Методический семинар

«Мы проводим на работе лучшую
часть своей жизни.
Нужно научиться работать так, чтобы
работа была легка и чтобы она была
всегда жизненной постоянной школой»
А.К.Гастев
 
image
 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ИПО

I. Общие сведения

Ф.И.О. автора опыта

Богатова Ольга Викторовна

Образовательное учреждение

МОУ «Средняя школа №3» городского округа город Фролово

Должность, педагогический стаж, стаж работы в должности

Учитель истории,

22 года

12 лет

II.Сущностные характеристики опыта

1.Тема инновационного педагогического опыта (ИПО)

Активизация познавательной деятельности и социализация личности – основа формирования гражданской и жизненной позиции школьника

2.Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности, др.)

Источник изменений - противоречие между  потребностью общества в неординарной творческой личности, способной строить и развивать инновационную экономику и недостаточной разработанностью механизмов и условий  воспитания и обучения одаренной личности. Новый этап совершенствования системы образования резко обострил проблему раннего выявления школьников, проявляющих признаки одаренности, создания условий для успешной реализации их способностей. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта связано с идеей развивающего обучения, создания вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды, акцентируемой на самостоятельности и активной познавательной деятельности учащихся.

3.Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.)

       Сущность ИПО заключается в создании условий  для формирования и реализации  индивидуального дарования школьников через: использование проектной деятельности, дифференцированным заданиям по объему и глубине; развитие самоорганизующих форм обучения: групповых, парных занятий; успешность и самореализацию учащихся.

Я  считаю необходимым обратиться к категории «креативность», которая включает не только деятельностный, но и личностный аспекты творчества и понимается как творческие способности человека, которые проявляются в мышлении, чувствах, общении, характеризуют личность ученика, продукты его творческой деятельности, процесс их создания.

  Новизна опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня  творческой  самостоятельной деятельности, формировании исследовательских умений и навыков – основ развития креативных способностей учащихся при использовании технологии проблемного обучения.

Организация учебного и воспитательного процесса:

 - проведение уроков активных и интерактивных (творческих) по форме организации;

 - руководство  исследовательской работой учащихся;

 - использование проблемных творческих ситуаций;
- стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий;
- оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но процессу достижения;
- создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика и всех учащихся вместе.

3.Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски)

  Концепция изменений состоит в постепенном внедрении в традиционное преподавание более эффективных педагогических технологий (развивающего обучения, проблемного обучения, исследовательских методов обучения, технологий креативного обучения, игровых технологий, технологий проектов) в сочетании с информационно-коммуникационными.

Способы:

 мультимедийные презентации;
компьютерное тестирование;
электронные репетиторы;

Методы:

дискуссионные, исследовательские, проектные, беседы, комплексное наблюдение за деятельностью учащихся; анализ творческих работ учащихся и обработка полученных данных педагогический эксперимент с последующей статистической обработкой полученных результатов.

Преимущества перед аналогами и новизна:

  - формирование мотивации учащихся  к исследовательской и творческой работе, учебной деятельности  через сотрудничество и соперничество.

  Ограничения: комплексный подход в использовании инновационного опыта с учетом предмета, уровнем взаимодействия учителя с учениками.

    Трудоемкость инновационного педагогического опыта заключается: 1) в необходимости подготовки учителя-предметника к освоению новых информационных технологий, средств медиаобразования, приёмов работы в глобальных информационных сетях; 2) в информационном (подключение к телекоммуникационным системам различного уровня с выходом в глобальные сети, поддержка веб-сайта) и ресурсном (материально-техническое оснащение: наличие компьютерной техники, интернет-связи, учебно-наглядных пособий; программное и учебно-методическое оснащение образовательного процесса: наличие современного оборудования, фонда литературы, фильмотеки и медиатеки) обеспечении; 3) проектирование урока с учетом типа мышления и темперамента, способностей воспитанников.

Риски:

Формирование конкурентоспособной, креативной личности не должно препятствовать процессу воспитания, толерантности, поликультурности.

Данная методика может быть использована в работе учителей истории всех типов образовательных учреждений, но с учетом возможностей и потребностей конкретной образовательной среды.

4.Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма)

На уроке главное – сделать знание ценным для ребёнка: оно должно помочь понять смысл жизни, найти ответ на сложный жизненный вопрос. Дети не должны потерять способность  удивляться – основу творчества. Они должны видеть себя со стороны, рефлексировать. Учитель должен успешно владеть тремя основными коммуникативными функциями – влияния (как формирования), организации (как побуждения) и передачи информации.

2.Оснащение кабинета мультимедийным комплексом и соответствующая подготовка учителя (курсы повышения квалификации)

3. Ведущим условием реализации ИПО является установка на раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное, нравственное обогащение личности. Немаловажную роль играет и системный подход, включающий направленность на личностно ориентированное обучение, мониторинг, проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, интеллектуальных мероприятий, участие учащихся в научно-исследовательской и проектной работе, помощь в профессиональном самоопределении и другое.

5.Результат изменений

Развитие креативности подростков (нестандартные решения проблемных ситуаций, продуктивность, творческая активность)

Устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к истории. Умение работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения нестандартных задач, что положительно сказывается на качестве знаний учащихся по предмету, развивает у них творческую активность, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах, формируя тем самым положительную мотивацию к учению в целом.

Динамика общей успеваемости учащихся за последнее время позитивная. 100% учащихся имеют положительные оценки по истории. Наличие у учащихся прочных глубоких знаний по истории подтверждается  данными проведенной аккредитационной экспертизой: 83% учащихся 9 класса успешно справились с предложенной работой. Средний показатель качества знаний по истории в 5-10 классах составляет 67%.  Повышается качественный показатель  участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах творческих и исследовательских работ.   Растет мотивации к изучению предмета.

Опыт работы по данной проблеме обобщается, распространяется на школьном, муниципальном уровне.

Внешняя результативность ИПО: 2 победителя международной олимпиады Инфоурок, 1 человек - в десятке сильнейших международной олимпиады по истории центра СНЕЙЛ, 6 призовых мест во всероссийской олимпиаде по истории «Вот задачка», победитель всероссийской метапредметной олимпиады «Матрешка», призер регионального этапа всероссийской олимпиады школьников, призер муниципального этапа  всероссийской олимпиады школьников. Результативное участие учащихся в очных конкурсах различного уровня с проектными и исследовательскими работами: всероссийская  НП конференция «Думай глобально – действуй локально», региональный  научно-исследовательский конкурс «Новое поколение выбирает науку», региональный  конкурс «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой», региональная  НП конференция «Казачество волго-донского междуречья в годы Великой Отечественной войны: самоотверженность и храбрость – духовные ориентиры патриотизма современных поколений казаков», региональный этап  литературно-художественного конкурса «Гренадеры, вперед!», региональная  НП конференция «Забытые герои Первой мировой войны».

Внутренняя результативность ИПО: применение метода позволило установить позитивную динамику: развитие  умений моделирования, выдвижение гипотез, легкости перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации, сформированности навыков рефлексии (принятие решений, построение аргументации и др.),  креативности, удовлетворенности  собственными результатами.

6.

Распространение  представленного инновационного педагогического опыта

Мастер-класс на родительском собрании в 4 «Б» классе 07.12.2014 года

Публикация на сайтах:

http://nsportal.ru        http://pedmir.ru         http://festival.1september.ru 

III. Описание инновационного опыта учителя

Активизация познавательной деятельности и социализация личности – основа формирования гражданской и жизненной позиции  школьника

Цель технологии: активизация процесса познания,  формирование у школьника потребности подниматься самостоятельно по ступеням лестницы творческого созидания, социализация личности через активную жизненную позицию.

Задачи:

развивать креативное мышление учащихся на каждом уроке через систему провоцирующих, проблемных, нестандартных вопросов и задач с необычным решением; формировать интерес к предмету на занятиях при использовании заданий повышенной трудности; вводить элементы «открытого обучения» через изменение системы контроля, мотивация активной жизненной позиции.

Переход к новым экономическим условиям изменил характер требований к уровню подготовки выпускников образовательных учреждений: на первый план выдвигается цель развития личности творчески активной, мобильной, способной самостоятельно решать проблемные ситуации, применять полученные знания для решения новых, нестандартных задач и активной жизненной позиции. Идея творчества связывается в современном сознании с идеей прогресса, повышения социального и культурного престижа творческой деятельности. В этой связи учитель считает необходимым обратиться к категории «креативность», которая включает не только деятельностный, но и личностный аспекты творчества и понимается как творческие способности человека, которые проявляются в мышлении, чувствах, общении, характеризуют личность ученика, продукты его творческой деятельности, процесс их создания.

Формирование креативности следует начинать,  думаю, с главного: с активизации процесса познания, с формирования у ученика  потребности подниматься по ступеням лестницы творческого созидания и активно участвовать в реальной  общественной жизни. Развитие креативности проходит через операционально-интеллектуальный компонент и личностный компонент. Для развития креативности  необходимы определенные психологические условия:

  • творческий подход к решению любой творческой задачи
  • адекватная позитивная самооценка
  • внутренняя мотивация к творчеству
  • открытость личности новому опыту
  • образец креативного поведения на уроке
  • поисковая преобразовательная активность
  •  создание на уроке педагогических ситуаций, при которых учащиеся учились бы синтезировать ранее усвоенные способы креативной деятельности в новые

   Главные задачи:

  • будить мысль, вызывать у учащихся желание анализировать, спорить;
  • способствовать развитию познавательного интереса, формированию потребности в совершенствовании знаний;
  • создавать благоприятный эмоциональный климат – условие для развития интереса к учению и демонстрации самостоятельности мышления.
  • умение применять свои умения и знания в реальной жизни через участие в конкурсах, реализацию социальных проектов, участие в общественной жизни школы              

Система работы по формированию креативности и социализации:

       Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие  детей, проявляющих признаки одаренности, реализация их потенциальных возможностей предполагают раннее выявление учеников с высоким уровнем обучаемости, разработку уровневых дифференцированных  образовательных программ, выбор познавательной деятельности.

Этому  помогают педагогические технологии, которые  свободно  применяются  в  практике, стали неотъемлемой  принадлежностью  урока, причем на  одном  уроке  можно  увидеть  приемы  нескольких  технологий, которые,  несомненно,  связаны  с целью  урока.

5-9 классы  

Проблемное  обучение, развивающее обучение, приемы  исследовательских  методов, а также  использование  компьютерных технологий.

10-11 классы

Технология критического мышления, личностно- ориентированного обучения, исследовательские  методы  обучения

Индивидуальная работа с  учащимися

Для  индивидуальных  занятий  с  учащимися, которые  часто  участвуют  в  олимпиадах, конкурсах разного уровня, применяются приемы личностно-ориентированного и развивающего  обучения.

Внеклассная  работа  ведется  в  разных  формах:        

5-11  классы

Участие учащихся в работе ШНО, индивидуальная  работа  с  одаренными  учащимися. Экскурсии, факультативы, индивидуальные  консультации.

9-11 классы

Занятия  по  подготовке к ЕГЭ. Индивидуальная  работа  с  одаренными  учащимися.

Применение ИТ может рассматриваться как еще одна альтернатива, способная повысить степень безусловно полезной для одаренных учащихся индивидуализации обучения. Я  считаю:  чем активнее современный учитель будет учить своих учеников «многоэкранно» видеть любую систему или объект, тем быстрее общество получит профессионально ориентированных и психологически устойчивых молодых людей, способных креативно мыслить в постоянно меняющихся условиях современной жизни. Кроме того социализация  детей через социально значимые проекты  вырабатывает у них понимание своей значимости в «малых делах», что позволяет выработать активную жизненную позицию.                    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Информационная карта инновационного проекта Общие сведения об учителя Образование высшее Педагогический стаж 22 года Квалификационная категория высшая

Слайд 2

Сущностные характеристики опыта Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) Активизация познавательной деятельности и социализация личности – основа формирования гражданской и жизненной позиции школьника

Слайд 3

Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности) Источник изменений - противоречие между потребностью общества в неординарной творческой личности, способной строить и развивать инновационную экономику и недостаточной разработанностью механизмов и условий воспитания и обучения одаренной личности. Становление и формирование данного инновационного педагогического опыта связано с идеей развивающего обучения, создания вариативной, обогащенной и индивидуализированной образовательной среды, акцентируемой на самостоятельности и активной познавательной деятельности обучающихся.

Слайд 4

Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникационно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса) Сущность ИПО заключается в создании условий для:

Слайд 5

Новизна опыта заключается в создании оптимальных условий для развития творческого мышления, высокого уровня творческой самостоятельной деятельности, формировании исследовательских умений и навыков – основ развития креативных способностей обучающихся при использовании технологии проблемного обучения .

Слайд 6

Организация учебного и воспитательного процесса: проведение уроков активных и интерактивных (творческих) по форме организации руководство проектной, исследовательской работой обучающихся использование проблемных творческих ситуаций стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию способов выполнения заданий оценивание деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу достижения создание положительного эмоционального настроя на работу каждого ученика и всех обучающихся вместе

Слайд 7

Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость,риски)

Слайд 8

Преимущества перед аналогами и трудоемкость: Формирование мотивации обучающихся к исследовательской и творческой работе, учебной деятельности через сотрудничество

Слайд 9

Формирование конкурентоспособной, креативной личности не должно препятствовать процессу воспитания, толерантности, поликультурности. Данная методика может быть использована в работе учителей обществознания всех типов образовательных учреждений, но с учетом возможностей и потребностей конкретной образовательной среды . Риски:

Слайд 10

Условия реализации изменений (включая личностно-профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) 1 Оснащение кабинета мультимедийным комплексом и соответствующая подготовка учителя (курсы повышения квалификации). 2 Ведущим условием реализации ИПО является установка на раскрытие творческого потенциала ученика, развитие его познавательных и коммуникативных способностей, духовное, нравственное обогащение личности. Немаловажную роль играет и системный подход, включающий направленность на личностно ориентированное обучение, мониторинг, проведение индивидуальных и групповых консультаций, семинаров, интеллектуальных мероприятий, участие обучающихся в научно-исследовательской и проектной работе, помощь в профессиональном самоопределении.

Слайд 11

Результат изменений Развитие креативности подростков (нестандартные решения проблемных ситуаций, продуктивность, творческая активность) Устойчивый, осознанный и ярко выраженный интерес к истории, обществознанию. Умение работать с разными источниками информации, представлять, преобразовывать и сопоставлять информацию, заданную в различных формах; использовать приобретаемые знания для решения нестандартных задач, что положительно сказывается на качестве знаний обучающихся по предмету, развивает у них творческую активность, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах, формируя тем самым положительную мотивацию к учению в целом.

Слайд 12

Динамика общей успеваемости обучающихся за последнее время позитивная. 100% обучающихся имеют положительные оценки по истории. Повышается качественный показатель участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах творческих и исследовательских работ. Растет мотивации к изучению предмета. Класс Всеобщая история История России 5 «А» 71% 5 «Б» 77% 6 «А» 58% 6 «Б» 70% 7 «А» 56% 7 «Б» 61% 8 52% 9 55% 52% 10 94% 89% Качество знаний по предметам по итогам 2014-2015 учебного года учителя истории Богатовой О.В.

Слайд 13

Внешняя результативность ИПО: 2014-2015 учебный год Участие в олимпиадах: Международный этап : ИНФОУРОК (победители: Худякова Виктория - 9 класс, Селедкина Виктория – 5 класс) СНЕЙЛ (в десятке сильнейших - Щербаков Роман (6 класс) Всероссийский этап: «Вот задачка» (6 призовых мест в 5, 7 классах) «Матрешка» (победитель: Квакин Антон – 5 класс) Региональный этап: Всероссийская олимпиада школьников (призер: Худякова Виктория – 9 класс) Муниципальный этап: Всероссийская олимпиада школьников (призер: Пыстык Максим – 10 класс)

Слайд 14

Внешняя результативность ИПО: 2014-2015 учебный год Участие в конкурсах: Международный этап: СНЕЙЛ «Моё генеалогическое древо» (3 человека ( 3, 5 и 7 классы) в десятке сильнейших), «Золотое руно» (7 победителей) Всероссийский этап: Викторина «Я помню, я горжусь!» (Щербаков Роман, 6 класс – 2 место), НП конференция «Думай глобально – действуй локально» (Голдин Юрий,11 класс - победитель в 2-х номинациях, приз «Особое мнение жюри» Региональный этап: Научно-исследовательский конкурс «Новое поколение выбирает науку» (Худякова Виктория, 9 класс – финалист, Конкурс «Нет в России семьи такой, где не памятен свой герой» (Богатова Анастасия, 3 класс – призер), НП конференция «Казачество волго-донского междуречья в годы Великой Отечественной войны: самоотверженность и храбрость – духовные ориентиры патриотизма современных поколений казаков» (Богатова Анастасия, 3 класс – выступление с докладом), Литературно-художественный конкурс «Гренадеры, вперед!» (Селедкина Виктория, Романова Влада, 5 класс – лауреаты), НП конференция «Забытые герои Первой мировой войны» (Щербаков Роман, 6 класс, Пастухов Александр, 7 класс, Голдин Юрий, 11 класс – выступления с докладами) Муниципальный этап: Вечер памяти казачества в х.Ветютнев (Щербаков Роман, 6 класс, Пастухов Александр, 7 класс – выступления с докладами), Викторина «Мой город», посвященная 155-летию города Фролово (Богатова Анастасия, 3 класс, 2 место)

Слайд 15

Использование метода проектов в учебной деятельности На уроках истории При подготовке социально-значимых проектов

Слайд 16

Распространение представленного инновационного педагогического опыта Мастер- класс на родительском собрании в 4 «Б» классе 07.12.2014 года Публикация на сайтах http://nsportal.ru http://pedmir.ru http://festival.1september.ru

Слайд 17

Спасибо за внимание!