Финансовая грамотность
«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным» Роберт Кийосаки.
Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка – товарно–денежным отношениям. Ребенок – дошкольник практически ежедневно слышит в семье, в торговых центрах, магазинах, от своих сверстников и взрослых такие понятия, как деньги, продукты, товары, цены, дорого, дешево, экономить и т.д. Поэтому проблема финансового воспитания детей становится актуальной применительно уже к дошкольному возрасту, так как это время, когда закладываются азы будущего финансового «здоровья»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnosticheskiy_material_avtorskoy_programmy_s_regionalnym_komponentom_dlya_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.35 КБ |
diagnostika.docx | 29.06 КБ |
diagn.doc | 99.5 КБ |
plan_samoobrazovaniya.docx | 48.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностический материал авторской программы с региональным компонентом для детей дошкольного возраста «Финансовая академия Кота Матроскина»
ФГОС ДО (п.3.2.3) содержит требования к педагогической диагностике (мониторингу), который может «..проводиться педагогическим работником в рамках оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста..».
Материалом для проведения диагностики служат наблюдения, беседы, дидактические и сюжетно-ролевые игры. Для проведения процедуры педагогической диагностики использованы методические рекомендации Е.А. Курак, А.Д Шатовой, Е.Г. Юдиной.
Показатели формирования детьми основ финансово-экономической грамотности
(на основе педагогической диагностики Е.А.Курак, А.Д.Шатовой, Е.Г.Юдиной,Г.Б.Степановой, Е.Н.Денисовой.)
Фамилия, имя ребенка Возраст
Возраст | Показатели | Совместная образовательная деятельность | Самостоятельная деятельность | ||
НОД | |||||
1 | 2 | 1 | 2 | ||
4-5 лет | Знает виды денег и какими деньгами пользуются в нашей стране | ||||
Устанавливает связи между сырьем и ассортиментом хлебобулочной и молочной продукции | |||||
Объясняет понятия "дороже", "дешевле" | |||||
Называет места продажи товаров | |||||
Может объяснять взаимосвязь понятий "труд- услуга-деньги" | |||||
Ориентируется в операциях, совершаемых при приобретении продуктов, товаров в игре | |||||
Имеет представления о профессии людей в соответствии с содержанием модулей программы | |||||
5-6 лет | Знает об истории происхождения |
денег и их эволюции | |||||
Умеет отличать российские деньги и валюту разных стран | |||||
Имеет представления о процессе изготовления и хранения денег | |||||
Может оперировать понятиями "продукт", "товар", "услуга" | |||||
Может назвать составляющие, влияющие на ценообразование | |||||
Может объяснить зависимость качества производственного товара от каждого работника | |||||
Объясняет формирование семейного бюджета | |||||
Аргументирует выбор своих покупок в игре | |||||
Имеет представление о профессии людей в соответствии с содержанием модулей программы | |||||
6-7 лет | Различает наличные и безналичные деньги | ||||
Владеет элементарными представлениями о ресурсосбережении, переработке вторичного сырья | |||||
Применяет имеющиеся знания о профессиях людей в детских |
видах деятельности в соответствии с содержанием модулей программы | |||||
Может соотнести свои желания с имеющимися возможностями | |||||
Может планировать свои покупки в соответствии со своими желаниями и имеющимися возможностями |
Используем 3-бальную (3-обычно, 2-иногда, 1-очень редко). Положения, приведенные в таблице, носят ориентировочный характер. Исходя из данных показателей, воспитатели могут сами дополнить схему и трансформировать ее в более удобную для них форму
Предварительный просмотр:
Диагностика уровня знаний детей по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
Экономика | Владеет понятием «экономика» |
Умеет выделять экономическое содержание из художественных произведений | |
Потребности | Умеет устанавливать взаимосвязь потребностей и возможностей |
Труд. Профессии | Умеет выделять цепочку трудовых действий |
Осознает взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» | |
Бартер | Владеет понятием «бартер» |
Умеет определять выгодность бартера | |
Самостоятельно совершает обменные операции | |
Выгода и убыток | Владеет понятиями «выгода» и «убыток» |
Определяет выгодность сделки | |
Деньги | Владеет понятиями «купюра», «банк» |
Умеет совершать покупки, назначать цену товара, правильно считать сдачу | |
Реклама | Владеет понятием «реклама» |
Осознает взаимосвязь «реклама – продажа» | |
Бизнес и капитал | Владеет понятиями: «капитал», «бизнес», «купля», «продажа» |
Умеет выделять деловые качества у героев художественных произведений |
Методика оценивания:
По успешности выполнения заданий выявлялся уровень экономических знаний детей по трехбалльной шкале:
3 - высокий, 2 - средний, 1 - низкий.
Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием.
Средний уровень (2 балла) – с заданием спарвляется с помощью педагога.
Низкий уровень (1 балл ) – с заданием не справляется.
Высокий уровень: дети могут объяснить элементарный смысл экономических понятий, проявляют ярко выраженный и устойчивый интерес к труду родителей, имеют представление о работе родителей, употребляют экономические слова и словосочетания; находятся в позиции активных участников событий, способны отразить полученные знания в играх; готовы к общению с взрослыми и сверстниками, задают множество вопросов и самостоятельно пытаются найти ответы на них; своевременно выполняют поручения, способны контролировать свои действия, оценивать результаты деятельности; стремятся и умеют проявлять инициативу, энергично выполняют поручения, доводят начатое дело до конца.
Средний уровень: дети имеют представление об экономических понятиях, но не всегда могут объяснить их; у них наблюдается неустойчивый интерес к потребностям своей семьи, труду родителей; имеющиеся у них знания нечеткие, поверхностные; имеют достаточно представлений об окружающем мире, но не умеют использовать имеющиеся знания; под руководством взрослого умеют организовывать свою деятельность, своевременно выполняют поручения; добросовестно относятся к материальным ценностям, но большую заботу проявляют лишь к вещам личного пользования; порученную работу выполняют вовремя и добросовестно только под руководством взрослого; не всегда активны, но способны проявлять упорство в достижении цели.
