Техника безопасности


Предварительный просмотр:

Инструкция по технике безопасности при занятиях в спортивном зале

 I. Общие требования безопасности

 1. Для проведения занятий в спортивном зале необходимо иметь акт - разрешение на проведение занятий. 2. Состояние спортивного зала (освещение, полы, стены, потолок) должно соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. 3. Спортивный инвентарь и оборудование должны пройти испытания и иметь акт о прохождении испытаний. 4. Спортзал должен быть оборудован средствами пожаротушения, и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания доврачебной помощи. 5. Занимающиеся должны пройти медосмотр, инструктаж по технике безопасности и иметь чистую одежду и обувь, бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию.

II. Требования безопасности перед началом занятий

  1. Переодеться в спортивную форму в раздевалке, снять предметы, предоставляющие опасность для других (часы, цепочки, серьги). 2. Не заходить в спортзал без разрешения учителя и не выполнять упражнений на снарядах. 3. Убрать посторонние предметы в безопасное место, в том числе инвентарь, который не будет использоваться. 4. Производить между сменами влажную уборку, а при необходимости и чаще. 5. При недостаточной освещённости включить осветительные приборы. 6. Проверить состояние запасного выхода и его санитарно-гигиенические нормы.

 III. Требования безопасности во время занятий

  1. Брать спортинвентарь с разрешения учителя и использовать оборудование по его назначению, не виснуть на баскетбольных фермах и кольцах. 2. Выполнять упражнения на исправных снарядах и с разрешения учителя, а сложные технические элементы – со страховкой. 3. Занятия проводить на просохшем  полу  спортивного  зала и под руководством преподавателя физической культуры. 4. Внимательно слушать объяснения упражнений и действий и аккуратно выполнять задания. 5. При выполнении упражнений потоком, соблюдать достаточный интервал и дистанцию. 6. Не покидать место проведения занятий без разрешения учителя. 7. При перемещениях по залу избегать столкновений.

 IV. Требования безопасности при несчастных случаях и в чрезвычайных ситуациях

1.При травмах и ухудшении самочувствия прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

 2. Оказать учащемуся первую доврачебную помощь, при необходимости доставить

пострадавшего в ближайшую больницу или вызвать «скорую  помощь». 1. 3.Известить администрацию школы и родителей пострадавшего. 2. 4.При пожаре в спортзале немедленно прекратить занятия, открыть запасный выход, эвакуировать учащихся в место, предусмотренное планом эвакуации (спортплощадка). Сообщить в дежурную часть и приступить к ликвидации очага возгорания с помощью средств пожаротушения в зале.

 V. Требования безопасности по окончании занятий

  1. Убрать инвентарь в место  хранения. 2. Организованно выйти из зала в сопровождении учителя. 3. Переодеться в раздевалке, вымыть руки и лицо. 4. Произвести осмотр зала, раздевалок, подсобных помещений. 5. Закрыть окна на щеколды, подсобные помещения на ключ, выключить свет. 6. Довести до сведения ответственного за спортзал обо всех недостатках и неисправностях.

Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности

 Изучение предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения; развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях; установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей. Предметные результаты изучения предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» должны отражать:

Физическая культура:

 1) понимание роли и значения физической культуры в формировании личностных качеств, в активном включении в здоровый образ жизни, укреплении и сохранении индивидуального здоровья;21 2) овладение системой знаний о физическом совершенствовании человека, создание основы для формирования интереса к расширению и углублению знаний по истории развития физической культуры, спорта и олимпийского движения, освоение умений отбирать физические упражнения и регулировать физические нагрузки для самостоятельных систематических занятий с различной функциональной направленностью (оздоровительной, тренировочной, коррекционной, рекреативной и лечебной) с учётом индивидуальных возможностей и особенностей организма, планировать содержание этих занятий, включать их в режим учебного дня и учебной недели; 3) приобретение опыта организации самостоятельных систематических занятий физической культурой с соблюдением правил техники безопасности и профилактики травматизма; освоение умения оказывать первую доврачебную помощь при легких травмах; обогащение опыта совместной деятельности в организации и проведении занятий физической культурой, форм активного отдыха и досуга; 4) расширение опыта организации и мониторинга физического развития и физической подготовленности; формирование умения вести наблюдение за динамикой развития своих основных физических качеств: оценивать текущее состояние организма и определять тренирующее воздействие на него занятий физической культурой посредством использования стандартных физических нагрузок и функциональных проб, определять индивидуальные режимы физической нагрузки, контролировать направленность её воздействия на организм во время самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной целевой ориентацией; 5) формирование умений выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности; овладение основами технических действий, приёмами и физическими упражнениями из базовых видов спорта, умением использовать их в разнообразных формах игровой и соревновательной деятельности; расширение двигательного опыта за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма. Основы безопасности жизнедеятельности: 1) формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера; 2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;22 3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; 4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма; 5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества; 6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью; 7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции; 8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека; 9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства; 10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; 11) умение оказать первую помощь пострадавшим; 12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности; 13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; 14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания. 12. Достижение предметных и метапредметных результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, необходимых для продолжения образования, является предметом итоговой оценки освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования. При итоговом оценивании результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны учитываться сформированность умений выполнения проектной деятельности и способность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач. Итоговая оценка результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования включает две составляющие: 23 результаты промежуточной аттестации обучающихся, отражающие динамику их индивидуальных образовательных достижений в соответствии с планируемыми результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования; результаты государственной (итоговой) аттестации выпускников, характеризующие уровень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования. К результатам индивидуальных достижений обучающихся, не подлежащим итоговой оценке, относятся ценностные ориентации обучающегося и индивидуальные личностные характеристики. Обобщённая оценка этих и других личностных результатов освоения обучающимися основных образовательных программ должна осуществляться в ходе различных мониторинговых исследований.



