"Моя Югра-моя планета"
Представляем материал по региональному компоненту.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lyudi_kogalyma.pptx | 2.24 МБ |
viktorina_ob_okruge.docx | 16.91 КБ |
yugra_-_moy_kray_konspekt.doc | 47 КБ |
pamyatniki_kogalyma.pptx | 764.84 КБ |
nod_kray_v_kotorom_ya_zhivu.docx | 30.59 КБ |
yugra_-_moy_kray_konspekt.doc | 62.5 КБ |
moya_yugra_-moya_planeta.docx | 37.54 КБ |
Работа на региональный конкурс "Моя Югра"2018 год. | 2.87 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Гайнанов Айрат Даянович
Родился 30 сентября 1945 года в г. Уфе. В 1970 году окончил художественно-графический факультет Чувашского пединститута. Имеет 10 персональных выставок. Является заслуженным художником России .
Вербицкий Виталий Дмитриевич
Баранникова Татьяна Ивановна
Татьяна Ивановна Бараникова работала учителем немецкого школе № 9.Она является автором гимна Когалыма .
В краю рябиновом мой город Как яркий луч! Сто раз признаюсь , как ты дорог И как могуч! Любовь ответную мне даришь И я дарю. Мой край рябиновых пожаришь, Благодарю!
Февральские дуют ветра в Когалыме Зиме попрощаться пора бы отныне, Но будут метели мести и в апреле, Баюкая старые сосны и ели, Есть место под солнцем, Где ждёт меня лето, Хоть крепким дыханьем зимы и согрета, Но как не расстаться с тобой я не знаю, В желанном плену у Югорского края.
Ерпылёва Елена Викторовна
Елена Викторовна работала в газете « Когалымские вести». Сейчас является руводителем студии « Мираж»
ПОЧЁТНЫЕ ЖИТЕЛИ ГОРОДА
Липина Лилия Петровна
Лилия Петровна- директор школы № 1 Когалыма . Под её руководством была создана « Школа здоровья и радости»
Алекперов Вагит Юсуфович
Президент ОАО « ЛУКойл ».Благодаря его участию появился новый город Когалым . Вагит Юсуфович является почётным жителем города.
Вайншток Семён Михайлович
Генеральный директор ОАО « ЛУКойл-Западная Сибирь», опытный руководитель. Является почётным жителем города.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Предварительный просмотр:
Программное содержание:
- Продолжать знакомить со своим родным краем ; коренными жителями ханты и манси их трудом ,национальной одеждой, обувью.
- Закрепить название жилья, саней для передвижения.
- Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренным жителям ханты и манси.
- Обогащать словарь за счет слов чум, нарты, сурдык, сах, кисы, малица, каюр, хорей.
Методы и приёмы: словесный, практический, рассматривание, игровой, беседа.
Словарная работа: чум, каюр, хорей, сах, малица, кисы, унты, нарты, ханты, манси, сурдык.
Материал: карта Тюменской области, иллюстрации, изделия из бисера, дидактическая игра «Собери целое из части».
Содержание образовательной деятельности
-Ребята, кто из вас знает, как называется наш округ? Кто может показать на карте, где находится наш округ? (показывают на карте округ)
Почему наш округ называется Ханты-Мансийским?-Кто такие ханты и манси?
Почему их называют коренными жителями?
-В нашем округе есть своя символика, что это такое?
-Что изображено на флаге ХМАО?
-Что обозначают зелёная и синяя полосы?
-О чём говорит орнамент оленьи рога?
Что изображено на гербе нашего округа?
-О чём всё это говорит?
Физминутка
-Ребята как вы думаете, какое основное занятие Хантов и Манси? (слайд олени)
--Для чего нужны олени хантам и манси?
Как называется жильё хантов и манси? (слайд чум)
-Какую пользу ещё приносят олени?
-Как называется верхняя одежда женщин? (слайд сах)
-Как называется верхняя одежда мужчин? (слайд малица)
-Из чего шьют обувь ханты и манси?
-Как она называется? (слайд кисы, унты)
-Чем ещё занимаются ханты и манси?
Да, в наших лесах водится много рыбы
-Какую рыбу могут поймать рыболовы?
Выберите на картинках только ту рыбу, которая есть в наших озёрах и реках и назовите её.
-На кого охотятся охотники? Назовите зверя или птицу «Игра с мячом»
-На чём передвигаются ханты и манси? (слайд нарты)
-Как называют погонщиков оленей?
