Презентация "Формирование лексико -грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Презентация "Формирование лексико -грамматического строя речи у детей дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_2015.pptx788.23 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование лексико- грамматического строя речи у детей дошкольного возраста

Слайд 2

Проблема формирования у детей изначально грамотной и правильной речи возникает перед родителями и педагогами уже в раннем дошкольном возрасте. Многие мамы и папы хотят, чтобы именно их ребенок активно и эмоционально вел диалог со сверстниками, со взрослыми людьми, но не всегда эти желания могут быть осуществимы. Актуальность темы

Слайд 3

При нормальном речевом развитии к 5 годам дошкольники свободно пользуются развернутой фразовой речью, могут выстраивать конструкции простых и сложных предложений. Они имеют достаточный словарный запас, владеют навыками словообразования и словоизменения. Период словотворчества заканчивается к 5 годам, так как дети начинают овладевать понятиями, говорящими о развитии словесно - логического мышления.

Слайд 4

Словотворчество - стихийный процесс, в нем много языково- грамматических находок в виде "Я -сурка"(много сплю, сурок) или " шапли "(шапка с шалью), но затягивание этого процесса указывает на задержку в речевом развитии ребенка. У детей с незаконченным процессом фонемообразования (иначе говоря, с нарушениями звукопроизношения) наблюдаются и пробелы в лексико- грамматическом развитии, что относится ко II - Ш уровню общего недоразвития речи (ОНР- II- Ш уровень).

Слайд 5

При формировании у детей дошкольного и младшего школьного возраста грамматического строя речи особенно часто возникают ошибки в лексике, словосочетаниях и предложениях в тех случаях, когда не усвоено согласование, управление: МОЯ (мое) ЧАШКА, МАМИНА (МАМЫЙ) СУМКА, САДИСЬ НА СКАМЕЙКУ- САДИСЬ А СКАМЕЙКА И ДР., неправильно или совсем не употребляются предлоги, союзы. Речь детей слабо насыщена признаками предметов - именами прилагательными. Лексика, в – основном, глагольная и предметная (Я ПРИШЛА, ХОДИЛИ В ПАРК, НАДЕЛА ПАЛЬТО, БЕГАЛИ С НАСТЕЙ И Т.П.) Проблема нарушения лексико-грамматических конструкций у детей.

Слайд 6

В дошкольном возрасте процесс словотворчества начинается с нехитрых экспериментов над речевыми высказываниями. Это считалки, шумелки : ЭКИ-КИКИ-ТИКИ-ДРАКИ-ЧИК-БУЛЬ-БУЛЬ-КАЛЮКИ-ШМАКИ-ЭУС-ДЕУС-КОСМОДЕУС-БАМС, дети придумывают семантические (смысловые) парадоксы: РУБАШКА НАВЫВОРОТ, сморщенные рукава, умытый пол, простая посуда – нарядная посуда , могут придумать тарабарский язык или повторяют грамматические переборы: ЩИК –ЧИК –ПИК, БЛИМ- БЛИМС -БЛИН, ТРЮХ- ТРЮХ- ТРИК, НИФ-НИФ, НЮФ-НЮФ, НЯФ-НЯФ, таким образом выясняются грамматические языковые единицы и правила их употребления. Задача логопеда - включать правильно произносимые слова в речевую канву, в предложения и тексты: У АНИ КРАСИВАЯ НОВАЯ КОФТА - У ВАНИ КРАСИВЫЙ НОВЫЙ ГАЛСТУК.

Слайд 7

Дети младшего школьного возраста приходят к логопеду с низкой успеваемостью по русскому языку. При обследовании этих детей наблюдаются нарушения письменной речи, ( дисграфия ), нарушения чтения ( дислексия ) с преобладанием сенсо -моторных и оптических компонентов нарушений. В основе грамматики находятся пространственные, временные, атрибутивные, семантические, смысловые, субъектно- объектные отношения, в связи с чем необходимо подойти к процессу обучения грамматическим нормам речи с морфологической точки зрения, помогать детям в овладении грамматическими конструкциями и частями речи.

Слайд 8

Грамматическое структурирование высказывания начинается и проходит на этапе внутреннего программирования, а потом выражается во внешней речевой деятельности и подвергается внутреннему анализу, сличению, сопоставлению. Иногда дети спрашивают, правильно ли будет, если сказать: олениха -олененок, бегемотиха - бегемотик . Поэтому игра «Назови детенышей животных" позволяет образовывать новые слова с помощью суффиксального способа словообразования. Грамматические формы слова можно изменять на специально подобранном материале, в звуковой состав которого входят поставленные или имеющиеся у ребенка звуки: СИНИЙ,- ЯЯ, -ЕЕ,-ИХ, -ИМ. Таким образом, в процесс включается расширение словаря за счет оттенков слов и способов словообразования: Последовательность решения проблемы несформированности лексико –грамматических форм речи у детей.

Слайд 9

Суффиксы оценки ДОМ-ДОМИК-ДОМИЩЕ, ДУБ -ДУБОК, ЗУБЫ -ЗУБИЩИ, ПЕНЬ -ПЕНЕК, ЯМА -ЯМИЩА-ЯМКА. Изменения в слове подчеркиваются голосом и интонацией. Более доступно детям уменьшительно- ласкательное значение, чем значение преувеличения: УХО -УШКО, ЧАШКА -ЧАШЕЧКА, ДРУГ -ДРУЖОК, КРАСНЫЙ -КРАСНЕНЬКИЙ, чем УХО -УШИЩЕ, ДРУГ - ДРУЖИЩЕ, КРАСНЫЙ - КРАСНЮЩИЙ. Хотя и у преувеличивающих оттенков есть свой положительный нюанс: БОЛЬШОЙ - БОЛЬШУЩИЙ, ЗДОРОВЫЙ – ЗДОРОВУЩИЙ ( станешь, если будешь есть кашу) и др. А так же: УСИЩИ, КОГТИЩИ, ХВОСТИЩЕ, А МОЕТСЯ ВСЕХ ЧИЩЕ. 1 способ: Суффиксальный

Слайд 10

С помощью суффиксов образуются прилагательные от имен существительных: мех - меховой, лес - лесной, вода– водный. В этом случае применяется игра под названием «Назови признак". Другая игра «Из чего сделаны": ЕСЛИ ПРЕДМЕТ СДЕЛАН ИЗ СТЕКЛА, ТО ОН КАКОЙ?Стеклянный . Разбираем с детьми суффиксы-ОВ-, -АН, ЯН-, -ИН-,ОН-, - ОНН- и др. Из дерева? Из пластмассы? Из шерсти? Из картона? и др. Имена прилагательные - это материал для упражнений при отборе форм слова в зависимости от рода, числа, падежа имен существительных и связи и ними - СОГЛАСОВАНИЯ. Понятие «Согласование имен существительных и имен прилагательных»- это согласование определения с определяемым словом в предложении.

Слайд 11

Например: ОХОТНИКИ ПОСТРОИЛИ ЛЕСНОЙ ШАЛАШ. Россия провела в Сочи зимние Олимпийские игры. Ира посещает водный стадион. АНДРЮША надел МОРСКУЮ ФУРАЖКУ и др. При согласовании имени существительного и имени прилагательного можно проводить такие игры: лото «Какого цвета?» Логопед называет цвет, а дети находят предметы этого цвета: СИНИЙ БАЛКОН, СИНЕЕ ПЛАТЬЕ, СИНЕЕ НЕБО и др. Обращаем внимание на окончания. Лото «Какой формы?» - КРУГ- круглый, КВАДРАТ-КВАДРАТНЫЙ,ОВАЛ-ОВАЛЬНЫЙ. Определяем в лото форму предмета: репа –круглая, огурец – овальный, сумка – квадратная. Игра «Какой по вкусу?»- Лимон и малина: КИСЛЫЙ - СЛАДКАЯ, конфета и яблоко: сладкая - кислое, редька и чеснок: горькая - горький, СМОРОДИНА – КЛУБНИКА: КИСЛАЯ –СЛАДКАЯ. Игра «Что выше?» - Сравниваем по высоте деревья и здания: ДОМ ВЫСОКИЙ, А ДЕРЕВО – выше, КУСТ – низкий, а ТРАВА –ниже и т.д. Появляется новое понятие - родственные слова: ЛЕС - ЛЕСНОЙ - ЛЕСНИК, ДВОР - ДВОРОВЫЙ – ДВОРНИК.

Слайд 12

Бежал -пробежал, бегали- пробегали, разбегались. С помощью приставок образуются новые глаголы и имена существительные: ХОДИТ-ВХОДИТ-ПОДХОДИТ-УХОДИТ . ХОД – ВХОД – ЗАХОД –ПРИХОД - на одной основе. Образуются слова с разными основами, но одной приставкой: ПРИШЕЛ, ПРИЕХАЛ, ПРИПЛЫЛ, ПРИСКАКАЛ, ПРИПОЛЗ, ПРИСТЕГНУЛ. Приклеил, прикрепил. Игра «Что делает тигренок?" "Маша одевается", «Заинька, попляши"- называние действий. Игра «Поезд": прицепи к нашему поезду новые вагоны. "Построим дом": каждый кирпичик - новая приставка к слову ХОДИТ или новое слово с приставкой: ПРИ, В, С, ПРО, У и т.д. 2 способ словообразования - Приставочный

Слайд 13

Краса -раскрасавица, лес-перелесок, мороз –разморозь, убран –разубранный, пестрый –запестревший. 3 способ - Приставочно- суффиксальный 4 способ - Сложение основ слова Круговорот, листопад, мореходка, вездеход, водозабор, птицелов, полотер, огнетушитель, самокат, полотенцедержатель, грузовоз .

Слайд 14

Эмоциональная оценка, которую дает педагог, способствует образованию правильных грамматических форм и усвоению родного языка. Трудности для произношения представляют спряжения глаголов (чередование в основах, изменение места ударения в словоформах), ряд падежных форм, множественное число, род, предлоги в целом и предлоги при управлении словами: ПОЙТИ В МАГАЗИН, СТОЯТЬ У СТОЛА, БЕЖАТЬ ПО КРУГУ, ПОЛОЖИТЬ НА ПОДОКОННИК, В СУМКУ и прочее. Игра: «Где мишка?": На стуле, под стулом, в сумке, около стола т др.

Слайд 15

Много работы проводится по изменению и формированию грамматических форм языка, например, определению единственного - множественного числа. Игра: «Назови, сколько": КОЛЕСО-КОЛЕСА. Облака, тарелки, ручки, столы, игрушки, платья и др. Логопед изучает с детьми несклоняемые существительные: ПАЛЬТО, КАКАО, ПИАНИНО. РАДИО, потом - слова с беглыми гласными в существительных множественного числа. Игра «Назови двух": ОГНИ, ЛЬВЫ, КУСКИ, ЗАМОЧКИ, КРЮЧОЧКИ И ДР. Следующий вид имен существительных множественного числа - с подвижным ударением: ОКНА, ПОЛЯ, ДОСКИ, ПРОСТЫНИ, далее - с чередованием гласных: УХО - УШИ, ДРУГ - ДРУЗЬЯ, СНЕГ – СНЕЖКИ и т.д. Изучаются имена существительные множественного числа с основой на мягкий звук: стулья, деревья, крылья, перья, далее - слова с непродуктивными суффиксами: ТЕЛЯТА, ЗВЕРЯТА, РЕБЯТА.

Слайд 16

На занятиях проводим упражнения на образование Родительного падежа Имен существительных. Игра «Чего нет?": Окон, дверей, людей, зверей и др. Также проводится игра «Закончи предложение": НА ЯБЛОНЕ МНОГО СПЕЛЫХ...(Яблок). Около стола шесть ...(стульев). Ответы на вопросы Родительного падежа (КОГО? Чего?) можно отрабатывать в игре «Угадай, чьи это вещи?» - ПЛАТОК БАБУШКИ, ХАЛАТ МАМЫ, ШУБКА ДЕВОЧКИ,САПОГИ СЕСТРЫ, РУБАШКА БРАТА И т.д. «Угадай, чьи хвосты?»: Зайца, лисы, медведя, и т.д. «Угадай, чей это клюв?»: Вороны, воробья, сороки, грача, журавля, соловья. «Назови 5 предметов»: У МЕНЯ 5 ПОМИДОРОВ, ОГУРЦОВ, ПЕТУХОВ, ЯБЛОК, ПЕРЦЕВ, ТЫКВ И ДР. (Множественное число Р.П.)

Слайд 17

Усвоение окончаний Имен существительных Предложного падежа: «Где что лежит?» «Где вещи?» (Одежда, посуда, книги – в шкафу, на столе, на вешалке) «Где что покупают?» - Лекарство, хлеб, газеты, молоко- в магазине, на рынке, в аптеке, в киоске. «Где что изготовляют?»-Ткани, машины, ботинки, куртки –на фабрике, на заводе, в мастерской, в пошивочных цехах и проч. «Где что растет?» - ГРИБЫ, ОВОЩИ, ФРУКТЫ, ПШЕНИЦА, КЛЮКВА, КЛЕВЕР и т.д. -В лесу, в поле, в саду, на огороде, на полянке, на опушке, в горах, на горе и пр.

Слайд 18

1. ПО ВРЕМЕНАМ - игра «Что делал?» Предлагаем глагол настоящего времени: ХОДИТ- образуем ХОДИЛ,ЕСТ –ЕЛ, ПЬЕТ –ПИЛ, БЕГАЕТ – БЕГАЛ и др. 2. Пары глаголов с постфиксом -СЯ (по картинкам или игрушке): Катя умывается, одевается, обувается и т.д. Мыть-мыться, качать – качаться, вытирать –вытираться Словоизменение глаголов:

Слайд 19

3. Глаголы совершенного – несовершенного видов: МАЛЬЧИК РИСУЕТ –МАЛЬЧИК НАРИСОВАЛ, ДЕВОЧКА ЧИТАЕТ –ДЕВОЧКА ПРОЧИТАЛА. Кит плывет –кит уплыл - кит приплывет, М иша ест – Миша съел, М иша съест. 4. Согласование имени существительного и глагола настоящего и прошедшего времени: МАЛЬЧИК РИСУЕТ- МАЛЬЧИК РИСОВАЛ, ДЕВОЧКА РИСУЕТ –ДЕВОЧКА РИСОВАЛА-ДЕТИ РИСУЮТ -РИСОВАЛИ, ЗАЯЦ БЕЖИТ- БЕЖАЛ – ЛИСА БЕЖИТ - БЕЖАЛА, ЗВЕРИ БЕГУТ -БЕЖАЛИ.

Слайд 20

Главное в лексико –грамматической работе – соблюдение принципа доступности, научности и соответствия возрастным особенностям психофизического развития детей. Задания даются с опорой на образец речи учителя-логопеда, неоднократно повторяются и закрепляются в устной речи, а у школьников – в непосредственных ПИСЬМЕННЫХ речевых заданиях.

Слайд 21

Соколова О.Г., К.П.Н., Учитель - логопед ЦППРИК «Ирида» г. Москва, март,2015 г.