Методический семинар
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пояснительная записка к ИПО | 27.16 КБ |
Презентация к ИПО | 1.81 МБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ИПО | ||
I. Общие сведения | ||
Ф.И.О. автора опыта | Богатова Ольга Викторовна | |
Образовательное учреждение | МОУ «Средняя школа №3» городского округа город Фролово | |
Должность, педагогический стаж, стаж работы в должности | Учитель истории, 22 года 12 лет | |
II.Сущностные характеристики опыта | ||
1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) | Активизация познавательной деятельности и социализация личности – основа формирования гражданской и жизненной позиции школьника | |
2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.) | Источник изменений - противоречие между потребностью общества в неординарной творческой личности, способной строить и развивать инновационную экономику и недостаточной разработанностью механизмов и условий воспитания и обучения одаренной личности. Новый этап совершенствования системы образования резко обострил проблему раннего выявления школьников, проявляющих признаки одаренности, создания условий для успешной реализации их способностей. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта связано с идеей развивающего обучения, создания вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды, акцентируемой на самостоятельности и активной познавательной деятельности учащихся. | |
3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) | Сущность ИПО заключается в создании условий для формирования и реализации индивидуального дарования школьников через: использование проектной деятельности, дифференцированным заданиям по объему и глубине; развитие самоорганизующих форм обучения: групповых, парных занятий; успешность и самореализацию учащихся. Я считаю необходимым обратиться к категории «креативность», которая включает не только деятельностный, но и личностный аспекты творчества и понимается как творческие способности человека, которые проявляются в мышлении, чувствах, общении, характеризуют личность ученика, продукты его творческой деятельности, процесс их создания. Новизна опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формировании исследовательских умений и навыков – основ развития креативных способностей учащихся при использовании технологии проблемного обучения. Организация учебного и воспитательного процесса: - проведение уроков активных и интерактивных (творческих) по форме организации; - руководство исследовательской работой учащихся; - использование проблемных творческих ситуаций; | |
3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски) | Концепция изменений состоит в постепенном внедрении в традиционное преподавание более эффективных педагогических технологий (развивающего обучения, проблемного обучения, исследовательских методов обучения, технологий креативного обучения, игровых технологий, технологий проектов) в сочетании с информационно-коммуникационными. Способы: мультимедийные презентации; Методы: дискуссионные, исследовательские, проектные, беседы, комплексное наблюдение за деятельностью учащихся; анализ творческих работ учащихся и обработка полученных данных педагогический эксперимент с последующей статистической обработкой полученных результатов. Преимущества перед аналогами и новизна: - формирование мотивации учащихся к исследовательской и творческой работе, учебной деятельности через сотрудничество и соперничество. Ограничения: комплексный подход в использовании инновационного опыта с учетом предмета, уровнем взаимодействия учителя с учениками. Трудоемкость инновационного педагогического опыта заключается: 1) в необходимости подготовки учителя-предметника к освоению новых информационных технологий, средств медиаобразования, приёмов работы в глобальных информационных сетях; 2) в информационном (подключение к телекоммуникационным системам различного уровня с выходом в глобальные сети, поддержка веб-сайта) и ресурсном (материально-техническое оснащение: наличие компьютерной техники, интернет-связи, учебно-наглядных пособий; программное и учебно-методическое оснащение образовательного процесса: наличие современного оборудования, фонда литературы, фильмотеки и медиатеки) обеспечении; 3) проектирование урока с учетом типа мышления и темперамента, способностей воспитанников. Риски: Формирование конкурентоспособной, креативной личности не должно препятствовать процессу воспитания, толерантности, поликультурности. Данная методика может быть использована в работе учителей истории всех типов образовательных учреждений, но с учетом возможностей и потребностей конкретной образовательной среды. | |
4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) | На уроке главное – сделать знание ценным для ребёнка: оно должно помочь понять смысл жизни, найти ответ на сложный жизненный вопрос. Дети не должны потерять способность удивляться – основу творчества. Они должны видеть себя со стороны, рефлексировать. Учитель должен успешно владеть тремя основными коммуникативными функциями – влияния (как формирования), организации (как побуждения) и передачи информации. 2.Оснащение кабинета мультимедийным комплексом и соответствующая подготовка учителя (курсы повышения квалификации) 3. Ведущим условием реализации ИПО является установка на раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное, нравственное обогащение личности. Немаловажную роль играет и системный подход, включающий направленность на личностно ориентированное обучение, мониторинг, проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, интеллектуальных мероприятий, участие учащихся в научно-исследовательской и проектной работе, помощь в профессиональном самоопределении и другое. | |
5.Результат изменений | Развитие креативности подростков (нестандартные решения проблемных ситуаций, продуктивность, творческая активность) Устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к истории. Умение работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения нестандартных задач, что положительно сказывается на качестве знаний учащихся по предмету, развивает у них творческую активность, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах, формируя тем самым положительную мотивацию к учению в целом. Динамика общей успеваемости учащихся за последнее время позитивная. 100% учащихся имеют положительные оценки по истории. Наличие у учащихся прочных глубоких знаний по истории подтверждается данными проведенной аккредитационной экспертизой: 83% учащихся 9 класса успешно справились с предложенной работой. Средний показатель качества знаний по истории в 5-10 классах составляет 67%. Повышается качественный показатель участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах творческих и исследовательских работ. Растет мотивации к изучению предмета. Опыт работы по данной проблеме обобщается, распространяется на школьном, муниципальном уровне. Внешняя результативность ИПО: 2 победителя международной олимпиады Инфоурок, 1 человек - в десятке сильнейших международной олимпиады по истории центра СНЕЙЛ, 6 призовых мест во всероссийской олимпиаде по истории «Вот задачка», победитель всероссийской метапредметной олимпиады «Матрешка», призер регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, призер муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников. Результативное участие учащихся в очных конкурсах различного уровня с проектными и исследовательскими работами: всероссийская НП конференция «Думай глобально – действуй локально», региональный научно-исследовательский конкурс «Новое поколение выбирает науку», региональный конкурс «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой», региональная НП конференция «Казачество волго-донского междуречья в годы Великой Отечественной войны: самоотверженность и храбрость – духовные ориентиры патриотизма современных поколений казаков», региональный этап литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!», региональная НП конференция «Забытые герои Первой мировой войны». Внутренняя результативность ИПО: применение метода позволило установить позитивную динамику: развитие умений моделирования, выдвижение гипотез, легкости перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации, сформированности навыков рефлексии (принятие решений, построение аргументации и др.), креативности, удовлетворенности собственными результатами. | |
6. Распространение представленного инновационного педагогического опыта | Мастер-класс на родительском собрании в 4 «Б» классе 07.12.2014 года Публикация на сайтах: http://nsportal.ru http://pedmir.ru http://festival.1september.ru |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Сущностные характеристики опыта Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Активизация познавательной деятельности и социализация личности – основа формирования гражданской и жизненной позиции школьника
Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности) Источник изменений - противоречие между потребностью общества в неординарной творческой личности, способной строить и развивать инновационную экономику и недостаточной разработанностью механизмов и условий воспитания и обучения одаренной личности. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта связано с идеей развивающего обучения, создания вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды, акцентируемой на самостоятельности и активной познавательной деятельности обучающихся.
Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса) Сущность ИПО заключается в создании условий для:
Новизна опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формировании исследовательских умений и навыков – основ развития креативных способностей обучающихся при использовании технологии проблемного обучения .
Организация учебного и воспитательного процесса: проведение уроков активных и интерактивных (творческих) по форме организации руководство проектной, исследовательской работой обучающихся использование проблемных творческих ситуаций стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика и всех обучающихся вместе
Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость,риски)
Преимущества перед аналогами и трудоемкость: Формирование мотивации обучающихся к исследовательской и творческой работе, учебной деятельности через сотрудничество
Формирование конкурентоспособной, креативной личности не должно препятствовать процессу воспитания, толерантности, поликультурности. Данная методика может быть использована в работе учителей обществознания всех типов образовательных учреждений, но с учетом возможностей и потребностей конкретной образовательной среды . Риски:
Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) 1 Оснащение кабинета мультимедийным комплексом и соответствующая подготовка учителя (курсы повышения квалификации). 2 Ведущим условием реализации ИПО является установка на раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное, нравственное обогащение личности. Немаловажную роль играет и системный подход, включающий направленность на личностно ориентированное обучение, мониторинг, проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, интеллектуальных мероприятий, участие обучающихся в научно-исследовательской и проектной работе, помощь в профессиональном самоопределении.
Результат изменений Развитие креативности подростков (нестандартные решения проблемных ситуаций, продуктивность, творческая активность) Устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к истории, обществознанию. Умение работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения нестандартных задач, что положительно сказывается на качестве знаний обучающихся по предмету, развивает у них творческую активность, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах, формируя тем самым положительную мотивацию к учению в целом.
Динамика общей успеваемости обучающихся за последнее время позитивная. 100% обучающихся имеют положительные оценки по истории. Повышается качественный показатель участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах творческих и исследовательских работ. Растет мотивации к изучению предмета. Класс Всеобщая история История России 5 «А» 71% 5 «Б» 77% 6 «А» 58% 6 «Б» 70% 7 «А» 56% 7 «Б» 61% 8 52% 9 55% 52% 10 94% 89% Качество знаний по предметам по итогам 2014-2015 учебного года учителя истории Богатовой О.В.
Внешняя результативность ИПО: 2014-2015 учебный год Участие в олимпиадах: Международный этап : ИНФОУРОК (победители: Худякова Виктория - 9 класс, Селедкина Виктория – 5 класс) СНЕЙЛ (в десятке сильнейших - Щербаков Роман (6 класс) Всероссийский этап: «Вот задачка» (6 призовых мест в 5, 7 классах) «Матрешка» (победитель: Квакин Антон – 5 класс) Региональный этап: Всероссийская олимпиада школьников (призер: Худякова Виктория – 9 класс) Муниципальный этап: Всероссийская олимпиада школьников (призер: Пыстык Максим – 10 класс)
Внешняя результативность ИПО: 2014-2015 учебный год Участие в конкурсах: Международный этап: СНЕЙЛ «Моё генеалогическое древо» (3 человека ( 3, 5 и 7 классы) в десятке сильнейших), «Золотое руно» (7 победителей) Всероссийский этап: Викторина «Я помню, я горжусь!» (Щербаков Роман, 6 класс – 2 место), НП конференция «Думай глобально – действуй локально» (Голдин Юрий,11 класс - победитель в 2-х номинациях, приз «Особое мнение жюри» Региональный этап: Научно-исследовательский конкурс «Новое поколение выбирает науку» (Худякова Виктория, 9 класс – финалист, Конкурс «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой» (Богатова Анастасия, 3 класс – призер), НП конференция «Казачество волго-донского междуречья в годы Великой Отечественной войны: самоотверженность и храбрость – духовные ориентиры патриотизма современных поколений казаков» (Богатова Анастасия, 3 класс – выступление с докладом), Литературно-художественный конкурс «Гренадеры, вперед!» (Селедкина Виктория, Романова Влада, 5 класс – лауреаты), НП конференция «Забытые герои Первой мировой войны» (Щербаков Роман, 6 класс, Пастухов Александр, 7 класс, Голдин Юрий, 11 класс – выступления с докладами) Муниципальный этап: Вечер памяти казачества в х.Ветютнев (Щербаков Роман, 6 класс, Пастухов Александр, 7 класс – выступления с докладами), Викторина «Мой город», посвященная 155-летию города Фролово (Богатова Анастасия, 3 класс, 2 место)
Использование метода проектов в учебной деятельности На уроках истории При подготовке социально-значимых проектов
Распространение представленного инновационного педагогического опыта Мастер- класс на родительском собрании в 4 «Б» классе 07.12.2014 года Публикация на сайтах http://nsportal.ru http://pedmir.ru http://festival.1september.ru
Спасибо за внимание!