Рекомендации родителям по закреплению лексических тем учителя логопеда Смирновой Анны Александровны

Лексические темы в мае месяце
 
1. Мой родной город.
2. Наша страна.
3. Школьные принадлежности.
4. Лето. Цветы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_nash_gorod_dob_v_blog.doc27 КБ
Файл 2_nasha_strana.docx15.47 КБ
Microsoft Office document icon 3_shkolnye_prinadlezhnosti.doc15.42 КБ
Файл 4_leto._cvety.docx12.33 КБ

Предварительный просмотр:

НАШ  ГОРОД

Задание

Рекомендуется:

- рассказать ребенку, как называется город, в котором он живет, в честь кого он назван, чем знаменит;

- рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города;

- обратить внимание на главный проспект и главную площадь нашего города, какие знаменитые постройки там расположены;

- объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом – свой номер;

- выучить с ребенком свой домашний адрес.

Задание

Дидактическая игра «Расскажи, какой?» (расширение словаря прилагательными)

Нева (какая?) – красивая, широкая, полноводная, глубокая…

Дворцовая площадь (какая?) – красивая, нарядная, мощеная, главная…

Невский проспект (какой?) – красивый, широкий, прямой, главный…

Летний сад (какой?) – красивый, тенистый, зеленый, тихий…

Задание

Дидактическая игра «Раздели на слоги» (совершенствование навыков слогового анализа слов). Взрослый называет петербургскую реку, а ребенок делит ее название на слоги.

Не-ва – два слога. Фон-тан-ка – три слога. Кар-пов-ка – три слога.

 Мой-ка – два слога.

Задание

Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)

Улица – улочка, город – городок, магазин – магазинчик, мост – мосток,

двор – дворик, сквер – скверик…

Задание

Дидактическая игра «Один – много»

Город – городов, улица – улиц, вокзал – вокзалов, площадь – площадей,

театр – театров, проспект – проспектов, сквер – скверов, школа – школ,

 храм – храмов, библиотека – библиотек, аптека – аптек…

Задание

Составить рассказ о Санкт-Петербурге по плану.

  1. Как называется наш город. 2) Где он стоит. 3) Кто его основал.

4) Какой Санкт-Петербург, почему мы должны гордиться им.

Например.

Я живу в Санкт-Петербурге. Он стоит на Неве, там, где Нева впадает в Финский залив. Город основан Петром I. Санкт-Петербургу более трехсот лет. Это один из самых красивых городов мира. Я горжусь родным городом.

Задание

Выучить стихотворение.

Тихо скользят по Неве корабли.

Шпиль Петропавловки блещет вдали.

Всю бы я ночь не ложился в кровать.

Был бы я взрослым – пошел бы гулять.

                                                  (А. Кушнер)



Предварительный просмотр:

ДЕНЬ ПОБЕДЫ, НАША СТРАНА.

Задание.  Рекомендуется:

- рассказать ребенку о празднике «День Победы», почему он так назван и кого поздравляют в этот день;

- вспомнить, то з ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фотографии, иллюстрации в книжках;

-воспитывать уважение к ветеранам войны;

- совместно с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.

Задание.  Дидактическая игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в  именительном падеже. Взрослый называет слово в единственном числе, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.

Цветок – цветы, салют - …, флажок - …, шар - …, парад - …, победитель - …

Задание. Дидактическая игра «Кто больше?» Взрослый называет слово и предлагает ребенку подобрать как можно больше слов-признаков.

Родина какая? - …,  Победа какая? - …, Воин какой? - …, Салют какой? - …

Задание. Дидактическая игра «Скажи наоборот» Подобрать синонимы.

Смелый – трусливый, злой – добрый.

Задание. Дидактическая игра «Семейка слов». Подобрать родственные слова: герой – геройский, героический; защита – защитник, защищать…

Задание. Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран».

Объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает»

Задание. Побеседовать с ребенком о нашей Родине и предложить ответить на следующие вопросы:

  1. Как называется наша Родина? (Наша Родина называется Россия, или Российская Федерация). 2) Как называется главный город нашей страны? (Главный город нашей страны – Москва. Это столица нашей Родины). 3) Какие еще города есть в России? (Санкт-Петербург, Новгород, Рязань, Орел, Омск).

Задание. Прочитайте ребенку текст о Москве.

Москва – столица, самый главный город России. Там работают российское правительство, наш президент. Сердце Москвы – Кремль и Красная площадь. В Кремле на Спасской башне установлены главные часы России – Кремлевские куранты. В Москве много заводов, фабрик, театров, музеев, стадионов, парков.

Подготовьте с ребенком пересказ текста, предварительно задав вопросы.

  1. Как называется главный город России? 2) Почему Москва – главный город России? (В Москве работают правительство и президент). 3) Какое место считается сердцем Москвы? 4) Как называются главные часы России и где они находятся? 5) Какие достопримечательности есть в Москве?


Предварительный просмотр:

ШКОЛА

Задание    «Беседа по теме»

Что делают ребята в школе? Как должны вести себя в школе ученики? Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Что такое школа?

Задание    Игра  «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Рюкзак – рюкзачок, тетрадь – тетрадочка, книга – книжечка, , альбом – альбомчик, карандаш – карандашик,  мел – мелок, перемена – переменка, звонок – звоночек, кисть – кисточка, линейка – линеечка, подставка – подставочка.

Задание    Игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в родительном падеже.

Школа – школ, школьник – школьников, школьница – школьниц, парта – парт, портфель – портфелей, рюкзак – рюкзаков, тетрадь – тетрадей, книга – книг, ручка – ручек, карандаш – карандашей, пенал – пеналов, учебник – учебников, альбом – альбомов, краска – красок, доска – досок, мел – мела, учитель – учителей, класс – классов, дежурный, дежурных, дневник, дневников, отличник – отличников, урок – уроков, задание – заданий, кисточка – кисточек, перемена – перемен, звонок – звонков.

Задание

Игра «Посчитай». Образование существительных множественного числа в именительном  и родительном падежах.

Одна школа – две школы – пять школ.

Одна новая школа – 2 новые школы, 5 новых школ.

Один пенал – 2 пенала, 5 пеналов.

Один деревянный пенал – 2 деревянных пенала, 5 деревянных пеналов.

Задание

Игра «Ответь на вопрос» Связь слов по типу слабого управления.

Сесть за парту – выйти (откуда?) из-за парты.

Положить книгу на стол – взять книгу (откуда?) со стола.

Поставит вазу на подоконник – взять вазу (откуда?) с подоконника.

Ручка упала под парту – подняли ручку (откуда?) из-под парты.

Войти в класс – выйти (откуда?) из класса.

Спрятать карандаш в рюкзак – достать карандаш (откуда?) из рюкзака.

Задание

Игра «Скажи наоборот». Поиск антонимов.

Длинная линейка – короткая линейка.

Острый карандаш – тупой карандаш.

Толстая книга – тонкая книга.

Задание

Игра «Четвертый лишний». Классификация.

Линейка, карандаш, книга, кукла (кукла).

Ручка, ластик, прыгалки, подставка (прыгалки).

Кукла, мяч, пирамидка, кисточка (кисточка).



Предварительный просмотр:

ЛЕТО. ЦВЕТЫ.

Задание

Рекомендуется:

Напомнить ребенку названия времен года. Уточнить последовательность смены времен года. Понаблюдать вместе с ребенком за летними изменениями в природе.

        Познакомить ребенка с обобщающим понятием «цветы» (травянистые растения, которые цветут). Учить выделять части цветка: корень, стебель, лист, цветок, лепестки. Учить группировать цветы по месту произрастания: садовые (розы, пионы, тюльпаны) и полевые (ромашка, василек, колокольчик).  Уточнить значение цветов для человека (эстетическое удовольствие, лекарство).

Задание.  Дидактическая игра «Один-много». Взрослый называет словосочетание в единственном числ, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.

Синий василек - …, белая ромашка - …, желтый одуванчик - …, красный тюльпан - … . голубой колокольчик - …

Задание.   Дидактическая игра «Хлопушки». Ребенок должен научиться прохлопывать слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков.

Ва-си-лек, о-ду-ван-чик, тюль-пан, ро-маш-ка, ко-ло-коль-чик, мак.

Задание.  Дидактическая игра «Все моё». Взрослый предлагает назвать цветы, про которые можно сказать МОЙ, а затем назвать цветы, про которые можно сказать МОЯ.

Задание.   Дидактическая игра «Соединялки» Учить составлять согласованные фразы из предложенных слов.

Луг, ромашка – (луговая ромашка)

Сад, цветы -…;  цветок, клумба - …; красота, тюльпан - …

Задание.  Дидактическая игра «Веселый счет».  Согласование числительного с существительным.

Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек, шесть ромашек, семь ромашек, восемь ромашек, девять ромашек, десять ромашек.

Василек, тюльпан, одуванчик, колокольчик, ландыш и т.д.

Задание.  Дидактическая игра «Назови ласково»

Лист - …, тюльпан  - …, стебель - …, корень - …, гвоздика - …, цветок - …, василек - …, лепесток - …, ромашка - …