Практические работы по химии
В этом разделе представлены практические работы по химии в 8-9 классах к учебнику Рудзитиса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_no1_8_klass.doc | 68.5 КБ |
prakticheskaya_rabota_no2_8klass.docx | 14.76 КБ |
prakticheskaya_rabota_no3_8_klass.doc | 30.5 КБ |
prakticheskaya_rabota_klassy_neorganicheskih_soedineniy.docx | 15.92 КБ |
prakticheskaya_rabota_no1_9_klass.docx | 63.78 КБ |
prakticheskaya_rabota_no2_9_klass.docx | 50.84 КБ |
prakticheskaya_rabota_no3_9_klass.docx | 23.65 КБ |
prakticheskaya_rabota_no4_9_klass.docx | 55.45 КБ |
prakticheskaya_rabota_no_5_9_klass.docx | 85.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая работа №1.
«Знакомство с лабораторным оборудованием, посудой. Правила техники безопасности при работе с лабораторным оборудованием и веществами».
Цель: познакомиться с основным лабораторным оборудованием, его назначением и приемам обращения с ними.
Оборудование и реактивы:
Штук | |
| |
| |
|
Ход работы:
- Знакомство со штативом.
По учебнику ознакомьтесь с устройством и назначением штатива. Внимательно посмотрите, как пользуется штативом учитель, демонстрируя его вам. Соберите штатив. Сделайте в тетради рисунок штатива, подписав его основные части: стержень, подставка, зажим, кольцо.
- Знакомство со спиртовкой.
Рассмотрите нагревательный прибор, которым вы будете пользоваться при выполнении химических опытов. Прочитайте правила работы со спиртовкой по учебнику. Зарисуйте устройство спиртовки, подпишите её части.
- Перечертите кроссворд в тетрадь. Впишите в него названия химического оборудования и посуды. Ключевое слово – название химического элемента
4 | ||||||
| ||||||
| 5 | |||||
2 | 3 |
|
| |||
1 |
|
|
|
| ||
|
|
|
|
| ||
|
|
|
| |||
|
|
|
| |||
|
|
| ||||
|
| |||||
|
| |||||
1.
2.
3.
4.
5
Тест на знание правил техники безопасности
- Вещество на вкус
А) можно пробовать
Б) нельзя пробовать
В) надо спросить у учителя
- Знакомясь с запахом вещества надо
А) поднести пробирку к носу
Б) направить воздух рукой от пробирки к носу.
- Число склянок, которое можно одновременно открыть при проведении опыта
А) 1 Б) 2 В) много
- Спиртовка имеет следующие части:
А) резервуар
Б) фитиль
В) подставка
Г) колпачок
- Выберите правильные суждения
А) спиртовку можно зажигать от другой спиртовки
Б) нельзя дуть на спиртовку
В) тушить пламя спиртовки можно колпачком
Г) пробирку с веществом сразу греют в нужном месте.
Д) при нагревании отверстие пробирки должно быть направлено в сторону от себя и соседей.
- Стеклянную пробирку
А) можно класть на стол
Б) ставят только в штатив
В) можно класть на стол
Г) ставят только в штатив
В конце работы напишите вывод.
Вывод:
Предварительный просмотр:
Практическая работа №2 8 класс
«Очистка загрязненной поваренной соли».
Цель работы: овладеть способами очистки веществ от примесей: путем фильтрования и выпаривания.
Оборудование: Лабораторный штатив с кольцом, два химических стакана, воронка, фарфоровая чашка, готовый фильтр, стеклянная палочка с резиновым наконечником, шпатель, спиртовка, спички, загрязненная речным песком поваренная соль.
Примечание:
1. Вспомните правила поведения и техники безопасности, процессы растворения, фильтрования, нагревания, выпаривания.
2. Внимательно слушай указания учителя.
Алгоритм проведения работы:
1. этап работы: Изучение загрязненной поваренной соли.
1. Рассмотрите загрязненную соль, какая это смесь. (однородная или неоднородная).
2. этап работы: Растворение загрязненной поваренной соли.
1. Возьмите в стакан треть воды и шпателем добавьте загрязненную соль, перемешайте, пока соль перестанет растворяться.
3. этап работы: Фильтрование раствора загрязненной соли.
1. Определите оборудование для этого этапа, соберите прибор для фильтрования.
2. Приготовьте фильтр для воронки.
3. Проведите фильтрование загрязненной соли, для этого раствор по стеклянной палочке наливайте
на фильтр, что остается на фильтре, а что проходит сквозь его.
4. . этап работы: Выпаривание очищенного раствора соли.
1. Осуществите выпаривание, для этого определите оборудование для этого этапа, соберите прибор.
3. В фарфоровую чашку налейте очищенного раствора соли и выпарьте его.
3. Сравните полученную соль с той, которая вам была выдана.
Заключение:
1.Обратите внимание на оформление таблицы в тетради, записи рисунки делай аккуратно.
2. Сделайте правильные рисунки и выводы по работе.
Предварительный просмотр:
Практическая работа №3
Получение и свойства кислорода.
Для получения кислорода можно использовать разложение ряда веществ:
- разложение воды под действием постоянного тока H2O;
- разложение перекиси водорода H2O2;
- разложение хлората калия KClO3;
- разложение перманганата калия KMnO4.
Ход работы.
Для получения кислорода мы будем использовать реакцию разложения перманганата калия.
2KMnO4 → K2MnO4 + MnO2 + O2↑
Для этого необходимо собрать установку для собирания кислорода методом вытеснения воздуха:
Наличие кислорода в сосуде можно доказать таким образом: опустить в сосуд тлеющую лучину; она вновь разгорится.
Вопросы:
- Какова относительная молекулярная и молярная массы молекулы кислорода?
- Указать название и формулу другого аллотропного видоизменения кислорода.
- Если сосуд для получения кислорода имеет объём 250 мл, то сколько кислорода по массе может поместиться в данный сосуд при нормальных условиях?
Предварительный просмотр:
Практическая работа № 6
Фамилия, имя _______________________ 8 «___» класс
Тема: «Важнейшие классы неорганических соединений»
Цель: познакомиться со свойствами разных классов неорганических соединений.
№ пп | Уравнение химической реакции | Процессы | Результат реакции |
1. | В каких пробирках содержатся растворы: Na Cl NaOH HCl | ||
2. | Получите Cu(OH)2 из CuCl2 | ||
3. | Осуществите реакцию замещения. Взаимодействие кислоты с металлом Zn | ||
4. | Докажите амфотерный характер Zn(OH)2 | ||
5. | Осуществите реакцию нейтрализации: (кислота + основание) |
Дайте определение
- Оксиды – это ____________________________________
______________________________________________
- Кислоты – это ___________________________________
______________________________________________
- Гидроксиды – это _______________________________
______________________________________________
Предварительный просмотр:
9 класс
Практическая работа 1
Электролитическая диссоциация.Реакции обмена между электролитами
Цели. Закрепить знание условий необратимости реакций ионного обмена между растворами электролитов, рассмотреть влияние концентрации реагентов и температуры на направление реакции.
Оборудование и реактивы. Шпатель, Г-образная газоотводная трубка с пробкой, санитарная склянка, штатив с пробирками; мел измельченный (CaCO3), растворы солей Fe2(SO4)3, СaCl2, Al2(SO4)3, AgNO3, Na2SO3, NaCl, Na2CO3, Na3PO4, Ba(NO3)2, BaCl2, кристаллические соли Na2SO3, Na2CO3, NaCl, HNO3 (конц.), H2SO4 (конц.), HCl (разб.), H2SO4 (разб.), фенолфталеин (спирт. р-р),
NaOH (разб. р-р), NaOH (конц. р-р), лакмусовая бумажка.
Предварительный просмотр:
9 класс
Практическая работа 2.
Решение экспериментальных задач по распознаванию неорганических веществ
Цели. Обобщить материал по основным положениям теории электролитической диссоциации и генетической связи неорганических веществ.
Оборудование и реактивы. Спиртовка, спички, железный штатив с лапкой, держатель для пробирок, три штатива с химическими пробирками, Г-образная газоотводная трубка с пробкой, санитарная склянка; набор индикаторов, алюминий, цинк (гранул.), железо (гвоздь), медь (стружки), соляная кислота, H2SO4 (конц.), растворы H2SO4, HNO3, NaOH, MgCl2, K2SO4, K3PO4, ZnCl2, CaCl2, H3PO4, KI, FeCl3, Na2CO3, AgNO3, Na2S, Pb(NO3)2, Na2SO3, CH3COONa, Zn(NO3)2, K2CO3, CuSO4, H2S, Cl2 (хлорная вода), BaCl2.
Предварительный просмотр:
9 класс
Практическая работа 3.
Решение экспериментальных задач по теме
«Подгруппа кислорода»
Цель. Обобщить знания о свойствах соединений элементов подгруппы кислорода.
Оборудование и реактивы. Центрифуга, выпаривательная чашечка, шпатель, штатив железный с кольцом, спиртовка, спички, штатив с химическими пробирками, санитарная склянка, стеклянная трубка; растворы хлорида натрия, сульфата натрия и серной кислоты в пробирках № 1–3 (3 варианта), лакмус, рacтвop AgNO3 в HNO3, водные растворы BaCl2, сульфата меди(II), Ba(NO3)2, NaCl, CaCl2, CuCl2, растворы йодида, хлорида, бромида, сульфата калия в пробирках № 4–7 (3 варианта), хлорная вода (Cl2), крахмал, цинк (гранулы), серная кислота (разб.), соляная кислота (разб.), щeлoчь NaOH (разб. и конц.).
Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
Опытным путем определить, в каких из трех пронумерованных (№ 1, 2, 3) пробирок находятся растворы сульфата, хлорида натрия и серной кислоты | 1) Пробы растворов испытать лакмусом. | ….. |
Из раствора сульфата меди(II) получить раствор хлорида меди(II) | 1) K пробе раствора сульфата меди(II) добавить, взбалтывая, раствор хлорида бария. Объяснить наблюдаемое. | ..... |
Определить с помощью характерных реакций водные растворы йодида, хлорида, бромида и сульфата калия в четырех пронумерованных | 1) Пробы вcex четырех pacтворов испытать хлорной водой (Cl2). | ..... |
| 2) Две оставшиеся пробы испытать 2–3 каплями раствора BaCl2 или Ва(NO3)2. | ….. |
Проделать опыты по осуществлению следующих превращений: | Записать последовательно уравнения реакций | ..... |
Проверить опытным путем, реагирует ли разбавленная серная кислота с цинком, растворами | Написать уравнения реакций. Kакая из них является окислительно-восстановительной? | ….. |
Предварительный просмотр:
9 класс
Практическая работа 4.
Определение минеральных удобрений.
Решение экспериментальных задач по теме «Подгруппа азота»
Цели. Повторить состав и свойства соединений азота и фосфора, их взаимопревращения и способы распознавания.
Оборудование и реактивы. Спиртовка, спички, синее стекло, фильтровальная бумага, держатель для пробирок, штатив с пробирками (2 шт.), шпатели (3 шт.), ступка, пестик, санитарная склянка;
в пробирках № 1–3:
I вариант – суперфосфат двойной, NH4NO3, (NH4)2SO4,
II вариант – NH4Сl, NaNO3, KCl,
III вариант – KNO3, (NH4)2SO4, суперфосфат двойной;
кристаллические соли (NH4)2SO4, NH4Сl, аммофос, водные растворы СН3СOONa ( = 10%), AgNO3, BaCl2,
СН3СOOH ( = 10%), NaOH, лакмусовая бумажка, CuO, Cu (стружки), HNO3 (разб.), HNO3 (конц.), H2SO4 (конц.), дифениловый индикатор, (C6H5)2NH в концентрированной H2SO4,
Ca(OH)2 (сухой), вода дистиллированная, AgNO3 в HNO3, в пробирках № 4–6 сухие кристаллические вещества: Na2SO4, NH4Cl, NaNO3, в пробирках № 7 и 8: H3PO4 и H2SO4 (разб. р-ры), в пробирках № 9 и 10: Na3PO4 и Ca3(PO4)2.
Экспериментальная задача. В четырех пронумерованных склянках находятся водные растворы ортофосфата натрия, сульфата аммония, натриевой селитры, хлорида калия. Используя наиболее рациональные методы распознавания (см. табл.), определить, где находится каждое вещество.
Характерные признаки некоторых солей
(методы распознавания)
Таблица
Название вещества | Внешний вид | Растворимость (в воде) | Взаимодействие раствора данной соли с | Окрашивание пламени | |||
H2SO4 (конц.) | растворами BaСl2 и СН3СООН | раствором NaOH при нагревании | раствором AgNO3 | ||||
Нитрат аммония NH4NO3 | Белый кристаллический порошок | Хорошая | NO2, бурый, с резким запахом | – | NH3, бесцветный, с резким запахом | – | Желтое |
Хлорид аммония NH4Cl | Белый кристаллический порошок | Хорошая | – | – | NH3 | AgCl, белый осадок | Желтое |
Нитрат калия KNO3 | Светло-серые мелкие кристаллы | Хорошая | NO2 | – | – | – | Фиолетовое |
Cульфат аммония (NH4)2SO4 | Бесцветные крупные кристаллы | Хорошая | – | BaSO4, белый, нерастворим в СН3СООН | NH3 | Ag2SO4, белый, хорошо растворимый в кислотах | – |
Суперфосфат Са(H2PO4)2• 2H2O | Светло-серый порошок или гранулы | Растворяется медленно | – | Ba3(РO4)2, | – | Ag3PO4, желтый (в присутствии СН3СООNa) | Kирпично- |
Сильвинит KCl•NaCl | Розовые кристаллы | Хорошая | – | – |
| AgCl | Желтое с проблесками фиолетового |
Хлорид калия KCl | Бесцветные кристаллы | Хорошая | – | – | – | AgCl | Фиолетовое |
Решение
Все ионы в водной среде бесцветные, по цвету их распознать невозможно.
2) Поскольку ни одно из веществ (склянки № 1–4) не отличается худшей растворимостью, то и по этому признаку растворы не отличить, все – прозрачные растворы.
3) В двух растворах присутствуют одинаковые катионы, но во всех – различные анионы, поэтому качественное распознавание следует вести по анионам. Реактив на – AgNO3 в присутствии 10%-го раствора СН3СООNa (или BaCl2 и СН3СООН); реактив на – раствор BaCl2; реактив на Cl– – раствор AgNO3 в HNO3; реактив на – концентрированная Н2SO4 и Cu (стружки). Можно сразу выявить , затем, используя один реактив (AgNO3), распознать все три оставшихся раствора (или наоборот). Другие варианты более длительны и требуют значительно большего расхода реактивов.
4) Все четыре пробы растворов испытать раствором AgNO3 (1–2 капли): раствор из склянки № 4 остался без изменения – это должен быть раствор NaNO3; в склянке № 2 – белый кристаллический осадок, нерастворимый в кислотах, – это раствор KCl; две остальные пробы дают мутные растворы, при добавлении в которые 10%-го раствора СН3СООNa проба № 3 дает осадок желтого цвета – это раствор Na3PO4, а проба № 1 – раствор (NH4)2SO4 (муть исчезает при добавлении кислоты HNO3).
Проверка первичных испытаний.
К пробе раствора из склянки № 1 добавить по 1–2 капли растворов BaCl2 и СН3СООН, раствор становится молочного цвета, т. к. выпадает белый кристаллический осадок:
Можно эту же пробу проверить добавлением раствора щелочи с нагреванием. Выделяется газ NH3, определяемый по характерному запаху и посинению влажной красной лакмусовой бумажки. Уравнение реакции:
К пробе раствора из склянки № 4 добавить концентрированную H2SO4 и Cu (стружки), немного подогреть. Выделяется газ бурого цвета с резким запахом, и раствор становится зеленовато-лазурного цвета:
5) Вывод.
В склянках:
№ 1 – раствор (NH4)2SO4,
№ 2 – раствор KCl,
№ 3 – раствор Na3PO4,
№ 4 – раствор NaNO3.
Cхема распознавания
Определяемые растворы | |||
№ 1 | № 2 | № 3 | № 4 |
(NH4)2SO4 | KCl | Na3PO4 | NaNO3 |
Все растворы прозрачные и бесцветные | |||
+AgNO3 | |||
Помутнение раствора (Ag2SO4, растворим | Белый творожистый осадок (AgСl, нерастворим в кислотах) | Мутный раствор, при добавлении CH3COONa дает желтый осадок Ag3PO4 | Без изменений |
+BaCl2 |
|
| +H2SO4 (конц.), |
BaSO4, |
|
| NO2, |
Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
Используя таблицу, составить план (порядок) распознавания веществ | Согласно варианту записать, растворы каких солей даны в пробирках № 1–3. Определить, где находится каждое из указанных веществ. В выводах записать уравнения проведенных реакций в молекулярной и ионной формах. Отметить признаки каждой качественной реакции | … |
1) В пробирку с небольшим количеством CuO (на кончике шпателя) добавить раствор HNO3, взболтать. | Используя выданные реактивы, получить раствор нитрата меди(II) двумя способами. Отметить признаки реакций и написать молекулярные и ионные уравнения реакций. | … |
В ступке смешать и растереть смесь Ca(OH)2 (чуть увлажненную) с солью аммония, осторожно понюхать. | Опытным путем доказать, что сульфат, | … |
Составить план (порядок) распознавания, наиболее рациональный по времени и расходу реактивов | В пробирках № 4–6 определить кристаллические | ... |
Лучше всего испытать пробы растворов в пробирках № 7 и 8 реактивами BaCl2 и CH3COOH, | Kачественным распознаванием определить, | ... |
Составить план распознавания веществ Na3PO4 и Сa3(PO4)2 | Определить практически в пробирках № 9 и 10 | ... |
Предварительный просмотр:
9 класс
Практическая работа 5.
Получения оксида углерода(IV)
и изучение его свойств.
Угольная кислота и ее соли
Цели. Закрепить понятия о составе и структурах оксида углерода(IV), угольной кислоты, об их получении и свойствах.
Оборудование и реактивы. Стеклянная трубка, универсальный прибор для получения газов,
Г-образная газоотводная трубка, промывная склянка, санитарная склянка; в пронумерованных пробирках № 1–3 растворы Na2SO4, ZnCl2, K2CO3, СaCO3 (кусочки мела или мрамора), растворы BaCl2, HNO3, HCl, NaOH, Сa(OH)2 (известковая вода), синяя лакмусовая бумажка, набор индикаторов, Н2О (дистиллированная).
Оксиды углерода
Электроны в атоме углерода:
Невозбужденное состояние атома:
Возбужденное состояние атома:
Гибридные электронные орбитали в возбужденном атоме углерода:
Формулы оксидов углерода | ||
Молекулярная | Электронная | Структурная |
Cведения об углекислом газе
M(CO2) = 44 г/моль, VМ(CO2) = 22,4 л/моль (н. у.),
Dвозд (СО2) = 44/29 (тяжелее воздуха).
Бесцветный газ со слабокислым запахом и вкусом, = 1,98 г/л. В одном объеме воды (20 °C) растворяется 0,88 объема. При –78,515 °С и нормальном давлении, минуя жидкое состояние, затвердевает в снегообразную массу («сухой лед»). Жидкий CO2 образуется только под давлением 58,46•105 Па при 20 °С.
При содержании в воздухе 4% (по объему) оксид углерода(IV) вызывает болезненные явления, при концентрации больше 10% появляется удушье.
Этот газ – конечный продукт дыхания растений и животных, процессов горения, гниения и брожения. Образование СО2 – одна из стадий круговорота углерода в природе. В промышленности СО2 используется для производства «сухого льда», соды и экономически выгодного энергетического продукта – синтез-газа (H2 + CO).
Угольная кислота
Угольная кислота H2CO3 – слабая, двухосновная, способна образовывать два вида солей – средние (карбонаты) и кислые (гидрокарбонаты).
Получение:
Диссоциация:
При комнатной температуре равновесие диссоциации на 99% сдвинуто влево. Оксид СО2 энергично реагирует с сильными основаниями, основными и амфотерными оксидами, являясь солеобразующим кислотным оксидом. Наиболее активные металлы в атмосфере оксида углерода(IV) горят:
Большое значение в физиологическом и промышленном отношении имеет процесс
В других отношениях оксид углерода(IV) инертен.
Важнейшие карбонаты – сода Na2CO3, питьевая сода NaHCO3 и поташ K2CO3. Природные минералы – известняк CaCO3, доломит MgCO3•CaCO3, магнезит MgCO3, карбонаты марганца, цинка, свинца. Соли угольной кислоты, особенно гидрокарбонаты, нестабильны термически.
Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
Поместить в пробирку-реактор несколько кусочков мела (мрамора), прилить немного разбавленной соляной кислоты. Вынуть конец газоотводной трубки, | Что происходит при действии сильной кислоты на мел (мрамор)? Почему? Написать уравнение реакции. Почему появляющееся сначала помутнение при последующем газировании исчезает? Объяснить уравнениями реакций, назвать продукты. | ... |
в) снова в пробирку с первоначально |
| ... |
Все три пробы данных растворов испытать универсальным индикатором на характер среды (шкала рН). Обосновать нахождение раствора карбоната. Проверить вторую пробу раствора предполагаемого карбоната добавлением к ней разбавленного раствора кислоты. Закрыть пробирку-реактор пробкой с Г-образной газоотводной трубкой, конец которой опустить в раствор известковой воды в пробирке-сборнике, смесь подогреть. Пробы двух других растворов испытать добавлением раствора щелочи при встряхивании. Наблюдать и обосновать | В пробирках № 1–3 среди водных растворов сульфата натрия, хлорида цинка и карбоната калия распознать: | Определение по внешним признакам невозможно, т.к. … |