Лабораторные опыты по химии
В этом разделе представлены лабораторные опыты по химии проводимые в 8 и в 9 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratornyy_opyt._priznaki_himicheskih_reaktsiy.doc | 34 КБ |
himicheskie_svoystva_osnovaniy.doc | 32 КБ |
himicheskie_svoystva_soley.doc | 34.5 КБ |
laboratornye_raboty_po_himii_v_9_klasse.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа
Признаки химических реакций
Цель: выявить признаки химических реакций, соблюдая правила техники безопасности
Опыт №1 Прокаливание медной проволоки.
Зажгите спиртовку. Возьмите тигельными щипцами медную поволоку и внесите ее в пламя. Через некоторое время уберите проволоку из пламени. Что наблюдаете?
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №2 Взаимодействие карбоната натрия с соляной кислотой.
Положите в небольшой химический стакан немного карбоната натрия. Налейте в химический стакан столько соляной кислоты, чтобы карбонат натрия покрылся ею. Что наблюдаете?
Зажгите лучину и внесите ее в стакан. Что наблюдаете?
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №3 Взаимодействие хлорида аммония с гидроксидом натрия.
Положите в пробирку немного хлорида аммония. Налейте в пробирку столько раствора гидроксида натрия, чтобы хлорид аммония покрылся ним. Тщательно встряхните. Осторожно понюхайте содержимое пробирки.
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №4 Взаимодействие сульфата меди (II) с гидроксидом натрия.
Налейте в пробирку 2 мл раствора гидроксида натрия, а затем добавьте в неё 2-3 капли сульфата меди (II). Что наблюдаете?
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №5 Взаимодействие гидроксида меди (II) с соляной кислотой.
К гидроксиду меди (II) прилейте немного раствора соляной кислоты. Осторожно встряхните. Что наблюдаете?
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №6 Горение спирта
Налейте в чашку 2 мл этилового спирта. Осторожно подожгите его. Что наблюдаете? Составьте отчет, заполнив таблицу.
Опыт №7 Разложение малахита
Насыпьте в пробирку небольшое количество малахита. Нагрейте его в пламени спиртовки. Что наблюдаете?
Составьте отчет, заполнив таблицу.
Что делали | Наблюдения | Выводы (признак химической реакции) |
Опыт №1 | ||
Опыт №2 | ||
Опыт №3 | ||
Опыт №4 | ||
Опыт №5 | ||
Опыт №6 | ||
Опыт №7 |
Предварительный просмотр:
Лабораторный опыт
Химические свойства неорганических оснований
1. Определите, с какими из перечисленных веществ: КОН, СО2, CuSO4, NH4C1, СН3СООН, Н2О, CuO, С6Н5ОН будет реагировать раствор гидроксида натрия. Экспериментально подтвердите правильность своих выводов. Напишите молекулярные, полные и сокращенные уравнения проделанных реакций.
2. Определите, с какими из перечисленных веществ:КОН, СО2, HCI, FeCl3, H2O, CuO, C6H5OH будет реагировать гидроксид меди (II). Экспериментально подтвердите правильность своих выводов. Напишите молекулярные, полные и сокращенные ионные уравнения проделанных реакций.
Оформите отчет в форме таблицы.
Реактив | Наблюдения | Уравнения химических реакций |
Сделайте вывод: чем обусловлены общие свойства оснований?
Предварительный просмотр:
Лабораторный опыт
Химические свойства солей
Цель: провести реакции, характеризующие общие химические свойства солей.
Ход опыта | Приборы, реактивы | Условия реакции | Наблюде ния | Уравнения химических реакций | Вывод |
№1 Взаимодействие солей с щелочами В трех пробирках попарно слейте по 1 – 2 мл растворов веществ: 1-я пробирка: хлорид железа (III) и гидроксид натрия; 2-я пробирка: хлорид аммония и гидроксид натрия; 3-я пробирка: хлорид бария и гидроксид натрия. При каких условиях соли взаимодействуют с щелочами? | |||||
№2 Взаимодействие солей с кислотами В трех пробирках попарно слейте по 1 – 2 мл растворов веществ: 1-я пробирка: хлорид бария и серная кислота; 2-я пробирка: карбонат натрия и азотная кислота; 3-я пробирка: сульфат натрия и гидроксид натрия. При каких условиях соли взаимодействуют с кислотами? | |||||
№3 Взаимодействие солей с солями Проведите качественные реакции, подтверждающие состав хлорида бария, используя в качестве реактивов только соли. | В исследуемом веществе содержится ион ____, так как при его взаимодействии с ___ образуется ______________. В исследуемом веществе содержится ион ____, так как при его взаимодействии с ___ образуется ______________. | ||||
№4 Взаимодействие солей с металлами Возьмите три пробирки. В 1-ю пробирку поместите железную скрепку, во 2-ю – свинец, в 3-ю – медную проволоку. Налейте в 1-ю и 2-ю пробирки по 2 – 3 мл раствора сульфата меди (II), а в 3-ю – раствор железа (III). Через 5 минут рассмотрите металлические предметы. Сделайте вывод о взаимодействии растворов солей с металлами. | Растворы солей взаимодействуют с металлами при соблюдении следующих условий:
|
Предварительный просмотр:
Лабораторная работа № 1
«Изучение свойств металлов I группы главной подгруппы и их соединений»
- В кристаллизатор, либо в колбу наливают немного воды. Кусочек металла достают пинцетом и промачивают фильтровальной бумагой от остатков масла. Просушенный кусочек металла опускают в воду и наблюдают за происходящим.
