Нестандартные приемы проведения занятий
- Коррекционно-развивающее занятие по развитию социально-эмоциональной компетентности для старших дошкольников по теме «Я и природа»
- Корреккционно-развивающее занятие по развитию эмоциональной сферы для старших дошкольников по теме «Морское путешествие в мир эмоций»
- Коррекционно-развивающее занятие по развитию социально-эмоциональной компетентности для дошкольников 5-7 лет по теме "Путешествие в мир эмоций»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие - путешествие | 54.5 КБ |
Занятие - сказка | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие педагога-психолога ДОУ для детей 6-7 лет
«Путешествие с цветиком – семицветиком».
Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе через формирование универсальных предпосылок учебной деятельности и необходимых умений и навыков.
Задачи:
- Образовательные:
- Закреплять умения детей в работе с интерактивной доской.
- Упражнять в умении выделять звук в начале слова.
- Упражнять в умении составлять зашифрованные слова из картинок.
- Формировать у детей умения и навыки правильного физиологического и речевого дыхания.
- Развивающие:
- Развивать мыслительные операции (умение классифицировать и обобщать).
- Развивать познавательные процессы (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную речь).
- Развивать зрительно-моторную координацию.
- Развивать зрительно-пространственную ориентацию.
- Развивать элементарные навыки самооценки.
- Развивать фантазию и воображение.
- Воспитательные:
- Воспитывать у дошкольников положительное отношение к себе, к окружающим и к школе.
- Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе, в парах, умение договариваться.
- Повысить интерес детей к развивающим занятиям по подготовке к обучению в школе с помощью работы на интерактивной доске.
- Направление – развивающее;
- Группа – подготовительная к школе;
- Тема – «Психологическая подготовка детей к школе. Я – первоклассник».
- Форма организации – фронтальная, парная.
- Тип занятия – комплексное с элементами тренинга.
- Время реализации – 30 минут;
- Количество детей – 10 чел;
- Учебно-методическое обеспечение:
- Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе»;
- Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»;
- Ганичева И. В. «Телесно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми»;
- Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь».
- Оборудование: колокольчик, наборы предметных картинок,карточки «Расставь знаки»,смайлики эмоции,кружки красного,желтого и синего цвета ,цветик-семицветик.
- На занятии применяются следующие технологии:
- Здоровьесберегающие,
- Информационно-коммуникативные,
- ТРИЗ.
- Методы, используемые в работе с детьми:
- Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:
- Метод наглядной передачи информации (зрительное восприятие информации с помощью интерактивной доски);
- Метод наглядной передачи информации (с помощью практической деятельности детей);
- Метод словесной передачи информации (слуховое восприятие информации);
- Методы стимулирования и мотивации:
- Эмоциональные;
- Социальные;
- Игровые;
- Методы контроля и самоконтроля:
- Самоконтроль и взаимоконтроль.
1.«Приветствие»
Цель: создать положительный эмоциональный настрой, установить зрительный, слуховой и тактильный контакт.
Педагог-психолог: - Дети поздоровайтесь с гостями и подарите им свои улыбки. «Доброе утро, ребята! Я вам предлагаю поздороваться друг с другом необычным способом: ладошками.
2.Диагностика настроения
Психолог. Дети, а с каким настроением вы пришли на занятие? С вами хотят поздороваться «эмоции». Подойдите к ним и выберите ту, которая соответствует вашему настроению.
Дети находят значок «эмоции», который отражает их настроение, и прикасаются к нему рукой.
Итак, у вас у всех хорошее настроение и это очень хорошо. Посмотрите что у меня в руках? Ребята, как вы думаете что это? Да, это цветик-семицветик.
Девочка Женя использовала 6 лепестков цветика-семицветика, но один лепесток она оставила для вас. Мы сейчас оторвем последний лепесток и скажем волшебные слова и узнаем куда он нас принесёт.
Лети,лети, лепесток,
Через Запад на Восток,
ЧерезСевер, через Юг,
Возращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли-
Будь по моему вели.
(Дети произносят слова звучит музыка). Ребята, мы с вами оказались в школе. Посмотрите вот и парты, звенит школьный звонок на урок. Садитесь, пожалуйста, на свои места, начинается урок.
Упражнение «Мир дошкольника и мир школьника»
Цель: умения различать понятия, знание об окружающем.
Психолог: Минутку внимания, чем отличается мир школьника от дошкольника.
Дети перечисляют, например:
в садике спят, а в школе нет,
в садике играют, а в школе учатся,
в садике воспитатель, а в школе учитель и т. д.
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие умения классифицировать и обобщать, развитие элементов логического мышления, и зрительного внимания.
Ребята находят лишнюю картинку на экране и убирают ее. При этом объединяют оставшиеся картинки одним признаком и называют его.
Психолог: Раз вы такие молодцы, то, наверное, сможете ответить на следующие вопросы.
Знаете ли вы, что в школе надо быть внимательным, тогда сейчас предлагаю начать с такого упражнения. Я буду задавать вопрос, и бросать мяч тому, кто будет на него отвечать. Если ты не сможешь ответить, то все остальные будут помогать тебе».
1. Мишу ударил Ваня. Кто драчун? (Ваня)
2. Ваня шел впереди Пети. Кто шел позади? (Петя)
3. Дом позади леса. Что впереди? (Лес)
4. Учитель вызывает к доске ученика. Кто отвечает? (Ученик)
5. Собаку укусила оса. Кто кусался? (Оса)
6. Мама зовет домой дочку. Кто на улице? А кто дома? (Дочка) (Мама)
7. Витю слушал учитель. Кто рассказывал? (Витя)
8. Автобус едет впереди грузовика. Что едет позади? (Грузовик)
9. Собака больше кошки. Кто меньше? (Кошка)
10. Мальчик ниже девочки. Кто выше? (Девочка)
11. Дедушка старше бабушки. Кто моложе? (Бабушка)
12. Дуб выше березы. Что ниже? (Береза)
13. Заяц бежит быстрее черепахи. Кто медленнее? (Черепаха)
14. Мышь меньше слона. Кто больше? (Слон)
15. Саша читает книгу Лере. Кто слушает? (Лера)
16. Мама с сыном наводят порядок в квартире. Кто помогает маме? (Сын)
Игра «Скажи наоборот»
Задание.
Дети становятся в круг, психолог бросает мяч и называет слово. Ребенок, который поймал мяч, должен назвать слово наоборот, которое имеет противоположное значение названному.
День - ночь, осень - весна, белый - черный, горячий - холодный, сильный - слабый, добрый - злой, большой - маленький, учитель - ученик.
Психолог. - Молодцы, ребята, какие вы умные.
Упражнение «Зашифрованные слова»
Дети сидят за столами.
Цель: Совершенствование умения составлять зашифрованные слова из картинок, закрепление умения выделять звук в начале слова.
Дети называют картинки, определяют первый звук в каждом слове и произносят их по порядку, так можно догадаться, какое слово зашифровано на экране с помощью картинок.
Далее детям открываются скрытые картинки, с помощью которых можно составить новые слова. Если дети затрудняются сами придумать слово, то для этого на картинке есть разноцветные квадраты, под которыми спрятаны слова. Дети выбирают любой квадрат, психолог зачитывает слово, а дети по одному зашифровывают слово с помощью картинок
Физкультминутка «Разноцветные ладошки»
(упражнение выполняется на ковре )
Психолог: Сейчас я вам буду показывать ладошки разного цвета, когда я покажу вам
красную ладошку- хлопаем в ладоши, зеленую-топаем ногами, желтую- руки вверх, синюю- поворачиваемся вокруг себя.
Мультимедийная гимнастика для глаз «Воздушные шарики»
Цель: Снятие напряжения с глазодвигательного нерва, концентрация внимания, развитие зрительно-пространственной ориентации.
На экране с музыкальным сопровождение появляются анимированные объекты, за которыми ребята внимательно следят.
Упражнение «Классификация»
Дети сидят парами за столами.
Цель: развитие элементов логического мышления и способности к обобщению. Закрепление умения работать в парах, умения договариваться.
Перед детьми набор предметных картинок. Работая в парах им необходимо определить, по каким признакам можно разложить картинки на две группы. Затем, дети должны договориться и решить, кто по какому признаку раскладывает картинки, и разложить их.
После того, как дети выполняют задание, психолог подходит к каждому ребенку и проверяет задание. Дети должны назвать признак, по которому, они раскладывали картинки.
ИГРА «РАССТАВЬ ЗНАКИ»
Для выполнения задания потребуется для каждого ребенка «карта»- квадратный лист бумаги, разделенный на 16 клеток, в клетках верхнего ряда написаны математические знаки (+, -, =)
Психолог: Ваша задача, ребята, разложить на большой карте по клеточкам маленькие карточки со знаками так, чтобы в рядах и столбцах не оказалось по два одинаковых знака.
Рефлексия «Моя Оценка»
Цель: формирование элементарных навыков самооценки.
Ребята, наш «Школьный урок» завершается, сейчас перед вами стаканчик в нем кружочки красный, желтый, синий. Вы должны поднять и показать Красный круг (Мне понравилось занятие и у меня все получилось).
Желтый круг (Мне понравилось занятие, но у меня не все задания получились).
Синий круг (Мне не понравилось занятие и у меня ничего не получилось).
Это и будет ваша соответствующая оценка. И не забывайте поделиться с нами, какое задание вам запомнилось больше всего.
Заключительная часть
Игровая ситуация «Мы дошкольники»
Цель: выведение детей из «мира школы», развитие фантазии и воображения.
Ребята, вы были молодцы вы умеете думать, обобщать понятия, работать в паре. Нам пора вернуться. Давайте встанем в круг и под веселую песенку вернемся в детский сад. В песне попали в Африку. А мы попали в детский сад.
А сейчас, мы открываем глаза и снова оказываемся в детском саду. Вы сегодня придёте домой и обязательно поделитесь с родителями своими школьными успехами.
Предварительный просмотр:
Коррекционно-развивающее сказкотерапевтическое занятие по программе сказкотерапии под редакцией Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой
Тема: «Дикие Лебеди»
(по сказке Г.Х. Андерсена)
Цели и задачи:
- Формировать умение произвольно концентрировать внимание на заданных группах мышц.
- Расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях: эмоции страха, злости создают в теле напряженность, а доброе спокойное состояние рождает расслабленность.
- Отработка правильного диафрагмального дыхания.
- Снятие эмоционального и мышечного напряжения.
- Развитие воображения и фантазии.
- Погружение в состояние покоя и расслабленности.
- Активизация и обогащение словарного запаса.
- Развитие слуховой памяти.
- Развитие умения чувствовать партнера и заботиться о других.
Необходимый материал: перышко, колокольчик, камешки, кусок прочной ткани (1,5Х1,5м), платочки.
Вступление:
Сегодня мы побываем в одной очень грустной сказке, но сначала вспомним все грустное и печальное, что вы знаете.
Дети передают друг другу перышко и называют грустные явления, события, предметы (сказка. Утро, рассказ, осень, мультфильм, лицо, дождь, письмо ….)
- нет ничего плохого в печалях, надо уметь их переживать и обязательно верить в то, что за грустными событиями всегда следует радостное и приятное.
Вход в сказку:
- Сказка, в которую мы отправляемся, называется «Дикие лебеди». Ее написал знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен. Волшебную силу, необходимую для путешествия, нам дадут колокольчики. Расслабьтесь, закройте глаза и слушайте перезвон. Чем внимательнее вы будете слушать. Тем больше силы получите.
Сказка: Далеко- далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь – Элиза. Хорошо жилось детям во дворце, да только недолго. Женился их отец-король на злой королеве, и мачеха сразу невзлюбила всех детей. Но поскольку она была еще и колдуньей, то замыслила страшное: превратить прекрасных принцев в безобразных черных птиц. Но колдовство свершилось лишь частично. Принцы были такими добрыми мальчиками, что превратились не черных безобразных птиц, а в прекрасных белых лебедей.
И полетели лебеди в дальние страны искать себе новое жилье.
Упражнение 1. Полет.
Дети перекрещивают руки на уровне запястий и машут ими, как крыльями. Упражнение длится достаточно долго, до усталости. Ведущий подбадривает детей, ссылаясь на то, что лебедям очень тяжело и трудно лететь в далекие страны.
Дети опускают кисти, расслабляют плечи и слушают ощущения в руках.
Ведущий предлагает определить, в каком месте ощущаться усталость, тяжесть.
- Теперь руки отдыхают и освобождаются от всякой усталости. Им становится легко и приятно.
Бедняжке Элизе так тяжело стало жить во дворце, что однажды она тайком покинула его и отправилась на поиски своих милых братьев. Целый день она брела по полям и болотам, а к вечеру вошла в дремучий лес. Там было темно и страшно, и Элиза почувствовала себя совсем одиноко. Сердце ее сжималось от тоски и печали.
Упражнение 2. В пути.
Психолог включает музыку. Дети идут друг за другом в состоянии печали и грусти, преодолевая на пути разнообразные препятствия: прыгают по кочкам (кусочки ткани на полу), бредут по колено в воде, раздвигают руками кустарник (имитируют). Проходят по узкому бревну (по ленточке) через речку, ступают по колючим веткам и иголкам, слегка проваливаются, утопают в мягком шелковистом мху.
Долго-долго брела Элиза ,и неожиданно вышла к морю.
Упражнение 3. Море.
- Вот и море!- психолог указывает на середину ковра.- вы измучились, устали в пути. Что вам хочется сделать? Дети «моются, бродят по воде, купаются»
А потом Элиза сидела на берегу и слушала, как шумит и вздыхает море.
Упражнение 4. Звуки моря.
Дети – сидят на пятках или стоят на коленях – слушают запись со звуками моря. На вдохе дети мягко и плавно поднимают вверх руки, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускают руки, возвращаясь в исходное положение. И длительно произносят: «Шшшшшшш». Упражнение выполняется мягко, спокойно, ритмично.
Морской берег был усыпан беспечными камешками. Море выбросило их на берег и так отшлифовало, что они сделались круглыми и гладкими. Увидя это ,Элиза подумала о том, что вода мягче рук, но она обкатывает даже острые камни, делая их гладкими, потому что вода не знает усталости. И волны неутомимо катятся одна за другой.
Упражнение 5. Морские камешки.
Каждый ребенок выбирает себе камешек, любуется им, дает краткое описание (крупный или мелкий, тяжелый или легкий, каков по форме, цвету, прозрачности, и.т.д.)
- Спасибо вам за науку, светлые, быстрые волны,- сказала Элиза.- Буду же и я трудиться неустанно.
Солнце уже садилось, и вдруг Элиза увидела одиннадцать белых лебедей в золотых коронах. Они опустились на берег и, как только солнце село, превратились в прекрасных принцев. Бросилась Элиза к ним в объятия! Радости не было предела. Все плакали и смеялись от счастья.
Упражнение 6. Объятия.
Один ребенок – «Элиза», остальные – принцы». «Элиза» по очереди с радостью обнимает каждого «принца».
Братья рассказали Элизе, что живут они за морем, а путь туда так далек, что перелететь море можно только за два дня. Посреди моря есть одинокий каменный утес, на котором они проводят ночь, превратившись в людей.
Всю ночь братья плели сеть, чтобы унести с собой Элизу. Утром, едва взошло солнце, братья превратились в диких лебедей, подняли клювами сеть и вместе с милой сестрицей взвились в облака.
Упражнение 7. Чудесная сеть.
Психолог вместе с детьми держит в натянутом виде прочную ткань. Каждый ребенок по очереди ложится на эту ткань, и его качают.
Целый день летели лебеди, близился вечер. Элизе показалось, что лебеди машут крыльями как будто через силу. «Ах, ведь это из-за меня они не могут лететь быстрее», - подумала Элиза. Солнце уже коснулось воды, а одинокого утеса все не было. Сердце Элизы затрепетало от страха за братьев.
Упражнение 8. Полет к утесу.
Дети берут в каждую руку по платочку, идут друг за другом по кругу и выполняют мягкие, плавные взмахи руками. Движения рук широкие и сильные. Упражнение выполняется до усталости. Ведущий подбадривает детей, хвалит их:
- Устали? Трудно? Но и ведь лебедям было трудно, а они все равно летели. Потерпите еще немного, послушайте усталость в руках: скоро «появится утес» и вы сможете отдохнуть.
Но вот, наконец, показался утес, лебеди быстро полетели вниз и опустились на камни. В этот миг солнце погасло, и Элиза увидела вокруг себя братьев. Все они простояли рука об руку всю ночь, едва умещаясь на крошечном утесе.
Упражнение 9. Ночь на утесе.
– Вот и утес». Опустили, расслабили руки, слушаем ощущения. Дети встают тесным кружком, спиной к центру круга.
- Будем спать стоя, как принцы на маленьком утесе. Закрыли глаза, расслабили шею, легонько уронили на грудь голову, опустили плечи, свесили руки. Все тело засыпает…
Расслабляется лицо: лоб. Глаза, щеки, губы.
Дышим очень спокойно, тихо, ритмично: вдоооох….выыыыдоооох….Слушаем свое сонное дыхание.
К вечеру следующего дня братья вместе с Элизой достигли берега. Они опустили сестру на землю перед большой пещерой. « Посмотрим, что тебе здесь приснится ночью!» - сказал младший брат, показывая сестре ее спальню.
Заключение:
- Увы, мы истратили всю волшебную силу, поэтому наше путешествие прервалось. Но сказка не закончилась. В следующий раз мы продолжим наши приключения и узнаем о дальнейшей судьбе Элизы и ее братьев.
А сейчас одним словом или коротким предложением назовите действия, которые мы выполняли в сказке ( спали, слушали звуки моря, летали, расслаблялись, обнимались, рассматривали камни, качались….)