Мои методические разработки
В качестве одной из страниц этого сайта автор может предложить уважаемым читателям методические материалы из большого практического опыта работы учителя- логопеда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Применение игры – драматизации в процессе активизации звука Ш у детей с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Учитель – логопед Соколова О.Г.
апрель 2016 год
Образовательная задача: Обучать детей применению универсальных навыков по звукопроизношению звука Ш в процессе игры –драматизации потешек и прибауток. Автоматизировать звук Ш в предложениях в процессе диалогических высказываний. Закреплять умения правильного произношения звука Ш в предложениях; развивать навыки фонематического анализа; расширять словарь имен прилагательных. Формировать учебные умения по дифференциации имен существительных, глаголов и имен прилагательных в речи детей. Учить детей структурировать распространенные предложения.
Воспитательная задача: Воспитывать у детей любовь к богатству русского языка, к родному слову. Развивать личность ребенка.
Коррекционная задача: Формировать словесно-логическое мышление у детей с речевой патологией, развивать внимание, корректировать звукопроизношение, совершенствовать произвольное запоминание.
Содержание занятия:
1. Организация начала занятия:
- Здравствуйте, дети, занимайте свои места.
2. Сообщение темы и цели занятия:
-Сегодня мы будем рассказывать маленькие стихотворения (потешки, прибаутки) и играть с ними.
3.Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука Ш:
Логопед:
- Давайте повторим артикуляцию звука Ш:
Артикуляция звука Ш
1.Губы округлены и выдвинуты вперед.
2. Зубы сомкнуты, либо сближены.
3.Кончик языка приподнят к передней части неба (у альвеол), но не прижат. Мышцы языка не слишком напряжены.
4.Боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам.
5. Воздух выдыхается равномерно посередине языка.
6.На ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая струя воздуха.
7. Звук Ш- согласный, всегда твердый, всегда глухой.
4. Игра – драматизация потешки «Котик»
- Логопед:
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы –
Удивительной красы.
Глаза смелые, зубки белые.
-Сережа у нас будет котиком (логопед надевает на ребенка шапочку –маску котика), а Маша будет хозяйкой котика (надевает на Машу шапочку – беретку и дает в руки сумочку с гостинцами для котика – сметаной в небольшой крынке и пирожок).
-Дети, давайте расскажем все вместе про нашего кота. Дети повторяют потешку за логопедом, а затем Маша и Сережа рассказывают потешку самостоятельно.
-Послушайте еще раз потешку и ответьте, какие у котика глаза? Какие у котика зубки?
-На какой же вопрос отвечают слова СМЕЛЫЕ, БЕЛЫЕ (Какие?)
-Какие слова – признаки можно подобрать для слов глаза? зубки? (Дети подбирают подходящие имена прилагательные, а логопед помогает в процессе речевой работы расширять словарь имен прилагательных, напоминая детям вопрос КАКИЕ?).
5. Игра – драматизация прибаутки «Медведь».
Логопед:
-У Мишки в чаще
Шиповник слаще.
У волнушек шляпки широкие,
У вешенок шляпки большие.
Я Мишку не боюсь,
Я шиповник с шипами сорву,
Вешенки в лукошко положу,
Волнушки в кадушке засолю,
Мишке грибов и ягод на зиму запасу.
(О.Г. Соколова)
- Саша у нас будет медведем Мишкой, а Лена, Максим и Арина – дети в чаще (логопед надевает шапочку – маску медведя на Сашу, а Лене и Арине повязывает красивые косынки на голову, дает Максиму в руки лукошко, ставит небольшую кадушку). Дети повторяют совместно с логопедом текст прибаутки, а участники игры – драматизации выполняют действия персонажей. После совместного повтора прибаутки логопед выбирает других трех участников игры –драматизации, а остальные дети произносят прибаутку сначала.
Логопед:
- Я буду читать сначала, а вы называйте слова, в которых есть звук Ш.(Производится фонематический анализ слов со звуком Ш).
- В слове Мишка на каком месте мы слышим звук Ш? (В середине слова)
- В слове ШИПОВНИК на каком месте мы слышим звук Ш?(дети повторяют слово и определяют место звука Ш).