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКОЙ 


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Во время занятий учащийся обязан:

  • соблюдать настоящую инструкцию;
  • неукоснительно выполнять все указания работника, проводящего занятия;
  • при выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений;
  • при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке;
  • во избежание столкновений исключить резкую остановку;
  • перед выполнением упражнений по метанию убедиться в отсутствии людей в секторе метания;
  • использовать спортивное оборудование и инвентарь только с разрешения и под руководством работника, проводящего занятия;
  • выполнять только те виды легкоатлетических упражнений, которые указаны работником, проводящим занятия.

Учащимся запрещается:

  • выполнять упражнения с использованием неисправных спортивных снарядов;
  • стоять справа от метающего, находиться в зоне броска, ходить за снарядами для метания без разрешения работника, проводящего занятия по легкой атлетике;
  • подавать снаряд для метания друг другу броском;
  • производить метание без разрешения работника, проводящего занятия;
  • выполнять метание снарядов с влажными ладонями;
  • выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, приземляться при прыжках на руки;
  • самостоятельно осуществлять переход к выполнению другого легкоатлетического упражнения;
  • выполнять любые действия без разрешения работника, проводящего занятия;
  • использовать спортивное оборудование и инвентарь не по прямому назначению;
  • производить самостоятельно разборку, сборку и ремонт спортивных снарядов.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

  • При возникновении во время занятий болей в суставах, мышцах, появлении покраснения кожи и (или) потертостей на ногах, а также при плохом самочувствии прекратить занятие и сообщить об этом работнику, проводящему занятия по легкой атлетике.
  • При возникновении чрезвычайной ситуации (обнаружении неисправности спортивных снарядов и (или) приспособлений, появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании и т.п.) немедленно сообщить об этом работнику, проводящему занятия по легкой атлетике и действовать в соответствии с его указаниями.
  • При получении травмы сообщить об этом работнику, проводящему занятия.
  • При необходимости и возможности помочь работнику, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую медицинскую помощь.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

  • Сдать использованный инвентарь работнику, проводящему занятия по легкой атлетике.
  • С разрешения работника, проводящего занятия, пойти в раздевалку.
  • Принять душ, переодеться, просушить волосы под феном.
  • При обнаружении неисправности спортивного оборудования, а при занятиях в зале, кроме того, при обнаружении неисправности системы вентиляции, работы сантехнических систем, нарушения целостности окон проинформировать об этом работника, проводящего занятия по легкой атлетике.



Предварительный просмотр:

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЗАНЯТИЯХ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКОЙ


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ

Во время занятий учащийся обязан:

  • соблюдать настоящую инструкцию;
  • неукоснительно выполнять все указания работника, проводящего занятия;
  • соблюдать интервал при движении на лыжах по дистанции 3 - 4 м, при спусках с горы - не менее 30 м;
  • следить за появлением первых признаков обморожения как у себя, так и у других и немедленно сообщить об этом руководителю, проводящему занятия;
  • выполнять только те элементы лыжной подготовки, которые разрешены работником, проводящим занятия.

Учащимся запрещается:

  • выполнять упражнения с использованием неисправного лыжного оборудования;
  • уходить с указанной лыжной трассы;
  • при спуске с горы выставлять вперед лыжные палки;
  • после спуска с горы останавливаться у ее подножия во избежание столкновений с другими лыжниками;
  • осуществлять переход к выполнению другого упражнения по лыжной подготовке без разрешения работника, проводящего занятия;
  • ходить на лыжах в тесной, жесткой или неудобной обуви;
  • выполнять любые действия без разрешения работника, проводящего занятия;
  • использовать лыжное оборудование и инвентарь не по прямому назначению.


ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

  • При возникновении во время занятий болей в суставах, мышцах, появлении покраснения кожи и (или) потертостей на ногах, а также при плохом самочувствии прекратить занятие и сообщить об этом работнику, проводящему занятия по лыжной подготовке, и действовать в соответствии с его указаниями.
  • При возникновении чрезвычайной ситуации (обнаружении неисправности лыжного оборудования, проявлении признаков обморожения и т.п.) немедленно сообщить об этом работнику, проводящему занятия по лыжной подготовке, и действовать в соответствии с его указаниями.
  • При падении на спуске нужно быстро подняться и освободить трассу.
  • При вынужденном падении безопаснее падать на бок в сторону.
  • При получении травмы сообщить об этом работнику, проводящему занятия.
  • При необходимости и возможности помочь работнику, проводящему занятия, оказать пострадавшему первую помощь.

ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ ЗАНЯТИЙ

  • Сдать использованный инвентарь работнику, проводящему занятия по лыжной подготовке.
  • С разрешения работника, проводящего занятия, пойти в раздевалку.
  • Принять душ, переодеться, просушить волосы под феном.
  • При обнаружении неисправности лыжного оборудования, полученного в школе, проинформировать работника, проводящего занятия по лыжной подготовке.



