товаров и услуг; составлять планы деятельности по изготовлению и реализации продукта труда; использовать в технологической деятельности методы решения творческих задач; проектировать материальный объект или услугу; оформлять процесс и результаты проектной деятельности; выбирать средства и методы реализации проекта; выполнять изученные технологические операции; планировать возможное продвижение материального объекта или услуги на рынке товаров и услуг; уточнять и корректировать профессиональные намерения. Написать четкую, краткую формулировку задачи проекта; отбирать подходящую информацию; оценивать свои предложения на основе выбранных критериев; разработать технологию изготовления изделия, технологическую карту; изготовить изделие; производить расчет себестоимости изделия; оценивать качество проектирования своего изделия.

Использовать полученные знания и умения в выбранной области деятельности для

проектирования материальных объектов или услуг; повышения эффективности своей практической деятельности; организации трудовой деятельности  при коллективной форме труда; решения практических задач в выбранном направлении технологической подготовки; самостоятельного анализа рынка образовательных услуг и профессиональной деятельности; рационального поведения на рынке труда, товаров и услуг; составления резюме и проведения самопрезентации.

Содержание учебного предмета

Тема урока

Кол-во часов

Содержание уроков

 (по уч.часам)

Темы практических (самост.)

работ

Требования к уровню подготовки уч-ся

Методы и формы обучения.

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

«Производство, труд и технологии» (16 ч.)

1. Технология как часть общечеловеческой культуры.

2

1. Понятие    «культура», виды  

     культуры.   

Понятие« технологическая культура» и «технология». Виды промышленных технологий. Понятие универсальных технологий.

2.Взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, организации производства и характер труда. 

Исторически сложившиеся технологические уклады и их основные технические достижения.

Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области техники и технологий.

Попытка реконструкции исторической ситуации(открытие колеса, зарождение металлургии)

Знать/понимать:

-что такое технология, ее взаимосвязь с общей культурой;

-основные виды культуры;

-понятие «технологическая культура»;

-влияние технологий на общественное развитие;

-три составляющие производственной технологии;

Лекция-беседа, конспектирование; работа с текстом учебника; демонстрация видеоматериалов, наглядных пособий. Тестирование по теме « Технологии как часть общечеловеческой культуры»

Исторические типы культур. Виды непроизводственных технологий. Три составляющие производственной технологии (Инструмент, станок, технологический процесс)    

2.   Взаимосвязь науки, техники, технологии  и производства.

1

Развитие технологической культуры в результате научно-технических и социально-экономических достижений. Потребность в научном знании. Наука как сфера человеческой деятельности и фактор производства. Наукоемкость материального производства.

Подготовка докладов (сообщений) об интересующем открытии в области науки и техники

Знать/понимать:

-взаимосвязь и взаимообусловленность технологий, науки и производства,

-роль науки в развитии технологического прогресса;

понятия «наукоемкость» производства

Лекция-беседа с элементами конспектирования; слушание и обсуждение докладов учащихся. Устный опрос; оценка подготовленных учащимися докладов

Прикладная наука; отраслевые-исследовательские институты, научно-производственные объединения

3. Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества

4

1.Влияние научно-технической революции на качество жизни человека и состояние окружающей среды. Современная энергетика и ее воздействие на биосферу. Проблема захоронения радиоактивных отходов.

2. Промышленные технологии и транспорт. Материалоемкость современных производств. Промышленная эксплуатация лесов. Проблема загрязнения отходами производства атмосферы. Понятия «парниковый эффект», «озоновая дыра».

3. Современные сельскохозяйственные технологии и их негативное воздействие на биосферу.

4.Проведение мероприятий по озеленению и/или оценке загрязненности среды

Посадка деревьев и кустарников возле школы.

Оценка запыленности воздуха. Определения наличия нитратов в пищевых продуктах

Знать/понимать:

-взаимосвязь между динамикой развития промышленных технологий и истощением сырьевых ресурсов;

-причины (производственные технологические процессы), приводящие к загрязнению окружающей среды;

-что такое радиоактивное загрязнение, парниковый эффект, озоновая дыра;

-негативные следствия современного землепользования (агротехнологий) для окружающей среды.

Уметь:

-выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды

Лекция-беседа; работа с текстом учебника; демонстрация ЦОР, видеофильмов; слушание докладов учащихся; практическая работа.

Оценка приготовленных учащимися докладов; контроль по результатам практической работы

Потребление воды и минеральных ресурсов различными производствами. Коэффициент использования материалов.

