Программа самообразования учителя

Методическая тема, цели и задачи самообразования, план

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       

Программа самообразования

на 2022-2023 гг.

Пояснительная записка.

                  Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в процессе усвоения разных учебных предметов.  Вопросы нравственного развития, вопросы воспитания личности, совершенствование человека волнуют общество особенно сейчас.

           Реформа школы продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается учитель, находящийся в центре школьной жизни. Роль учителя повышается, кроме того, растут требования к его профессиональным качествам. На педагогическом поприще нужны не просто профессионалы, а, яркие личности, способные работать творчески.

            Обязательным условием  формирования личности педагога является овладение исследовательскими навыками. Функции педагогической деятельности учителя начальных классов отражают как общее назначение учителя, так и тот особый социальный заказ, который обусловлен спецификой начальной школы и современными требованиями к ней.

             Современный учитель начальной школы является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником. Он постоянно повышает уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, ведет творческий поиск нового.

           Изменения, происходящие в современной системе образования, делают  актуальным повышение квалификации и профессионализма педагога, т.е его профессиональной компетентности. Свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования.

              Профессионально компетентным можно назвать учителя, который на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся. Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное самообразование, саморазвитие и самосовершенствование педагога.

Самообразование учителя – целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самим педагогом. Данная деятельность включает в себя несколько этапов:

  • Выбор направления и темы самообразования.
  • Формулирование цели и задач самообразования.
  • Определение круга источников информации.
  • Выбор формы самообразования.
  • Составление плана самообразования.
  • Определение результата самообразования.
  • Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

             Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях; семинары и конференции; мастер-классы; курсы повышения квалификации и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой. Работая над реализацией личного плана самообразования,  я должна:

  • познакомиться с новинками  печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
  • посещать семинары, конференции, уроки коллег;
  • принимать участие в дискуссиях, совещаниях, обмене опытом с коллегами;
  • провести открытые уроки для анализа со стороны коллег;
  • организовать  внеурочную  деятельность по предметам;
  •  выступать на заседаниях ШМО с обобщение результатов опыта работы.

           Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет достижений.

 Предполагаемый результат: овладение альтернативными формами и способами ведения образовательной деятельности, в том числе информационно-коммуникативными технологиями на уровне построения модели образовательного процесса.

  Результатами моего самообразования должны стать:

  • повышение качества преподавания предметов, рост результативного участия учащихся класса в школьных, районных, всероссийских конкурсах, олимпиадах:  «Кенгуру», «Русский медвежонок» и других;
  • разработка и проведение открытых уроков;
  • создание комплектов личных педагогических разработок.

                                               Проблема, над которой  я работаю:

«Создание условий для формирования у обучающихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности».

Цели:      -  повышение качества учебного процесса;

                -  обеспечение развития коммуникативной  деятельности и личностной сферы учащихся.

Задачи: -  развивать творческий потенциал учащихся, создавать необходимые условия

                    для активизации познавательной исследовательской деятельности учащихся;

              - повысить качество преподавания на основе внедрения новых информационных технологий;

              - фиксировать уровень обученности на каждом этапе школьного обучения.

 Потребности и мотивы: В системе образования в последние годы происходят серьезные            изменения, которые существенно влияют на содержание труда учителя, его профессиональный статус. Переход на новые образовательные стандарты требует более тщательной подготовки учителя к каждому уроку. Учитель тот – кто сам постоянно учится. Именно этими обстоятельствами обусловлена необходимость непрерывного самообразования, которое приобретает особое значение, так как в практику работы активно внедряются новые нетрадиционные формы обучения и воспитания, педагогического общения. Это значит, что необходимо наличие не столько знаний и умений, сколько способности по-новому решать уже известные задачи и проявлять творческий подход к образовательному процессу.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Источники самообразования: Методическая литература, журналы, семинары и конференции,  курсы повышения квалификации, мастер-классы, уроки коллег, Интернет, общения с коллегами.

Срок работы над темой: 5 лет.

Представление материала:  открытые уроки, выступления из опыта работы на педагогических чтениях, на ШМО.

Результат работы: Обобщение опыта работы по данной теме.

Ожидаемые результаты:

Повышение успеваемости и уровня обученности учащихся, овладение коммуникативными и личностными  УУД каждым ребёнком.

Направления

Мероприятия

Сроки

Профессиональное

1. Основательно изучить новые образовательные стандарты, уяснить их особенности.

в течение  года

2. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

в течение  года

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей начальных классов.

1 раз в 5 лет

4.Проходить аттестацию на категорию.

1 раз в 5 лет

5. Разработать рабочие программы по своим предметам.

ежегодно

6.Пополнять кабинет  карточками, наглядными пособиями.

в течение  года

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

в течение  года

2. Проводить психолого-педагогическую диагностику.

в течение  года

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по начальному курсу обучения.

в течение  года

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения.

регулярно

3. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие конкурсах творческих работ, олимпиадах

в течение  года

4. Изучать опыт работы лучших учителей школы, района, республики через Интернет.