Предварительный просмотр:

Техника безопасности на уроках физкультуры

Инструктаж по Технике безопасности на занятиях по физическому воспитанию.

Обязанности учащихся.

 1.     Ознакомиться с Инструкцией по Технике Безопасности на занятиях по физическому воспитанию. Расписаться о проведённом инструктаже в специальном журнале.

2.     Неукоснительно выполнять требования Инструкции и стараться не получать травмы.

 На занятиях лёгкой атлетикой.

 1.     Добираться на стадион только пешком с группой или самостоятельно. По пути на стадион при переходе через улицу соблюдать правила дорожного движения.

2.     Заниматься лёгкой атлетикой в местах названных учителем, в поле его зрения.

3.     Приступать к выполнению легкоатлетических упражнений только после разминки в соответствии с рекомендациями к заданиям учителя.

4.     Помнить о возможности получения травмы на стадионе, поэтому нельзя:

        бежать навстречу общему движению на беговой дорожке;

        бежать по дорожке, где скользко, грязно и можно упасть;

        выполнять упражнения там, где есть возможность получить травму мячом (футбол, метание мяча или гранаты);

        во время бега на короткие дистанции переходить на соседнюю беговую дорожку;

        резко останавливаться после завершения бега;

        садиться или ложиться сразу после завершения бега;

        сидеть или лежать на земле, траве.

 

На занятиях гимнастикой.

 1.     Приступать к занятиям только после разминки, подготовив мышечно-связочный аппарат.

2.     Вставать так, чтобы не мешать движениям стоящих рядом, не касаться соседей при выполнении маховых движений руками или ногами (а также скакалкой, палкой).

3.     Делать сложные гимнастические упражнения только с разрешения преподавателя или его страховке.

4.     Не подходить близко к тем, кто упражняется с гантелями, обручами, гимнастической палкой или другими предметами.

5.     Не прыгать с гимнастической стенки или высокой перекладины на пол.

6.     Упражнения в тренажёрном зале выполнять только после показа их учителем.

 

На занятиях подвижными и спортивными играми.

    1.     Приступать к занятиям только после разминки.

2.     Вне зала заниматься играми только на ровной площадке.

3.     На занятиях волейболом передавать мяч партнёру, стараясь не попасть в лицо стоящим рядом, не бить по мячу ногой, не выполнять подачу во время отработки передач мяча.

4.     После свистка учителя (судьи), извещающего о прекращении игры в пионербол или волейбол, только под сеткой передавать мяч на сторону противника.

5.     Играя в волейбол, пионербол на учебной тренировке стараться бросать мяч не в игрока, а с отскоком о пол.

6.     Ловить мяч, сгибая руки перед грудью (дети и новички ловят мяч, вытянутыми вперёд руками и часто травмируют пальцы).

7.     Смотреть на подающего во время подачи волейбольного мяча, при неточной подаче, мяч может попасть в своих игроков.

8.     Запасным игрокам, которые сидят на скамейке запасных во время игры, следить за игрой, так как мяч может попасть в них.

9.     При игре в баскетбол снять украшения и часы, не толкать соперников, не бить их по рукам.

10.     Играя в баскетбол стараться не выбегать за пределы площадки, чтобы не удариться о предметы в зале.

 

Правила поведения учащихся на уроках физической культуры.

          Уроки физической культуры призваны помочь уч-ся укрепить здоровье, стать более выносливыми, сильными, ловкими, гибкими, смелыми и волевыми. Учащиеся должны приобрести необходимые навыки выполнения гимнастических, игровых и других упражнений. Для этого учащимся необходимо:

 

I.                  Готовиться к уроку: 

1.     Регулярно заниматься самостоятельно, выполняя задания учителя.

2.     Приносить на уроки чистую спортивную одежду и обувь.

3.     с желанием учиться упражнениям, которые предлагает учитель.

4.     Если урок физической культуры проводится после большой перемены, на которой бывает завтрак, стараться есть немного.

5.     Не приходить в спортивный зал при ОРЗ.

6.     Сообщать (н-р после болезни)о пониженном самочувствии.

 

II.               На уроках: 

1.     Внимательно слушать учителя и стараться чётко, правильно и красиво выполнять предлагаемые упражнения.

2.     Старательно готовиться к контрольным и зачётным упражнениям.

3.     Честно и самоотверженно соревноваться с командами или отдельными учащимися своей и других групп.

4.     Помогать тем у кого упражнения получаются недостаточно хорошо.

5.     Соблюдать дисциплину, не делать то, что не разрешал учитель, не шуметь, не кричать, поддерживать в местах занятий чистоту и порядок, не выходить из зала без разрешения.

6.     Вести себя так, чтобы не получить травму.

7.     Бережно относиться ко всему, что есть в спортивном зале.

8.     Если самочувствие хуже обычного, сказать об этом учителю и выполнять только разрешённые им упражнения.

9.     В случае острой необходимости с разрешения учителя пойти к медсестре.

 

III.           В конце урока при подведении его итогов: 

1.     Внимательно выслушать оценки, советы, рекомендации и задание на дом.

2.     Поблагодарить учителя за урок.

