Олимпиада по химии
В этом разделе преддставлены олимпиадные задания для 8 и 9 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_-_8_klass.docx | 19.06 КБ |
zadachi_-_9_klass_2_himiya.docx | 39.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиада школьников по химии
2018-2019 учебный год
Школьный этап
5-8 класс
Задания
Время на выполнение заданий – 180 минут
Максимальный балл-50
Задача 1 (8 баллов)
Одно из интереснейших простых веществ – белый фосфор, Р4. В молекуле P4 каждый атом фосфора образует три связи с другими атомами фосфора. В образовании каждой связи участвуют два атома.
1. Сколько всего связей в молекуле P4?
2. Какую геометрическую форму может иметь молекула: квадрат, тетраэдр, треугольник, прямоугольник? Дополнительно известно, что длины всех связей одинаковые. Дайте описание этой фигуры или просто нарисуйте структуру молекулы белого фосфора.
Задача 2 (12 баллов)
Полимеры – молекулы, которые содержат большое число одинаковых фрагментов X: (Х)n. n называется степенью полимеризации. Молекулярная масса полимера равна произведению степени полимеризации n на молекулярную массу фрагмента Х.
1. Полиизопрен – полимер с общей формулой (C5H8)n. Определите молекулярную массу полимера, если степень полимеризации равна 550.
2. Какова степень полимеризации (C5H8)n, если по данным измерения молекулярной массы, она лежит в пределах 23750 – 23850.
3. Бор с элементом Х образует полимер (BX)n. Определите элемент Х, если полимер со степенью полимеризации 131 имеет молекулярную массу 3275.
Задача 3 (10 баллов)
Алхимиками было установлено соответствие между семью известными планетами (светилами) и семью известными с древности металлами. Каждому светилу соответствовал определённый металл, которым оно «управляло».
1. Перед вами 3 планеты и 3 металла из списка алхимиков, соотнесите их:
1. Венера | А. Олово |
2. Юпитер | Б. Свинец |
3. Сатурн | В. Медь |
В химических текстах можно встретить множество терминов, понятных только узким специалистам. Но есть слова, известные каждому грамотному человеку: названия элементов, многих веществ и методов их обработки. Некоторые из этих названий придуманы недавно, другие имеют тысячелетнюю историю.
2. Назовите химические элементы:
a) Название этого элемента в переводе с др. -греч. означает «ленивый»;
b) Название этого элемента в переводе с др. -греч. означает «цвет»;
c) Название этого элемента в переводе с др. -греч. означает «зловоние»;
d) Название этого элемента является сокращение от нем. «медный дьявол»;
e) Этот элемент назван по латинскому названию Франции;
f) Этот элемент назван по цвету индиго;
g) Этот элемент назван в честь Скандинавии.
Задача 4 (6 баллов)
Многие автолюбители задают себе вопрос о том, какая кислота находится в аккумуляторе автомобиля. По незнанию высказываются различные неверные предположения. Кто-то говорит, что там соляная кислота. Некоторые считают, что там вода. Однако неправы ни те, ни другие. В свинцово-кислотном аккумуляторе автомобиля находится раствор серной кислоты в дистиллированной воде с процентным соотношением 30 к 70 по массе.
Какую массу дистиллированной воды нужно добавить к данному раствору объемом 2 литра (плотность – 1,27 г/см3), чтобы массовая доля кислоты в растворе уменьшилась в 3 раза?
Задача 5 (14 баллов)
Минерал X содержит в своем составе следующие элементы: Cu, O, H и C. Массовая доля Cu – 57,658%, O – 36,036%, H – 0,9006% и C – 5,4054%.
- Определите формулу минерала X.
- Определите степени окисления элементов в данном веществе.
- Укажите тривиальное или систематическое названия данного минерала.
Предварительный просмотр:
Всероссийская олимпиады школьников по химии
2018-2019учебный год
Школьный этап
9 класс
Задания
Время на выполнение заданий – 180 минут
Максимальный балл-50
Задача 1 – тест (8 баллов)
В тетради нужно указать только номер вопроса и одну букву правильного варианта ответа. Объяснений писать не нужно. На каждый вопрос верен только один вариант ответа, если вы укажете два разных варианта, получите 0 баллов.
- При детонационном синтезе наноалмазов получены частицы, содержащие 3.2·1017 атомов. Сколько моль атомов в таком алмазе?
а) 5.3·10−7 моль в) 0.053 моль
б) 3.5·10−7 моль г) 0.035 моль
- Какая подгруппа периодической системы элементов Д.И. Менделеева содержит два газа, жидкость, твердое вещество и радиоактивный элемент?
а) VI A в) VII A
б) II B г) VIII A
- Какой неметалл образует простое вещество с молярной массой больше 250 г/моль?
а) Ртуть в) Сера
б) Фосфор г) Уран
- Молекула какого простого вещества содержит двойную связь?
а) Кислород в) Фтор
б) Азот г) Хлор
- Атом с каким зарядом ядра будет щелочным металлом?
а) 118 в) 120
б) 119 г) 121
- При сгорании 20 г метана СН4 выделяется 1000 кДж теплоты. Какое количество теплоты выделится при сгорании 15 г метана?
а) 750 кДж в) 750 Дж
б) 1333 кДж г) 1333 Дж
- Какой элемент образует оксиды в пяти различных степенях окисления?
а) Сера в) Хлор
б) Кремний г) Азот
- Какая реакция не может служить лабораторным способом получения кислорода?
а) нагревание перманганата калия
б) прокаливания нитрата аммония
в) прокаливание бертолетовой соли в присутствии катализатора
г) разложение перекиси водорода в присутствии катализатора
Задача 2 (12 баллов)
Лаборант разбил градусник в лаборатории в конце прошлого учебного года. Лаборант и Профессор решили попробовать сохранить полученную из градусника каплю ртути и оставили ее на все лето на открытом воздухе в лаборатории. По окончании отпуска Лаборант с Профессором капли уже не обнаружили. Помогите им определить, можно ли работать в этой лаборатории. Для этого выполните следующие задания.
1. Зная размеры лаборатории (6 м × 5 м × 3 м), определите количество моль газов, содержащихся в воздухе в лаборатории при н.у. и количество молекул всех газов в воздухе, содержащихся в лаборатории. Молярный объем при н.у. равен 22.4 л/моль.
2. Из массы капли ртути (0.0020 г) определите количество атомов ртути в воздухе лаборатории. Число Авогадро NA = 6.02 · 1023.
3. Определите сколько атомов ртути приходится на миллиард молекул воздуха в лаборатории с точностью до десятых? Можно ли работать в лаборатории, если предельно допустимое значение – 1.1 атом ртути на 109 молекул воздуха?
Примечание: на самом деле в лаборатории сразу включили тягу, поэтому ни один Лаборант и Профессор не пострадали.
Задача 3 (10 баллов)
Тринитроглицерин С3Н5N3O9 – лекарство и взрывчатое вещество. Этот забавный факт, пожалуй, лучшим образом иллюстрирует зависимость применения и свойств вещества от количества и концентрации. При детонации тринитроглицерина без доступа воздуха образуется азот, углекислый газ, вода и кислород.
1. Напишите уравнение реакции взрыва тринитроглицерина.
2. Каковы объем и плотность газовой смеси, полученной при взрыве 1 г тринитроглицерина при 200 ℃? Молярный объем газов при этой температуре и давлении 1 атм равен 39 л/моль.
3. Теплота, выделяющаяся при взрыве 1 кг тринитроглицерина, равна 6535 кДж. При детонации порции тринитроглицерина образовалось 1,44 г воды. Каково количество выделившейся при этом теплоты?
Задача 4 (8 баллов)
Древнерусское название элемента X употребляется уже очень давно. Под ним подразумевались разные горючие и дурно пахнущие вещества, смолы, физиологические выделения.
1. Определите вещества X, X1-X4 (X1-X4 содержат X). Если первый абзац задачи Вам не помог, то дополнительно известно, что массовая доля X в бинарном соединении X1 равна 50%.
2. Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить следующие превращения (4 реакции).
3. Нарисуйте структурную формулу соединения X4.
Задача 5 (12 баллов)
Одно из простых веществ, образованных элементом X, растворяется в концентрированной азотной кислоте с образованием газа A (объемная доля газа А в воздухе составляет 0,0314%) и «лисьего хвоста» - B (реакция 1).
При прокаливании X с ядовитым бинарным веществом Y оранжевого цвета (массовая доля кислорода равна 44%) образуется бинарный газ C (массовая доля кислорода равна 57,14%) и черное вещество D (реакция 2). При этом известно, что на 1,31 г Y требуется 0,605 г X.
Также вещество A можно получить в результате гидролиза F, удушливого газа с запахом прелого сена (использовался как боевое отравляющее вещество) (реакция 3). Сам же F получают при взаимодействии вещества E (массовая доля хлора равна 92,21%, атомное соотношение X : Cl=1:4) с оксидом алюминия. (реакция 4).
- Определите вещества X, Y, A-F (A-F содержат X) и напишите уравнения реакций.
- Назовите наиболее инертную форму элемента X.