Низкий уровень: дети не могут объяснить смысла экономических понятий, не проявляют интереса к потребностям своей семьи, труду родителей, окружающим явлениям современного общества, не употребляют в речи экономические слова; не проявляют интереса к продуктивной деятельности, ведут себя как посторонние наблюдатели; не доводят начатое дело до конца, быстро теряют интерес к труду и оставляют работу, возвращаясь к игре; не склонны к бережному отношению к личной и общественной собственности; при выполнении работы не проявляют какой-либо заинтересованности в ее результате; безответственны, безынициативны, не проявляют упорства в достижении цели. Уровень экономических знаний определяется с учетом успешности выполнения всех трех заданий, а также в процессе наблюдения за детьми в свободной игровой деятельности.
Тема | Цель | Диагностические задания | Материал | |
Дидактические игры | Беседа | |||
1.Экономика | Выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги). | Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос» | Беседа по сказке К.И. Чуковского «Муха – цокотуха» | Рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки. |
2.Потребности | Выявить знания детей о потребностях и возможностях человека | Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин» | Потребности «Хочу и надо» | Схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями. |
3.Труд, профессии | Выявить знания детей о последовательности трудовых действий | Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда». | Беседа по сказке «Петушок и бобовое зернышко» | Алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий. |
4.Бартер | Выявить знания детей о бартере, о выгодности бартера. | 1.Игра – ситуация «Бартер» 2.Дидактическая игра «Интересный обмен» 3.Дидактическая игра «В стране Обмении» | Беседа по сказке «Как Иван корову менял» | 1. Схема, раскрывающая сущность данной экономической категории. 2.Комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов. 3.Карточки, фломастеры, карандаши. |
5. Выгода и убыток | Выявить знания детей о выгоде и убытке | Дидактические игры «Удачная покупка», «рынок» | Беседа по сказке «Как мужик гусей делил» | Товары, деньги |
6. Деньги | Выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке. | 1.Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк» 2.Дидактические игры «Магазин «Катюша» | Беседа по сказке «Как звери решили открыть свой бизнес» | 1.Купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги 2.Разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т.п. |
7. Реклама | Выявить знания детей о рекламе | Дидактическая игра «Мир рекламы» | Беседа по сказке «Звериная реклама» | Различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т.п. |
8. Бизнес и капитал | Цель: выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже | Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия» | Беседа по сказке «Как барин овцу купил | Различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания. |
Протокол диагностики уровня знаний детей по теме
«Экономическое образование и воспитание детей»
(подготовительная группа)
№ п/п | Фамилия, имя ребенка | Экономика | Потреб- ности | Труд Профессии | Бартер | Выгода Убыток | Деньги | Реклама | Бизнес Капитал | |||||||||
1 | 2 | 1 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | ||
Всего детей с высоким уровнем - | ||||||||||||||||||
Всего детей со средним уровнем - | ||||||||||||||||||
Всего детей с низким уровнем - |
Предварительный просмотр:
Финансовая грамотность дошкольников
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Формирование финансово-экономических знаний рассматривается как многоуровневое образование, и, соответственно, должны быть выявлены уровни сформированности этих знаний у детей. Диагностика элементарных финансово-экономических знаний детей является одной из необходимых составляющих процесса экономического образования детей.
I уровень – низкий. Находящиеся на данном уровне дети имеют неполные, ошибочные представления в области экономики и финансов. Затрудняются в характеристике понятия, явления, в распознавании его по содержанию, не могут установить причинно-следственные связи, после обозначения понятия, явления или объекта, частично выделяют его признаки, не обобщают отдельные свойства явления в целое понятие, затрудняются в классификации по признаку. Не используют финансово-экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
II уровень – средний. Этот уровень характеризуется первичной систематизацией детьми полученных ими представлений. Дети имеют правильные, но недостаточно полные представления о явлениях и процессах, происходящих в экономической жизни. Воспроизведение их, тем не менее, характеризуются последовательностью с установлением отдельных причинно-следственных связей, отдельных признаков объекта, явления, процесса. Дети стремятся к обобщению свойств в одно целое понятие, пытаются осуществить классификацию по данному признаку. Они частично используют финансово-экономические представления в игре и труде.
III уровень – высокий. Для детей, находящихся на этом уровне, характерно выделение существенных признаков объектов, явлений и формирование целостной системы представлений. Их знания характеризуются обобщенностью представлений, которые позволяют выделить наиболее существенные признаки объектов и явлений экономической жизни. Дети на этом уровне имеют полные и правильные образы, легко устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, классифицируют по признакам, объясняя правильность своих действий. Применяют полученные экономические знания в игровой и трудовой деятельности.
Все 3 уровня связаны друг с другом, каждый предыдущий обуславливает последующий, включаясь в его состав.
Диагностика содержит 6 серий заданий, по 6 заданий в каждой. Ф о р м а проведения диагностики – индивидуальная, педагог предлагает каждому ребенку ответить на поставленные вопрос или выполнить задание.
Задания предложенных серий направлены на выявление знаний в следующих наиболее существенных сферах экономики:
- знания в области социально-экономической сферы;
- знания в области товарно-денежных отношений;
- знания в области производства и связанных с ним вопросов;
- знания в области информационно-организаторской сферы;
- знания в области нравственно-этической сферы;
- знания в области государственно-юридической сферы.
Первая серия включает в себя шесть заданий, цель которых – выявить потребности в целом, создать классификацию потребностей на наглядной основе; выявить способность к обобщению отдельных свойств в единое понятие «потребности»; определить потребности, в которых ребенок нуждается сам, нуждается его семья, дети дошкольного учреждения.
П р и м е р ы з а д а н и й первой серии.
Задание1. Вопрос ребенку: «Что необходимо человеку для жизни?»
Задание 2. Вопрос ребенку «Как можно назвать одним словом то, без чего человек не может обойтись в своей жизни?»
Задание 3. Из карточек, на которых изображены различные предметы и явления (вода, пища, одежда и игрушки и др.), педагог предлагает ребенку отобрать такие, без которых не могут жить люди, и разделить их на группы похожих друг на друга по определенному признаку предметов.
Задание 4. Рассказать о том, в чем нуждается ребенок.
Задание 5. Рассказать о том, в чем нуждается семья, в которой живет ребенок, и выслушать, что ребенок хочет для своей семьи.
Задание 6. Рассказать о том, в чем нуждаются дети дошкольного учреждения, и выслушать, что хочет ребенок для ребят из детского сада.
Вторая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знание способов удовлетворения людьми своих потребностей.
П р и м е р ы з а д а н и й второй серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «С помощью чего можно приобрести то, в чем нуждается человек?»
Задание 2. Вопрос ребенку: «Все ли можно купить за деньги?»
Задание 3. Вопрос ребенку: «Откуда берутся деньги для покупки того, что человеку нужно?».
Задание 4. Вопрос ребенку: Как можно назвать одним словом эти деньги?» (Банкноты, монеты).
Задание 5. Вопрос ребенку: «Какие деньги ты знаешь?»
Задание 6. Вопрос ребенку; «Знаешь ли ты, как появились деньги?».
Третья серия включает в себя задания, цель которых – определить уровень элементарных знаний о товарно- денежных отношениях, процессе купли-продажи.
П р и м е р ы з а д а н и й третьей серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Как одним словом можно назвать то, что люди приобретают в магазине?»
Задание 2. Вопрос ребенку: «Где люди приобретают товары?»
Задание 3. Вопрос ребенку: «Как люди приобретают товары?»
Задание 4. Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены, и ответить на вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами?»
Задание 5. Вопрос ребенку: «Почему одни и те же товары могут стоить по-разному: в одном месте дороже, в другом дешевле?»
Задание 6. Вопрос ребенку: «Как правильно выбирать товары?».
Четвертая серия включает в себя задания, цель которых – выявить представления у детей о технологии приготовления пищи, починке одежды, изготовлении простейших игрушек, материалах, необходимых для этого, и об их экономном использовании, т.е. о производстве и средствах производства на уровне представлений старших дошкольников.
П р и м е р ы з а д а н и й четвертой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое материалы?» («Как одним словом назвать то, что лежит перед тобой»)
Задание 2. Вопрос ребенку: «Из каких материалов производят продукты, мебель, обувь, одежду?».
Задание 3. Вопрос ребенку: «Можно ли из одних материалов изготовить другие?»
Задание 4. Педагог предлагает ребенку выполнить классификацию карточек, на которых изображено оборудование для приготовления пищи, ремонта дома, пошива и ремонта одежды.
Задание 5. Педагог предлагает ребенку рассказать технологию приготовления пищи.
Задание 6. Педагог предлагает ребенку рассказать и показать, ка из полоски бумаги можно сделать много елочек (ребенку предлагается полоска зеленой бумаги, карандаши, ножницы).
Пятая серия включает в себя задания, цель которых – выявить знания детей об организации домашнего хозяйства, участии ребенка в ведении домашнего хозяйства, понимании значимости таких качеств, как экономность и бережливость.
П р и м е р ы з а д а н и й пятой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Кем и где работают твои родители?».
Задание 2. Вопрос ребенку: «Какую домашнюю работу выполняют члены твоей семьи?».
Задание 3. Вопрос ребенку: «Знаешь ли ты, сколько денег получают твои родители за свой труд?».
Задание 4. Вопрос ребенку: «На что тратят деньги в вашей семье?».
Задание 5. Вопрос ребенку: «Какую помощь ты оказываешь родителям в домашнем хозяйстве?».
Задание 6. Вопрос ребенку: «Про кого можно сказать – экономный, а про кого – бережливый?».
Шестая серия включает в себя задания, цель которых – изучить представления детей в области государственно-юридической сферы.
Примеры заданий шестой серии.
Задание 1. Вопрос ребенку: «Что такое собственность?»
Задание 2. Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что, принадлежит всем.
Задание 3. Вопрос ребенку: «Что такое налоги?».
Задание 4. Вопрос ребенку: «Для чего нужно платить налоги?».
Задание 5. Вопрос ребенку: «Что потребовал почтальон Печкин, когда принес посылку дяде Федору?».
Задание 6. Вопрос ребенку: «Какие ты знаешь документы?».
Состояние сформированности экономических знаний у детей определяется следующим образом – каждому признаку – каждому признаку приводится в соответствие качественно описанный балл:
3 балла – при ярко выраженном признаке;
2 балла – при его устойчивом проявлении;
1 балл – в случае слабого проявления признака;
0 баллов – при его отсутствии.
В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотносится с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:
I уровень (низкий) – количество баллов от3 до 8;
II уровень (средний) – количество баллов от 9 до 13;
III уровень (высокий) – количество баллов от 14 до 18.
Вариант 1. Диагностика для определения уровней сформированности экономических знаний старших дошкольников.
Диагностический лист
(темы: профессии, Орудия труда, Бюджет семьи, Доход семьи, Расход семьи, Товар и цена, Реклама)
Фамилия, имя ребенка_____________________________
Темы Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
Профессии | |||
Орудия труда | |||
Бюджет семьи | |||
Доход семьи | |||
Расход семьи | |||
Товар и цена | |||
Реклама |
Освоение программы:
Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает профессии, не имеет представления о содержании деятельности людей некоторых профессий; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не имеет представления, что такое доход, расход семьи;
не ориентируется в экономических понятиях; у ребенка отсутствует системное видение мира.
Средний – ребенок ориентируется и имеет представление с помощью педагога о профессиях и содержании их труда, о доходах и расходах семьи; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях.
Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями о профессиях, их связях и отношениях, четко выделяет, что такое расход, доход семьи; имеет четкое представление о труде людей, о продукте и товаре; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал.
Диагностический лист
(темы: Деньги, Сбережения, Денежная прибыль,
Валюта, Бартер)
Фамилия, имя ребенка
Темы Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
Деньги | |||
Сбережения | |||
Денежная прибыль | |||
Валюта | |||
Бартер | |||
Освоение программы:
Низкий – ребенок не проявляет инициативы при планировании своей деятельности, не знает, как правильно потратить деньги; не имеет представление, что деньги оплачивают результат труда; у ребенка отсутствует творческий потенциал. Ребенок не ориентируется в экономических понятиях; у него отсутствует системное видение окружающего мира.
Средний – ребенок ориентируется и имеет представление (с помощью педагога), как правильно потратить деньги; имеет представление, что деньгами оплачивается результат труда; с помощью педагога разбирается в экономических понятиях; пытается подойти к проблемной ситуации творчески; с помощью педагога решает простейшие экономические задачи.
Высокий – ребенок самостоятельно оперирует знаниями; четко имеет четкое представление; с уважением относится к труду людей; проявляет творческий потенциал; самостоятельно находит выход.
Вариант 2. Диагностика для определения начального уровня финансово-экономических знаний.
Детям предлагается три задания, которые оцениваются по трем уровням. Задания носят проблемно-поисковый характер, раскрывают познавательные навыки и умения ребенка.
Диагностический лист
| 1 балл | 2 балл | 3 балл |
Задание 1 | |||
Задание 2 | |||
Задание3 |
Задание 1 «Выбери верное предложение».
Материал: карточки, на которых написано по два предложения, и карточки с изображениями, соответствующими этим предложениям (деньги, игрушки, реклама и т.д.)
Инструкция: «Предлагаю тебе поиграть. Я прочитаю тебе два предложения. Выбери то предложение, которое тебе кажется правильным, и объясни, почему ты его выбрал».
- Чтобы жить, необходимы деньги. Чтобы жить, необходимы игрушки.
- Только взрослые должны трудиться. И дети, и взрослые должны трудиться.
- Реклама нужна человеку для развлечений. Реклама нужна для продажи товаров.
- Пенсию обычно получают мамы и папы. Пенсию обычно получают бабушки и дедушки.
- Бюджет семьи – это только доходы. Бюджет семьи – это доходы и расходы.
- Чем качественнее товар, тем выше цена товара. Чем качественнее товар, тем ниже его цена.
1 балл – правильно один или два ответа;
2 балла – правильно четыре ответа;
3 балла – правильно больше пяти ответов.
Задание 2 «Найди лишнее»
Материал: 6 карточек, на которых изображены:
- рубль, доллар, евро, кошелек (категории «деньги»)
- банкноты достоинством 10 рублей, 5 долларов, 10 евро, 5-копеечная монета (категория «деньги»);
- кондитерская фабрика, мебельная фабрика, магазин (категории «товар», производство»);
- человек копает землю, готовит еду, моет посуду, читает книгу (категория «труд»);
- игрушки, посуда, машина, солнышко (категория «товар»);
одежда, дом, продукты, книга (категория «потребность»).
Инструкция: «Посмотри на рисунки. Они разные. Какой предмет (действия) лишний? Почему? Как можно назвать одним словом остальные три?».
1 балл – все карточки отобраны правильно с помощью воспитателя;
2 балла – две карточки – с помощью воспитателя;
3 балла – все карточки отобраны правильно.
Задание 3 «Продолжи предложение».
Материал; предложения экономического содержания и соответствующие им сюжетные картинки.
Инструкция: «Я предлагаю тебе поиграть в увлекательную игру. Я начну предложение, а ты закончи».
- Любой труд приносит …. (пользу).
- Моя мама получает за свой труд … , бабушка получает … , а брат учится в институте и получает … (зарплату, пенсию, стипендию).
- Доходы семьи можно увеличить, если… (вести дополнительное хозяйство; кто-то из членов семьи пойдет на работу и т.д.)
- Воспитатель, повар, швея, рекламодатель, банкир – это … (профессии).
- Любой товар можно… (продать, купить, изготовить).
- Место хранения и накопления денег называется … (банк).
- Чтобы люди узнали о товаре, нужна … (реклама).
1 балл – правильно два ответа;
2 балла – правильно четыре-пять ответов;
3 балла – правильно больше пяти ответов.
Вариант 3. Диагностика для определения уровней экономической воспитанности у детей старшего дошкольного возраста.
Каждое из четырех заданий состоит из 3 более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям; второе – вопросы определенной области экономических знаний; третье – проблемная ситуация.
С каждым ребенком работа проводится индивидуально, и по мере успешности ответов на задания определяется уровень экономической воспитанности.
Задание 1. Цель; определить уровень знаний о потребности человека, животных, растений.
Задание 2. Цель: определить уровень знаний о природных и капитальных ресурсах (транспорт, инструменты, оборудование); о о производителях товарах и услуг.
Задание 3 Цель: определить уровень знаний о деньгах, рынке и цене.
Задание 4. Цель: определить уровень знаний о рекламе.
Диагностический лист
(темы: Потребности, Ресурсы, Деньги, Реклама)
Фамилия, имя ребенка__________________
Темы Уровень | Высокий | Средний | Низкий |
Потребности | |||
Ресурсы | |||
Деньги | |||
Реклама | |||
|
Задание1.