Интенсивный и экстенсивный пути развития сельского хозяйства, особенности  их воздействия на экосистемы

4. Способы снижения негативного влияния производства на окружающую среду

2

1.Природоохранные технологии. Экологический мониторинг. Основные направления охраны среды. Экологически чистые и безотходные производства. Переработка бытового  мусора и промышленных отходов. Рациональное  использование лесов и пахотных земель, минеральных и водных ресурсов. Очистка естественных водоёмов.

2. Понятие «альтернативные источники энергии».  Использование энергии Солнца, ветра, приливов, геотермальных источников энергии волн и течений. Термоядерная энергетика. Биогазовые установки

Оценка качества пресной  воды. Оценка уровня радиации.

Подготовка докладов ( сообщений )об использовании альтернативного источника энергии

Знать/понимать:

- что такое экологический мониторинг;

-сущность безотходных технологий ( производств );

-пути рационального использования земельных, минеральных и водных ресурсов;

-какие существуют мероприятия по очистки водоемов ;

-виды и возможности использования альтернативных источников энергии.

Уметь:

-выявлять источники и степень загрязненности окружающей среды

Лекция-беседа; самостоятельная работа с текстом учебника; демонстрация ЦОР, видеофильмов; слушание докладов учащихся; практическая  работа. Устный опрос; контроль по итогам слушание докладов и результатам практической работы

5. Экологическое сознание и мораль в техногенном  мире

1

Экологически устойчивое развитие человечества. Необходимость

нового, экологического сознания  в современном мире. Характерные черты проявления экологического сознания

Уборка мусора
около школы

или в лесу.

Выявление мероприятий по охране окружающей среды на действующем промышленном предприятии

Знать/
понимать:

— почему возникла необходимость в новом экологическом сознании
(морали);

— сущность, характерные
черты нового экологического сознания

Лекция-беседа;

решение ситуационных

задач;

слушание докладов учащихся;

практическая работа. Контроль по итогам практической работы и оценка подготовки докладов об

использовании альтернативного источника  энергии

6.Перспективные

направления развития

современных

технологий

4

1. Основные виды промышленной обработки материалов.

Электро-технологии  и их применение.

2.Применение лучевых технологий:

лазерная и электронно-лучевая обработка. Ультразвуковые технологии: сварка и дефектоскопия. Плазменная обработка: напыление, резка, сварка. Порошковая металлургия. Технология послойного прототипирования и их спользование. 3.Нанотехнологии. Основные понятия. Технология поатомной (помолекулярной) сборки. Перспективы применения нанотехнологий.

4. Информационные технологии, 

их роль в современной научно-технической революции

Посещение промышленного предприятия.

( Ознакомление с современными технологиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания. )

Знать/понимать:

-виды современных электротехнологий, примеры их использования;

-сущность и области приминения лучевых и ультразвуковых технологий;

-принцип плазменной обработки материалов, примеры использования;

- метод прослойного протипирования и области его применения;

-сущность понятий

 « наноматериал»

 « наночастица» ;

  - перспективы использования нанотехнологий;

- роль информационных технологий  в технологическом развитии общества.

Лекция, демонстрация видеофильмов, иллюстративного материала, образцов изделий.

Устный опрос; контроль по итогам практической работы.

Волоконная оптика как новый шаг в развитии информационных технологий. Принцип действия и область применения волоконной оптики.

7.Новые принципы организации современного производства

1

Пути развития современного индустриального производства. Рационализация, стандартизация производства.  Конвейеризация, непрерывное (поточное) производство. Расширение ассортимента
промышленных товаров в результате изменения потребительского спроса.
Гибкие производственные системы.
Многоцелевые технологические машины. Глобализация системы мирового  хозяйства

Предложения по внедрению новых технологий и оборудования в домашнем хозяйстве,  на конкретном рабочем месте или производственном участке.

Знать/понимать:

- смысл понятий «рационализация», «стандартизация», «конвейеризация» производства;

- сущность непрерывного (поточного) производства;

- что представляют собой гибкие производственные системы;

- в чем проявляется глобализация системы мирового хозяйства.

Лекция с элементами конспектирования, демонстрация иллюстративного материала (история становления индустриального производства, современное высокотехнологичное производство).

Письменный опрос (контроль по итогам самостоятельной работы).

8.Автоматизация технологических процессов.

1

Автоматизация производства на
основе информационных технологий. Измение роли человека в современном и перспективном производстве. Понятие «автомат» и «автоматика». Гибкая и жёсткая автоматизация. Применение на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП). Составляющие АСУТП.

Знать/понимать:

- сущность понятий  «автомат» и «автоматизация производства»

- гибкая и жёсткая автоматизация;

- в чем суть применения на производстве автоматизированных систем управления технологическими процессами. (АСУТП).

Лекция , демонстрация наглядных пособий, схем учебника; практическая работа. Устный опрос; проверка самостоятельной работы.

Возрастание роли информационных технологий в современном мире.

Влияние автоматизации на характеристики производства.

9.Понятие творчества.

2

1. Понятие «творчество», «творческий процесс». Введение в психологию творческой деятельности. Виды творческой деятельности. Процедуры технического творчества. Проектирование. Конструирование. Изобретательство. Результат творчества как объект интеллектуальной собственности.

2. Пути повышения творческой активности личности при решении нестандартных задач. Понятие «творческая задача». Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ)

Упражнение на развития мышления: решение нестандартных задач.

Знать/понимать:

-  сущность понятий  «творчество», «творческий процесс»;

- виды творческой деятельности(художественное, научное, техническое творчество);

- изобретательство, проектирование, конструирование как процедуры творческого процесса; сущность и задачи ТРИЗ.

Лекция, беседа; дискуссия; упражнения на развитие мышления, тестирование.

Устный опрос; контроль по результатам практической работы.

Логические и эвристические (интуитивные) пути решения творческих задач, их особенности и области применения.

10.Защита интеллектуальной собственности

1

Понятие интеллектуальной собственности. Объекты интеллектуальной собственности. Формы защиты авторства. Патент на изобретения. Условия  выдачи   патентов, патентный поиск. Критерии патентоспособности объекта. Патентуемые объекты: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки, рационализаторские предложения. Правила регистрации товарных знаков и обслуживания.

Разработка товарного знака условного предприятия.

Составление формулы изобретения (ретроизобретения) или заявки на полезную модель, промышленный образец.

Знать/понимать:

- сущность понятия «интеллектуальная собственность»;

 Что может являться объектом интеллектуальной собственности;

 - понятие « авторское право»;

- существующие формы защиты авторских прав;

 - что такое патент;  Как осуществляется патентование изделия;

- суть и защиту товарных знаков и знаков обслуживания.

Лекция , демонстрация иллюстративного материал, диспут.

Письменный опрос; контроль по результатам практической работы.

Структура патентной заявки

11.Методы решения творческих задач

4

1-2. Методы активизации поиска решений творческих задач, генерация идей. Прямая мозговая атака (мозговой штурм). Обратная мозговая атака. Метод контрольных вопросов.

3. Поиск оптимального варианта решения. Морфологический анализ(морфологическая матрица), сущность и применение. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) как метод экономии. .Основные этапы ФСА. Использование ФСА на производстве. АРИЗ.

4. Ассоциативные методы решения задач. Понятие «ассоциация». Методы фокальных объектов, гирлянд случайностей и ассоциаций, сущность и применение

Проведение конкурса «Генераторы идей». Игра «Ассоциативная цепочка»

Знать/понимать:

- сущность и особенность методов активизации поиска решения задач;

-методы поиска оптимального варианта и их применение.

- способы применения ассоциативных методов решения творческих задач.

Уметь:- использовать методы решения творческих задач в практической деятельности

Лекция-беседа; решение ситуационных задач; практическая работа.

Устный  опрос; контроль по результатам практической работы.

Приемы, способы способствующие генерации идей: аналогия, инверсия, эмпатия, фантазия.

12. Понятие об основах проектирования в профессиональной деятельности

1

Особенности современного проектирования. Технико-технологические,  социальные, экономические, экологические, эргономические факторы проектирования. Учет требований при проектировании. Качество проектировщика. Ответственность современного дизайнера перед обществом. Значение эстетического фактора в проектировании..

Выполнение тестов на определение наличия качеств проектировщика

Знать/понимать:

- требования к современному проектированию;

- понятия «инновация», «проектное задание», «техническое задание»

- какими качествами должен обладать проектировщик

- значение эстетического фактора в проектировании

- законы художественного конструирования

Лекция-беседа; демонстрация образцов художественного дизайна; самостоятельная работа-самотестирование; Устный  опрос; контроль по результатам самостоятельной работы и домашней работы.

14.Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности.

1

Планирование проектной деятельности в профессиональном и учебном проектировании. Этапы проектной деятельности. Системный подход в проектировании, пошаговое планирование действий. .Алгоритм дизайна. Непредвиденные обстоятельства в проектировании. Действия по коррекции проекта.

Планирование деятельности по выполнению учебного проектирования

Знать/понимать:

- какие этапы включает в себя проектная деятельность

- как осуществляется пошаговое планирование проектной деятельности

- что включает понятие «алгоритм дизайна»

Уметь: - планировать деятельность по учебному проектированию

Объяснение нового материала; практическая работа.

Устный опрос; контроль по итогам практической работы по планированию проектной деятельности.

15.Источники информации при проектировании

1

Роль информации в современном обществе. Необходимость информации на различных этапах проектирования. Источники информации: энциклопедии, энциклопедические словари, интернет. Электронные справочники, электронные конференции. Поиск информации по теме проектирования

Ознакомление с источниками информации для проектирования собственного продукта.

Знать/понимать:

- роль информации в современном обществе;

- что понимается под научным подходом к проектированию;

- источники информации для дизайнера;

Уметь:- находить и использовать различные источники информации при проектировании; воссоздавать исторический путь объекта проектирования.

Лекция с элементами конспектирования; практическая работа. Устный опрос; контроль по результатам практической работы

16.Создание банка идей продуктов труда

2

1. Объекты действительности как воплощение идей проектировщика. Методы формирования банка идей. Творческий подход к выдвижению идей (одушевление, ассоциации, аналогии, варианты компоновок, использование метода ТРИЗ).

2. Графическое представление вариантов будущего изделия. Анализ существующих изделий как поиск вариантов дальнейшего усовершенствования.

Формирование банка идей и предложений. Выдвижение идей усовершенствования проектного изделия. Выбор наиболее удачных вариантов.

Знать/понимать:

- что представляет собой банк идей при проектировании;

- методы формирования банка идей;

Уметь:- формировать банк идей для своего проектируемого изделия;

 - графически оформлять идеи проектируемого изделия;

- делать выбор наиболее удачного варианта проектируемого изделия на основе анализа.

Объяснение нового материала; решение ситуационных задач; устный опрос; контроль по результатам практической работы

Клаузура как графическое представление будущего изделия

17.Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг.

1

Проектирование как отражение общественной действительности. Влияние потребностей людей на изменение изделий, технологий, материалов. Рынок потребительских товаров и услуг.  Конкуренция товаропроизводителей.  Методы выявления общественной потребности. Изучение рынка товаров и услуг. Правила составления анкеты. Определение конкретных целей проекта на основании выявления общественной потребности.

Составление анкеты для изучения потребительского спроса. Проведение анкетирования для выбора объекта учебного проектирования.

Знать/понимать:

- взаимосвязь и взаимообусловленность общественных потребностей и проектирования;

- что такое «рынок потребительских товаров и услуг»;

- методы исследования рынка потребительских товаров (услуг);

Лекция-беседа; конспектирования; решение ситуационных задач; практическая работа. Устный опрос; контроль по результатам практической работы

18.Правовые отношения на рынке товаров и услуг

1

1. Понятие «субъект» и «объект» на рынке потребительских товаров и услуг. Нормативные акты, регулирующие отношения между покупателями и производителем (продавцами)

2. Источники получения информации о товарах и услугах. Торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод. Сертификация продукции.

Изучение рынка потребительских товаров и услуг.

Чтение учащимися маркировки товаров и сертификатов на различную продукцию

Знать/понимать:

- взаимоотношения субъекта и объекта рынка товаров и услуг;

- виды и назначение нормативных актов, регулирующих отношения между покупателем и производителем (продавцами);

- назначение и виды страховых услуг;

- способы получения информации о товарах и услугах.

Уметь:- читать торговые символы, этикетки, маркировка, штрихкод товаров.

Лекция с элементами конспектирования; практическая работа. Устный опрос; контроль по результатам практической работы

19. Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта. Бизнес-план.

2

1. Пути продвижения проектируемого продукта на потребительский рынок. Понятие маркетинга, его цели и задачи. Реклама как фактор маркетинга. Средства рекламы.

2. Бизнес-план как способ экономического обоснования проекта. Задачи бизнес-плана. Понятие рентабельности. Экономическая оценка проекта.

Составление бизнес-плана для проектируемого изделия.

Знать/понимать:

- сущность понятия маркетинг, реклама;

- что такое бизнес-план;

Цели и задачи бизнес-плана;

Понятие рентабельности.

Уметь:- составлять экономическое обоснование собственного проекта (или условного изделия);

- рассчитывать рентабельность производства

Лекция; конспектирование; практическая работа.

Устный опрос; контроль по итогам практической работы по обоснованию эффективности своего проекта.

История возникновения маркетинга

РЕЗЕРВ

2

Календарно – тематическое  планирование по курсу технологии 10 класс

Разделы, темы

час

Тип урока

Дата

10 класс

План

Факт  

ПРОИЗВОДСТВО, ТРУД  И  ТЕХНОЛОГИИ - 16

1

Технология как часть общечеловеческой культуры

1

Урок лекция

2

Понятие «технология». Технологические уклады

1

Урок лекция

3

Взаимосвязь науки, техники, технологии и производства

1

Практикум.

4

Промышленные технологии и глобальные проблемы человечества

1

Комбинированный

5

Энергетика и энергоресурсы

1

Комбинированный

6

Промышленные технологии и транспорт

1

Комбинированный

7

Сельское хозяйство в системе природопользования

1

Теоретический  

8

Применение экологически чистых и безотходных производств

1

Комбинированный

9

Использование альтернативных источников энергии

1

Комбинированный

10

Экологическое сознание и мораль в техногенном мире

1

Комбинированный

11

Перспективное развитие современных технологий

1

Комбинированный

12

От резца до лазера. Современные электротехнологии

1

Комбинированный

13

Лучевые и ультразвуковые технологии.

1

Комбинированный

14

Плазменная обработка

1

Теоретический  

15

Нанотехнологии

1

Теоретический  

16

Новые принципы организации современного производства

1

Комбинированный

ТЕХНОЛОГИЯ  ПРОЕКТИРОВАНИЯ  И СОЗДАНИЯ  МАТЕРИАЛЬНЫХ  ОБЪЕКТОВ ИЛИ  УСЛУГ.  ТВОРЧЕСКАЯ  ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – (16Ч)

17

Понятие творчества. Творческий процесс

1

Лекция с элементами беседы.

18

Защита интеллектуальной собственности

1

Теоретический  

19

Логические методы решения задач

1

Комбинированный

20

Методы решения творческих задач

1

Комбинированный

21

Мозговая атака

1

Комбинированный

22

Метод обратной мозговой атаки

1

Комбинированный

23

Метод контрольных вопросов

1

Комбинированный

24

Синектика

Комбинированный

25

Морфологический анализ

1

Практикум.

26

Функционально-стоимостный анализ

Практикум.

27

Проектирование в профессиональной деятельности

Лекция с элементами беседы.

28

Алгоритм дизайна. Планирование проектной деятельности

1

Комбинированный

29

Источники информации при проектировании

1

Комбинированный

30

Создание банка идей продуктов труда

1

Практикум.

31

Дизайн отвечает потребностям. Рынок потребительских товаров и услуг

1

Комбинированный

32

Правовые отношения на рынке товаров и услуг

1

Комбинированный

33

Выбор путей и способов реализации проектируемого объекта.

1

Практикум.

34

Бизнес-план

1

Практикум.

Итого

34

Литература

  1. «Технология» учебник для 10-11 классов. Под редакцией В.Д. Симоненко М.: Вентана-Граф, 2013.
  2. «Технология» 10-11 класс (базовый уровень). Методические рекомендации / Сост. Н.В. Матяш В.Д. Симоненко М.: Вентана-Графф, 2013.
  3. Использование проектной деятельности на уроках технологии. 9 класс./Сост. Бобровская А. Н., Доколина Г. Ф. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006.
  4. Примерная программа среднего (полного) общего образования по технологии (базовый уровень). Сайт МО РФ: www.mon.gov.ru/
  5. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. 1-4 кл., 5-11 кл. – М.: Просвещение, 2005
  6. Сборник нормативных документов. Технология. / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004.
  7. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Основы технологической культуры: Учебник для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. - М.: Вентана-Графф, 2003.
  8. Симоненко В.Д., Матяш Н.В. Технология: Учебник для 11 класса общеобразоват. учр. – М.: Вентана-Графф, 2004.
  9. Технология: Учебник для учащихся 10 класса общеобразовательной школы. /Под ред. В.Д. Симоненко. - М.: Вентана-Графф, 2004.
  10. Технология профессионального успеха: Учебник для 10-11 кл. /В.П. Бондарев, А.В. Гапоненко, Л.А. Зингер и др.; Под ред. С.Н. Чистяковой.- М.: Просвещение, 2004.
  11. Технология: Рекомендации по использованию учебников.: Профильная школа. - М.: Вентана-Граф, 2005.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: