"Моя Югра-моя планета"

Представляем материал по региональному компоненту.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЛЮДИ КОГАЛЫМА

Слайд 2

Гайнанов Айрат Даянович

Слайд 4

Родился 30 сентября 1945 года в г. Уфе. В 1970 году окончил художественно-графический факультет Чувашского пединститута. Имеет 10 персональных выставок. Является заслуженным художником России .

Слайд 8

Вербицкий Виталий Дмитриевич

Слайд 14

Баранникова Татьяна Ивановна

Слайд 16

Татьяна Ивановна Бараникова работала учителем немецкого школе № 9.Она является автором гимна Когалыма .

Слайд 17

В краю рябиновом мой город Как яркий луч! Сто раз признаюсь , как ты дорог И как могуч! Любовь ответную мне даришь И я дарю. Мой край рябиновых пожаришь, Благодарю!

Слайд 18

Февральские дуют ветра в Когалыме Зиме попрощаться пора бы отныне, Но будут метели мести и в апреле, Баюкая старые сосны и ели, Есть место под солнцем, Где ждёт меня лето, Хоть крепким дыханьем зимы и согрета, Но как не расстаться с тобой я не знаю, В желанном плену у Югорского края.

Слайд 19

Ерпылёва Елена Викторовна

Слайд 21

Елена Викторовна работала в газете « Когалымские вести». Сейчас является руводителем студии « Мираж»

Слайд 25

ПОЧЁТНЫЕ ЖИТЕЛИ ГОРОДА

Слайд 26

Липина Лилия Петровна

Слайд 27

Лилия Петровна- директор школы № 1 Когалыма . Под её руководством была создана « Школа здоровья и радости»

Слайд 28

Алекперов Вагит Юсуфович

Слайд 29

Президент ОАО « ЛУКойл ».Благодаря его участию появился новый город Когалым . Вагит Юсуфович является почётным жителем города.

Слайд 30

Вайншток Семён Михайлович

Слайд 31

Генеральный директор ОАО « ЛУКойл-Западная Сибирь», опытный руководитель. Является почётным жителем города.

Слайд 32

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Программное содержание:

  • Продолжать знакомить со своим родным краем ; коренными жителями ханты и манси их трудом ,национальной одеждой, обувью.        
  • Закрепить название жилья, саней для передвижения.  
  • Воспитывать любовь к родному краю, уважение к коренным жителям ханты и манси.        
  • Обогащать словарь за счет слов  чум, нарты, сурдык, сах, кисы, малица, каюр, хорей.                

Методы и приёмы: словесный, практический, рассматривание, игровой, беседа.

Словарная работа: чум, каюр, хорей, сах, малица, кисы, унты, нарты, ханты, манси, сурдык.

Материал: карта Тюменской области, иллюстрации, изделия из бисера, дидактическая игра «Собери целое из части».

Содержание образовательной деятельности

-Ребята, кто из вас знает, как называется наш округ?        Кто может показать на карте, где находится наш округ?        (показывают на карте округ)        

Почему наш округ называется Ханты-Мансийским?-Кто такие ханты и манси?        

Почему их называют коренными жителями?

-В нашем округе есть своя символика, что это такое?

-Что изображено на флаге ХМАО?

-Что обозначают зелёная и  синяя полосы?

-О чём говорит орнамент оленьи рога?

Что изображено на гербе нашего округа?

-О чём всё это говорит?

Физминутка

-Ребята как вы думаете, какое основное занятие Хантов и Манси? (слайд олени)

--Для чего нужны олени хантам и манси?

Как называется жильё хантов и манси? (слайд чум)

-Какую пользу ещё приносят олени?

-Как называется верхняя одежда женщин? (слайд сах)

-Как называется верхняя одежда мужчин? (слайд малица)

-Из чего шьют обувь ханты и манси?

-Как она называется? (слайд кисы, унты)

-Чем ещё занимаются ханты и манси?

Да, в наших лесах водится много рыбы

-Какую рыбу могут поймать рыболовы?

Выберите на картинках только ту рыбу, которая есть в наших озёрах и реках  и назовите её.

-На кого охотятся охотники? Назовите зверя или птицу «Игра с мячом»

-На чём передвигаются ханты и манси? (слайд нарты)

-Как называют погонщиков оленей?

-Чем погоняют оленей, как это называется?

Предлагаю вам игру « Собери целое из частей»

(звучит песня « Югра—сестра моя—Югра»)

-Что ты собрал? ( чум, сах, нарты и т. д.)

Физминутка для глаз

                

В долгие зимние вечера женщины ханты и манси занимаются рукоделием, они делают различные украшения, обереги.

-Чем они украшают свои работы?

-Какие названия орнаментов вы знаете? (слайды изделий)

-Из чего они делают орнамент? (бисер, сукно)

Ребята, люди, живущие в нашем округе, любят трудиться, встречать гостей, любят свою « Малую родину».

Давайте придумаем о них хорошие, приятные слова.

-Какие они? ( гостеприимные, доброжелательные, весёлые, счастливые и т.д)

Я думаю, и мы с вами будем такими же и будем любить свою « Малую Родину».



Предварительный просмотр:

«Югра -  мой край родной»

Программное  содержание:

1. Образовательные задачи: дать знания  о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Закрепить умение  лепить животного.

 

2.Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.

 

3.Воспитательные задачи: воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.

 

Методы и приемы:

метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря: (ягель, жгучие  морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица), художественное  слово,  пословицы, загадки, дидактические игры:  «Найди и опиши»,  «Что, где растёт», использование  слайдов, фрагмента фильма; музыкальное оформление занятия;  лепка животного, подвижная игра «Хэйро», «Важенка и оленята».

Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Предварительная работа:

экскурсия в  краеведческий музей  «Старый Сургут» г.Сургут, экскурсия на реку Обь, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»,  дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?»,  подвижные  игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».