- Люди ходят на базар:
Там дешевле весь … (товар).
- Мебель купили, одежду купили. У каждого из нас были разные желания, которые исполняла волшебная шкатулка. Но месте с желаниями у каждого ребенка и взрослого есть свои потребности. Что означает это слово? (То, что необходимо человеку в жизни, без чего ему будет плохо.)
- Проследи, какие изменения происходят с растением или животным без света, воды, тепла, воздуха. Какой можно сделать вывод? (Потребности есть не только у человека, но и у растений и животных.)
Задание 2.
- Он финансовый факир,
В банк к себе вас ждет … (банкир)
В море коварном товаров и цен
Бизнес-корабль ведет … (бизнесмен).
Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам … (продавцы).
- Как ты думаешь, откуда берутся продукты питания? (Из магазина)
- А откуда они появляются в магазине? (Из природы – лес, море, поле)
- Люди каких профессий, по-твоему, производят товары? (Садовод, швея, столяр, обувщик, пекарь.)
- А какими инструментами пользуются люди, производящие товары? (Тяпка, лопата, молоток, станок, печь.)
- Представь, что ты работаешь на заводе по изготовлению кукол/машинок. Какие материалы и оборудование тебе необходимы и для чего?
Задание 3.
- На товаре быть должна
Обязательно …(цена).
Говорят про меня –
Деревянный я.
Но неправда, я – железный,
я – тяжелый, полновесный. (Рубль)
И врачу, и акробату
Выдают за труд… (зарплату).
- На что ты покупаешь товары в магазине? (На деньги)
- Как ты думаешь, зачем нужны деньги? (Покупать еду, красиво одеваться.)
- А как ты определяешь, сколько денег нужно дать продавцу? (У товара есть цена).
- Как ты думаешь: чем ниже цена, тем товар становится хуже или лучше по качеству? Подумай почему. (Хуже, потому что, чтобы производить хороший товар, нужны хорошие материалы и оборудование, которые дорого стоят.)
Задание 4.
- Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без … (рекламы).
Яркой краской привлекает,
Покупать нас заставляет (Рекламный плакат).
Прохожу мимо витрины,
И стоит там человек,
Говорит он так красиво, Кто же этот человек? (Рекламный агент).
- Ты знаешь, что такое реклама? Ты видел рекламу? (Да)
- Как ты думаешь, зачем людям нужна реклама? (Чтобы люди узнавали, что появляются новые товары, какие они разные.)
- Как ты считаешь, кому больше нужна реклама: тому, кто ее дает, или кто ее смотрит? Почему? (Тому, кто ее дает, чтобы люди смотрели рекламу и товар покупали.)
- Представь любой товар. Попытайся его прорекламировать, чтобы мне захотелось его купить у тебя.
Тесты (Т.А. Шорыгина)
Вы хотите подарить маме на день рождения вышитую салфетку. Работа идет не быстро. Завтра у мамы праздник, а подарок еще не готов. Как Вы поступите?
- Не пойдете гулять с друзьями, отложите книжки, игрушки и весь вечер будете готовить подарок, пока не доведете дело до конца.
- Подарите маме что-нибудь другое. Например, купите подарок в магазине.
- Подарите маме не совсем законченную салфетку. («Закончу после дня рождения, ведь мама поймет»,)
Вас попросили собрать ягоды крыжовника для киселя, но день выдался жарким и душным. Собирать ягоды Вам не хочется. Как вы поступите?
- Несмотря на жару и духоту, соберете полную корзину ягод.
- Отложите дело до завтра, когда, может быть, станет прохладнее.
- Соберете немного ягод.
Если Вам понравилась какая-то вещь, а у вас не хватает денег, то как Вы поступите?
- Пойду и попрошу денег у мамы.
- Буду немного копить карманные деньги, а потом куплю эту вещь.
- Откажусь от покупки этой вещи и куплю что-то другое.
Вы хотите купить подарок другу, но Вам в магазине понравилась игрушка, которую Вы хотели бы иметь сами. Как Вы поступите?
- Куплю подарок другу.
- Куплю игрушку себе.
- Куплю другу другой подарок, подешевле, а на оставшиеся деньги куплю игрушку себе.
Методика использования тестов:
- Педагог проговаривает ребенку или группе детей ситуацию
- Далее дает три варианта решения ситуации.
- Дети отвечают.
- По полученным ответам педагог делает вывод об уровне усвоения детьми экономических знаний.
Предварительный просмотр:
Формирование основ финансовой грамотности у детей 5-7 лет через разные виды деятельности.
Актуальность темы самообразования заключается в том, что в современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка, так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается усвоение первоначальных социокультурных правил и норм. Особенность этого периода состоит в том, что он является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков. Так же актуальность обусловлена требованиями современного общества экономического образования относительно детей данной возрастной группы. Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних них свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях.
Цели:
- Формирование первичных экономических представлений и компетенций;
- Развитие экономического мышления дошкольников;
- Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.
Задачи:
Предметные:
- Способствовать осознанию роли денег в жизни людей;
- Закрепить знания о внешнем виде современных банкнот и монет и научить сравнивать товары разной цены и качества;
- Научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
- Формировать первоначальные представления о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи.
Мета предметные:
- Развивать внимание, мыслительные операции, речь;
- Возможность применения полученных знаний, умений и практического опыта в повседневной жизни.
- Привлекать ребенка к решению семейных проблем, связанных с экономикой (распределение семейного бюджета, накопление и сохранение части денежных средств, для приобретения более дорогих вещей);
- Походы с ребенком в магазин, на рынок могут стать хорошей площадкой для отработки понятий, с которыми ребенок познакомился в ходе изучения программы.
Личностные:
- Воспитать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, поэтому к нему нужно относиться бережно;
- Формировать интерес детей к финансово-экономическим отношениям и правилам поведения в мире экономике и финансов;
- Воспитать чувства товарищества, взаимопомощи и сотрудничества.
Предполагаемый результат:
Прогнозируемые результаты реализации проекта для воспитанников ДО
В результате реализации программы по самообразованию:
- будут знать основные финансово-экономические понятия и категории, которым было уделено внимание на занятиях в кружковой деятельности;
- приобретут опыт в определении своих потребностей, сформируются финансовые умения: определять разницу между «хочу» и «надо», регулировать потребности в соответствии с возможностями;
- делать покупки; выбирать товар в соответствии с ценой качеством;
- умение разумно расходовать деньги;
- планировать семейный бюджет; сберегать средства семейного бюджета.
- осознать свою значимость для семьи и общества; ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
- Таким образом, дети дошкольного возраста научатся правильно управлять своим поведением на основе первичных представлений о мире финансов.
Прогнозируемые результаты реализации проекта для педагогов ДО:
- повысится роль финансовой грамотности в образовательном пространстве ДО;
- расширится социальное партнерство с учреждениями занимающихся финансовой деятельностью;
- повысится профессиональная компетентность педагогов в области финансовой грамотности.
Прогнозируемые результаты реализации проекта для родителей (законных представителей) ДО:
- расширится осведомленность родителей о системе работы в ДОУ по финансовой грамотности;
- повысится компетентность родителей в области финансовой грамотности.
- повысится активность родителей в организации мероприятий по финансовой грамотности
РППС:
- картотека игр по формированию предпосылок финансовой грамотности у старших дошкольников;
- картотека пословиц;
- картотека загадок;
- развивающий альбом;
- оформление уголка (стенда) «Школа гнома Эконома»;
- приобретение художественной литературы на экономическую тематику;
приобретение и изготовление дидактических игр.
Основные формы реализации плана по самообразованию:
• Беседы.
• Непосредственно – образовательная деятельность.
• Дидактические игры.
• Моделирование ситуаций – тренингов.
• Чтение художественной литературы.
•Работа с родителями: анкетирование, опросы, досуги, беседы и консультации.
Этапы самообразования:
1. Подбор и изучение методической литературы
2. Участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования
3. Формирование опыта по теме. Внедрение в практику.
4. Представление опыта работы по теме.
Изучение методической литературы
- Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
- Изучение учебной и научно-методической литературы;
- Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
- Изучение новых программ и педагогических технологий;
- Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
- Повышение общекультурного уровня.
Основные принципы системы работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию финансовой грамотности:
Программа самообразования составлена в соответствии с принципами, определенными федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования:
- Системность (педагогическое воздействие выстроено в систему специальных игр, упражнений и заданий).
- Преемственность (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и, в свою очередь, формирует «зону ближайшего развития»).
- Возрастное соответствие (предлагаемые игры и упражнения учитывают возможности детей данного возраста).
- Наглядность (использование наглядно-дидактического материала, информационно- коммуникативных технологий).
- Деятельностный принцип (задачи развития психических функций достигаются через использование видов деятельности, свойственной дошкольникам: игровой, практической).
- Здоровьесберегающий принцип (обеспечено сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).
Учет возрастных особенностей:
В 5–6 лет актуализируются представления о товарно-денежных отношениях, краткой истории происхождения денег. Формируются представления детей о том, что деньги зарабатываются и ими оплачивают результаты труда людей. Совершенствуется умение детей составлять логическую цепочку происхождения денег. Актуализируются представления детей о том, какие бывают деньги (российские рубли, валюта других стран). В игровой деятельности развиваются умения детей отличать российские деньги от зарубежной валюты. Формируются представления детей о процессе изготовления денег. Также расширяются представления детей о хранении денег.
В 6–7 лет систематизируются, обогащаются представления детей о товарно- денежных отношениях, об истории и эволюции происхождения денег, к деньгам следует относиться как к предмету жизненной необходимости, средству и условию благополучия достатка. Совершенствуются умения детей различать и называть товары и услуги, опираясь на свой собственный опыт. Обогащаются представления детей о российских деньгах и деньгах дальнего и ближнего зарубежья. Продолжают формироваться представления детей о деньгах разного достоинства, разной ценности (покупательной способности). Дети различают деньги разного достоинства (1,2,5,10 усл. единиц). Знакомятся с предприятиями региона города Братска: формируются представления детей о процессе изготовления денежных знаков; дети знакомятся с профессиями людей, работающих на предприятиях города. Обогащаются представления детей о системе хранения денег. Знакомятся с понятием «безналичные» и электронные деньги. Совершенствуются умения детей различать наличные и безналичные деньги, применять данное умение в самостоятельной игровой деятельности.
Перспективно-тематическое планирование самообразования
На 2020 - 2021 учебный год.
2021-2022 учебный год.
№ | Деятельность педагога | сроки |
Теоретический этап -1 этап (1 год) | ||
1 | Изучение методической литературы 1. Шатова А.Д Тропинки в экономику: программа, методические рекомендации, конспекты занятий с детьми 5-7 лет/А.Д Шатова.-М.: Вентана-Граф,2015.-С50-86. 2. Антонова Ю. Как и о чем говорить с детьми на уроках финансовой грамотности: пособие для начальных классов и работников системы дополнительного образования/ Юлия Антонова-М.: ВИТА-ПРЕСС,2017.С.38-52. 3. Смирнова Т.В белка и компания: Экономика для детей в сказках, играх и задачах/ иллюстрации и игровые задания Т.Н. Просняковой.-4-е издание.- Самара: издательство «Учебная литература»: Издательство «Федоров», 2013. С.-144. | В течение года |
2 | Ведение тетради по самообразованию с краткими конспектами | В течение года |
3 | Просмотреть полезные вебинары: 1. Вебинар для воспитателей "Финансовая грамотность для дошкольников". https://www.youtube.com/watch?v=tcgu3FkhWh0 2.Курсы «Финансовая грамотность для дошкольников» Программа повышения квалификации «Финансовая грамотность для дошкольников» составлена с учетом особенностей работы педагога-дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО, с учетом современных тенденций и направлений на дошкольном уровне образования. В результате изучения основных положений программы вы узнаете, как познакомить детей с такими финансово-экономическими терминами, как труд и товар, деньги и цена, реклама, а также с этическими понятиями: честность, бережливость, экономность и трудолюбие и т.д. В программе содержатся теоретические материалы, учебная литература, также примеры игр и конкурсов по каждой теме. На основе рекомендаций вы сможете научиться планировать собственные занятия и игры с дошкольниками по формированию основ финансовой грамотности. Записаться на курс: https://clck.ru/S9EdM 2. Вебинар Включение основ финансовой грамотности в образовательный процесс дошкольников Вебинар проводят: Стахович Людмила Валентиновна, Семенкова Екатерина Владимировна, авторы сборника "Занимательные финансы: азы для дошкольников" На вебинаре будут рассмотрены следующие вопросы: что представляет собой финансовая грамотность дошкольника? Почему следует включать финансовую грамотность в образовательный процесс дошкольника? Продукты, которые помогут воспитателю внедрить азы финансовой культуры в образовательный процесс. https://www.youtube.com/watch?v=FxeW4wmbEk8 3. Онлайн-семинар: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в условиях ФГОС ДО» Эксперт: Марич Екатерина Михайловна Время начала: 15 июня 2021 года в 14:00 по МСК Сайт мероприятия: https://preschools.ru/online/web150621/ Ключевые вопросы: 1.Задачи экономического воспитания на основе ФГОС ДО (образовательная программа ДОО) 2.Принципы экономического воспитания дошкольников 3.Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования 4.Организация работы с семьями воспитанников в рамках экономического воспитания 5.Специфика педагогического мониторинга успешности реализации экономического воспитания дошкольников Видеозапись онлайн-семинара, а также презентации будут размещены в разделе «База знаний» на сайте https://preschools.ru/ и доступны членам Сообщества. 4.Открыты вебинар «Как проводить занятия по финансовой грамотности в ДОУ в соответствие с ФГОС» Приобрести сертификат об участии в вебинаре: https://eduregion.ru/webinars/finanso... | Сентябрь, октябрь |
Практический этап – 1 год Работа с детьми 5-6 лет | ||
№ | Содержание работы | Срок |
1 | 1. Диагностика первичная 2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки) 3.Чтение рассказа П. Кошеля «Что такое деньги?» 4. Дидактическая игра «Кому что нужно?» 5.Настольно-печатная игра «Экономические паззлы» 6.ООД «Откуда пришли деньги?» | сентябрь |
2 | 1.Дидактическая игра «Кому что нужно для работы?» 2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки) 3.Чтение рассказа П. Кошеля «Первые деньги» 4.Работа с кроссвордом №1 5.Настольно-печатная игра «Товар-не товар» 6.ООД «Чем пахнут ремесла?» | октябрь |
3 | 1.Дидактическая игра «Угадай, какая это профессия» или «Назови профессии» 2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки) 3.Чтение рассказа П. Кошеля «Фальшивые деньги» 4.Работа с кроссвордом №2 5.Настольно-печатная игра по принципу кругов Луллия «Чья валюта?» 6.ООД «Что, где, почем?» | ноябрь |
4 | 1.Дидактическая игра «Какие бывают доходы?» 2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки) 3.Чтение рассказа П. Кошеля «Пятак самозванец» 4.Работа с кроссвордом №3 5.Настольно-печатная игра «Цветок- Экономика» 6.ООД «Как правильно делать покупки» | декабрь |
5 | 1.Дидактическая игра «В какое время года» 2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки) 3.Чтение рассказа П. Кошеля «Монеты раньше и теперь» 4.Работа с кроссвордом №4 5.Настольно-печатная игра. Лото «Товары» 6.ООД «Путешествие по улице финансов» | январь |
6 | 1.Дидактическая игра «Угадай, где продаются» 2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки) 3.Чтение рассказа П. Кошеля «Что такое банк?» 4.Работа с кроссвордом 5.Настольно-печатная игра «Что можно и что нельзя купить за деньги» 6.ООД «Юные финансисты» | февраль |
7 | 1.Дидактическая игра «Заветные желания» 2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки) 3.Чтение рассказа П. Кошеля «Бумажные деньги» 4.Работа с кроссвордом 5.Настольно-печатная игра. Кубики «Финансовая грамотность» 6.ООД «Семейный бюджет и расходы семьи» | март |
8 | 1.Дидактическая игра «Что мне нужно?» 2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки) 3.Чтение рассказа П. Кошеля «Что такое инфляция?» 4.Работа с кроссвордом 5.Настольно-печатная игра Кубики «Финансовая грамотность» 6.ООД «Деньги. Монеты. Банкнота. Пластиковая карта» | апрель |