 

Учитель имеет право поставить неудовлетворительную оценку, тем учащимся, которые были мало активны и не выполнили его задание. (Учителя очень редко пользуются этим правом)



Предварительный просмотр:

 Согласовано                                                                               Утверждаю

              Председатель профкома_______                       Директор школы___  ____                   

              Протокол от_____№________                                              Приказ       от________№_________

 

ИНСТРУКЦИЯ  ПО  ТЕХНИКЕ  БЕЗОПАСНОСТИ

ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СПОРТИВНЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

 

1. ОБЩИЕ  ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ

К спортивным соревнованиям допускаются:

  • учащиеся 1 - 11-х классов, прошедшие медицинский осмотр и не имеющие медицинских противопоказаний для участия в соревнованиях;
  • прошедшие инструктаж по технике безопасности;
  • ознакомленные с инструкциями по режиму проведения соревнований и по технике безопасности для всех видов спорта, по которым соревнования проводятся;
  • одетые в спортивную одежду и обувь, и имеющие подогнанное спортивное снаряжение, соответствующие проводимому виду соревнований и погодным условиям.

При проведении спортивных соревнований учащиеся обязаны соблюдать Правила поведения для учащихся. Время и место проведения конкретных соревнований определяется приказом директора или распоряжением заместителя директора в пределах его компетенции.

Опасными факторами при проведении соревнований являются:

  • физические (спортивные снаряды, оборудование, приспособления и инвентарь; покрытие спортивных площадок; статические и динамические перегрузки; метательные снаряды; опасное напряжение в электрической сети, система вентиляции при проведении соревнований в помещении; скользкие поверхности; острые кромки и сколы на поверхностях ванн и пола бассейна; экстремальные погодные условия и рельеф местности при проведении соревнований вне помещений);
  • химические (пыль; повышенная концентрация различных химических веществ в воде и в воздухе при проведении соревнований в бассейне).

При проведении соревнований в помещении учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

Учащиеся должны уметь оказывать первую доврачебную помощь, а при проведении соревнований в помещении - знать  место расположения аптечки.

О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец обязан немедленно сообщить лицу, ответственному за организацию и проведение соревнований.

Учащимся запрещается без разрешения организаторов соревнований или судей начинать соревнования.

Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение настоящей Инструкции, привлекаются к ответственности в соответствии с Положением о поощрениях и взысканиях для учащихся.

2. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПЕРЕД  НАЧАЛОМ  СОРЕВНОВАНИЙ

Изучить содержание настоящей Инструкции.

Надеть спортивную одежду и обувь, соответствующие проводимому виду соревнований и погодным условиям. Обувь должна быть на нескользкой подошве (при проведении соревнований в зале - не оставляющая следов на полу).

Подогнать необходимое спортивное снаряжение и провести разминку.

Запрещается приступать к соревнованиям:

  • непосредственно после приема пищи;
  • после больших физических нагрузок;
  • при незаживших травмах и общем недомогании.

3. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ВО  ВРЕМЯ  СОРЕВНОВАНИЙ

Во время соревнований учащийся обязан:

  • соблюдать настоящую инструкцию;
  • неукоснительно выполнять все указания и команды организаторов и судей соревнования;
  • начинать и заканчивать соревнования строго по команде судьи;
  • при групповом старте на короткие дистанции бежать только по своей дорожке;
  • во избежание столкновений исключить резкую остановку при движении;
  • перед выполнением упражнений по метанию убедиться в отсутствии людей в секторе метания;
  • использовать спортивное оборудование и инвентарь только с разрешения и под руководством организаторов или судей соревнований;
  • избегать столкновений с другими участниками соревнований;
  • перед выполнением упражнений убедиться в отсутствии других участников, организаторов и судей в опасной зоне;
  • не допускать толчков и ударов по рукам и ногам других участников соревнования;
  • выполнять требования техники безопасности по тому виду спорта, по которому соревнования проводятся.

Учащимся запрещается:

  • пользоваться неисправным спортивным оборудованием и снарядами;
  • выполнять упражнения без необходимой страховки;
  • выполнять упражнения на гимнастических снарядах с влажными ладонями;
  • стоять справа от метающего, находиться в зоне броска, ходить за снарядами для метания без разрешения организатора или судьи соревнования;
  • подавать снаряд для метания друг другу броском;
  • производить метание без разрешения судьи соревнования;
  • выполнять метание снарядов с влажными ладонями;
  • выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте, приземляться при прыжках на руки;
  • самостоятельно осуществлять переход к другому виду соревнований;
  • покидать место соревнования без разрешения организаторов или судей соревнования;
  • выполнять любые действия без разрешения организатора или судьи соревнования;
  • использовать спортивное оборудование и инвентарь не по прямому назначению;
  • производить самостоятельно разборку, сборку и ремонт спортивных снарядов и оборудования.

4. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  В  АВАРИЙНЫХ  СИТУАЦИЯХ

При возникновении во время соревнований болей в суставах, мышцах, появлении покраснения кожи и (или) потертостей на руках или ногах, а также при плохом самочувствии прекратить соревнование и сообщить об этом организатору или судье соревнований и действовать в соответствии с их указаниями.

При обнаружении признаков обморожения или солнечных ожогов во время проведения соревнований вне помещения сообщить об этом организатору или судье соревнований и действовать в соответствии с их указаниями.

