Рекомендации родителям по закреплению лексических тем учителя логопеда Смирновой Анны Александровны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_nash_gorod_dob_v_blog.doc | 27 КБ |
2_nasha_strana.docx | 15.47 КБ |
3_shkolnye_prinadlezhnosti.doc | 15.42 КБ |
4_leto._cvety.docx | 12.33 КБ |
Предварительный просмотр:
НАШ ГОРОД
Задание
Рекомендуется:
- рассказать ребенку, как называется город, в котором он живет, в честь кого он назван, чем знаменит;
- рассмотреть иллюстрации, фотографии и открытки с изображением нашего города;
- обратить внимание на главный проспект и главную площадь нашего города, какие знаменитые постройки там расположены;
- объяснить ребенку понятие «улица», рассказать, что каждая улица имеет свое название, а каждый дом – свой номер;
- выучить с ребенком свой домашний адрес.
Задание
Дидактическая игра «Расскажи, какой?» (расширение словаря прилагательными)
Нева (какая?) – красивая, широкая, полноводная, глубокая…
Дворцовая площадь (какая?) – красивая, нарядная, мощеная, главная…
Невский проспект (какой?) – красивый, широкий, прямой, главный…
Летний сад (какой?) – красивый, тенистый, зеленый, тихий…
Задание
Дидактическая игра «Раздели на слоги» (совершенствование навыков слогового анализа слов). Взрослый называет петербургскую реку, а ребенок делит ее название на слоги.
Не-ва – два слога. Фон-тан-ка – три слога. Кар-пов-ка – три слога.
Мой-ка – два слога.
Задание
Дидактическая игра «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
Улица – улочка, город – городок, магазин – магазинчик, мост – мосток,
двор – дворик, сквер – скверик…
Задание
Дидактическая игра «Один – много»
Город – городов, улица – улиц, вокзал – вокзалов, площадь – площадей,
театр – театров, проспект – проспектов, сквер – скверов, школа – школ,
храм – храмов, библиотека – библиотек, аптека – аптек…
Задание
Составить рассказ о Санкт-Петербурге по плану.
- Как называется наш город. 2) Где он стоит. 3) Кто его основал.
4) Какой Санкт-Петербург, почему мы должны гордиться им.
Например.
Я живу в Санкт-Петербурге. Он стоит на Неве, там, где Нева впадает в Финский залив. Город основан Петром I. Санкт-Петербургу более трехсот лет. Это один из самых красивых городов мира. Я горжусь родным городом.
Задание
Выучить стихотворение.
Тихо скользят по Неве корабли.
Шпиль Петропавловки блещет вдали.
Всю бы я ночь не ложился в кровать.
Был бы я взрослым – пошел бы гулять.
(А. Кушнер)
Предварительный просмотр:
ДЕНЬ ПОБЕДЫ, НАША СТРАНА.
Задание. Рекомендуется:
- рассказать ребенку о празднике «День Победы», почему он так назван и кого поздравляют в этот день;
- вспомнить, то з ближайших родственников принимал участие в Великой Отечественной войне, рассмотреть фотографии, иллюстрации в книжках;
-воспитывать уважение к ветеранам войны;
- совместно с ребенком сходить к мемориалу в честь защитников Родины, возложить цветы к памятнику.
Задание. Дидактическая игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в именительном падеже. Взрослый называет слово в единственном числе, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.
Цветок – цветы, салют - …, флажок - …, шар - …, парад - …, победитель - …
Задание. Дидактическая игра «Кто больше?» Взрослый называет слово и предлагает ребенку подобрать как можно больше слов-признаков.
Родина какая? - …, Победа какая? - …, Воин какой? - …, Салют какой? - …
Задание. Дидактическая игра «Скажи наоборот» Подобрать синонимы.
Смелый – трусливый, злой – добрый.
Задание. Дидактическая игра «Семейка слов». Подобрать родственные слова: герой – геройский, героический; защита – защитник, защищать…
Задание. Объяснить ребенку значение слов и словосочетаний «подвиг», «победа», «героический поступок», «защитник», «ветеран».
Объяснить пословицу «Мир строит, а война разрушает»
Задание. Побеседовать с ребенком о нашей Родине и предложить ответить на следующие вопросы:
- Как называется наша Родина? (Наша Родина называется Россия, или Российская Федерация). 2) Как называется главный город нашей страны? (Главный город нашей страны – Москва. Это столица нашей Родины). 3) Какие еще города есть в России? (Санкт-Петербург, Новгород, Рязань, Орел, Омск).
Задание. Прочитайте ребенку текст о Москве.
Москва – столица, самый главный город России. Там работают российское правительство, наш президент. Сердце Москвы – Кремль и Красная площадь. В Кремле на Спасской башне установлены главные часы России – Кремлевские куранты. В Москве много заводов, фабрик, театров, музеев, стадионов, парков.
Подготовьте с ребенком пересказ текста, предварительно задав вопросы.
- Как называется главный город России? 2) Почему Москва – главный город России? (В Москве работают правительство и президент). 3) Какое место считается сердцем Москвы? 4) Как называются главные часы России и где они находятся? 5) Какие достопримечательности есть в Москве?
Предварительный просмотр:
ШКОЛА
Задание «Беседа по теме»
Что делают ребята в школе? Как должны вести себя в школе ученики? Что надо знать и что необходимо уметь, чтобы хорошо учиться в школе? Что такое школа?
Задание Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Рюкзак – рюкзачок, тетрадь – тетрадочка, книга – книжечка, , альбом – альбомчик, карандаш – карандашик, мел – мелок, перемена – переменка, звонок – звоночек, кисть – кисточка, линейка – линеечка, подставка – подставочка.
Задание Игра «Один – много». Образование существительных множественного числа в родительном падеже.
Школа – школ, школьник – школьников, школьница – школьниц, парта – парт, портфель – портфелей, рюкзак – рюкзаков, тетрадь – тетрадей, книга – книг, ручка – ручек, карандаш – карандашей, пенал – пеналов, учебник – учебников, альбом – альбомов, краска – красок, доска – досок, мел – мела, учитель – учителей, класс – классов, дежурный, дежурных, дневник, дневников, отличник – отличников, урок – уроков, задание – заданий, кисточка – кисточек, перемена – перемен, звонок – звонков.
Задание
Игра «Посчитай». Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Одна школа – две школы – пять школ.
Одна новая школа – 2 новые школы, 5 новых школ.
Один пенал – 2 пенала, 5 пеналов.
Один деревянный пенал – 2 деревянных пенала, 5 деревянных пеналов.
Задание
Игра «Ответь на вопрос» Связь слов по типу слабого управления.
Сесть за парту – выйти (откуда?) из-за парты.
Положить книгу на стол – взять книгу (откуда?) со стола.
Поставит вазу на подоконник – взять вазу (откуда?) с подоконника.
Ручка упала под парту – подняли ручку (откуда?) из-под парты.
Войти в класс – выйти (откуда?) из класса.
Спрятать карандаш в рюкзак – достать карандаш (откуда?) из рюкзака.
Задание
Игра «Скажи наоборот». Поиск антонимов.
Длинная линейка – короткая линейка.
Острый карандаш – тупой карандаш.
Толстая книга – тонкая книга.
Задание
Игра «Четвертый лишний». Классификация.
Линейка, карандаш, книга, кукла (кукла).
Ручка, ластик, прыгалки, подставка (прыгалки).
Кукла, мяч, пирамидка, кисточка (кисточка).
Предварительный просмотр:
ЛЕТО. ЦВЕТЫ.
Задание
Рекомендуется:
Напомнить ребенку названия времен года. Уточнить последовательность смены времен года. Понаблюдать вместе с ребенком за летними изменениями в природе.
Познакомить ребенка с обобщающим понятием «цветы» (травянистые растения, которые цветут). Учить выделять части цветка: корень, стебель, лист, цветок, лепестки. Учить группировать цветы по месту произрастания: садовые (розы, пионы, тюльпаны) и полевые (ромашка, василек, колокольчик). Уточнить значение цветов для человека (эстетическое удовольствие, лекарство).
Задание. Дидактическая игра «Один-много». Взрослый называет словосочетание в единственном числ, ребенок должен повторить его, употребив во множественном числе.
Синий василек - …, белая ромашка - …, желтый одуванчик - …, красный тюльпан - … . голубой колокольчик - …
Задание. Дидактическая игра «Хлопушки». Ребенок должен научиться прохлопывать слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков.
Ва-си-лек, о-ду-ван-чик, тюль-пан, ро-маш-ка, ко-ло-коль-чик, мак.
Задание. Дидактическая игра «Все моё». Взрослый предлагает назвать цветы, про которые можно сказать МОЙ, а затем назвать цветы, про которые можно сказать МОЯ.
Задание. Дидактическая игра «Соединялки» Учить составлять согласованные фразы из предложенных слов.
Луг, ромашка – (луговая ромашка)
Сад, цветы -…; цветок, клумба - …; красота, тюльпан - …
Задание. Дидактическая игра «Веселый счет». Согласование числительного с существительным.
Одна ромашка, две ромашки, три ромашки, четыре ромашки, пять ромашек, шесть ромашек, семь ромашек, восемь ромашек, девять ромашек, десять ромашек.
Василек, тюльпан, одуванчик, колокольчик, ландыш и т.д.
Задание. Дидактическая игра «Назови ласково»
Лист - …, тюльпан - …, стебель - …, корень - …, гвоздика - …, цветок - …, василек - …, лепесток - …, ромашка - …