Материалы:

           Карта Сургутского района, Тюменской области, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге), слайды: северной природы, нефтяных и газовых вышек, праздники ханты и манси, зелёная глина, природный материал.

 

Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия.  В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их. И так, путешествие начинается.

- Что это за шар?

(На столе стоит географический глобус)

Дети: - Глобус.

Воспитатель: - А что такое глобус?

Дети: - Глобус -  это макет нашей  Земли.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе?

Дети: - Это разные государства на планете Земля.

Воспитатель: - А  какие государства вы можете назвать?

 (Даю время для размышления)

 Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.

Воспитатель: - А как  же называется наша страна?

Дети: - Наша страна - Россия,  Российская Федерация.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?

Дети: - Город Москва.

Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.

(Дети определяют место нашего проживания)

Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт?

Дети:- Родной край

Воспитатель:- Это большая или малая Родина?

Дети: - Это малая Родина.

Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

Дети: - Наша малая Родина называется - Югра

Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.

Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?

Дети: - Он находится на севере нашей страны.

Воспитатель: - Как называется  столица Ханты – мансийского автономного округа?

Дети: - Город Ханты - Мансийск.

Воспитатель: - Много разных районов находится в Ханты – Мансийском  автономном округе.

(Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа)

Как же называется наш район?

Дети: - Сургутский район.

Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, Сургутский район на карте Ханты – Мансийского автономного округа?

(Дети показывают Сургутский район)

Воспитатель: - Как же вы его  определили?

Дети:- Потому что он похож на фигуру медведя, и еще в Сургутском районе находится город Сургут.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему наш район получил название Сургутский район?

А что означает название нашего города Сургут?

Дети: - «Сор и кут» означает «пойма реки»

 Воспитатель: - Алёша с мамой приготовили рассказ про реку Обь, я предлагаю вам послушать его.

 (Выступление Валентины Анатольевны и Алёши. Текст выступления прикладывается, идет показ слайдов «Природа Севера»).

 Воспитатель: - Спасибо, Алёша и Валентина Анатольевна. Прекрасный рассказ, а слайды помогли нам полюбоваться красотой и богатством реки Обь.  

(обращаюсь к детям)

- Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ и наш район в том числе? Дети: - Здесь добывают нефть, газ.

Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и  не только люди России. Газ и нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

 

(Просмотр фрагмента фильма «Сургутский район»,  рассуждения детей, комментарии воспитателя)

Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?

Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара.

Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.

(после просмотра фрагмента фильма)

 Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые  коренные жители занимаются рыболовством.  Чем  еще  занимается коренное население?

Дети: - Охотой, оленеводством,  сбором дикоросов.

Воспитатель: - Что такое дикоросы?

Дети: - Это грибы и ягоды.

Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

Дети: - Дико растут.

Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду,  и никто их не высаживает, они растут  в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

Воспитатель: - А какие деревья  и кусты растут на севере?

Дети : - Лиственница, сосна, кедр, ель ,шиповник, можжевельник.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два.

( Дети самостоятельно  разбиваются на 2 команды.)

Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева.

 

1- ая команда - отбирает ягоды, растущие на севере

2-ая команда – отбирает деверья и кустарники  севера

( Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)

Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.

Воспитатель: - Что это за сооружение стоит?

Дети: - Чум.

Воспитатель: - А что такое чум?

Дети: - Это жилище ненцев.

Воспитатель: - Я не видела в Сургуте чума. В нашем городе построены кирпичные, брусовые дома.

Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге.

Воспитатель: - А кто в них проживает?

Дети: - Коренные жители: ханты и манси, ненцы, селькупы.

Воспитатель: - А почему они живут в чумах?

Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.

Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?

Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.

Воспитатель:- А из чего сделан чум?

Дети:- Из оленьих шкур.

Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?

Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?

Воспитатель: - Во что одеты?

(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)

Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.

Воспитатель: - А ноги во что обуты?

Дети: - Кисы и бурки.

Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?

Дети: - Одежда вышита орнаментом.

Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?

Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.

Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.

 (Дети садятся, комментируют показанные слайды «Сургутский район».)

 Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры  играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»?

Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце».

(Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».)

 

Воспитатель: -  Ребята, помните, мы приняли решение подарить центру краеведения ИКЦ «Старый Сургут» макет тайги? Макет мы изготовили, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере. Подумайте, кого бы вам хотелось слепить?

(Даю возможность определиться с решением)

- А теперь выберите нужный вам материал: зелёную глину, веточки, шишки, пенёчки и т.д.

(Дети лепят животных)

- Протрите руки влажной салфеткой. Полюбуемся своим произведением и отнесем на столик к другим макетам.

(Ставим макет в ряд с другими макетами.)

- Наше путешествие окончено.

- Скажите,  пожалуйста, где происходило наше путешествие?

Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу.

Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие  знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

- Что Вам больше всего понравилось?

(Слушаю мнения детей)

- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?

(Дети высказывают свои предложения)

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

На краю земли суровой, Там, где вьюг и ветра вой, Возведён красивый город-

Слайд 3

Памятники Когалыма

Слайд 4

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА: Каждый человек имеет свою малую Родину-это то место, где он родился и вырос. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое

Слайд 5

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: с оздать интерес к истории памятника

Слайд 6

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1. знакомить с памятниками города Когалыма , их историей. 2. Развивать любознательность, интерес и стремление к познанию родного края. 3. Воспитывать интерес и положительное отношение к истории своего народа.

Слайд 7

Памятник « Слава труду» Композиция в честь первооткрывателей открыт в 1989 году.