При возникновении чрезвычайной ситуации (обнаружении неисправности спортивных снарядов и (или) приспособлений, появлении посторонних запахов, задымлении, возгорании и т.п.) немедленно сообщить об этом организатору или судье соревнований и действовать в соответствии с их указаниями.

При получении травмы сообщить об этом организатору или судье соревнования.

При необходимости и возможности помочь организаторам, судьям соревнований или медработнику оказать пострадавшему первую помощь.

5. ТРЕБОВАНИЯ  БЕЗОПАСНОСТИ  ПО  ОКОНЧАНИИ  ЗАНЯТИЙ

Сдать полученный инвентарь  (или) приспособления организаторам или судьям соревнования.

С разрешения организатора или судьи соревнования пойти в раздевалку.

Принять душ, переодеться, просушить волосы под феном.

         При обнаружении неисправности спортивного оборудования, а при занятиях в зале, кроме того, при обнаружении неисправности системы вентиляции, работы сантехнических систем, нарушения целостности окон проинформировать об этом организатора или судью соревнований.

 Согласовано                                                                               Утверждаю

              Председатель профкома_______                       Директор школы___  ____                   

              Протокол от_____№________                                              Приказ       от________№_________

Инструкция   по охране труда для учителя физической культуры

 

 I .Общие требования безопасности

 

К работе допускаются лица, достигшие 18 лет, обоего пола, прошедшие медосмотр,

имеющие соответствующее педагогическое образование.

Учитель должен:

- знать должностные обязанности  и инструкции по ОТ

- пройти вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте

- в работе руководствоваться правилами внутреннего распорядка

- режим труда и отдыха определяется графиком работы учителя

- относиться к не электротехническому персоналу и иметь 2-ю квалификационную группу допуска по электробезопасности

Травмоопасность  в спортивном зале:

- занятия на неисправных спортивных снарядах

- при выполнении упражнений на загрязнённых или влажных снарядах

- при выполнении упражнений без страховки

- при выполнении упражнений без использования гимнастических матов

- при нарушении инструкций по проведению игровых занятий и по лыжной подготовке

 

  Не допускать проведения в спортивном зале внеклассных непрофильных мероприятий

В спортивном зале должны быть огнетушители и  укомплектованная аптечка для оказания первой помощи пострадавшим.

о случаях травматизма сообщать администрации школы, принимать участие в расследовании несчастных случаев

-    нести административную ответственность за нарушение требований инструкций по ОТ.

 

II. Требования безопасности перед началом работы

 

- проверить исправность электроосвещения, спортивных снарядов и оборудования

- прочно закрепить используемые спортивные снаряды и оборудование

- не допускать нахождения в спортзале учащихся, а также посторонних лиц,  без учителя

- проветрить помещение спортзала

- следить за своевременной влажной уборкой (через каждые 2 часа занятий) и порядком.

 

III. Требования безопасности во время работы

 

- разработать инструкции по технике безопасности для учащихся во время занятий различными видами спорта : волейбол, футбол, баскетбол, стрельба, лёгкая атлетика, гимнастика , лыжи.

- не допускать к занятиям детей с явно выраженными признаками заболевания

- допускать на занятия учащихся только в спортивной форме

- провести инструктаж по ТБ с учащимися (вводный, поурочный, тематический)

- вести постоянный контроль за индивидуальной дозировкой физических нагрузок

- соблюдать личную гигиену

- организовать страховку при выполнении учебных упражнений

- следить за соблюдением порядка и дисциплины

- не оставлять учащихся без присмотра во время занятий

 

IV. Требования безопасности в аварийных ситуациях

 

- в случае возникновение аварийных ситуаций, угрожающих жизни и здоровью детей, принять меры к их срочной эвакуации, согласно плана эвакуации

- сообщить о происшедшем администрации и приступить к их ликвидации

- в случае травматизма оказать первую помощь пострадавшим

- при внезапном заболевании учащегося вызвать медработника

 

V. Требования безопасности по окончании работы

 

- после окончания занятий проверить списочный состав учащихся

- убрать спортинвентарь в отдельное помещение

- привести в порядок своё рабочее место

- выключить электроосвещение и закрыть спортзал на ключ

- о всех недостатках, обнаруженных во время проведения учебных занятий,

сообщить администрации.



Предварительный просмотр:

Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях лёгкой атлетикой

I.Общие требования безопасности.

Занятия по лёгкой атлетике проводятся на оборудованных для этого спортивных площадках и в спортзале.

К занятиям допускаются учащиеся:

- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий. Обувь должна быть на подошве, исключающей скольжение, плотно облегать ногу и не затруднять кровообращение. При сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности одежда должна соответствовать погодным условиям.

Учащийся должен:

- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

- не оставлять без присмотра спортинвентарь для прыжков и метаний, в том числе инвентарь, который не используется в данный момент на уроке;

- быть внимательным при перемещениях по стадиону;

- знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

II. Требования безопасности перед началом занятий.

Учащийся должен:

- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

- убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

- организованно выйти с учителем через центральный выход здания или запасный выход спортзала на место проведения занятий;

- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

- убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

- под руководством учителя инвентарь, необходимый для проведения занятий, переносить к месту занятий в специальных приспособлениях;

- не переносить к месту занятий лопаты и грабли остриём и зубьями вверх;

- по распоряжению учителя убрать посторонние предметы с беговой дорожки, ямы для прыжков и т.д.;

- по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время проведения занятий.