-Чем погоняют оленей, как это называется?
Предлагаю вам игру « Собери целое из частей»
(звучит песня « Югра—сестра моя—Югра»)
-Что ты собрал? ( чум, сах, нарты и т. д.)
Физминутка для глаз
В долгие зимние вечера женщины ханты и манси занимаются рукоделием, они делают различные украшения, обереги.
-Чем они украшают свои работы?
-Какие названия орнаментов вы знаете? (слайды изделий)
-Из чего они делают орнамент? (бисер, сукно)
Ребята, люди, живущие в нашем округе, любят трудиться, встречать гостей, любят свою « Малую родину».
Давайте придумаем о них хорошие, приятные слова.
-Какие они? ( гостеприимные, доброжелательные, весёлые, счастливые и т.д)
Я думаю, и мы с вами будем такими же и будем любить свою « Малую Родину».
Предварительный просмотр:
«Югра - мой край родной»
Программное содержание:
1. Образовательные задачи: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Закрепить умение лепить животного.
2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.
3.Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.
Методы и приемы:
метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря: (ягель, жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица), художественное слово, пословицы, загадки, дидактические игры: «Найди и опиши», «Что, где растёт», использование слайдов, фрагмента фильма; музыкальное оформление занятия; лепка животного, подвижная игра «Хэйро», «Важенка и оленята».
Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Предварительная работа:
экскурсия в краеведческий музей «Старый Сургут» г.Сургут, экскурсия на реку Обь, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижные игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».
Материалы:
Карта Сургутского района, Тюменской области, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге), слайды: северной природы, нефтяных и газовых вышек, праздники ханты и манси, зелёная глина, природный материал.
Ход занятия.
Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия. В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их. И так, путешествие начинается.
- Что это за шар?
(На столе стоит географический глобус)
Дети: - Глобус.
Воспитатель: - А что такое глобус?
Дети: - Глобус - это макет нашей Земли.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе?
Дети: - Это разные государства на планете Земля.
Воспитатель: - А какие государства вы можете назвать?
(Даю время для размышления)
Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.
Воспитатель: - А как же называется наша страна?
Дети: - Наша страна - Россия, Российская Федерация.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?
Дети: - Город Москва.
Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.
(Дети определяют место нашего проживания)
Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?
Дети:- Родной край
Воспитатель:- Это большая или малая Родина?
Дети: - Это малая Родина.
Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?
Дети: - Наша малая Родина называется - Югра
Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?
Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.
Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?
Дети: - Он находится на севере нашей страны.
Воспитатель: - Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа?
Дети: - Город Ханты - Мансийск.
Воспитатель: - Много разных районов находится в Ханты – Мансийском автономном округе.
(Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа)
Как же называется наш район?
Дети: - Сургутский район.
Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, Сургутский район на карте Ханты – Мансийского автономного округа?
(Дети показывают Сургутский район)
Воспитатель: - Как же вы его определили?
Дети:- Потому что он похож на фигуру медведя, и еще в Сургутском районе находится город Сургут.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему наш район получил название Сургутский район?
А что означает название нашего города Сургут?
Дети: - «Сор и кут» означает «пойма реки»
Воспитатель: - Алёша с мамой приготовили рассказ про реку Обь, я предлагаю вам послушать его.
(Выступление Валентины Анатольевны и Алёши. Текст выступления прикладывается, идет показ слайдов «Природа Севера»).
Воспитатель: - Спасибо, Алёша и Валентина Анатольевна. Прекрасный рассказ, а слайды помогли нам полюбоваться красотой и богатством реки Обь.
(обращаюсь к детям)
- Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ и наш район в том числе? Дети: - Здесь добывают нефть, газ.
Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.
(Просмотр фрагмента фильма «Сургутский район», рассуждения детей, комментарии воспитателя)
Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?
Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара.
Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.
(после просмотра фрагмента фильма)
Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые коренные жители занимаются рыболовством. Чем еще занимается коренное население?
Дети: - Охотой, оленеводством, сбором дикоросов.
Воспитатель: - Что такое дикоросы?
Дети: - Это грибы и ягоды.
Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?
Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.
Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?
Дети: - Дико растут.
Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?
Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.
Воспитатель: - А какие деревья и кусты растут на севере?
Дети : - Лиственница, сосна, кедр, ель ,шиповник, можжевельник.
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется
«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два.
( Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды.)
Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева.
1- ая команда - отбирает ягоды, растущие на севере
2-ая команда – отбирает деверья и кустарники севера
( Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)
Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.
Воспитатель: - Что это за сооружение стоит?
Дети: - Чум.
Воспитатель: - А что такое чум?
Дети: - Это жилище ненцев.
Воспитатель: - Я не видела в Сургуте чума. В нашем городе построены кирпичные, брусовые дома.
Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге.
Воспитатель: - А кто в них проживает?
Дети: - Коренные жители: ханты и манси, ненцы, селькупы.
Воспитатель: - А почему они живут в чумах?
Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.
Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?
Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.
Воспитатель:- А из чего сделан чум?
Дети:- Из оленьих шкур.
Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?
Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?
Воспитатель: - Во что одеты?
(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)
Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.
Воспитатель: - А ноги во что обуты?
Дети: - Кисы и бурки.
Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?
Дети: - Одежда вышита орнаментом.
Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?
Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.
Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.
(Дети садятся, комментируют показанные слайды «Сургутский район».)
Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»?
Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце».
(Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».)
Воспитатель: - Ребята, помните, мы приняли решение подарить центру краеведения ИКЦ «Старый Сургут» макет тайги? Макет мы изготовили, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере. Подумайте, кого бы вам хотелось слепить?
(Даю возможность определиться с решением)
- А теперь выберите нужный вам материал: зелёную глину, веточки, шишки, пенёчки и т.д.
(Дети лепят животных)
- Протрите руки влажной салфеткой. Полюбуемся своим произведением и отнесем на столик к другим макетам.
(Ставим макет в ряд с другими макетами.)
- Наше путешествие окончено.
- Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие?
Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу.
Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!
- Что Вам больше всего понравилось?
(Слушаю мнения детей)
- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
(Дети высказывают свои предложения)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Памятники Когалыма
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Каждый человек имеет свою малую Родину-это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: с оздать интерес к истории памятника
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1. знакомить с памятниками города Когалыма , их историей. 2. Развивать любознательность, интерес и стремление к познанию родного края. 3. Воспитывать интерес и положительное отношение к истории своего народа.
Памятник « Слава труду» Композиция в честь первооткрывателей открыт в 1989 году.
Памятник воинам-интернационалистам Памятник на улице Мира открыт 6 ноября 1989 года
Парк военной техники Создан 26 августа 1989 года под открытым небом
« Летопись России» Открыт в 2001 году в честь 10-летия компании ЛУКойл
«Добрый рок-н-ролл » Открыт 4 сентября 2003 года в честь группы « Битлз»
« Капля нефти» Подарен на день города в 2001 году
« Капля нефти»
Цветочные часы
Парк детской скульптуры « У Лукоморья» Сквер около КДК « Янтарь»
АЛЛЕЯ ЗВЁЗД Открыт 10 сентября 2005 года и посвящён 6 дарованиям города
Бюст В.Г.ШМИДТУ Памятный знак установлен 10 сентября 2005 года
Бюст С.А.Повха Бюст установлен открыт 10 сентября 2005 года
Композиция « После вахты» Установлен в 2010 году
Композиция « Мальчик с собакой» Установлен в июле 2010 года около Поющего фонтана.
« Три медведя» Установлен в 2011 году
Памятный знак в честь высадки первого десанта Памятный знак с капсулой заложен на месте первого десанта
« Покорителям Западной Сибири» Открыт в 2014 году на пересечении улиц Дружбы народов и Береговой.
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад «Улыбка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
образовательной области
«Познавательное развитие»
в подготовительной группе
«Край, в котором я живу»
Подготовила и провела
воспитатель: Тихонова Р.Р.
г. Когалым 2017г.
Цель: Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера.
Программное содержание:
1.Образовательные задачи:
- Дать знания о богатстве родного края.
- Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
- Расширять знания детей о лекарственных растениях.
2.Развивающие задачи:
- Учить употреблять в своей речи национальные термины.
- Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.
- Закреплять знания детей о животном и растительном мире нашего края.
3.Воспитательные задачи:
- Воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края.
- Воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них.
- Воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера.
Предварительная работа: экскурсия в Музейно-выставочный центр, наблюдения на прогулке, знакомство с праздниками народов Севера: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций национальной одежды, чтение ненецких и хантыйских сказок, рассказов; ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижная игра «Хэйро» (солнце).
Словарная работа: активизировать в словаре детей слова - ягель, жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица.
Материалы и оборудование: глобус, макет чума, макеты ремесел ханты: рыболовство, оленеводство, звероводство; предметные картинки ягод (северных и растущих на юге), игрушки животных, орнаменты хантыйский костюмов, бумажные силуэты одежды, фломастеры.
Методы и приемы: беседа с детьми с рассматриванием глобуса, беседа о чуме, подвижная игра «Чум», беседа о народных национальных праздниках, подвижная игра «У оленя дом большой», дидактическая игра «Что, где растёт», дидактическая игра «Рассели животных», чтение стихотворения о тайге, игра «Устами младенца», беседа об одежде и обуви народов севера, рассматривание орнаментов, разукрашивание хантыйских орнаментов, музыкальное оформление НОД.
Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Содержание непосредственно образовательной деятельности:
- Какой-то шар разноцветный стоит на столе? Что это за шар?
(На столе стоит географический глобус)
Дети: Глобус.
- А что такое глобус?
Дети: Глобус - это макет нашей Земли.
- Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе?
Дети: Это разные государства на планете Земля.
- А какие государства вы можете назвать?
Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.
- А как же называется наша страна?
Дети: Наша страна Россия, Российская Федерация.
- Правильно, ребята. Мы живем в России. Это наша большая Родина. А как называется главный город страны, сердце России?
Дети: Город Москва.
- Ребята, в каком городе мы живем?
Дети: В городе Когалым.
- Где находиться наш город?
Дети: На Севере, в Тюменской области.
- Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?
Дети: Родной край
- А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?
Дети: Ханты-Мансийский автономный округ.
- Кто коренные жители Севера?
Дети: Ханты, манси.
- С самых древних времен живут здесь северные народы – ханты и манси. Чем занимаются ханты и манси, живя в лесу?
Дети: Мужчины ханты и манси – охотники и рыболовы. Также они занимаются оленеводством, сбором ягод, орех. Женщины, как правило, остаются дома с детьми, шьют одежду, украшая ее различными узорами и орнаментами.
- Что это за сооружение стоит?
Дети: Чум.
- А что такое чум?
Дети: Это жилище ханты и манси.
- А почему они живут в чумах?
Дети: Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.
- А для чего это необходимо делать?
Дети: Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.
- А из чего сделан чум?
Дети: Сооружают его из деревянных опор и покрывают шкурами животных, как правило, оленей.
Подвижная игра «Чум»
Играющие распределяются на пары, образуя два круга, - внутренний и внешний. В центр выходит ребенок и читает стихотворение:
Ставит чум моя семья –
Трудятся отец и мать.
Что мне делать? Отдыхать?
Быть без дела не люблю,
Я кустарник нарублю.
Разожгу костер скорей,
Пусть горит он веселей.
Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают следующее стихотворение и выполняют движения.
Чум, чум, круглый дом,
Побывайте в чуме том!
(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний – в другую)
Гости явятся едва –
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится,
Угостить торопится.
(Дети ищут свою пару).
Ладушки, ладушки,
Круглые оладушки
(все дети кружатся).
- У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?
Дети: Медведь.
- Как называется праздник, посвященный этому животному?
Дети: "Медвежий праздник".
- В какое время года его празднуют?
Дети: Осенью.
- Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт.
Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше!
Весна, весна – Ворнэ,
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.
- По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?
Дети: Ворона.
- Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется этот праздник?
Дети: "Вороний день".
- Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.
Звучит музыка.
- Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть.
- Какой еще праздник народов Севера вы знаете?
Дети: "День оленевода".
- Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?
Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый.
- А как они это определяют?
Дети: Они устраивают соревнования.
- Какие?
Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках.
- Как называется человек, который управляет оленями.
Дети: Каюр.
- Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.
- Ребята, мы знаем, что коренные жители занимаются сбором дикоросов. Что такое дикоросы?
Дети: Это грибы и ягоды.
- Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?
Дети: Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.
Воспитатель: Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?
Дети: Дико растут.
- Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?
Дети: Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.
- А какие деревья и кусты растут на севере?
Дети: Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник.
- А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды.
( Дети разбиваются на 2 команды.)
- Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю, и разместить их на фланелеграфе слева.
1- ая команда - отбирает ягоды, растущие на севере
2-ая команда - отбирает деверья и кустарники севера
Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.
- Ребята, макет чума мы изготовили, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере.
Игра «Рассели животных».
Ребёнок: Тайга – как сказочное царство,
Там кругом растут лекарства.
В каждой травке, в каждой ветке -
И микстура, и таблетки,
Все целебные растенья
Нужно знать без исключенья
- Наши леса богаты лекарственными травами. Проведем игру « Устами младенца» проверим ваши знания о лекарственных растениях. По описанию вы должны узнать растение.
- В тайге он бывает разного цвета. Все люди и животные ходят по нему. Его очень любят, есть олени. (Лишайник)
(А еще лишайник сушат, растирают в порошок и посыпают раны)
- Он мягкий, но не пух, зеленый, но не трава. (Мох)
(Мох запаривают и пьют при расстройствах желудка)
- Она считается символом России. Ее сравнивают с девушкой. (Береза)
- Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?
Дети: Холодно, но люди тепло обуты и одеты?
- Ноги во что обуты?
Дети: Кисы и бурки.
(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)
- Во что одеваются мужчины народов Севера?
Дети: Малица.
Как называется женская одежда коренных народов?
Дети: Ягушка.
- Чем отличается малица от ягушки?
Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а ягушка с завязками впереди и с воротником.
- Северные жители, как и все люди на праздник надевают свои лучшие одежды. Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?
Дети: Одежда вышита орнаментом.
- Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название. Кто может их назвать?
Дети называют орнаменты по образцам. Что они означают?
Дети: Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.
Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.
- Я вам предлагаю выбрать орнамент назвать и разукрасить его.
Детям предлагают орнаменты и фломастеры. Ребята по желанию разукрашивают орнаменты.
Итог и анализ деятельности:
- Что вам сегодня понравилось больше всего на занятии?
- Что Вам больше всего понравилось?
(Слушаю мнения детей)
- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
(Дети высказывают свои предложения)
- Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!
- В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы. А вам предлагаю в группе рассматривать альбомы, книги, журналы о нашем Севере, думаю, что вы в них найдете что–то новое и интересное для себя.
Предварительный просмотр:
Конспект познавательного занятия в подготовительной группе
«Югра - мой край родной»
Цель: закрепить знания детей о родном крае, о природе и коренных жителях.
Задачи:
Образовательные: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Закрепить умение лепить животного.
Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.
Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.
Методы и приемы:
метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря: (ягель, жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица), художественное слово, пословицы, загадки, дидактические игры: «Найди и опиши», «Что, где растёт», использование слайдов, фрагмента фильма; музыкальное оформление занятия; лепка животного, подвижная игра «Хэйро», «Важенка и оленята».
Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.
Предварительная работа:
экскурсия в краеведческий музей «Старый Сургут» г.Сургут, экскурсия на реку Обь, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город», дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?», подвижные игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».
Материалы:
Карта Сургутского района, Тюменской области, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге), слайды: северной природы, нефтяных и газовых вышек, праздники ханты и манси, зелёная глина, природный материал.
Ход занятия.
Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия. В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их. И так, путешествие начинается.
- Что это за шар?
(На столе стоит географический глобус)
Дети: - Глобус.
Воспитатель: - А что такое глобус?
Дети: - Глобус - это макет нашей Земли.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками. Что обозначают эти разные цвета на глобусе?
Дети: - Это разные государства на планете Земля.
Воспитатель: - А какие государства вы можете назвать?
(Даю время для размышления)
Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.
Воспитатель: - А как же называется наша страна?
Дети: - Наша страна - Россия, Российская Федерация.
Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?
Дети: - Город Москва.
Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.
(Дети определяют место нашего проживания)
Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где родился человек и живёт?
Дети:- Родной край
Воспитатель:- Это большая или малая Родина?
Дети: - Это малая Родина.
Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?
Дети: - Наша малая Родина называется - Югра
Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?
Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.
Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?
Дети: - Он находится на севере нашей страны.
Воспитатель: - Как называется столица Ханты – мансийского автономного округа?
Дети: - Город Ханты - Мансийск.
Воспитатель: - Много разных районов находится в Ханты – Мансийском автономном округе.
(Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа)
Как же называется наш район?
Дети: - Сургутский район.
Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, Сургутский район на карте Ханты – Мансийского автономного округа?
(Дети показывают Сургутский район)
Воспитатель: - Как же вы его определили?
Дети: - Потому что он похож на фигуру медведя, и еще в Сургутском районе находится город Сургут.
Воспитатель: - Как вы думаете, почему наш район получил название Сургутский район?
А что означает название нашего города Сургут?
Дети: - «Сор и кут» означает «пойма реки»
Воспитатель: - Алёша с мамой приготовили рассказ про реку Обь, я предлагаю вам послушать его.
(Выступление Валентины Анатольевны и Алёши. Текст выступления прикладывается, идет показ слайдов «Природа Севера»).
Воспитатель: - Спасибо, Алёша и Валентина Анатольевна. Прекрасный рассказ, а слайды помогли нам полюбоваться красотой и богатством реки Обь.
(обращаюсь к детям)
- Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ и наш район в том числе? Дети: - Здесь добывают нефть, газ.
Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и не только люди России. Газ и нефть отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.
(Просмотр фрагмента фильма «Сургутский район», рассуждения детей, комментарии воспитателя)
Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?
Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара.
Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.
(после просмотра фрагмента фильма)
Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые коренные жители занимаются рыболовством. Чем еще занимается коренное население?
Дети: - Охотой, оленеводством, сбором дикоросов.
Воспитатель: - Что такое дикоросы?
Дети: - Это грибы и ягоды.
Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?
Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.
Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?
Дети: - Дико растут.
Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?
Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.
Воспитатель: - А какие деревья и кусты растут на севере?
Дети : - Лиственница, сосна, кедр, ель ,шиповник, можжевельник.
Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется
«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два.
(Дети самостоятельно разбиваются на 2 команды.)
Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева.
1- команда - отбирает ягоды, растущие на севере
2- команда – отбирает деверья и кустарники севера
(Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)
Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.
Воспитатель: - Что это за сооружение стоит?
Дети: - Чум.
Воспитатель: - А что такое чум?
Дети: - Это жилище ненцев.
Воспитатель: - Я не видела в Сургуте чума. В нашем городе построены кирпичные, брусовые дома.
Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге.
Воспитатель: - А кто в них проживает?
Дети: - Коренные жители: ханты и манси, ненцы, селькупы.
Воспитатель: - А почему они живут в чумах?
Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.
Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?
Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.
Воспитатель:- А из чего сделан чум?
Дети:- Из оленьих шкур.
Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?
Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?
Воспитатель: - Во что одеты?
(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)
Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.
Воспитатель: - А ноги во что обуты?
Дети: - Кисы и бурки.
Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?
Дети: - Одежда вышита орнаментом.
Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?
Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.
Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.
(Дети садятся, комментируют показанные слайды «Сургутский район».)
Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»?
Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце».
(Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».)
Воспитатель: - Ребята, помните, мы приняли решение подарить центру краеведения ИКЦ «Старый Сургут» макет тайги? Макет мы изготовили, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере. Подумайте, кого бы вам хотелось слепить?
(Даю возможность определиться с решением)
- А теперь выберите нужный вам материал: зелёную глину, веточки, шишки, пенёчки и т.д.
(Дети лепят животных)
- Протрите руки влажной салфеткой. Полюбуемся своим произведением и отнесем на столик к другим макетам.
(Ставим макет в ряд с другими макетами.)
- Наше путешествие окончено.
- Скажите, пожалуйста, где происходило наше путешествие?
Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу.
Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!
- Что Вам больше всего понравилось?
(Слушаю мнения детей)
- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?
(Дети высказывают свои предложения)
Предварительный просмотр:
Тема проекта: «Моя Югра – моя планета».
Подготовительная к школе группа
Срок реализации: сентябрь-май ( 2018-2019г.)
Воспитатели: Дмитренко Е.Б, Тихонова Р.Р.
Аннотация.
В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог-родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Мониторинг реализации проекта позволяет выявить эффективность проводимой с родителями воспитанников, описана результативность реализации проекта. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.
Актуальность.
Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной. Он включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, города Когалыма, других городов Югры, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты и манси.
Цель проекта:
Формирование у детей подготовительной к школе группы знаний о родном городе Когалыме и крае – ХМАО-Югре.
Задачи проекта:
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Расширить представления детей о родном городе и крае; о животном и растительном мире края; развивать познавательную активность;
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
-Обогатить знания детей о жизни и быте коренных жителей Югры Образовательная область «Развитие речи»
- Продолжать учить детей вести диалог, активизировать словарь названиями объектов Югры;
Образовательная область «Физическое развитие»
- Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» -
Воспитывать любовь к своему родному городу и краю, гордость за свой край.
Ожидаемые результаты.
Дети:
Сформировано представление о городе и крае - Югре, о культуре местного населения ханты и манси, их традициях и обычаях, быте и праздниках.
Знают и называют памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры).
Повысился интерес к окружающему миру своего края.
Знают некоторых представителей животного и растительного мира, «Красной книги Югры».
Расширился и обогатился активный и пассивный словарь детей.
Повысился уровень навыков диалогической и монологической речи.
Составляют творческие рассказы по теме, сочиняют сказки.
Научились отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.
Родители:
Читают детям художественную литературу;
Ведут диалог с детьми;
Учат детей разгадывать загадки;
Разучивают малые фольклорные формы (пальчиковые гимнастики, физ./минутки, считалки).
Педагоги:
Расширяют представления детей о родном городе и крае; о животном и растительном мире края, «Красной книги Югры».
Развивают познавательную активность;
Создают предметно-развивающую среду в группе (макеты, развивающие игры).
Обогащают и активизируют словарь по теме.
Этапы проекта
1- Подготовительный
Цель: Определение целей и задач работы (подбор материала). Организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.
Форма организации:
Создание учебно-методической базы:
Уголок краеведения: «Мой край – Югра»
Перспективный план мероприятий по проекту
Фонотека музыкальных произведений
Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре
Картотека подвижных игр коренных народов Севера
Консультации для родителей
Словарь терминов «Азбука Югры»
Народный календарь
2 Этап - Организационно - практический
Цель: Организация комплексной работы по реализации задач проекта.
Форма организации:
беседы, познавательные занятия, разучивание пальчиковых гимнастик, считалок, физкультурных минуток, рассматривание иллюстраций в альбомах, составление описательных рассказов, сочинение сказок, чтение художественной литературы, подвижные и дидактические игры, подготовка домашних заданий, беседы с родителями, художественно-продуктивная деятельность, выпуск «Реки времени», творческие выставки, организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера, дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным городом и краем, слушание музыкальных произведений.
3 Этап - заключительный
Цель: Создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.
Форма организации:
Фотовыставка: «Я и мой город».
Презентация «Югра»
Макет «Наш край»
Результат проекта:
Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей. Активизация словаря по данной теме.
Презентация: «Югра».
Развитие творческих способностей детей.
Систематизация работы по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с родным городом Нефтеюганском и краем – Югрой.
Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.
Обновление уголка краеведения «Мой край – Югра» .
Конспекты НОД, картотеки совместных видов деятельности с детьми.
Макет «Мой край».
Выставки детского творчества.
Особенности проекта:
Характер проекта: практико - ориентированный, творческий; групповой;
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май);
Профиль знаний: межпредметный;
Уровень контактов и организации – на уровне образовательного учреждения
Форма работы с детьми
Форма работы с родителями
Сроки реализации
Познавательное развитие
Беседы: «Край - где ты живёшь», «Профессии взрослых в Югре», «Я - Россиянин», « Птицы нашего края», «Лес зимой» (художники Югры), «Растения нашего края», «Заповедники Югры», «Витамины – ягоды нашего края».
Дидактические игры:
«Узнай по описанию строение в городе»,
Пазлы «Город», «Кто больше выделит и запомнит
признаков города», «Что происходит в городе
в разное время суток», «Транспортные службы города», «Профессии».
Игровые упражнения: «Назови себя правильно»,
«Самый внимательный горожанин»
Составление «Реки времени».
Настольно-печатные игры:
«Я живу в Югре», «Сложи картинку».
Логические игры:
«Найди лишний рисунок в каждом ряду», «Помоги добраться до дома», «Четвёртый лишний».
Опытно-исследовательская деятельность:
«Путешествие по реке Ингу -Ягун», «Фильтрация воды»
Презентация: «Югра»
Поиграем-угадаем (отгадывание хантыйских загадок)
Рассматривание альбомов: «Умельцы Севера», «Животные Югры», «Красная книга Югры», «Я живу в Югре», «Любимый город», «Домашняя утварь народов Севера», «Орнаменты ханты и манси», «Куклы и игрушки Агана», «Нефтяной курьер», «Одежда народов ханты и манси».
Рассматривание иллюстраций в книгах: «Нефтеюганск - между прошлым и будущим», «История геологического поиска», «Нефть и люди», «Край большой нефти», «Среди обских раздолий» «Заповедники Югры».
«Народный календарь северян»
Коллекции: «Магниты», «Открытки».
НОД: «Живая и неживая природа Югры», «Заповедные места. Красная книга»,
«Экскурсия по городу Нефтеюганску», «Путешествие в страну нефти», «Ознакомление с кустарниковыми растениями Югры», «Как белки приспосабливаются к условиям зимы», «Путешествие по городам Югры», «Мой город», «Югра – мой край родной», «Профессии взрослых в Югре»,
Встреча с интересными людьми:- встреча с первооткрывателем города А.Г. Демедюк, мастер-класс А.Г Демедюк по бисероплетению.
Проекты: «Мой любимый год» «Профессии родителей».
Подбор материала по теме: «Мой край-Югра».
- Участие в подборе фотоматериала
- Семейные экскурсии по городу.
- Помощь в создании макета «Мой край».
- Беседы с родителями.
- Анкетирование по теме.
- Составление фотоальбома «Профессии моих родителей».
Речевое развитие
Составление творческого и описательного рассказа «Мой город».
Составление описательных загадок о животных тайги (по плану или с опорой на схему)
Сочинение сказки: «Приключения бурой медведицы»
Словесные игры:
«Какой - какая», «Внимательные ушки» (хлопни в ладоши, если услышишь слово «город»).
Речевая игра: «Подбери признак»
Разучивание пальчиковых игр: «За малиной», «Кто живёт у нас в лесу?», «Белочка»
Разучивание считалок: «Зайчик»,
Заучивание пословиц о родном крае.
Заучивание стихотворения: Ю.Шесталова «Здравствуй край Мансийский милый!»
Чтение сказок народов Севера.
Чтение стихотворений народов ханты и манси Чтение художественной литературы югорских писателей
Чтение познавательной литературы о животных «Животные Югры».
Беседа «Животные и их повадки».
Д/ игра: «Чей след?» (чей хвост, чья лапа, чья шерсть)(лисий, заячий, беличий, лосиный, рысий…)
Вечер загадок «Все о тайге и Сибири»
Составление словаря терминов «Азбука Югры».
Экскурсии: по микрорайону, городскую библиотеку.
НОД: «На крайнем Севере», «Животные тайги».
- Упражнения в домашних условиях (пальчиковые игры, считалки.)
- Чтение сказок, стихотворений.
- Распечатывание текстов стихотворений, считалок, пальчиковых игр, загадок, физкультминуток, чистоговорок.
- Отгадывание загадок с детьми в домашних условиях.
- Составление рассказов о городе Когалым.
- Помощь в составлении словаря терминов «Азбука Югры».
- Сопровождение во время экскурсий по микрорайону
Социально - коммуникативное развитие
Сюжетно – ролевая игра: «Строители», «Путешествие по городу», «Путешествие в заповедник».
Строительная игра: «Заповедник».
Настольный театр по сказке «Кукушка».
Режиссёрская игра: «Улицы города».
Игры с макетом: «Наш край».
Подбор игрового материала для сюжетно-ролевой игры.
Изготовление фигурок персонажей для театра.
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Ловкий заяц», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Ветер северный и южный», «Ловля оленей», «Оленья упряжка», «Прыжки через нарты».
Хороводная игра: «Олени и волк», «Отважные оленеводы».
Психологические этюды - превращение в животных (передача движений и эмоций – злой волк, трусливый заяц…)
Физ./минутки
Разучивание текстов игр.
Изготовление
Атрибутов к подвижным играм.
Художественно-эстетическое развитие
НОД:
Лепка: «Кто живёт в родном лесу», «Баю – бай».
Рисование: «Едем на автобусе по городу Нефтеюганску», «Украшение хантыйской утвари орнаментом». «Животные Югры»,
Аппликация: «Царство диких зверей Югры», «Наш город», «Памятные места города» (коллективная), «Девочка в малице и кисах», «В лесу».
Макет на конкурс: «В гости к хантам»
Конструирование: «Улицы города»
Творческие задания: «Соедини по линиям» (Лось, человек, машина),
Творческая мастерская: «Изготовление поделок из природного материала».
Конструирование из блоков Дьенеша: «Заповедник», «Животные Севера».
Палочки Кюизенера: «Выложи картинку по образцу».
Интерактивная доска: (рисование) – «Узоры»
Лабиринт: «Найди дорогу к домику».
Раскраски: «Буровичёк», «Быт хантов».
Фонотека музыкальных произведений народов ханты и манси.
Конкурс рисунков совместных работ детей и родителей: «Мой город».
Участие в конкурсе ДОУ: «Мисс – Акань» ( заняли 1 место)
Домашнее задание: изготовление поделки на тему – «Кукла Акань».
Мастер-класс в педагогическом совете ДОУ: «Кукла Акань»
Конкурс рисунков совместных работ детей и родителей: «Мой город».
Презентация проекта
Фотовыставка: «Я и мой город»
Презентация: «Югра»
Макет: «Наш край – Югра».
Активизация словаря по данной теме.
Выставки детского творчества.