Слайд 8

Памятник воинам-интернационалистам Памятник на улице Мира открыт 6 ноября 1989 года

Слайд 9

Парк военной техники Создан 26 августа 1989 года под открытым небом

Слайд 10

« Летопись России» Открыт в 2001 году в честь 10-летия компании ЛУКойл

Слайд 11

«Добрый рок-н-ролл » Открыт 4 сентября 2003 года в честь группы « Битлз»

Слайд 12

« Капля нефти» Подарен на день города в 2001 году

Слайд 13

« Капля нефти»

Слайд 14

Цветочные часы

Слайд 15

Парк детской скульптуры « У Лукоморья» Сквер около КДК « Янтарь»

Слайд 17

АЛЛЕЯ ЗВЁЗД Открыт 10 сентября 2005 года и посвящён 6 дарованиям города

Слайд 18

Бюст В.Г.ШМИДТУ Памятный знак установлен 10 сентября 2005 года

Слайд 19

Бюст С.А.Повха Бюст установлен открыт 10 сентября 2005 года

Слайд 20

Композиция « После вахты» Установлен в 2010 году

Слайд 21

Композиция « Мальчик с собакой» Установлен в июле 2010 года около Поющего фонтана.

Слайд 22

« Три медведя» Установлен в 2011 году

Слайд 23

Памятный знак в честь высадки первого десанта Памятный знак с капсулой заложен на месте первого десанта

Слайд 24

« Покорителям Западной Сибири» Открыт в 2014 году на пересечении улиц Дружбы народов и Береговой.



Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад «Улыбка»

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

образовательной области

«Познавательное развитие»

в подготовительной группе

«Край, в котором я живу»

                                                                                       Подготовила и провела

                                                                                 воспитатель: Тихонова Р.Р.

г. Когалым 2017г.

Цель: Продолжать знакомить детей с обычаями, традициями и культурой народов Севера.

Программное  содержание:

1.Образовательные задачи:

  • Дать знания  о богатстве родного края.
  • Расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера.
  •  Расширять знания детей о лекарственных растениях.

2.Развивающие задачи:

  • Учить употреблять в своей речи национальные термины.
  • Развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы.
  • Закреплять знания детей о животном и растительном мире нашего края.

 3.Воспитательные задачи:

  • Воспитывать  любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края.
  • Воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них.
  • Воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера.

Предварительная работа: экскурсия в Музейно-выставочный центр, наблюдения на прогулке, знакомство с праздниками народов Севера: "Медвежий праздник", "Вороний день", "Праздник оленевода". Знакомство с национальной п/и "Хейро". Рассматривание иллюстраций  национальной одежды, чтение ненецких и хантыйских сказок, рассказов; ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»,  дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?»,  подвижная  игра «Хэйро» (солнце).

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова - ягель, жгучие  морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица.

Материалы и оборудование: глобус, макет чума,  макеты ремесел ханты: рыболовство, оленеводство, звероводство;  предметные картинки  ягод (северных и растущих на юге), игрушки животных, орнаменты хантыйский костюмов, бумажные силуэты одежды, фломастеры.

Методы и приемы:  беседа с детьми с рассматриванием глобуса, беседа о чуме,  подвижная игра «Чум», беседа о народных национальных праздниках, подвижная игра «У оленя дом большой», дидактическая игра  «Что, где растёт», дидактическая игра «Рассели животных»,  чтение стихотворения о тайге, игра «Устами младенца», беседа об одежде и обуви народов севера, рассматривание орнаментов, разукрашивание хантыйских орнаментов, музыкальное оформление НОД.

Интеграция областей:  «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Содержание непосредственно образовательной деятельности:

- Какой-то шар разноцветный стоит на столе? Что это за шар?

    (На столе стоит географический глобус)

Дети:  Глобус.

 - А что такое глобус?

Дети:  Глобус -  это макет нашей  Земли.

- Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе?

Дети: Это разные государства на планете Земля.

- А  какие государства вы можете назвать?

 Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.

- А как  же называется наша страна?

Дети: Наша страна Россия,  Российская Федерация.

 - Правильно, ребята. Мы живем в России. Это наша большая Родина. А как называется  главный город страны, сердце России?

Дети:  Город Москва.

- Ребята, в каком городе  мы живем?

Дети: В городе Когалым.

- Где находиться наш город?

Дети: На Севере, в Тюменской области.

 - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт?

Дети: Родной край

- А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

Дети:  Ханты-Мансийский автономный округ.

- Кто коренные жители Севера?

Дети: Ханты, манси.

 - С самых древних времен живут здесь северные народы – ханты и манси. Чем занимаются ханты и манси, живя в лесу?

Дети: Мужчины ханты и манси – охотники и рыболовы. Также они занимаются  оленеводством, сбором ягод, орех. Женщины, как правило, остаются дома с детьми, шьют одежду, украшая ее различными узорами и орнаментами.

- Что это за сооружение стоит?

Дети:  Чум.

 - А что такое чум?

Дети: Это жилище ханты и манси.

 - А почему они живут в чумах?

Дети:  Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.

 - А для чего это необходимо делать?

Дети:  Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.

- А из чего сделан чум?

Дети: Сооружают его из деревянных опор и покрывают шкурами животных, как правило, оленей.

Подвижная игра «Чум»

Играющие распределяются на пары, образуя два круга, - внутренний и внешний. В центр выходит ребенок и читает стихотворение:

Ставит чум моя семья –

Трудятся отец и мать.

Что мне делать? Отдыхать?

Быть без дела не люблю,

Я кустарник нарублю.

Разожгу костер скорей,

Пусть горит он веселей.

 Ребенок возвращается на место. Дети в кругу поочередно читают следующее стихотворение и выполняют движения.

Чум, чум, круглый дом,

Побывайте в чуме том!

(Внутренний круг движется в одну сторону, внешний – в другую)

Гости явятся едва –

В печку прыгают дрова.

Печка жарко топится,

Угостить торопится.

(Дети ищут свою пару).

Ладушки, ладушки,

Круглые оладушки

(все дети кружатся).

- У каждого народа своя культура, свои традиции и обычаи, которые складываются годами и передаются из поколения к поколению. Сегодня мы с вами вспомним праздники народов Севера. Какое животное у северных жителей считается священным?

Дети: Медведь.

- Как называется праздник, посвященный этому животному?

Дети: "Медвежий праздник".

- В какое время года его празднуют?

Дети: Осенью.

- Весна на Севере наступает бурно. Все ждут прилета птиц. С ними приходит тепло и солнце. Вот как об этом написал известный северный поэт.

    Красное солнце наше,
Нет тебя в мире краше!
Даруй нам свет и тепло,
Красное солнце наше!
Весна, весна – Ворнэ,
Приди весна с радостью,
С доброй радостью, с великой милостью.

- По мнению северных народов, какая птица пробуждает природу после долгой зимы?

Дети: Ворона.

- Да, северные люди считают, что эта птица своим криком пробуждает природу и приносит саму жизнь. Ее считают покровительницей женщин и детей. Кто знает, как называется этот праздник?

Дети: "Вороний день".

- Мы сейчас с вами послушаем музыку северных народов.

      Звучит музыка.

- Вот такая оригинальная музыка у этого народа. Кроме пения и плясок жители Севера очень любят играть.

- Какой еще праздник народов Севера вы знаете?                  

  Дети: "День оленевода".                                                                                

- Правильно, этот праздник отмечают недавно - это профессиональный трудовой праздник. Оленеводы со всей округи съезжаются на него. Как вы думаете для чего?

Дети: Узнать кто из них самый ловкий, смелый, выносливый.                

 - А как они это определяют?                                                            

Дети: Они устраивают соревнования.                                                              

 - Какие?                                                                                                    

 Дети: Самое главное соревнование - это гонки на оленьих упряжках.                          

- Как называется человек, который управляет оленями.                  

 Дети: Каюр.    

- Вот так весело и задорно отмечают праздники, коренные жители Севера.

- Ребята, мы знаем, что  коренные жители занимаются сбором дикоросов. Что такое дикоросы?

Дети:  Это грибы и ягоды.

 - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети:  Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Воспитатель:  Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

Дети:  Дико растут.

 - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду,  и никто их не высаживает, они растут  в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?

Дети:  Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

 - А какие деревья  и кусты растут на севере?

Дети:  Лиственница, сосна, кедр, ель, шиповник, можжевельник.

 - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды.

( Дети  разбиваются на 2 команды.)

 - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю, и разместить их на фланелеграфе слева.

                       1- ая команда - отбирает ягоды, растущие на севере

                       2-ая команда - отбирает деверья и кустарники  севера

Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.

 -  Ребята, макет чума мы изготовили, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере.

     Игра «Рассели животных».

Ребёнок: Тайга – как сказочное царство,
               Там кругом растут лекарства.
                В каждой травке, в каждой ветке -
                И микстура, и таблетки,
                Все целебные растенья
                Нужно знать без исключенья
- Наши леса богаты лекарственными травами.  Проведем игру « Устами младенца» проверим ваши знания о лекарственных растениях.  По описанию вы должны узнать растение.

  1. В тайге он бывает разного цвета. Все люди и животные ходят по нему. Его очень любят, есть олени. (Лишайник)

(А еще лишайник сушат, растирают в порошок и посыпают раны)

  1. Он мягкий, но не пух, зеленый, но не трава. (Мох)

          (Мох запаривают и пьют при расстройствах желудка)

  1. Она считается символом России. Ее сравнивают с девушкой. (Береза)

- Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?

Дети:  Холодно, но люди тепло  обуты и одеты?

- Ноги во что обуты?

Дети:  Кисы и бурки.

      (Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)

- Во что одеваются мужчины народов Севера?                                            

 Дети: Малица.                                                                                                                  

  Как называется женская одежда коренных народов?  

  Дети: Ягушка.

- Чем отличается малица от ягушки?

Дети: Малица без застежек, но с капюшоном; а ягушка с завязками впереди и с воротником.

  - Северные жители, как и все люди на праздник надевают свои лучшие одежды. Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?

Дети: Одежда вышита орнаментом.

 - Орнаменты не только радуют нас своей красотой. Они рассказывают о жизни тайги. Каждый орнамент имеет свое название. Кто может их назвать?

Дети называют орнаменты по образцам. Что они означают?

Дети: Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.

Хантыйские орнаменты красивы,
В них все предметы Родины моей,
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.

Так писал хантыйский поэт М. Шульгин.

- Я вам предлагаю выбрать орнамент назвать и разукрасить его.

Детям предлагают орнаменты и фломастеры. Ребята по желанию разукрашивают орнаменты.

Итог и анализ деятельности:

- Что вам сегодня понравилось больше всего на занятии?

- Что Вам больше всего понравилось?

(Слушаю мнения детей)

- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?

(Дети высказывают свои предложения)

- Молодцы, вы все были активными, показали хорошие  знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

- В следующий раз непременно будем изучать интересующие вас вопросы. А вам предлагаю в группе рассматривать альбомы, книги, журналы о нашем Севере, думаю, что вы в них найдете что–то новое и интересное для себя.



Предварительный просмотр:

Конспект познавательного занятия в подготовительной группе

«Югра -  мой край родной»

Цель: закрепить знания детей о родном крае, о природе и коренных жителях.

Задачи:

 Образовательные: дать знания о богатстве родного края, о том, что богатством родного края пользуются народ России и народы других стран; расширить и закрепить знания детей о природе родного края, культуре, быте коренных народов Севера. Закрепить умение лепить животного.

 Развивающие задачи: учить употреблять в своей речи национальные термины, развивать связную речь, память, мышление, умение рассуждать, делать выводы; развивать самостоятельность в выборе темы и материала для лепки.

 Воспитательные задачи: воспитывать любовь к родному краю, любовь и бережное отношение к природе родного края; воспитывать уважение к людям, к их труду, вызвать желание быть похожими на них; воспитывать  уважение к жителям коренных национальностей Севера, вызвать желание работать сообща, видеть вклад своего труда по завершению работы.

 Методы и приемы:

метод витагенного опыта (жизненный опыт детей), активизация словаря: (ягель, жгучие морозы, орнамент, затяжная зима, мыс, дикоросы, кисы, ягушка, малица), художественное слово,  пословицы, загадки, дидактические игры:  «Найди и опиши»,  «Что, где растёт», использование  слайдов, фрагмента фильма; музыкальное оформление занятия;  лепка животного, подвижная игра «Хэйро», «Важенка и оленята».

Использование дифференцированного и индивидуального подхода к детям.

Предварительная работа:

экскурсия в краеведческий музей «Старый Сургут» г.Сургут, экскурсия на реку Обь, наблюдения на прогулке, рассматривание иллюстраций на тему: «Северный край», чтение хантыйских сказок, рассказов, ознакомление с  загадками, пословицами народов севера, составление рассказов на темы: «Где мы живем?», «Наш город»,  дидактические игры: «Что растет в лесу?», «От какого дерева ветка?», «Что лишнее?»,  подвижные  игры «Хэйро» (солнце), «Важенка и оленята».

Материалы:

 Карта Сургутского района, Тюменской области, глобус, макет чума и народные игрушки ханты и манси, иллюстрации с изображением животных и растений Севера, макеты ремесел ханты и манси: рыболовство, оленеводство, народно-прикладное искусство ханты и манси, предметные картинки хвойных и лиственных деревьев, ягод (северных и растущих на юге), слайды: северной природы, нефтяных и газовых вышек, праздники ханты и манси, зелёная глина, природный материал.

 Ход занятия.

Воспитатель: - Сегодня, ребята, у нас будет интересное путешествие, а где будем путешествовать, я предлагаю сделать вывод в конце нашего путешествия.  В течение путешествия будут вопросы и ваши ответы, мы будем выполнять интересные задания, а также просматривать интересные слайды и комментировать их. И так, путешествие начинается.

- Что это за шар?

(На столе стоит географический глобус)

Дети: - Глобус.

Воспитатель: - А что такое глобус?

Дети: - Глобус -  это макет нашей Земли.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а почему суша разрисована разноцветными красками.  Что обозначают эти разные цвета на глобусе?

Дети: - Это разные государства на планете Земля.

Воспитатель: - А какие государства вы можете назвать?

 (Даю время для размышления)

 Дети: Америка, Турция, Китай и т. д.

Воспитатель: - А как же называется наша страна?

Дети: - Наша страна - Россия, Российская Федерация.

Воспитатель: - Правильно, ребята. Мы живем в России. В Российской Федерации. Это наша большая Родина. А как называется город, главный город страны, сердце России?

Дети: - Город Москва.

Воспитатель: Помогите мне найти на карте России то место, где проживаем мы.

(Дети определяют место нашего проживания)

Воспитатель: - Вы многие родились здесь. Как вы думаете, как называется то место, где  родился человек и живёт?

Дети:- Родной край

Воспитатель:- Это большая или малая Родина?

Дети: - Это малая Родина.

Воспитатель: - Малая Родина тоже имеет своё название. Как называется наша малая Родина?

Дети: - Наша малая Родина называется - Югра

Воспитатель: - А точнее кто вспомнит и назовёт наш округ?

Дети: - Ханты – Мансийский автономный округ – Югра.

Воспитатель: - А где на карте расположен Ханты – Мансийский автономный округ - Югра? На севере, юге или на средней полосе России?

Дети: - Он находится на севере нашей страны.

Воспитатель: - Как называется  столица Ханты – мансийского автономного округа?

Дети: - Город Ханты - Мансийск.

Воспитатель: - Много разных районов находится в Ханты – Мансийском  автономном округе.

(Подвожу к карте Ханты - Мансийского автономного округа)

Как же называется наш район?

Дети: - Сургутский район.

Воспитатель: - Покажите, пожалуйста, Сургутский район на карте Ханты – Мансийского автономного округа?

(Дети показывают Сургутский район)

Воспитатель: - Как же вы его определили?

Дети: - Потому что он похож на фигуру медведя, и еще в Сургутском районе находится город Сургут.

Воспитатель: - Как вы думаете, почему наш район получил название Сургутский район?

А что означает название нашего города Сургут?

Дети: - «Сор и кут» означает «пойма реки»

 Воспитатель: - Алёша с мамой приготовили рассказ про реку Обь, я предлагаю вам послушать его.

 (Выступление Валентины Анатольевны и Алёши. Текст выступления прикладывается, идет показ слайдов «Природа Севера»).

 Воспитатель: - Спасибо, Алёша и Валентина Анатольевна. Прекрасный рассказ, а слайды помогли нам полюбоваться красотой и богатством реки Обь.  

(обращаюсь к детям)

- Ребята, чем еще богат Ханты – Мансийский округ и наш район в том числе? Дети: - Здесь добывают нефть, газ.

Воспитатель: - Газ и нефть – это главное богатство Югры. Пользуются газом и нефтью не только югорчане, и  не только люди России. Газ и нефть  отправляют по трубам по всей нашей стране, а также и в другие государства.

 

(Просмотр фрагмента фильма «Сургутский район», рассуждения детей, комментарии воспитателя)

Воспитатель: - Как вы думаете, легко добывать газ и нефть?

Дети: - Нет, не легко. Очень холодная затяжная зима. Трескучие морозы. Летом комары и мошкара.

Воспитатель: - Да, добыча газа и нефти настоящая мужская работа. Обратите внимание на лица этих мужественных и сильных людей. Не боятся морозов, холодов и ветров. Это настоящие герои.

(после просмотра фрагмента фильма)

 Ребята, мы на слайдах видели, что некоторые коренные жители занимаются рыболовством.  Чем  еще  занимается коренное население?

Дети: - Охотой, оленеводством, сбором дикоросов.

Воспитатель: - Что такое дикоросы?

Дети: - Это грибы и ягоды.

Воспитатель: - Почему грибы и ягоды в народе называют дикоросами?

Дети: - Потому что грибы и ягоды никто не сажают, они сами вырастают.

Воспитатель: - Из каких двух слов состоит слово «дикоросы»?

Дети: - Дико растут.

Воспитатель: - Правильно, грибы и ягоды северные не растут в саду, и никто их не высаживает, они растут  в природе самостоятельно, чаще в диких местах. Какие же ягоды растут на Севере?

Дети: - Голубика, черника, брусника, клюква, морошка.

Воспитатель: - А какие деревья  и кусты растут на севере?

Дети : - Лиственница, сосна, кедр, ель ,шиповник, можжевельник.

Воспитатель: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется

«Что где растет?». Для этого предлагаю вам разделиться на две команды способом пересчета на один и два.

(Дети самостоятельно  разбиваются на 2 команды.)

Воспитатель: - Послушайте правила игры. На столе справа лежат карточки с изображением ягод, растущих на севере и юге нашей страны. Первой команде необходимо  выбрать только северные ягоды и разместить их на фланелеграфе справа. Второй команде необходимо среди карточек на столе слева выбрать только те деревья, которые растут только в нашем родном краю и разместить их на фланелеграфе слева.

 1- команда - отбирает ягоды, растущие на севере

2- команда – отбирает деверья и кустарники севера

(Дети проверяют правильность выполнения задания противоположной команды)

Дети выполняют задание, потом проверяют правильность выполнения друг у друга.

Воспитатель: - Что это за сооружение стоит?

Дети: - Чум.

Воспитатель: - А что такое чум?

Дети: - Это жилище ненцев.

Воспитатель: - Я не видела в Сургуте чума. В нашем городе построены кирпичные, брусовые дома.

Дети: - Чумы собираются в стойбищах, в тайге.

Воспитатель: - А кто в них проживает?

Дети: - Коренные жители: ханты и манси, ненцы, селькупы.

Воспитатель: - А почему они живут в чумах?

Дети: - Потому что чум можно собрать, перевести на другое место и снова поставить.

Воспитатель: - А для чего это необходимо делать?

Дети: - Потому что коренные жители пасут оленей. Когда корм заканчивается, то стадо перегоняют на другое место, а для этого и чум перевозят на новое место.

Воспитатель:- А из чего сделан чум?

Дети:- Из оленьих шкур.

Воспитатель: - Вы говорили, что зима у нас холодная, студеная, дуют ветра. Не холодно ли в тундре зимой?

Дети: - Холодно, но люди тепло одеты?

Воспитатель: - Во что одеты?

(Обращаю внимание на макеты, панно с изображением тундры и людей)

Дети: - Женщины одеты в ягушку, мужчины в малицу.

Воспитатель: - А ноги во что обуты?

Дети: - Кисы и бурки.

Воспитатель: - Одежда коренных народов не только теплая, но и нарядная. Что означает «нарядная одежда»?

Дети: - Одежда вышита орнаментом.

Воспитатель: - Орнаменты бывают разные. Что они означают?

Дети:- Оленьи рога, заячьи ушки, ветки берез, рога лося, щучьи зубы.

Воспитатель: - Да, узоры взяты из природы. Я предлагаю попутешествовать по родному краю, полюбоваться красотой природы.

 (Дети садятся, комментируют показанные слайды «Сургутский район».)

 Воспитатель: Ребята, северный народ не только мужественный, но и талантливый. Ненецкие авторы сложили много стихов, песен о родном крае, сочинили сказки и рассказы. Наряду с этим они пользуются народными подвижными играми. Мы с вами в эти игры  играем. Вот и сейчас я предлагаю поиграть в игру «Хэйро». Что означает слово «хэйро»?

Дети: - Слово «хэйро» означает «солнце».

(Вспоминаем правила игры, проводится подвижная игра «Хэйро».)

 

Воспитатель: -  Ребята, помните, мы приняли решение подарить центру краеведения ИКЦ «Старый Сургут» макет тайги? Макет мы изготовили, но его нужно оживить: расселить животных, которые живут на севере. Подумайте, кого бы вам хотелось слепить?

(Даю возможность определиться с решением)

- А теперь выберите нужный вам материал: зелёную глину, веточки, шишки, пенёчки и т.д.

(Дети лепят животных)

- Протрите руки влажной салфеткой. Полюбуемся своим произведением и отнесем на столик к другим макетам.

(Ставим макет в ряд с другими макетами.)

- Наше путешествие окончено.

- Скажите,  пожалуйста, где происходило наше путешествие?

Дети: - Мы путешествовали по родному краю, по Ханты – Мансийскому автономному округу.

Воспитатель: - Молодцы, вы все были активными, показали хорошие  знания, свое умение. Спасибо за ваш труд!

- Что Вам больше всего понравилось?

(Слушаю мнения детей)

- Что бы вам еще хотелось узнать про свой родной край?

(Дети высказывают свои предложения)

 



Предварительный просмотр:

Тема проекта«Моя Югра – моя планета».

Подготовительная к школе группа

Срок реализации: сентябрь-май ( 2018-2019г.)

Воспитатели: Дмитренко Е.Б, Тихонова Р.Р.

Аннотация.

В проекте представлен опыт работы по организации сотрудничества педагога с родителями в вопросах художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей. Сущность работы заключается в оптимизации взаимодействия в системе «педагог-родитель» через: изучение особенностей семей, установление контактов с родителями; планирование просвещения родителей и организацию совместной деятельности; оказание адресной помощи семьям в вопросах художественно-эстетического и социально-коммуникативного развития детей и подведения результатов сотрудничества. Педагогическая работа содержит практический материал: перспективное планирование взаимодействия с родителями, сценарии и конспекты мероприятий с семьями воспитанников. Мониторинг реализации проекта позволяет выявить эффективность проводимой с родителями воспитанников, описана результативность реализации проекта. Опыт доступен и может быть использован воспитателями дошкольных учреждений в массовой практике. Он будет способствовать осознанию идей установления сотрудничества педагога с семьями воспитанников.

Актуальность.