- На какой вопрос отвечают слова: сорву, запасу, засолю, положу, не боюсь (Что делаю? Что сделаю?) Что они обозначают? (Действие)
6. Игра – драматизация стихотворения «Петрушка»
Логопед показывает детям игрушку Петрушка, а затем выбирает ребенка на роль Петрушки, надевает на него колпачок, манишку с помпонами - пуговицами и рассказывает:
У нашего Петрушки
Всегда веселый вид,
Широкие штанишки,
Колпак и нос блестит.
Пушистые помпоны,
Большие башмаки,
Спляши, Петрушка милый,
Стишок нам расскажи.
(О.Г. Соколова)
Логопед предлагает детям встать в круг вокруг Петрушки и ведет хоровод, повторяя стихотворение, дети показывают на отличительные особенности Петрушки, о которых говорится в стихотворении.
Логопед:
- Найдите слова со звуком Ш в стихотворении.
Дети проводят фонематический разбор и анализ слов на звук Ш в начале, в середине и в конце слов.
Затем логопед предлагает роль Петрушки другому ребенку, дети снова встают в хоровод и повторяют стихотворение.
7. Выделение имен прилагательных из текста.
Логопед проводит речевую работу по выделению имен прилагательных из текста.
-Я буду сначала читать стихотворение, а вы будете называть только слова, отвечающие на вопрос: Какой? Какая? Какие? Это слова, обозначающие признаки предметов.
Дети выделяют признаки предметов из текста (название «Имя прилагательное» дети будут изучать в школе).
8. Структурирование распространенных предложений.
Логопед:
- Я называю слова, а вы постройте из них предложение и дополните его признаками предмета:
У, хвост, кота. Дети строят предложение и дополняют его именами прилагательными (большой, роскошный, пушистый, красивый и др.)
Маша, гриб, нашла. (Большой, широкий, важный, съедобный и проч.)
Лесной, трава, на, полянке, растет. (Высокая, шелковая, пахучая и т.д.)
В, Спасская, Кремле, есть, башня (Древняя, стройная, высокая и т.д.)
9. Подведение итогов занятия.
-Сегодня на занятии мы учились грамотно произносить звук Ш в стихотворениях. Выделяли слова, обозначающие действия предмета и признаки предмета. Учились самостоятельно составлять предложения и дополняли их признаками предметов.
Предварительный просмотр:
Развитие речи детей в процессе игры – драматизации при активизации звука Р у детей с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Учитель – логопед Соколова О.Г.
май 2016 год
Образовательная задача: Продолжить обучение детей грамотному применению универсальных навыков по звукопроизношению звука Р в процессе игры –драматизации детских сценок и стихотворений. Автоматизировать звук Р - в словах и предложениях в процессе диалога. Закреплять умение правильно произносить звук Р в словах и предложениях; развивать навыки фонематического анализа; расширять словарь глаголов. Формировать учебные знания по дифференциации имен существительных, личных местоимений и глаголов в речи детей. Учить детей структурировать грамматическую основу предложения.
Воспитательная задача: Воспитывать у детей любовь к совершенству русского языка, к родному слову. Развивать положительные качества личности ребенка.
Коррекционная задача: Формировать словесно-логическое мышление у детей с речевыми нарушениями, развивать словесное внимание, правильное звукопроизношение, совершенствовать произвольную память.
Содержание занятия:
1. Организация начала занятия:
- Здравствуйте, дети, занимайте свои места.
2. Сообщение темы и цели занятия:
-Сегодня мы будем рассказывать стихотворения и играть с ними.
3.Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука Р:
Логопед:
- Давайте повторим артикуляцию звука Р:
1.Кончик языка поднят к небу( к альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол.
2. Губы раскрыты.
3.Зубы разомкнуты.
4.На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.
5. Звук Р - звонкий.
4. Игра – драматизация на основе стихотворения «Сестры – мастерицы»
О.Г. Соколовой.
Логопед:
-Послушайте стихотворение, которое мы будем разыгрывать, как игру:
Мы-сестрицы-мастерицы,
Не сидела я без дела:
Маме я помочь хотела,
Позвала сестренку Веру,
Вместе мы в огромный таз
Опустили пару ваз,
Их помыли, покрутили,
И одну расколотили.
Папе я помочь хочу:
Полку я приколочу
И к стене, и к шифоньеру.
Позову сестренку Веру,
Чтобы тоже помогла –
Молоток мне подала.
И сказали мама с папой,
Что их дочки – просто клад:
Вазу целую оставили,
Тазом вовсе не гремят,
Полка тоже здесь не лишняя,
Просто жалко шифоньер,
Вышла полочка отличная,
Всем ребятам мы - пример.
(О.Г. Соколова)
- Варвара у нас будет одной сестрой (логопед надевает на ребенка косынку и передник), а Мила будет другой сестрой (надевает на Милу косынку и жилетку). Света у нас будет мамой (надевает на Свету шляпку и перчатки), а Коля будет папой (надевает на Колю шляпу или кепку, пиджак). Логопед предлагает детям заранее приготовленные вазы, таз, молоток, полочку.
-Дети, давайте расскажем все вместе про наших сестер – мастериц. Дети повторяют стихотворение за логопедом, дети – участники игры –драматизации разыгрывают действие, Света и Коля рассказывают стихотворение самостоятельно со слов: «И сказали мама с папой» до окончания стихотворения, обыгрывают свои роли в процессе рассказывания. Логопед приветствует творческий подход к ролям со стороны участников игры – драматизации.
5.Формирование учебных знаний по дифференциации имен существительных, личных местоимений и глаголов в речи детей.
Логопед:
- Расскажите, дети, Что делали две сестрицы?
-На какой же вопрос отвечают слова НЕ СИДЕЛА, ХОТЕЛА, ПОЗВАЛА, ПОДАЛА, ПОМОГЛА? (ЧТО ДЕЛАЛА? ЧТО СДЕЛАЛА?)
-Какие слова – действия можно подобрать для слов что делаю? Что буду делать? Что сделают? Что сделаю? (Дети подбирают глаголы из текста стихотворения, а логопед помогает в процессе речевой работы расширять словарь глаголов, напоминая детям глагольные вопросы)
- Кто совершил действия: оставили, не гремят (сестры –мастерицы). Назовите, какие слова – действия можно отнести к слову Я и слову МЫ( дети называют глаголы, относящиеся к личным местоимениям Я,МЫ).
6. Игра – драматизация стихотворения «Космонавты» О.Г. Соколовой.
Логопед:
- Мы в ракету поместились.
Прямо в космос устремились.
Марс, Юпитер и Венера
Нас к обеду ждали, верно.
Мы летим среди комет,
Астероидов, ракет.
Всем ребятам – космонавтам
Интересен наш маршрут,
И космическая карта
Привлекает всех со старта:
На нее нанесены
Звезды сверх величины,
Больше Солнца и Земли,
Марса, Веги и Луны.
Звезды наш корабль встречают
И к открытиям зовут.
Только мама замечает,
Что детей обедать ждут.
Мы немножко подкрепимся,
К звездам снова устремимся.
(О.Г. Соколова)
Логопед помогает детям расставить стулья, как в космическом корабле, чтобы поместились все дети - космонавты. Выбирает ребенка на роль командира корабля, а затем выбирает детей на роль космонавтов из пролетающих по трассе других ракет, девочку на роль мамы и рассказывает: - Алеша у нас будет командиром, а Лена, Петя, Максим и Нина – космонавты (логопед раздает шапочки – шлемы Алеше, Лене, Пете, Максиму. Торжественно вручает космическую карту командиру корабля Алеше). Таня будет мамой( надевает маме на голову косынку и повязывает фартук. Участники игры – драматизации выполняют действия персонажей и совместно с логопедом произносят стихотворение, проявляя творческие качества в игровой ситуации.
7. Фонематический анализ слов со звуком Р.
Логопед:
- Я буду читать сначала, а вы называйте слова, в которых есть звук Р.(Производится фонематический анализ имен существительных со звуком Р- РАКЕТА, МАРС, ЮПИТЕР, ВЕНЕРА, СТАРТ, КАРТА, МАРШРУТ, АСТЕРОИД,КОРАБЛЬ).
- В слове РАКЕТА на каком месте мы слышим звук Р? (В начале слова)
- В слове ЮПИТЕР на каком месте мы слышим звук Р?(дети повторяют слово и определяют место звука Р).
8. Выделение глаголов из текста.
- На какой вопрос отвечают слова ПОМЕСТИЛИСЬ, УСТРЕМИЛИСЬ, ПРИВЛЕКАЕТ, ВСТРЕЧАЮТ? (Что делают? Что сделали?)
- Как вы думаете, что обозначают эти слова? (Действие)
9. Структурирование грамматической основы предложения.
Логопед проводит речевую работу по выделению имен существительных из текста.
-Я буду сначала читать стихотворение, а вы будете называть только слова, отвечающие на вопрос: Кто? Что? Это слова, обозначающие предметы.
Дети выделяют имена существительные из текста: РАКЕТА, КОСМОС, АСТЕРОИД, КОСМОНАВТЫ, ЗВЕЗДЫ.
Логопед:
- Вы называйте одно слово, отвечающее на вопрос КТО? или ЧТО?, а я буду дополнять это слово действием. Начали.
Дети произносят слова по порядку, а логопед составляет грамматическую основу предложения. Например: «Ракета летит. Космос освоен. Астероид пролетает. Космонавты работают. Звезды зовут». Далее логопед называет предметы (имена существительные) и предлагает детям самостоятельно дополнить, что делает предмет или человек (дополнить основу предложения глаголами):
Карта…СОСТАВЛЕНА. Мама…ЗАМЕЧАЕТ. Космонавты…ОБЕДАЮТ и т.д.
9. Подведение итогов занятия.
-Сегодня на занятии мы учились грамотно произносить звук Р в стихотворениях. Выделяли слова, обозначающие действия предмета и сами предметы. Учились самостоятельно составлять основу предложения. Выделяли звук Р в словах и предложениях. Все дети потрудились хорошо.
Предварительный просмотр:
Советы родителям
Развитие речи детей дошкольного возраста в период выхода из детского словотворчества.
Учитель – логопед Соколова О.Г.. кандидат педагогических наук
1. Начиная обучение ребенка грамотной речи, помните, что ваш малыш копирует вашу повседневную речь, поэтому постарайтесь следить за своими речевыми высказываниями, с тем, чтобы они соответствовали общепринятым нормам произношения и употребления слов и целых речевых оборотов.
2. Не увлекайтесь приятным периодом словотворчества в жизни ребенка. Достаточно запомнить или записать милые неправильности в речи малыша, а затем последовательно и настойчиво поправляйте речь ребенка, стараясь нежно подсказать грамотный вариант произношения слова.
3. Помните, что гортань, как основной речевой аппарат, формируется лишь к пяти годам, а до пятилетнего возраста вполне допустимы искажения и замены звуков.
4. Постарайтесь не вызывать у ребенка чувства тревоги или вины за неправильное звукопроизношение. Лучше спокойно при ближайшем рассмотрении определите, какой звук нуждается в исправлении, покажите неоднократно ребенку свою правильную артикуляцию.
5.Если все-таки к пяти годам речь вашего ребенка будет далека от совершенства, обратитесь к речевому специалисту - логопеду. На каждую речевую проблему у логопеда есть разработанная методика ее устранения.
6. Знайте, что от грамотно поставленного звукопроизношения, лексического запаса, синтаксических конструкций вашего ребенка зависит его успешная учебная деятельность и дальнейшая социальная жизнь.
Вывод: В основе русской грамматики находятся пространственные, временные, семантические, смысловые отношения, поэтому процесс обучения грамматическим нормам речи помогает детям в овладении грамматическими конструкциями и формами родного языка.
Предварительный просмотр:
«Дифференцированные приемы работы логопеда по развитию навыков анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи II- III уровня».
Соколова О.Г., К.П.Н., учитель - логопед
г. Москва, март 2016 г.
Образовательная задача:
Формировать у детей автоматизированное произношение звука Ш в предложениях. Закрепить правильное произношение звука Ш в предложениях; развивать навыки фонематического анализа и синтеза при определении звука Ш в словах. Дифференцировать словарный запас детей с общим недоразвитием речи II-III уровня за счет имен прилагательных, обозначающих величину. Закреплять в речи детей связь согласования имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.
Коррекционная задача:
развивать у детей познавательную деятельность, формировать у детей произвольное внимание, словесно – логическое мышление.
Воспитательная задача: воспитывать у детей любовь к изучению родного языка, интерес к родному слову.
Содержание занятия:
1.Организация начала занятия.
Логопед:
-Здравствуйте, дети, садитесь на свои места.
2. Сообщение темы и цели занятия:
-Сегодня мы будем повторять слова и предложения со звуком Ш.
3.Артикуляционная гимнастика и уточнение артикуляции звука Ш.
Логопед:
-Давайте повторим артикуляцию звука Ш
4.Автоматизация звука Ш в предложениях и включение в словарь детей имен прилагательных, обозначающих величину предметов
Логопед:
- Сегодня мы будем учиться добавлять в предложение слово, противоположное по значению. Добавьте слова в следующие предложения:
Мышка маленькая, а медведь ... (большой).
Волнушка маленькая, а лукошко ... (большое).
Шкаф большой, а шар ... (маленький).
Жеребенок маленький, а лошадь ... (большая).
Собака большая, а кошка ... (маленькая).
Дыня большая, а вишня ... (маленькая)
Солнышко большое, а туча … (маленькая)
Логопед:
- Какие слова вы добавляли? (Маленький, большой.) На какой вопрос отвечают слова маленький, большой? (На вопрос Какой?) Эти слова обозначают величину предметов.
5. Автоматизация правильного звукопроизношения звука Ш в предложениях.
а) Активизация звука Ш в предложениях.
Логопед:
- Повторите предложения со звуком Ш:.
Камыши шепчут в тишине.
Малыши шумели в группе.
Мышка попала в мышеловку.
Машина шуршит шинами.
Из шиповника не строят шалаш.
Пушки создают страшный шум.
б) Распространение предложения.
Закрепление в речи детей связи согласования имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.
Логопед:
-Ксюша нашла цветы шалфея. Повторите предложение. Какой по цвету шалфей? (Красный.) Изменим предложение так: Ксюша нашла красный шалфей. (Дети повторяют предложение.) Далее логопед проводит работу с детьми по согласованию имен прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже,
- Измените следующие предложения:
Бабушка Наташа вяжет варежки (Цветные).
Саша накинула на плечи шаль. (Широкая).
Петушок, петушок, гребешок.(Золотой).
Паша купил грушу. (Зеленая)
Кирюша рисует карандашом. (Красный.)
Валюше связали новый шарф. (Синий.)
Маше сшили новую шубу. (Пушистая)
6. Развитие навыков фонематического анализа и синтеза при определении звука Ш в словах, а также при анализе структуры предложения.
Анализ предложения:
А) Шуба висит в шкафу.
Логопед:
-Я буду называть предложения, а вы повторите все предложение. Найдите, в каких словах есть звук Ш, определите его место в слове (после какого звука, перед каким звуком).
Б) Шура ест кашу.
Найдите звук Ш в этих словах. Перед каким звуком он стоит в слове КАША? Какой звук стоит после звука Ш ?
В) У шиповника колючие шипы.
Логопед проводит работу по фонематическому анализу, определяя место звука Ш в словах.
- Найдите звук Ш в этих словах. Перед каким звуком он стоит в слове? Какой звук стоит после звука Ш?
7.Подведение итогов занятия.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия на автоматизацию звуков Ш-Ж
Тема занятия: «Постановка проблемного звука, автоматизация на уровне слогов, слов, предложений, формирование умения выделять первый гласный звук в слове, обучение преобразованию глаголов повелительного наклонения 2-го лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени (на материале лексической темы «Игрушки"»
Образовательная задача:
Автоматизировать в речи детей правильное произношение звуков Ж-Ш на уровне слогов, слов, распространенных предложений. Формировать у детей фонематический анализ и синтез при выделении первого гласного звука в слове. Обогащать словарь детей по теме «Игрушки». Обучать преобразованию в речи глаголов повелительного наклонения 2 лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени.
Воспитательная задача:
Воспитывать у детей интерес к живому слову, к родному языку и умение применять полученные знания в повседневной речи.
Коррекционная задача:
Развивать у детей словесно – логическое мышление, произвольное внимание, слуховое и зрительное восприятие.
Содержание занятия:
1.Организация начала занятия.
- Здравствуйте, дети. Садитесь перед зеркалом.
2. Сообщение темы и цели занятия:
- Сегодня на занятии мы будем закреплять произношение звуков «Ш», «Ж» в слогах и словах.
3. Основной этап занятия:
1)Проведение артикуляционной гимнастики и уточнение артикуляции звуков «Ш» - «Ж».
Логопед:
-Посмотрите в зеркало, сделаем артикуляционную гимнастику. Выполним следующие упражнения: «Улыбка – трубочка», «Покрась заборчик», «Лошадка», «Чашечка», «Вкусное варенье».
Упражнение для развития речевого дыхания.
Округлить губы «трубочкой» и сделать вдох. Равномерно выдохнуть воздух с силой. Положение языка в данном упражнении строго не фиксируется, но предложить детям слегка приподнять язык вверх. Неоднократно повторить упражнение, добиться сильного выдоха у детей. Контролировать теплую воздушную струю ладонью руки.
Покажите правильную артикуляцию звука Ш:
- кончик языка поднят к передней части неба (у альвеол), но не прижат, образуя щель;
- боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам
- мышцы языка не слишком напряжены
- губы округлены и выдвинуты вперед
- зубы сомкнуты либо сближены
- голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
- воздух выдувается равномерно посередине языка, на ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая воздушная струя
Показ правильной артикуляции звука Ж.
Артикуляция звука Ж такая же, как артикуляция звука Ш, но данный согласный звук произносится с включением голоса
2). Автоматизация звуков Ш-Ж в открытых слогах
Логопед:
- Давайте произнесем звуки Ш-Ж в слогах. Повторяйте за мной: ШУ-ШУ-ШУ-ШУ-ШУ-ШУ. ШО-ШО-ШО-ШО-ШО.
ША-ША-ША-ША-ША. ШЭ-ШЭ-ШЭ-ШЭ-ШЭ. ШИ-ШИ-ШИ-ШИ.
ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ-ЖУ, ЖО-ЖО-ЖО-ЖО-ЖО, ЖЭ-ЖЭ-ЖЭ-ЖЭ-ЖЭ,
ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ-ЖИ, ЖА-ЖА-ЖА-ЖА-ЖА.
Дети повторяют за логопедом слоги. Логопед корректирует грамотную артикуляцию звонких – глухих шипящих звуков Ж-Ш, постепенно доводя до автоматизма произношение данных согласных звуков в слогах.
3)Автоматизация звуков Ш-Ж в словах. Анализ звуков Ш-Ж в словах. Закрепление единственного и множественного числа Имени существительного
Логопед:
- Отгадайте загадку:
Растут на лугу сестрички, желтый глазок, белые реснички.
(Ромашки).
-Хвостик длинный, сами крошки, и всегда боятся кошки. (Мышки)
- Какие слова на звук Ш вы знаете? (Для визуального закрепления слов логопед размещает на доске картинки с изображением предметов на Ш. Дети называют слова, логопед проводит с детьми анализ слова и определяет совместно с детьми местоположение звука Ш)
Например: ШАПКА, ШУБА,ШЛЯПА, ШАР, ШТОРА- (I звук Ш), ПОДУШКА, КАТУШКА, КАША, ЛЯГУШКА, МАШИНКА, ЛОШАДКА - (звук Ш стоит в середине слова), КАМЫШ, ЁРШ, ЛАНДЫШ, МАЛЫШ, КАРАНДАШ, МЫШЬ, ТИШЬ - (звук Ш – в конце слова).
Логопед:
-Какие слова на звук Ж вы знаете? (Логопед показывает в логопедическом альбоме изображения предметов и животных на звук Ж).
Например: ЖИРАФ,ЖУК, ЖАБА, ЖАВОРОНОК, ЕЖИ (звук Ж – первый в слове), РУЖЬЕ, ОДЕЖДА, ЛЫЖИ, МЕДВЕЖОНОК, КРУЖЕЧКА (звук Ж – в середине слова).
Далее логопед объясняет детям принцип оглушения звонких согласных в конце слов на Ж:
ЁЖ, МОРЖ, НЕТ ЛУЖ, КОРЖ – (Логопед проводит анализ слова и определяет с детьми место звука Ш вместо Ж в конце слов):
- В этих словах в конце слова стоит буква Ж, но она дает глухой согласный звук Ш, а звук Ж мы слышим только тогда, когда употребляем эти слова во множественном числе:
ЁЖ – ЕЖИ, МОРЖ – МОРЖИ, ЛУЖ- ЛУЖИ, КОРЖ- КОРЖИ.
Логопед:
-Приведите примеры слов со звуками Ш-Ж во множественном числе.
Например: КОШКА – КОШКИ, ЛОЖКА – ЛОЖКИ, ЛЫЖА – ЛЫЖИ, ДОЖДЬ – ДОЖДИ, ЖЕРЕБЕНОК –ЖЕРЕБЯТА, ЖУРАВЛЬ –ЖУРАВЛИ, ШАЙБА –ШАЙБЫ, КУВШИН – КУВШИНЫ, ГОРОШИНА –ГОРОШИНЫ И ДР.
4) Формирование фонематического анализа и синтеза у детей.
Логопед:
- Перед нами два слова: КОШКА И КАМЫШ (картинки с изображением логопед помещает на доске, рядом ставит карточки, на которых эти слова написаны крупными буквами).
Сколько звуков в каждом слове? (5 звуков. Их количество одинаково в каждом слове).
-Сколько слогов в каждом слове? (По два слога).
- Назовите I звук в слове КОШКА. (Звук К – согласный, твердый, глухой).
-Назовите I звук в слове КАМЫШ (Звук К- согласный, твердый, глухой). Эти звуки одинаковые?
- На каком месте стоит звук Ш в слове КОШКА? ( на III месте – согласный, твердый, глухой)
-На каком месте стоит звук Ш в слове КАМЫШ? ( На 5 месте- согласный, твердый, глухой).
- Назовите гласные звуки в слове КОШКА ( звуки О, А)
-Назовите гласные звуки в слове КАМЫШ (звуки А, Ы)
- Сколько одинаковых звуков встречается в словах КОШКА и КАМЫШ? (два согласных звука – К и Ш, один гласный звук А).
-Какие звуки не повторяются в этих словах? (Звуки О, Ы - гласные,
Звук М – согласный, звонкий, твердый).
5) Закрепление фонематического анализа и синтеза у детей.
Логопед:
Повторим с вами чередующиеся слоги на звонкий звук Ж и глухой согласный звук Ш:
ЖА-ША. ЖО – ШО. ЖУ – ШУ, ЖИ – ШИ, ЖЭ – ШЭ.
Повторим чередование звонкого – глухого согласного в словах:
МОРЖ – МОРЖИ, ЧИЖ – ЧИЖИ, СТРИЖ – СТРИЖИ, УЖ – УЖИ, ЛУЖИ- ( НЕТ) ЛУЖ, ЕЖИ –ЕЖ, КОЖА –(НЕТ) КОЖ И ДР.
6) Обогащение словаря детей по теме «Игрушки»
Логопед:
- Назовите игрушки, в названии которых встречаются буквы Ж-Ш:
(Например: МАШИНА, ПОЖАРНАЯ МАШИНА, КОШКА,МИШКА, ЛОШАДКА. ЖУК).
- Назовите, какие игрушки вы знаете, не обязательно на букву Ж или Ш.
( Например: КУКЛА, самолет, вертолет, ПОСУДА, БЕЛКА и др.)
7). Работа над преобразованием в речи глаголов повелительного наклонения 2 лица единственного числа в глаголы изъявительного наклонения 3 лица единственного и множественного числа настоящего времени.
- Как ИЗМЕНИТЬ действие предмета в слове «ЛЕТИ» на слово …, когда он что делает? - ЛЕТИТ, ОНИ - ЛЕТЯТ, Слово «Беги»- …( он бежит, они- бегут),
Слово ЧИТАЙ -…(он читает, они читают), ИГРАЙ-…(он играет, они играют), СЧИТАЙ –(он СЧИТАЕТ, они СЧИТАЮТ), СМОТРИ –(ОН СМОТРИТ, ОНИ СМОТРЯТ) .
8) Подведение итогов занятия. Краткое повторение пройденного материала.
Логопед:
-Покажите правильную артикуляцию звуков Ш-Ж
- С какими буквами мы работали на занятии?
-Какой звук дают буквы Ш-Ж в конце слова?
-Какие игрушки на Ш-Ж вы называли?
Все молодцы, хорошо работали на занятии.