9 | 1. Итоговая диагностика 2.Беседа по пословице (на выбор из картотеки) 3.Чтение рассказа П. Кошеля «Бумажные деньги» 4. Дидактическая игра «Кто что делает?» 5.Настольно-печатная игра «Викторина» 6.ООД «Творим добро» | май |
Работа с родителями | ||
1 | Анкетирование родителей «Мой ребенок и финансовая грамота». | октябрь |
2 | Родительское собрание «Дети и деньги, или как воспитать предприимчивого ребёнка» | ноябрь |
3 | Консультация «Финансовая грамотность» | декабрь |
4 | Мастер класс по финансовой грамотности | февраль |
5 | Консультация «Система финансового обучения ребенка в семье» | апрель |
6 | Организация цикла экскурсий (совместно с родителями) для формирования знаний социально-экономических отношений в обществе | май |
7 | Информационно-просветительское работа с родителями, выпуск семейной газеты «Бюджет». | Каждый квартал |
8 | Совместное изготовление игр и дидактических пособий | в течение года |
Практический этап-2 этап (2 год) Работа с детьми 6-7 лет | ||
№ | Содержание работы | Срок |
1 | 1.Просмотр мультфильма и беседа по нему Что такое деньги? (Уроки тетушки Совы) серия 1 2. Работа с экономическими раскрасками + беседа «Рубль трудовой-потому и дорогой» 3. Сюжетно-ролевая игра «Детский сад» 4.ООД «Азбука денег» 5.Работа по проблемным ситуациям: «Загадка бельчат», «Письмо Ослику» 6.Чтение сказки «Водяная крыса знает, что торговля – это расчет» | сентябрь |
2 | 1.Просмотр мультфильма и беседа по нему Потребности и возможности (Уроки тетушки Совы) серия 7 2. Работа с экономическими раскрасками + беседа «Кто долго спит, тот денег не копит» 3. Сюжетно-ролевая игра «Кафе» 4.ООД «Приключение девочки Настеньки» 5.Работа по проблемным ситуациям: «Заработанные деньги» 6.Чтение сказки «Сорока зарабатывает на посредничестве» | октябрь |
3 | 1.Просмотр мультфильма и беседа по нему Осторожно: деньги! (Уроки тетушки Совы) серия 8 2. Работа с экономическими раскрасками + беседа «Не легко деньги нажить, а легко прожить» 3. Сюжетно-ролевая игра «Супермаркет» 4. 44. Командная игра «Доходы» 5.Работа по проблемным ситуациям: «Требуется звукорежиссер» 6.Чтение сказки «Как Барсук открыл гостиницу» | ноябрь |
4 | 1.Просмотр мультфильма и беседа по нему Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы) серия 3 2. Работа с экономическими раскрасками + беседа «Копейка к копейке – проживет семейка» 3. Сюжетно-ролевая игра «Семья» 4.ООД «Путешествие с Монеткой по стране Экономике» 5.Работа по проблемным ситуациям: «Обязанности козлят» 6.Чтение сказки «Фукс становится владельцем ресторана» | декабрь |
5 | 1.Просмотр мультфильма и беседа по нему Умение экономить (Уроки тетушки Совы) серия 5 2. Работа с экономическими раскрасками + беседа «Без нужды живет, кто деньги бережет» 3. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника» 4. Командная игра «Расходы. Как потратить деньги с пользой» 5.Работа по проблемным ситуациям: «Два жадных медвежонка» 6.Чтение сказки «Друзья помогают Фуксу вернуть его нору» | январь |
6 | 1.Просмотр мультфильма и беседа по нему Работа и зарплата (Уроки тетушки Совы) серия 6 2. Работа с экономическими раскрасками + беседа «Хлебу мера, а деньгам счет» 3. Сюжетно-ролевая игра «Строительная компания» 4.ООД «Почему взрослые работают» 5.Работа по проблемным ситуациям: «Богатство Буратино» 6.Чтение сказки «Фукс хочет стать банкиром» | февраль |
7 | 1.Просмотр мультфильма и беседа по нему Карманные деньги (Уроки тетушки Совы) серия 4 2. Работа с экономическими раскрасками + беседа «Деньги счет любят» 3. Сюжетно-ролевая игра «Дом моды» 4.ООД «Открываем супермаркет» 5.Работа по проблемным ситуациям: «Удачная покупка» 6.Чтение сказки «Друзья затевают собственное производство» | март |
8 | 1.Просмотр мультфильма и беседа по нему Цена и ценные вещи (Уроки тетушки Совы) серия 2 2. Работа с экономическими раскрасками + беседа «Без копейки рубль щербатый» 3. Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк» 4. Командная игра «Как проверить и посчитать деньги» 5.Работа по проблемным ситуациям: «Выгодное ли предложение?» 6.Чтение сказки «У белки появляется конкурент» | апрель |
9 | 1.Просмотр мультфильма и беседа по нему Кредиты и депозиты (Уроки тетушки Совы) серия 11 2. Работа с экономическими раскрасками + беседа «Дурак деньги напоказ носит», «В долг брать легко, да платить тяжело» 3. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» 4.ООД «Путешествие в страну Рублика» 5.Работа по проблемным ситуациям: «Как поступить?» 6.Чтение сказки «Водяная крыса запуталась в долгах и разорилась» | май |
Работа с родителями | ||
1 | Папка-передвижка «Дети и деньги» | сентябрь |
2 | Рекомендовать список литературы для домашнего чтения | октябрь |
3 | Заседание детско-родительского клуба «Финансовый «крокодил» | ноябрь |
4 | Консультация «Практические советы родителям по экономическому воспитанию ребёнка» | декабрь |
5 | Родительское собрание «Как научить ребенка экономить?» | январь |
6 | Консультация для родителей «Принципы финансового воспитания в семье» | февраль |
7 | Деловая игра для родителей «Азбука финансов» | март |
8 | Заседание детско-родительского клуба «Вместе за покупками» | апрель |
Рефлексия – 3 этап (2 год) Работа по самоанализу, работа с педагогами | ||
1 | Рекомендовать методическую, справочную, энциклопедическую и художественную литературу по выбранной тематике. | декабрь |
Рекомендовать к просмотру педагогами вебинаров, семинаров в СМИ, сети интернет | январь | |
2 | Практикум для педагогов «По ступенькам финансовой грамотности» | февраль |
3 | Консультация «Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста» | март |
3 | Мастер-класс для педагогов детского сада «О значимости родительского авторитета средствами квиз-игры «Дети и деньги» Доклад + презентация | апрель |
4 | Отчет по теме самообразования | май |