регулярно

5. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

в течение  года

6. Продолжить работу по созданию методической «копилки»  лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

в течение  года

Информационно-компьютерные технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

в течение  года

2. Сбор и анализ в Интернете информации по начальному обучению, педагогике и психологии

в течение  года

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровье сберегающие технологии.

в течение  года

2. Приобщать детей к  здоровому образу жизни.

в течение  года

                                                    План мероприятий по реализации программы

профессионального самообразования.

№/№

План мероприятий

Примерные сроки реализации

I.

Повышение квалификации и профессиональная переподготовка

Изучение учебно-методической литературы в глобальной сети, в профессиональных газетах и журналах

 постоянно

Прохождение курсов повышения квалификации

2022-2023

Изучение применения новых образовательных технологий в работе ведущих учителей школы, района, республики, страны в области обучения и воспитания.

постоянно

Участие в профессиональных встреча, семинарах, конференциях школ.

2022-2023

 

II.

Использование современных образовательных технологий.

Использование возможностей Интернет на уроке.

постоянно

Составление мультимедийных презентаций для проведения уроков, внеклассных мероприятий

постоянно

Проведение развернутых долговременных наблюдений с использованием средств педагогической диагностики, проведение срезов с помощью анкет, тестов на начальном и конечном этапе эксперимента по применению инновационных образовательных технологий:

1) системно-деятельностный подход в обучении;

2) анализ литературных произведений на основании опорных положений (конспектов);

3) проверка и углубление знаний, умений и навыков обучающихся по предметам  с использованием тестов;

4) развитие познавательного интереса обучающихся к предметам путем внедрения нестандартных уроков;

5) проекты на уроках, во внеклассной работе по предметам.

2022-2023

 

 

  

 

 

Внедрение полученных результатов в педагогическую практику.

2022-2023

III.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта

Выступление перед коллегами на занятиях ШМО,  педсовете, конференции.

2022-2023

Профессиональные публикации.

2022-2023

На собственном сайте  размещение информации о реализации программы самообразования

2022

Оформление портфолио.

2022-2023

Посещение уроков коллег и участие в обмене опытом.

постоянно

Проведение открытых уроков и мастер-классов на уровне школы и города

2022-2023

IV.

Участие в конкурсах профессионального мастерства

Участие в профессиональных конкурсах .

2022-2023

V.

Работа с обучающимися на уроках и во внеурочное время

Систематически пополнять папки результатами работы над темой самообразования

2022-2023

Создать условия для участия особо одаренных детей в  олимпиадах, конкурсах различного уровня.

2022-2023

Добиться активного и результативного участия обучающихся во всех творческих конкурсах и олимпиадах по предмету на городском и всероссийском  уровне.

2022-2023

Вовлекать больше обучающихся в проектно-исследовательскую деятельность.

2022-2023

 

Проведение предметных недель

 ежегодно

Анкетирование учащихся, родителей с целью выявления эффективности использования новых образовательных технологий

ежегодно

Ожидаемые результаты: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой творческий, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность, а также:

  1. Повысить успеваемость и уровень обученности учащихся, мотивацию к изучению предметов;
  2. Разработать и провести уроки и внеклассные мероприятия с применением новых образовательных технологий;
  3. Разработать дидактические материалы, тесты, наглядности, создать комплект педагогических разработок;
  4. Вести персональный сайт учителя в Интернете;
  5. Выступать с докладами, участвовать в конкурсах.
  6. Обобщать опыт по  теме самообразования.

Оценка эффективности программы:

Эффективность программы будет оцениваться по количественным и качественным показателям:

  • качество знаний и умений учителя в области новых образовательных технологий;
  • уровень обучаемости и обученности школьников;
  • Степень удовлетворенности учащихся и их родителей учебно-воспитательным процессом;
  • Качество учебно-методического и технологического обеспечения;
  • Качественное и количественное размещение информации на веб-сайте педагога.



Предварительный просмотр:

        Программа самообразования

учителя начальных классов высшей квалификационной категории

Фаваризовой Гульмиры Хасимовны на 2020-2021 учебный год

Тема

«Организация проектной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС НОО»

Цель

повышение качества образования через  включение школьников в проектно-исследовательскую деятельность.

Задачи

-рассмотреть суть метода проектов, изучив педагогические, психологические, методические литературные источники по данной теме;

-научиться планировать проектно-исследовательскую работу учеников начальной школы,

-выявить наиболее продуктивные методы для достижения поставленной цели;

-использовать метод проектов в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.

Концепция программы

     Актуальность данной темы заключается в поиске новых форм и средств обучения при переходе от традиционного к инновационному образованию в современной школе. ФГОС нового поколения определяют методы проектно-исследовательской деятельности как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Включение учащихся в проектно – исследовательскую деятельность обусловлена необходимостью: научить приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач; развивать коммуникативные навыки и умения; формировать надпредметные и метапредметные умения.