БЕГ

Учащийся должен:

- при групповом старте на короткие дистанции бежать по своей дорожке;

- во время бега смотреть на свою дорожку;

- после выполнения беговых упражнений пробегать по инерции 5-15 м, чтобы бегущий сзади имел возможность закончить упражнение;

- возвращаться на старт по крайней дорожке, при старте на дистанции не ставить подножки, не задерживать соперников руками;

- в беге на длинные дистанции обгонять бегущих с правой стороны;

- при беге по пересечённой местности выполнять задание по трассе или маршруту, обозначенному учителем;

- выполнять разминочный бег по крайней дорожке.

ПРЫЖКИ

Прыжковая яма должна быть заполнена песком на глубину 20-40 см. Перед прыжками необходимо тщательно разрыхлить песок в прыжковой яме, убрать из неё грабли, лопаты и другие посторонние предметы. Техника прыжка должна соответствовать учебной программе и обеспечить приземление учащегося на ноги.

Учащийся должен:

- грабли класть зубьями вниз;

- не выполнять прыжки на неровном и скользком грунте;

- выполнять прыжки, когда учитель дал разрешение и в яме никого нет;

- выполнять прыжки поочерёдно, не перебегать дорожку для разбега во время выполнения попытки другим учащимся;

- после выполнения прыжка быстро освободить прыжковую яму и вернуться на своё место для выполнения следующей попытки с правой или левой стороны дорожки для разбега.

МЕТАНИЕ

Необходимо быть внимательным при упражнениях в метании.

Учащийся должен:

- перед метанием убедиться, что в направлении броска никого нет;

- осуществлять выпуск снаряда способом, исключающим срыв;

- при групповом метании стоять с левой стороны от метающего;

- в сырую погоду насухо вытирать руки и снаряд;

- находясь вблизи зоны метания, следить за тем, чтобы выполняющий бросок был в поле зрения, не поворачиваться к нему спиной, не пересекать зону метаний бегом или прыжками;

- после броска идти за снарядом только с разрешения учителя, не производить произвольных метаний;

- при метании в цель предусмотреть зону безопасности при отскоке снаряда от земли;

- не передавать снаряд друг другу броском;

- не метать снаряд в необорудованных для этого местах.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:

- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

- организованно покинуть место проведения занятия;

- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

- вымыть с мылом руки.

Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях спортивной гимнастикой

I.Общие требования безопасности.

К занятиям допускаются учащиеся:

- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Учащийся должен:

- иметь коротко остриженные ногти;

- заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

- знать и выполнять настоящую инструкцию.

Гимнастические снаряды должны быть надёжно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:

- маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;

- канат не должен иметь порывов и узлов;

- бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям;

- жерди должны быть сухими и гладкими, без трещин;

- перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;

- поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.

Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.

Выполняя упражнения потоком, соблюдайте достаточные интервал и дистанцию.

Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.

Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.

II. Требования безопасности перед началом занятий.

Учащийся должен:

- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

- убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

- по команде учителя встать в строй для общего построения.

Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.

Не переносите и не перевозите тяжёлые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств.

При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой.

Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления - в два слоя.

На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров.

Изменяя высоту брусьев вдвоём, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между жердями не должна превышать ширины плеч.

Высоту перекладины устанавливайте в лежачем положении. Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время её установки.

Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочерёдно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.

III. Требования безопасности во время проведения занятий.

Учащийся должен:

- каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов;

- вытирать руки насухо;

- выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;

- при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко, на носки, пружинисто приседая;

- при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю;

- переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем.

Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему.

Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не используйте его не по назначению.

Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке.

Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению.

Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку, стоя за снарядом.

Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковёр, не мешайте другим.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:

- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

- организованно покинуть место проведения занятия;

- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

- вымыть с мылом руки.

Инструкция по лыжной подготовке для школьников

Лыжи должны быть подобраны по росту и, содержаться в исправном состоянии. Неисправными считаются лыжи, имеющие трещины, сколы, поломанные носки или пятки лыж, деформацию скользящей плоскости (пропеллер).

Крепление должно быть установлено по центру лыж и прочно закреплено на ней. Оно должно быть отрегулировано так, чтобы можно было без посторонней помощи крепить к лыже ботинок или валенок. Лучше использовать жёсткие крепления (они более надёжны) или резиновые стандартного образца (не самодельные).

Палки, подобранные по росту, должны иметь наконечники, кольца и ремни для кистей рук, длина которых должна регулироваться.

Лыжные ботинки должны быть подобраны по размеру (тесная или очень свободная обувь могут привести к потёртостям либо к травме голеностопного сустава). Обувь надо систематически смазывать гуталином. Это предохранит от влаги и сделает кожу более мягкой. Нельзя зашнуровывать ботинки слишком туго и обвязывать шнурки вокруг ноги, из-за этого ухудшается кровообращение, и ноги скорее замерзают. После занятий надо обязательно просушить ботинки. Ни в коем случае нельзя делать это на батарее или печке. В этом случае обувь может покоробиться и стать жёсткой. Надевать ботинки следует на два носка (х/б и шерстяной). Носки должны быть сухими.

Одежда должна защищать от холода и ветра, быть лёгкой, удобной и не сковывать движения. Свитер должен перекрывать брюки даже при сильном наклоне туловища вперёд. Следует надеть бельё из натуральных тканей. На руках должны быть варежки. Запрещается заниматься без головного убора. На голове должна быть спортивная шапочка, закрывающая уши. При сильном морозе – две, если они тонкие. В том случае, если шапочка не прикрывает уши, надо дополнительно использовать специальные наушники.

Получив лыжный инвентарь, надо проверить его исправность и развязать лыжи до выхода на улицу. Выйдя на улицу, не следует сразу вставать на лыжи, надо дать им остыть, иначе на них образуется корка льда, которая будет препятствовать скольжению.

Опоздав на урок, нужно доложить учителю о своём приходе, чтобы он знал точное количество занимающихся. Нельзя уходить с занятий без разрешения учителя.

В течение всего года необходимо регулярно выполнять упражнения на развитие выносливости. Низкий уровень выносливости является одной из главных причин травматизма, так как утомлённый человек менее внимателен и координирован. Лучшей профилактикой травматизма является правильная техника выполнения упражнений. Поэтому надо внимательно слушать объяснения учителя и стараться правильно и точно выполнять подводящие и подготовительные упражнения. Следует строго выполнять правила поведения на лыжне. При движении на лыжне надо соблюдать дистанцию до впереди идущего лыжника 3-4 м, а при спусках этот интервал должен быть не менее 30 м. Во время спуска нельзя выставлять вперёд лыжные палки. Если возникла необходимость быстро остановиться, надо присесть и упасть на бок, обязательно держа палки сзади. После спуска не следует останавливаться у подножия склона: сзади за вами следуют другие лыжники. Нельзя пересекать лыжню, по которой движутся спускающиеся со склона лыжники. Нельзя прыгать с трамплина: для этого нужны специальная подготовка и прыжковые лыжи.

Категорически запрещается использовать лыжные палки для осаливания во время подвижных игр и эстафет – это можно делать только рукой.

Во время занятий не исключены случаи обморожения ушей, носа и щёк. Если они побелели или потеряли чувствительность, надо растереть кожу вокруг обмороженного места до порозовения, а затем и сам отмороженный участок. Делать это следует сухой рукой, а не снегом, т.к. при растирании снегом можно повредить кожу и занести в организм инфекцию.

Если во время соревнований (занятий) участник по каким-либо причинам вынужден сойти с дистанции, он должен обязательно предупредить об этом судью (учителя). Это можно сделать лично, а также через контролёра или товарища.

О поломке и порче лыжного снаряжения также следует сообщать учителю. Если невозможно произвести починку на дистанции, то, получив разрешение учителя, надо выходить к школе (лыжной базе, ближайшему населённому пункту).

Нельзя снимать «лишнюю» одежду во время бега на дистанции и после его окончания (это может привести к простуде). Лучше её снять до начала бега, а после завершения надеть вновь.

По окончании занятий перед входом в помещение надо очистить лыжи от снега, а, зайдя в помещение, связать их.

Сразу после занятий по лыжной подготовке нельзя пить холодную воду и охлаждённые напитки (можно простудить горло).

Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях игровыми видами спорта

I.Общие требования безопасности.

Для занятий игровыми видами спорта спортплощадка и оборудование должны соответствовать мерам безопасности.

К занятиям допускаются учащиеся:

- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Учащийся должен:

- иметь коротко остриженные ногти;

- заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

- знать и соблюдать простейшие правила игры;

- знать и выполнять настоящую инструкцию.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

II. Требования безопасности перед началом занятий.

Учащийся должен:

- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

- убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

- под наблюдением учителя положить мячи на стеллажи или в любое другое место, чтобы они не раскатывались по залу и их легко можно было взять для выполнения упражнений;

- убрать в безопасное место инвентарь и оборудование, которые не будут использоваться на уроке;

- по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время занятий.

При выполнении упражнений в движении учащийся должен:

- избегать столкновений с другими учащимися, «перемещаясь спиной» смотреть через плечо;

- исключать резкое изменение своего движения, если этого не требуют условия игры;

- соблюдать интервал и дистанцию;

- быть внимательным при перемещении по залу во время выполнения упражнений другими учащимися;

- по окончании выполнения упражнений потоком вернуться на своё место для повторного выполнения задания с правой или левой стороны зала.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:

- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

- организованно покинуть место проведения занятия;

- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

- вымыть с мылом руки.

Баскетбол

Ведение мяча

Учащийся должен:

- выполнять ведение мяча с поднятой головой;

- при изменении направления убедиться, что на пути нет других учащихся, с которыми может произойти столкновение;

- после выполнения упражнения взять мяч в руки и крепко его держать.

Передача

Учащийся должен:

- ловить мяч открытыми ладонями, образующими воронку;

- прежде чем выполнить передачу, убедиться, что партнёр готов к приёму мяча;

- следить за полётом мяча;

- соизмерять силу передачи в зависимости от расстояния партнёра;

- помнить, что нельзя бить мяч ногой, бросать друг в друга.

Бросок

Учащийся должен:

- выполнять бросок по кольцу способом, указанным учителем;

- при подборе мяча под щитом контролировать отскок мячей других учащихся.

Не рекомендуется:

- толкать учащегося, бросающего мяч в прыжке;

- при броске в движении хвататься за сетки, виснуть на кольцах;

- бить рукой по щиту;

- при попадании в корзину двух и более мячей выбивать их другим мячом;

- бросать мячи в заградительные решётки.

Во время игры учащийся должен:

- следить за перемещением игроков и мяча на площадке, избегать столкновений;

- по свистку прекращать игровые действия.

Нельзя:

- толкать друг друга, ставить подножки, бить по рукам;

- хватать игроков соперника, задерживать их продвижение;

- широко расставлять ноги и выставлять локти;

- во время броска дразнить соперника, размахивать руками перед его глазами;

- ученику, который находится на скамейке запасных, выбегать на площадку.

Волейбол

Передача

Учащийся должен:

- после подбрасывания мяча над собой отбивать мяч в сторону партнёра кончиками пальцев, образующими «сердечко»;

- при приёме следить за полётом мяча, принимать его над головой встречным движением рук на кончики пальцев, а сильно летящий мяч – двумя руками снизу на предплечья;

- не отбивать мяч ладонями;

- во время передач через сетку не трогать её руками, не толкать друг друга на сетку.

Подача, нападающий удар

Учащийся должен:

- убедиться, что партнёр готов к приёму мяча;

- соизмерять силу удара в зависимости от расстояния до партнёра;

- выполнять удар по мячу напряжённой ладонью;

- не принимать сильно летящий мяч двумя руками сверху.

Во время игры учащийся должен:

- знать простейшие правила игры и соблюдать их;

- следить за перемещением игроков на своей половине площадки;

- производить замены игроков на площадке, когда игра остановлена и учитель дал разрешение;

- выполнять подачу и прекращать игровые действия по свистку учителя или судьи;

- передавать мяч другой команде передачей под сеткой. При подаче нельзя наступать на линию, а при приёме мяча – задерживать его в руках, выполнять передачу захватом.

Во время игры нельзя:

- дразнить соперника;

- заходить на его сторону;

- касаться сетки руками и виснуть на ней.

По окончании партии переходите на другую сторону площадки по часовой стрелке, по возможности обходя волейбольные стойки, а, проходя под сеткой, не отвлекайтесь, смотрите вперёд, наклонив туловище и голову.

Инструкция для учащихся по мерам безопасности при занятиях подвижными играми

I.Общие требования безопасности.

Занятия в спортзале проводятся только с исправным спортивным инвентарём и оборудованием. Спортивный зал должен быть оборудован средствами пожаротушения (огнетушителем) и иметь аптечку, укомплектованную необходимыми медикаментами и перевязочным материалом для оказания первой доврачебной помощи пострадавшим.

К занятиям допускаются учащиеся:

- отнесённые по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

- прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

- имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Учащийся должен:

- иметь коротко остриженные ногти;

- заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

- бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию, не использовать его не по назначению;

- внимательно слушать объяснение правил игры и запоминать их;

- соблюдать правила игры и не нарушать их;

- начинать игру по сигналу учителя;

- знать и выполнять настоящую инструкцию.

Водящие должны слегка касаться рукой убегающих, не хватать и не толкать их в спину, не ставить подножек.

Пойманные – осаленные игроки, которые обязаны выйти из игры согласно правилам, должны осторожно, не мешая другим, покинуть игровую площадку и сесть на скамейку. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процесс.

II. Требования безопасности перед началом занятий.

Учащийся должен:

- переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

- снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (часы, серёжки и т.д.);

- убрать из карманов спортивной формы режущие, колющие и другие посторонние предметы;

- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;

- убрать в безопасное место инвентарь, который не будет использоваться на занятии;

- по команде учителя встать в строй для общего построения.

III. Требования безопасности во время проведения занятий.

Игры с догонялками

Убегающие должны:

- смотреть в направлении своего движения;

- исключать резких стопорящих остановок;

- во избежание столкновения с другими играющими замедлить скорость своего бега и остановиться;

- помнить, что нельзя толкать в спину впереди бегущих, забегать на скамейки.

Пойманные у стены игроки, но оставшиеся в игре, согласно правилам, должны отойти от неё на один - два метра.

Игры с перебежками

Учащийся должен:

- пропустить вперёд бегущих быстрее вас;

- не изменять резко направление своего движения;

- не выбегать за пределы игровой площадки;

- заблаговременно замедлять бег при пересечении линии «дома»;

- не останавливать себя, упираясь руками или ногой в стену.

Игры с мячом

Учащийся должен:

- не бросать мяч в голову играющим;

- соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них;

- следить за перемещением игроков и мяча на площадке, не мешать овладеть мячом игроку, который находится ближе к нему;

- не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им;

- не падать и не ложиться на полы, когда хочет увернуться от мяча;

- ловить мяч захватом двумя руками снизу.

Эстафеты

Учащийся должен:

- не начинать эстафету без сигнала учителя;

- выполнять эстафету по своей дорожке. Если ваш инвентарь оказался на полосе другой команды, осторожно заберите его, вернитесь на свою дорожку и продолжайте выполнять задание;

- не выбегать преждевременно из строя, пока стоящий перед вами игрок не закончил выполнять задание и не передал вам эстафету касанием руки;

- после передачи эстафеты встать в конец своей команды, во время эстафеты не выходить из своего строя, не садиться и не ложиться на полы.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях.

Учащийся должен:

- при получении травмы или ухудшения самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

- с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

- при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

- по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий.

Учащийся должен:

- под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

- организованно покинуть место проведения занятия;

- переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

- вымыть с мылом руки.