- Индикатором определяют реакцию раствора образовавшегося после реакции металла с водой.
- В полученный раствор, по каплям добавить кислоты, определить изменение цвета индикатора.
- Слегка намочить стеклянную палочку, или железную проволоку, в дистиллированной воде и обмокнув в соль поместить её в пламя горелки.
- Запишите ваши наблюдения.
- Зарисуйте опыты
- Записать уравнение реакции металла с водой.
- Записать уравнение реакции полученного раствора с кислотой
- Сделать выводы из проделанных опытов
Лабораторная работа № 2
«Щелочноземельные металлы. Металлы II группы главной подгруппы»
1. В пробирку налить немного холодной воды. Поместить туда кусочек магния. Затем в эту же пробирке капнуть несколько капель кислоты.
2. В другую пробирку налить так же воды и добавить кусочек магния. Пробирку подогреть.
3. В третью пробирку налить воды и опустить туда горошек кальция.
4. Индикатором проверить реакцию полученных растворов в трёх пробирках.
5. В пробирку положить оксид кальция, или карбонат кальция, капнуть на неё кислоту.
Оформление работы:
- Описать наблюдения в каждом из опытов
- Перечислить посуду и оборудование используемых при проведении опытов
- Перечислите реактивы (химические вещества)
- Запишите уравнения реакций
- Почему магний не вступает в реакцию с холодной водой?
- Какой металл активней?
Лабораторная работа № 3 «Алюминий»
Опыт № 1 Горение алюминия
Описание опыта. Поджигают сухое горючее на асбестовом листе. Взяв шпателем немного алюминиевой пудры, небольшими порциями ссыпают ее сверху в пламя горелки. Металл вспыхивает ярким пламенем, разбрасывая искры и выделяя белый дым (аэрозоль оксида алюминия). При сгорании алюминия выделяется большое количество теплоты:
- Перечислите используемые реактивы
- Перечислите используемое оборудование и посуду
- Записать уравнение реакции
- Зарисовать опыт
Опыт № 2 Взаимодействие пероксида натрия с алюминием
Описание опыта. На керамическую пластинку при помощи шпателя насыпают в равных объемах пероксид натрия и алюминиевую пудру и осторожно перемешивают их, делая горку высотой 1- 2 см с углублением на вершине. В углубление вносят 2- 3 капли воды и сразу же убирают руки подальше. Через 5- 10 секунд смесь воспламеняется и сгорает со вспышкой:
- Закончить и уравнять уравнения реакций:
Al + Na2O2 =
Al2O3 + Na2O =
- Перечислить используемые реактивы.
- Перечислить используемое оборудование и посуду
Опыт № 3 Амфотерность
Очистить несколько кусочков алюминия от оксидной плёнки наждачной бумагой. Поместить по одному очищенному кусочку алюминия в 2 пробирке и добавить в одну пробирку раствор гидроксида натрия, а в другую раствор кислоты. Реакции идут быстрее при нагревании.
- Записать наблюдения
- Записать уравнения реакций и назвать вещества
- Вывод
Опыт № 4 Амфотерность соединений алюминия
В раствор соли алюминия добавить (осторожно) раствор нашатырного спирта (NH4OH). Разделить полученный раствор на две пробирки. В первую добавить раствор гидроксида натрия, а во вторую раствор кислоты.
- Записать свои наблюдения
- Записать уравнения реакций и назвать вещества
- вывод.
Опыт № 5
В пробирку налить раствор хлорида меди. Затем добавьте алюминий. Реакция идёт медленно и требует время. Если взять нитрат серебра (ляпис) и в его раствор опустить алюминиевую фольгу, можно получить серебро.
- Записать наблюдения.
- Записать уравнения реакций
- какой тип реакции наблюдаете?
Лабораторная работа №4
«Изучение свойств углерода и кремния и их соединений»
Результаты опытов записать в виде таблицы:
№ опыта | Реактивы | Оборудование | Уравнение реакции | Наблюдения | Вывод |
№ 1
В пробирку засыпать соль угольной кислоты и капнуть на неё несколько капель любой кислоты.
№ 2
В пробирку, где была произведена реакция опустим горящую лучинку.
№ 3
Пропустить полученный газ через раствор известкового молока (гидроксида кальция), или продуть собственный выдыхаемый воздух через этот раствор.
№ 4
К 4 - 5 каплям раствора силиката натрия добавить 6 - 7 капель 2 н. соляной кислоты.
№ 5
В три пробирки внести по 3 - 4 капли растворов хлорида бария, хлорида никеля(II) и сульфата меди(II). Добавить в каждую пробирку по 2 - 3 капли раствора силиката натрия.
№ 6
С помощью универсальной индикаторной бумаги установить среду раствора силиката натрия. Написать уравнение гидролиза в молекулярном и ионном виде.
Объяснить, почему среда раствора Na2SiO3 более щелочная, чем раствора Na2CO3.
Лабораторная работа №5 «Соединения азота»
Все данные оформляем в виде таблицы:
№ опыта | Реактивы | Оборудование | Наблюдения | Уравнение реакции | Вывод |
Аммиак бесцветен, но, тем не менее, он легко обнаруживается различными способами: 1) по запаху; 2) с помощью окрашивания влажной индикаторной бумаги; 3) с помощью газообразного хлороводорода, с которым аммиак соединяется, образуя кристаллический хлорид аммония в виде белого дыма
Опыт 1. Получение и обнаружение аммиака
В лабораториях для получения аммиака используют реакции между солями аммония (например, NH4Cl) и щелочами. Реагенты берутся в виде твердых веществ, либо в виде концентрированных растворов. В обоих случаях реакция протекает в две стадии: 1) образование гидроксида аммония; 2) его разложение с выделением NH3.
Смесь кристаллических NH4Cl и NaOH (или KOH), помещенную в пробирку, осторожно нагреть на спиртовке. Выделение аммиака установить с помощью влажной индикаторной бумаги (универсальной или красно - лакмусовой) или с помощью стеклянной палочки, смоченной концентрированной соляной кислотой.
Опыт 2. Восстановительные свойства раствора аммиака
Аммиак обладает восстановительными свойствами. В газообразном состоянии при нагревании он восстанавливает металлы из оксидов, а в растворенном, в кислой среде, обесцвечивает раствор перманганата и изменяет окраску дихромата калия, образуя соли марганца (II) и хрома (III); аммиак при этом окисляется с образованием молекулярного азота.
В две пробирки поместить по 5 - 6 капель растворов перманганата калия и дихромата калия, подкислить их серной кислотой и прибавлять по каплям раствор аммиака до обесцвечивания первого и изменения окраски второго.
Опыт 3 получение нашатыря, обнаружение аммиака
Стакан смачивают изнутри концентрированной хлороводородной кислотой и накрывают им ватку, пропитанную нашатырным спиртом (концентрированным водным раствором аммиака), которая помещена на блюдце. Дым появляется у стенок стакана, и вскоре все его внутреннее пространство оказывается задымленным
Опыт 4 «Кислородные соединения азота».
Как известно, при нагревании азотнокислых солей щелочных металлов выделяется кислород. На этом свойстве селитры основан следующий опыт. Готовим 20–30 мл. С помощью деревянной палочки делаем насыщенным раствором нитрата натрия или калия какую-либо надпись на листе плотной бумаги. В надписи не должно быть пересекающихся линий. Сделанный селитрой рисунок тщательно высушиваем. Надписью укрепляем в вертикальном положении и к началу надписи прикасаемся тлеющим концом тонкой лучины. По бумаге пробегает слабый огонек, и надпись проявляется.
Необходимо обратить внимание на технику безопасности и противопожарную безопасность при работе с нитратами щелочных металлов.
Опыт 5 «Гидрат аммиака»
- гидрат аммиака (разб,5к) + Инд универсальный = рН.
- катион магния (2к) + гидрат аммиака (разб, 4к) = осадок.
- катион алюминия (2к) + гидрат аммиака (разб, 4к) = осадок.
катион железа(III) (2к) + гидрат аммиака (разб, 4к) = осадок (метагидроксид железа).
Лабораторная работа «Кислород, сера и их соединения»
- Получение кислорода
А) разложение кислородсодержащих солей.
Б) разложение пероксидов
2. Свойства кислорода
А) способ собирания кислорода
Б) горение в кислороде
3.Получение озона
А) реакция на йодкрахмальный раствор (йодный индикатор)
Б) горение в озоне
- Окислительно-восстановительные свойства серы
А) нагревание с металлом (Рb)
Б) нагревание с концентрированной азотной кислотой
- Получение сероводорода и его свойства
А) Нагревание серы с парафином
Б) Пропустить сероводород через подкисленные раствора перманганата и дихромата
В) определить кислотность
- Свойства серной кислоты
А) определение кислотности и качественной реакции (соли свинца и бария)
Оформить работу в виде таблицы