Рекомендации родителям по закреплению лексических тем учителя логопеда Смирновой Анны Александровны
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_ryby_4_may.doc | 25 КБ |
2_kosmos_dob_v_blog.doc | 27 КБ |
3_nasekomye_3_may.doc | 27 КБ |
4_zoopark.doc | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
РЫБЫ
Задание
Рекомендуется:
- рассказать ребенку о рыбах, обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
- ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
- рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними;
- рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.
Задание
Дидактическая игра «Подбери признак»
Рыбка (какая?) - …
Задание
Ответить на вопросы:
Как называется суп из рыбы? (уха)
Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
Задание
Дидактическая игра «Чей? Чья? Чьё?» (образование притяжательных прилагательных)
У щуки голова чья? (щучья)
У сома усы чьи? (сомовьи)
У судака хвост чей? (судачий)
У окуня туловище чьё? (окуневое)
Задание
Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительным)
Одна рыбка, две рыбки, …, пять рыбок, …, десять рыбок.
Одна щука, две щуки, …, пять щук, …, десять щук.
Один лещ, два леща, …, пять лещей, …, десять лещей.
Одна форель, две форели, …, пять форелей, …, десять форелей.
Один ерш, два ерша, …, пять ершей, …, десять ершей.
Один сом, два сома, …, пять сомов, …, десять сомов.
Задание
Дидактическая игра «Семейка слов» (образование однокоренных слов)
Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка)
Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов, рыбак)
Что делает рыбак? (рыбачит)
Куда ходит рыбак? (на рыбалку)
Какой суп варят из рыбы? (рыбный)
Как можно назвать большую рыбу? (рыбина)
Задание
Дидактическая игра «выбери нужное действие» (образование глаголов с приставками)
Рыбка к камню (отплыла или подплыла). Рыбка от берега (переплыла или отплыла). Рыбка всю реку (всплыла или переплыла).
Предварительный просмотр:
КОСМОС.
Задание
Рекомендуется:
- объяснить ребенку, почему празднуют День космонавтики, что это за праздник;
- рассмотреть картинки и иллюстрации в книгах с изображением космоса, космонавтов и космической техники;
- рассказать ребенку о первом космонавте – Ю. Гагарине;
- объяснить ребенку значение слов: взлет, посадка, старт, приземление, скафандр, шлем.
Задание
Дидактическая игра «Что делает?»
Что делает спутник? – Передает сигналы на Землю.
Что делает орбитальная станция (космический корабль)? – Мчится в космосе.
Что делают космонавты? – Проводят опыты.
Что делает командир? – Управляет космическим кораблем.
Задание
Дидактическая игра «Раздели на слоги» (совершенствование навыка слогового анализа слов)
Ра-ке-та. В этом слове три слога.
Спут-ник. В этом слове два слога.
Кос-мо-навт. В это слове три слога.
Лу-на. В этом слове два слога.
Зем-ля. В этом слове два слога.
Задание
Дидактическая игра «Семейка слов» (образование однокоренных слов)
Как можно ласково назвать звезду? – Звездочка.
Если на небе много звезд, какое оно? – Звездное.
Как можно назвать корабль, который летит к звездам? – Звездолет.
Как называют в сказках волшебника, который считает звезды? – Звездочет.
Задание
Дидактическая игра «Скажи наоборот» (подбор слов антонимов)
В солнечный день очень светло, а в космосе… (темно).
Лето на солнце очень жарко, а в космосе… (холодно).
На земле люди совершают движения быстро, а в космосе… (медленно).
На земле работать легко, а в космосе … (тяжело).
Задание
Составить рассказ о космонавте (развитие связной речи)
Как называется профессия? Где работает этот человек? Что он делает? Что ему нужно для работы?
Например.
Это космонавт. Он работает на орбитальной станции. Там он проводит научные опыты, исследования. Для работы ему ножны приборы, инструменты.
Предварительный просмотр:
НАСЕКОМЫЕ
Задание
Рекомендуется:
- спросить у ребенка, какое время года, какие изменения произошли в природе, в жизни насекомых;
- побеседовать с ребенком о насекомых. В парке (на картинке) рассмотреть жука, божью коровку, бабочку, гусеницу, муравья, пчелу, стрекозу, кузнечика, муху;
- рассмотреть части тела насекомых (голова, грудь, брюшко, ноги, крылья, усики);
- рассказать ребенку, что муха – вредное насекомое, переносчик различных заболеваний.
Задание
Дидактическая игра «Закончи предложение» (употребление форм косвенных падежей имен существительных в единственном числе)
Муравей сидел около … Божья коровка ползла по …
Жук спрятался под … Муха села на …
Гусеница сидела на … Муха ползла по …
Задание
Дидактическая игра «Подбери признак»
Бабочка (какая?) - … Муравей (какой?) - …
Задание
Дидактическая игра «Бывает – не бывает» (понимание логико-грамматических конструкций)
Девочка ловит бабочку (бывает). Девочка поймана бабочкой (не бывает).
Бабочка поймана девочкой (бывает). Бабочка ловит девочку.
Девочка поймала бабочку. Бабочка поймала девочку.
Задание
Дидактическая игра «Закончи предложение» (расширение словаря словами антонимами)
Майский жук большой, а божья коровка … (маленькая).
У майского жука крылья короткие, а у стрекозы … (длинные).
У жука усы толстые, а у бабочки … (тонкие).
У шмеля спина широкая, а у комара … (узкая).
Задание
Дидактическая игра «Отгадай загадку»
Как называется дом муравьев? (муравейник)
Звон весь день в ушах стоит. Этот увалень мохнатый,
Надо мною кто звенит? Сладкоежка полосатый,
Прилетит он со двора. Опускает хоботок
Длинный нос у … В распустившийся цветок. (шмель)
Предварительный просмотр:
ЗООПАРК
Задание
Рекомендуется:
- показать детям картинки с изображением животных, живущих на Севере: белого медведя, песца, моржа, северного оленя;
- показать детям картинки с изображением животных, живущих в жарких странах: жирафа, бегемота, зебры, дикобраза, слона, льва, тигра, леопарда, кенгуру, верблюда, носорога;
- рассказать об их внешних признаках, характерных повадках;
- Объяснить детям понятие «хищные животные». Рассказать чем питаются хищные животные. Объяснить детям понятие « травоядные животные», рассказать чем питаются травоядные животные.
Задание.
Дидактическая игра « Папа, мама и детеныши» (упражнение в словообразовании). Детям предлагается назвать папу, маму и детеныша по образцу. Образец: слон, слониха, слоненок , слонята.
Задание.
Дидактическая игра «Подбери признак, подбери действие»
Слон (какой?) – огромный, тяжелый, сильный, умный, выносливый…
Слон (что делает?) – ходит, бегает, ищет корм, поднимает, перевозит, купается, защищает, трубит…
Задание.
Дидактическая игра «Чей, чья, чьи?» (образование прилагательных от существительных).
Голова (чья?) – львиная, хвост (чей?) – львиный, туловище (чье?) – львиное, уши (чьи?) – львиные, лапы (чьи?) – львиные и т.п.
Задание.
Дидактическая игра «Назови огромные» (образование слов с суффиксом увеличения) Образец: У медведя не лапы, а лапищи.
У тигра не когти, а … У жирафа не шея, а … У моржа не усы, а …
У обезьяны не хвост, а … У льва не зубы, а … У слона не ноги, а …
Задание.
Составить описательный рассказ об одном из животных по плану:
Как называется?
Где живет?
Какое у него туловище?
Какой внешний вид?
Какие повадки?
Чем питается?
Как добывает пищу?
Какие у него враги?
Как защищается?
Детеныши