Югорская земля – это край, удивляющий своей красотой, щедростью и величием. Богатая история Югры, сам дух этой земли, поистине философский и мудрый, располагают к неторопливому повествованию, размышлению о прошлом, настоящем и будущем. Мы обязаны сохранить для потомков это бесценное наследство, сделать его основой новейшей истории края, который мы с гордостью называем своей родиной. В последние годы мы часто стали сталкиваться с тем, что в обществе появилась устойчивая тенденция к утрате общечеловеческих ценностей и к широкому распространению равнодушия, неуважительного отношения к государству, Родине. Стало актуальным формировать патриотические чувства с самого раннего детства. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское сердце, они играют огромную роль в становлении личности патриота своей Родины. Краеведческий подход в образовании дошкольников дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для воспитанников не только в информационно просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в тоже время приобщать к богатствам национальной и мировой культуры. Наш проект направлен на ознакомление детей с Югрой, с родным краем, с малой Родиной. Он включает в себя материалы для мероприятий с детьми, консультации для родителей, подвижные игры для детей. Дети узнают историю нашего края, города Когалыма, других городов Югры, познакомятся с растениями и животными тайги, узнают много интересного о жизни и традициях коренных жителей – ханты и манси.

Цель проекта:

Формирование у детей подготовительной к школе группы знаний о родном городе Когалыме и крае – ХМАО-Югре.

Задачи проекта:

Образовательная область «Познавательное развитие»

- Расширить представления детей о родном городе и крае; о животном и растительном мире края; развивать познавательную активность;

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

-Обогатить знания детей о жизни и быте коренных жителей Югры Образовательная область «Развитие речи»

 - Продолжать учить детей вести диалог, активизировать словарь названиями объектов Югры;

Образовательная область «Физическое развитие»

 - Развивать интерес детей к подвижным играм коренных народов Югры.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» -

Воспитывать любовь к своему родному городу и краю, гордость за свой край.

Ожидаемые результаты.

Дети:

Сформировано представление о городе и крае - Югре, о культуре местного населения ханты и манси, их традициях и обычаях, быте и праздниках.

Знают и называют памятные места города, профессии взрослых (жителей Югры).

Повысился интерес к окружающему миру своего края.

Знают некоторых представителей животного и растительного мира, «Красной книги Югры».

Расширился и обогатился активный и пассивный словарь детей.

Повысился уровень навыков диалогической и монологической речи.

Составляют творческие рассказы по теме, сочиняют сказки.

Научились отражать полученные впечатления средствами продуктивной деятельности.

Родители:

Читают детям художественную литературу;

Ведут диалог с детьми;

Учат детей разгадывать загадки;

Разучивают малые фольклорные формы (пальчиковые гимнастики, физ./минутки, считалки).

Педагоги:

Расширяют представления детей о родном городе и крае; о животном и растительном мире края, «Красной книги Югры».

Развивают познавательную активность;

Создают предметно-развивающую среду в группе (макеты, развивающие игры).

Обогащают и активизируют словарь по теме.

Этапы проекта

1- Подготовительный

Цель: Определение целей и задач работы (подбор материала). Организация деятельности участников проекта для определения его содержания и реализации.

Форма организации:

Создание учебно-методической базы:

Уголок краеведения: «Мой край – Югра»

Перспективный план мероприятий по проекту

Фонотека музыкальных произведений

Библиотека художественных произведений разных жанров о ХМАО-Югре

Картотека подвижных игр коренных народов Севера

Консультации для родителей

Словарь терминов «Азбука Югры»

Народный календарь

2 Этап - Организационно - практический

Цель: Организация комплексной работы по реализации задач проекта.

Форма организации:

беседы, познавательные занятия, разучивание пальчиковых гимнастик, считалок, физкультурных минуток, рассматривание иллюстраций в альбомах, составление описательных рассказов, сочинение сказок, чтение художественной литературы, подвижные и дидактические игры, подготовка домашних заданий, беседы с родителями, художественно-продуктивная деятельность, выпуск «Реки времени», творческие выставки, организация с детьми подвижных игр коренных народов Севера, дидактических и сюжетно-ролевых игр по ознакомлению с родным городом и краем, слушание музыкальных произведений.

3 Этап - заключительный

Цель: Создание условий для самовыражения и воплощения собственного замысла в совместной работе.

Форма организации:

Фотовыставка: «Я и мой город».

Презентация «Югра»

Макет «Наш край»

Результат проекта:

Активизация самостоятельной познавательной деятельности детей. Активизация словаря по данной теме.

Презентация: «Югра».

Развитие творческих способностей детей.

Систематизация работы по ознакомлению детей подготовительной к школе группы с родным городом Нефтеюганском и краем – Югрой.

Повышение качества педагогического процесса путем осуществления интегрированного подхода – включения сведений об истории и культуре северных народов во все виды детской деятельности: познавательную, продуктивную, игровую.

Обновление уголка краеведения «Мой край – Югра» .

Конспекты НОД, картотеки совместных видов деятельности с детьми.

Макет «Мой край».

Выставки детского творчества.

Особенности проекта:

Характер проекта: практико - ориентированный, творческий; групповой;

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май);

Профиль знаний: межпредметный;

Уровень контактов и организации – на уровне образовательного учреждения

Форма работы с детьми

Форма работы с родителями

Сроки реализации

Познавательное развитие

Беседы: «Край - где ты живёшь», «Профессии взрослых в Югре», «Я - Россиянин», « Птицы нашего края», «Лес зимой» (художники Югры), «Растения нашего края», «Заповедники Югры», «Витамины – ягоды нашего края».

Дидактические игры:

«Узнай по описанию строение в городе»,

Пазлы «Город», «Кто больше выделит и запомнит

признаков города», «Что происходит в городе

в разное время суток», «Транспортные службы города», «Профессии».

Игровые упражнения: «Назови себя правильно»,

«Самый внимательный горожанин»

Составление «Реки времени».

Настольно-печатные игры:

«Я живу в Югре», «Сложи картинку».

Логические игры:

«Найди лишний рисунок в каждом ряду», «Помоги добраться до дома», «Четвёртый лишний».

Опытно-исследовательская деятельность:

«Путешествие по реке Ингу -Ягун», «Фильтрация воды»

Презентация: «Югра»

Поиграем-угадаем (отгадывание хантыйских загадок)

Рассматривание альбомов: «Умельцы Севера», «Животные Югры», «Красная книга Югры», «Я живу в Югре», «Любимый город», «Домашняя утварь народов Севера», «Орнаменты ханты и манси», «Куклы и игрушки Агана», «Нефтяной курьер», «Одежда народов ханты и манси».

Рассматривание иллюстраций в книгах: «Нефтеюганск - между прошлым и будущим», «История геологического поиска», «Нефть и люди», «Край большой нефти», «Среди обских раздолий» «Заповедники Югры».

«Народный календарь северян»

Коллекции: «Магниты», «Открытки».

НОД: «Живая и неживая природа Югры», «Заповедные места. Красная книга»,

«Экскурсия по городу Нефтеюганску», «Путешествие в страну нефти», «Ознакомление с кустарниковыми растениями Югры», «Как белки приспосабливаются к условиям зимы», «Путешествие по городам Югры», «Мой город», «Югра – мой край родной», «Профессии взрослых в Югре»,

Встреча с интересными людьми:- встреча с первооткрывателем города А.Г. Демедюк, мастер-класс А.Г Демедюк по бисероплетению.

Проекты: «Мой любимый год» «Профессии родителей».

Подбор материала по теме: «Мой край-Югра».

  • Участие в подборе фотоматериала
  • Семейные экскурсии по городу.
  • Помощь в создании макета «Мой край».
  • Беседы с родителями.
  • Анкетирование по теме.
  • Составление фотоальбома «Профессии моих родителей».

                 Речевое развитие

Составление творческого и описательного рассказа «Мой город».

Составление описательных загадок о животных тайги (по плану или с опорой на схему)

Сочинение сказки: «Приключения бурой медведицы»

Словесные игры:

«Какой - какая», «Внимательные ушки» (хлопни в ладоши, если услышишь слово «город»).

Речевая игра: «Подбери признак»

Разучивание пальчиковых игр: «За малиной», «Кто живёт у нас в лесу?», «Белочка»

Разучивание считалок: «Зайчик»,

Заучивание пословиц о родном крае.

Заучивание стихотворения: Ю.Шесталова «Здравствуй край Мансийский милый!»

Чтение сказок народов Севера.

Чтение стихотворений народов ханты и манси Чтение художественной литературы югорских писателей

Чтение познавательной литературы о животных «Животные Югры».

Беседа «Животные и их повадки».

Д/ игра: «Чей след?» (чей хвост, чья лапа, чья шерсть)(лисий, заячий, беличий, лосиный, рысий…)

Вечер загадок «Все о тайге и Сибири»

Составление словаря терминов «Азбука Югры».

Экскурсии: по микрорайону, городскую библиотеку.

НОД: «На крайнем Севере», «Животные тайги».

  • Упражнения в домашних условиях (пальчиковые игры, считалки.)
  • Чтение сказок, стихотворений.
  • Распечатывание текстов стихотворений, считалок, пальчиковых игр, загадок, физкультминуток, чистоговорок.
  • Отгадывание загадок с детьми в домашних условиях.
  • Составление рассказов о городе Когалым.
  • Помощь в составлении словаря терминов «Азбука Югры».
  • Сопровождение во время экскурсий по микрорайону

Социально - коммуникативное развитие

Сюжетно – ролевая игра: «Строители», «Путешествие по городу», «Путешествие в заповедник».

Строительная игра: «Заповедник».

Настольный театр по сказке «Кукушка».

Режиссёрская игра: «Улицы города».

Игры с макетом: «Наш край».

Подбор игрового материала для сюжетно-ролевой игры.

Изготовление фигурок персонажей для театра.

Физическое развитие

Подвижные игры:

«Ловкий заяц», «Хитрая лиса», «Зайцы и волк», «Ветер северный и южный», «Ловля оленей», «Оленья упряжка», «Прыжки через нарты».

Хороводная игра: «Олени и волк», «Отважные оленеводы».

Психологические этюды - превращение в животных (передача движений и эмоций – злой волк, трусливый заяц…)

Физ./минутки

Разучивание текстов игр.

Изготовление

Атрибутов к подвижным играм.

Художественно-эстетическое развитие

НОД:

Лепка: «Кто живёт в родном лесу», «Баю – бай».

Рисование: «Едем на автобусе по городу Нефтеюганску», «Украшение хантыйской утвари орнаментом». «Животные Югры»,

Аппликация: «Царство диких зверей Югры», «Наш город», «Памятные места города» (коллективная), «Девочка в малице и кисах», «В лесу».

Макет на конкурс: «В гости к хантам»

Конструирование: «Улицы города»

Творческие задания: «Соедини по линиям» (Лось, человек, машина),

Творческая мастерская: «Изготовление поделок из природного материала».

Конструирование из блоков Дьенеша: «Заповедник», «Животные Севера».

Палочки Кюизенера: «Выложи картинку по образцу».

Интерактивная доска: (рисование) – «Узоры»

Лабиринт: «Найди дорогу к домику».

Раскраски: «Буровичёк», «Быт хантов».

Фонотека музыкальных произведений народов ханты и манси.

Конкурс рисунков совместных работ детей и родителей: «Мой город».

Участие в конкурсе ДОУ: «Мисс – Акань» ( заняли 1 место)

Домашнее задание: изготовление поделки на тему – «Кукла Акань».

Мастер-класс в педагогическом  совете ДОУ: «Кукла Акань»

Конкурс рисунков совместных работ детей и родителей: «Мой город».

Презентация проекта

Фотовыставка: «Я и мой город»

Презентация: «Югра»

Макет: «Наш край – Югра».

Активизация словаря по данной теме.

Выставки детского творчества.







Предварительный просмотр: