Программа развития речи у детей с ОНР

Основные направления Программы:

 

I.  Развитие речи детей

1) Обучение правильной артикуляции и звукопроизношению: механическая постановка звукопроизношения, автоматизация звуков в слогах, словах и во фразовой речи.

2) Работа над лексическим запасом словаря ребенка.

3)Усвоение  грамматических конструкций речи.

4) Работа над синтаксическими конструкциями (предложение).

5)Формирование фразовой речи.

6)Формирование связной речи.

 

 

II. Формирование неречевых процессов:

(ежедневно на каждом индивидуальном и групповом занятии)

1). Развитие общей и специальной моторики.

2)Развитие дыхания

3) Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

4) Воспитание зрительного внимания и памяти.

5)Развитие временных ориентировок.

6) Развитие ориентировок в пространстве.

7) Сенсорное воспитание ребенка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sokolovoy_o.g._dlya_sayta.docx96.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

коррекционной работы по формированию грамотного звукопроизношения и развитию устной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР I-IY уровня

на  2015 -2016  учебный год.

Соколова О.Г,

Кандидат педагогических наук

Учитель - логопед

                     МОСКВА

                   2015-16 уч. Год

Содержание программы:

1. Пояснительная записка…………………………………….

2.Цели и задачи  Программы.

  Основные методические приемы работы логопеда.

  Основные  технологические  методы  работы……………………..

3. Практическая значимость Программы………………………………..

4. Перечень нормативных документов……………………………………

5. Адресат Программы……………………………………………………..

   

6. Объем реализуемой Программы………………………………………..

7. Методы  работы……………………………………….

8. Календарно – тематическое планирование…………………………….

9. Содержание Программы………………………………………………..

10.Список литературы …………………………………………………….

ПРОГРАММА

коррекционной работы по формированию грамотного звукопроизношения и развитию устной речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОНР I-IY уровня

                      Пояснительная записка.

 Актуальность и научная новизна  Программы.

  Своевременное исправление недостатков звукопроизношения у детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием  речи, формирование грамматических норм,  усвоение синтаксических конструкций, составление речевых оборотов связной речи  является необходимым условием развития ведущих психических процессов, включающих формирование логического  мышления и в целом речевой функции. Коррекционная работа по устранению недостатков устной речи, обучению детей основам письменной речи  и формированию неречевых процессов строится в настоящей Программе  в соответствии с требованиями Федеральных Государственных  Образовательных Стандартов (ФГОС) и предусматривает системный подход  к  процессу  развивающего обучения  ребенка.

        Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт  основного общего образования провозглашает следующие основные принципы:  полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития; построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования; содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении ими основной образовательной программы и их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении;

реализацию комплексного индивидуально ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения в условиях образовательного процесса всех детей с особыми образовательными потребностями с учётом состояния здоровья и особенностей психофизического развития (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии). 

Цели и задачи Программы.

Создание специальных условий воспитания, обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, безбарьерной среды жизнедеятельности и учебной деятельности; использование специальных образовательных программ, разрабатываемых образовательным учреждением совместно с другими участниками образовательного процесса, специальных учебных и дидактических пособий; соблюдение допустимого уровня нагрузки, определяемого с привлечением медицинских работников; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь.

Федеральный Государственный стандарт основного общего образования предусматривает в  Программах  коррекционной работы выявление и удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ, их дальнейшую интеграцию в образовательном учреждении.  Данная Программа решает задачи реализации индивидуального психолого - педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, создания специальных условий воспитания и обучения детей с ОВЗ, безбарьерной  среды жизнедеятельности и учебной деятельности. Основной особенностью настоящей Программы является учет специфики возрастного психофизического развития детей, а в рамках диверсификации уровней психолого – педагогического сопровождения выделен индивидуальный и групповой уровни сопровождения детей с ОВЗ. 

Основные образовательные  задачи Программы:

Цель: Развитие речи детей

Образовательные задачи:

1) Обучение правильной артикуляции и звукопроизношению: механическая постановка звукопроизношения, автоматизация звуков в слогах, словах и во фразовой речи.

2) Работа над лексическим запасом словаря ребенка.

3)Усвоение  грамматических конструкций речи.

4) Работа над синтаксическими конструкциями (предложение).

5)Формирование фразовой речи.

6)Формирование связной речи.

 Задачи индивидуально ориентированных коррекционных направлений работы  по формированию неречевых процессов:

(ежедневно на каждом индивидуальном и групповом занятии)

1). Развитие общей и специальной моторики.

2)Развитие дыхания

3) Развитие слухового внимания и фонематического слуха.

4) Воспитание зрительного внимания и памяти.

5)Развитие временных ориентировок.

6) Развитие ориентировок в пространстве.

7) Сенсорное воспитание ребенка.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ

С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ  I-IY УРОВНЯ.

Содержание задач, методических приемов работы  и технологических методов коррекции речи детей.

1задача.  Обучение правильной артикуляции и звукопроизношению: механическая постановка звукопроизношения, автоматизация звуков в слогах, словах и во фразовой речи.

Коррекционные задачи данного раздела:

1 Формировать у детей систему четко различаемых, сходных по звучанию (С-Сь, Т- Ть, Г- Гь) или противопоставленных друг другу фонем (С- Ш, З-Ж, Д-Т. В-Ф,Г-К, С-Х ) и т.д.

2. Механическая постановка звукопроизношения.

3. Отработка правильной артикуляции изолированно и в слогах.

4. Научить  произношению слов различной слоговой сложности.

5. Совершенствовать  звуковой  состав  слов у  детей, проводить звуковой анализ, составление и в старшем дошкольном возрасте -  чтение по слогам  одно – двух – и трехсложных слов, состоящих из прямых, обратных, открытых и закрытых слогов (сом, кот, вода, окно, мотор, лопата).

Основные методические приемы работы логопеда: 

1). Обучение детей  правильной артикуляции и постановка звукопроизношения механическим способом.

 2).Массаж органов артикуляции (языка, неба, зубного ряда, щек изнутри и снаружи, верхней и нижней челюсти).

 3).Закрепление и отработка полученного правильного звука изолированно, в слогах, словах  и фразовой речи.

Основные  технологические  методы  работы:

Для выполнения поставленных задач логопед учит детей слушать речь окружающих, различать и воспроизводить отдельные звуковые элементы, запоминать артикуляцию звуков, сравнивать звучание собственной речи с речью окружающих. Логопедическая работа строится на упражнениях в звуковом анализе и синтезе с порой на кинестезии и слуховые ощущения. Процесс фонемообразования сочетается с развитием просодической стороны речи и произнесением слов различного  звукового и слогового состава. Звуки закрепляются графически: при изучении звуков логопед записывает в рабочей тетради  печатными буквами изучаемый звук изолированно и в слогах.

2задача. РАБОТА НАД ЛЕКСИЧЕСКИМ ЗАПАСОМ СЛОВАРЯ.

Коррекционные задачи данного раздела:

1 Развивать  фонематический слух.

2.Обогащать лексику, работать над накоплением  и активизацией словаря.

3. Корректировать  актуальный словарь ребенка, расширять  словарь по темам.

4. Формировать универсальные морфологические знания устной речи: родовые и видовые понятия,

5.Научить произносить слова различной слоговой сложности.

 

 

Основные методические приемы работы логопеда: 

1.Накопление, усвоение и активизация словаря с учетом тематического единства.

2.  Накопление, обогащение, активизация словаря с учетом основных частей речи.

3. Работа по усложнению структуры слова:

а) слова из двух открытых  слогов (папа, мама)

б) слова из одного закрытого слога

в) двусложные слова

г) трехсложные слова.

 Основные технологические методы коррекции речи детей.

 

Принципиальное решение задач коррекционного обучения по данному разделу заключается в развитии у детей способностей к сравнению и сопоставлению грамматических форм слова, привлечению внимания к морфологическим особенностям построения слов, принадлежащих к разным частям речи, совершенствованию умения наблюдать свои речевые нарушения и выделять для себя  неправильное произношение у окружающих.

3 задача. Усвоение  грамматических конструкций речи.

Коррекционные задачи:

1. Формирование грамотного словообразования

2. Развитие речевых навыков связей согласования, управления и примыкания слов.

3. Формирование универсальных знаний по  изменению  грамматических форм слова.

4 Коррекция грамматического строя  речи.

5. Развивать у детей  практические навыки  усвоения  Имен  существительных в винительном, творительном, предложном падежах.

6. Формировать умения детей по образованию  Имен прилагательных от Имен  существительных.

7. Расширять у детей универсальные  знания по созданию  качественных прилагательных.

8. Развивать мыслительные способности детей при  изменении имен  прилагательных по родам, числам, падежам.

9. Корректировать грамматические конструкции при  согласовании глагола с существительным в роде и лице. (Я пишу. Ты пишешь, Он пишет)

Основные методические приемы работы логопеда: 

1.Упражнения на изменение слов с помощью окончаний, приставок, суффиксов.

2. Задания на образование слов единственного и  множественного  числа наиболее распространенными способами( суффиксальный, приставочный, сложение основ)

3.Выделение слов из предложений с помощью вопросов, относящихся к разным частям речи (Кто? Что? Какой? Какая? Какое? Какие?, Что делает? Как? )

4. Задания на сочетание падежных окончаний имен существительных с предлогами (У, Ирина, Мяч.) ( Дом, Гора, На).

5.  Подбор действий ( глаголов) к предметам, игрушкам ( Мишка стоит, лежит, бегает, несется, играет и проч.)

6. Упражнения на активизацию признаков предметов в активную речь (лист: зеленый, ранний, нежный и др.).

7.Помощь детям в  практическом  усвоении Имен  существительных  в винительном, творительном, предложном падежах.  Образование  прилагательные от существительных, качественных прилагательных.

8.Учить детей изменять прилагательные по родам, числам, падежам, учить согласованию глагола с существительным в роде и лице (1лицо,2лицо,3лицо)

Основные технологические методы коррекции речи детей.

Логопед  формирует у ребенка универсальные  навыки практического использования усвоенного речевого материала. Для этого лексико – грамматические упражнения проводятся на грамотно произносимом речевом материале, в звуковой состав которого входят ранее исправленные звуки. Логопед учит ребенка слышать, выделять и правильно произносить значимую часть слова. Основная работа по накоплению словаря проводится на наглядном материале, с тем, чтобы значение слова совпадало с его предметным аналогом. Логопед привлекает внимание ребенка к оттенкам значения слов и некоторым способам словообразования. Универсальные умения подмечать общие и морфологические элементы слова помогают детям устанавливать взаимосвязь между лексическим значением слов и их фонетическим составом. Дети  образовывают  слова путем присоединения суффиксов (сад-садовый, река -речной), приставок (бежать –прибежать –отбежать), путем сложения основ (рыбу ловит рыболов). Многозначность слов способствует пониманию смысловых оттенков, оттенков с противоположным значением и близких значений слов. Формирование у детей внимания к морфологическим особенностям слов (существительных, прилагательных, глаголов, наречий, частиц, междометий и др.) на всех этапах коррекционного обучения прямо  служит  усвоению знаний о  грамматике родной  речи.

4задача. РАБОТА НАД СИНТАКСИЧЕСКИМИ     КОНСТРУКЦИЯМИ

Коррекционные задачи:

1.Формировать мыслительную деятельность детей при усвоении знаний   о  подлежащем и сказуемом.

2. Развивать универсальные  умения  применять прямую  и обратную  конструкцию синтаксической  основы предложения (Дом построен. Построен дом).

3. Развивать внимание детей при образовании деформированного  предложения (построение предложения из отдельных слов, стоящих произвольно)

4. Развивать познавательную деятельность детей в процессе  работы над распространением  предложения с помощью второстепенных членов предложения(дополнения, определения, обстоятельства).

5. Активизировать пассивный речевой запас  детей в работе над  распространением  короткого  предложения с помощью однородных членов предложения. 

Основные методические приемы работы логопеда: 

1. Активизация поставленных звуков в предложениях.

2. Повторение упражнений с грамотными грамматическими конструкциями (Лошадь пришла. Лось пришел. Животные пришли).

3.Подбор новых слов к грамматической основе предложения.( Лес стоит красивый + нарядный, осенний, разноцветный и т.д.)

4. Привлечение внимания детей к составу простого  предложения с прямыми дополнениями (Вова пилит доску)  с помощью вопросов: Кто? Что делает? Что пилит?

5. Сопряженная речь (совместное произнесение  речевых высказываний).

6. Отраженная речь (по образцу логопеда, по наводящим вопросам).

Основные технологические методы коррекции речи детей.

 Логопед учит детей приемам работы по составлению предложений без предлогов, с предлогами. Данных полностью или частично в начальной форме (поливать, Таня, Зина), формирует навыки полного ответа на поставленные вопросы, предлагает детям предлоги У, В, НАД. ЗА, С. CO, ОКОЛО, ВОЗЛЕ  по картинкам. Дети объединяют свои сказанные по цепочке предложения в небольшие сюжетные рассказы. Логопед демонстрирует процесс образования новых синтаксических конструкций с помощью игрушек, показа действий с предметами, задает вопросы. (Например: КУКЛА ПЬЕТ ЧАЙ. Кукла пошла в гости к зайцу).

Одним из основных принципов работы является обучение детей с помощью сопряженной (совместно произносимой) речи.

5 задача.  ФОРМИРОВАНИЕ ФРАЗОВОЙ РЕЧИ

Коррекционные задачи:

1. Формировать фразовую  речь детей.

2.Развивать универсальные умения  детей составлять простые предложения,

5построению сложносочиненных предложений с союзами.

3.Совершенствовать  мышление  детей в процессе составления  рассказа по сюжетной картине.

4. Формировать  плавность просодической стороны речи детей при пересказе прочитанных рассказов и сказок  с помощью  вопросов логопеда и деления текста на части.

5. Развивать познавательную деятельность детей в процессе  составления фразы с помощью схемы, предложенной логопедом. (Сначала – кто? Потом – что делает? Потом-предмет, отвечающий на вопрос Что? Например: Мама наливает сок.)

                         

Основные методические приемы работы логопеда: 

1. Показывание  образца  построения грамотной фразовой речи.

2. Формирование фразовой речи по плану, предложенному логопедом.

3. Развивать у детей универсальные умения  составлять простые предложения, распространенные обстоятельствами (наречиями).

4. Продолжать обучение построению сложносочиненных предложений с союзами (Маша играла, а Миша читал. Ветер сильно дул, и дождь лил.).

5.Логопед проводит работу по формированию у детей умения распространять свою фразовую  речь по двум направлениям:

1) С учетом структуры фразы:

а) прямое дополнение

б) определение

в) косвенное дополнение (изменение по падежам).

г) обстоятельство.

2) С учетом грамматического оформления:

а) глагол – вид, лицо, число

б) существительное – род, число, падеж

в) прилагательное – согласованное, личное

г) наречие – места, времени, образа действия

             

                         

Основные технологические методы коррекции речи детей.

 

Применение логопедом простых и  сложносочиненных предложений. Логопед учит детей  распространению  предложений обстоятельствами. Проводится работа по составлению  сложносочиненных предложений с союзом ЧТОБЫ.

Закрепляется грамматический строй  речи: логопед упражняется с детьми в образовании Имен  прилагательных от  Имен существительных (дерево – деревянный, стекло – стеклянный и т.д).  Логопед продолжает учить  детей изменять  Имена прилагательные по родам, падежам и числам.  Происходит знакомство  с возвратными глаголами: умываться, причесываться. Дети учатся  согласованию глаголов с существительными в роде, числе (Сережа читает. Дети читают).

6 задача. ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

Коррекционные задачи:

1)Формирование  у детей навыков  последовательного и полного изложения мыслей, понятных  для окружающих.

2) Развитие у детей навыков ситуативной  речи

3) Формирование умения вести диалог.

4) Формирование навыка пересказа виденного повседневной жизни и обозначение своей  деятельности с помощью речи.

5) Развитие  устного рассказывания.  

Основные методические приемы работы логопеда:

1.Составление совместного рассказа по сюжетной картине.

2. Пересказ прочитанных рассказов и сказок по вопросам и частям.

3. Обучение  детей рассказыванию:

а) с помощью серии вопросов

б) с помощью серии сюжетных картин

в) по одной сюжетной картине

г) рассказ по плану  воспитателя

д) творческий рассказ по замыслу ребенка.

 Основные технологические методы коррекции речи детей.

 Сообщить новые знания о профессиях людей, работающих на разных видах транспорта. Расширение  активного словарного  запаса детей с помощью новых слов, обозначающих профессии и действия людей, связанных с различными профессиями. Формирование связной речи, продолжить составление рассказа по сюжетной картине. Учить пересказывать сказку, короткий рассказ без предварительного обсуждения с другими детьми, самостоятельно.

Практическая значимость Программы.

Содержание программы,  в соответствии с реализацией системного  подхода  в процессе обучения речи детей дошкольного и младшего школьного возраста  с ОНР I-IY уровня, предложенного  в настоящей Программе,  способствует   коррекции различных сторон  речевой деятельности ребенка соответственно возрастным показателям, структуре дефекта, актуальному уровню развития ребенка, и особенностям его психофизического развития,  формирует   знания детей о природе, человеке  и окружающем мире.           В практической деятельности  учителя – логопеда  имеет важное значение  уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях; коррекционное сопровождение  детей в образовательной деятельности, применение  форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям, уровню развития их возрастных показателей, четко составленных Всемирной Организацией Здравоохранения (ВОЗ).  Применение в работе логопеда  основных принципов коррекционной работы (по Л.С. Выготскому): опоры на сохранные функции детского организма, учет индивидуальных и возрастных особенностей детского организма, индивидуальный и дифференцированный подход  к ребенку способствуют созданию взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности.

Коррекционная поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности и  возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения помогают учителю –логопеду поднимать не только  уровень развития речи ребенка, но и  формировать психические процессы  личности ребенка: словесно –логическое мышление, внимание, восприятие, воображение, представления об окружающем.

Программа  предусматривает планирование  образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития, способствует   созданию положительного эмоционального контакта с  родителями   (законными  представителями)    в обучающем развитии  детей, охране и укреплению их здоровья, вовлечению семей в   непосредственную образовательную среду. пересказу .Данная  программа составлена на основе нормативных документов.

Перечень нормативных документов

1.Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20.11.1989г. Ратифицирована постановлением ВС СССР от 13.06 1990г. №1559-I «О ратификации Конвенции о правах ребенка».

2.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12. 1993г.

3.Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2013 № 273-ФЗ

4.Федеральный государственный образовательный стандарт  дошкольного образования, утвержденные приказом Минобрнауки РФ от 17.11.2013 г. , № 1155

5. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009г., №373

5.СанПиН 2.4.1.3049 -13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» от 15.05.2013.

Адресат Программы:

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в возрасте от 3 до 12 лет

     

Объем реализуемой Программы:

Программа рассчитана на 72 занятия (1 учебный год - 36 недель).

Время занятий (для групповых и индивидуальных занятий): 30 минут

Количество занятий: 2 раза  в неделю.

Форма занятий: индивидуальная работа,  групповые занятия, открытые занятия, мастер-класс.

Количество  детей в группе:  2-6 человек.

  1. Группы формируются по возрастному принципу, с учётом индивидуальных психофизических особенностей детей и с учетом структуры дефекта речи.
  2.  Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющие сложные нарушения в развитии.

   

Методы, используемые в работе.

 Программа включает в себя систему коррекционно-развивающих занятий, основу которых составляют тренинги  и упражнения на правильное звукопроизношение, игры и игровые упражнения, так как по данным исследований Л.С.Выготского, в процессе игры легче, чем при выполнении какой-либо другой деятельности, усвоить запоминаемое.

Календарно-тематическое планирование программы

1п\п

Тема. Содержание занятий.

Количество часов

СЕНТЯБРЬ

1

 Обследование речи детей.

 Развитие общей и специальной речевой моторики.

2

2

Постановка губно –губных звуков В-Вь,Ф—ФЬ, П-ПЬ,Б-БЬ Словарная работа по теме: «Занятия детей осенью». Грамматика.  Анализ предложения по словам. Анализ слова по слогам.                     

2

3

Механическая постановка изолированного и в слогах

 звукопроизношения  звуков С-Сь,З-Зь. Лексика. Имена  существительные Словарная работа по темам: «Ранняя осень», «Школа».

2

4

Механическая постановка изолированного и в слогах звукопроизношения  звуков С-Сь,З-Зь. Лексика: глаголы Словарная работа по темам: «Овощи », «Фрукты – сад», «Труд осенью»

2

ОКТЯБРЬ

1

Активизация познавательной деятельности на примере темы «Птицы». Словарная работа по темам « Золотая осень», «Кусты и деревья», «Человек», «Семья», «Птицы».

Постановка и активизация звуков С-СЬ,  З-ЗЬ в слогах и словах. Постановка изолированного звука Л-Ль.

1

2

Словарная работа по теме «ЧЕЛОВЕК». Постановка и активизация звуков С-СЬ,  З-ЗЬ в слогах и словах. Постановка изолированного звука Л-ЛЬ. Развитие артикуляции,  фонематического слуха.

1

3

Словарная работа по теме «Семья». Постановка и активизация звуков С-СЬ,  З-ЗЬ в слогах и словах. Постановка звука Л-ЛЬ изолированно и в слогах.

1

4

Словарная работа по теме «Птицы». Постановка и активизация звуков С-СЬ,  З-ЗЬ в слогах и словах. Постановка звука Л –ЛЬ изолированно и в слогах.

1

5

Постановка и активизация звуков С-СЬ,  З-ЗЬ в слогах и словах. Постановка звука Л –ЛЬ изолированно и в слогах.  Работа над связной речью. Пересказ по готовому плану.

Словарная работа по теме «Почта». Обучение грамоте. Буква Н

1

6

Постановка и активизация звуков С-СЬ,  З-ЗЬ в слогах и словах. Постановка звука Л-ЛЬ в  слогах и словах.

Словарная работа «Насекомые осенью». Работа над связной речью.

 Описание по восприятию. Обучение грамоте. Буква М

1

7

Постановка и активизация звуков С-СЬ,  З-ЗЬ в  словах. Постановка звуков Л-ЛЬ  в слогах и словах.Работа над связной речью. Словарная работа «Кусты и деревья».Рассказ – описание по памяти. Обучение грамоте. Буква П.

1

8

Постановка и активизация звуков С-СЬ,  З-ЗЬ в  словах. Постановка звука Л-ЛЬ в слогах и словах. Обучение грамоте. Буква И.

1

НОЯБРЬ

1

Постановка звука Ц изолированно. Постановка и активизация звука Л-Ль в  словах. Автоматизация звуков С-СЬ, З-ЗЬ в словах и предложениях. Словарная работа по теме: «Поздняя осень».

1

2

Постановка звука Ц изолированно. Постановка и активизация звука Л- Ль в  словах и предложениях. Автоматизация звуков С-СЬ, З-ЗЬ в предложениях. Словарная работа по теме: «Поздняя осень»

1

3  

Постановка звука Ц изолированно и в слогах. Постановка и активизация звука Л-ЛЬ  в словах и предложениях. Автоматизация звуков С-СЬ, З-ЗЬ в словах и предложениях Словарная работа по теме:   «Домашние животные».

1

4

Постановка звука Ц в слогах. Постановка и активизация звука Л-ЛЬ в слогах и словах. Автоматизация звуков С-СЬ, З-ЗЬ в словах и предложениях Словарная работа по теме:   «Домашние животные». Формировать фонематический слух с помощью звонких – глухих согласных в словосочетаниях и коротких словах: СА –ЗА, ТА –ДА, КА –ГА, БА –ПА, ВА –ФА.

1

5

Постановка звука Ц в слогах и словах. Постановка и активизация звука Л-ЛЬ в слогах и словах. Автоматизация звуков С-СЬ, З-ЗЬ в словах и предложениях. Формировать фонематический слух с помощью звонких – глухих согласных в словосочетаниях и коротких словах: ВАТА –ВОДА, ЗУБ –СУП, САМ –ЗАМ, ГОД –КОТ, САЙКА-ЗАЙКА.  Словарная работа по теме: «Дикие животные».

1

6

Постановка звука Ц в словах и предложениях. Постановка и активизация звука Л –ЛЬ в слогах и словах. Формировать фонематический слух с помощью звонких – глухих согласных. Автоматизация звуков С-СЬ, З-ЗЬ в словах и предложениях. Словарная работа по теме: «Дикие животные».

1

7

 Постановка звука Ц в словах и предложениях. Словарная работа по теме « Транспорт».  Автоматизация звуков Л-ЛЬ в словах и предложениях.

1

8

Постановка звука Ц в словах и предложениях. Словарная работа по теме « Транспорт». Постановка и активизация звука Л-Ль в словах, предложениях и связной речи. Автоматизация звуков С-СЬ, З-ЗЬ в словах, предложениях и связной речи.

1

ДЕКАБРЬ

1

Постановка и активизация звука Л-ЛЬ, Ц - в словах, предложениях и связной речи. Постановка и активизация звука Ч- изолированно и   в слогах и словах. Словарная работа по теме: «Профессии».

1

2

Постановка и активизация звука Ч- изолированно и  в слогах. Постановка и активизация звука Л-ЛЬ, Ц - в словах, предложениях и связной речи. Словарная работа по теме: «Профессии».

1

3

Постановка и активизация звука Ч-  в слогах  и словах.

Постановка и активизация звука Л-ЛЬ, Ц - в словах, предложениях и связной речи. . Словарная работа по теме: «ОДЕЖДА, ПОШИВ ОДЕЖДЫ»

1

4

Постановка и активизация звука Ч-   в словах и предложениях.

Постановка и активизация звука Л-ЛЬ, Ц - в словах, предложениях и связной речи. Постановка звука Щ- изолированно и в слогах. . Словарная работа по теме: « ОДЕЖДА, ПОШИВ ОДЕЖДЫ»

1

5

Постановка звука Щ- изолированно и в слогах.

Постановка и активизация звука Ч-  в словах и предложениях.

Постановка звуков Л-  Ль,  Ц-  в  словах и предложениях. Словарная работа по теме: «Головные уборы».

1

6

Постановка звука Щ- изолированно и в слогах.

Постановка и активизация звука Ч-    в слогах  и словах.

Постановка звуков Л-  Ль,  Ц-  в  предложениях и связной речи. Словарная работа по теме: «Обувь» .

1

7

Постановка звука Щ- в слогах и словах.

Постановка и активизация звука Ч- в словах предложениях..

Постановка звуков Л-  Ль,  Ц-  в связной речи. Словарная работа по теме: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ».

1

8

Постановка звука Щ-  в слогах и словах.

Постановка и активизация звука Ч-    в предложениях  и словах.

Постановка звуков Л-  Ль,  Ц-  в связной речи. Словарная работа по теме: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ».

1

ЯНВАРЬ

1

Постановка звука Р – изолированно. Активизация звуков  Ч-Щ  словах и предложениях. Автоматизация звуков Л-ЛЬ, С-СЬ,З-ЗЬ, Ц – в связной речи.

Формирование фразовой речи, зрительного  и слухового восприятия, развитие внимания при изучении  темы: «Жизнь животных и птиц зимой».

1

2

Постановка звука Р – изолированно. Активизация звуков  Ч-Щ  словах и предложениях. Автоматизация звуков Л-ЛЬ, С-СЬ,З-ЗЬ, Ц – в связной речи.  Обогащение и активизация  словарного запаса  по теме:  «Птицы зимой» Составление рассказа по сюжетной картине.

1

3

Постановка звука Р – изолированно. Активизация звуков  Ч-Щ  словах и предложениях. Автоматизация звуков Л-ЛЬ, С-СЬ,З-ЗЬ, Ц – в связной речи.  Пересказ прочитанных рассказов и сказок по вопросам и частям.

1

4

Постановка звука Р – изолированно. Активизация звуков  Ч-Щ  словах и предложениях. Автоматизация звуков Л-ЛЬ, С-СЬ,З-ЗЬ, Ц – в связной речи. Пересказ прочитанных рассказов и сказок по вопросам и частям.

1

5

Постановка звука Р – изолированно. Активизация звуков  Ч-Щ  словах и предложениях. Автоматизация звуков Л-ЛЬ, С-СЬ,З-ЗЬ, Ц – в связной речи. Работа над грамматическим строем речи.

1

6

Постановка звука Р – изолированно. Активизация звуков  Ч-Щ  словах и предложениях. Автоматизация звуков Л-ЛЬ, С-СЬ,З-ЗЬ, Ц – в связной речи.  Работа над грамматическим строем речи.

1

7

Постановка звука Р – изолированно. Активизация звуков  Ч-Щ  словах и предложениях. Автоматизация звуков Л-ЛЬ, С-СЬ,З-ЗЬ, Ц – в связной речи. Обучение грамоте.

1

8

Постановка звука Р – изолированно. Активизация звуков  Ч-Щ  словах и предложениях. Автоматизация звуков Л-ЛЬ, С-СЬ,З-ЗЬ, Ц – в связной речи. Обучение грамоте

1

ФЕВРАЛЬ

1

Постановка звука Ш  – изолированно. Постановка звука Р – изолированно и в слогах. Активизация звуков Щ-Ч -в  предложениях. Продолжить словарную работу по теме:

«Жилой дом». Продолжать звуковой анализ слов, составлять и читать слова, короткие предложения.

1

2

Постановка звука Ш – изолированно. Постановка звука Р – изолированно и в слогах. Активизация звуков Щ-Ч - в предложениях и фразовой речи. Продолжить словарную работу по теме: «Мебель», «Посуда».

Продолжать звуковой анализ слов, составлять и читать слова, короткие предложения.

1

3

Постановка звуков  Ш- Ж – изолированно. Постановка звука Р – изолированно и в слогах. Активизация звуков  Л-ЛЬ  в словах, предложениях. Продолжить словарную работу по теме: «Комнатные растения». Обучение грамоте.

 Обучать печатным буквам: Ж, З.  

1

4

Постановка звуков Ш-в слогах, Ж – изолированно. Постановка звука Р – изолированно и в слогах. Активизация звуков  Л-ЛЬ в  предложениях и фразовой речи. Продолжить словарную работу по теме: «Комнатные растения». Обучение грамоте.

 Обучать печатным буквам: Г, Э.

1

5

Постановка звуков Ш-в слогах, словах, звука  Ж – изолированно и в слогах. Постановка звука Р – изолированно и в слогах. Активизация звуков С-СЬ  в словах и  предложениях. Продолжить словарную работу по теме: «Строительство». Обучение грамоте.

 Обучать печатным буквам: Ж, З.

1

6

Постановка звуков Ш- в слогах и словах,  Ж – изолированно и в слогах. Постановка звука Р – изолированно и в слогах. Продолжить словарную работу по теме: «Строительство». Изучать  звуковой анализ слов, составлять и читать слова.

1

7

Постановка звуков Ш-в слогах и словах. Звука  Ж – изолированно и в слогах. Постановка звука Р – изолированно и в слогах. Продолжить словарную работу по теме:  «Наша Родина. День защитника Отечества». Продолжать звуковой анализ слов, составлять и читать короткие предложения.

1

8

Постановка звуков Ш- Ж –в слогах и словах. Постановка звука Р – изолированно и в слогах. Активизация звуков З-ЗЬ  во  фразовой речи. Продолжить словарную работу по теме:  «Наша Родина. День защитника Отечества». Продолжать звуковой анализ слов, составлять и читать слова, короткие предложения.

1

МАРТ

1

Постановка звука Р- изолированно и  в слогах. Постановка и активизация звуков Ш-Ж в слогах, словах. Проводить словарную работу по теме: «Наши мамы». Составление рассказов по сюжетным картинкам.

1

2

Постановка звука Р-  в слогах и словах. Постановка и активизация звуков Ш-Ж в слогах, словах. Активизация звуков Л-ЛЬ во фразовой речи. Составление рассказов по сюжетным картинкам

Проводить словарную работу по теме:  «Женские профессии».

1

3

Постановка звука Р- в слогах и словах. Постановка и активизация звуков Ш-Ж в  словах и предложениях.

 Проводить словарную работу по теме: «Весна»

1

4

Постановка звука Р-  в слогах и словах. Постановка и активизация звуков Ш-Ж в  словах и предложениях.

Задачи: Проводить словарную работу по теме: «Весенние цветы».

1

5

Постановка звука Рь- изолированно, звука Р-  в слогах и словах. Постановка и активизация звуков Ш-Ж в  словах и предложениях.  Проводить словарную работу по теме: «Весна. Весенние птицы».

1

6

Постановка звука Рь- изолированно. Постановка  Р-  в слогах и словах. Постановка и активизация звуков Ш-Ж в словах и предложениях. Активизация звука  Ц - во  фразовой речи. Продолжать звуковой анализ слов, составление слов, чтение их.

Проводить словарную работу по теме: «Весна. Весенние птицы».

1

7

Постановка звука Рь- изолированно,Р- в слогах и словах. Постановка и активизация звуков Ш-Ж в слогах, словах и предложениях. Активизация звука Ч- во  фразовой речи.

 Проводить словарную работу по теме: «Прилетают птицы». Продолжать звуковой анализ предложений, чтение их.

1

8

Постановка звука РЬ- изолированно, Р- в слогах и словах. Постановка и активизация звуков Ш-Ж - в предложениях.    Продолжать звуковой анализ слов,   чтение их. Знать печатные буквы Й,Е,Я.

Проводить словарную работу по теме: «Прилетают птицы».

1

АПРЕЛЬ

1

Постановка звука Рь -  изолированно, в слогах. Активизация звука Р в словах, предложениях.  Активизация звуков Ш-Щ -во фразовой речи. Проведение СЛОВАРНОЙ  РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Космонавтика»

1

2

Постановка звука Рь -  изолированно, в слогах. Активизация звука Р в словах, предложениях.  Активизация звуков Ш-Ж-во фразовой речи. Проведение СЛОВАРНОЙ  РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

«Космонавтика».

1

3

Постановка звука Рь -  изолированно, в слогах. Активизация звука Р в словах, предложениях.  Активизация звуков Ж, Ч- во фразовой речи.  Проведение СЛОВАРНОЙ  РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

 «Поле, сад, огород весной»

1

4

Постановка звука Рь -  в слогах  и в словах. Активизация звука Р в словах, предложениях.  Активизация звуков Ш-Щ во фразовой речи. Проведение СЛОВАРНОЙ  РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

 «Поле, сад, огород весной»

1

5

Постановка звука Рь -  в слогах  и в словах. Активизация звука Р в словах, предложениях.  Активизация звуков  Ч-Щ во фразовой речи. Проведение СЛОВАРНОЙ  РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

 «Поле, сад, огород весной».

1

6

Постановка звука Рь - в слогах  и в словах. Активизация звука Р в словах, предложениях.  Активизация звуков Ш-Ж во фразовой речи. Проведение СЛОВАРНОЙ  РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

 «Поле, сад, огород весной».

1

7

Постановка звука Рь -  в слогах  и в словах. Активизация звука Р в  предложениях и фразовой речи.  Активизация звуков Ш-Ж, Ч-Щ во фразовой речи.

Проведение СЛОВАРНОЙ  РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

 «Труд весной».

1

8

Постановка звука Рь -   в слогах  и в словах. Активизация звука Р в  предложениях и фразовой речи.  Активизация звуков Ш-Ж, Ч-Щ во фразовой речи.

 Проведение СЛОВАРНОЙ  РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:

 «Труд весной».

1

                                               

                              МАЙ

1

Постановка и активизация звука РЬ в словах, предложениях. Активизация звука Р – в предложениях и связной речи. Активизация звуков С-З  в активной фразовой речи.

Словарная  работа по расширению и активизации словаря по теме: «Первое мая». Составление рассказов по сюжетным картинам, обучение  пересказу с помощью выразительных средств и диалога с логопедом.

1

2

Постановка и активизация звука РЬ в словах, предложениях. Активизация звука Р – в предложениях и связной речи. Активизация звуков СЬ-ЗЬ, Ц - в активной фразовой речи.

 Словарная  работа по расширению и активизации словаря по теме: ««Первое мая». Пересказ .

1

3

Постановка и активизация звука РЬ в  предложениях и фразовой речи. Активизация звука Р – в предложениях и связной речи. Активизация звуков Ш-Ж - в активной фразовой речи.

 Словарная  работа  по расширению и активизации словаря по теме: «День Победы». Предлоги: ПО, ОКОЛО, ЧЕРЕЗ, ИЗ – ЗА, МЕЖДУ, ПОД

1

4

Постановка и активизация звука РЬ - в  предложениях и фразовой речи. Активизация звука Р – в предложениях и связной речи. Активизация звуков  Ч-Щ - в активной фразовой речи.

 Словарная работа по расширению и активизации словаря по  теме: «День Победы». Предлоги: ПО, ОКОЛО, ЧЕРЕЗ, ИЗ – ЗА, МЕЖДУ, ПОД

1

5

Постановка и активизация звука РЬ в  предложениях и фразовой речи. Активизация звука Р – в предложениях и связной речи. Активизация звуков Ч- Ц - в активной фразовой речи.

Словарная  работа  по расширению и активизации словаря по теме: «Москва»

1

6

Постановка и активизация звука РЬ в  предложениях и фразовой речи. Активизация звука Р – в предложениях и связной речи. Активизация звуков  Ш-Ж- в активной фразовой речи.

 Словарная работа по расширению и активизации словаря по теме: «Москва».

1

7

Постановка и активизация звука РЬ в словах, предложениях и фразовой речи. Активизация звука Р – в предложениях и связной речи. Активизация звуков С-З,СЬ-ЗЬ, Ш-Ж, Ч-Щ, Ц - в активной фразовой речи.

Словарная  работа  по расширению и активизации словаря по  теме: «Лес».

1

8

Постановка и активизация звука РЬ в словах, предложениях и фразовой речи. Активизация звука Р – в предложениях и связной речи. Активизация звуков С-З,СЬ-ЗЬ, Ш-Ж, Ч-Щ, Ц - в активной фразовой речи.

Словарная  работа по расширению и активизации словаря по теме: «Лес». Изучение букв из разрезной азбуки Я, Ы, Э.

1

Содержание программы.

1-2 неделя сентября

1. Обследование речи детей.

2. Развитие общей и специальной моторики.                              3Образование существительных множественного числа

Грамотная постановка вопроса Кто? Что?.

4.Грамматика.

Согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже.

Прямое дополнение:

а) именительный падеж + глагол + прямое дополнение. Форма винительного падежа совпадает  с формой И.П.

б) И.П. + согласованный глагол + прямое дополнение (Я вижу картину, Я смотрю на Мишу).

5.Постановка губно –губных звуков В-Вь, Ф—ФЬ, П-ПЬ,Б-БЬ

3 – 4  неделя сентября.

1. Механическая постановка изолированного звукопроизношения  звуков С-Сь, З-Зь изолированно и в слогах.

2. Отработка правильной артикуляции изолированно и в слогах.

3.Словарная работа по темам: «Ранняя осень», «Школа», «Занятия детей осенью», «Овощи- огород», «Фрукты – сад», «Труд осенью».

Цель: Рассматривание основных явлений осени, овощей, фруктов. Изучить характерные осенние явления: похолодание, изменение цвета трав, листьев, пожелтение, опадание листвы. Работать над активизацией новых слов в языке: на небе появляется туча, моросит дождь, становится пасмурно. Дни стали короче, а люди надевают плащи, пальто, резиновые сапоги, галоши.

Знать название месяца – сентябрь. Знать основные овощи, фрукты, их качества, цвет, форму, величину, вкус.

4.Выход в связную речь. Описательный рассказ. Составление описательного рассказа по предметной картинке.

5.Лексика (накопление и активизация словаря).

Существительные: морковь, репа, капуста, картофель, лук, горох, фасоль, помидор, огурец, кабачок, баклажан, яблоко, груша, слива, виноград, вишня, апельсин, лимон, лестница, корзина, мешок, ящик.

Глаголы: Поспевают, созрели, убирают, заготавливают, солить, засушить.

Школьные принадлежности:

а) существительные: школа, школьник, школьница, учитель, парта, стол, стул, карандаш, пластилин, бумага, доска, мел, форма.

б) глаголы: идти, вернуться, слушать, рисовать, учиться, учить, выполнять домашнее задание.

6. Подготовительная работа по обучению грамоте.

1. Анализ предложения по словам.

2. Анализ слова по слогам.

                                                                 

                                       

ОКТЯБРЬ.

Постановка и активизация звуков С-СЬ,  З-ЗЬ в слогах и словах. Постановка изолированного звука Л-ЛЬ.

 Провести словарную работу по темам: « Золотая осень», «Кусты и деревья», «Человек», «Семья», «Птицы».

                                  1 неделя октября.

 Золотая осень – самый красивый период года. Листья опадают с деревьев. Это явление называется листопадом. Деревья все больше меняют окраску. На улице становится все холоднее, небо пасмурное, часто моросит дождь.

Закрепить названия деревьев: береза, тополь, ель, сосна, клен, дуб, ива, липа, каштан, рябина, акация. Изучить форму их листьев и плодов.

        Кустарники: шиповник, жасмин, черемуха, калина, дикий виноград, их плоды, знать, что из ягод варят варенье и делают компоты, плоды садовых  деревьев и кустарников полезны для человека.

        Перелетные птицы улетели в теплые края. Зимующие  птицы остаются в городах и селах. Это воробьи, голуби, вороны, галки, синицы, зяблики, снегири и ряд других.

        У человека много работы осенью в садах и огородах. Нужно  собрать оставшиеся овощи: капусту, редиску, картофель, помидоры в теплицах. Убрать листву, сорную траву, очистить участок  от  ненужных растений.

         Мамы заботятся о теплой одежде для своих детей, приготовили новые куртки с капюшоном, теплые носки и перчатки, длинные комбинезоны  и пушистые кофты.   Папы гуляют с детьми по паркам, собирают желтые и красные листья в букеты. Красивые осенние листья ставят в вазы, дети рисуют картины на темы осенней природы.      

 

         

                                  2 неделя октября.

                                    ЧЕЛОВЕК.

Изучить названия частей тела человека: голова, шея, плечо, грудь, живот, нога, рука, спина.

Лицо, части лица, рука: ладонь, пальцы, локоть.

Семья: мама, папа, брат, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка, сестра, брат.

                                 3 неделя октября.

Птицы. Существительные: скворцы, грачи, ласточки, кукушка, соловей, дикие утки, гуси, ворона, сорока, галка, воробей, снегири, синица, голубь, жаворонок, щегол, стриж, дятел, курица, индюк.

Словосочетания: перелетные птицы, зимующие птицы, домашние птицы.

Глаголы: подпрыгивает, охорашивается, нахохлиться, долбит, расклевывает, кочевать, перелетать, чирикать, щелкать, топорщиться, перелетать, щебетать.

                                4  неделя октября.

ПОЧТА: почтальон, телефон, телеграф, телефонист, почтовый ящик, письмо, конверт, газеты, журналы. приносит, разносит, раскладывает, звонить, посылать.

Формирование фразовой речи, грамматический строй речи.

1. Работа над определением.

2.Согласованные прилагательные.

3. Количественные и порядковые числительные.

4. Работа над связной речью.

а) Пересказ по готовому плану.

б) Описание по восприятию.

в) Описание по памяти.

5. Обучение грамоте.

Продолжить звуковой анализ слова, используя схему звукового анализа. Знакомство со звуком и буквой М,Н, П, И.

        

                              НОЯБРЬ.

Постановка звука Ц изолированно, в слогах и словах. Постановка и активизация звука Л в слогах и словах. Автоматизация звуков С-СЬ, З-ЗЬ в словах, предложениях и связной речи.

Словарная работа по темам: «Наша Родина», «Поздняя осень»,  «Домашние животные», «Дикие животные».

1 неделя ноября.

Тема: «Наша Родина Россия».

Рассказать детям о нашей стране, воспитывать любовь к Родине. Развивать положительное отношение к своей стране, формировать эмоции, мыслительную деятельность детей.

Наша Родина – многонациональная страна. В ней много городов и сел. Люди трудятся, растят детей, помогают друг другу.

2 неделя ноября.

« Домашние животные».

Научить детей определять на картине домашних животных, рассказывать о них.

Словарь: корова, коза, овца, баран, козел, бык, лошадь, свинья, кошка, собака, осел, олень, верблюд.

3 неделя ноября.

 «Детеныши животных».

Научить детей новым приемам словообразования с помощью суффиксов, закрепить единственное и множественное число в названиях животных.

Котенок – котята, щенок – щенята, поросенок – поросята, жеребенок – жеребята, теленок – телята, ягненок – ягнята, козленок – козлята, верблюжонок – верблюжата, олененок – оленята, бычок – бычки, ослик – ослики.

4 неделя ноября.

Словарная работа по теме « Транспорт».

Обогащение и активизация словаря по данной теме, расширение знаний детей об особенностях транспорта в нашей стране: люди ездят на большие расстояния, перевозят грузы в города, села, ездят на поездах, кораблях, автобусах, такси, метро, трамваях, троллейбусах,  летают на самолетах и вертолетах.

Лексика: автобус, троллейбус, метро, паровоз, тепловоз, поезд, вагон, самолет, вертолет, легковая машина, самокат, мотоцикл, мотороллер, подъемный кран, кабина, кузов, руль, педаль, тормоз, крылья, хвост, весло, палуба, платформа, шоссе, дрога, аэродром, подземный переход, светофор, бензин, пассажир, шины, фары, остановка, проводник.

Формировать фонематический слух с помощью звонких – глухих согласных в словосочетаниях и коротких словах: СА –ЗА, ТА –ДА, КА –ГА, БА –ПА, ВА –ФА, ВАТА –ВОДА, ЗУБ –СУП, САМ –ЗАМ, ГОД –КОТ, САЙКА-ЗАЙКА,   и т.д.

                                    ДЕКАБРЬ.

Постановка и активизация звука Ч- изолированно,  в слогах. и словах.

Постановка звуков Л- Ль,  Ц-Ч  в  словах, предложениях и связной речи. Постановка звука Щ- изолированно, в слогах и словах.

Словарная работа по темам:

ПРОФЕССИИ, ОДЕЖДА, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ, ОБУВЬ, ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ.

1 неделя.

Тема: Профессии.

Существительные: пилот, механик, радист, летчик, машинист, вагоновожатый, водитель, проводник, кондуктор, контролер, носильщик, капитан, матросы, рулевой, боцман.

Глаголы: летит, плывет, едет, мчится, заводит двигатель, сигналит. Поливать, копать, поднимать, останавливаться, закрыть, открыть, переходить.

ОБРАЗОВАНИЕ  НОВЫХ глаголов,  различающихся  по временам, числам, с помощью приставок:

ПРИЛЕТЕЛ – УЛЕТЕЛ, ВЗЛЕТЕЛ, ПРОЛЕТЕЛИ, УЕХАЛ – ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, ВЪЕХАЛ, ЗАЕХАЛИ, ПРИЕХАЛИ, ПОДЪЕХАЛИ.

ОБРАЗОВАНИЕ сравнительных наречий: быстро – быстрее, медленно – медленнее, высоко, низко, далеко, близко, осторожно, внимательно, вперед, назад, сзади, позади.

Составление словосочетаний:

плывет по волнам, летит в небе, переходить улицу, отправлять поезд, чинить машину, качать шину, повернуть направо, налево, проверить билеты, купить билет.

Прилагательные:

железный, деревянный, пластмассовый, стеклянный, мягкий, твердый, красивый, внимательный, осторожный, быстрый, скорый.

2 неделя.

Тема: ОДЕЖДА, ПОШИВ ОДЕЖДЫ.

Закрепить у детей знание основных видов одежды. Привести новые понятия о пошиве одежды, изучить профессии детей людей, которые принимают-  

участие в пошиве одежды.

      Существительные: рубашка, брюки, пиджак, юбка, кофта, платье, пальто, плащ, шуба, перчатки, носки, варежки, шарф, трусы, майка, футболка, тенниска, колготки, костюм, блуза.

Профессии: ткачиха, швея, портниха, прачка.

Место работы: швейная фабрика, ткацкая фабрика, ателье пошива одежды.

Прилагательные: шерстяной, -ая, -ые, хлопчатобумажная, -ая, -ые, кожаный, -ая, -ые, шелковая, меховая, красивые, нарядные, разноцветные, теплые, выстиранное, выглаженное.

Глаголы: ткать, шить, стирать, гладить, чистить, ухаживать, вешать, одевать, надевать, убирать, снимать.

Различать глаголы: шить –зашить, пришить, вышить, штопать, заштопать, раздеть – раздеться, одеть – одеться.

3 неделя. «Головные уборы».

Знать головные уборы: шапка, шляпа, платок, фуражка, панама, берет, знать, из какого материала шьют головные уборы и в какое время года их надевают.

«Обувь».

Научить детей различать основные виды обуви: сапоги, ботинки, туфли, босоножки, сандалии, галоши, валенки. Научить приемам простого ухода за обувью: щетка, крем, мытье, просушивание.

Прилагательные: резиновые, кожаные, матерчатые.

профессии: сапожник, закройщик обувных изделий.

Глаголы: шить, пришивать, ремонтировать, чинить, чистить, ухаживать.

4 неделя.

Словарная работа по теме: «ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ».

Научить детей  названиям основных продуктов питания, сообщить знания о том, из чего получают продукты питания.

Из мяса – котлеты, колбасу, из молока – сыр, масло, сметану, кефир, творог, сливки.

Из муки – пирожки, хлеб, баранки, булки, сухари, пироги, печенье, макароны, лапшу, пирожные.

Из риса делают рисовую кашу. плов. голубцы.

Из пшеницы, манки, гречки варят супы и кашу.

Такие блюда, как суп, каша, борщ, макароны, компот, какао и кофе – варят.

Грибы, рыбу, котлеты – варят и жарят на сковороде.

Пироги, пирожки, блины – пекут, а молоко – кипятят.

Знать вкусовые качества продуктов питания:

компот, кофе, какао, чай, компот – сладкие.

Рыба, сыр – соленые,

Кефир, творог – кислые.

Прилагательные: вкусный – невкусный, соленый, сладкий, горький, кислый, горячий, холодный.

Наречия, образованные от данных прилагательных:

вкусно, горячо, кисло, холодно.

Глаголы: отрезать, налить, пожарить, вылить, убрать, положить – кладу, поставь – ставлю. Налей – вылей, ПЕРЕЛЕЙ, долей, отлей, Завтракать, обедать, полдничать, ужинать.

 

         

                                              ЯНВАРЬ.

1-4 неделя.

Постановка звука Р – изолированно. Активизация звуков  Ч-Щ  словах и предложениях. Автоматизация звуков Л-ЛЬ, С-СЬ,З-ЗЬ, Ц – в связной речи.

Словарная работа по теме: «Жизнь животных и птиц зимой».

Сформировать у детей представление о жизни животных в зимнее время в лесу, когда они стараются зарыться в снег, чтобы укрыться от ледяной стужи. Работа над  закреплением словаря и формирование правильной грамматической структуры речи. Работа над формированием фонематического слуха в словах.

Рассказ дефектолога:

       Медведи зимой спят в своих берлогах. Большое событие в берлоге у медведицы: в период самых больших холодов у нее родились медвежата, очень маленькие, слепые и беспомощные. Они согреваются у мамы на животе и питаются молоком.

          Зайчики сидят днем под кустами, незаметно кормятся корой деревьев и кустарников. Белый цвет их шерсти сливается с цветом снега. Лесники заботятся о зайцах и заготавливают для них ветви осины на зиму. В парке можно увидеть следы белок, эти следы с  растопыренными  пальцами  отличаются от следов других животных тем, что они маленькие, частые. Весь день белка занята добыванием пищи.  В сильные морозы она прячется в дупле, затыкает отверстие своей шерстью и пухом, несколько дней может не выскакивать из своего домика. Лисицы и волки заняты добыванием пищи, они голодные, быстро бегают по сугробам. Основной пищей их являются маленькие животные – мыши, зайцы, белки, бурундуки.

       Домашние животные живут рядом с человеческим жильем в специально отведенных помещениях- коровниках, свинарниках, овчарнях. Им нечего бояться зимой, их защищают люди.

      Птицы зимой замерзают от лютого мороза, ветра. Им трудно найти себе корм, поэтому люди должны заботиться о птицах и кормить их. В парках, садах для птиц развешивают кормушки, куда насыпают зерно, крошки хлебы, для синичек кладут сало.

         Рыбы зимой опускаются глубоко  на дно реки, многие рыбы засыпают. Тело их покрывается слизью, как шубой. Реки укрыты толстым слоем льда, поэтому рыбе трудно дышать, ей не хватает воздуха. Поэтому люди должны прорубать во льду проруби, через которые в воду поступает чистый воздух.

                    1-2 неделя января.

            Формирование фразовой речи.

Задача: учить детей составлять простые предложения, распространенные обстоятельствами ( наречиями). Продолжать обучение построению сложносочиненных предложений с союзами.

Методика работы:

1.Составление рассказа по сюжетной картине.

2. Пересказ прочитанных рассказов и сказок по вопросам и частям.

                         3 неделя января.

             Работа над грамматическим строем речи.

Задача: помочь детям практически усвоить существительные в винительном, творительном, предложном падежах. Учить детей образовывать прилагательные от существительных, качественные прилагательные.

Учить детей изменять прилагательные по родам, числам, падежам, учить согласованию глагола с существительным в роде и лице (1,2,3)

                       

                          4 неделя января.

Обучение грамоте.

 Продолжить изучение звукового состава слов с детьми, проводить звуковой анализ, составление и чтение по слогам  одно – двух – и трехсложных слов, состоящих из прямых, обратных, открытых и закрытых слогов (сом, кот, вода, окно, мотор, лопата).

Учить читать слова и предложения, короткие тексты по азбуке. Знать печатные буквы Д,В, Г,Е.

                         ФЕВРАЛЬ.

Постановка звуков Ш- Ж – изолированно, в слогах и словах. Постановка звука Р – изолированно и в слогах. Активизация звуков Щ-Ч, Л-ЛЬ,С-СЬ,З-ЗЬ  в словах, предложениях и фразовой речи.

Продолжить словарную работу по темам:

 1 неделя:«Жилой дом», «Мебель», «Посуда»,

2 неделя:  «Комнатные растения»,

3 неделя: «Строительство»,

4 неделя  «Наша Родина», «День Защитника Отечества».

1 неделя.  Тема «Жилой дом», «Посуда» , «Мебель».

Задача: Знать основные части квартиры: коридор, столовая, спальня, ванная, кухня и их назначение в жизни семьи. Какая мебель стоит в какой комнате, ее функциональное назначение. Знать название посуды, ее частей, ее назначение, свойства, как нужно обращаться с ней.

 Активизация лексического запаса:

В коридоре раздеваются, вешают вешалку на пальто, причесываются, переобуваются, снимают сапоги, туфли, надевают тапочки. Стоит телефон.  В столовой есть стол, стул, шкаф для книг и посуды, телевизор, зеркало, кресло, диван.

Спальня предназначена для сна. В ней стоит кровать, диван, бельевой шкаф, столик, кресло.

Кухня нужна человеку для приготовления и приема пищи.

Здесь стоит плита, кухонный стол, мойка для посуды, табуреты.

Существительные: чайник, кофейник, сахарница, чашка, стакан, блюдце, чайная ложка, бутылка, банка, бидон, кастрюля, сковородка, половник, кувшин, миска, дуршлаг.

Прилагательные: деревянный, пластмассовый, железный, стеклянный, обеденный, письменный, журнальный, книжный, бельевой, туалетный, посудный, фарфоровая, стеклянная, чайная, столовая, кухонная, мелкая, глубокая.

глаголы: умываться, причесываться, одеваться, раздеваться, переобуваться, снимать, надевать, вешать, складывать, убирать, обедать, ужинать, спать, купаться.                  

        2 неделя.

             Тема: «Комнатные растения».

Знать комнатные растения и особенности ухода за ними. Продолжить развитие фонематического слуха с помощью звонких – глухих согласных в словосечетаниях.

Словарь: амариллис, бальзамин, пальма, бегония,  фуксия, апельсин, алоэ.

Уход за растениями осуществляется в виде мытья подоконников и полива растений два раза в неделю. Перечисленные растения используются для дидактических игр на описание объектов. Дети знакомятся с разнообразными формами растений, их листьев, цветков, отмечают рост растений.

                             3 неделя.

Тема: «Строительство».

Познакомить детей с трудом строителей, которые строят в нашей  стране города, жилые дома и дороги. Дома строятся из кирпича, собирают из панелей, блоков, изготовленных на специальных заводах. В новые дома проводят водопровод, электричество, газ. Каменщикам, штукатурам, малярам, сантехникам, крановщикам, помогают работать машины: подъемные краны, экскаваторы, бульдозеры, самосвалы.  Высотные дома возводятся быстро. Знать профессии строителей, уметь рассказать об их работе (маляр клеит обои, красит, каменщик укладывает кирпич, плиты).

                       4 неделя.

   Тема: «Наша Родина. День защитника Отечества».

 Воспитывать у детей любовь к своей Родине, которую защищают наши вооруженные силы. Познакомить детей с военными профессиями.

Основная тематика беседы: Российская армия – защитница нашей Родины, это армия мира. Во время Великой Отечественной войны наши воины совершили много героических подвигов во имя нашей отчизны, разгромив грозного врага. Нужно беречь обелиски, памятники, возлагать букеты цветов в знак памяти о наших солдатах. Знать военные профессии: летчик, ракетчик, танкист, десантник, радист.

 Обучение грамоте.

Продолжать звуковой анализ слов, составлять и читать слова, короткие предложения. Читать предложения, короткие тексты по азбуке. Обучать печатным буквам: Ж, З, Г, Э.

        Март.

Постановка звука Р- изолированно, в слогах и словах. Постановка и активизация звуков Ш-Ж в слогах, словах и предложениях. Активизация звуков Л-ЛЬ,Ч-Щ, Ц в словах, предложениях и фразовой речи.

 Проводить словарную работу по темам

1 неделя -  «Наши мамы»,

2 неделя - «Женские профессии»,

3 неделя - «Весна», «Весенние цветы»,

4 неделя -  «Прилетают птицы».

                                    1 неделя.

                    Тема: «Женский день».

Познакомить детей с настоящим значением Международного женского дня в жизни страны и каждого человека – это праздник всех трудящихся женщин. Женщины в нашей стране трудятся на заводах и в школах, лечат больных, воспитывают детей. Все уважают и любят женщин. Нужно заботиться и слушать маму, бабушку, быть к ним внимательными и чуткими. Прочесть стихи о маме.

                                       2 неделя.

                  Тема: «Женские профессии»

Знакомство с женскими профессиями в нашей стране и в мире. Значение женщин в жизни всех людей.                    

Работа над словарем:

Существительные.  Врач, медсестра, учитель, воспитатель, няня, повар, швея, портниха, водитель, уборщица, инженер, стилист, флорист, музыкант.

Прилагательные: заботливая, внимательная, добрая, аккуратная, добрая, ласковая, любящая.

Глаголы: учить, воспитывать, любить, беречь, трудиться, готовить, шить, стирать, гладить.

                                             3 неделя.

                     «Весна. Весенние птицы».

 Научить детей различать перелетных и постоянно живущих в нашей местности птиц. Формировать фонематический слух с помощью звукоподражания (га – га, ка – ка, да – да, та –та).

Тема рассказа: У нас в Подмосковье живут постоянно такие птицы, как вороны, галки, сороки, воробьи, синицы, дятлы. Они не боятся холода, могут найти корм. С наступлением весны прилетают скворцы, жаворонки, соловьи, зяблики.

Глаголы: щебечут, поют, заливаются, вьют гнезда, высиживают птенцов.

Формирование связной речи: составление сложноподчиненных предложений с союзами ДЛЯ ТОГО. ЧТОБЫ,  ПОТОМУ ЧТО.

    4 неделя. «Прилетают  птицы».

Формирование фразовой речи: составление рассказов по сюжетным картинкам, по серии сюжетных картин, пересказ рассказов и сказок, интонационная оформленность речи.

Работа над грамматическим строем речи.

Изменение глагола по лицам, по времени. Образование сложных слов вида ЛЕДОХОД, ПАРОХОД.

Согласование глагола с существительным.

Обучение грамоте. Продолжать звуковой анализ слов, составление слов, предложений, чтение их. Знать печатные буквы Й,Е,Я.

                                           АПРЕЛЬ.

Постановка звука Рь -  изолированно, в слогах  и в словах. Активизация звука Р в словах, предложениях и фразовой речи.  Активизация звуков Ш-Ж, Ч-Щ во фразовой речи.

 Проведение СЛОВАРНОЙ  РАБОТЫ ПО ТЕМАМ:

«Космонавтика», «Поле, сад, огород весной», «Труд весной».

                                             1 НЕДЕЛЯ.

                             « КОСМОНАВТИКА»        

 Познакомить детей с  праздником 12 апреля, когда  наша страна отмечает День космонавтики. В этот день в космосе побывал Юрий Алексеевич Гагарин. Составить рассказ об освоении космоса в научных целях, о станции МКС, на которой постоянно живут космонавты и изучают природу и космос. Формировать фонематический слух с помощью коротких фраз, содержащих звонкие – глухие звуки.

                                    2 – 3  неделя.

              «Поле, сад, огород весной».

 Закреплять применение в активном словаре существительных  и глаголов. Знать о труде на земельном участке в весеннее время года.

Существительные: сад, дерево, ствол, ветки, листья, корни, огород, грядки, удобрения, вредители (гусеницы, бабочки, жуки), семена, саженцы, парники, чернозем, сорняки.

Садовый инвентарь: грабли, ведро, насос, опылитель, шланг, трактор, плуг, сеялка.

 Глаголы: сажать, зреет, спеет, распускается, расцветает, собирать, срывать, окапывать, полоть, окучивать, удобрять, поедать, копать, поливать, опрыскивать, сеять, выращивать.

                               4 неделя.

                      Тема:  «ТРУД  ЛЮДЕЙ  ВЕСНОЙ».

 Активизировать словарный запас детей с помощью слов о труде в природе весной. Работать над развитием фонематического слуха в  словах и коротких предложениях.

Рассказ логопеда: Ранней весной люди готовят землю к посеву, для этого пашут, удобряют землю, обрабатывают семена, ухаживают за посевами (пропалывают, окучивают, поливают), чтобы осенью собрать высокий урожай хлеба, фруктов, овощей. В садах окапывают деревья, опрыскивают их раствором, чтобы уничтожить вредителей деревьев. Труд на земле проводится с помощью разных машин. Это тракторы, сеялки, бороны, культиваторы. Труд на земле кормит наш народ.

                                  МАЙ.

Постановка и активизация звука РЬ в словах, предложениях и фразовой речи. Активизация звука Р – в предложениях и связной речи. Активизация звуков С-З,СЬ-ЗЬ, Ш-Ж, Ч-Щ, Ц - в активной фразовой речи.

Проводить словарную работу по расширению и активизации словаря по таким темам: «Первое мая»,«День победы», «Москва», «Лес».

                                  1 неделя.

Тема: ПЕРВОЕ МАЯ.

 Познакомить детей со значением праздника Первомая в жизни трудящихся всего мира. Закрепить знания о том,  что россияне уважают трудящихся всех стран, помогают в трудное для них время. Проявлять дружеское отношение к детям и взрослым других национальностей.

Развивать связную речь детей. Продолжить составление рассказов по сюжетным картинам, обучать пересказу с помощью выразительных средств и диалога с логопедом.

                                       2 неделя.

Тема: ДЕВЯТОЕ МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ.

Познакомить детей с грандиозным значением Дня Победы в истории нашей Родины, когда вся страна празднует Победу над фашистами в Великой Отечественной войне. Весь народ чтит память погибших героев, приносит  цветы к памятникам нашим воинам.

Работать над грамматическим строем речи. Употребление предлогов: ПО, ОКОЛО, ЧЕРЕЗ, ИЗ – ЗА, МЕЖДУ, ПОД. Согласовывать существительные с числительными, подбирать синонимы (родственные слова).                                                                

                                      3 неделя.

Тема:  « МОСКВА»

Развивать представления детей о Москве как о столице нашей Родины. Отметить достопримечательности столицы: Красная площадь – самая главная площадь страны. Кремль – сердце нашего государства, где работает правительство. В Москве много красивых улиц, с которыми связаны история и жизнь нашей страны: Тверская, Пречистенка, Покровка, Полянка, Котельническая набережная, Садовое кольцо, Дмитровка.  Особенно расцветает Москва весной, когда распускаются деревья, цветут цветы и травы.

Продолжить звуковой и буквенный анализ слов. Составлять короткие слова и предложения по разрезной азбуке. Изучить печатные буквы Ю, Ч, Ц.

        4 неделя.

                              Тема: «Лес».

Продолжить развитие речи детей с помощью рассказов по серии сюжетных картин  о лесе и его обитателях.

Существительные: лес, роща, бор, поляна, опушка, тропинка, опушка, тропинка, ель, сосна, рябина, малина, земляника, клюква, болото, река, ручей, берег, мост, дно, течение, пень, листок, стебель, листики, трава.

Прилагательные: густой, тенистый, пестрая, березовая, гладкий, зубчатый, прозрачный, мутная, холодная, узкий, извилистый, родниковая, чистая, прохладная.

Продолжить изучение букв из разрезной азбуки Я, Ы, Э.

             Практическая речевая работа  с детьми летом.

Продолжить словарную работу и развитие связной речи. Продолжить работу по формированию грамматического строя речи. Строить предложения разных грамматических конструкций. Учить правильно пользоваться союзами и союзными словами в сложноподчиненных предложениях.  Продолжить составление рассказов по серии сюжетных картин. Придумать творческие рассказы на предложенную тему. Закончить работу по обучению алфавиту буквами Ш,Ф,Ъ,Ь. Обобщить работу по проведению звуко – буквенного анализа, подбирая слова с разным количеством букв. Понимать смысл обращенной речи и прочитанные тексты.

В мае - июне начинает зацветать черемуха, а за ней – плодово – ягодные деревья: вишня, яблоня, груша. В садах – настоящий праздник цветов. Ароматом цветов напоен воздух. Пчелы собирают нектар, приносят мед. Распустились садовые цветы: нарциссы, тюльпаны, анютины глазки, ирисы, флоксы, пионы.

Рассказ логопеда:

Наступило лето. Солнце поднимается все выше и выше. После теплых проливных дождей напоенная влагой земля расцветает всеми красками. Луга все в цветах. Насекомые: жуки, бабочки, комары, пчелы, осы, стрекозы, мошки опыляют цветы, многие насекомые приносят пользу. Красным цветом спеет малина, клубника. На лугах начался сенокос. На полях зреют пшеница, рожь, овес, ячмень, просо, гречка. В садах и на огородах поспевают овощи и фрукты. Многие дети уезжают на лето на дачу или к бабушке в деревню. Много игр можно придумать с друзьями. Лето – замечательное время года для всех детей.

Список литературы:

1. Выготский Л. С. Психология развития человека. М., 2005;

2.Выготский Л.С. Мышление и речь.-М., 1996

3. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии.-М., 1996.

4. Зорина (Соколова) О.Г. Влияние конфликтных переживаний на

  дисграфические  отклонения в письменной речи учащихся младшего

  и среднего  школьного возраста. Материалы Второй Всероссийской

  учебно – практической конференции по психотерапии:

   «Психотерапия: от  теории к практике». – М.,1997.

5.Зорина (Соколова) О.Г. Особенности коррекционно – развивающего

  обучения в начальной школе. Сб. «Опыт работы учреждений

  системы образования г. Москвы».- М., 1996.

6. Зорина (Соколова) О.Г. Как развивать речь детей. «Педагогический

  Вестник» №199. -М., 1998.

7. Зорина (Соколова) О.Г. Коррекционные упражнения для развития

  мелкой моторики рук на занятиях по обучению грамоте в младших

  классах школы коррекционно –развивающего обучения. Сб. НИИ

   Коррекционной Педагогики.- М., 1998.

8. Логопедия. Учебное издание по ред. Шаховской С.Н., Волковой

   Л.С.-М.,  2002.

9. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при

   локальных поражениях мозга.- М.,1969

10. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших

    школьников -М., 1995.

11. Соколова О.Г. Комплексные дефекты и их компенсация у

   Учащихся младших классов школы коррекционно – развивающего

   обучения. Материалы IY Всероссийской научно – практической

   конференции по психотерапии и клинической психологии.-М.,2000.

12. Соколова О.Г. Особенности устранения дисграфических ошибок у

   младших и средних школьников с нервно – психическими

   нарушениями. Всероссийские Педагогические Чтения  ИКП РАО.- М., 2001.

13.Филичева Т.Б.,  Чевелева  Н.А., Чиркина Г.В. Основы логопедии.- М.,

    Просвещение, 1989

14. Щерба Л.В. Теория русского письма. Отв.  ред.  Зиндер Л.Р.-Л., 1983.

15. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. Под ред. Даыдова В.В., Нежновой Т.А.– М., 1998.