Основные термины

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus «брошенный вперёд». В русском языке слово проект означает совокупность документов (расчётов, чертежей), необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия либо предварительный текст какого-либо документа или, наконец, какой-либо замысел или план.

Проектная деятельность учащихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая её и рефлексию результатов деятельности.

Исследование – извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некий порядок вещей по косвенным признакам, отпечаткам общего закона в конкретных, случайных предметах. Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Исследовательская деятельность учащихся – деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановка проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.

Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Она является организационной рамкой исследования.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся

В первом классе происходит подготовка к осуществлению проектной деятельности. Учащиеся овладевают элементарными технологическими знаниями и выполняют творческие разноуровневые задания и упражнения в совместной деятельности с учителем. Происходит накопление знаний по осуществлению этапов проектной деятельности.

Во втором классе учащиеся обучаются самостоятельному составлению общего плана действий по выполнению проекта. Опыт показывает, что второклассники лучше работают в микрогруппах. Именно у второклассников наиболее эффективно осуществляется ориентирование в процессе обучения на воображение и мышление. Ученик начинает осознавать себя творцом своей деятельности. Это благоприятный возраст для развития творческого мышления и воображения.

В третьем и четвертом классах происходит работа по дальнейшему усовершенствованию навыков проектной деятельности. Учащиеся не только осуществляют предварительное планирование обдумывание темы, учатся самостоятельной организации собственной деятельности, поиску дополнительного материала по теме, но и пытаются найти оптимальные пути решения поставленной перед ними проблемы, учатся различным видам предъявления продуктов своего труда, самооценке и рефлексии собственной деятельности и деятельности всего коллектива.

Анализ ресурсов

  • Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).
  • Еремеева В.Д. Мальчики и девочки. Учить по-разному, любить по-разному. Издательство Учебная литература 2008.
  • Заграничная Н.А., Добротина И.Г. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. /Учебно-методическое пособие – М.; Интеллект-центр, 2014.
  • Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя./ под редакцией А.Г.Асмолова.-М:Просвещение, 2010.
  • Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2004.
  • Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС. /Пособие для учителей, руководителей школ и органов образования – М.; Педагогическое общество России, 2015.
  • Постоева Е.С., Шевердин И.В. Презентация «Технология проектной деятельности». Курск: издательство «Учитель», 2006
  • Сальникова Т.П. Педагогические технологии., М.Творческий центр 2007.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования./ МО и Н Российской Федерации – М.: Просвещение, 2010

Ожидаемый результат

В результате использования элементов проектной  и исследовательской деятельности учащихся в учебной и  внеурочной деятельности станет возможным:

- повышение познавательной мотивации учащихся;

- повышение качества участия в научно-практических конференциях, конкурсах;

- повышение  качества обучения учащихся;

- повышение эффективности формирования УУД.

                                               

Индивидуальный план работы над темой

Образовательная задача

Сроки

Действия

Где будет заслушиваться

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Анализ затруднений. Постановка проблемы. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

2019 г.

1. Выявление затруднений учащихся через анкетирование, наблюдение.

2. Анализ полученных результатов;

3. Поиск необходимой информации по проблеме через изучение методической литературы, нормативно-правовой базы, ресурсов Интернет.

На заседании школьного МО учителей начальных классов

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Определение цели и задач работы над темой.

Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Прогнозирование результатов.

2019 г.

2019-2020 г.

1. Формулирование  цели и задач работы над темой самообразования.

2. Проведение уроков и занятий по внеурочной деятельности  с использованием данной технологии. Самоанализ деятельности.

3.  Анализ уровня активности учащихся.  определение эффективности деятельности.

Заседание МО учителей-начальных классов

Участие в работе педмастерских, проведение открытых уроков для коллег.

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЭТАП

Решение проблемы. Формирование методического комплекса. Отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов. Корректировка работы.

2019 г.

2020 г

1. Использование элементов новой технологии при проведении уроков, подготовки к научно-практическим конференциям, конкурсам. Самоанализ деятельности.

2. Пополнение своей методической копилки.

3. Анализ качества и успеваемости учащихся по предметам, анкетирование учащихся.

4. Корректировка работы.

Мастер-классы, открытые уроки  на семинарах разного уровня.

Выступления на родительских собраниях.

Заседание МО учителей-начальных классов

ОБОБЩАЮЩИЙ ЭТАП

Подведение итогов. Оформление результатов работы по теме самообразования. Представление материалов.

2019 г.

2020 г.

1. Сбор аналитических данных по итогам обучения за 4 года  (успеваемость, качество, участие в научно-практических конференциях и конкурсах учащихся.;  соотношение планируемых и достигнутых результатов.

2. Профессиональная помощь коллегам. Наставничество.

3. Разработка  авторских программ и дидактических материалов.

Обобщение опыта работы через публикации в сборниках научно-практических конференций, профессиональных печатных изданиях, в педагогических сообществах.

Выступления и мастер-классы на педагогических семинарах и конференциях различного уровня.

Участие в профессиональных конкурсах.